Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Лекция 4. Типология культур




4.1. Этническая и национальная культура.

4.2. Восточный и западный типы культуры.

4.3. Север и Юг.

4.4. Цивилизация.

 

Для анализа многообразия культур необходимо: феноменологическое описание – описание реальных, конкретных культур как особых социально-исторических феноменов; типологическое описание – выяснение сходства и различия и создание типологии, т. е. разделение их на типы. Тип – идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщенном, схематизированном виде выражает некоторые существенные черты культуры, отвлекаясь от их специфических особенностей. Классификация охватывает все без исключения объекты исследуемой области.

В качестве критерия выделяются следующие основные характеристики: географический принцип (локализация в пространстве); хронологический принцип (локализация во времени); особенности религии; особенности языка; особенности экономики и т. д. Основная типологическая единица – исходная форма культурных образований, которая подразделяется на различные типы. Чаще всего в качестве типологической единицы берут культуру этноса или нации. В этом случае типы – это группы этнических и национальных культур (метакультуры), а также разновидности культурных форм внутри этнических и национальных культур (субкультуры).

 

4.1. Этническая и национальная культура

Этнос – исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация), говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем этим от других народов. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада. Членов этноса объединяет этническое самосознание – сознание своей генетической связи с другими представителями группы. Не столько генетическая связь, сколько представление о ней, важно, чьим потомком считает себя человек, а не чьим потомком является на самом деле.

Исторические условия существования этносов порождают социальные связи: государственно-политические, хозяйственно-экономические, религиозные и т. д., это приводит к появлению этносоциальных общностей – наций. Этнос определяется как явление социальное (Бромлей) или как биологическая популяция (Широкогоров), географическое явление (Гумилев).

Этническая культура – культура людей, связанных между собой общностью происхождения и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Исторически первая форма – племенная культура. Этническая культура опирается на традиции предков, влияющие на сферу труда и быта, проявляются в особенностях пищи и одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицине, т. п. Специфика обусловлена географической средой. В ней выражается народный опыт жизни и рациональное ведение хозяйства. Сегодня он актуален для сельского хозяйства, поэтому сохраняется в деревне. Сельская культура – культура, носителем которой являются люди, живущие в селе: неравномерная загруженность в течение года; персонификация межличностных отношений (личностный характер); неформальный контроль за поведением; фамильярность общения; ведущая роль в информационном обмене – слухи; ограниченный жизненный опыт; коллективная деятельность; ограниченный культурный выбор.

Этническая культура имеет характерные черты: зависит от природной среды, консервативна, преемственна, ориентирована на сохранение «корней», усваивается с детства в жизненном опыте, тяготеет к замкнутости.

Этнические стереотипы – упрощенные, часто искаженные представления о типических чертах, характеризующих какой-либо народ, составной элемент этнического сознания. Они помогают конкретному человеку осознать свою этническую принадлежность, свое отличие от представителей других этнических общностей, формируются на основе определенных реалий, которые усваиваются некритически, эмоционально окрашиваются, т. е. мифологизируются. В них различия между этносами воспринимаются как нечто странное и несуразное, особенные черты и признаки, присущие некоторой части этноса, стереотипизируются, распространяются на всех членов этноса. Могут быть негативными, положительными или нейтральными.

Автостереотипы – отражение того, что думают о собственном народе, часть национального самосознания, формируют нормы поведения, объединяют и самоутверждают народы, идеализируют и самооправдывают недостатки. При низком уровне экономического развития подчеркивается доброта, сердечность, гостеприимство. При высоком уровне экономического развития подчеркивается ум, предприимчивость, деловитость.

Гетеростереотипы – отражение того, что думают о других народах, более критичны, часто служат основой предрассудков. Непонимание языка, символики жестов, мимики ведет к искаженному толкованию смысла их действий. Например, свой – умный, чужой – хитрый. При изменении конкретных исторических условий, межэтнических отношений меняется смысловое содержание национально-этнических стереотипов. Например, в XIX в. - образ немца-сентименталиста, после войны – агрессивный образ.

 

Национальная культура – полиэтническая культура страны или государства, базирующаяся на письменной традиции, профессиональной литературе, искусстве, открытая для внешних влияний, но сохраняющая при этом этническую самобытность. Она характеризуется доминированием общенациональных стандартов при снижении сословной дифференциации, приумножается на основе письменности и образования и воплощается в литературе и искусстве, науке и философии, социально-политическом и технологическом развитии общества. Средоточием ее является город с его театрами, музеями, библиотеками, учебными заведениями. Овладение ею достигается в процессе образования и самообразования и требует серьезных интеллектуальных усилий. Полна движения и изменения, живет созиданием нового. Открыта для контактов с другими культурами и становится богаче, впитывая в себя их достижения. Нивелирует локальные различия.

Нация – тип этноса; исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера, развития национального самосознания.

Условия становления наций: преодоление феодальной раздробленности; индустриальная экономика; торгово-промышленные отношения; рост просвещения и культуры; образование национальных государств.

 

4.2. Восточный и западный типы культуры

Региональные культуры – надэтнические культурные общности, которые складываются в определенном географическом ареале и долго сохраняют специфику. Основанием выделения служат: географические и климатические условия; территориальные связи, например: Восток (Азия) и Запад (Европа и Северная Америка); рассматривались с позиций европоцентризма (мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации).

Восток и Запад – различные социокультурные парадигмы, на протяжении веков и тысячелетий сосуществующие между собой, борющиеся друг с другом, взаимодействующие и влияющие – прямо и косвенно – одна на другую.

Аккультурация – процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором часть представителей одной культуры перенимает нормы, ценности и традиции другой.

Диалог культур – способ достижения диалектического единства национально-специфического и общечеловеческого.

  Запад Восток
Особенности образа жизни Познание внешнего мира и активное взаимодействие на него, самостоятельная деятельность человека, ускоренный темп развития Самоизоляция от внешенего мира, уход во внутреннюю духовную жизнь, пассивное подчинение человека силе природе.
наука Развитие практической и теоретической науки Развитие практического занния
искусство Утилитарность, визуализм, реализм, с Возрождения индивидуализм,, ценность авторского стиля Символизм, условность, синтез разных видов искусства, в ИЗО декоративность, отсутствие перспективы, личность творца не обозначена
этика Активность, утилитаризм, нормативная недостаточность, стремление к творчеству Созерцательность, консерватизм, аскетизм, нормативная избыточность, церемониальность, строгость норм,
Картина мира антропоцентризм теоцентризм
время Ориентация на будущее Ориентация на вечность
Модель социальной организации Гражданское общество, автономная самодостаточная личность Общество как единый организм, интересы личности определяются коллективом
Межкультурные контактты Диалог, готовность усваивать опыт других Замкнутость

 

 

4.3. Север и Юг

«Юг» — социокультурный мир народов субтропического пояса африканского континента, Океании, Меланезии (1 млрд разных этносов). Отличается богатством флоры и фауны, теплым климатом; ведущей ролью традиционных форм мифологии и магии (вера в духов, магию, фетишизм); в тоже время распространен буддизм, ислам, христианство, которые соединившись с традиционными верованиями получили своеобразные черты.

Для искусства характерна экспрессия, бурное выражение эмоций, магический символизм, понятный «просвещенным»; в изобразительном искусстве используются яркие краски, острые, угловатые формы, гротеск;

Негритюд – направление общественной мысли, утверждающее особую роль негритянской культуры в истории человечества, характерные для культуры Юга черты первобытно-мифологической культуры рассматриваются как свидетельства превосходства. Л. Сенгор считает, что африканская культура: антипод культуры белых народов Севера, но благодаря чувственному переживанию в познании мира и негативному отношению к науке и технике, оказывает влияние на северную культуру в музыке, танце, живописи (Гоген, Пикассо, Дали), спорте.

 

4.4. Цивилизация

 

Цивилизация – синоним культуры; уровень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация); ступень общественного развития, следующая за варварством (по Л. Моргану, Ф. Энгельсу), характеризуемая наличием письма и городской жизни.

Как исторический процесс совершенствования жизни общества понимал цивилизацию Гольбах. Морган считал цивилизацией образ жизни и общества после первобытного, варварского состояния. Материальная, утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовности – определение социолога Г. Зиммеля. В концепции замкнутых, локальных цивилизаций завершающей фазой эволюции типа культуры предстает у О. Шпенглера. Тойнби называл цивилизацией любой отдельный социокультурный мир.

Типы цивилизаций можно выделить: по экономическому строю – общественно-экономические формации; по преобладанию сельского хозяйства или промышленности – аграрные (патриархальная культура, близость к природе, консерватизм, прочность традиций и обычаев, большая роль семейно-родственных связей) и индустриальные (приоритет городской культуры, ускоренный темп жизни, свобода выбора ценностей, быстрый рост образования, рост средств коммуникации и информации, усиление мобильности населения).

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты