Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отноше­ний




Отличительной особенностью постановки проблемы межгрупповых отношений в западной социальной психологии является сочетание многообразия теоретических подхо­дов с неизменностью тех реальных феноменов общественной жизни, которые эти подходы старались объяснить. Речь идет прежде всего о феномене внешне-групповой враждебно­сти, универсальность и неизбежность которой в межгрупповом взаимодействии постули­руют практически все западные социальные психологи.

Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах, как стереотипы и предрассудки (см. Д. Майерс, 1997).

Одним из первых ученых, обративших внимание на психологические закономерно­сти отношений между группами, был У. Самнер,описавший в опубликованной в 1906 г. работе «Народные обычаи» феномен этноцентризма. Этноцентризм проявляется в чувстве превосходства своей этнической и культурной группы и одновременной неприязни, враж­дебности по отношению к другим.

В концепции этноцентризма У. Самнера (1906) преувеличение позитивных характе­ристик, приписываемых собственной этнической группе, и чувство превосходства своего этноса над другими неотделимо от проявлений негативного отношения и враждебности по отношению к представителям других этносов. При этом собственная этническая группа, ее культура, традиции, ценности и другие психологические особенности выступают в качест­ве эталона, центра восприятия и оценки других этнических групп. У. Самнер рассматривал этноцентризм как универсальный механизм взаимодействия между этническими группа­ми, в соответствии с которым проявление негативизма и враждебности по отношению к другим этносам является необходимым условием поддержания внутригруппового единст­ва в рамках собственного этноса. Изучению закономерностей и факторов, влияющих на проявление этноцентризма во взаимоотношениях между этническими группами посвяще­но значительное число эмпирических исследований (И. Амир, С. Бохнер, Р. Браун, Х. Три-андис).

Исследования, посвященные психологии межгрупповых отношений, можно услов­но объединить в рамках основных подходов. Так, уже в поздних работах 3. Фрейда (3. Фрейд, 1925) излагается система взглядов на природу и функции межгрупповой враждеб­ности. Однозначно связывая внешнегрупповую враждебность и внутригрупповую сплоченность, источники этих явлений 3. Фрейд ищет в мотивационной сфере индивидов, при­влекая в качестве объяснительной схемы Эдипов комплекс.

Эмоциональные отношения в семье характеризуются Фрейдом как взаимосвязь любви и ненависти, которые одновременно испытывает ребенок по отношению к отцу, стремясь, с одной стороны, быть похожим на него, идентифицируя себя с ним, а с другой -испытывая ненависть и агрессивность, связанные с сексуальным соперничеством. В про­цессе социализации эти двойственные чувства проецируются индивидом на социальное окружение в форме идентификации со «своей» группой и особенно с ее лидерами и враж­дебности по отношению к представителям других групп.

Внешнегрупповая враждебность и агрессивность как способ разрешения внутриличностных конфликтов и фрустраций используется в качестве объяснительной схемы в целом ряде исследований: авторитарной или этноцентрической личности (Т. Адорно, 1950), генерализации агрессии, возникающей в результате фрустрируюшего воздействия на личность (Л. Берковиц, 1972), роли этнических стереотипов в регуляции отношений между представителями различных этносов и рас (Г. Олпорт, 1954, Т. Петтигрю, 1958, Л. Берковиц, 1962).

Т. Адорно показал, что враждебное отношение к других этнических групп связано с определенным набором психологических качеств, характерных для так называемой авто­ритарной или этноцентрической личности: установка на неукоснительное почитание внут-ригрупповых авторитетов, чрезмерная озабоченность вопросами статуса и власти, стерео­типность суждений и оценок, нетерпимость к неопределенности, склонность подчиняться людям, наделенным властью, и нетерпимость к тем, кто находится на более низком ста­тусном уровне. И. Берковиц продемонстрировал в своих исследованиях феномен генера­лизации агрессии: демонстрация испытуемым фильмов со сценами жестокости приводит к усилению проявлений агрессивности в отношении представителей других групп, сходных с теми, кто выступал в роли источника фрустрации или был жертвой демонстрируемых актов жестокости. Эти исследования получили широкую известность и оказали значитель­ное влияние на общественную жизнь стран Западной Европы и США.

С принципиально иных теоретических позиций подходит к проблеме межгруппо­вых конфликтов М.Шериф. Истоки межгрупповой враждебности он видит в объективном конфликте целей и интересов различных групп, неизбежно возникающем в ситуации кон­курентного взаимодействия представителей этих групп (М.Шериф, К.Шериф, 1953, М.Шериф, 1961,1966).

Эксперименты М.Шерифа проводились в середине 50-х годов в американском мес­течке Роберс Кейве, в летнем лагере для подростков на протяжении нескольких лет. Ос­новной целью исследований было изучение влияния характера межгруппового взаимодей­ствия (кооперативного или конкурентного) на характер взаимоотношений, складываю­щихся между группами и внутри групп. С этой целью администрация лагеря специально организовывала взаимодействие между группами подростков таким образом, чтобы оно носило выраженный характер соревнования, в котором только одна из соревнующихся групп могла одержать победу. По результатам наблюдений и опросов исследователи за­фиксировали проявление межгрупповой враждебности в отношениях между группами (агрессивность по отношению к представителям других групп, негативные стереотипы в восприятии других групп) и одновременное усиление внутригрупповой сплоченности.


Теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений 687

Формирование групп на разных этапах эксперимента осуществлялось по-разному. В одном случае в начале эксперимента подростки занимались общей деятельностью по уборке территории лагеря и исследователи не вмешивались в стихийный процесс установ­ления знакомства и формирования взаимоотношений между подростками. Однако затем подростков разделили на две группы таким образом, чтобы разрушить дружеские связи, сложившиеся во время знакомства. При этом было зафиксировано отсутствие проявлений враждебности в отношениях между представителями разных групп до начала конкурент­ного взаимодействия между ними. В другом случае подростки, приезжавшие в лагерь, бы­ли заранее поделены на две группы, и в этом случае некоторые проявления межгрупповой враждебности или по крайней мере различия в установках по отношению к «своим» и «чужим» отмечались в самом начале совместного проживания в лагере, т.е. в отсутствие конкурентного взаимодействия между группами. В этот эксперимент исследователи ввели еще одну переменную: первоначально разделенные и конкурирующие группы были затем поставлены в проблемную ситуацию, преодоление которой требовало объединения уси­лий обеих групп (поломка водопровода, неисправность грузовика, подвозившего продо­вольствие). На этом этапе исследования авторы зафиксировали снижение межгрупповой враждебности, хотя устранить ее полностью так и не удалось. На основании результатов этих экспериментов М.Шериф сделал вывод о том, что основной причиной возникновения межгрупповых конфликтов является характер взаимодействия - кооперативного или кон­курентного - между группами.

Полевые эксперименты М. Шерифа положили начало экспериментальному направ­лению в исследовании психологии межгрупповых отношений. В них впервые была сдела­на попытка научного изучения межгрупповых отношений в естественных условиях меж­группового взаимодействия и в динамике их развития в зависимости от этих условий. На­конец, в исследованиях М. Шерифа была теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность снижения межгрупповой враждебности за счет изменения ситуации межгруппового взаимодействия (постановка общих целей, привлекательных для каждой из групп и требующих сотрудничества для их достижения).

Справедливо подчеркивая важную роль особенностей межгруппового взаимодейст­вия в формировании межгрупповых отношений, концепция М. Шерифа не может объяс­нить многочисленные факты, зафиксированные в экспериментальных исследованиях (в том числе самого М. Шерифа), не укладывающиеся в рамки этой теории. Речь идет о про­явлениях внешнегрупповой враждебности и предубежденности в оценках своей и чужой группы, возникающих в отсутствие объективного конфликта интересов и вообще предше­ствующего опыта межгруппового взаимодействия.

Экспериментальные исследования и теоретическое осмысление этих феноменов (эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации) послужили основой соз­дания оригинальной теории межгрупповых отношений Г. Тэджфела и Дж. Тарнера (Г. Тэджфел, 1970, Г. Тэджфел, Дж. Тарнер, 1979, Дж.Тернер, Х. Джайлс, 1984). Г. Тэджфел, его сотрудники и последователи (М. Биллиг, Дж. Тернер и др.) провели серию лаборатор­ных экспериментов, получивших в социальной психологии название «эксперименты с матрицами Тэджфела» или «эксперименты по минимальной межгрупповой дискримина­ции». В этих экспериментах испытуемые - студенты - случайным образом делились на две группы, при этом отнесение их к той или иной группе проводилось на основе частных,

незначимых критериев (например, предпочтение одного из двух художников-абстракционистов или тенденция к переоценке или недооценке количества точек при их кратковременном предъявлении на тахистоскопе и т.д.). Исследователи специально ис­ключали из ситуации эксперимента все факторы, которые могли бы рассматриваться в ка­честве объективных причин межгрупповой дискриминации: взаимодействие между испы­туемыми, конфликт интересов, предшествующая враждебность и т.д. На втором этапе экс­периментов испытуемые индивидуально распределяли плату за участие в эксперименте между двумя другими участниками, о которых им было известно только то, к какой из двух групп те принадлежали. Определение суммы, причитающейся другим участникам, производилось с помощью специально разработанных таблиц, в которых фиксировались в различных вариантах абсолютные размеры сумм, причитающихся представителю «своей» и «другой» группы, и их соотношение. При этом испытуемые могли сделать выбор между различными вариантами стратегий распределения: уравнительное (справедливое), макси­мальная сумма для обоих участников, максимальная выгода для представителя своей группы (абсолютный ингрупповой фаворитизм), максимальное различие в пользу пред­ставителя своей группы (относительный ингрупповой фаворитизм) и, наконец, - инте­гральный ингрупповой фаворитизм как сочетание двух предыдущих стратегий. В резуль­тате этих экспериментов было зафиксировано преобладание у испытуемых стратегии, свя­занной с установлением максимальных различий между суммами, выделяемыми для пред­ставителей своей и другой группы, в пользу первых. Причем эта стратегия выбиралась да­же в тех случаях, когда абсолютный размер суммы, причитающейся представителю своей группы, был меньше максимально возможного. То есть главной целью испытуемых было установление максимальных различий между группами в пользу своей группы. Это явле­ние, связанное с тенденцией оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой группы, получило название внутригрупповой фаворитизм (от лат. favor - благо­склонность). Тенденция к установлению различий в оценках своей и другой группы (как правило, в пользу первой) получила название межгрупповой дискриминации (в данном случае в форме внешнегрупповой дискриминации). По мнению Г. Тэджфела внутригруп­повой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация являются универсальными фено­менами психологии межгрупповых отношений.

Теория социальной идентичности Г. Тэджфела и Д. Тарнера объясняет феномены внутригруппового фаворитизма и внешне-групповой дискриминации как результат серии когнитивных процессов, связанных с установлением сходства и различий между предста­вителями различных социальных групп:

Социальная категоризация - когнитивный процесс упорядочивания индивидом сво­его социального окружения путем распределения социальных объектов (в том числе - ок­ружающих людей и себя самого) по группам («категориям»), имеющим сходство по зна­чимым для индивида критериям.

Социальная идентификация - процесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной при­надлежности.

Социальное сравнение - процесс соотнесения качественных признаков различных социальных групп, результатом которого является установление различий между ними, т.е. межгрупповая дифференциация.


Теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений 689

Внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация являются заклю­чительным звеном в серии когнитивных процессов, их неизбежность диктуется потребно­стью личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа «Я».

Исходя из такого, по преимуществу когнитивного, понимания природы межгруппо­вой предубежденности и враждебности, по-новому ставится и вопрос о предотвращении или уменьшении межгруппового конфликта. Так, С. Уорчел (1979) считает, что для улуч­шения межгрупповых отношений важна не просто смена конкурентного взаимодействия на кооперативное, но устранение или уменьшение воспринимаемых различий между группами и максимизация сходства между представителями разных групп, позволяющего им воспринимать себя как членов одной группы.

Теория социальной (групповой) идентичности позволяет более конструктивно по­дойти к проблеме межгрупповой дифференциации и внутригрупповой интеграции в усло­виях социально-экономических изменений, связанных с появлением новых социальных групп и изменениями в социальной стратификации. Она, в частности, предполагает воз­можность несоответствия реальной, объективной принадлежности индивида к той или иной социальной группе и субъективного осознания своего группового членства. При этом возможны ситуации кризиса социальной идентичности, когда индивид затрудняется опре­делить свою групповую идентичность (принадлежность к конкретной социальной катего­рии) и свое отношение к представителям своей и других групп.

Подводя итоги анализа состояния проблемы межгрупповых отношений в западной социальной психологии, можно сказать, что в ней накоплен большой опыт исследований, выражающих различные теоретические и методические подходы. Они позволяют с разных точек зрения подойти к анализу теоретических проблем и наметить различные подходы к разрешению практических задач. Вместе с тем в западной социальной психологии про­блема межгрупповых отношений в значительной степени ставится и решается именно как проблема межгрупповой враждебности. В традиционных положениях западной социаль­ной психологии проявление негативных установок по отношению к другим группам, оп­ределяемое терминами «межгрупповая дискриминация», «межгрупповая враждебность», понимается как универсальная социально-психологическая закономерность, являющаяся обратной стороной проявления позитивного отношения к собственной группе (внутри-группового фаворитизма, приверженности к группе членства). Существуют лишь расхож­дения во мнении о том, какие социально-психологические процессы (межгрупповые или внутригрупповые) являются в данном случае исходными, определяющими, и о характере взаимосвязи явления внутригруппового фаворитизма с объективными противоречиями, возникающими в процессе межгруппового взаимодействия. В одних случаях внутригруп­повой фаворитизм трактуется как их следствие (М.Шериф, 1966), в других - как причина (Г. Тэджфел, 1974).

Постановка и разработка теории межгрупповых отношений в западной социальной психологии во многом была обусловлена содержанием реальностей и проблем обществен­ной жизни: экономической, политической и культурной дифференциации общества, соци­альных и этнических конфликтов. Именно этим во многом объясняется тот факт, что ос­новное внимание в распространенных на Западе концепциях межгрупповых отношений уделялось процессам, связанным с межгрупповой дифференциацией и дезинтеграцией, предубежденностью и враждебностью по отношению к представителям других групп, межгрупповыми конфликтами. В гораздо меньшей степени в этих исследованиях затраги­ваются процессы и явления, выражающие тенденции к межгрупповой интеграции, т.е. ус­тановление связей и отношений между группами, способствующих их объединению в рамках более широкой общности как единого целого. Вопрос о динамике межгрупповых отношений в рассматриваемых исследованиях ставился лишь в плане изучения влияния той или иной переменной на степень выраженности эффекта внутригруппового фавори­тизма и внешнегрупповой дискриминации. Недостаточно исследован вопрос о соотноше­нии процессов межгрупповой дифференциации и интеграции в динамике внутригруппо-вых и межгрупповых отношений.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 456; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты