Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Формирование впечатления о личности другого человека




Процесс формирования впечатления в глазах других людей о самом себе является одной из самых привлекательных областей изучения не только для ученых, но и для прак­тики повседневной жизни. Одним из самых мучительных вопросов, которые многие зада­ют себе, является вопрос - как меня воспринимают другие люди? В зависимости от адек­ватности найденных ответов часто определяется характер развития взаимоотношений. Не­адекватность приводит к иллюзиям, комплекс невзрачности - к трагедиям. Сложность си­туации связана еще и с тем, что у нас слишком мало возможностей получения адекватной информации о самих себе. Человек, положительно относящийся к нам, будет давать либо положительные оценки, либо не решаться донести «горькую правду». Человек ненавидя­щий нас будет и воспринимать нас сквозь «темные очки». Это и создает основание для повышенного внимания к данному аспекту межличностных отношений

Формирование впечатления является основным компонентом социальной перцеп­ции и представляет собой процесс формирования оценочных и описательный решений об анализируемом человеке. Большинство исследований связано с выявлением особенностей первого впечатления. Менее изученным является процесс последующего развития и уточ­нения впечатления по мере накопления опыта межличностного взаимодействия, влияния на него социальных ролей, стереотипов и т.п. В большинстве своем изучается влияние когнитивных и аффективных детерминант на интерпретацию внешности и поведения.

В структуралистских подходах к формированию впечатления отражается линейная комбинация различных моделей, обобщающих различные элементы информации, посту­пающей об индивиде. Для этого подхода характерна приверженность гештальтистской модели, утверждающей, что отдельные черты составляют единую целостность, не своди­мую к простой сумме составляющих ее частей. Каждая отдельная черта оказывает влияние на значение всех других. Именно последнее и определяет рассмотрение черт лишь как час­тично влияющих на построение общего впечатления.

В последние годы приоритет в формировании впечатления отдается схематическо­му подходу, согласно которому человек при формировании впечатления о другом чаще использует уже готовые схемы личности, представляющие ситуационно привязанные им­плицитные теории личности, основанные на предшествующем опыте подобного рода оце­нок, как данного конкретного человека, так и подходящих образцов. Именно влиянием наличных схем и объясняются многочисленные искажения и ошибки сформировавшегося впечатления. В данном случае выбор человека весьма ограничен. Не имея возможности получения полностью адекватной информации о внутреннем мире воспринимаемого, к тому же имея ограниченный объем информации о предшествующей истории наблюдаемо­го, интерпретирующий вынужден полагаться на аналогии, схемы, эвристики, стереотипы. Ограниченность информационных ресурсов дополняется обусловленным ею проецирова­нием интерпретирующим своих собственных особенностей личности на интерпретируе­мого и освобождение от данного своеобразного трансферта сопряжено со значительными сложностями.


Формирование впечатления о личности другого человека 431

Фиске и Ньюберг (Fiske, Neuberg, 1990) предложили модель континуума, отталки­вающуюся от конструктивистских процессов, в которых впечатление выводится из пред-существующих понятий и теорий об отдельных типах людей и переходящей к структура­листским процессам, в которых впечатление формируется из некоторой линейной комби­нации существенных атрибутов человека. В соответствии с этой моделью конструктивист-кие процессы являются наиболее общими, в то время как структуралистские процессы во­влекаются лишь в тех случаях, когда объект интерпретации особенно значим для воспри­нимающего и у него нет в наличии подходящей модели или набора атрибутов для перво­начальной категоризации.

Неразрывное единство личности интерпретатора и атрибутов интерпретируемого является основоположением и экологической модели Макартура и Барона (McArthur, Baron, 1983). В соответствии с этой моделью воспринимающий формирует впечатление об объекте восприятия на основе своеобразных предвосхищений, предоставляющих возмож­ность действий в соответствии с преследуемой целью. Характер подобных предвосхище­ний или эвристик зависит не только от структурирования информации о воспринимаемом объекте, но и от настроенности самого воспринимающего. Иными словами, настроенность проявляется в том, что человек видит то, что хочет видеть или настроен видеть. Эта на­строенность воспринимающего, в свою очередь, зависит от социального фокуса воспри­нимающего, его перцептивных умений и предпринимаемых действий.

Подтверждением правомерности предложенных моделей является то, что характер и особенности впечатления определяются и состояниями сознания воспринимающего. В частности, эффект первого впечатления или первичности основывается на том, что первое впечатление о человеке отражает наиболее субъективно приемлемые и активированные характеристики воспринимающегося. Причем своеобразие сформировавшегося впечатле­ния определяется и предпочитаемыми интерпретирующим дескрипторами. Наиболее час­то используемые воспринимающим дескрипторы, личностные конструкты оказывают, безусловно, заметное влияние. Эти конструкты и дескрипторы уже в процессе обработки поступающей информации как бы маркируют отдельные ее элементы и нивелируют дру­гие.

Не менее существенное влияние на формирование впечатления оказывают и схемы самости. В различного рода исследованиях и в собственной эмпирике имеется достаточно много подтверждений влияния собственного образа на интерпретацию образа других лю­дей. Например, часто в образе другого человека фиксируются характеристики, противопо­ложные собственным, а так же осуществляется проецирование собственных качеств на него. В данном случае реализуются и такие защитные, механизмы как проекция и рацио­нализация. В первом случае человек проецирует собственные качества на другого в целях оправдания сформировавшегося отношения, во втором случае - «достраивает» образ дру­гого до «желаемого» из материала, который взят «с потолка».

Отмеченные особенности формирования впечатления известны как эффект ожида­ния. Определенное влияние может оказывать и эффект контраста. В случае если поведение не противоречит ожидаемому, происходит своеобразная ассимиляция впечатления, когда же оно находится в явном противоречии с ожидаемым реализуется эффект контраста, про­являющийся в смене ориентаций в оценке на противоположные.


Социальное познание людьми друг друга 432

Активная роль самого интерпретирующего наиболее полно описывается присущи­ми ему эвристиками, позволяющими существенно упростить процесс формирования впе­чатления и сформировать ориентиры даже при отсутствии достаточной информации. В частности, особая роль принадлежит доступным эвристикам, в которых представлена наи­более легко припоминаемая и актуализируемая информация, основанная на прошлом опы­те оценок. Если же доступные эвристики сочетаются с эвристиками репрезентативности, то их влияние еще более возрастает.

Существенное влияние на впечатление оказывает и эмоциональное отношение, и состояние, испытываемое воспринимающим. В данном случае речь идет о сигнальной функции эмоций, позволяющей ориентироваться в окружающем.

Управление впечатлением о личности

В процессе межличностного взаимодействия существенная роль принадлежит управлению впечатлением, под которым понимается целенаправленная активность по контролю и регулированию информации в целях создания соответствующего образа (Man-stead, Hewstone, 1996:314). В процессе управления впечатлением люди стремятся постро­ить в сознании других людей определенные представления о себе и других (например, друзьях и врагах), объектах (учреждении, жилье) или событиях. В случае если совершается попытка контролирования собственного образа в глазах других людей речь идет о само­презентации.

Самопрезентация в структуре управления впечатлением о личности

Под самопрезентацией понимается процесс осознаваемого или неосознаваемого, целенаправленного или стихийного предъявления определенных аспектов собственной самости окружающим, осуществляемый при взаимодействии между людьми. Самопрезен­тация выступает в качестве субкатегории управления впечатлением, связанным с более широким процессом контроля и регулирования информации, поступающей о других лю­дях, объектах и событиях (Manstead and Hewstone, 1996, с. 519).

Категория управления впечатлением имеет довольно длительную историю изуче­ния. Исходно при рассмотрении данного вопроса использовалась аналогия между соци­альной жизнью и театром. Наиболее точно она отражена Шекспиром в его известной ци­тате: «Весь мир театр и мужчины и женщины просто актеры». Само психологическое по­нятие формирования впечатления так же имеет драматургическое происхождение. Латин­ское слово «персона» обозначало маску, одеваемую актером в театре, роль - деревянный барабан с отрывками, которые декларировал актер в театре, аттитюд - отношения и чувст­ва, демонстрируемые актером на театральной сцене.

Первое систематизированное социально-психологическое рассмотрение вопроса управлением впечатлением связано с работами Ирвина Гофмана (Goffman) и, особенное, его известнейшей книгой «Презентация самости в повседневной жизни», отрывки из кото­рой опубликованы на русском языке под названием «Представление себя другим» (1984). Введя концепцию социальной драматургии, Гофман описывал межличностное поведение как спектакль, в котором заняты актеры. Используя терминологию драматургии, он попы-


Самопрезентация в структуре процесса управления впечатлением о личности 433

тался вскрыть специфику межличностного взаимодействия, зафиксировав факт особой роли в нем презентируемого Я. Гофман впервые поставил вопрос о существовании в рам­ках одного и того же человека как бы двух Я-Я для себя и Я - для других, подчиненное целям, преследуемым во взаимодействии. При анализе интеракционистского подхода к структуре человеческой самости уже была представлена логика его рассуждений, приво­дящая к заключению о существовании еще и третьего Я - «чистого» или «необработанно­го». В подходе Гофмана фиксируется внимание на очень важных аспектах межличностно­го взаимодействия в контексте управления впечатлением - целеподчиненность предъявле­ния образа, осознание человеком собственной неаутентичности в самопредъявлении. И не смотря на критику социально-драматургических построений, связанную с гипертрофиро­ванием влияния социальных ролей и правил, а так же манипулятивной природой, идеи Goffman послужили фундаментом для огромного спектра открытий в данной проблемной области.

Своеобразный ренессанс исследований в области управления впечатлением начи­нается в 1980-е годы, когда публикуется много блестящих работ по этому фундаменталь­ному межличностному процессу (Leary и Kowalsky, 1990; Schlenker и Weigold, 1992 и др.). В рамках различных подходов к проблеме управления впечатлением сегодня можно гово­рить о наличии достаточно выраженного единства взглядов на его рассмотрение, как стра­тегического процесса коммуникации, связанного с созданием у аудитории преследуемого образа. Причем, характерно рассмотрение этого процесса именно как взаимодействия, включающего особенности обеих участвующих сторон. Преднамеренный или непредна­меренный контроль за информацией о себе самом, аудитории и поведении лежит в сердце­вине межличностных отношений. В то же время можно констатировать, что в рамках дан­ной проблемной области на сегодняшний день нет какой-либо общеразделяемой теорети­ческой конструкции, поэтому чаще речь идет скорее о теоретическом подходе, нежели конкретной теории.

Исследования в области управления впечатлениям проводятся по двум направлени­ям. В рамках первого осуществляется развитие старой, интрапсихической традиции к рас­смотрению социально-психологической проблематики посредством добавления новых интерпретаций и описаний. Это относится к переосмыслению феномена когнитивного диссонанса, изменению аттитюдов, реактивности, социальной фасилитации, групповой поляризации, агрессивному поведению и т.п. В рамках второго направления осуществля­ется развитие исследований как самостоятельной проблемной области со своим концепту­альным аппаратом. Для этого направление характерно давление социально-когнитивного подхода в аспекте его рассмотрения процесса социального познания.

Анализ управления впечатлением основывается на общей идее о том, что люди пы­таются контролировать информацию в целях ее приспособления к специфическим осо­бенностям аудитории во имя решения поставленных задач. Эта тенденция рассматривает­ся как фундаментальная характеристика социального поведения. В этом контексте управ­ление впечатлением становится объектом не только социальной психологии, но и психо­логии личности, социализации, консультирования, воспитания и т.п.

В рамках осуществляемых исследований предпринимаются попытки нахождения ответов на следующие ключевые вопросы:

1. Почему люди включаются в процесс управления впечатлением?


Социальное познание людьми друг друга 434

2. Какой образ самости люди пытаются сконструировать и сохранить?

3. Как они приходят к заключению о необходимости предъявления данного
образа?

4. Какова роль аудитории в процессе управления впечатлением?

5. Является ли управление впечатлением искренним или показателям двулич­
ности человека?

6. Каковы индивидуальные различия в управлении впечатлением? (Manstead
and Hewstone, 1996:315-316).

На первый вопрос ответ был дан еще Гофманом, подчеркивавшим мотивационный аспект управления впечатлением. Он рассматривал управление впечатлением как средство получения социального одобрения и достижения жизненно значимых социальных целей. Для продуктивного взаимодействия друг с другом люди должны уметь определять ситуа­цию и исполняемые роли. Управление впечатлением является необходимой функцией коммуникации окружающим людям определенных идентичностей и планов взаимодейст­вия. Как только желаемая идентичность установлена, каждый из участников взаимодейст­вия возлагает на себя моральные обязательства вести себя в соответствии с избранной идентичностью (правило самоуважения: сохранение собственного лица) и, одновременно, принятия идентичности, определенной другими участниками взаимодействия (правило тактичности: сохранение лица другого). Таким образом, управление впечатлением позво­ляет участникам определиться друг в друге и наладить скоординированное и эффективное взаимодействие.

Более частные ответы на вопрос, почему люди вовлекаются в процесс управления впечатлением, вытекают из анализа их функций в социальной жизни. Прежде всего, оно выполняет инструментальную функцию, позволяя достигать необходимые социальные цели и добиваться материальных результатов, включая одобрение, уважение, заработки, продвижение по работе и т.п. Достаточно очевидно, что успехи в социальной и профес­сиональной самоактуализации во многом связаны со способностями к управлению впе­чатлением. Управление впечатлением является так же средством удовлетворения потреб­ности во власти и контроле над окружением.

Большинство исследований по управлению впечатлением концентрируются на та­ком его аспекте, как самопрезентация. С последней и связан вопрос, какие именно образы люди стремятся сформировать в глазах окружающих? Первые исследования исходили из посылки, что люди стремятся сконструировать социально одобряемые образы. В них представлена довольно характерная для социальной психологии тенденция оперирования идеальными категориями и моделями. Эти идеальные модели, тем не менее, часто не сты­куются с житейской эмпирией, как не стыкуются с последней и уже обсуждавшиеся ранее модели рационального человека, когнитивного скупца и т.п.

В исследованиях последних лет признается факт существования различных образов и тактик эффективной самопрезентации (Jones и Pittman, 1982; Schlenker, 1980). В частно­сти, выделяются, тактика запугивания, предполагающая презентацию себя как властного, иррационального в целях устрашения аудитории; тактика мольбы, предполагающая пре-зентирование себя как слабого и беззащитного, в целях вызывания сочувствия со стороны аудитории; тактика образцовости, предполагающая презентацию себя, как морально вы­держанного в целях вызывания у аудитории чувства стыда за свои грехи; тактика «биения


Самопрезентация в структуре процесса управления впечатлением о личности 435

себя в грудь», предполагающая презентирование собственных достоинств в целях вызыва­ния уважительного отношения к себе; тактика вкрадчивого обращения, предполагающая презентирование вызывающего симпатию у окружающих образа и т.д. Часто такие такти­ки носят чисто манипулятивный характер и принимают формы различных игр, блестяще описанных Эриком Берном (1992). Основной целью данных тактик является контроль над поведением других людей. Исследования показывают, что люди отнюдь не всегда стре­мятся к позитивному презентированию. Предъявляемый образ в большинстве случаев подчинен искомой цели и наиболее продуктивный путь ее достижения и определяет спе­цифическое содержание презентации.

Обычно выделяют ряд детерминант презентирования: степень полезности конкрет­ной самопрезентации для достижения цели и правдоподобность самопрезентации. Само­презентация рассматривается как более полезная, если она более значима для идентично­сти презентирующего, т.е. содержит значимые компоненты Я-концепции, или максималь­но способствует достижению значимой цели. Безусловно, самопрезентация не обладает свободой воли, т.к. адресована социальному окружению и косвенно подчинена ролевым требованиям, невыполнение которых сопряжено с возможностью применения санкций. Членкер и Вейгоулд (Schlenker, Weigold, 1992) выделяют следующие факторы, опреде­ляющие своеобразие самопрезентации:

(1)ее полезность для презентирующего (т.е. субъективная значимость ее тем
выше, чем выше оценка результата со стороны значимого окружения); и

(2)правдоподобность предъявляемого образа (т.е., наличие уверенности, что
у аудитории не будет оснований для сомнений в искренности).

Вопрос как люди конструируют и сохраняют предъявляемые образы самости, так же является существенным аспектом анализа области управления впечатлением. Исследо­ватели различают преднамеренную и непреднамеренную самопрезентацию. Преднаме­ренное презентирование является более контролируемым, непреднамеренное - более спонтанным. Сложность контроля и того и другого сопряжена, прежде всего, со способно­стью самомониторинга, т.е. эффективности обратной связи.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты