Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Краткая характеристика экономического развития Древнего Рима.




Периодизация. Первый период истории Древнего Рима, с VIII по VI в. до н. э., принято называть "царским". Но это было совсем не монархическое государство во главе с царем. Римские "цари", как и греческие басилевсы, были военными вождями, а общественный строй Рима — строем военной де­мократии.

В VI в. до н. э. возникает государство и начинается второй период римской истории — период республики. В это время в ходе завоевательных войн Рим подчинил другие племена, жившие на территории Италии, но единого государства еще не сложилось.

В отличие от Афин Римская республика была аристократической: власть оставалась в руках земельной родовой аристократии (так сначала было и в Афинах). Но по мере экономического развития, как и в Афинах, развивается городское хозяйство, ремесло и торговля, появляются "новые богачи", которые стремятся разделить власть со старой римской знатью, попасть в ее ряды. Отдельные части постепенно сливаются в одно государство, но политические права и преимущественное право на владение землей принадлежат гражданам Рима — квиритам. И граждане других провинций начинают борьбу за права и за власть.

В условиях этих противоречий и междоусобной борьбы решающей силой становится армия. Прежде каждый гражданин был воином. Но армия из граждан Рима не могла держать в руках всю Италию и вести дальнейшие завоевательные войны. Да и разбогатевшие граждане Рима не рвались к солдатской жизни. Поэтому теперь армия комплектовалась из наемников, которые стали военными-профессионалами. В основном эти были жители завоеванных земель, которым, в сущности, были безразличны интересы Рима. Такая армия стала орудием в руках военачальников, которые обеспечивали военную добычу и содержание солдат. Военачальники, используя армию, захватили власть в стране. Так Римская республика стала к I в. до н. э. империей.

Обычно представляется, что переход от республики к империи был регрессом, реакционным переворотом. В действительности социально-политическое содержание этого переворота было сложным. Он имел даже элементы революции: жители провинций были уравнены в правах с квиритами. Рим­ская империя существовала до V в. н. э.

Сельское хозяйство и ремесло. В период республики основу сельского хозяйства составляли мелкие крестьянские хозяйства. Главной продукцией земледелия было зерно, которое экспортировалось.

Но при переходе к периоду империи, когда Рим завоевал новые земли и превратил их в провинции, в сельском хозяйстве наступил переворот. Из заморских провинций, преиму­щественно из Северной Африки, хлынуло дешевое зерно. Дешевое, потому что оно поступало в виде налогов и контрибуций: Рим грабил провинции. Здесь сложилась такая же ситуация, как в Греции: был необходим переход от зерноводства к интенсивным отраслям сельского хозяйства. Но в Риме, где не ограничивалось крупное земледелие, такой переход оказался возможным и целесообразным не для крестьян, а для крупных рабовладельческих хозяйств. Крестьяне разорялись, их земли скупали богатые рабовладельцы, создавая крупные рабовла­дельческие хозяйства. Таким образом, переход к интенсивным отраслям сопровождался переходом от крестьянс­ких хозяйств к крупным рабовладельческим хозяйствам. Произошел он к I в. до н. э. и стал одной из экономических предпосылок перехода к империи.

Эти крупные хозяйства были двух видов. В провинциях Римской империи, особенно в Северной Африке, преобла­дали латифундии — хозяйства в тысячи и десятки тысяч гектаров, где трудились тысячи рабов. В самом Риме и в некото­рых европейских провинциях, особенно в Галлии, преобладали хозяйства средних размеров — виллы, которые занимали десятки и сотни гектаров и где работали десятки и сотни рабов.

И специализация этих двух видов хозяйств была разной: провинциальные латифундии были зерновыми, а в виллах занимались интенсивным виноградарством, садоводством, животноводством.

Следует подчеркнуть, что эти крупные хозяйства были специализированными и товарными. Если в одних виллах производили исключительно фрукты, то другие специализировались на производстве домашней птицы, а некоторые — на выращивании цветов. Продукция предназначалась для продажи в городах. А так как производилась она дешевым трудом рабов, то была недорогой. Известно, например, что жареная гусятина была обычной пищей римлян среднего достатка. В результате перехода к интенсивным отраслям, по словам агронома Варрона, Италия "превратилась в цветущий сад". Так, все западное побережье полуострова, например, было сплошь засажено садами.

Организация ремесла в Риме отличалась от греческой. Труд рабов в массовых масштабах применялся только в строительстве и горном деле. Большие мастерские с трудом рабов здесь были исключением, а преобладали мелкие мастерские свободных людей, где раб не был главной рабочей силой.

Дело в том, что в Риме вкладывать деньги в землю, в сельское хозяйство было и выгоднее, и престижнее. Крупный землевладелец приобретал политический вес, становился сенатором, а владеть ремесленной мастерской мог вольноотпущенник или даже раб. Поэтому аристократы-рабовладельцы редко занимались этим делом.

Каждый город специализировался на определенных изделиях: Капуя славилась своими бронзовыми изделиями, Арреций — керамикой, Помпеи — шерстяными тканями. Но если изделия одного города расходились по всей стране, если в сельском хозяйстве преобладало товарное производство, значит, хорошо была развита внутренняя торговля и товары свободно обращались.

Высокому уровню развития торговли в пределах всей Римской империи способствовали два обстоятельства. Во-первых введение единой денежной системы по всей империи: здесь уже не было необходимости обменивать деньги одного полиса на деньги другого, как это было в Греции. Во-вторых, развитию торговли способствовало строительство дорог, мощеных камнем и пересекавших всю Европу. Эти превосходные каменные шоссе сохранились до нашего времени, причем даже в такой отдаленной от Рима стране, как Англия. В Римской им­перии практиковалось страхование грузов.

Кризис рабовладельческой системы и зарождение протофеодальных отношений.

В античных государствах невозможно было получить достаточно большой прибавочный продукт в пользу правящей группы общества, отобрать его у непосредственных производителей. В оросительных сооружениях здесь не было необходимости, поэтому не было общественной трудовой повинности, по­средством которой можно было бы подчинить свободных земледельцев. Заставить крестьян отдавать прибавочный продукт силой оружия тоже было невозможно: оружие было пока довольно простым и доступным самим крестьянам. Поэтому эксплуатировать чужой труд можно было, только захватывая пленных и превращая их в рабов.

Но необходимым условием развития рабовладельческого хозяйства были постоянные победоносные войны. Чтобы вести такие войны, необходимо было вооружить все население. Каждый мужчина был воином и изучал военное искусство. А это, в свою очередь, требовало демократического устройства: когда каждый гражданин вооружен, он может постоять за свои права. Правда, порядки при некоторых римских императорах не очень ассоциируются с демократией. Однако эти императоры действовали обычно от имени народа.

И еще одно важное обстоятельство: классический рабовладельческий строй, такой, как в античных государствах, не мог быть сразу у всех народов. В самом деле, побежденные и покоренные Римом народы или находились на стадии доклассового общества, или относились к азиатскому способу производства.

Но во II—III вв. н. э. наступил кризис рабовладельческой системы: рабовладельческие производственные отношения стали тормозить развитие производительных сил. Это выражалось в деградации сельского хозяйства. Происходил возврат от интенсивных отраслей к зерновому хозяйству, многие земли забрасывались или превращались в пастбища. Завоевательные войны кончались — Рим уже захватил столько, что не мог прочно удерживать провинции под контролем. Сократился приток рабов. Рабы становились дорогими, но дорогого раба нельзя эксплуатировать методами прямого принуждения. Дорогого раба приходилось беречь и добиваться повышения производительности его труда не методами принуждения, а методами материальной заинтересованности.

Изменения методов эксплуатации рабов можно проследить по сочинениям агрономов Рима.

Агроном Катон (II в. до н. э.) рассматривал раба как "говорящее орудие" — традиционно для рабовладельческого способа производства. Он рекомендовал следить, чтобы раб не оказался без работы, чтобы он непрерывно приносил хозяину доход; свести расходы на содержание рабов до минимума (кормить самой дешевой пищей, одежду выдавать раз в год, а старую при этом отбирать, чтобы сделать из нее для тех же рабов одеяла) и т. д.

Совсем другие методы предлагал агроном Варрон (I в. до н. э.). Он говорил, что для того, чтобы привязать раба к имению, надо разрешать ему жениться и иметь детей, иметь собственность. Нужно создать условия, чтобы раб мог нако­пить некоторое имущество, тогда он будет лучше работать.

Еще дальше в этом направлении пошел агроном Колумелла (I в. н. э.). Он запрещал у себя в имении телесные наказания, считал, что с рабами нужно советоваться по всем хозяйственным вопросам, и т. д.

Как мы видим, эти изменения начались еще до начала кризиса рабовладельческой системы, до начала деградации хозяйства. Далее возникли новые формы эксплуатации. Чтобы материально заинтересовать раба, ему теперь все чаще выделяли пекулий — самостоятельное хозяйство. Это могла быть ремесленная мастерская, участок земли. Раб в пекулии вел хозяйство самостоятельно, только определенную часть доходов должен был отдавать хозяину, платить ему оброк.

Рабу теперь разрешалось иметь собственность, которая не ограничивалась в размерах, поэтому он мог разбогатеть и купить собственных рабов. Появились новые законы, по которым раба не только нельзя было убить или разрушить его семью (т. е. продавать членов семьи в разные руки), но нельзя было даже отобрать у раба пекулий. Крупные землевладельцы стали сдавать участки своей земли крестьянам. Крестьянин-арендатор назывался колоном. Так в недрах рабовладельческой системы стали рождаться феодальные отношения, потому что пекулий и колонат были уже формами, соответствующими феодальным отношениям.

Но это уже не могло спасти Римскую империю. Для победы феодальных отношений нужны были крестьяне, а римские крестьяне были разорены, и их разорение началось еще при переходе к крупным рабовладельческим хозяйствам. Разоренные крестьяне шли в города, но не для того, чтобы найти там работу. Рабовладельческие отношения воспитывали представление, что свободному человеку трудиться стыдно, что труд — занятие для рабов. И в городах росло число люмпен-пролетариев, людей, не работавших и живших на подачки знати. Только в одном Риме, уже в I в. до н. э., их насчи­тывалось около полумиллиона.

С крестьянством исчезла и победоносная римская армия. Теперь солдаты набирались преимущественно из тех же варваров-провинциалов, против которых они и должны были воевать. Им нечего было защищать.

Рим приходил в запустение. И когда с севера стали надвигаться новые варвары, Рим не мог устоять и пал под их ударами. Это произошло в V в. н. э.

В последние десятилетия 2 в. в римском обществе все отчетливее стали нарастать трудности, которые в Ш в. перерос­ли в общий кризис, поставивший Римскую империю под уг­розу распада. Социально-экономические изменения были вы­званы кризисом рабовладельческого способа производства, исчерпанием заложенных в нем потенциальных возможностей. Конкретными проявлениями экономического спада были:

─ сокращение рабочей силы из-за эпидемий,

─ мобилизаций в ар­мию,

─ запустение посевных площадей,

─ падение урожайности,

─ отказ от интенсивных культур винограда и олив в пользу экс­тенсивного хлебопашества,

─ ухудшение качества ремесленных изделий и т.д.

Однако этот спад нельзя рассматривать как ка­тастрофу, уровень ремесла и земледелия превосходил уро­вень раннего средневековья.

Кризис сельского хозяйства нанес удар по городам как экономическим и культурным центрам, привел к массовому бегству населения в сельскую местность. Господствующим типом хозяйства стала латифундия, обрабатываемая колона­ми, слабо связанная с рынком, имевшая собственные мастер­ские. Ведущую роль стали играть крупные земельные магна­ты, контролировавшие обширные территории и многочис­ленное население. Резко снизилась роль рабов в производст­ве, возросла роль колонов, даже рабов владельцы сажали на участки земли и превращали в квазиколонов. Упадок городов, товарных вилл, ремесла, торговли, с одной стороны, и укреп­ление латифундиального землевладения — с другой свиде­тельствовали об изменениях хозяйственной структуры, гото­вили почву для перемещения центра социально-экономи­ческой жизни в деревню.

С приходом к власти Диоклетиана (284 г.) заканчивается период кризиса и начинается новая эпоха — Поздней Рим­ской империи (IV — V вв.). В этот период происходило раз­ложение и перерождение античных хозяйственных структур, вызревали протофеодальные отношения как определенный социально-экономический уклад.

Во-первых, шло постепенное прикрепление отдельных ка­тегорий населения к месту жительства или профессии. Это стало возможным благодаря изменению системы сбора нало­гов, большая часть их стала взиматься не деньгами, а нату­рой. Для точной раскладки налогов была проведена всеобщая перепись населения, после которой ввели поголовную подать.

Для всех, за исключением жителей Рима, освобожденных от налогов, были установлены размеры налогов и способы их взимания. Сельские жители платили налоги из расчета коли­чества и качества земли, обрабатывающих ее людей, скота. Ремесленники, торговцы платили подушный налог. Ответст­венность за поступление налогов с колонов и квазиколонов была возложена на земледельца, за налоги городских жителей отвечали куриалы — члены городских управлений (курий). Позднее куриалам было запрещено переселяться из родного города, их обязанности были пожизненными и наследствен­ными. В 317 г. к профессии были прикреплены мастера мо­нетного дела, позже — оружейники, кожевники, ткачи, плот­ники, пекари и т.д.

Во-вторых, значительное распространение на государст­венных, муниципальных, частных землях получила аренда, но из долгосрочной она превратилась в вечную, так называе­мую эмфитевтическую. Владелец получал широчайшие пра­ва, сопоставимые с правом собственности. Эмфитевт вносил небольшую фиксированную плату собственнику, платил на­логи с земли, в остальном он мог свободно ею распоряжаться вплоть до продажи. Эмфитевтами были обычно крупные зем­левладельцы, это явление свидетельствовало о феодализации господствующего класса.

В-третьих, новые черты приобретала мелкая аренда. Пока­зательна эволюция так называемого прекария («испрошенно­го держания»). Если сначала прекарист не нес каких-либо по­винностей в пользу собственника и мог быть согнан с земли в любое время, то в IV — V вв. прекарий стал долгосрочным, обусловливался платежами, письменными договорами. Это требовало оформления зависимости от земельного собствен­ника, прекарий фактически становился своеобразной формой условного землевладения.

В-четвертых, распространился патронат — самоотдача одних граждан под покровительство других, более обеспеченных и влиятельных. Этот факт назывался комменданцией. Вступавший под патронат человек утрачивал право собствен­ности на землю и превращался в ее держателя, но избавлялся от государственного и муниципального гнета.

Наконец, изменилось положение колонов. Они уже мало отличались от рабов, лишь в хозяйственном отношении были более самостоятельны, их права на землю приобретали новое качество. Эдикт Константина «О беглых колонах» (332 г.) за­прещал им переходить из одного имения в другое, обязывая землевладельцев возвращать чужих колонов в имение, к кото­рому они были приписаны. Эдиктом Валентиниана I от 371 г. была окончательно оформлена наследственная прикрепленность колонов к имениям. Число колонов увеличивалось так­же за счет пленных варваров, что способствовало варваризации империи.

Очевидно, что стабилизация в государстве была достигнута ценой глубокой трансформации прежних отношений, основанных на античной собственности и рабстве. Формирова­лись новые протофеодальные отношения, складывался тип хозяйства, связанный с эксплуатацией мелких землевладель­цев в крупных хозяйствах, рабовладельческие формы хозяй­ства постепенно деградировали. Росло крупное, а также цер­ковное землевладение. В V в. распространилось монашество, монастыри владели обширными землями, которые освобож­дались от тяжелых налогов.

В 395 г. произошло разделение Римской империи на За­падную и Восточную (Византию). Историческое развитие пошло разными путями. На востоке феодализация происхо­дила медленно при сохранении сильной власти императора в Константинополе. На западе императорская власть постепен­но слабела и в 476 г. была окончательно уничтожена. Одно­временно на территории империи формировались самостоятельные, так называемые варварские королевства, в рамках которых синтезировались протофеодальные отношения, воз никавшие в недрах рабовладельческих структур, и отношения, развивавшиеся в среде варварских племен и племенных союзов.

476 г. во всемирной истории считается концом Древнего мира и началом средневекового периода европейской истории.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты