Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Основной источник____________________________________. 1. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию




1. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход:
учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штребе. - М.: ЮНИТИ-
ДАНА, 2004.._________________________________________


Феноменологический подход в социальной психологии и его специ­фика.

Каждый человек видит мир по-своему, отражая в нем свою собственную субъек­тивность, свое уникальным образом окрашенное само- и мировосприятие, природу субъ­ективных переживаний, процессов и механизмов, лежащих в основе его жизнедеятельно­сти.

Часто в силу своей субъективности он конструирует не имеющие под собой абсо­лютно никаких рациональных оснований образы самого себя и окружающего его мира, живет ими, интерпретирует их. При всей метафоричности такого постижения реальности, в ней проглядывает стремление к «жизненной» феноменологии, «живой» эмпирии, живого конкретного человека, а не пустой абстракции.

В социальной психологии эта ориентация наиболее последовательно представлена в экзистенциалистами, позиции которых разделяются психологами феноменологического, экзистенциального, конструктивистского, дискурсивного, гуманистического направлений, многими исследователями когнитивной и психодинамической традиций, занимающихся проблемами человеческой самости, социального познания, интра- и интерсубъективности.

Келли, например, подчеркивал, что для понимания личности куда важнее изучения фактов и событий их интерпретация. Человек живет, создает свои, опосредованные кон­текстом культуры и особенностями индивидуального-психофизического своеобразия, вер­сии различных аспектов бытия, выступающие в форме личностных конструктов или схем, которые определяют его отношение к происходящему и понимание его. Эти конструкты или схемы суть своеобразный алфавит когнитивных репрезентаций мира, без знания кото­рых понимание личности будет неадекватным.

Экзистенциально-феноменологический подход в социальной психологии

Фундаментом экзистенциально-феноменологического подхода в социальной психо­логии являются онтологический плюрализм, экзистенциализм и феноменология, создаю­щие предпосылки для критики естественнонаучного подхода, доминирующего во многих направлениях психологический исследований.

Феноменология изучает явления, связанные с переживанием человеком реальной действительности и с тем, как он представлен в его сознании. Экзистенциальный аспект феноменологии основывается на идее о том, что содержанием человеческого бытия явля­ется его существование, которое обнаруживается в процессе движения от бытия к небы­тию. Взятая в контексте психологии экзистенциально-феноменологическая психология превратилась в психологическую дисциплину, которая ищет объяснения сущности, структуры или форм человеческой жизнедеятельности и поведения посредством описа­тельных по своей сути техник.

Феноменология, как философская система, зародилась в начале ХХ века. Ее основа­тель, Э. Гуссерль (E. Husserl), первоначально занимавшийся математикой и естественными науками, поставил себе целью ее разработку как фундаментальной философии для всех научных исследований, но столкнулся с мучительным дуализмом между субъектом и объ-


Многообразие парадигмальных координат современной социальной психологии 134

ектом, на котором основываются естественные науки, и с фундаментальным единством, основанным на феномене сознания, раскрыть которое и призвана феноменология. М. Хай-деггер (M. Heidegger) (1889-1976) в свою очередь сконцентрировался на вопросах челове­ческого бытия, также обозначив важные вехи в развитии экзистенциальной феноменоло­гии.

В то время как доминирующие в философии и психологии взгляды говорили об обособленности или различии между индивидом и миром (между самостью и другими, между субъектом и объектом), экзистенциально-феноменологическая модель предлагает целостный взгляд на бытие, согласно которому все, что есть или может быть, все, что осознается, что мы отражаем, определяем или различаем, порождается отношением. Само переживание бытия получает свое отражение, когда помещается в контекстуальные отно­шения бытия-в-мире. Таким образом, отражение бытия и фокус внимания, или объект от­ражения являются взаимно фундаментально определяемыми или со-конституируемыми, через их различные экзистенциальные отношения (Heidegger, 1962).

Структурная тенденция или «данность», через которую существуют отношения, в экзистенциально-феноменологической теории, была обозначена как интенциальность. Последняя рассматривается как фундаментальные, единовременные, не обособляемые отношения между человеческим сознанием и миром (следует сказать, что наше сознание всегда представляет какую-либо «вещь»), в которых «реальность, как человечески пережи­ваемая, формируется или интерпретируется. Рассматриваемая с точки зрения «бытия», интенциальность обнаруживает, что через реконструирование значений-возможностей «вещей», с которыми мы находимся в отношениях, мы реконструируем их значения-возможности посредством самих же вещей. А это означает, что «самость» и «другие» («мир») делаются значимыми или «приходят в бытие» через их взаимозависимые, со-конституированные отношения. Одним из следствий этой аргументации является то, что каждый из нас активно вовлекается в конструирование или пытается означить пережива­ния себя самих, других людей, всех качеств, объектов и умственных процессов, создаю­щих нашу жизненную реальность.

Этот взгляд расходится с естественнонаучными выводами, возможности безлично­стной истины, т.е. об объективной природе реальности. Экзистенциально-феноменологическая модель утверждает, что мы никогда не будем обладать абсолютным знанием о реальном мире, а лишь знанием о мире интерпретируемом, мире, который су­ществует в нашем отражении. В таком случае все наши утверждения о мире или любом его аспекте - включая, конечно, и самих себя, являются в лучшем случае приближениями. Мы никогда не сможем говорить о фактах с полной уверенностью в их истинности в силу того, что мы ограничены нашими же способностями описать или понять вещи такими, какими они есть на самом деле.

Некоторые, если не большинство, из таких выводов, могут быть сделаны экспли­цитно, другие являются плодом наших собственных вымыслов и воображения. Ни одно из биологических, нейропсихологических, а иногда и психических ограничений не может быть преодолено, они будут в любом рефлективном утверждении, которое мы делаем о мире или самих себе. Открытие и разъяснение интерпретативных ограничений нашего опыта формируют один из самых важных аспектов экзистенциально-


Понятийный аппарат рассмотрения социально-познавательной активности. 135

феноменологического подхода, представляющего попытку преодоления социокультурно-и психологически обусловленных предубеждений и выводов.

Основным инструментом, посредством которого экзистенциально-феноменологическая модель исследует вопросы о сущности и существовании, является особый метод, обязывающий исследователя искать 1) приостановления влияния собствен­ных предубеждений и предположений на доступность чьих-либо переживаний, и жизнен­ный опыт; 2) оставаться на описательном уровне интерпретации в целях сосредоточения на непосредственных данных опыта; 3) горизонтализации единиц описания, избегая по­строения какой-либо иерархии значимости между ними - особенно на ранних этапах ис­следования. Несмотря на то, что данный метод обречен на неполноту и незавершенность, он дает все же возможность большей адекватности и предположений, воздействующих на любое наше столкновение с миром.

Экзистенциально-феноменологический подхода в социальной психологии.

Каждый человек видит мир по-своему, отражая в нем свою собственную субъек­тивность, свое уникальным образом окрашенное само- и мировосприятие, природу субъ­ективных переживаний, процессов и механизмов, лежащих в основе его жизнедеятельно­сти.

Часто в силу своей субъективности он конструирует не имеющие под собой абсо­лютно никаких рациональных оснований образы самого себя и окружающего его мира, живет ими, интерпретирует их. При всей метафоричности такого постижения реальности, в ней проглядывает стремление к «жизненной» феноменологии, «живой» эмпирии, живого конкретного человека, а не пустой абстракции.

В социальной психологии эта ориентация наиболее последовательно представлена в экзистенциалистами, позиции которых разделяются психологами феноменологического, экзистенциального, конструктивистского, дискурсивного, гуманистического направлений, многими исследователями когнитивной и психодинамической традиций, занимающихся проблемами человеческой самости, социального познания, интра- и интерсубъективности.

Келли, например, подчеркивал, что для понимания личности куда важнее изучения фактов и событий их интерпретация. Человек живет, создает свои, опосредованные кон­текстом культуры и особенностями индивидуального-психофизического своеобразия, вер­сии различных аспектов бытия, выступающие в форме личностных конструктов или схем, которые определяют его отношение к происходящему и понимание его. Эти конструкты или схемы суть своеобразный алфавит когнитивных репрезентаций мира, без знания кото­рых понимание личности будет неадекватным.

Экзистенциально-феноменологический подход в социальной психологии

Фундаментом экзистенциально-феноменологического подхода в социальной психо­логии являются онтологический плюрализм, экзистенциализм и феноменология, создаю­щие предпосылки для критики естественнонаучного подхода, доминирующего во многих направлениях психологический исследований.

 

Феноменология изучает явления, связанные с переживанием человеком реальной действительности и с тем, как он представлен в его сознании. Экзистенциальный аспект феноменологии основывается на идее о том, что содержанием человеческого бытия явля­ется его существование, которое обнаруживается в процессе движения от бытия к небы­тию. Взятая в контексте психологии экзистенциально-феноменологическая психология превратилась в психологическую дисциплину, которая ищет объяснения сущности, структуры или форм человеческой жизнедеятельности и поведения посредством описа­тельных по своей сути техник.

Феноменология, как философская система, зародилась в начале ХХ века. Ее основа­тель, Э. Гуссерль (E. Husserl), первоначально занимавшийся математикой и естественными науками, поставил себе целью ее разработку как фундаментальной философии для всех научных исследований, но столкнулся с мучительным дуализмом между субъектом и объ­ектом, на котором основываются естественные науки, и с фундаментальным единством, основанным на феномене сознания, раскрыть которое и призвана феноменология. М. Хай-деггер (M. Heidegger) (1889-1976) в свою очередь сконцентрировался на вопросах челове­ческого бытия, также обозначив важные вехи в развитии экзистенциальной феноменоло­гии.

В то время как доминирующие в философии и психологии взгляды говорили об обособленности или различии между индивидом и миром (между самостью и другими, между субъектом и объектом), экзистенциально-феноменологическая модель предлагает целостный взгляд на бытие, согласно которому все, что есть или может быть, все, что осознается, что мы отражаем, определяем или различаем, порождается отношением. Само переживание бытия получает свое отражение, когда помещается в контекстуальные отно­шения бытия-в-мире. Таким образом, отражение бытия и фокус внимания, или объект от­ражения являются взаимно фундаментально определяемыми или со-конституируемыми, через их различные экзистенциальные отношения (Heidegger, 1962).

Структурная тенденция или «данность», через которую существуют отношения, в экзистенциально-феноменологической теории, была обозначена как интенциальность. Последняя рассматривается как фундаментальные, единовременные, не обособляемые отношения между человеческим сознанием и миром (следует сказать, что наше сознание всегда представляет какую-либо «вещь»), в которых «реальность, как человечески пережи­ваемая, формируется или интерпретируется. Рассматриваемая с точки зрения «бытия», интенциальность обнаруживает, что через реконструирование значений-возможностей «вещей», с которыми мы находимся в отношениях, мы реконструируем их значения-возможности посредством самих же вещей. А это означает, что «самость» и «другие» («мир») делаются значимыми или «приходят в бытие» через их взаимозависимые, со-конституированные отношения. Одним из следствий этой аргументации является то, что каждый из нас активно вовлекается в конструирование или пытается означить пережива­ния себя самих, других людей, всех качеств, объектов и умственных процессов, создаю­щих нашу жизненную реальность.

Этот взгляд расходится с естественнонаучными выводами, возможности безлично­стной истины, т.е. об объективной природе реальности. Экзистенциально-феноменологическая модель утверждает, что мы никогда не будем обладать абсолютным знанием о реальном мире, а лишь знанием о мире интерпретируемом, мире, который существует в нашем отражении. В таком случае все наши утверждения о мире или любом его аспекте - включая, конечно, и самих себя, являются в лучшем случае приближениями. Мы никогда не сможем говорить о фактах с полной уверенностью в их истинности в силу того, что мы ограничены нашими же способностями описать или понять вещи такими, какими они есть на самом деле.

Некоторые, если не большинство, из таких выводов, могут быть сделаны экспли­цитно, другие являются плодом наших собственных вымыслов и воображения. Ни одно из биологических, нейропсихологических, а иногда и психических ограничений не может быть преодолено, они будут в любом рефлективном утверждении, которое мы делаем о мире или самих себе. Открытие и разъяснение интерпретативных ограничений нашего опыта формируют один из самых важных аспектов экзистенциально-феноменологического подхода, представляющего попытку преодоления социокультурно-и психологически обусловленных предубеждений и выводов.

Основным инструментом, посредством которого экзистенциально-феноменологическая модель исследует вопросы о сущности и существовании, является особый метод, обязывающий исследователя искать 1) приостановления влияния собствен­ных предубеждений и предположений на доступность чьих-либо переживаний, и жизнен­ный опыт; 2) оставаться на описательном уровне интерпретации в целях сосредоточения на непосредственных данных опыта; 3) горизонтализации единиц описания, избегая по­строения какой-либо иерархии значимости между ними - особенно на ранних этапах ис­следования. Несмотря на то, что данный метод обречен на неполноту и незавершенность, он дает все же возможность большей адекватности и предположений, воздействующих на любое наше столкновение с миром.

Основополагающие теоретические подходы к личности в рамках экзистен­циально-феноменологической модели познания.

В соответствии с экзистенциально-феноменологической моделью человеческое бы­тие обнаруживает «всеобщность, неразрывное единство или взаимосвязанность индивида и его мира... В истинном смысле личность рассматривается как не обладающая существо­ванием вне мира, а мир - как не обладающий существованием вне личности» (Valle и др., 1989, с. 7).

В применении к таким наукам, как социальная психология, экзистенциально-феноменологический подход обладает возможностью огромного ряда жизненных прояв­лений. Такой позиции избегают, однако, другие современные теоретические модели лич­ности, предпочитающие ее категоризацию и типологизацию, дифференциацию ее до уровня анализа отдельных ее частей или компонентов. «Экзистенциально-феноменологический подход стремится к сохранению описательного и открыто-законченного уровня анализа человеческой жизни, которая, одновременно, признает как уникальность каждого бытия-в-мире, так и видоразделенность транскультуральной данно­сти бытия человеком, устанавливающей границы - или инварианты данности - для воз­можностей нашей жизни» (Woolfe, Dryden, 182-183).

В этом случае человеческие органы чувств, как основа информации, переводимой в перцептивные образы нашим мозгом, являются видообусловленными и ограниченными.


Предоставляя возможность осознанного переживания стимулов внешнего мира, органы чувств, в силу их ограниченности, делают невозможной гипотезу о том, что они способны улавливать всевозможные стимулы, воздействующие на них. В отличие от других живых организмов, чьи сенсорные характеристики могут быть отличными или гармонизирован­ными иным образом, человеческое бытие регулируется некоторыми фиксированными "инвариантами" на видовом уровне.

В то же время на само- и мировосприятии человека сказываются влияния, обуслов­ленные социокультурным контекстом, который, в свою очередь, влияет и на способ пер­цептивной переработки, и на интерпретацию объектов восприятия. Психолог, интересую­щийся перцептивными процессами, принимает во внимание огромное число таких инва­риантов видового и социокультурного уровней. Более того, существуют искажения, поро­ждаемые самим индивидом, т.е. формируемые жизненной практикой и взаимодействиями, которые имеет каждый из нас. Все эти ограничения приводят к выводу, что мы интерпре­тируем мир в пределах «данностей» наших возможностей, находимся под влиянием пре­дубеждений и предположений, порождаемых социо-культурными различиями вообще и уникальностью нашего собственного развития в частности.

По мнению Спинелли (Spinelli), данностями нашего вида могут казаться специально обозначенные или наименованные вещи, которые каждый из нас осознает, и способ того, как это происходит, что зависит от различных лингвистических и социокультурных влия­ний, влияний нашего собственного опыта, предрасполагающего или предубеждающего нас воспринимать мир таким образом, каким мы его воспринимаем.

Эта позиция имеет волнующие перспективы, она помещает человеческую личность в неопределенную, релятивистскую реальность, будучи в которой вне зависимости от зна­чений, которые мы обнаружили для себя, и от уверенности в их истинности, они никогда не будут полностью объективными, лишенными предубеждений. Более того, возможности человеческого переживания ограничены и формируются с помощью ряда инвариантов, посредством которых каждое бытие-в-мире интерпретируется уникальным образом. Кро­ме того, в силу со-конституированности существования каждое бытие-в-мире является характерно открыто-законченным и скорее постоянно изменчивым и пластичным, нежели фиксированным и полностью определенным, а значит переменные, составляющие пере­живания каждого человеческого бытия, не целостны и не совершенны по отношению к любому другому человеческому бытию. В лучшем случае может быть достигнуто некото­рое ощущение особенностей переживания мира другим человеком более-менее адекватное их восприятие, но никогда не постигаемое до конца. С позиций экзистенциально-феноменологической психологии этот вывод можно проинтерпретировать так: каждый из нас является одиноким в собственном переживании реальности, и, как ни парадоксально, мы одиноки именно потому, что находимся во взаимоотношениях друг с другом.

Пытаясь осознать влияние подобного рода идей, мы сталкиваемся как бы с бес­смысленностью бытия в силу того, что оно не имеет внутренне свободной значимости. «Наша потребность наделять вещи значениями (определяя, расчленяя или ограничивая их) кажется другой "данностью" нашего вида. Наша нетерпимость к бессмысленности оказы­вается глубоко укоренившейся, даже фундаментальной характеристикой. Бессмыслен­ность внушает нам беспокойство - что-либо кажущееся бессмысленным беспокоит нас таким образом, что мы отказываемся принимать его и пытаемся придать ему значение -


обычно посредством связывания с другими объектами, значение которых известно нам и с которыми он кажется обладает сходными характеристиками, или посредством приписы­вания ему определенного рода функциональных предназначений, которые, снова, поме­щают его в "означенный" контекст, порождаемый нашим опытом». Эта мысль, принадле­жащая Спинелли, во многом совпадает с механизмами формирования социальных репре­зентаций, описанных Московичи, предполагающих своеобразное сцепление нового знания со старым путем трансформации в понятную для здравого смысла форму, не вызывающую когнитивного диссонанса. Это в свою очередь ведет к пересечению идей в отношении спе­цифики социально-познавательной активности людей с позиций разных научно-теоретических традиций и школ.

Экзистенциально-феноменологическая модель беспокойства по поводу бытия ис­пользует понятие страх - «angst», вызванный осознанием того, что в мире нет иных значе­ний кроме относительных, которые мы создаем сами; что мы не можем полагаться на не­сомненность фактов или целей, не можем знать того, что с нами произойдет, когда мы пе­рестанем быть людьми? Эта временность, выражающая наше событийное ничтожество, являет собою наиболее фундаментальный источник страха.

Ничтожество, бессмысленность, одиночество являются той ценой, которую мы пла­тим за свою свободу, за попытку быть аутентичным как человеческое бытие (Heidegger, 1962). Чтобы избежать страха мы «дегуманизируем» себя, становимся пассивными, безот­ветственными, кажемся детерминированными волей и капризами других, ищем спасения от внешней правды, перманентных значений, утверждений о высшей заинтересованности в истинности своих целей. Такая позиция в отношении к жизни была определена как не­аутентичность (Heidegger, 1962) или нечестность (Sartre, 1956), ее апелляции явно сво­дятся к снижению беспокойства и неопределенности бытия-в-мире.

Экзистенциально феноменологическая идея выбора часто неверно интерпретирует­ся и сводится к утверждению о том, что мы обладаем полной свободой выбора кем и ка­ким быть. Но это неверно. Выбор, в котором мы свободны, порождается ситуативной сво­бодой, т.е. в рамках границ наших интенциальных отношений друг к другу как со-конституированности «бытия-в-мире». Мы скорее свободны в выборе не того, чего хотим, а того, как реагировать на неизбежные "стимулы", короче «мы осуждены на выбор» (Sartre, 1956). Следовательно, наш выбор соответствует уровню интерпретаций, а не собы­тийному или стимульному уровню. В этом контексте angst не столько представляет беспо­коящий аспект жизни, с которым приходится работать психологу, сколько возможность и ответственность бытия - быть радостным или отчаявшимся, жизнеутверждающим или конформным по отношению к своей событийной ничтожности..

Особенности экзистенциально-феноменологического подхода в социальной психологии.

Каждый человек видит мир по-своему, отражая в нем и свою собственную природу субъективности переживаний, процессов и механизмов, лежащих в основе его предубеж­дений, иррациональных действий и т.п.

Смещение акцентов в сторону «оживления» социальной психологии посредством обращения к феноменологии жизни реальных людей было ускорено, в частности, бунтом студентов психологических факультетов американских университетов против академиче­ской психологии с ее ориентацией на использование естественнонаучной методологии и лабораторного эксперимента. Едкие замечания о том, что американская социальная психо­логия дает лишь знания об особенностях американских студентов - психологов, состав­лявших подавляющее большинство участников лабораторных экспериментов, и ничего более, подвигли ученых к поиску новых подходов и инструментов исследования.

Теории, основывающиеся на позициях экзистенциально-феноменологического под­хода, оказались наиболее продуктивными в плане «жизненной» эмпирии и интерпретации.

Поток переживаний Чикченмихая. Как уже отмечалось, в 1990-е годы наблюда­ется своеобразная реминисценция интересов к понятию самости. Наиболее интересной версией рассмотрения самости как потока сознания является версия, предложенная Чик-ченмихай (Csikszentmihalayi).

Анализируя феномен «потока переживаний» под влиянием ощущений, которые ис­пытывают люди, он заинтересовался аспектом удовлетворенности человека самим собой, осознания некоторых специфических событий (ощущений, мыслей, интенций), которыми он может управлять, т.е. можно говорить об осознанно, интенциально упорядоченной ин­формации (Чикченмихай, 1992, с. 26). Чикченмихай сравнивает концентрацию внимания с психической «энергией», рассматривая способность контролирования данных ресурсов (способность произвольной концентрации внимания, а не созерцание потока сознания) как обладающую бесценным значением для жизни, противопоставляя ее тому, что он называет «энтропией» (распад упорядоченности сознания из-за вторжения посторонних событий и мыслей). Поток сознания имеет место тогда, когда поступающая информация соответству­ет преследуемой цели, способствуя усилению потока энергии. Это состояние определяется исследователем как «оптимальное переживание», т.е. в нем проявляется полная управляе­мость вниманием, способствующая большей его мобилизации и концентрации.

Примерами подобного рода является ощущение актером удачного исполнения роли; шахматистом - полной реализации замыслов игры; родителями - успешности воспитания детей и т.п.

Поток сознания предполагает концентрацию его для достижения определенного итога, цели; он обусловлен не только характером исполняемой деятельности, но и приро­дой активности человека.

Если людям удается добиться того, что поток переживаний у них возникает регу­лярно, это приводит к заметному возрастанию качества жизни.

Применительно к экзистенциально-феноменологическому подходу работы Чикчен­михая фиксируют принципиальную возможность управления человеком потоком своих переживаний, проявляемых в самых разнообразных видах социальной активности.

Состояния мышления Дональдсон. Маргарет Дональдсон (M. Donaldson) пришла к изучению проблемы состояний мышления после долгих лет исследований в области психологии развития, будучи скорее ориентированной на эмпирические, нежели феноме­нологические его аспекты.

Основываясь на собственных наблюдениях в детской психологии и исследованиях других авторов, она пришла к заключению, что каждому состоянию мышления (точечно­му, линейному, конструктному, трансцендентному) соответствует свое собственное ощу­щение пространства и времени. Точечное состояние относится к непосредственному опы-


ту, реализующемуся здесь и сейчас. Линейное характеризуется возможностью припоми­нать прошлое и антиципировать будущее. Конструктное представляет способность кон­струирования понятий, независимых от конкретных примеров, трансцендентное появля­ется с развитием абстрактного мышления.

По мере взросления ребенка происходит переход из одного состояния в другое. Ли­нейное состояние мышления формируется к 8-10 месяцем и в последующем дифференци­руется на четыре отличные одна от другой формы - мышление, эмоции, восприятия, целе­направленные действия. Конструктное состояние начинает формироваться к 3-4 годам и характеризуется повышенным интересом к природе вещей. Существует интеллектуаль­ный, ценностный и ядерный типы этого вида состояний. На уровне интеллектуального типа состояния, доминируют интеллектуальные и познавательные интересы. Ценностный тип состояния характеризуется чувствами и ценностями. На уровне ядерного типа проис­ходит формирование конструктов, включающих сложное переплетение когнитивных и аффективно-ценностных элементов. «По мере развития, - пишет Дональдсон, - мы совер­шенствуем свои представления о природе универсума, о своих социальных группах, о со­циальных группах других и - о самих себе» (1992,83).

Именно в ядерных конструктах, представлено все своеобразие конкретной челове­ческой самости, ее характера, ее аттитюдов.

Особым является трансцендентное состояние, характеризующееся полной абст­рактностью, рудиментарные формы его проявляются только к 9 годам. Эта форма мышле­ния является производной от интеллектуальной и эмоциональной. Интеллектуальное трансцендентное состояние представляет реальность абстрактных мыслей, аналогичных математике и логике. Ценностное же, или эмоциональное, трансцендентное состояние проявляется в духовных и религиозных переживаниях, в искусстве.

По мнению Стивенса, рассуждения Дональдсон не всегда последовательны, не все­гда доступны пониманию, зачастую кажутся умозрительными. Более адекватным пред­ставляется все же термин «сознание» в контексте описания его различных состояний. Вы­деление интеллектуального, ценностного или переживаемого состояний кажется недоста­точно аргументированным.

Очевидной является оригинальность подхода, подчеркивание динамичности и свое­образия состояний индивида, подкрепляемое богатой эмпирической и феноменологиче­ской базой.

Изучение трансцендентных состояний. Проблема изучения трансцендентных со­стояний получила достаточно широкое развитие, причем иногда в самых противоречивых своих проявлениях, например в подходе к изучению феноменологии с использованием психоделических наркотиков и медитативных техник.

Начало этому было положено психологами Гарвардского университета Т. Лири (Leary), Ричардом (Richard) и Олпортом (Alpert). В 1960-е годы, стимулированные нарко­тиками психические «путешествия», стали особенно популярными. Особое развитие по­лучили эти исследования в рамках психодинамической эго-психологии, пытавшейся таким образом добраться до свободного от импульсов, конфликтов, рационального мышления сфер эго. Последователи классического психоанализа пытались таким образом дойти до «ощущения» чистого чувства, до более тесной связи с телесными ощущениями, свободы от социальных рамок, жить здесь и сейчас.


Многообразие парадигмальных координат современной социальной психологии 142

Действительно, такие наркотики, как ЛСД, способствовали описанию многих спе­цифических феноменов, связанных с «открытым» сознанием, с интенсивными чувствами, однако приводили к серьезным психическим нарушениям, что привело к отказу от их ис­пользования.

Другой подход к исследованиям трансцендентных состояний сознания был связан с использованием различных медитативных техник, аутогенных тренировок, групп встреч и марафонов. Наиболее показательными в этом контексте являются «Гештальттерапия» (Perls), расширение человеческой осведомленности в достижении «удовлетворенности» и искренней коммуникации (Schutz, 1967), вызывание «пика переживаний» и «самоактуали­зации» (Maslow, 1971). В ранних версиях гештальттерапии рассматривались элементы конфронтации, которые драматически изменяли характер описываемых участниками пе­реживаний, иногда интерпретируя их как поверхностные и защитные. В более поздних версиях уже налицо эмпатические попытки постижения внутренних переживаний индиви­да в его собственных понятиях. Основной целью такого рода усилий является осознание участниками более полных и искренних самоощущений. Процесс продвижения как само­осведомленности, так и осведомленности в межличностных отношениях ставится в центр внимания психотерапевта в попытках создать условия для более полного соприкосновения с миром переживаний.

Идеи экзистенциально-феноменологического подхода в последние годы обретают все большее число сторонников. Интерес к тому, как человек конструирует интерпрета­цию событий и рассматривает себя в окружающем мире, вызывает все возрастающее чис­ло исследований (см. табл. 9).

Таблица 9. Основные черты феноменологического подхода

 

Основные единицы Переживаемая самость
  личностные конструкты и Я-концепции;
  субъективные ощущения и восприятия;
  атрибуции;
причины поведения Я-концепции; чувства и конфликты, ат-
  рибуции; свобода выбора;
способствующие данные личные переживания, восприятия и ин-
  терпретации;
наблюдаемые реакции, используемые сигналы (внутренние состояния лично-
как сти, восприятия или эмоции);
фокусы исследований Я-концепции; самоосведомленности и
  экспрессия; человеческий потенциал и
  самоактуализация; эмоции; атрибутиро-
  вание
подходы к изменению личности увеличение самоосведомленности; ис-
  кренность личности; внутреннее соот-
  ветствие и самопринятие; изменение
  конструктов; альтернативные истолко-
  вания контекста переживаний и выбора;
роль ситуации концентрация на ситуации, как она вос-

Особенности подхода в социальной психологии.



 

  принимается

Приводится по: Mischel, W. Introduction to Personality. NY: Harcourt Brace College Publishers, 1993, р. 281.

Как следует из схемы, основными единицами анализа экзистенциально-феноменологического подхода являются самость, представления и чувства личности. Ин­дивид рассматривается как обладающий свободой выбора и потенциалом направленных самоизменений. В качестве основных данных здесь выступают описания личностных кон­структов и чувств, позволяющих проникнуть во внутренние состояния, эмоции, видение мира глазами клиента

Экзистенциально-феноменологический подход в своих современных версиях созда­ет мощную альтернативу относительно узкому, механистическому рассмотрению лично­сти, и социально-психологической проблематики в целом.

Концентрация на прошлом и будущем, на здесь и сейчас, как оно переживается че­ловеком, составляет его сильную сторону. Общая характеристика его слабых сторон пред­ставлена в таблице 10.

Таблица 10. Вклад и ограничения экзистенциально-феноменологического подхода

 

Вклад Ограничения
Фокусирование на ранее избегавшихся вопросах: текущие субъективные пере­живания субъекта, эмоциях и воспри­ятиях; научное изучение самости Фокусирование на настоящем и буду­щем Отношение к личности как к ученому и потенциальному эксперту, но способном допускать систематические ошибки и нарушения Фокусирование на здоровой личности и позитивных стремлениях Сложность связывания восприятий и переживаний личности с объективными условиями и внешними причинами отрицание прошлой истории развития Личность может обладать искаженными представлениями и описаниями; слож­ность объективации переживаний лич­ности Чрезмерная вера в личностный рост; не применимость к острым нарушениям в психике, лицам с задержками в психи­ческом развитии и с отсутствием устной речи

Приводится по: Mischel, W. Introduction to Personality. NY: Harcourt Brace College Publishers, 1993, р. 282.

Одним из уязвимых мест экзистенциально-феноменологического подхода является наличие многочисленных предубеждающих искажений, иллюзий, ошибок у людей, а так­же ограниченность информации о своей самости, на что исследователи обращают самое пристальное внимание.

Глоссарий

Angst беспокойство, возникающее в связи с признанием того, что в мире нет никаких иных значений, кроме тех относительных, которые мы создаем сами, что мы не можем полагаться на несомненность фактов или целей, что мы не можем


Многообразие парадигмальных координат современной социальной психологии 144

знать того, что с нами произойдет, когда мы перестанем быть людьми.

Dаsein- бытие-в-мире - всеобщность, неразрывное единство или взаимосвязан­ность индивида и его мира. В истинном смысле личность рассматривается как не обладающая существованием вне мира, а мир - как не обладающий существова­нием вне личности.

Интенциальность - структурная тенденция, или "данность", через которую существуют фундаментальные, единовременные и не обособляемые отношения между человеческим сознанием и миром, в которых реальность, как человечески переживаемая, формируется или интерпретируется.

Поток переживаний - состояние осознания собственного превосходства над всем происходящим, безграничности возможностей. Поток имеет место в случае, когда поступающая информация соответствует преследуемой цели, способствуя усилению потока энергии. Это состояние определяется им как «оптимальное пе­реживание».

Феноменология - методологический подход, обосновывающий необходимость рассмотрения человека с позиций постижения его жизненных переживаний и ин­терпретаций с целью прояснения того, как переживается человеком объектный мир, как он представляется ему в его сознании. Так, феноменология пытается бо­лее адекватно понять человеческие состояния как они проявляются в условиях жизненных переживаний.

Экзистенциальный аспект феноменологии идея о том, что содержа­нием человеческого бытия является его существование, которое обнаружи-

вается в неизбежном процессе движения от бытия к небытию___

Вопросы для обсуждения_______________________________

1. В чем своеобразие экзистенциально-феноменологического подхода?

2. В чем суть феноменологического метода исследования?

3. В чем выражается экзистенциальный аспект феноменологии?

4. Каковы основные тенденции развития современного экзистенциально-
___ феноменологического подхода в социальной психологии?_


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты