Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Л Е К Ц И Я № 36. Философия и культура Древнего Востока




В IV тысячелетии до н. э. на берегах Нила, Тигра, Евфрата, Ин­да возникли первые великие цивилизации. Причины возникновения:

1) переход от меди к железу;

2) товарно-денежные отношения;

3) ослабление родоплеменных связей;

4) первое государство — ускорение хода истории;

5) духовная жизнь.

Над человеком начинают властвовать не природные, а со­циальные силы — человек подчиняется государству, закону. В большинстве своем — рабство, зато у немногих — свобода твор­чества. От ранних форм религиозного сознания (тотемизма — фе­тишизма — анимизма — магии — мифа) наметился переход к ре­лигиозно-философскому осмыслению бытия.

Особенности восточной философии:

1) синтез мифологического, религиозно-символического и рационального (в учениях Будды и Конфуция, в Ведах, в свя­щенной книге персов «Авесте»);

2) целостность видения человека. Соотношение элементов меняется, но сохраняется единство различных подходов. Ми­фология, религия, философия, наука — и форма, и продукт культурного самоопределения человека, но нет иерархии по степени истинности, а есть переплетение самостоятельных, подчас несоизмеримых идейных структур. Усложнение архаич­ных мировоззрений не вытеснялось метаморфозами бытия;

3) доминирование некоторых форм рационально-духовного освоения мира при сохранении предшествующих. В опреде­ленных социокультурных ситуациях «отжившие» способы ду­ховно-практического освоения мира актуализируются, вновь доминируют. Происхождение и сущность человека мифологичны. Мир

уподоблен человеку, характерны ассоциативность, анимизм и ан­тропоморфизм, т. е. оживление, одухотворение и уподобление


природных явлений человеку, а человека — миру; они — творе­ния богов.

Но в первых письменных источниках Древнего Китая («Кни­га перемен», III—IV вв. до н. э., учение Конфуция) осмысливается специфичность человека. Конфуций: «Быть человеком равно лю­бить людей». Взаимность и любовь к другим отличают человека от иных существ. Последователь Конфуция Мэн-цзы говорил о важности человекознания: «Лишь тот, кто познает свою приро­ду, может познать Небо».

Противник конфуцианства Мо-цзы: «Человек отличается от животного умением трудиться».

Лао-Цзы (даосизм): «Главное в жизни человека — недеяние, непротивление тому, что предначертано путем дао».

Восточная философская мысль менее категорична, чем запад­ная, неопределеннее; в логике (Индия) нет закона исключенного третьего, допустимы утверждения: «человек и добр, и зол» или «он ни добр, ни не добр».

Эти особенности мировоззрения и религиозно-философские идеи — архитипические черты Востока и влияют на процессы в мире. Восточная философия вобрала в себя все существовавшие в культуре формы освоения человеком мира. Философия Востока характеризуется как религиозная, мистичная, интуитивная, наце­ленная на эстетико-этическую просвещенность, а философия За­пада — как рациональная, научная, натуралистичная, ориентиро­ванная на прогресс и активную преобразующую деятельность.

Но обе в единстве призваны сформулировать планетарное фи­лософское мышление будущего.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты