Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Проблемы и этапы развития марксистской философии




Ключевые слова: марксизм, материалистическое понимание истории, производственные отношения, производительные силы, базис, надстройка, обществено-экономическая формация, социальная революция, критическая теория, отчуждение, коммуникативное действие (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1.Социально-исторические и идейные источники философии марксизма. Материалистическое понимание истории и его методологическое значение в социальном познании.

2.Значение философии марксизма для развития социально-критической традиции неомарксизма и постмарксизма.

3.Критический анализ современного капитализма в теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса.

 

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1.В первом вопросе – проанализировать социально-исторические предпосылки и теоретические источники возникновения марксизма, а также основные черты, проблемы и достижения марксистской философии, используя основные категории марксизма: материалистическое понимание истории, отчуждение, базис, надстройка, общественно-экономическая формация и др.

2.Во втором вопросе – дать общую характеристику продолжения и развития идей марксизма в социально-критической традиции неомарксизма и постмарксизма (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Д. Лукач).

3.В третьем вопросе – опираясь на приведенный фрагмент первоисточника, Вам необходимо проследить эволюцию западного марксизма на примере критической теории общества Ю. Хабермаса.

 

Первоисточники для анализа:

1. Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс // Избр. пр. : в 3 т. – М., 1983. – Т. 1. – С. 535 – 537.

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. … нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления. В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации … Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества».

 

2. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – М., 2000. – С. 91– 92.

«Коммуникативными я называю такие интеракции, в которых их участники согласуют и координируют планы своих действий; при этом достигнутое в том или ином случае согласие измеряется интерсубъективным признанием притязаний на значимость. …В то время как в стратегическом действии один воздействует на другого эмпирически, угрожая применением санкций или рисуя перспективы вознаграждения, для того чтобы понудить его к продолжению столь желанного общения, в коммуникативном действии один предлагает другому рациональные мотивы присоединиться к нему в силу скрепляющего иллокутивного эффекта, которым обладает приглашение к речевому акту».

Дополнительная литература:

1. Адорно, Т. В. Негативная диалектика / Т. В. Адорно. – М., 2003.

2. Карл Маркс и современная философия : сб. материалов науч. конф. к 180-летию со дня рождения К. Маркса, Москва, 1999 г. / редкол. : Н. И. Лапин (отв. ред.) [и др.]. – М., 1999.

3. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М., 1994.

4. Маркс, К. К критике политической экономии / К. Маркс // Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – Т.13. – С. 5 – 9.

5. Маркс, К. Экономико-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. – 2-е изд. – Т. 42.

6. Философия XX века: школы и концепции. – СПб., 2003.

7. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – М., 2000.

8. Харин, Ю. А. Марксистская социальная диалектика / Ю. А. Харин. – Минск, 1985.

 

 

Тема №16


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты