Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Субъективные признаки внеколлективного поведения.




Субъектом массовых форм внеколлективного поведения при возникновении соответст­вующих условий может выступить любая достаточно многочисленная группа людей, выде­ляющая себя по какому-нибудь более или менее заметному признаку и осознающая свое един­ство. Например, совокупность людей, населяющих определенную территорию, может до опре­деленного момента не осознавать своего единства. Здесь каждый действует «сам по себе». Од­нако стоит возникнуть общей опасности, например стихийному бедствию или нашествию вра­гов, и постепенно сообщество начинает действовать как единое целое. Иными словами, для осуществления массового стихийного поведения такая аморфная социальная общность должна превратиться из статической в динамическую социальную группу с едиными установ­ками, аналогичными по своему характеру чувствами и мотивацией относительно каких-то объ­ектов, затрагивающих интересы ее участников.

Субъектом массовых форм внеколлективного поведения может быть и часто стано­вится публика, под которой понимается большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, часто без какой-либо организации,

по обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение. Возникает публика вместе с появлением предме­та общественного внимания. Им может быть событие, личность, научное открытие, «предмет искусства» и т.п.

В качестве субъекта внеколлективного поведения может выступить во всем сво­ем многообразии и толпа - контактная внешне не организованная общность, отличаю­щаяся высшей степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая край­не эмоционально и единодушно. Элементы рациональной дискуссии, критики и борь­бы мнений, характеризующие публику, у толпы, как правило, отсутствуют.

И наконец, субъектом внеколлективного поведения может выступать масса как совокупность индивидов, составляющих весьма многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Масса выступает в каче­стве субъекта всех революционных преобразований.

Вместе с тем поведение массы (стихийное или преднамеренно организуемое) может и не иметь явно выраженного классового признака. Описаны такие формы «массового» поведения, как массовые увлечения, массовая истерия, массовые мигра­ции, массовый военный лжепатриотический угар.

Разные формы стихийного внеколлективного поведения обусловливаются спе­цифическим для каждого случая набором объективных и субъективных факторов. Общая тенденция, однако, заключается в том, что чем дальше, по типу взаимодействия участников, субъект поведения отходит от «публики» к «толпе», тем больше рацио­нальные способы регуляции поведения уступают место эмоциональным. Происходит это по ряду причин.

Если в малой группе сравнительно небольшая сфера деятельности позволяет индивиду вести себя и действовать с большим ощущением личного контроля над ситуацией, то в большой группе такого ощущения индивид не испытывает. Наоборот, он чувствует силу человече­ской ассоциации, которая оказывает на него влияние своим присутствием. Влияние этой силы выливается либо в поддержку и усиление, либо в сдерживание и подавление его индивидуаль­ного поведения. Так, люди в большой группе, ощущая психическое давление присутствующих, могут не сделать того, что они непременно сделали бы при иных обстоятельствах: они могут не оказать помощи жертве несправедливости, например если толпа настроена враждебно к жерт­ве. Подобный случай блестяще описал в романе «Война и мир» Л. Н. Толстой: никто не попы­тался защищать арестанта Верещагина, на которого губернатор Растопчин указал толпе как на виновника «гибели Москвы». Влияние большой группы на индивида может оказаться и поощ­ряющим. Чувствуя такое влияние, индивид подчас оказывается в состоянии совершить то, что представлялось ему ранее невозможным. Другая причина - ощущение собственной ано­нимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая, «как все», индивид утрачивает ощуще­ние ответственности за собственные поступки. Отсюда подчас невероятная жестокость агрес­сивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами.

В малых группах, как правило, между индивидами возникают прямые и непосредствен­ные отношения. В больших группах личное общение фрагментарно. Отношения индиви­дов опосредованы другими людьми, возникают лишь с частью участников и по частному поводу и ориентированы на обобщенные и шаблонные представления о ценностях всей груп­пы. Эта разница оказывает существенное влияние на процесс взаимодействия между людьми и на формы коммуникации.

Роль коммуникации во внеколлективном поведении.

Особо важную роль при возникновении и осуществлении любой из форм внекол­лективного поведения играет коммуникация как процесс обмена между людьми значи­мыми для них сообщениями. Некоторые виды такого поведения, например паника, возни­кают в ситуации острого дефицита информации или неэффективности официальных сис­тем передачи сообщений. Индивид становится участником стихийного группового пове­дения, либо «заражаясь» непосредственно наблюдаемым поведением окружающих, либо услышав о нем по каналам официальной или неофициальной коммуникации. Подмечено, что люди проявляют готовность поддаваться заражающему действию со стороны окру­жающих, когда это действие соответствует их идеям и убеждениям. Так происходило вза­имное увлечение к боевому подвигу в ходе штурма казарм «Монкада» на Кубе, возникал взрыв трудового энтузиазма на массовых стройках ирригационных каналов в советской Средней Азии. Очевидно, что такого рода психическое заражение было бы невозможно, если бы участники этих действий не видели или не знали о действиях и поступках других, тут же присутствующих людей. Следует отметить, что иногда психическое «зараже­ние» может порождать также чувства уныния и депрессии.

Там, где индивид лишен возможности непосредственно воспринимать картину по­ведения окружающих, все большую роль играют системы массовой коммуникации. И чем в больших масштабах осуществляется массовое поведение, тем больше оно зависит от га­зет, радио, телевидения и кинематографии. Связано это и с тем, что, как отмечал Б.Ф. Поршнев, для условий современной жизни более характерным является отказ индивида поддаваться непроизвольному заражению. Эта тенденция проявляется более четко вместе с повышением уровня развития общества и, как следствие, развития самого человека. Чем выше этот уровень, тем критичнее относится человек к силам, которые автоматически ув­лекают его на путь тех или иных действий или переживаний, в том числе и совместных с другими людьми. Человек достаточно высокого уровня развития нуждается в убежде­нии - автоматическое заражение действует на него либо ослабление, либо не действует совсем. Действие же массовых средств информации содержит в себе момент убеж­дения.

Однако зависимость от систем официальной коммуникации не абсолютна. В любом об­ществе наряду с системами официальной коммуникации параллельно действуют и системы неофициальные. В разных точках они соприкасаются, и порой бывает трудно определить, где кончается влияние одной и начинает проявляться другая. Колонка типа «Столичные сплет­ни», столь характерная для многих буржуазных газет, - классический пример такого взаи­мопроникновения. Содержание неофициальной коммуникации - разговоров, сплетен, тол­ков, слухов - переходит на страницы печатного издания или становится темой для беседы телевизионного комментатора, который способствует их распространению. И напротив, важные сообщения массовых средств коммуникации обычно обсуждаются в кругу близ­ких друзей. Люди обычно пользуются обеими системами коммуникации, дополняя одну -основную - другой, которая служит вспомогательным средством для проверки и для ин­терпретации сведений, поступающих по каналам первой системы. Так, например подмече­но, что для крестьян во многих странах неофициальная коммуникация имеет первостепен­ное значение. Вместе с экономическим укладом натурального хозяйства и духовно замк­нутых мирков родилась традиция полагаться на сообщения «очевидцев». Беседа с соседом или с завсегдатаем деревенского кабачка, вернувшимся из города, куда тот ездил на рынок, для крестьянина традиционно кажется более надежным источником информации, чем со­общение, переданное по радио или напечатанное в газете. Поэтому в сознании индивида часто закрепляется интерпретация, разделяемая его соседями, родственниками, друзьями, попутчиками в дороге.

В ходе интерпретации сообщения происходит взаимное стимулирование - первый шаг к подготовке группового поведения. Гнев, вызванный сообщением о введении нового налога или о росте цен на инвентарь, легко разделяется собеседником, и тот, кто сообщает, испытывает удовлетворение от возбуждения в получателе тех же чувств, которые испыты­вает он сам. При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу резко возрастает вероятность возникновения стихийного поведения. Последнее может быть направлено либо на выра­жение испытываемых его участниками чувств, оценок и мнений, либо на изменение си­туации через действия. Очень часто субъектом внеколлективного поведения оказывается толпа. Представление о толпе прежде всего рождается из личного опыта. Каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны.

Глоссарий

Массовое внеколлективное поведение - аналогичное по своему характеру поведе­ ние групп людей, возникающее в результате психического взаимодействия между ними вне коллективов и целесообразной коллективной деятельности. Люди, состав­ ляющие эти группы, сохраняют свою индивидуальность, но их поступки оказывают- ся во многих чертах схожими.____________________________ Глоссарий 719

Масса - совокупность индивидов, составляющих весьма многочисленную аморф­ную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Масса вы­ступает в качестве субъекта всех революционных преобразований.

Публика - большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, часто без какой-либо организации.

Толпа - контактная внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая крайне эмоцио­нально и единодушно. Элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мне­ний, характеризующие публику, у толпы, как правило, отсутствуют.

Вопросы для обсуждения_______________________________

1. Что понимается под массовым внеколлективным поведением?

2. Каковы субъективные признаки массового внеколлективного поведения?

3. Какие особенности присущи коммуникации в стимуляции массового внекол­
лективного поведения?

4. Какова роль коммуникации во внеколлективном поведении?

5._ Какие психологические особенности присущи массовому внеколлективному
___ поведению?_______________________________________


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты