Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Типы лидеров и их функции.

Читайте также:
  1. Internet, его функции. Web-броузеры. Поиск информации в Internet.
  2. Артерии, морфофункциональная характеристика. Классификация, развитие, строение, функции. Взаимосвязь структуры артерий и гемодинамических условий. Возрастные изменения.
  3. Асимптоты графика функции.
  4. Белое вещество спинного мозга: строение и функции.
  5. Бесконечно малые функции. Арифметические действия с бесконечно малыми (доказательство)
  6. Биологические мембраны клетки, их строение, состав, функции.
  7. Биологические мембраны клеток, их строение, химический состав и функции.
  8. Векторные и матричные функции.
  9. ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА, ЕЕ СУЩНОСТЬ, ТИПЫ, ФУНКЦИИ.
  10. Внешнее и внутреннее строение костей, их химический состав. Физические и механические свойства костей; их функции.

Критерии типологизации лидеров.

Проявление лидерства достаточно разнообразны. Попытки типологизации столь

сложного явления обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение

лидеров на основе тех или иных признаков.

I –ю попытку классификации лидерства предпринял М. Вебер. Его типология

опиралась на понятие «авторитет». М. Вебер различал три вида лидерства:

а) традиционное лидерство – основано на вере в святость традиций,

передаваемых по наследству.

б) Рационально-легальное лидерство – устанавливается через всеобщие свободные

выборы, опирается на учёт интересов выборщиков и лидера.

в) Харизматическое лидерство – связано с верой в сверхъестественные,

выдающиеся способности лидера, от которого ожидают чуда.

Одной из наиболее современных и распространённых типологий лидеров является

система профессора университета штата Огайо (США) Маргарет Дж. Херман. Она

классифицирует лидеров в зависимости от их имиджа. Имидж в переводе с

английского означает «Образ», а в обыденной жизни под ним подразумевают

визуальную привлекательность личности. М Херман выделяет 4 собирательных

образов лидера на основе учёта 4-х переменных: характера лидера, свойств его,

способов взаимосвязи лидера и его сторонников, конкретной ситуации в которой

осуществляется лидерство.

Первый образ (имидж): лидер-знаменосец. Его отличают по собственному взгляду

на реальность и знанием средств его достижений. Лидер-знаменосец определяет

характер происходящего и способы преобразований. К таким лидерам можно

отнести одного из руководителей национально-освободительного движения М. К.

Ганди (1869-1942), В. И. Ленина, Мартина Лютера Кинга (1929 – 1968) и

некоторых других.

Второй образ: лидер-служитель. Он достигает признания благодаря тому, что

наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Лидерствует от их имени,

от группы. Лидеры такого типа руководствуются тем, что ожидают и в чём

нуждается их избиратель. Примерами подобного типа можно назвать Л. И.

Брежнего (1906-1982), К. У. Черненко (1911-1985) выражавших интересы

партийной бюрократии.

Третий образ: лидер-торговец. Существенные черты его состоят в способности

убеждать. Благодаря способности убеждать лидер-торговец вовлекает в



осуществление своих планов и проектов, собственных приверженцев. Образом

подобного типа можно назвать 40 – го президента Р. Рейгана.

Четвёртый образ: лидер-пожарный. Его отличает быстрая реакция на несущие

требования, времени сформулированные его сторонниками. Он способен эффективно

действовать в экстремальных условиях быстро принимать решения, адекватно

реагировать на ситуацию.

Функции лидеров.

Функции лидеров в конкретном обществе зависят от степени экономичности,

политической, культурной зрелости сфер его жизни, политического режима,

индивидуальных качеств самого лидера.

1. Интегративная – объединение и согласование различных групп, интересов

на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом.

2. Ориентационная – выработка политического курса отражающего тенденции

прогресса и потребности групп населения.

3. Инструментальная – определен. способов и методов осуществления

поставленных перед обществом задач.

4. Коммуникативная – обеспечен. устойчивость форм политич. самоорг-ции

на основе тесных конфликтов с общественностью, различн. ф-ци группами и



слоями.

5. Мобилизационная – инициирование необходимых изменений с помощью

создания развитых стимулов для населения.

6. Гаранта справедливости, законности и порядка.

 

 

В 34

О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения. Скорее, это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения людей различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением.

Девиация – это отклонение от норм, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает ли враждебную реакцию.

Термин «девиантное поведение» образован от лат. deviatio – отклонение. Первое, на что нужно обратить внимание – сложность, многоплановость данного явления. Также важно учитывать относительность понятия девиации. В качестве примера можно привести убийство в мирное и военное время, проблему проституции, отношение к самоубийству в группах с различным вероисповеданием и т.д.

Девиантное поведение включает в себя самые разнообразные явления: убийство, воровство, психические отклонения, половые извращения, алкоголизм, наркомания, педофилия и малолетняя проституция, насилие в семье, жестокое обращение с детьми и т.д. В то же время принципиально важно отметить, что оно не обязательно всегда приносит вред, (например, проявления субкультуры, эксцентричное поведение или инновации как отклонение от того, что привычно для членов общества).

Выдвигаются следующие причины девиантного поведения: биологические; психологические; культурологические; экономические; социологические. Согласно социологическому объяснению, девиации возникают в те моменты, когда общество переживает кризис, при котором усиливается дезорганизация общества.

Понятие «девиация» тесно связано с понятием социальный контроль. Социальный контроль – система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между ними.

Понятие социального контроля было введено Т. Тардом, который понимал под ним совокупность способов, при помощи которых преступника приводят к нормальному поведению,

оциальный контроль представляет собой процесс, при помощи которого посредством наложения санкций оказывается противодействие девиантному поведению и поддерживается социальная мобильность

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

принуждение (так называемая элементарная форма);

влияние общественного мнения;

регламентация в социальных институтах;

групповое давление;

общие ценности и стабильность в социальных группах.

Выделяют две разновидности социального контроля:

внешний социальный контроль – совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность индивидов. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный контроль основан на инструкциях, предписаниях, нормах и нормативных актах; неформальный базируется на реакциях окружения;

внутренний социальный контроль – это осуществляемый человеком самоконтроль, направленный на согласование собственного поведения с нормами. Регуляция в данном случае осуществляется не в рамках взаимодействия, а в результате чувства вины или стыда, которые возникают при нарушении усвоенных норм.

Социальные нормы – это предписания, которые являются общими указаниями для социального действия. Норма обычно предполагает некие варианты поведения, новые или отличающиеся от нормативного, но не выходящие за рамки допустимого. Нормы могут быть представлены не в виде фиксированной точки или прямой линии, а, скорее всего, как некоторая зона допустимых вариаций.

Можно выделить несколько видов социальных норм:

обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения;

моральные нормы, базирующие на коллективном авторитете и обычно имеющие обоснование;

правовые нормы, закрепленные в законах и нормативных актах, которые изданы государством и обеспечиваются силой государства;

политические нормы, которые касаются отношений между личностью и властью, между социальными группами и государствами и находят свое отражение в международных правовых актах, конвенциях и т.д.;

религиозные нормы, которые поддерживаются верой сторонников религии в наказание за грехи;

эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном.

Отклонение от норм наказывается при помощи санкций. Санкции могут быть позитивными и негативными. Позитивные санкции представляют собой награду или поощрение за соответствие поведения общественно одобряемым стандартам, стимулируют следование нормам. Негативные санкции – это наказания, которые направлены на то, чтобы исключить девиантное поведение или уменьшить его вероятность.

Согласно одной из социологических теорий – в основе девиации лежит конфликт.

Содержание и функции социального контроля

Социальный контроль представляет собой особый механизм под­держания общественного порядка с помощью властных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть. Вначале дадим определение понятия «социальные нормы», а затем раскроем остальные понятия.

Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

Социальные предписания — запреты или разрешения что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

 

Социальные нормы, таким образом, суть некие идеальные об­разцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны гово­рить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

Первый тип — это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). К примеру, амери­канский социолог Э. Мэйо, в 1927—1932 гг. проводивший знаме­нитые Хоторнские эксперименты, обнаружил нормы, которые при­меняли по отношению к новичкам, принятым в производственную бригаду, старшие товарищи:

не держись со «своими» официально;

не говори начальству то, что может навредить членам группы;

не общайся с начальством чаще, чем со «своими»;

не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.

Второй тип — это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом.

Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональные тради­ции и нравы.

 

За наруше­ние одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других могут следовать очень жесткие санкции — изгнание из страны, тюремное заключе­ние, даже смертная казнь. Если расположить все нормы в нарастаю­щем порядке в зависимости от меры наказания, то их последова­тельность примет такой вид: обычаи, манеры, этикет, традиции, групповые привычки, нравы, законы, табу.

 

Следовательно, нормы формируют сеть социальных отноше­ний в группе, обществе.

Таким образом, нормы формируют систему социального взаимо­действия, которая включает мотивы, цели, направленность субъек­тов действия, само действие, ожидания, оценку и средства.

Нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют: как стандарты поведе­ния (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей).

 

Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы — правила поведения, ценности — абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, не­должное и т.д.

 

.

Обязанности обозначают то, что исполнитель данной роли или носитель конкретного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям.

Права говорят о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей. Права и обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведе­ние определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время они жестко взаимосвязаны между собой: одно предполагает другое. Одно без другого существовать не может.

Выполняя те или иные обязанности, индивид несет перед други­ми определенную ответственность. Сапожник обязан в срок и с высоким качеством доставить свою продукцию заказчику. В про­тивном случае он будет наказан: лишится контракта, будет должен выплатить неустойку, пострадают его имидж и репутация, либо его могут привлечь к суду.

Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Обычаи — это правила, которые соблюдаются по привычке, традиции же соблюдаются в силу обще­ственного принуждения.

Предписания своих предков люди выполняли строго. Такие правила нигде не записывались и передавались устно от поколения к поколению. Позже их стали фиксировать в документах.

Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека.

Законы явля­лись инструментом общественного согласия. Право представляет собой договор людей о правилах поведения. Одна часть правил ста­новилась обязанностью человека поступать именно так, а не иначе, а другая — правом поступать так, а не иначе. Первая ограничивала свободу действий, а вторая ее расширяла. Каждый человек имеет право на образование, т.е. разрешение учиться в школе, колледже или вузе. Право означает возможность поведения.

Санкциями называются не только наказания, но также поощре­ния, способствующие соблюдению социальных норм. Наряду с цен­ностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций. Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т.е. за конформизм, согласие с ними, и наказаний — за отклонение от них, т.е. девиантность. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, фор­мальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, кото­рые можно изобразить в виде логического квадрата (см. рис. 10.1).

Формальные позитивные санкции (Ф+) — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и зва­ния, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).

Неформальные позитивные санкции (Н+) — публичное одобре­ние, не исходящее от официальных организаций: дружеская похва­ла, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное распо­ложение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) — наказания, предусмот­ренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольне­ние, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н-) — наказания, не пре­дусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

 

 

Ф

О

Р

М

А

Л

Ь

Н

Ы

Е

 

 

Применение социальных санкций в одних случаях требует при­сутствия посторонних лиц, а в других не требует.

Индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласо­вывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, ис­пытывают чувство неловкости или вины.

 

Чем сильнее у членов общества развит самоконтроль, тем мень­ше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю, и наоборот: чем слабее у людей развит самоконтроль, тем чаще прихо­дится вступать в действие институтам социального контроля, в час­тности армии, судам, государству, и тем жестче он должен быть

Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице. Он «штрафует» тех, кто неправильно «переходит улицу». Если бы не было социального контроля, люди могли делать все, что им заблагорассудится, и таким способом, какой больше нра­вится.

С социальными нормами тесно связаны ценности. Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей пред­ставления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, ро­мантическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются со­мнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.

 

Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин «ценностные ориентации». Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных цен­ностей в качестве нормы поведения.

Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации — индивиду.

Хотя нарушение большинства групповых привычек наказывает­ся обществом достаточно мягко, некоторые их виды ценятся очень высоко и за их нарушение следуют строгие санкции. Такого рода привычки получили название неформальных групповых норм. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах. Механизм, который контролирует соблюдение подобных норм, называ­ется групповым давлением.

Социальные нормы, как уже говорилось, выполняют в обществе очень важные функции, а именно:

регулируют общий ход социализации;

интегрируют индивидов в группы, а группы — в общество;

контролируют отклоняющееся поведение;

служат образцами, эталонами поведения.

Однако сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведе­ние людей контролируют другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Эта норма стано­вится лозунгом, призывом, воззванием, но перестает быть элемен­том социального контроля.

Таким образом, социальные санкции представляют собой систе­му вознаграждений и наказаний. Они делятся на четыре типа: пози­тивные и негативные, формальные и неформальные. В зависимости от способа вынесения санкций — коллективного или индивидуаль­ного — социальный контроль может быть внешним и внутренним (самоконтроль). По степени интенсивности санкции бывают стро­гими, или жесткими, и нестрогими, или мягкими.

В32

социализация. Ее следует понимать как продолжающийся всю жизнь процесс усвоения куль­турных (социальных) норм и освоения социальных ролей.

Социализация объясняет происхождение человеческих обыча­ев, норм, ценностей и самой личности, фокусирующей в себе все противоречивое многообразие общественных отношений. Человек, как известно, живет в обществе, и быть свободным от него он не может, как бы этого не желал. Это и есть одна из констант соци­ального поведения. Поэтому человек — не только «существо ра­зумное», но еще и «существо социальное». Причем, социализация, т.е. становление человека в качестве «хомо сапиенс», начинается с самого рождения. Наши действия только отчасти являются про­дуктом природы. Все человеческое поведение прежде всего резуль­тат научения, или социализации.

Фазы и содержание процесса социализации

Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще основными стадиями, или жизненными циклами (см. рис. 9.2).

детство и юность (от 1 года до 18 лет) — подготовка к актив­ному трудовому периоду;

зрелость (18—60 лет) — активный трудовой период;

старость (60 лет и старше) — выход из активного трудового периода.

У

>1

Рис. 9.2. Основные фазы социализации

 

На рис. 9.2 обозначены три кризисные точки в жизни человека: А — окончание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск работы; С — кризис середины жизни; В — выход на пенсию и переход к пассивной части социализации. Это период активной социализации, ограниченный тремя кризисными точками.

Период между этими тремя точками, обозначенный фигурой АСВ, представляет собой время максимальной трудовой активнос­ти человека. Ему предшествует период максимальной учебной ак­тивности — 11 лет школьного обучения. Для многих он продолжа­ется и дольше — до момента окончания вуза, т.е. 22—23 лет.

В точке А человек может, но не умеет работать, а в точке В — физически уже не может, но умеет работать. И только в точке С человек может, умеет и хочет работать, т.е., совпадают все три пара­метра. Кривая АСВ отражает период накопления денег, жизненного опыта, чтобы после точки В вести активный досуг. Общество, кото­рое не может обеспечить достойную старость своим гражданам, не может считаться цивилизованным.

По степени завершенности процесс социализации можно разде­лить на две крупные стадии:

начинающуюся — захватывающую пер­вую половину жизни человека

и завершающуюся — которая отно­сится ко второй половине жизни.

Начинающаяся социализация — в основном область приписываемых статусов, завершающаяся — сфе­ра достигаемых.

Обретение вначале политической (получение паспорта и права го­лосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может прокормить) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) самостоятельности означает, что человек находится на качественной границе между двумя этапами социализации — на­чинающейся (ранней) и завершающейся (поздней).

 

Содержание социализации — это не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.

Можно сказать иначе: на социально-психологи­ческом уровне становление социального «Я» происходит через интер­нализацию культурных норм и социальных ценностей.

Интернализа­ция — превращение внешних норм во внутренние правила поведения.

 

Поскольку на протяжении жизни, в процессе продвижения по возрастной и служебной лестнице, нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, процесс социализации продолжает­ся всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п.

 

Кризисные точки соииализаиии

На рисунке 9.2, отражающем процесс социализации, выделены три кризисные точки: А, С, В. Коротко о них уже было сказано. Рассмотрим их подробнее.

 

Под кризисом надо понимать любую точку перелома в социаль­ном процессе, когда старые механизмы, или способы, решения про­блемы, уже не работают, а новые еще не действуют. Кризис — это по существу то же самое, что глубокая проблемная ситуация, для которой в данный момент нет подходящей технологии решения. Обычно люди теряются в проблемной ситуации. Привычный образ жизни заканчивается, а каков будет новый — неизвестно.

Кризисная ситуация — это всегда мучительный (в социально­психологическом и экономическом плане) процесс перехода от од­ного стабильного периода жизни к другому, например от школьной жизни к студенческой, от доармейской к армейской, от учебы к трудовой деятельности. Чем больше пауза между двумя периодами, тем в целом глубже кризис, поскольку неопределенность переход­ного периода ведет к накоплению негативной мотивации и связан­ной с ней фрустрации.

Кризисными, или проблемными, выступают в течение жизни следующие ситуации: уход в армию, окончание средней школы и вступление во взрослую жизнь, окончание вуза и поиск места рабо­ты, женитьба и т.д. В такие моменты люди ощущают растерянность. Растерянность — это психологический индикатор социальной про­блемы.

Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социа­лизации, и в это же время происходит самый незащищенный ее этап.

Социализация — кумулятивный процесс, в ходе которого на­капливаются социальные навыки и знания. Если накопления зна­ний, главным образом благодаря обучению в школе, в детстве не происходит, то во взрослой жизни возможен такой глубокий кризис и такие проблемы, решить которые уже будет нельзя.

Возраст от 16 до 18 лет приходится на окончание школы и про­фессиональное самоопределение юноши. Первая кризисная точка в 16—18 лет обозначает такой перелом в жизни молодого человека, когда старая модель социально и экономически несамостоятельной жизни (под опекой родителей) разрушилась, а новая — самостоя­тельного поведения и образа жизни — еще не сложилась. Человек перестал быть ребенком, но не успел стать взрослым.

 

Окончание средней школы связано с негативной мотивацией, но последняя возникает потому, что юноши и девушки не жела­ют покидать школу: за долгие годы у них выработался свод при­вычек, сложился круг друзей и знакомых, режим и ритм труда, образ жизни. В школе у них было определенное экономическое положение: родители обеспечивали их средствами к жизни, и де­тям оставалось тратить время на учебу и досуг, а не на поиск работы или каждодневный труд.

Возраст 16 лет — самый критический. Юноша или девушка дол­жны выбрать только одну профессию из 40 тыс. занятий, существу­ющих в современном мире. Сделать правильный выбор крайне слож­но, поскольку школьные знания и школьная жизнь никогда не сталкивали их с реальным производством и реальными профессия­ми. Они знают о них понаслышке.

 

Вторая кризисная точка именуется кризисом середины жизни (45 лет), когда человек, давно избрав профессию, оглядывается на пройденный путь и оценивает профессиональные достижения. В этом возрасте еще можно, но крайне трудно психологически изме­нить уклад жизни, профессию и место работы.

В 45 лет у человека происходит переоценка ценностей; он соиз­меряет идеальную траекторию жизни с реальной. Чем больше меж­ду ними расхождение, тем сильнее неудовлетворенность жизнью. В нашем обществе считается, что семью, как и карьеру, человек дол­жен построить до 40 лет.

Кризисным может оказаться даже самый благополучный на пер­вый взгляд период жизни, выпадающий на середину трудовой дея­тельности.

У человека же в 30—50 лет очень много проблем: как утвердиться в выбранной профессии, сделать карьеру, как обеспечить детей и поставить их на ноги, как решить жилищную проблему и т.п. Именно на этот возраст родителей приходится самый «затратный» возраст дети­шек — от 7 до 17 лет[10].

Итак, в 16 (±2) лет еще незрелая личность должна решить свою судьбу, выбрать будущую профессию. Появляются советчики, ко­торые компенсируют недостаток жизненной мудрости (родственни­ки, родители), они — агенты социализации[11].

Выбор профессии после окончания средней школы всегда или чаще всего происходит при покровительстве старших членов се­мьи, старших по возрасту родственников или знакомых. Именно они, полагаясь на собственный жизненный опыт, советуют выб­рать ту или иную специальность, отговаривают от других. Таким образом юноши и старики компенсируют недостатки друг друга. Юные получают совет от пожилых и стараются сделать правиль­ный выбор.

Проблемная ситуация в точке А обостряется при следующих об­стоятельствах:

юноша долгое время не может выбрать подходящую профессию;

в его окружении отсутствуют нужные ему агенты социализа­ции, способные дать оптимальный совет;

у него отсутствует мотивация на достижение, например на по­ступление в вуз, и он «плывет по течению»;

перед ним остро стоит проблема выбора между учебой, к кото­рой он стремится, и работой, которую ему приходится предпочесть ради помощи семье;

у семьи отсутствуют деньги на обучение ребенка в вузе.

 

Третья кризисная точка указывает на завершение трудовой ка­рьеры и выход на пенсию, который у женщин происходит в 55 лет, а у мужчин — в 60. И она является кризисной, поскольку пенсио­нер, по крайней мере в нашей стране, часто человек экономически и социально зависящий от помощи государства и родных.

В Европе для обозначения старости используется термин «тре­тий возраст». Благодаря успехам медицины, продлению жизни и снижению пенсионного возраста в промышленно развитых странах произошло расширение «третьего возраста». Он стал охватывать два поколения мужчин и три поколения женщин в возрасте от 60 до 90 лет и старше. Но в России в 2000 г. средний возраст мужчины составлял 58 лет, а женщины — 72 года, в результате чего «третий возраст» сократился до столь малозаметной величины, что на фоне двух других возрастов — первого и третьего — его сложно имено­вать «возрастом».

В конце жизненного пути человек приобретает опыт, стано­вится мудрее, но одновременно теряет силы, функциональную подвижность нервной и мышечной систем и внешнюю привле­кательность.

Жизнь на пенсии имеет свои преимущества и недостатки. Мож­но больше времени уделять семье, отдыхать, гулять, следить за сво­им здоровьем, заниматься тем, что вызывает особый интерес. Но при этом, как правило, ухудшается здоровье, уменьшаются доходы, появляется или обостряется чувство одиночества, ощущение своей ненужности. Как показывает современная наука, к старости челове­ку приходится готовиться чуть ли не всю жизнь, формируя такой характер и такие личные качества, которые помогли бы успешно адаптироваться к ней.

 

Продвижение к зрелости связано с приобретениями, к старо­сти — с потерями.

Многим из нас, прежде всего молодежи, старость кажется безот­радным периодом жизни. Еще не успев состариться, люди начинают бояться старости. В зрелом возрасте начинается определенная подго­товка к ней, но не духовная, а главным образом материальная. С приближением пенсии люди пытаются перейти на высокооплачива­емую работу с тем, чтобы повысился размер пенсии. Они больше внимания обращают на свое здоровье, склоняются к более здорово­му образу жизни, откладывают деньги, думают о социальном стра­ховании, жилище и т.п.

Таким образом, пожилой человек умеет, но не может управлять страной. Молодой человек может, но не умеет. Поэтому идеальным материалом для управленческого резерва выступают люди в возрас­те от 30 до 40 лет. Но, как показывает исторический опыт, револю­ционерами, переделывавшими основы общества, были люди гораздо более молодого возраста. Революционер — это очень молодой, очень энергичный и горячий человек, мало что глубоко знающий, мало чего боящийся и мало что ценящий в жизни.

 

Первичная и вторичная социализация

Социализация делится на первичную[12] и вторичную[13].

Первичная протекает в кругу близких и родных,

вторичная — в рамках фор­мальных институтов (школа, институт, производство).

Первичную и вторичную социализацию в научной литературе связывают с формальными и неформальными институтами; первой и второй половинами жизни.

Известны два разных подхода к трактовке данных понятий, ко­торые встречаются и в зарубежных и в отечественных учебниках.

В одном случае говорится о том, что первичная социализация — это обучение социальным нормам в первой половине жизни, т.е. в дет­стве и юности, а вторичная — охватывает зрелость и старость, т.е. вторую половину жизни. Назовем такой способ деления процесса социализации формально-хронологическим.

В других учебниках пи­шется о том, что первичная социализация, как и вторичная, продол­жаются всю жизнь; они не делятся по половинам жизни. Критерий здесь нормативно-содержательный, а именно: первичная социализа­ция протекает под пристальным взором и решающим влиянием неформальных агентов — родителей и сверстников, а вторичная — под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институ­тов, социализации, т.е. школы, производства, армии, милиции и т.д. Более убедителен второй подход, в основе которого лежит со­держательный критерий. Будем придерживаться именно его.

Выбранная точка зрения тем более убедительна, что в мировой социологии существует сложившаяся традиция употребления терми­нов «первичная» и «вторичная». Она появилась в начале ХХ в. бла­годаря основополагающим трудам выдающегося американского со­циолога Ч. Кули (1864—1929), одного из основоположников теории социализации. Он ввел в употребление термины «первичная группа» (знакомые люди) и «вторичная группа» (незнакомые люди, предста­вители формальных институтов).

Первичные группы — это малые контактные сообщества, в кото­рых люди знают друг друга, где между ними существуют нефор­мальные, доверительные отношения.

Вторичными группами назы­ваются большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения.

Первичная группа — семья, группа ровесников. Вторичная груп­па — армия, школа, институт, суд. Таким образом, первичная со­циализация протекает в первичных группах, а вторичная — во вторичных. Первичные социальные группы — это сфера личност­ных отношений, т.е. неформальных. Вторичные социальные груп­пы — это сфера деловых отношений, т.е. формальных контактов.

Формальными называются такие контакты, или взаимоотноше­ния, содержание, порядок, время и регламент которых регулиру­ются каким-либо документом. Пример — армия.

Неформальным называется такое поведение между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которого не регу­лируются никаким документом, но определяются участниками са­мого взаимодействия. Пример — семья.

Формальные и неформальные агенты (институты) социализации по-разному влияют на человека на протяжении его жизненного цикла (см. рис. 9.3). Однако воздействие неформальных агентов и нефор­мальных отношений достигает максимума в начале и в конце чело­веческой жизни, а действие формально-деловых отношений с наи­большей силой чувствуется в середине жизни.

 

Обе группы — первичная и вторичная — как и оба типа отноше­ний (неформальные и формальные) жизненно необходимы челове­ку. Однако время, уделяемое им, и степень их влияния по-разному распределяются на разных отрезках жизни. Для полноценной соци­ализации индивиду необходим опыт общения в тех и других средах. Таков принцип разнообразия социализации: чем гетерогеннее опыт общения и взаимодействия индивида, тем полноценнее протекает процесс социализации.

 

Факторы социализации:

сист. образования;

среда сверстников, круг друзей;

произведения искусства, литературы;

СМИ;

Политические инст.ы (государство, партия);

Отдельные экономические и политические события;

Отдельная выдающаяся личн..

 

Агенты и институты соииализаиии

Поскольку социализация подразделяется на первичную и вто­ричную, постольку агенты и институты социализации также делят­ся на первичные и вторичные.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы, но и тех, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Последних называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты. Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организа­ций, врачи и т.п. В роли коллективных агентов выступают соци­альные институты. Таким образом:

агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей;

институты социализации — учреждения, влияющие на про­цесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и ми­лиция, производство и т.д.;

агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, ба­бушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры моло­дежных группировок;

агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государ­ства, сотрудники телевидения, радио, печати и т.д.

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. И напротив, вторичная социализация охватывает вто­рую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталки­вается с формальными организациями и учреждениями, называе­мыми институтами вторичной социализации: производством, го­сударством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Первичная социализация — сфера межличностных отношений, вторичная — сфера социальных отношений. Одно и то же лицо мо­жет быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником сложились доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то явится агентом вторичной социализации.

Агенты первичной социализации выполняют каждый множе­ство функций (отец — опекун, администратор, воспитатель, учи­тель, друг), а вторичной — одну—две.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, про­ходящему социализацию, родители находятся в превосходящей по­зиции. Ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, чего не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нрав­ственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д.

Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе со­циализации только то, чему она обучена, или социализирована, сама. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым,

а у ровесников — как быть ребенком: драться, хитрить, общаться с противоположным полом, дружить, быть справедливым.

Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию — облегчает переход от состояния зависимости к незави­симости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, вто­ричной — нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы. Например, взаимозаменяемы функции ро­дителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. В отличие от родителей, закла­дывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексу­ального партнера и мест досуга. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.

Но этого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированы: судья не может заменить бригадира или учителя.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль.

Противоречие между агентами социализации

Агенты первичной и вторичной социализации оказывают на лич­ность человека иногда совпадающее, однонаправленное воздействие, а иногда — противоречивое, разнонаправленное. Причем противоре­чие характеризует дисгармонию между:

агентами первичной социализации;

агентами вторичной социализации;

агентами первичной и вторичной социализации.

Если, к примеру, семья учит подростка одним ценностям, а группа сверстников — совсем другим, то между агентами первичной социа­лизации возникает не только конкуренция, но и противоречие.

В глубокое противоречие между собой вступают и два других института социализации — образование и армия. Призыв юношей в армию на два года сразу после окончания школы часто выступает барьером на пути образования. После двух лет службы в армии знания, полученные в школе, забываются. Происходит переоценка ценностей, может пропасть и мотивация к учебе. Чем больше раз­рыв между двумя стабильными периодами (школой и вузом), тем глубже кризис и необратимей процесс.

Лучше всего выпускнику поступать в вуз в первый же год. Между двумя фазами перерыв не должен превышать двух месяцев.. Даже год разрыва между школой и вузом многим потом трудно преодолеть. Они попросту теряют интерес к учебе.

В бывшем СССР для тех, кто отслужил в армии, существовали раб­факи (подготовительные факультеты), где выпускные экзамены прирав­нивались к вступительным в вуз. Для демобилизованных действовали многочисленные льготы, которых сейчас почти нет. Тем не менее и тогда армия превращалась в серьезный барьер на пути дальнейшего образова­ния. Во многом поэтому в составе студенчества преобладали девушки.

Существенное противоречие между агентами первичной и вторич­ной социализации может возникнуть на почве того, что правительство и политические партии, используя СМИ, учат людей одному, а знако­мые и друзья, среди которых протекает наша жизнь, — другому.

Школа как институт соииализаиии

Всеобщее среднее образование — серьезное дости­жение нашего времени.

Школа относится к числу формальных организаций, осуществ­ляющих социализацию подрастающего поколения. Она выступает таким ее агентом, при помощи которого общество осуществляет фор­мальный надзор, заботу, попечение за детьми. Основная функция школы как социального института — привить подросткам система­тические знания в основных областях человеческой деятельности — физике, истории, литературе, географии, экономике и т.д., а также научить их практическим навыкам в каких-либо ремеслах. Более широкая задача, которую ставит перед собой школа, — это гумани­тарное воспитание личности. Во всех странах школа выступает на­чальным звеном системы образования, которая включает также среднее специальное и высшее образование (университеты).

Школьное образование еще называют общим образованием. Выделяют три стадии в школьном образовании:

начальная подготовка (1-е — 3-е классы), в результате которой учащиеся приобретают устойчивые навыки письма, счета и чтения;

основное (базовое) образование (5-е — 9-е классы), дающее под­готовку и позволяющее освоить разные типы мышления по основ­ным направлениям физико-математических, естественных и гума­нитарных наук;

среднее образование (10-е — 11-е классы), позволяющее расши­рить и углубить знания.

Общеобразовательная школа призвана решать три основополага­ющие для общества и личности задачи:

способствовать интеграции молодежи в социокультурную жизнь общества и формировать личность;

дать молодежи базовые знания для безболезненного перехода к трудовой деятельности или профессиональному самоопределению;

обеспечивать профессиональную ориентацию молодежи.

Обычная продолжительность обучения в сред­ней школе в разных странах — от 10 до 12 лет. Обучение может подразделяться на несколько ступеней, например, начальное, не­полное среднее, законченное среднее. После окончания школы выдается сертификат — диплом об окончании средней школы, фиксирующий успехи в школьные годы и служащий основанием для поступления в колледж или университет.

Школа и система образования в целом — эффективный инстру­мент социальных перемещений. Во всех странах наблюдается одна и та же закономерность: чем ниже уровень образования человека, тем ниже его квалификация, статус и зарплата. И наоборот, повышение образования — верный способ сделать профессиональную карьеру. Поэтому изменение уровня образования выступает решающим фак­тором вертикальной мобильности.

Учеба — период активного накопления знаний как базы для приобретения в следующем периоде (зрелости) квалификации. Пол­ное среднее образование — фундамент, который может пригодиться в любой профессии.

Роль средней школы как института социализации очень важна. Ее основная задача — заложить фундаментальные знания, которые будут служить основой для овладения любой, а не конкретной специальностью

Школа некачественно выполняет функцию социализатора пото­му, что уровень подготовки в ней постоянно снижается, а требова­ния в вузах растут. Возникает разрыв, сократить который призваны многочисленные посредники: репетиторы, подготовительные факуль­теты и курсы.

 

В 33

.Соц конф - столкн интер разл соц гр, частн случ проявл соц противореч, одна из его форм, характериз налич выраж противост обществ сил или проблемы, кот явл ядром конф, а также осознанием конф ситуац. Природа соц конф в истории социол рассм по-разному. Герберт Спенсер считал его неизбежн явл в истор общ, стимулом соц развит. Примерно также его рассматривал и Макс Вебер. Он наз конф "борьбой за выжив". Карл Маркс: соц конф - результат массовых антагонизмов эксплуататорских общ Значит вклад в объясн соц конф внесли амер социологи Райд Миллс и Льюис Козер и нем социолог Ральф Дарендорф. Р.Миллс обоснов существ соц конф господством властв элиты. Л.Козер - борьбой за объективные цели: власть, перераспред доходов, переоценку ценности, изменения соц стат. Он рассм конф как естеств взаимод людей, кот способств разруш или укреп соц связей. Ральф Дарендорф считал конф рез сопротивл отношениям господства и подчинения. Подавление конфа, по его мнению, ведет к его обострению, а рац регул - контролируем эволюции. Хотя причины конф не устранимы, либеральн общ м. улаживать их на ур конкуренц м/у индив, гр, классами. Т.е. 1)социологи счит конф неизбежн в обществ развитии, т.к. их прир; 2)источники соц конф трактуются по-разному. Источниками соц конф: 1.Соц нерав людей. 2.Власть одних над др. На основании соц нерав сущ иерархия власти. Это предпол возникн конф м/у управляющ и управл. 3.Различ соц интересов и соц ценностей у разл слоев общ. 4.Групп и личн особ носит противор. Значимость конф в обществ развит. С одной стороны, они создают соц напряж в общ. С др стороны, соц конф имеют полож знач для обществ развит. Они предотвращают окостенение соц системы. Разреш конф приводит к стабильности,согласию, порядку, спокойствию.

Соц конф - столкн интер разл соц гр, частн случ проявл соц противореч, одна из его форм, характериз налич выраж противост обществ сил или проблемы, кот явл ядром конф, а также осознанием конф ситуац. Природа соц конф в истории социол рассм по-разному. Герберт Спенсер считал его неизбежн явл в истор общ, стимулом соц развит. Примерно также его рассматривал и Макс Вебер. Он наз конф "борьбой за выжив". Карл Маркс: соц конф - результат массовых антагонизмов эксплуататорских общ Значит вклад в объясн соц конф внесли амер социологи Райд Миллс и Льюис Козер и нем социолог Ральф Дарендорф. Р.Миллс обоснов существ соц конф господством властв элиты. Л.Козер - борьбой за объективные цели: власть, перераспред доходов, переоценку ценности, изменения соц стат. Он рассм конф как естеств взаимод людей, кот способств разруш или укреп соц связей. Ральф Дарендорф считал конф рез сопротивл отношениям господства и подчинения. Подавление конфа, по его мнению, ведет к его обострению, а рац регул - контролируем эволюции. Хотя причины конф не устранимы, либеральн общ м. улаживать их на ур конкуренц м/у индив, гр, классами. Т.е. 1)социологи счит конф неизбежн в обществ развитии, т.к. их прир; 2)источники соц конф трактуются по-разному. Источниками соц конф: 1.Соц нерав людей. 2.Власть одних над др. На основании соц нерав сущ иерархия власти. Это предпол возникн конф м/у управляющ и управл. 3.Различ соц интересов и соц ценностей у разл слоев общ. 4.Групп и личн особ носит противор. Значимость конф в обществ развит. С одной стороны, они создают соц напряж в общ. С др стороны, соц конф имеют полож знач для обществ развит. Они предотвращают окостенение соц системы. Разреш конф приводит к стабильности,согласию, порядку, спокойствию.

 

 

В 35

Экономическая социология

Экономическая социология – научное направление, предмет которого – социальные закономерности экономического развития общества и социальная эффективность экономических решений. Экономическая социология изучает проблемы мотивации экономической деятельности, экономическое поведение классов и групп, влияние социальных отношений и различных форм организации трудовой деятельности, социальных норм и социальных ценностей на повышение производительности общественного труда, улучшение качества производимой продукции.

Экономическая социология исследует экономические явления и процессы как результат деятельности людей, занимающих разное положение в обществе и имеющих разные интересы, и ставит целью анализ развития экономики как социального процесса, отражающего специфическое поведение и взаимодействие классов, слоев, групп, обществ.

Объектом экономической социологии служат не столько ряды взаимосвязанных экономических и социальных явлений, сколько механизм связи экономического социального развития, с одной стороны, и социальный механизм развития экономики – с другой.

Объект экономической социологии – двухуровневый. С одной стороны, он охватывает экономическую и социальную сферы, связанные между собой функционирующим в них человеческим фактором. С другой стороны, протекающий внутри этих сфер процесс подчиняется довольно строгим структурным закономерностям, что дает основание особо выделять и изучать механизм его регуляции. Поэтому представление о развитии экономики как социальном процессе и о том механизме, который его регулирует, – это две стороны объекта, который изучает экономическая социология.

 

Объект – взаимодействие экономики и социологии. Предмет – соц. закономерности функционирования и развития экономики. Экономика как соц. явление - это система взаимодействия людей по поводу собственности, производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг. Экономическая деятельность - это часть соц. система, соц. деятельности, выполняющая свою специфическую роль в этой системе деятельности. Исслед. механизмов воздействия экономики на социальную жизнь и социальных механизмов развития экономики, воздействия социальных отношений и форм организации труда на производительность и качество труда.

 

 

В 36

.Полит социол. Социология политики – специальная отрасль социологии, кот изуч взаимоотношений полит сферы с др сф общ жизни полит инст, с др полит инст. Изуч пробл, связ непоср с гос, полит парт… Сущностная основа полит жизни – это вопрос о власти. Глав для соц полит явл исслед личн как S полит жизни. Соц полит обозн гран полит ответств. Поэт соц пол явл непрем атриб полит культ дем общ, т.к. выраб крит приемл полит реш. Одна из осн функ соц пол – поддерж общ согл и соотв ему полит порядка. Она формир идеолог гражд прав и свобод. Осн задача – выяв, при каких соц усл формир опред полит порядок и каковы соц основ его воспроизв. Предм соц полит явл исслед соц мех власти. Осн трудн в исслед власти явл ее многомерн; в рамках кажд соц инст им свой способ властв.

Политический рынок – это особая форма обмена, что давно осознали на Западе, где существует специальная управление политическим субъектом при помощи информации о своих действиях и намерениях, формирование образа политика.

Больш воздейств на полит проц оказ обществ мнен (один из наиб доступн спос репрезент соц S своих потребн и интересов с целью повлиять на повед др соц S). Важн место в соц пол отвод ан пол культ. Полит культура – это механизм, обеспечивающий регуляцию и воспроизв поведения и полит деятельности индивида; совокупность образцов поведения и деятельности. Полит социализация – приобщ индив к ценностям, знан, рол образцам, позвол ему адаптир к полит жизни.

В самом общ виде пол проц – перех от одного пол события (наруш регулярности, обычн пор вещей) к др за опред пром вр.

В целом к политике и политическому процессу существует три подхода: 1.Структурно-функнальный (Т.Парсонс, Р.Мертон). Политический процесс – рез совокупн функнирования всей полит сис и ее элем. Дисфунк полит сис ведет к кризису и возникает новый, более адаптированный вариант. 2.Конфный подход (Л.Козер, Р.Дарендорф). Полит проц - борьба, кот ведет либо к победе, либо к поражению определенных сил, причем часто борьба ведется с помощью полит игры. 3.Поведенческая модель (И.Мерриам, Г.Лассуэлл). Полит проц – поведение людей для овладения властью и использованию ее в своих интересах.

Полит проц имеет двухслойную структуру: он состоит из офиц актов и действий и неофиц взаимод, кот ведут к власти.

Под словом политика понимают искусство и науку управлять государством, государственные дела. Структура полит сис состоит из полит отношений, полит организаций (государство, партии), полит норм и полит культуры.

Главный элемент полит сис – государство, через него осуществляется управление обществом, оно издает законы, взымает налоги, имеет аппарат принуждения, устраняет опасные соц конфы.

 

 

В 37


Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 49; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стратификация полов | Культура как соц. реальность.
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2018 год. (0.057 сек.) Главная страница Случайная страница Контакты