Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Глава 2. СЦЕНАРИИ КАК ВИД ДРАМАТУРГИИ




1. Сценарий как драматургическая форма театрализованных представлений

С развитием общества развивается и его праздничная культу­ра, а вместе с ней повышается спрос на художественно-образную организацию праздничных событий. В связи с этим в настоящее время заметно выросла потребность в добротной сценарной дра­матургии. Вместе с тем, процесс создания такой драматургии не прост. Помимо творческих способностей и больших человечес­ких затрат процесс создания сценариев требует профессиональ­ных знаний умений и навыков. Как создать хороший, грамотный сценарий? Каковы особенности сценариев театрализованных действ? В чём сущность и специфика сценариев театрализован­ных представлений и праздников? Эти вопросы волнуют каждого, кто вступает на путь сценарного творчества, так как они невольно возникают у начинающих сценаристов уже на первом этапе их творческого процесса.

К проблеме сценариев, сценарной драматургии неоднократно обращались известные теоретики и практики театра, кино, радио, телевидения и, конечно же, театрализованных представлений и праздников. Известны взгляды на сценарную драматургию праз­дничных действ Д.М. Генкина, Д.Н. Аля, А.И. Чечётина, А.А. Коновича, А.Д. Силина, О.И. Маркова, Г.Д. Литвинцевой и других теоретиков и практиков театрализованных представлений и празд­ников. Вместе с тем, теоретический материал разбросан по разным литературным источникам, что создаёт трудности для создания полной картины знаний о данном предмете. Многие теоретические разработки, изданные ещё в советское время, устарели по причине насыщенности идеологией, а вместе с ней и не воспринимающи­мися современной молодёжью примерами из практики тех лет.

В настоящем разделе мы попьггаемся обобщить взтяды на данную проблему, тем самым создать наиболее полную картину о суошости и специфике сценариев театрализованных представле­ний и праздников.

Итак, сценарий является первоначальным моментом в твор­ческом процессе работы по созданию театрализованных пред­ставлений и праздников. Это драматургическая форма любого те­атрализованного действа. Сценарий является драматургической основой театрализованных представлений и праздников. По­этому, прежде чем приступить к постановочной работе над оче­редной праздничной программой, необходимо разработать сцена­рий будущего праздничного действа.

По определению известного теоретика и практика массовых праздников Д.М. Генкина, «сценарий - это подробная литератур­но-режиссерская разработка содержания театрализованного праз­дничного действа. Обычно сценарий в строгой последовательнос­ти и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на массовом празднике, раскрывает тему в следующих друг за другом элемен­тах действия, показывает авторские переходы от одной части дей­ствия к другой, приводит примерное направление всех публицис­тических выступлений, вписывает в действие используемый художественный материал, предусматривает средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование всех площадок действия» (16, 102). Такой подход к определению сценария говорит о его многоплановости и сложности. Предло­женная Д.М. Генкиным структура сценария даёт возможность в процессе творческой работы по созданию будущего праздничного действа и литературной фиксации его содержания ничего не упу­стить, продумать и решить все необходимые моменты по вопло­щению сценарно-режиссёрского замысла. Дополнение к данному определению сценария даёт известный режиссёр массовых теат­рализованных представлений и праздников А.Д. Силин. В своём определении сценария он делает акцент на его режиссёрский ас­пект. В книге «Театр выходит на площадь: Специфика работы ре­жиссёра при постановке массовых театрализованных представле­ний под открьггым небом и на больших нетрадиционных сцени­ческих площадках» он пишет: «Когда мы говорим о сценарии мас­сового представления, то менее всего имеем в виду сценарий в кинематографическом или телевизионном значении этого слова, то есть некое литературное произведение, в котором по сравнению с традиционной пьесой лишь слегка расширено описание зри­тельного ряда. В данном случае «сценарий» - всего лишь обще­принятый термин. По форме он гораздо больше приближается к оперному или балетному либретто или к сценарию пантомимы, это описание действенно-событийной линии с развёрнутыми и подробными постановочными ремарками, это специфический ре­жиссёрский сценарий» (58, 14).

Взгляд А.Д. Силина на сценарий как либретто заставляет нас обратить внимание на необходимость подробной фиксации в сце­нарии всех действий участников театрализованного представле­ния, которые планируются в ходе его проведения. Указывает на обязательность детальной разработки и фиксации действий испол­нителей театрализованного представления, работающих во всех жанрах, на последовательную фиксацию всех драматургических, режиссерских и постановочных решений отдельных номеров, свя­зок, всех выразительных средств, создающих сценическую атмос­феру праздничного действа и раскрывающих его содержание. Та­ким образом, сценарий — это результат тесного творческого со­трудничества сценариста и режиссёра или творчества режис­сёра-сценариста в одном лице. В связи с этим нам необходимо помнить, что сценарий должен содержать как драматургичес­кое, так и режиссёрское решение. Поэтому сценарий не пред­назначен для чтения, он служит драматургической основой для сценического воплощения, будущего театрализованного действа. Кратко и ёмко сформулировал понятие сценария СМ. Массарский: «Сценарий - это зафиксированная авторам сюжетно-образная концепция массового действа, на основе найденной и постав­ленной им проблемы, праздничного события» и далее уточняет: «Сценарий - это подробная литературная (режиссёрская) разра­ботка сюжетно-образного построения массового действа» (40). Обобщённое определение, вбирающее, на наш взгляд, в себя все предыдущие определения сценария даёт нам А.И. Чечетин. Он определяет сценарий театрализованного представления «как спо­соб фиксации будущего единого действия представления любого вида и разновидности, по возможности во всем объеме вырази­тельных средств» (70, 101).

Сценарий соединяет в себе как художественную организа­цию сценарного материала, так и организацию действий ре­альных участников праздничного действа. Эту концепцию выд­вигали ещё Д.М. Генкин и А.А. Конович, убеждая в том, что сце­нарий театрализованных форм имеет два аспекта - художествен­ный и психолого-педагогический. В процессе работы над сцена­рием автор должен не только выстроить сценарный материал по законам драматургии, но и запрограммировать в нём приёмы ак­тивизации участников будущего праздничного действа и их пред­полагаемую реакцию и поведение, грамотно организовать зритель­ское восприятие разрабатываемого действа. Поэтому сценарист-режиссёр уже на этапе работы над сценарием управляет реакцией будущей аудиторией, программируя её эмоциональное состояние и поведение. Разрабатывая сценарий, он последовательно выстра­ивает сменяемость чувств и эмоций, настроений и действий пред­полагаемой аудитории по ходу развития всего праздничного дей­ства. При этом сценарист не должен забывать о законах драматур­гического построения действия, о необходимости воздействия на аудиторию по эмоциональному нарастанию: от эмоционально ме­нее слабого воздействия до более сильного. Согласно С.М. Эйзен­штейну, художественное произведение не застывший итог, не ре­зультат творческого труда, а «живой процесс», в котором пересе­каются концепции автора и восприятие зрителя. При этом воспри­ятие зрителя в окончательном осуществлении произведения име­ет активно-эстетическое значение. «Произведение искусства, по­нимаемое динамически, и есть процесс становления образов в чувствах и разуме зрителя. В этом особенность подлинно живого произведения, в отличие от мертвенного, где зрителю сообщают изображённые результаты некоторого протекающего процесса творчества, вместо того чтобы вовлекать его в протекающий про­цесс» (77, 331).

Здесь невольно хочется вспомнить слова великого режиссёра Г. Товстоногова, который говорил: «...если подходить к нашей про­фессии с самых высоких позиций, то, вероятно, это самая труд­ная профессия в мире. Всем известен диалог Гамлета с Гильденстерном о флейте. Так вот режиссёр должен уметь играть на человеческой душе, должен знать колебания, которые позволят ему руководить душой артиста и с ним вместе, «через него» нахо­дить отклик в душах зрителей...» (66, 48). Эти слова талантливо­го режиссёра можно смело отнести и к творчеству сценариста. Он, как и режиссёр или будучи сценаристом-режиссёром в од­ном лице, должен быть хорошим психологом, уметь управлять человеческими чувствами, уметь «играть на человеческой душе» и в творческом процессе работы над сценарием должен уметь выявить силу воздействия каждой единички сценической инфор­мации на конкретную аудиторию, почувствовать уровень эмоци­онального воздействия каждого отобранного им средства выра­зительности и суметь поставить его в такой контекст с другим сценарным материалом, чтобы вызвать у присутствующей ауди­тории необходимую реакцию, так как, создавая сценарий, автор, по словам О.И. Маркова, «создаёт действенную модель челове­ческих отношений». И только программируя и выстраивая чув­ственно-эмоциональную реакцию и приёмы активизации в сце­нарий театрализованного действа, можно надеяться на эмоцио­нальный отклик предполагаемой аудитории на поднимаемые про­блемы и достижение поставленной цели педагогического воздей­ствия.

Итак, сценарии театрализованных представлений и празд­ников представляют собой единство художественной, психо­лого-педагогической и режиссёрской деятельности. В связи с этим в процессе работы над созданием сценария автор выступает не только в качестве сценариста и режиссёра, но и в качестве со­циолога, педагога, психолога, художника. И при этом он должен быть Гражданином в высоком значении этого слова, быть социально активной Личностью и уметь образно выражать своё отно­шение к поднимаемым проблемам.

Таким образом, создание сценария театрализованного дей­ства - процесс сложный и требует многостороннего, комплекс­ного подхода.

 

Вопросы для самопроверки:

Что такое сценарий?

Какое место занимает сценарий в профессиональной деятель­ности режиссёра театрализованных представлений и праздни­ков?

Что включают в себя сценарии театрализованных представле­ний и праздников?

На какие аспекты сценария необходимо обратить внимание ре­жиссёру театрализованных представлений и праздников в про­цессе его творческой деятельности? Что предполагает художественный аспект сценария? Что предполагает режиссёрский аспект сценария? Что предполагает психолого-педагогический аспект сценария? Какие виды деятельности вбирает в себя работа по созданию сценариев театрализованных представлений и праздников?

 

Литература:

1.Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство. -М.: Сов. Рос­сия, 1985.

2.Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Методическое пособие для редакторов и методистов. НМЦ. - М.: МК РСФСР ВНМЦНТ и КПР, 1989.

3.Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. — М.: Просвещение, 1988.

4.Силин А.Д. Театр выходит на площадь: Специфика работы режис­сёра при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площад­ках. - М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1991. - 178 с.

5.Чечетин А. Основы драматургии театрализованных представле­ний. -М.: Просвещение, 1981.

6.Шароев И.Г. Режиссура эстрадных и массовых представлений. -М.: Просвещение, 1986.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 339; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.016 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты