Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Основные формы семейного консультирования 1 страница




 

 

Лекция № 1

Развитие брачно-семейных отношений в истории общества

1. Этапы развития брачно-семейных отно­шений в истории человечества

2. Особенности современного этапа развития брачно-семейных отношений

 

1. Этапы развития брачно-семейных отно­шений в истории человечества

Некоторый прообраз семьи мы находим у животных, занимающих относительно высокую ступень на эволюционной лестнице развития видов. Системообразующими функциями семьи животных являются репродуктивная и родительская. Условия возникновения семьи у животных можно назвать следующие:

· цикличность воспроизводства потомства, позволяющая взрослым осо­бям время, свободное от репродукции, использовать для реализации функ­ций родительского ухода;

· новый образ жизнедеятельности на основе усложнения форм инстинктивного и возрастания роли научения, вследствие чего возникает объективная необходимость времени детства как периода подготовки индивида к «взрослой» жизни;

· трудности выживания нового поколения, задающие необходимость осуществления родительской опеки, ухода и заботы на протяжении перио­да достижения зрелости (Кон).

«Семьи» животных видов различаются по стабильности отношений взрослых партнеров и по характеру реализации родительской функции. Например, у некоторых видов птиц мы наблюдаем переход к моногамной семье, основными функциями которой является репродукция и родитель­ский уход. В такой семье функции родителей - самки и самца - оказыва­ются специфицированы. Зачастую семья имеет сезонный характер и объе­динение партнеров определяется также и сменой сезонов, диктующих изменение образа жизнедеятельности. Однако было бы неверно, пытаясь проводить параллели и искать сходство между семьями животных и чело­века, игнорировать их принципиальную несводимость друг к другу, качест­венные различия самой природы семьи - в одном случае инстинктивно-биологической, а в другом - культурной, социально-исторической.

Детерминантами развития брачно-семейных отношений в истории об­щества стали потребность рода в сильном жизнестойком потомстве, необ­ходимом для выживания рода, и развитие производительной деятельности с соответствующими ей хозяйственными производственными отношения­ми. Можно выделить следующие этапы развития брачно-семейных отно­шений в истории человечества:

· промискуитет (смешанность, всеобщность) - беспорядочная, соци­ально нерегулируемая связь между полами, характерная для самого ранне­го этапа развития человеческого общества;

· эндогамия - добрачная форма сожительства между полами внутри общности, не ограниченная социальными предписаниями;

· экзогамия - социально регулируемая форма отношений между пола­ми с ограничением сексуальных связей между кровными родственниками.

Закрепление экзогамии обусловлено общими закономерностями перехода человечества от инстинктивно-биологического к социальному культурно-историческому типу жизни, а также вытеснения инстинктивно-биологиче­ских механизмов регуляции поведения человека и замены их социальными регуляторами (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин). Важным фактором закрепления экзогамных отношений стало рождение жизнеспособного потомства в тех племенах, где практиковались жесткие социальные табу.

На основе экзогамии возникла первая форма брака - групповой дуаль­но-родовой брак. В его рамках мужчины одного рода обладали правом на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. Субъектом полноправной хозяйственной деятельности, обеспечивающей выживание членов рода, по-прежнему являлся весь род. Воспитание детей также осуществлялось всем родом. Парный брак, пришедший на смену групповому, уже предполагал избирательность и длительность отношений между муж­чиной и женщиной рода. Первоначально основой парного брака выступают лишь сексуальные отношения и личная привязанность партнеров. Функ­ции ведения хозяйства и воспитания детей реализуются родовым субъек­том, а не супружеской парой. Родство определяется по материнской линии в силу того, что установление биологического отцовства оказывается за­труднено. Матриархат как способ организации кровно-родственных отно­шений в этой ситуации более целесообразен для выполнения важнейшей функции продолжения рода. По мере развития земледелия и роста произ­водительности труда дальнейшее становление семьи происходит в направ­лении укрепления ее хозяйственной самостоятельности. Возможности ро­дителей самостоятельно прокормить и воспитать детей, возрастание стабильности сексуальных отношений, цементируемых и общими хозяйст­венными интересами супругов, привели к возникновению моногамной (единобрачной) семьи. Половой диморфизм обусловил усиление роли муж­чины как кормильца семьи и возрастание ответственности женщины за воспитание детей. Стабильность брачных отношений обеспечила надежность установления отцовства. Патриархат как форма организации родст­венных отношений по отцовской линии закономерно пришел на смену ма­триархальным отношениям, знаменуя поворот к установлению отношений неравенства супругов по типу доминирования - подчинения матери (же­ны) и главенства отца (мужа) в семье. Развитие отношений частной собст­венности привело к закреплению моногамной патриархальной семьи как формы регуляции брачно-семейных онтошений, наиболее точно отвечаю­щей социальной организации общества.

В рамках патриархальных отношений существуют два типа семьи - моногамная (единобрачная: один муж - одна жена) и полигамная (один муж - несколько жен). Полигамия (многоженство) в настоящее время су­ществует в ограниченном числе стран, в основном мусульманских, где ре­лигия регламентирует число жен в семье принципом - «иметь столько жен, сколько может прокормить муж». Истории известен и полиандрический (полиандрия - многомужество) тип семьи, «ядро» которой - женщи­на занимает более высокое положение, чем ее мужья.

В работах Ф. Ариеса и И.С. Кона дан глубокий и исчерпы­вающий анализ исторического развития семьи как социокультурного фено­мена. Весьма примечательно, что ее становление рассматривается в указан­ных работах, в первую очередь в связи с развитием функции воспитания детей. Согласно традиционной точке зрения трансформация структуры и ти­па семьи происходит при переходе от феодального к буржуазному обществу и связана с индустриальной революцией, процессами миграции населения из сельской местности в города и возникновением индивидуального роди-тельства как важнейшего канала социализации подрастающего поколения. Следствие этих процессов - переход от расширенных «многоядерных» пат­риархальных семейных групп к малым нуклеарным семьям. В ходе дальней­шей индустриализации и урбанизации происходит увеличение периода со­циализации нового поколения и утверждение за семьей статуса института первичной социализации. «Современная» семья, зародившаяся на рубеже XIX-XX вв., обладает рядом специфических особенностей, отражающих об­щие закономерности и достижения прогрессивного развития общества.

Можно выделить три исторических типа семьи (Голод): патриархальный (традиционный), детоцентристский (современный), су­пружеский (постсовременный).

Патриархальный тип семьи базируется на двух основных принципах: жесткой половозрастной субординации и отсутствии личностной избира­тельности на всех стадиях жизненного цикла семьи. Патриархальная семья основана на отношениях доминирования - подчинения: авторитарной вла­сти мужа, зависимости жены от мужа и детей от родителей, - абсолютной родительской власти и авторитарной системе воспитания. Отражение патриархального способа организации семейных отношений мы видим, на­пример, в патрилинейной традиции наделять жену при заключении брака фамилией мужа; общепринятости института «сватовства» как способа вы­бора брачного партнера; «двойной морали» для мужа и жены при опреде­лении допустимости добрачных и внебрачных сексуальных отношений. Что касается детско-родительских отношений, то, по словам Н.И. Костома­рова, в них царил дух рабства, прикрытый ложной святостью патриархаль­ных отношений.

Детоцентристский тип семьи основан на приоритетности ее воспитательной функции, относительном равноправии супругов, высокой близости отношений как супругов, так и родителей и детей. Личностная интимность, взаимопонимание и доверие становятся ядром отношений мужа и жены. Воспитание детей - главный смысл жизни семьи. Детоцентристская семья - малодетная. Время рождения и количество детей планируется супругами, репродуктивный период ограничивается малым сроком (5-10 лет), ребенок становится в семье желанным и ожидаемым. Родительская любовь и привязанность составляют непременную характеристику детско-роди­тельских отношений. «Ребенку - лучшее» - девиз детоцентристской се­мьи. Оборотная сторона такой родительской любви - потворствование дет­ским прихотям, «заласкивание» ребенка и чрезмерное следование родительскому долгу, ограничивающее свободное личностное развитие как самого родителя, так и ребенка.

Супружеский тип семьи - новый тип, складывающийся на протяжении последних десятилетий. Это прогрессивный тип семьи, где на первый план выступает забота о развитии каждого из супругов (и детей) как автоном­ной личности в системе эмоционально насыщенных, интимных, симмет­ричных, содержательно-духовных отношений в семье, где цель воспитания детей уже не доминирует, уступая место ценностям личностного роста и са­мореализации всех членов семьи. По мнению С.И. Голода, супруже­ская семья характеризуется двумя отличительными признаками: 1) неинституциональностью характера связи супругов и симметричностью их прав и обязанностей; 2) включением в ценности семьи автономии личнос­ти, свободы выбора и уважения права партнера на этот выбор.

 

2. Особенности современного этапа развития брачно-семейных отношений

Специфика современного этапа развития брачно-семейных отношений определяется следующими особенностями:

1. Особая роль родительства. В древней истории самоценность детей и детства была крайне низкой. В качестве иллюстрации, подтверждающей это положение, можно привести периодизацию развития детско-родитель­ских отношений в истории общества, предложенную А. Ллойд-Демозом. Согласно данной периодизации, можно выделить шесть стадий развития детско-родительских отношений, каждая из которых определяет специфику родительства как института первичной социализа­ции человека: инфантицид, «бросающий» стиль воспитания, амбивалент­ный, «навязчивый», социализирующий и «помогающий» стили воспитания.

Примеры инфантицида, фактически массового детоубийства, мы находим даже в библейских сюжетах - избиение младенцев. В античной Спарте практиковалось «отбраковывание» физически неполноценных детей, кото­рые не могли стать хорошими воинами.

В Средние века детей воспитывали вне семьи - отсюда само название родительского стиля воспитания - броса­ющий. Низшие социальные слои отдавали детей «в люди» - на обучение ре­меслам в мастерских за «хлеб насущный»; власть и богатство имущие передавали своих новорожденных кормилицам, отправляли их в монастыри для получения образования, посылали на воспитание к дальним родственникам и друзьям и т.п. Эмоциональная близость и любовь родителей к детям вовсе не считались добродетелью или ценностью. «Домострой», как основное ру­ководство по воспитанию детей того времени, не возлагал на родителей обя­занности любить детей, хотя дети и должны были проявлять беспрекослов­ное послушание, уважение и любовь к родителям.

Амбивалентный стиль отражал изменение взглядов на воспитание - хотя за ребенком и признавалось наличие души, но сам он метафорически рассматривался «чистой дос­кой», а значит, легкой добычей дьявола. Основным педагогическим методом становилась «лепка» души ребенка по образцу, принимаемому родителями.

Навязчивый стиль воспитания, присущий XVIII веку, характеризовался на­вязчивым стремлением к тотальному контролю в воспитании, когда уже не только поведение, но и сознание ребенка, его внутренний мир становились предметом вмешательства и диктата со стороны родителей. Целью традици­онной авторитарной семьи было сохранение во что бы то ни стало образа жизни старшего поколения, стремление «вписать» детей в жесткие рамки существующих ролей, норм и ценностей.

Социализи­рующий стиль воспитания представляет новую систему воспитания детей, когда главной задачей родителей становится подготовка ребенка к самостоя­тельной жизни, формирование и закрепление качеств и способностей, необ­ходимых для перехода на новую статусную позицию - взрослого человека. Безусловность родительского авторитета не лишает ребенка возможности выбора и творческого созидания своей судьбы, а выступает условием передачи и сохранения культуры, опыта и традиций предшествующих поколений. Важную роль в этом процессе социализации ребенка наряду с семьей начи­нают играть детские сообщества, подростковые и юношеские объединения и субкультуры.

Помогающий стиль знаменует переход родителей на принци­пиально новую, гуманистическую позицию в вопросах воспитания. Отноше­ние родителей к ребенку преобразуется в отношение к равноправной лично­сти, заслуживающей уважение и право на свободный выбор собственного жизненного пути. Коренная перестройка социального предназначения вос­питания и смысла родительства является завоеванием второй половины XX в., когда особое значение в детско-родительских отношениях приобрета­ют эмоциональная и духовная близость, эмпатия, а родительская любовь ста­новится приоритетной ценностью семейной жизни. Воспитание преобразу­ется в диалогический процесс, в котором оба субъекта общения равноправны и не только родители «учат детей», но и родители «учатся» вместе с детьми и у детей.

В современном обществе в условиях, когда период детства удлиняется, именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обуче­ние детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответствен­ность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса взрослого члена общества - до окончания школы, а в определенных аспек­тах - и до завершения высшего образования.

2. Основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное приня­тие и поддержка. Еще в XIX в. любовь считали желательным, но отнюдь не непременным условием заключения семейного союза и жили по принципу «стерпится - слюбится», соглашаясь с тем, что «браки заключаются на не­бесах». Сегодня супруги рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личностную нереализованность. Инте­ресно, что в значительном числе случаев инициаторами расторжения брака теперь становятся женщины, хотя именно для женщин вероятность заклю­чения повторного брака относительно мала.

3. Семейная система является достаточно открытой - в современном обществе легко вступить в брак, но так же легко и развестись. Правовые, этические, религиозные, социально-психологические барьеры для растор­жения брака сведены сегодня к минимуму. Супруги вправе свободно опре­делять дальнейшую судьбу своей семьи, исходя из приоритетной для них системы ценностей. Возрастают свобода и ответственность личности за принятие решения о создании и сохранении семьи, судьба семьи в полной мере начинает определяться личностным выбором каждого из супругов.

4. Современная семья изменилась и по составу - произошел переход от расширенной семьи к нуклеарнай. Нуклеарная семья - родители и дети - становится наиболее типичным вариантом семейной системы. Вместе с тем в ряде регионов России по-прежнему сохраняется преобладание расширенной семьи. Расширенная (многопоколенная) семья включает не только супругов и их детей, но и прародителей, а также других родственников. Конкретные границы расширенной семьи определяются в основном этническими и культуральными особенностями. На фоне доминирования нуклеарного типа семьи у нас нередко встречаются «территориально расширенные» семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилплощади, они еще не приобрели финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родите­лями и в значительной мере полагаются на их помощь.

Итак, можно выделить ряд тенденций в развитии семьи, отчетливо проявив­шихся в последние десятилетия:

1) снижение рождаемости - переход от многодетной к малодетной семье - обусловлен включением женщин в его производст­венную сферу, экономической нестабиль­ностью общества; низким уровнем социальных гарантий для молодых семей;

2) увеличение числа разводов;

3) возрастание числа детей, воспитывающихся без семьи или в условиях депривации общения с родителями и близкими взрослыми (сироты, воспи­танники интернатов, круглосуточных детских садов, беспризорники и т.д.);

4) демократизация и эгалитаризация отношений в семье, прежде всего в супружеских отношениях, переход от жесткой фиксации ролей к взаимозаменяемости супругов, партнерству, помощи и взаимной поддержке;

5) возрастание числа несовершеннолетних родителей - подростковое родительство, в силу чего увеличивается количество «отказных детей», т.е. детей, от ответственности за воспи­тание которых матери отказываются еще в родильных домах;

6) рост числа преступлений на семейно-бытовой почве, проявление актов насилия и агрессии в семье;

7) появление «двухкарьерных» семей, т.е. семей, где оба супруга, а не только муж, как в традиционной семье, ставят перед собой задачи профессиональ­ной карьеры, роста и самореализации;

8) увеличение числа бездетных семей, в которых статус «семья без де­тей» - сознательный выбор супругов. Нередко их отложенное решение иметь детей, обусловленное задачами завершения профессионального об­разования, осуществления карьеры, трудным финансово-экономическим положением семьи или жилищными проблемами, перерастает в оконча­тельное решение жить без детей, «ради себя», что в итоге приводит к осо­знанию недостаточной самореализованности и глубокому личностному кризису. Совершенно иные проблемы вынуждены решать супруги, в силу медицинских причин не имеющие возможности иметь детей, - проблемы длительного и далеко не всегда эффективного лечения от бесплодия, усы­новления, воспитания приемных детей. Отметим, что развитие репродук­тивной медицины в значительной степени способствует решению таких проблем.

 

Лекция № 2

Современная семья

Часть 1. Современные формы брака

1. Формы современных брачно-семейных отношений

2. Типы нетрадиционных семей

 

1. Формы современных брачно-семейных отношений

Критериями типологии современных брачно-семейных отношений являются: ее состав; стаж супружеской жиз­ни; количество детей; место и тип проживания; особенности распределения ролей, главенства и характер взаимодействия; профессиональная заня­тость и карьера супругов; социальная однородность; ценностная направ­ленность семьи; особые условия семейной жизни; характер сексуальных отношений.

В зависимости от состава семьи выделяют нуклеарную, расширен­ную, неполную и функционально неполную семьи.

Нуклеарная (ядерная) семья - это супруги и их дети. Если семья бездет­на, то состав нуклеарной семьи ограничивается супругами. Нуклеарная семья - типичный вид семьи XX в., сменивший патриархальную семью, включающую несколько поколений близких и дальних родственников, объ­единенных общностью территориальной и экономических интересов.

Расширенная нуклеарная семья - нуклеарная семья, дополненная прародителями и, возможно, другими близкими (по интенсивности общения и взаимодействия) родственниками (сиблинги супругов, дяди и тети, т.е. сиблинги прародителей, и т.д.).

Неполная семья - семья, в которой из-за развода или смерти отсутству­ет один из супругов. Типичный вариант неполной семьи - это мать с ре­бенком (детьми). Характер функционирования неполной семьи в значи­тельной степени зависит от причины отсутствия второго супруга. Так, разведенный супруг по-прежнему сохраняет свою родительскую роль, роль «кормильца», и принимает участие в материальном обеспечении детей. Од­нако умерший отец окружен в семье ореолом уважения и любви, в то вре­мя как разведенный в большинстве случаев подвергается открытому или молчаливому осуждению, а его встречам с ребенком мать нередко чинит препятствия. Еще одним видом неполной семьи является «материнская се­мья», в состав которой входят мать и ребенок (дети), рожденные вне брака по сознательному намерению матери. Таким образом, наиболее типичный вариант неполной семьи - это вариант семьи без отца. Неполная семья в силу ролевой перегрузки оставшегося ее члена должна быть включена в группу риска.

Функционально неполная семья - нуклеарная семья (полная по фор­мальному составу), в которой один из супругов не может постоянно выпол­нять свои функции. Причины, препятствующие реализации супругом сво­их семейных ролей, могут быть различны: тяжелое или хроническое заболевание, специфика профессиональной деятельности, длительное от­сутствие. Люди определенных профессий, сопряженных с длительными командировками (геологи, военные моряки, машинисты, летчики, провод­ники), вахтовым методом труда (нефтяники, строители, полярники), не­стандартным и «рваным» временным графиком и высоким уровнем эмоци­ональной напряженности труда (артисты, работники радио и телевидения, врачи «скорой помощи» и больниц, учителя), не всегда могут в полной ме­ре реализовать себя в жизни семьи. Функционально неполная семья также должна быть отнесена к группе риска, а психологическая помощь ей на­правлена на разумное планирование функциональных обязанностей и по­иск путей гармоничного сочетания самореализации личности в професси­ональной деятельности и семье.

Смешанная семья - семья, в которой место одного (или обоих) супру­гов занимает другой член семьи. Примером может быть семья, включаю­щая бабушку, дедушку и внука, родители которого умерли либо находятся в разводе и каждый проживает отдельно, или семья, в которой тетя одна воспитывает племянника, и т.д.

В зависимости от семейного стажа супружеской жизни вы­деляют: семью молодоженов (семья «медового месяца»); молодую семью (от полугода -полутора лет до рождения детей); семью, ждущую ребенка; се­мью среднего супружеского возраста (от 3 до 10 лет совместного прожива­ния); семью старшего супружеского возраста (10 - 20 лет супружеского стажа) и, наконец, пожилые супружеские пары (супруги, воспитавшие взрослых детей, создавших собственные семьи, и реализующие в настоя­щем семейные роли бабушек и дедушек).

В зависимости от количества детей семьи подразделяются на без­детные, однодетные, малодетные и многодетные. Бездетными считают се­мьи, в которых в течение 8 - 10 лет после заключения брака при условии фертильного возраста супругов не появляется ребенок. Причинами отсут­ствия детей в семье могут быть как медико-биологические факторы, так и нежелание супругов иметь детей. Отметим, что в настоящее время преобладают социальные и психологические причины роста бездетных семей. Последние традиционно зачисляются в группу риска. Невозможность реа­лизовать стремление к материнству и отцовству, незавершенность лично­стной идентичности нередко инициирует создание новой семьи тем супру­гом, для которого отсутствие детей является серьезной семейной проблемой. С другой стороны, высокий удельный вес разводов в бездетных семьях может быть вызван дисгармоничностью собственно супружеских отношений. В этом случае отказ иметь детей, напротив, является не причи­ной, а следствием трудностей отношений супругов. Однодетные и малодет­ные семьи доминируют в демографическом раскладе современных россий­ских семей, особенно городских. Многодетной, соответственно, сегодня называют семью, имеющую трех и более детей. Многодетная семья являет­ся по статистике наиболее устойчивой к разводам.

По месту проживания выделяют городские, сельские семьи и се­мьи, проживающие в отдаленных районах. Различаются они стилем жизни, семейным укладом, характером социальной занятости супругов и ролевой структурой, уровнем и образом потребления, наконец характером осуще­ствления воспитательной функции. Например, семьи, проживающие в от­даленных районах, бывают вынуждены отправлять своих детей на учебу в школы-интернаты, что влечет за собой продолжительную разлуку с роди­телями и депривацию родительской заботы и протекции.

Критерий типа проживания позволяет выделить патрилокальную, матрилокалъную и неолокальную семьи. Патрилокальный тип семьи определяет место жительство жены в доме мужа после замужества. Матрилокальный характеризуется проживанием семьи в доме жены. В наше время наиболее распространенным является неолокальный тип проживания, при котором нуклеарная семья стремится к отдельному от родителей и других родственников проживанию. Сегодня все чаще стала встречаться еще одна форма проживания супругов - годвин-брак, предполагающий раздельное проживание супругов. Такой тип брака получил название по имени одного из активных сторонников такой формы проживания - У. Годвина, утверж­дающего, что совместное проживание супругов есть зло, препятствующее полному личностному развитию каждого из них в силу различий их по­требностей, интересов и склонностей.

В зависимости от особенностей распределения ролей, гла­венства и характера взаимодействия выделяют традиционную, авторитарную, эгалитарную, демократическую семьи.

Традиционная авторитарная семья характеризуется единоличным главенством супруга авторитарного типа и традиционным распределени­ем семейных ролей с четкой дифференциацией ролей мужских и женских. Авторитарная семья может быть как патриархального типа (единоличное главенство принадлежит мужу), так и матриархального (главой семьи яв­ляется жена).

Эгалитарная семья (равноправная, эквивалентная) - семья без главен­ства и четкого распределения ролей и обязанностей, с аморфной, неоформ­ленной ролевой структурой. Как правило, эгалитарная семья - это молодые супруги без детей. Рождение детей требует от супругов структурирования позиций и распределения ролей, поэтому на смену эгалитарному типу при­ходит традиционный или демократический.

Демократическая (партнерская) семья характеризуется равноправием супругов, совместным главенством с разделением функций, гибкостью в рас­пределении ролей и обязанностей и готовностью к изменению ролевой структуры на основе учета интересов каждого из партнеров и семьи в целом.

По критерию профессиональной занятости и карьеры супругов можно выделить семью полной занятости, где в общественном производст­ве заняты оба супруга; семью частичной занятости, где работает один из супругов, как правило, муж; семью пенсионеров, где оба супруга не работа­ют, и, двухкарьерную семью, в которой ценности карьеры и профессиональной самореализации значимы для обоих супру­гов и признаются в равной мере приоритетными как для самого себя, так и для супруга. Такая семья представляет собой тип молодой семьи, обуслов­ленный процессами изменения места женщины в производстве и социаль­но-политической жизни общества.

Очевидно, что только карьерная мотивационная направленность еще не гарантирует возможности существования и функционирования двухкарьерной семьи. Необходимы следующие дополнительные условия: наличие в семье эмоционально позитивных отношений любви, приня­тия, уважения и равноправия между супругами; разделенная супругами общность ценностей, в том числе ценностей профессионального и карьерного роста; особый вид профессий, прежде всего творческих (наука и искусство), позволяющих обеспечить, с одной стороны, наиболее полную самоактуализацию личности, а с другой — не стесненные жесткими временными рамка­ми условия профессиональной деятельности (гибкий график работы, воз­можности использования выходных дней, работа дома); отложенное по взаимному согласию супругов родительство, позволя­ющее обоим завершить профессиональное образование и реализовать пер­вые карьерные планы; наличие ресурсов функционирования и поддержки семьи (помощь прародителей - бабушек и дедушек - в воспитании детей, хорошее физи­ческое здоровье и устойчивость к перегрузкам).

В зависимости от социальной однородности, т.е. от принадлеж­ности супругов к одному или близкому социальному слою, общности обра­зовательного и культурного ценза, близости профессий по интеллектуаль­ной, аффективной, социальной «нагруженности», разделяют социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные) семьи. Социально гетерогенные семьи менее устойчивы, супружеские отношения нередко строятся здесь по принципу доминирования - подчинения, нарушается взаимопонимание, достаточно высока конфликтность.

Критерий ценностной направленности семьи позволяет выде­лить такие типы семей, как детоцентристская и личностно-центристская, семья «потребления», психотерапевтическая («семья-отдушина», по А.Н. Обозовой), семья «здорового образа жизни», семья «тщеславия», спортивно-походная (по В.И. Зацепину), «интеллек­туальная».

Воспитание детей, личность ребенка, забота о нем составляют приоритет­ную ценность функционирования детоцентристской семьи. Личностно-цент­ристская видит главное предназначение семьи в создании условий личност­ного роста и самореализации каждого из членов семьи; супружество рассматривается здесь в первую очередь как свободный духовный союз авто­номных личностей. Семья «потребления», реализующая модус «иметь» (Э. Фромм), направлена на накопительство и создание благоприятных усло­вий для наиболее полного удовлетворения прагматических потребностей. Супружество здесь -партнерство, основанное на получении взаимной выго­ды, когда каждый член семьи стремится «урвать самый привлекательный ку­сок семейного пирога», пусть даже и за счет интересов других. Психотера­певтическая семья высшей ценностью почитает взаимопонимание, эмоциональную поддержку, удовлетворение потребности в любви, привя­занности и безопасности своих членов. Здесь каждый может быть уверен в том, что его выслушают, поймут и примут. Семья «здорового образа жизни» концентрирует внимание на здоровье, правильном режиме дня, питания, от­дыха, чистоте и порядке, разумной и «здоровой» организации семейного бы­та. Семья «тщеславия» ведет борьбу за социальной статус, престиж, продви­жение по лестнице достижений, ложно понимаемого успеха и признания. «Быть лучшим», принятым в высших кругах - главная цель такой семьи. Если кто-то из членов семьи «не вписывается» в заданный стандарт успеха, то от него безжалостно избавляются. Например, развод может быть обусловлен стремлением мужа подобрать себе новую спутницу жизни, отвечающую его карьерным планам, а жена подбирает себе нового мужа в соответствии с но­выми модными веяниями, касающимися рода занятий, внешности, принад­лежности к определенному кругу. В центре внимания спортивно-походной семьи интерес к новому, походы, путешествия, проведение досу­га. Бытовая сторона семейной жизни неинтересна и незначима для такой се­мьи. Для «интеллектуальной семьи» приоритетны ценности интеллектуаль­ные - познание, образование, посещение музеев, чтение книг, обмен интеллектуальной информацией, поощрение увлечений и интересов членов семьи, стимулирующих умственный и творческий рост.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты