Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Введение. Современная цивилизация и философия 10 страница




Начнем о понятия «индивид». Из приведенных выше понятий оно явля­ется, пожалуй, наиболее широким и несет в себе главным образом количественную характеристику члена человеческого рода – его единичность, представленность в единственном числе. Индивид – это не более, чем один из многих. Это и новорожденный, и подросток, и пожилой человек, и даже умалишенный. Употребляя это понятие, мы как бы отвлекаемся от многих характеристик человека, в том числе сущностных.

В понятии же "человек" отражается весь комплекс наших естест­венно-природных и социальных характеристик. Причем на первый план выдвигаются именно те из них, которые выделяют нас из окружающего природного мира. Такими характеристиками являются: общественный и преобразовательный характер деятельности, ее целесообразность систематическое производство и использование орудий труда и ряд других характеристик.

Как мы видим, большинство таких характеристик являются характеристиками человеческой деятельности. Иначе говоря, человек по своей сущности деятельное существо. Таким образом, понятие «человек», характеризуя представителя человеческого рода, выделяет в нем прежде всего родовые, общие с другими людьми черты. Эти черты возникают и проявляются у человека лишь в процессе совместной трудовой деятельности, в его отношениях с другими людьми, которые и получили в философии название общественных.

Включение человека в систему общественных связей, его место и роль в этой системе, способность к выполнению тех или иных социальных функций, возложенных на него обществом, отражают­ся в понятии «личность». Личность - это конкретный человек. Следует, однако, обратить особое внимание на положение Маркса о том, что сущность личности «составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество». При этом следует также учитывать, что проявление сущностнообразующих признаков личности, о которых речь шла выше, в определенной мере опосредствовано рядом индивидуальных признаков именно данно­го человека, в первую очередь его надындивидуальным опытом, полученным им в процессе его жизни в обществе. Опыт этот представляет собой систему знаний, умений, навыков и убеждений конкретного че­ловека.

Понятие «личность» содержит также и ряд психофизиологических характеристик данного конкретного человеческого индивида, выражающих его индивидуальность: темперамент, задатки и т.д. Все это придает каждой личности неповторимую самобытную форму. Именно в этом смысле мы говорим о личности М.В.Шолохова, личности С.П.Королева и любой другой личности. Таким образом, личность представляя собой диалектическое единство общего и особенного в человеке, включает в себя такие его характеристики, которые связывают данного конкретного человеческого индивида с общественной средой, показывают зависимость его от этой среды, включение в нее в качестве носителя определенных социаль­ных функций и в то же время характеристики, выражающие индивидуальность этого человека, его «выделенность» из общественной среды, его отличие от окружающих людей. При этом следует обратить особое внимание на то, что индивидуальные черты личности имеют для ее характеристики определенное значение, однако это значение ограничивается лишь тем, насколько они способствуют или препятствуют проявлению социальных качеств личности, выполнению ею общественных функций. Определяющим в личности, ее сущностью является в первую очередь то, в каких отношениях она находится с окружающей ее общественной средой, какие функции в жизни общества она выполняет и как, а, следовательно, какую роль (положительную или отрица­тельную) она играет в общественном развитии. Личность есть конкретный человек, рассмотренный в аспекте его многообразных исторически складывающихся отношений к природе обществу и самому себе.

2. Для многих современных концепций личности характерен индивидуализм, проявляющийся в особом интересе их авторов к анализу природы ее уникальности и выступающий в различных своих формах. Представители первой из них – биологизаторской, характерной для многих школ современной западной философии (например, социал-дапвинизма и социобиологии) и получившей в той или иной степени распространение у ряда отечественных авторов, ¾ признают в качестве определяющих такую природу прежде всего биологические факторы: развитость мозга, врожденные задатки, темперамент и др. Представители другой ¾ социологизаторской ¾ почти полностью отрицают роль биологии человека, считая ее лишь необходимой природной предпосылкой человеческой жизнедеятельности, и абсолютизирует роль социальных факторов.

Предпринимаются также попытки разрешить спор через констатацию биосоциальной природы личности. Такой двухфакторный подход зачастую корректируется указанием на ее социальную сущность. В ряде случаев говорят даже о тройственной природе личности ¾ биопсихосоциальной. Такую позицию, на наш взгляд, можно сразу же отвести. Дело в том, что есть такие уровни и формы психического, которые присущи уже высшим животным, но они не выводят их за пределы биологической формы движения материи. В то же время есть и такие, которые своим происхождением и развитием обязаны общественной жизни человека и являются атрибутом социальной формы движения. Тем самым, психическое, выдвигаемое в качестве третьей составляющей человеческой природы, без особых погрешностей покрывается либо биологическим, либо социальным.

Прежде всего следует обратить внимание на то, что, признавая действительную сущность человека и его личности в его общественной жизнедеятельности и основывающихся на ней социальных связях и отношениях, не надо забывать, что, как отмечал Маркс, «бытие людей есть результат того предшествующего процесса, через который прошла органическая жизнь». В современной науке и философии нет существенных разногласий по этому Марксову положению. Большинство ученых согласны и с тем, что развитие как общества, так и человека в нем идет главным образом по законам не природным, а социальным. Бессмысленно было бы отрицать и то, что наш организм продолжает и всегда будет подчиняться биологическим законам и что индивидуальность каждого из нас (в том числе и личностная) в значительной степени обусловлена биологическим генотипом.

Однако все вышеуказанное вряд ли может служить основанием двухфакторного подхода. Ведь если быть последовательным, то надо будет признать существование в человеке двух сущностей. Понимая это, сторонники концепции биосоциальной природы человека специально оговаривают, что биологический фактор играет подчиненную роль, а сущность человека однозначно социальна. Но это не устраняет ряд трудностей методологического характера. Во-первых, сущность в этом случае понимается не как внутренняя связь всех сторон и качеств человека, образующих его реальное бытие, а только как одна из сторон человека, хотя и определяющая. Во-вторых, общественная среда рассматривается лишь как внешнее, хотя и необходимое, условие существования биологически сформированного организма человека, его функционирования и развития. В-третьих, биосоциальная концепция, несмотря на все оговорки ее сторонников, все же ставит в один ряд два разных уровня развития материи и формы ее движения.

Более последовательным представляется подход к решению вопроса о диалектике социального и биологического в человеке, в том числе и в структуре личности, основанный на выдвинутом и разработанном Ф. Энгельсом учении о соотношении форм движения материи. Как сущность, так и природа человека, а, следовательно, и личности, несомненно, социальны. Однако при этом нужно обязательно подчеркнуть, что социальное ни в коем случае нельзя понимать как нечто, хотя и вышедшее из природного, но в дальнейшем обособившееся от него, самодовлеющее и мистифицированное. Иначе говоря, как какие-то, существующие вне реальных людей и господствующие над ними общественные отношения, поскольку такое понимание действительно требует особого учета биологического фактора при анализе природы человека и его жизнедеятельности. Здесь явно просматривается социологизаторский подход.

Дело состоит в том, что сами общественные отношения есть и результат, и форма деятельности живых людей, преследующих свои цели и удовлетворяющих свои многообразные потребности. В числе этих потребностей генетически первичную и содержательно далеко не последнюю роль играют потребности человеческого организма.

Социальное следует понимать как высший, из известных на сeгoдняшний день, уровень развития материи. В нем «снимаются» все низшие, в том числе и биологический, который выступает в связи с этим необходимой предпосылкой и важнейшим условием существования и развития социального.

Необходимо обратить внимание и на то, что социальное в человеке заключает в себя как бы два уровня: 1. Унаследованный через генотип многотысячелетний опыт социального становления человека как рода – филогенетический уровень; 2. Социально значимые качества, приобретаемые в процессе индивидуальной жизнедеятельности в обществе – онтогенетический уровень.

Конечно, социально значимые черты индивид не получает непосредственно при рождении. Он приобретает их прежде всего в процессе жизни как результат деятельного овладения миром человеческой культуры. Это, однако, не исключает, а, напротив, предполагает, что уже при своем появлении на свет ребенок оказывается потенциально способным к усвоению социокультурного опыта. И эта способность вряд ли может быть объяснена как следствие чисто биологической эволюции наших предков. Она есть, скорее всего, результат их перехода от животной к общественной жизнедеятельности, от приспособления к окружающему их миру к его активному преобразованию.

Личность — это мера цельности человека, диалектического единства в нем общего и индивидуального, исторического и современного, социального и биологического. Без такого единства, без внутренней цельности нет личности.

В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социаль­ного, но и индивидуально-самобытного существа. Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Сама природа зорко бережет в человеке не только его родовую сущность, но и уникальное, особенное в нем, хранимое в его генофонде. Разнообразие человеческих индивидуальностей поразительно даже в их внешнем проявлении. Однако подлинный смысл личностной уникальности связан не столько с внешним обликом человека или же с его идеомоторными характеристиками, также определяемыми генетически, сколько с его внутренним духовным миром, с особенным способом его бытия в мире, с манерой его поведения, общения с людьми и природой. Таким образом, уникальность личности имеет существенный социальный смысл.

Что же представляет собой личностная уникальность?

Личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю человеческого рода. Ей свойственны и особен­ные признаки как представителю определенного общества с его специфическими социально-политическими, национальными, историческими традициями, формами культуры. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Но это еще не все. Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и разворачивающаяся в этих условиях деятельность личности создают неповторимый личностный опыт — все это вместе и формирует социально-психологическую уникальность личности. Но индивидуальность есть не некая сумма этих аспектов, а их органическое единство, такой сплав, который в действительности неразложим на свои составляющие: личность не может по своему произволу оторвать от себя что-то одно и поменять его на другое, она всегда обременена багажом своей биографии. Индивидуальность не есть, конечно, некий абсолют, она не обладает полной и окончательной завершенностью, что является условием ее постоянного движения, изменения, развития, но в то же время индивидуальность – это самый устойчивый инва­риант личностной структуры человека, изменяющийся и одно­временно неизменный на протяжении всей жизни человека.

Разнообразие индивидуальностей – существенное условие и форма проявления успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность личности — это не просто величайшая общественная ценность, а настоятельная потребность развития здорового, разумно организованного общества. Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.

3. Человек формируется и развивается как личность под влиянием совместной деятельности с другими людьми. В этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом общественных изменений. Вот почему проблему личности невозможно решать без рассмотрения взаимосвязи личности и общества. В каких же формах она проявляется?

Связь личности и общества опосредствована прежде всего первичным коллективом: семейным, учебным, трудовым. Только через коллектив каждый его член входит в общество. Отсюда понятна его решающая роль коллектива как исключительно важной «клеточки» целостного социального организма, где личность складывается духовно и физически, где путем усвоения языка и овладения общественно выработанными формами деятельности она впитывает в себя в той или иной мере созданное трудами предшественников. Непосредственные формы общения, складывающиеся в коллективе, образуют социальные связи, формируя облик каждого человека. Через первичный коллектив идет «отдача» личного обществу и достижений общества — личности. И как каждая личность несет на себе печать своего коллектива, так и каждый коллектив несет на себе печать составляющих его членов: будучи формирующим началом для личностей, он сам формируется ими. Коллектив не есть нечто безликое, сплош­ное и однородное. Он в данном отношении представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей. И в нем личность не тонет, не растворяется, а выявляется и самоутверждается. Выполняя ту или иную общественную функцию, каждый человек играет и свою индивидуально-неповторимую роль, имеющую в громадном спектре разнообразных видов деятельности единую основу. В развитом коллективе человек поднимается до осознания значимости своей личности.

Человеческое общество – высшая ступень организации живых систем. Будучи как бы коллективом коллективов, оно обладает высшим социальным авторитетом. Первичный коллектив – это общество в миниатюре, именно здесь происходит непосредственное взаимодействие личности и общества. Общество выступает для личности одновременно как совокупность всех социальных условий ее жизни и как результат развития всех первичных коллективов, а значит, и ее самой, раз она является членом одного из них. Однако личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого.

Взаимоотношения человека и общества существенным образом менялись в ходе истории. Вместе с этим менялось и конкретное наполнение содержания личности, ее взаимосвязей с обществом и ее социальной роли.

В деятельности человека первобытного общества органично для него реализовывалась в примитивных, неразвитых формах его родовая, общественная сущность. Это была первая историческая ступень в становлении личности, внутренний духовный мир которой заполнялся еще нерасчлененным социально-природным бытием, выступав­шим в анимизированной форме действия сверхъестественных сил.

Античное общество – это общество языческое. Сам человек и вообще весь социум воспринимались по образу и подобию космоса, откуда и понимание предзаданности судьбы человека. Человек мог быть, безусловно, самостоятельным в решении своих земных дел, но в последней инстанции он все-таки осознавал себя как орудие космического миропорядка, воплощенного в идее судьбы. У каждого была своя судьба, и он не волен был изменить ее по своему произволу. Мировоззрение античной личности: оставалось мифологическим.

В период европейского средневековья мировоззрение христианизированной личности было направлено на замкнутую духовную жизнь, совершенствование духа – души, воспитание чувства покорности и непротивления. Имела место своеобразная сублимации (замещение) телесного духовным, связанная с подготовкой к загробной жизни. Религиозным началом были пронизаны все поры человеческого существования, что и обусловливало соответ­ствующий образ жизни.

Становление капиталистического общества очень остро потребовало осознания свободы человека, отныне человек – распорядитель своей собственной судьбы, наделенный свободой выбора. Достоинство человека заключается в том, что он причастен всему земному и небесному – от низшего до наивысшего. Свобода выбора означает для него самостоятельность творческого самоопределения; че­ловек вкусил упоение от беспредельных возможностей своих сущностных сил и ощутил себя господином мира. Разум занял господствующую позицию: все под­вергалось сомнению и критике, что не выдерживало испытаний силой разума. Это означало значительную рационализацию всех сторон общественной жизни, но, помимо прочего, означало главным образом бурный расцвет науки и техники. Рационализация жизни означала сужение эмоционально-душевной стороны внутреннего мира личности. Изменились и ценностные ориентации, высшей ценностью наделялись такие качества личности, как сила воли, деловитость, одаренность, имевшие, однако, и обратную сторону – эгоизм, индивидуализм, беспощадность и т. д. Дальнейшее развитие капитализма привело к глобальному отчуждению личности. Сложилась личность индивидуалистического типа с плюралистическим мировоззрением, с вещной ориентацией.

Однако кризисные явления, охватившие капиталистический мир в ХIХ и, особенно, в ХХ веках, поставили новые проблемы во взаимодействии личности и общества. Речь идет о необходимости преодоления отчуждения между ними. Современное общество с его мощнейшим научно-техническим и технологическим потенциалом, огромным динамизмом во всех сферах жизни требуют формирования таких качеств личности, как высокий уровень самосознания и творческой активности, реализации способности к теоретическому осмыслению мира, личной причастности к его адекватной оценке и преобразованию.

 

 

«ФИЛОСОФИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. Современная цивилизация и философия.

Тема 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества

Тема 2. Философия, ее сущность и назначение.

Тема 3. Философское понимание мира.

Тема 4. Философия человека.

Тема 5. Философия сознания.

Тема 6. Философия познания.

Тема 7. Философское понимание жизни общества.

Тема 8. Философия Древнего Востока.

Тема 9. Философия Древней Греции.

Тема 10. Теоцентризм средневековой философии

Тема 11. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

Тема 12. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)

Тема 13. Немецкая классическая философия

Тема 14. Неклассическая философия XIX-начала XX века.

Тема 15. Русская философия второй половины XIX – начала XXв.

Тема 16. Основные направления современной западной философии.

 

 


Введение. Современная цивилизация и философия

Верное понимание того значения, которое философия играет в жизни как отдельного человека, так и общества в целом невозможно вне предварительного рассмотрения тех тенденций развития современной цивилизации, которые приобрели сегодня основополагающую роль. Среди них, условно можно выделить три основных – развитие техногенной и информационной цивилизации, общество потребления и проблема среднего человека.

Техногенная цивилизация довольно поздний продукт человеческой истории. Ее формирование относится к XV-XVII столетиям в Европе с последующей экспансией в различные регионы мира особенно в эпоху великих географических открытий. Эта цивилизация получила название западной цивилизации. На протяжении ее последующей истории темпы развития общественной жизни убыстряются, экстенсивное развитие заменяется интенсивным, ценностью становятся сами инновации. Предпосылки техногенной цивилизации возникают еще в античной культуре с ее демократией и теоретической наукой, культом человека и человеческого разума. Важную лепту в становление техногенной цивилизации внесла христианская традиция с пониманием человека как божественного творения и отсюда трактовкой человеческого разума как малой копии божественного разума, способного постичь и преобразовать внешний мир. В эпоху Ренессанса многие достижения античной культуры возрождаются и в соединении с христианской культурной традицией закладывается культурная основа техногенной цивилизации. Появляется идея о человеке как таком же творце как и Бог, способном творчески преобразовывать мир. Человек, таким образом оказался в центре внимания. В эпоху Нового времени доминантой становится идея преобразования мира и подчинение человеком природы, на что и должна быть направлена активная преобразовательная деятельность человека. Идея подчинения человеком при помощи науки и техники природных веществ и сил завоевывает всеобщее признание.

Среди основных характеристик техногенной цивилизации принято выделять следующие: смена относительно медленного темпа общественного развития быстрым и все убыстряющимся, экстенсивного развития интенсивным; механизация, автоматизация и концентрация производства; превращение общества в единую индустриальную машину, состоящую из совокупности взаимосвязанных больших, средних и малых технических систем потерявших свою былую автономность; господство рационального мышления, нацеленного на теоретическое осмысление внешнего мира и использование знаний для развития орудий производства с целью увеличения их эффективности; понимание природы как объективно существующей закономерно развивающейся и функционирующей реальности, познав которую человек как разумное существо может поставить под свой контроль; урбанизация и концентрация населения в городах; наука расценивается как важнейшее условие преобразующей деятельности человека и фактор процветания и прогресса; господство идеи социального прогресса, направленного на будущее, ожидание перемен и движения к будущему росту цивилизационных завоеваний, обеспечивающих все более счастливое мироустройство. В отличие от замкнутости традиционных цивилизаций техногенная цивилизация быстро выходит за рамки одной или нескольких обществ, имеет экспансивный характер, распространяет свое влияние на другие общества и, создавая международный рынок, а человек в подобной ситуации оказывается зависимым от технологических ритмов и нужд промышленности. Динамичное развитие техники приводит к тому, что современный человек не успевает за ее ускоряющемся темпом – отсюда разрыв между внешними условиями человеческой жизни и ее внутренними потребностями. Это особенно отчетливо проявилось в ходе появления и становления постиндустриального (или информационного) общества.

Информационное общество является определенным этапом развития техногенной цивилизации. Это общество, в котором социально-экономическое развитие зависит прежде всего от производства, переработки, хранения, распространения информации среди членов общества. Главным общественным богатством является знание, которое в форме информации становится наиболее важным и значимым товаром, доступным для всех индивидов, организаций, социальных групп и общества в целом, неиссякаемым резервом человечества. Знания и способы их практического применения замещают труд в качестве источника прибавочной стоимости. Товарное производство, характерное для техногенной цивилизации, остается, только теперь наиболее ценным товаром выступает информация. Информационная техника оказывает огромное и все возрастающее влияние на все сферы общества. Под воздействием накопления информации происходит невиданное ускорение темпов общественного развития. ускоренными темпами обновляется материально-техническая база на основе автоматизации, роботизации и компьютеризации. Ключевую роль в этом процессе играет информационная технология, в особенности, быстрое количественное и качественное развитие и применение электронно-вычислительной техники. Таким образом, техногенный характер цивилизации сохраняется, поднимаясь на новый уровень. Изменяется профессиональная структуры общества, связанная как с отмиранием старых и появлением новых профессий, так и с изменением соотношения количества работников в них. Одновременно возрастает удельный вес индивидуального труда на базе создания развитой сети автоматизированных и компьютеризированных рабочих мест. Таким образом, на производстве формируется новый тип работника. Происходят качественные изменения в социальной структуре общества. Соотношение количества людей занятых в промышленности, в сельском хозяйстве и в сфере услуг изменяется в пользу последней. Информационные услуги при этом становятся лидирующим сектором экономики. Информационная технология активно влияет на духовную культуру, формируется компьютерная культура. Однако, ресурсы человеческого сознания оказываются не в состоянии осмыслить во всей полноте получаемую информацию, что порождает новые формы зависимости.

Развитие социально-экономических отношений европейской цивилизации привело к появлению в XX веке еще одной формы зависимости современного человека, который в современной философии принято обозначать термином «общество потребления». О данном социальном феномене на Западе заговорили с 70-х гг. XX века, вследствие того факта, что, несмотря на рост доходов и услуг в ведущих западных странах участились случае депрессии и суицида. Общество потребления – это общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением товаров и услуг, а также формированием соответствующей системы ценностей. Общество потребления представляет собой систему, организующую совместную жизнедеятельность людей таким образом, что манипулирование культурными кодами, вызывающими потребительские психологические установки, становится ее доминирующим содержанием. Эта система характеризуется массовым манипулированием культурными символами и формированием соответствующей иерархии ценностей, на вершине которой – покупка и регулярное обновление вещей.

В обществе потребления потребление сделалось главным содержанием социальной жизни. Потребление является не только основой данного общества, реализуя себя через его политические, экономические и социальные институты, но и его целью. Искажению подвергаются и сфера производства (промышленность ориентируется на потребление все больших ресурсов) и сфера развлечения (жизнь человека вращается вокруг поглощения не всегда необходимых ему товаров и услуг). Манипулирование товарами как важными знаками культуры подразумевают не столько способность товара удовлетворять человеческую потребность, сколько социальное значение, придаваемое обладателю товара в данной культуре. На первый план выходят уже не функциональные качества товара, а престижность обладания данным товаром, товар становится признаком социального статуса. Сознание потребителя постоянно занято выбором товара, купив который он может очень быстро охладеть к нему и почти не использовать.

Источник возникновения общества потребления лежит не только в социально-экономических отношениях, но и в сфере социально-психологической мотивации. Человек обладает врожденным набором потенциальных способностей, которые могут быть развиты, и спектр которых необычайно широк. Кроме того, в человеке есть разнообразные влечения к осуществлению заложенного потенциала. Реализация способностей и качеств человека, с одной стороны, сопровождается удовольствием и является непосредственно привлекательной и самоценной, а с другой стороны, требует постоянного возобновления усилий, вследствие чего часто оказывается неосуществленным. Отсутствие реализации заложенных способностей приводит к психическим расстройствам, человек ощущает подавленность и дискомфорт, неудовлетворенность, потерянность и отчужденность. Психическую неудовлетворенность можно либо заглушить другим, более сильным раздражителем нервных рецепторов, т.е. отвлечь, либо притупить общую чувствительность психической системы, либо попытаться подменить внешними атрибутами успеха, придавая вещам культовое значение. Средствами для этого могут выступать: туристические поездки, экстремальные виды отдыха, просмотр телепередач и представлений, коллекционирование, чревоугодие, азартные и компьютерные игры (отвлекающие от психического дискомфорта), а также употребление алкоголя, наркотиков (притупляющие чувствительность нервной системы). В результате человек также оказывается в определенной зависимости от дальнейшего процесса потребления.

Не менее важным вопросом выступает проблема «среднего человека». Впервые данное понятие получило существенное обоснование в работах испанского мыслителя Х. Ортеги-и-Гассета, а также немецкого философа Г. Маркузе, хотя образ данного социального типа был в определенном смысле представлен в философии К. Маркса, Ф. Ницше и К.Н. Леонтьева. Понятием средний человек принято обозначать особый тип общества, главную роль в котором приобретают массы людей не выделяющиеся из своей среды, имеющие одинаковые потребности, привычки и ценности. Подобное господство проявляется в политических, экономических отношениях, принципах социальных отношений, характере культуры. Феномен среднего человека по является в европейском обществе в связи с развитием капиталистических отношений, породивших феномен массового труда на предприятиях. Поскольку массовый труд является разделенным, то это с необходимостью порождает отсутствие осознания целостности изготовляемой вещи (как было в рамках ремесленного производства), что в итоге приводит к психологическим последствиям – представлению о заменяемости любого человека на предприятии и индивида в обществе. Всеобщая заменяемость в свою очередь порождает обезличенность рабочей массы, а тяжелый физический труд – практически не оставляет времени на духовное развитие. Развитие демократических институтов в Западной Европе и США во второй половине XIX-ХХ веках, при всем их позитивном основании, выводит на арену истории именно средние массы людей, являющихся источником определенных ценностей и интересов, не всегда связанных с высоким уровнем культуры. Развитие общества потребления превращает вкусы и привычки данных людей в эталон и нормы всеобщего поведения. Среди важнейших особенностей данного типа традиционно выделяют: ослабление критической способности суждения, стандартизацию всех процессов жизни, маргинализацию, одномерное мышление и как следствие – упрощение языка, потребностей и ценностей.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты