Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Л Е К Ц И Я № 49. Герменевтика как философское направление




Герменевтика(от греч. hermeneno — «истолкование») — искус­ство толкования текстов, символов, смыслов социокультуры; эк­зегетика.

Использовалась в теологии (толкование учений, священных текстов), филологии (интерпретация текстов древних авторов на современный язык).

Философская проблематика герменевтики впервые стала раз­рабатываться Фридрихом Шлейермахером (1768—1834) — проте­стантским теологом и философом.

Заметно влияние И. Канта и особенно Г. Фихте («Наукоуче-ние»). Главная функция герменевтики— в выявлении способа вы­ражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Противопоставлял герменевтику диалектике и граммати­ке, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивиду­альный стиль произведения.

Вильгельм Дильтей (1833—1911) —представитель философии жизни, основатель понимающей психологии. Метод понимания, применяемый в исследовании истории, противопоставляет мето­ду объяснения, который присущ наукам о природе. Если в основе объяснения лежат опыт, продуктивно-конструкторская деятель­ность рассудка, то понимание сходно с интуицией и характеризу­ется непосредственным постижением некоторой духовной це­лостности. Собственный мир понимается через самонаблюдение (интроспекцию), мир другого — через сочувствование, сопережи­вание. Герменевтика —метод понимания культуры.

Эдмунд Гуссерль (1859—1938) в основу понимания помещает «неосознанный фон интенциональных актов познания», «нете­матический горизонт», который дает некоторое представление о предмете. «Горизонты» отдельных предметов сливаются в единый «жизненный мир», делающий возможным понимание одного другим. Отдельные культурные и исторические памят­ники имеют смысл только через соотнесенность с «жизненным миром».


Мартин Хайдеггер (1889—1976) в качестве жизненного мира рассматривает языковую реальность. «Язык — дом бытия»: герме­невтика — не только искусство толкования текстов, но и «свер­шение бытия», которое наиболее полно проявляется в многоз­начном творчестве поэтов. Истолкование поэтического слова — главная цель и функция философии герменевтики.

Выдающийся представитель герменевтики XX в. — Ханс Георг Гадамер (1900 г.).

Опирался на «понимающую психологию» В. Дильтея, теорию «жизненного мира» Э. Гуссерля, учение о языке М. Хайдеггера, которого признавал своим непосредственным учителем.

Х. Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую отрасль понимания. Ее пред­метом наряду с историко-гуманитарными науками является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии. Понимание здесь универсальный способ существования действующего чело­века, его непосредственный (жизненные проявления, экзистен­ция), так и опосредствованный (история, культура) опыт. Таким образом, пониманию придается онтологическое значение. Герме­невтикакак философское знание — это анализ процесса понима­ния движения к истине. Она — не результат, а путь к знанию, са­ма практика получения истины. Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения.

Мир культурных ценностей — язык, с помощью которого дол­жны быть истолкованы все составляющие культуры.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты