Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Психотерапевтический процесс




 

В течение первых четырех месяцев психотерапии сновидения и визуализации Мэгги в ходе НВМ-сессий отражали ее чувства отчаяния и безысходности. Она, в частности, видела сон, в котором представля­ла себя узницей лагеря, расположенного на территории России, и у нее не было никакой возможности оттуда выбраться. В другом сне она врезалась на автомобиле в кирпичную стену. Она также говорила о своем желании что-то изменить на работе, но не видела никакой возможности это сделать.

Когда начал использоваться метод НВМ, Мэгги не могла слушать более легкую классическую музыку, в которой звучали арфа и/или флей­та. Поэтому на начальном этапе психотерапии использовались лишь четыре музыкальные программы: «Бах», «Успокаивающе-анаклитическая музыка», «Музыка скорби» и «Музыка для расширения сознания».

Во время первой НВМ-сессии она увидела себя в образе заклю­ченного в клетку эмбриона. Клетка была похожа на оскаленную пасть. Она чувствовала себя совершенно беспомощной и неспособной выб­раться из этой клетки. Единственной возможностью выйти из этой си­туации, по ее словам, было бы умереть и возродиться в новой форме. Таким образом, основной темой ее переживаний было: «Что бы я ни делала, это мне не поможет». Такова была и ее жизненная позиция.

Возникший у Мэгги во время этой сессии образ клетки напоми­нал образ «vagina dentata» — влагалища с зубами. Влияние строгой и склонной к критике матери проявилось в следующем сновидении, ко­торое Мэгги решила обсудить с психотерапевтом. «Я примеряю купальники вместе с матерью, и она никак не дает мне возможность сделать самостоятельный выбор», — сказала Мэгги. Судя по всему, она до сих пор неосознанно испытывала сильный контроль со стороны интериоризованного образа матери, мешавшего ей принимать решения.

- 105 -

Первая мандала Мэгги представляла собой примитивное изоб­ражение спирали красного цвета с включением более светлых оттен­ков телесного цвета. Эти цвета свидетельствуют о чувстве незащи­щенности и эмоциональной хрупкости. Поскольку спираль раскручи­вается против часовой стрелки, это указывает на переживание психического регресса и готовность к самопознанию. Другая манда­ла, созданная в начале психотерапии, состояла из двух полукругов — красного и зеленого, повернутых в противоположных направлениях друг к другу, что свидетельствовало о наличии конфликта между стрем­лением к действию и высоким самоконтролем. Комментируя этот ри­сунок, Мэгги сказала, что испытывает чувство безысходности и ско­ванности.

Выбор карт при использовании карточного теста мандалы соот­ветствовал характеру описанных выше образов. Мэгги выбрала четыре карты: две из них соответствовали стадии фрагментации (№ 11), при этом одна цветная карта была цвета шартрез, а другая — темно-фиоле­тового цвета. Данные карты, по-видимому, отражали высокий уровень стресса, который Мэгги испытывала в тот момент, ее страх дезинтегра­ции и чувства растерянности и беспомощности. Кроме того, она выб­рала карту стадии № 3 в виде спирали коричневого цвета, отражаю­щую негативный опыт общения с матерью и низкую самооценку. Вы­бор спирали указывал на готовность осознать психический материал. Последняя карта соответствовала стадии № 1 и представляла собой изображение паутины темно-синего цвета, указывающей на возможную родовую травму и свидетельствующую; о восприятии мира как враж­дебного и неприятного, что соответствовало ее постоянному ощуще­нию того, что она не соответствует ожиданиям окружающих, в особен­ности женщин, которые то и дело ее критикуют.

В ходе очередной НВМ-сессии Мэгги увидела, как ее засасывает в находящуюся в океане воронку темно-фиолетового цвета. Попав в ка­кое-то замкнутое пространство грязно-зеленого цвета, она внезапно поняла, что ее проглотил огромный осьминог. Ужаснувшись этому, она зарыдала. В конце концов она произнесла: «Я умираю... и части меня всплывают на поверхность...» Затем она с удивлением констатирова­ла: «Но я чувствую, что рядом со мной находится кто-то, кто нежно собирает то, что от меня осталось!» Она пережила опыт фрагментации, который, однако, привел к положительным результатам. В ней просну-

- 106 -

лось то, что могло собрать части ее «я» воедино, и предполагаемая ра­нее возможность ее психологического возрождения получила зримое подтверждение.

В последующем Мэгги несколько раз видела себя во сне умира­ющей, ее сновидения также часто отражали ее ситуацию на работе. Всякий раз она испытывала во сне страх предпринять активные шаги для того, чтобы изменить существующую ситуацию. Хотя картины своей смерти в сновидениях ее парализовали, в реальной жизни она все более остро ощущала потребность изменить привычные для нее модели поведения и взяться за решение своих проблем. На работе она чувствовала себя безликим винтиком в бюрократической машине. Та пустота, которую она ощущала на работе, не являлась результатом лишь однообразия ее деятельности. Как показали последующие НВМ-сессии, ее состояние во многом определялось особенностями раннего развития.

Во время второй НВМ-сессии Мэгги услышала смех ведьмы и увидела лицо насмехающейся над ней старой старухи. Себя же она пред­ставляла в образе ребенка, чувствовавшего себя беззащитным перед ведьмой. В конце концов, однако, ведьма разозлила ребенка настолько, что в том проснулось желание оказать ей сопротивление. Когда это же­лание усилилось, она увидела себя приближающейся к тоннелю и про­двигающейся по нему. Когда же она подошла к его выходу, тоннель зак­рылся снаружи и она оказалась заточенной в нем. Несмотря на это, от нее отделилось зернышко, вылетело наружу и упало в жирную, черную почву. Таким образом, у Мэгги впервые обнаружился потенциал, необ­ходимый ей для дальнейшего развития; произошла мобилизация ее желания активного противодействия ситуации, которое могло послу­жить основой преодоления депрессии.

Взрывной характер переживаний в ходе визуализации осьминога и проснувшееся желание противостоять ведьме, по всей видимости, обозначали определенное изменение в ее состоянии. Ее апатия стала не столь выраженной, и ее сексуальные реакции стали более живыми. В ее сновидениях появилось больше эротического материала; у Мэгги также произошло некоторое эмоциональное сближение с мужем.

В течение следующих пяти месяцев, в середине психотерапевти­ческого процесса многие сновидения и визуализации Мэгги и ее ри­сунки отражали происходящие в ней изменения. В ее визуализациях в

- 107 -

ходе НВМ-сессий преобладал образ ребенка. Она вначале увидела его одиноким, находящимся в темной комнате. Присмотревшись к нему, Мэгги заметила, что ребенок заточен в некое подобие трубы, и поняла, что он испытывает из-за этого сильное раздражение. Поняв, что она хочет выбраться на свободу, Мэгги вскоре увидела, что это — ребенок пятилетнего возраста, который чем-то обижен и плачет. Мэгги удиви­лась тому, насколько зол и обижен оказался ребенок и насколько он оди­нок. Ребенок обратился к ней со следующими словами: «Мне потребу­ется некоторое время для того, чтобы научиться изъясняться и вести себя так, как мне нужно».

Сновидения того периода содержали образы старых домов, в ко­торых Мэгги пыталась навести порядок. Водопроводные трубы в этих домах были засорены, а мусорные бачки — наполнены до отказа. Тем не менее ей удавалось постепенно навести в них порядок. Во время НВМ-сессии Мэгги вновь увидела себя ребенком — теперь уже несколь­ко более старшего возраста, — который пытался уговорить ее не совер­шать трудное восхождение на гору. Все это говорило о том, что этот ребенок хочет, чтобы взрослая Мэгги стала его другом.

Последующие НВМ-сессии вновь и вновь сопровождались визуа­лизацией внутреннего ребенка, что провоцировало оживление все но­вых воспоминаний. По мере того как одиночество и разочарование, которые Мэгги испытывала в детстве, обсуждались ею с психотерапевтом, она приходила к осознанию того, какую роль образ ребенка может играть на данном этапе ее жизни. Она становилась помощницей этому ребенку, в то время как ее родители никогда не пытались способство­вать ее психическому росту. Она поняла, что они были довольны ею, лишь когда она с ними соглашалась. Она воскликнула: «Теперь я осоз­наю, что для того, чтобы они меня приняли, я должна быть совершенно безропотной — почти слабоумной!» Она искренне удивилась тому, как долго она пыталась быть помощницей своим родителям, считая себя в ответе за их счастье.

Выбор карт в тесте мандалы позволил сделать прогноз относи­тельно прогресса психотерапии на среднем этапе работы. Мэгги впер- : вые выбрала карту стадии № 4; которая указывает на начало чего-то нового, скорее всего на формирование у Мэгги нового представления о себе самой. Это ощущалось ею в появлении более живых сексуальных реакций. На психологическом же уровне это выражалось в более от-

- 108 -

крытом выражении связанных с детством чувств гнева и сожаления, а также в ее стремлении построить новые отношения с родителями, выс­тупая при этом в качестве взрослого человека.

В этот период Мэгги увидела несколько снов со сходной тематикой. В одном из снов она оказалась в совершенно незнакомом, диком месте, где ее подстерегала опасность. Мэгги ощущала необходимость сделать выбор, с тем чтобы изменить свою жизнь, но боялась расстаться со зна­комым ей состоянием равнодушия и апатии. Ее опасения проявились в сновидениях: в одном из них она видела, как вокруг нее падали стены, оставляя ее незащищенной и открытой. Мэгги находилась в процессе перехода в новое состояние и пыталась сделать жизненный выбор. В дру­гом сне она увидела человека, который ехал на трехколесном велосипеде с очень большими шинами. Велосипед столкнулся с препятствием, и человек упал прямо в росшую у дороги крапиву. По моему мнению, этот сон указывал на то, что характерное для Мэгги стремление остаться в безопасности впервые не уберегло ее от неприятностей.

Во время последовавшей за этим НВМ-сессии Мэгги увидела себя в образе марионетки, которой никто не пытался руководить. Затем она увидела себя находящейся в старом складском помещении, окружен­ной серыми картонными обрезками, которые, по ее мнению, являлись не чем иным, как частями ее самой. Она въехала на склад, сидя в инва­лидной коляске; из раны на ее груди стекала кровь. Она подумала, что у нее больное сердце, которое, несмотря ни на что, полно жизни. Когда я спросила Мэгги, в чем нуждается это больное сердце, она ответила, что оно нуждается в том, чтобы с ним «обращались как с новорожден­ным младенцем». Она показала, как она держит, убаюкивая, на руках свое сердце, как ребенка.

Выбор карт в карточном тесте мандалы свидетельствовал об уси­лении чувства обиды и недовольства. Мэгги выбрала карту стадии № 6 с изображением расщепленного по вертикали круга темно-красного цвета; другая карта соответствовала стадии № 8 и изображала пятико­нечную звезду — также темно-красного цвета. Она никогда раньше не выбирала оттенки красного цвета, так же как и карту стадии № 6, ука­зывающую на открытое неповиновение и вызов. То же самое касается и карты стадии № 8, свидетельствующей о зрелой идентичности. Все это указывало на то, что переживаемые Мэгги чувства раздражения и гнева достигли большого накала. Для Мэгги было очень важно пере-

- 109 -

жить период открытого протеста, чтобы убедиться в том, что она может управлять этими чувствами и благодаря этому достичь психологичес­кой зрелости и независимости.

В одну из ночей в этот период Мэгги увидела, как здание, в кото­ром она работает, шатается и какой-то человек пытается его поджечь. Во время другого сна она увидела себя пытающейся убежать с работы, но автомобильные пробки ее задерживают. В третьем сне она увидела, как с нее сваливается огромная корка засохшей крови. В это время она нарисовала мандалу с изображением здания или кирпичной стены се­рого цвета, в которой имелись вкрапления темно-красных оттенков. Во время НВМ-сессии она также увидела кирпичные стены, возникавшие одна за другой, по мере того, как она их преодолевала. Когда она устала и хотела уже остановиться, какой-то человек начал над ней смеяться и бросать в нее черносливом. Разозлившись, она решила продолжать перебираться через стены. Судя по всему, Мэгги пыталась овладеть чувством гнева и уже была готова к активным действиям.

Она испытывала неосознанную потребность в катарсисе; ей необ­ходим был некий эмоциональный стимул для того, чтобы окончательно преодолеть инерцию, препятствовавшую ее психическому росту и при­нятию решений в течение многих лет. Вскоре после сна, в котором она видела, как в нее бросают черносливом, она увидела себя во время дру­гого сна смело входящей в' вестибюль здания, в котором она работала. Затем она села на корточки, и из нее на пол вылилась большая порция менструальной крови.

Решимость Мэгги с каждым днем росла. Я всячески побуждала ее понять причины своего недовольства и более активно отстаивать свои интересы. Борьба взаимоисключающих потребностей проявилась во вре­мя очередной НВМ-сессии, когда она увидела себя находящейся в зоне, отделяющей свободную территорию от оккупированной. Находившиеся на оккупированной территории люди кричали ей, чтобы она на нее не входила, но она испытывала острую потребность это сделать, поскольку эта территория была ей уже знакома — здесь были видны голые скалы и редкий кустарник. Войдя на эту территорию, она почувствовала, как ее затягивает в скалу какая-то сила. В конце концов она обратилась в гра­нитную скалу. Когда я спросила, что она чувствовала, став скалой, она ответила: «Странно. Я чувствовала себя хорошо защищенной — застыв­шей, но защищенной». Через минуту характер визуализации изменился,

- 110 -

и Мэгги вздрогнула. Улыбнувшись, она произнесла: «Скала вытолкнула меня обратно! Она сказала, что я ей больше не принадлежу!»

Поскольку образы Мэгги в это время часто отражали все еще со­храняющуюся нерешительность, я решила, что она, по всей видимос­ти, прошла некий цикл развития: она осознала свои потребности и внут­ренне освободилась. Она гораздо лучше, чем раньше, стала понимать свои чувства. При этом ее сновидения и визуализации словно спраши­вали ее: «Ты и дальше будешь пребывать в состоянии неопределеннос­ти или действительно попытаешься его преодолеть?»

В этот столь важный для нее период она пришла на одну из сессий с мандалой, на которой была изображена растрескавшаяся стена и вста­ющее над ней солнце. Показывая мне рисунок, Мэгги сказала, что приступила к поискам новой работы.

При очередном использовании карточного теста мандалы Мэгги выбрала три карты, относящиеся к верхней части Большого Круга и сви­детельствующие о формировании нового «я»: одна из карт относилась к стадии № 6 и содержала изображение расщепленного круга светло-зеле­ного цвета, что указывало на то, что она не только пытается бросить вы­зов обстоятельствам, но и найти реальный выход из создавшегося поло­жения. Она была готова окончательно внутренне дистанцироваться от родителей. Эта карта также указывала на ее готовность отстаивать свои интересы в отношениях с социальными авторитетами.

Кроме того, Мэгги выбрала карту стадии № 7 с изображением кре­ста желтого цвета, указывающую на рождение «я» и осознание себя в качестве независимого и зрелого существа. Оквадрачивание круга было достигнуто, указывая на психологическую автономность Мэгги! Тре­тья карта относилась к стадии № 8 и содержала изображение пятико­нечной звезды красного цвета, свидетельствующей о наличии значи­тельного запаса энергии, необходимой Мэгги для самоутверждения.

В течение последнего месяца работы на прежнем месте Мэгги ис­пытывала бодрость и предвкушение того, что ей вскоре предстоит най­ти для себя новое занятие. Ее семейная жизнь складывалась лучше, чем когда бы то ни было. Мэгги стала более спокойно относиться к своим родителям и больше не чувствовала себя скованной, уступчивой и не­зрелой в отношениях с ними. Ее чувство юмора стало проявляться в большей степени, чем раньше, и она часто подшучивала над собой и сложившейся ситуацией.

- 111 -

В течение последнего этапа лечения визуализации Мэгги при про­ведении НВМ-сессий свидетельствовали как о внутренних, так и вне­шних изменениях. В ходе одной из НВМ-сессий я использовала музы­кальную программу под названием «Положительный аффект», включа­ющую произведения Эльгара, Моцарта, Барбера и Штрауса. Эта музыка часто вызывает положительные, иногда — транс персональные и религи­озные переживания. Ранее Мэгги не могла ее слушать. Слушая музыку, она увидела восход солнца; его лучи наполнили пейзаж всеми цветами радуги, заливая пространство золотым светом. Поднявшись на гору, Мэгги увидела фигуру в белых одеждах, протянувшую навстречу ей руки. Ког­да она приблизилась к этому человеку, он заключил ее в свои объятия. Ее переполнило удивительное чувство единения с этим добрым существом. Затем человек поднял руку и произнес: «Теперь ты обрела для себя ново­го проводника. Все, что ты видишь вокруг, принадлежит тебе». Мэгги торжественно ответила: «Я должна заключить все это в свое сердце. Пе­редо мной — новая земля, которую я смогу освоить и защитить».

Лишь только она это произнесла, как сквозь все ее тело прошли вол­ны тепла и она почувствовала, как ее сердце увеличивается в размерах. «Мое сердце будет мне служить компасом, — произнесла она, — оно яв­ляется источником моей силы. Я чувствую исходящую из него энергию, но я не теряю самообладания и не чувствую себя сентиментальной. Это... я таю... я не могу больше говорить!.. Я сливаюсь с огромной книгой, кото­рую куда-то несут... Теперь я стала атомом, который распадается...»

Когда Мэгги наконец вернулась в свое обычное состояние, она была глубоко взволнована — так же, как и я. Она выглядела решительной и наполненной внутренней силой. Спустя неделю она получила уведом­ление о приеме на новую работу. Сейчас я продолжаю встречаться с Мэгги один или два раза в месяц. Она больше не является узницей сво­их страхов и не чувствует себя скованной обстоятельствами.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты