Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Экономика ведущих стран ЕС




Хозяйственная система ЕС представляет собой конгломерат эффективно взаимодействующих национальных экономик, которые не утратили национального своеобразия несмотря на многолетнее сотрудничество. Это проявляется в различии темпов экономическо­го роста, инфляции, безработицы, а также в подходах, методах и инструментах государственного регулирования экономики. Меж­страновые отличия и в дальнейшем будут присутствовать в экономическом развитии Евросоюза и активно воздействовать на инте­грационный процесс.

Германия. Страна занимает центральное положение в Европе не только в географическом, но и в экономическом смысле, явля­ясь двигателем западноевропейской экономики. По объемам ВВП (1934 млрд долл.) Германия находится на первом месте в Европе, 60% ее экспорта размещается на рынках стран - членов EC. Кро­ме того, Германия формирует 33,3% доходной части бюджета Евро­союза. «Классическими» отраслями немецкой промышленности, занимающими лидирующее положение в национальном хозяйстве, являются химия, автомобилестроение, общее и электротехническое машиностроение. Германия не конкурирует с США и Японией в областях высоких технологий, в производстве и сбыте изделий мик­роэлектроники. Вместе с тем немецкие фирмы нашли устойчивую внешнеторговую нишу и успешно конкурируют на рынке изделий «средней», традиционной технологии, оснащенных дополнительно высокотехнологичными устройствами. Продукция таких отраслей, предназначенных для конечного потребления, составляет основной экспортный потенциал Германии. Почти каждый третий инженер, техник или предприниматель страны работает на экспорт. Экспорт­ная доля в ВВП Германии составляет почти 30%.

Однако сила германской экономики - высокая конкурентоспо­собность немецких товаров на мировом рынке - является одно­временно и ее слабостью, поскольку ставит экономический рост в стране в зависимость от колебаний мировой конъюнктуры. В связи с этим в условиях мировой экономической рецессии 2001-2003 гг. перед правительством Шредера стоит задача активизации роли внутреннего спроса как основного фактора роста ВВП.

К негативным факторам, снижающим конкурентоспособность немецких товаров на внешнем рынке, относится один из самых вы­соких в мире уровень затрат на оплату труда: средняя заработная плата в промышленности Германии составляет 26,5 евро/час, тогда как средняя в ЕС - 22,3, а в США - 17,5 евро/час. Еще одним от­рицательным фактором экономического роста считается высокое на­логовое бремя. Так, ставка совокупного налога на прибыль (корпора­ционный налог + надбавка солидарности + промысловый налог) со­ставляет 40%, а максимальная ставка подоходного налога - 48,5%.

Высокие налоги являются необходимым элементом немецкой модели социального рыночного хозяйства, в которой государство аккумулирует значительные налоговые ресурсы для их дальнейшего перераспределения с целью повышения благосостояния всех соци­альных групп населения. Особенностью этой национальной модели экономики является то, что решение государством социальных за­дач сопряжено с задачей поддержания конкурентоспособности ры­ночного механизма. Конечно, такая национальная модель хозяйст­вования развивается не без внутреннего напряжения, которое вы­звано значительными масштабами перераспределительных процес­сов (около 50% ВВП перераспределяется через бюджет по сравне­нию с 40% в англосаксонских странах). Однако, несмотря на это, в Германии ниже, чем в ведущих странах ЕС, степень неравенства (коэффициент Джини составляет 0,300 по сравнению с 0,361 в Ве­ликобритании и 0,327 во Франции), а число бедных как минимум в полтора раза меньше.

В Германии существует законодательно закрепленное право на получение минимального гарантированного дохода и право на другие виды социальной помощи вне зависимости от того, делал ли человек взносы в государственную систему страхования ранее. Та­ким образом, нищета в Германии почти запрещена федеральным законом о социальной помощи. Немецкое государство обязано, со­гласно этому закону, предоставить неимущим необходимое потреб­ление: жилье, пищу, уход и т.д.

Германия - крупнейший в мире экспортер не только товаров, но и капитала. Она занимает третью позицию в списке мировых кредиторов после Великобритании и США. При этом Германия является самым крупным кредитором России.

Франция.По уровню экономического развития Франция за­нимает в ЕС вторую позицию. По объему. ВВП в 2000 г. (1326,9 млрд долл.) эта страна уступала в ЕС только Германии; Однако в отличие от немецкой французская экономика традиционно является «экономикой услуг», доля которых в 2000 г. составляла 72% ВВП. Не менее важной «точкой опоры» экономики Фран­ции является конкурентоспособный экспорт товаров основных отраслей французской промышленности: электроники, фарма­цевтики, биохимии, автомобилестроения. Относительно низкие издержки производства (за счет невысокого по европейским стандартам уровня заработной платы), сравнительно небольшая доля прибыли в цене, высокое качество французских товаров, хорошее послепродажное обслуживание позволяют расширять объемы внешней торговли на европейских рынках.

Другой составляющей экономического развития страны являет­ся активное привлечение иностранных капиталовложений. Ино­странных инвесторов привлекают во Францию высокая квалифика­ция и дешевизна рабочей силы, развитая инфраструктура. Однако «минусом» французской экономики является высокая регламента­ция государством деятельности бизнеса. Это вызвано более медлен­ным, чем в других европейских странах, движением к либерализа­ции экономики, предполагающим признание лидирующей роли бизнеса в хозяйственной жизни, отмену административно-правовых барьеров для развития предпринимательства, отказ от «государства всеобщего благосостояния».

По уровню государственных расходов (50,8% к ВВП) и социаль­ных трансфертов (28,2% к ВВП) Франция опережает социально­-ориентированную экономику Германии (44,3% и 22,0% соответст­вeннo). Для поддержания на таком высоком уровне государствен­ных, в том числе социальных, расходов налоговое бремя во Франции в 2000 г. достигло рекордной и для этой cтpaны, и для ЕС величины ­46,3%. В стране сохраняется крупная государственная собствен­ность, которая распродается только по мере необходимости погаше­ния бюджетных дефицитов. Так, в 90-е годы объектами приватиза­ции стали автомобильная группа «Рено», алюминиевый концерн «Пешино», Французский банк внешней торговли и др. Однако государство по-прежнему контролирует цены естественных монополий, цены на продукцию аграрного сектора, тарифы здравоохранения.

Сохраняющаяся, несмотря на все реформы хозяйственного механизма, значительная роль государства во Французской экономике восходит к послевоенной экономической политике дирижизма, ко­гда государство стремилось не столько «дирижировать» частным бизнесом, сколько подменить его экономические функции путём национализации крупной промышленности, планирования и ценового контроля.

Результатом зарегулированности и излишней регламентации национальной экономики на современном этапе является отставание французских фирм в конкурентной борьбе за лидерство на Мировых рынках. Так, среди крупнейших 50 промышленных фирм мира - 12 западноевропейских, из них только одна французская. И только интеграция Франции в ЕС и еврозону приводит к некоторому отка­зу от традиционных государственных подходов в экономической политике и большей децентрализации экономики.

Великобритания.Ведущими отраслями английской эконо­мики являются традиционные отрасли обрабатывающей про­мышленности, с которых начиналась индустриализация этой страны: сталелитейная, судостроительная, текстильная, прежде всего хлопчатобумажная. Однако на современном этапе в промышленности Великобритании происходят значительные структурные сдвиги. Возрастает роль наукоемкиx отраслей ­электронной, электротехнической, приборостроения, аэрокос­мической, фармацевтики, производства оборудования для морской добычи нефти.

Великобритания обладает самыми значительными запасами энергоресурсов среди стран ЕС, включая нефть, газ и уголь. Открытие в 70-х годах больших месторождений нефти и газа в Се­верном море значительно изменили структуру энергетики: на смену угольной промышленности приходит производство элек­троэнергии при помощи природного газа (40%), нефти (30%), атомной энергии (25%). Перемены в структуре британского хо­зяйства постепенно приближают его к структуре производства в других европейских странах. Так, несмотря на традиционную индустриальную направленность британской экономики, в по­следние годы в ней существенно увеличилась доля сферы услуг (до 70,2%). Наиболее динамично разбиваются телекоммуникационные, страховые, финансовые, бизнес-услуги.

Дистанцирование Великобритании от многих интеграционных процессов ЕС (еще при подписании Маастрихтского договора в 1992 г. она зарезервировала за собой право не участвовать в евро­пейском валютном союзе) дает ей некоторые преимущества. Эко­номический цикл в Великобритании не совпадает с циклами дело­вой активности континентальной Европы. Страна имеет свободу выбора направлений экономической политики и не преследует внешние цели, такие, как вхождение в еврозону и поддержание жестких Маастрихтских критериев. Это позитивно отражается на основных макроэкономических показателях ее развития: по тем­пам роста производительности труда, промышленного производст­ва, уровня занятости Великобритания опережает Германию и Францию.

Действие краткосрочных факторов (снижение уровня налогов, девальвация фунта), а также долгосрочных (уменьшение удельных затрат на рабочую силу в себестоимости продукции, превышение темпов производительности над темпами роста заработной платы) позволило повысить уровень конкурентоспособности английских товаров и расширило экспорт таких отраслей, как машинострое­ние и автомобилестроение, которые раньше были слабым звеном английской промышленности. На машины и транспортные сред­ства приходится половина британского экспорта. Высокой экс­портной ориентацией обладает электронная промышленность: на экспорт вывозится около 90% продукции отрасли. Великобрита­ния занимает одно из первых мест в мире по экспорту военной техники и вооружения.

Однако, несмотря на растущую мощь промышленного сектора экономики и сферы услуг, финансовый сектор Великобритании традиционно намного превышает потенциал ее национальной эко­номики. Великобритания является финансовым центром современ­ного мира. По объему капиталов, экспортированных за пределы национальных границ (199,3 млрд долл.), эта страна к началу ХХI в. опередила США.

Высокой степени интеграции Великобритании в мирохозяйст­венные связи способствует активная политика государства, наце­ленная на либерализацию британской экономики, увеличение объ­ема международной торговли и инвестиций. Уровень налогообло­жения корпораций и малого бизнеса в Великобритании ниже, чем в большинстве стран ЕС. По инвестиционной привлекательности среди развитых стран Великобритания в 1999 г. уступала только США. Иностранных инвесторов привлекают в экономику Великобритании высокая степень защищенности капиталовложений, отно­сительно низкая по сравнению с другими странами ЕС заработная плата в сочетании с высококвалифицированными кадрами, относи­тельно низкие налоги на бизнес, а также правительственные субси­дии для поддержки инвестиций и создания рабочих мест. Однако из-за неучастия в еврозоне и высокого курса фунта к евро Велико­британия постепенно теряет привлекательность для инвесторов.

Позитивную роль в развитии британской экономики сыграла крупномасштабная приватизация 80-90-х годов, начатая прави­тельством М.Тэтчер. Практически все отрасли и компании, нацио­нализированные с 1945г., опять стали объектами частной собственности, что привело к резкому росту в них производительности. По­мимо этого программы приватизации сократили масштабы государ­ственного регулирования и повысили его эффективность. Эконо­мическая политика дерегулирования, проводимая во всех сферах хозяйственной жизни Великобритании, сняла многие администра­тивно-правовые ограничения в сфере бизнеса, сняла валютные и финансовые ограничения на потоки капиталов между Великобри­танией и другими странами мира, упразднила контроль над зара­ботной платой, ценами, дивидендами. В результате экономика Ве­ликобритании на современном этапе является самой децентрализованной в ЕС и шестой в мире из 102 стран по «индексу эконо­мической свободы».

Такое же стремление к децентрализации и дерегулированию ха­рактерно для Великобритании как члена Евросоюза. Страна высту­пает против превращения ЕС в наднациональное объединение с единой валютой и единым налоговым бременем, против создания даже в далекой перспективе единого европейского государства фе­деративного типа, а также за скорейшее расширение ЕС за счет стран Центральной и Восточной Европы. В основе такой независи­мой позиции Великобритании в ЕС лежит боязнь утраты нацио­нального и государственного суверенитета, усиления германо­французского блока в ЕС, а также традиционная ориентация Вели­кобритании на экономику СIПA.

Италия. Эта страна занимает особое место в Европейском Сою­зе. Если в 1957 г. она вступила в ЕС как самый слабый его участ­ник (объемы ВВП на душу населения составляли около 70% сред­него показателя «шестерки»), то в настоящее время Италия по по­казателям экономического развития вплотную приблизилась к са­мым развитым странам ЕС. Объемы итальянского ВВП составляют 95% ВВП Великобритании, а объемы ВВП на душу населения лишь немного уступают Франции и составляют 21800 долл. СIПA (по паритету покупательной способности). Качественный скачок в разви­тии экономики Италии обусловлен ее сравнительно быстрым эко­номическим ростом в предыдущие десятилетия, нa которым пози­тивное влияние оказала интеграция итальянской экономики в хо­зяйственную систему ЕС.

Однако, несмотря на успешную интеграцию этой страны в ЕС, итальянская хозяйственная модель сохраняет своеобразие, в той или иной мере присущее всем южноевропейским членам ЕС (Ис­пании, Греции, Португалии). Специфическими чертами данной мо­дели являются:

· традиционная специализация страны главным образом на производстве потребительской продукции (текстильной, ке­рамической, швейной, агропищевой);

· низкий уровень концентрации и централизации производства и капитала. Удельный вес малых предприятий (с числом за­нятых до 9 человек) составляет 93%, и на них работают 40% занятых. Для крупных предприятий (свыше 500 человек) эти показатели составляют соответственно 0,2 и 13%;

· ведущая роль кооперативного сектора в структуре промыш­ленного производства. В стране насчитывается около 90 тыс. кооперативов всех разновидностей. В этот сектор входят «на­родные банки», сельские и сберегательные ремесленные кас­сы, которые обслуживают сотни тысяч предприятий малого и среднего бизнеса;

· территориальная кооперация предприятий малого и среднего бизнеса, которые объединяются в промышленные округа, группы, сети для производства традиционныx для Италии то­варов. Высокая концентрация предприятий на ограниченной территории позволяет реализовать такие преимущества коо­перации, как гибкость к изменению условий внешней среды, быстрое распространение передовых технологий, снижение транспортных и общих издержек. Округа независимы в про­ведении своей хозяйственной политики, организации произ­водства и сбыта;

· продвижение национальных товаров на экспорт предприятиями малого и среднего бизнеса. Что касается крупного бизнеса, то он является малоконкурентоспособным на внеш­них рынках и опирается в основном на государственную поддержку. В результате среди ведущих экспортеров страны лишь 1/5 - крупные предприятия. Вместе с тем «шерстяная столица ЕС» - округ Прато - осуществляет экспортное производство, опирающееся на давние ремесленные тради­ции, на 16 тыс. мелких предприятий со средним числом за­нятых около трех человек на каждом;

· итальянский государственный сектор - один из крупнейших в Европе. По размерам он уступает только Португалии и Греции. Ослабление доминирующей роли госсектора в на­циональной экономике вследствие его неэффективности и коррупционности является одной из самых сложных задач современного этапа развития экономики Италии;

· высокий удельный вес теневой экономики, масштабы кото­рой составляют около 1/4 ВВП

Самое слабое звено современной экономики Италии - огромный разрыв в уровнях экономического развития между индустриальным Севером и промышленно отсталым Югом. Экономическая неразви­тость последнего приводит к сосредоточению здесь основной массы безработных, отличающихся низким уровнем образования и квалифи­кации. Для решения проблемы Юга применяются долгосрочные госу­дарственные программы, финансируемые за счет средств госбюджета, а также привлекаются финансовые и научно-технические ресурсы Ев­росоюза. В этом состоит одна из причин того, что Италия в отличие от Великобритании стремится к наиболее тесному сотрудничеству в рамках Евросоюза. Так, в конце 1990-х годов для вступления в еврозо­ну и выполнения Маастрихтских критериев Италия пошла на беспре­цедентно жесткие финансово-бюджетные меры. Были сокращены го­сударственные расходы, проводились мероприятия по улучшению со­бираемости налогов, расширены объемы приватизации и даже был введен чрезвычайный «европейский налог».

Пример ЕС показывает, что реальные процессы интеграции идут по пути создания региональных экономических блоков. Одна­ко усиление процесса регионализации мировой экономики на ос­нове межгосударственной экономической интеграции конца ХХ ­начала XXI вв. - лишь одно из проявлений глобализации.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты