Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


НА САМОМ ДЕЛЕ ?




Беседа Михаила Лобанова с журналистом Виктором Кожемяко.

Газета «Правда», 1998, № 104.

 

- Итак, 22 июня, в день начала Великой Отечественной войны, официальный глава Российского государства заявляет: «Полвека назад наша страна спасла мир от фашизма. Но сегодня именно в России он поднимает голову». А далее из текста следует, что это сегодня едва ли не самая главная угроза для нашего общества, ну а Ельцин ей противостоит. Как вы, Михаил Петрович, относитесь к этому?

- Мне это напоминает лозунг, который Солженицын внедрял в сознание своей первой жены Натальи Решетовской: «Плюй первой, пока не плюнули в тебя!» Так и в данном случае, с «угрозой фашизма» - именно «первым плюнуть». Но ведь вдумчивый слушатель, читатель может увидеть за этим вовсе не ту мифическую угрозу, которая имеется в виду и которой нас хотят напугать, а иную – вполне конкретную. Может, например, сопоставить поджёг гитлеровцами рейхстага в конце февраля 1933 года и последовавшую отмену ими неугодных прежних законов с расстрелом Ельциным Дома Советов 4 октября 1993 года, после чего окончательно была ликвидирована Советская власть.

- Я знаю, что вы прямо со школьной скамьи были призваны в армию,

участвовали в боях на Курской дуге летом 1943 года, были ранены. Как тогда вы воспринимали фашизм и вообще, что такое фашизм, по вашему мнению?

- Тогда, в войну, фашизм для нас означал одно – смертельный враг вторгся в нашу страну, грозит нам порабощением. Тогда всё было ясно – враг действовал открыто, всё решалось на поле сражения, и вопрос стоял именно так: Родина или смерть. Ныне поле сражения переместилось в область идеологическую, духовную, а противник использует такие коварные, поистине сатанинские приёмы, к которым, надо признаться, наш народ не был подготовлен, потому и потерпел сокрушительное поражение. Сейчас главное- осознать смысл происшедшего, в том числе собственную вину в этом, гибельность нашей русской разобщённости. И, конечно, глубже осознать, с кем, с каким врагом мы имеем дело.

-И всё-таки – как вы понимаете природу фашизма?

- В истории ничто, никакое явление – духовное ли, политическое – не возникает случайно, внезапно. Всему есть предыстория. Так и с фашизмом. Замечу, что термин «фашизм» довольно условен в отношении гитлеровской Германии. Фашизм зародился в Италии, а в Германии, если точнее говорить, был нацизм (национал-социализм). Было у них, конечно, много общего. Но в нацизме существенное значение имело ещё и то, что делало его особенно воинствующим, - расизм, антисемитизм. Можно много говорить о генезисе фашизма – духовном, философском, историческом. Наивно думать, что немцы, как дети, были обмануты Гитлером и повержены им в массовый страх. …Фюрер использовал те свойства, особенности немецкой нации, её духа, психологии, которые имели глубокие корни в истории. Поэтому и возможно было с приходом Гитлера такое мощное объединение, сплочение немцев на основе националистической, расистской. Неру в своих письмах «Взгляд на всемирную историю» (середина 1933 года) приводил свидетельства очевидцев, какая удивительная атмосфера, напоминающее религиозное возрождение, царит в Германии. А Вальтер Ульбрихт писал, как глубоко дух милитаризма и расизма проник также и в ряды рабочего класса. Не был Гитлер открывателем и в своих агрессивных замыслах, а затем действиях против России. В своей восточной политике он видел продолжение завоевательной практики германских императоров Средневековья. Т.о., то, что называется немецким фашизмом (точнее – нацизмом), имеет для нас, русских, вовсе не отвлечённое значение. Это связано с самой нашей историей, с исторической нашей судьбой! И надо быть не просто безграмотным, но и сознательным ненавистником русского народа, чтобы приписывать ему фашизм.

- С какой же целью, на ваш взгляд, это делается?

- То, что цель ельцинского режима –геноцид народа, должно быть сегодня совершенно очевидно уже для всех. И вот, чтобы добить народ окончательно, вытравить до корней его национальное самосознание, которое всё-таки пробуждается, и пустили в ход жупел «русского фашизма».

- Вы ведь тоже испытали на себе эти обвинения в фашизме. Помнится, ещё в шестидесятые – семидесятые годы вас систематически преследовали в прессе такие персоны, как Суровцев, Оскоцкий, Николаев, причём обвиняли и клеймили именно как русского шовиниста, фашиста. Ну а затем, с началом «перестройки», эту обличительную эстафету подхватил Коротич.

- Оскоцкие травили всё русское в литературе, выставляя себя борцами за партийность, пролетарский интернационализм. К сожалению, им было полное доверие в ЦК. Сейчас мы видим, с каким цинизмом бывшие идеологические работники ЦК – всякие яковлевы, шахназаровы, бурлацкие, черняевы и прочие – вещают, что и пришли они туда, в этот ЦК, чтобы изнутри подтачивать, разлагать «тоталитаризм». Русофобское окружение партийного руководства во многом, увы, создавало погоду в идеологии.

… - Вернёмся к ельцинскому радиообращению. В нём говорится о тех, «кто сегодня бредит идеями национального превосходства и антисемитизма». Что вы можете сказать по этому поводу?

- Антисемитизм в России – это такой же жупел, как русский фашизм. По наблюдениям всей своей жизни, уже немалой, могу твёрдо сказать, что русские люди не только никогда не бредили идеями национального превосходства, но и не имели об этом даже никакого понятия. Не только не пылали ненавистью к евреям, считая их второсортными людьми, но и по добродушию, наивности своей готовы были считать себя дураками перед ними: «они все умные», «на скрипке играют», «все учёные, академики» и т.д. Это внушалось нам с детства, и мы впитывали это в своё сознание, прочем, обычно не различая, кто еврей, кто не еврей. До войны, когда я был школьником, с газетных страниц не сходили портреты победителей международных конкурсов: Давида Ойстраха, Якова Флиера, Эмиля Гилельса… Помню как я переживал за Ботвинника, когда он играл в шахматы с Алёхиным. …Помню, как живший со мною в одной комнате в студенческом общежитии на Стромынке сокурсник в разговоре с другим нашим жильцом – Косманом что-то пошутил насчёт Еврейского театра, в котором он побывал. И как же возмутился Леонид Стефанович Косман, услышав от человека своей национальности нечто непочтительное о Еврейском театре! Косман был значительно старше нас, до войны жил, как он говорил, в буржуазной Латвии, откуда и вынес обострённое, болезненное восприятие всего, что он считал антисемитизмом. И нам это его болезненное отношение к национальной принадлежности казалось странным. Замечу, что тот, кто вызвал его неудовольствие своей шуткой, - ныне известный критик, главный редактор литературоведческого журнала, и, надеюсь, он улыбнётся, вспомнив как нечто ностальгическое тот эпизод из студенческой жизни….

- Однако обвинения русских в антисемитизме звучат за последние годы постоянно, причём с возрастающей настойчивостью. Телевидение и определённая пресса нагнетает страсти изо всех сил, хотя, казалось бы, повода нет никакого.

- Поразительно! Доходит до полной умственной невменяемости обвинителей. Вот передо мной «Независимая газета». От 31 июля сего года [1998]. В ней – статья А. Свастьянова. «Политические перспективы еврейской диаспоры на Украине». В конце статьи говорится: «Можно смело прогнозировать, что если сегодня Россия по уровню антиеврейских настроений стоит на одном из последних мест, позади США, Германии, Польши, Венгрии, Латинской Америки (что зафиксировано беспристрастными социологическими исследованиями), то это «первенство наоборот» ненадолго». Как понять такое? Выходит, что если в России нет антисемитизма, то тем хуже для неё, всё равно она будет первоё погромщицей в мире…

- Вы упомянули о такой отличительной черте нацизма, как расизм. Существует ли, по вашему мнению, опасность расизма в России?

- Известно, расизм одинаково характерен как для нацизма, так и для сионизма. На эту тему есть специальные авторитетные исследования. но я хочу напомнить о Сталине, который постоянно подчёркивал мысль об опасности сионизма. …Впрочем оставим политику и поговорим о более близкиз мне делах – о писателях, литературе. В связи с тем же сионизмом. Вот критик Владимир Бондаренко назвал премии Букера расистскими. Имеется при этом в виду, что эти премии присуждаются только по национальному признаку. Исключительно евреям. Так же и премия «Триумф», отстёгнутая соплеменникам банкиром Березовским из награбленного у народа. Премия в знак совместного триумфа в «этой стране». Лауреаты всё те же лица: Жванецкий, Войнович, Окуджава, Эйфман, Гребенщиков, Шнитке… Такие же премии – «Государственные», «Президентские».

- Нынешняя литература крайне политизирована, писатели-«демократы» не стыдятся открыто быть прислужниками антинародного режима. Вспоминается, как именно эти писатели на встрече с Ельциным накануне 4 октября 1993 года призывали его «решительно действовать» против так называемых красно-коричневых, а в кровавый день расстрела Дома Советов вопили яростно: «Раздавит гадину!».

- Особенно в этой кровожадной истерике отличился Окуджава. Он публично похвалялся, что испытывал великое наслаждение при виде расстрела… Молодцы белорусы, они устроили обструкцию этому «демократу», когда он приехал в Минск. Окуджаву знают как гитариста, эстрадника, кто-то помнит его «Возьмёмся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Как всегда, у этого барда – стишок серенький, но со смыслом. Понятно, кто эти друзья. Но, кроме песенок, имеются ещё у Окуджавы так называемые исторические повести. В моей книге «Страницы памятного» есть статья «История и её литературные варианты», где я разбираю эти опусы. Честно говоря, мне стоило героических усилий, чтобы одолеть такую графоманию. Безграмотный язык. Невежественные измышления о событиях русской истории XIX века. Везде одна и та же русофобская начинка. Вот русские войска несут в качестве знамени гулящую девку. Повторение одного и того же: «от пространств российских захватывало дух, рабов хватало»; «Беспредельная тупость патриотов». Ни одного нормального русского человека; все уроды, тупицы, доносчики, пьяницы. Если и есть порядочные герои, то это кто угодно – немец, полька, француженка, грузин и т.д., только не русский. И какое-то маниакальное пристрастие к крови. … преследующая автора «кровь» - его тайное тайных. Она многое объясняет в сочинениях, в поведении барда, в самом его отношении к «чужой крови» - при этом же расстреле 4 октября.

Реальное место Окуджавы в русской литературе таково, что не стоило бы и говорить о нём. Но дело в том, что эти «возьмёмся за руки, друзья» впереди своих колонн в качестве знамени, как ту гулящую девку, несут своего барда. В Переделкине уже открыт… «народный музей Окуджавы». На Трубной площади устраивают шумные тусовки, здесь намечается ему поставить памятник. «Демпечать» уже объявила, что сиё сооружение будет соперником установленного недалеко отсюда памятника Пушкину. Всё это напоминает известную тактику Израиля: поскорее застолбить захваченный кусок территории, а затем, путём всяческих проволочек, сделать захват необратимым. Торопятся прихватизаторы. А главный из них – Чубайс вместе с таким же государственным преступником Гайдаром объявили Окуджаву своим духовным вождём. На вечере памяти барда в начале июня сего года в Театре современной пьесы они вспоминали, как с ним традиционно справляли старый Новый год. Поведали, что всегда при принятии важных судеб страны решений думали, «что сказал бы об этом Булат Шалвович». Страшное дело: на вершине власти в России оказалась компашка, для которой высший авторитет в государственных делах – литературный экстремист. Объяснить это можно только одним: «Нет слов, способных подняться выше крови». И это видно вообще в политике, в поведении нынешних правителей, которые действуют по вышеприведённому принципу: «А одна ли у нас кровь?» Не случайно на похоронах Леонида Максимовича Леонова, патриарха русской литературы. Почти полное молчание прессы. Зато какой бум был поднят вокруг похорон того же Окуджавы, конферансье Брунова, «не понятого в этой стране» композитора Шнитке и т.д. В почётном карауле были первые персоны ельцинского режима – Чубайс, Черномырдин, Кириенко, с газетных страниц, с экрана телевизора не сходили заклинания об их гениальности. Простаки могли подумать, что русская культура обезглавлена и осиротела.

- Действительно, я помню похороны Леонида Леонова в августе 1994-го. Никак нельзя было сказать, что страна прощается с последним классиком отечественной литературы XX века. Помню и другие похороны, последовавшие вскоре, - великого русского кинорежиссёра и актёра Сергея Бондарчука. Тоже полное игнорирование со стороны власти и прессы.

- Я считаю это очень показательным!

- А как вы относитесь к увлечению некоторой части молодёжи символикой, которая в демпечати именуется нацистской?

- Сейчас много пишут об этой символике как о зловещей опасности для России. Новый министр юстиции Крашенинников объявил, что готовится закон о её запрещении, как и о запрете фашистской литературы. Мэр Москвы Лужков 22 июня излил по телевидению негодование в адрес «мерзавцев», которые «увиливают от наказания». Во всём этом видится некий отвлекающий маневр. Даже единомышленник «демократов» Солженицын в своей книге «Россия в обвале» признаёт, что клеймо «русского фашизма» «действует как успешный приём, чтобы сбить, заткнуть оппонента, навлечь на него репрессии». История с «символикой раздувается так же, как в своё время вокруг бутафорской «Памяти». Сколько и у нас, и за рубежом было шума о ней как об угрозе «демократии»! А кончилось чем? Руководитель «Памяти» Васильев полностью поддержал Ельцина…

Нет, не призрачная, а подлинная угроза для государства и народа совсем в другом! Оставшийся не у дел бывший ревностный хранитель «президентского тела» Александр Коржаков в своей книге «Борис Ельцин: от рассвета до заката» приводит угрожающие слова банкира Березовского, обращённые к бывшему руководителю службы безопасности России Барсукову: «Если вы не понимаете, что мы пришли к власти, то мы вас просто уберём. Вам придётся служить нашим деньгам, капиталу».

- Подобная наглость не может не вызвать ответной реакции.

- Конечно. На всё воинствующее, экстремистское бывает своя реакция. И так называемый шовинизм, а на деле пробуждающийся русский патриотизм – во многом это реакция на экспансию антирусских сил, разгул русофобии в стране. Генерал Рохлин перед смертью говорил о засилье нацменьшинства в правительстве России, об отсутствии в нём русских людей. Это засилье так беспардонно, так вызывающе, что невольно возникает мысль: а не делается ли это сознательно, в целях разжигания антисемитизма? Прав публицист Владимир Бушин, когда называет антисемитом Ельцина. Окружая себя исключительно евреями, Ельцин провоцирует неприязнь в массах вообще к евреям, на них переносятся все преступления ельцинской камарильи.

Неизбежна реакция и на русофобию, которая уже не знает границ.Типичный пример – выбросы такого зоологического экземпляра, как Новодворская. Вроде знаменитого её заявления: «Место русских – у параши». И эта особь ведь по-прежнему остаётся «героем дня» на НТВ и других телеканалах.

- В одной из своих статей вы писали о либерализме, демократии как о тех явлениях, которые могут привести к появлению реального фашизма.

- Известно, что перед Второй мировой войной в подавляющем большинстве европейских стран, до того числившимися демократическими, установился режим личной диктатуры, авторитаризма, фашизма. Да и Гитлер пришёл к власти путём так называемых свободных, демократических выборов. Но что собой представляют эти «свободные, демократические» - мы и сами ныне знаем по недавним президентским выборам в нашей стране. Угроза гражданской войной, если Ельцин не будет избран президентом, террор СМИ против его оппонентов, финансирование березовскими избирательной компании Ельцина, обман, ложь, лицемерие, демагогия – все средства грязного политиканства пущены в ход. И всё это с холуйской оглядкой на «мировую демократию», на Америку. На ту самую Америку, которую иранские исламисты не случайно называют «империей сатаны».

Если говорить о фашизме не в конкретно его социально-историческом содержании, а в расхожем психологическом смысле, как о крайней степени бесчеловечности, жестокости, ненависти к другим народам,то такими фашистами и являются приверженцы американской демократии. Красноречив на этот счёт пример, приводимый бывшим президентом США Никсоном в его трактате «1999 год. Победа без войны»: «Член палаты представителей, рассерженный тем, что японцы продают на американском рынке рис по демпинговым ценам, сказал: «Спасибо Гарри Трумэну. Он сбросил две атомные бомбы, хотя ему следовало бы сбросит их четыре».

Знает ли читатель, что единственная страна в мире, где проводилась стерилизация, - это США? Закон о стерелизации был принят в двадцати девяти штатах страны. Стерилизации было подвергнуто почти сто тысяч американцев – с целью «улучшения породы»! Эту изуверскую практику поддерживали такие презеденты США, как Теодор Рузвельт, Вудро Вильсон, Кольвин Кулидж, член верховного суда США Луис Брэндас. Именно главари нынешней американской демократии стали вдохновителями той программы геноцида нашего народа, которую осуществляют по их велению ельцинские изуверы. Зловещий смысл приобретают визиты в Россию заместителя государственного секретаря США Тэлботта – того самого Тэлботта, который в своём выступлении в Колумбийском университете потребовал устранить с «исторической сцены» всё то население России, которое не поддержало ельцинскую «демократию» при президентских выборах!

И не есть ли очередная фашистская вылазка здешних «реформаторов» - устроенная недавно, во второй половине августа, пытка ценами? Не для того ли всё это, чтобы поскорее вымерло старшее поколение? Ведь без его домашнего родственного влияния так легко превратить детей и внуков в нравственных дебилов, если угодно – в будущих фашистов. Студентка моего семинара в Литинституте поведала, с какой радостью пишет она повесть о своём дедушке – участнике Великой Отечественной войны, сколько интересного, поистине великого открылось ей при этом в прошлом родной страны! И так можно сказать о лучшей части современной молодёжи: опыт дедов, отцов открывает молодым глаза на героическую историю нашего народа, без связи с этим опытом не может быть для молодёжи будущего.

А в связи с фашизмом хочется закончить так. Сталин, узнав о самоубийстве Гитлера, сказал: «Доигрался, подлец!» Доиграются и нынешние «демократы», как бы ни торжествовали они сегодня.

Михаил Лобанов «Оболганная империя».

 

«…- Русские совершили величайшую в истории человечества социальную революцию – Октябрьскую 1917 года – и в наименьшей степени воспользовались её плодами. Русский народ был главной силой в победе над гитлеровской Германией. И что, он воспользовался этой победой, как того заслуживал? Подумайте о том, для сравнения, как бы попользовались немцы Россией, как бы они с нами со всеми поступили, если бы из той войны они вышли победителями. А ведь так во всём, за что ни возьмись.»

(В подтверждение этого тезиса Зиновьева приведу лишь один пример – нормы месячного потребления продуктов в предложенной правительством РФ «продовольственной карзине-2005» были ниже, чем нормы лагерного пайка для немецких военнопленных в 1941г.).

В.Большаков «Убийство советского человека».

 

« В своё время В.М. Смирнов писал, что фашизм отличают вождизм государственной власти и корпоративность экономики. …Как я ни копал, а откопать присущие только фашизму внешние хорошо заметные черты мне не удалось. Думаю, что их просто не существует – нет ничего такого, во что можно ткнуть пальцем и авторитетно заявить – вот фашисты! Ведь фашистские диктаторы могут получит выдающиеся результаты в различных областях общественной жизни и экономики – такие результаты, от которых не откажется ни одна иная форма власти. Хорошим примером для такого вывода является фашизм Муссолини. Придя к власти в Италии в 1922 году, фашисты превратили её из отсталой, аграрно-индустриальной провинции Европы в мощную индустриально-аграрную державу с развитыми передовыми отраслями промышленности – авиационной, судостроительной, автомобильной. Доля продукции заводов и фабрик превзошла в объёме валового национального продукта долю аграрного сектора, но поистине феноменальным был скачок «опустившегося» на второе место сельского хозяйства. Муссолини осушил болота, ввёл культуру риса и в производство и в питание итальянцев, Италия из импортёра продуктов питания стала их экспортёром, а через 10 лет, в 1933 году был получен урожай зерновых в 82 млн. тонн. Оцените этот подвиг 40 миллионов итальянцев под руководством Муссолини на земельных площадях Италии, меньших чем территория одного только региона России – Северного Кавказа. Это – рекорд сбора зерновых для всей дореволюционной Российской империи с её 160 миллионами населения. Это то, на что в урожайный год способна нынешняя РФ после 80 лет развития техники и технологии сельского хозяйства. Достижения Муссолини – это вам не удвоение ВВП нанофюрерами России за счёт роста мировых цен на нефть, это реальный трудовой подвиг! … Но фашизм Муссолини интересен и тем, что его мирный период был значительно дольше периода энтузиазма романтиков фашизма. Италия увидела не только успехи, она увидела и то, чего не успела увидеть Германия, - увидела и толпы алчных негодяев, ринувшихся за обогащением в фашистскую партию. Увидела и вызванное фашистской бюрократией бессилие Италии именно тогда, когда надо было напрячь усилия, и ненависть рядовых фашистов к фашистской номенклатуре, и ненависть всех итальянцев к фашизму. Она увидела то, что мы видим сегодня в России. В конечном итоге толку стране от даже выдающихся достижений диктаторов нет, поскольку наглеющие от безнаказанности и отсутствия критики фашисты направляют эти достижения на гибельные и чрезвычайно убыточные для своего народа цели.

Посмотрим на фашизм с другой стороны. Антикоммунизм фашизма, казалось бы, является его хорошо заметной отличительной чертой, поскольку антикоммунистами были все официально признанные фашистские режимы от Муссолини и Гитлера до Франко и Пиночета. Однако в 1925 году в главной газете национал-социалистов «Фелькишер беобахтер», полностью контролируемой Гитлером, видный теоретик национал-социализма Штрассер писал: «Ни в коем случае Германия не должна ориентироваться на Запад и помогать американскому капитализму и английскому империализму в их борьбе против России, на стороне Турции, Китая, Индии, рифов-кабилов и друзов». В Берлине его активно поддерживал Геббельс: «Русская советская система, которая вовсе не доживает своих последних дней, тоже не интернациональна, она носит чисто национальный, русский характер. Ни один царь не понял души русского народа так глубоко, как Ленин. Он пожертвовал Марксом, но зато дал России свободу. Даже большевик-еврей понял железную необходимость русского национального государства. Еврейский вопрос сложнее, чем думают; по всей вероятности, еврей-капиталист и еврей-большевик не одно и то же».

Раз уж мы задели еврейский вопрос, то идею того, что родовым признаком фашизма является антисемитизм, внедряют в умы еврейские националисты и внедряют с целью убедить обывателя, что евреи не могут быть фашистами, так сказать, органически. На самом деле антисемитизм был присущ только фашистскому (национал-социалистскому) режиму Гитлера. Да и у немцев известна тесная связь национал-социалистов и сионистов в деле создания Израиля. … В 1932 году, когда в Германии вместе с нацизмом в жизнь входил антисемитизм, Муссолини в беседе с немецким писателем Людвигом заявил: «Естественно, никаких чистых рас, в том числе еврейской, не существует. Напротив, именно удачные смешения придают силу и красоту нации… В Италии нет антисемитизма».

Да, конечно, фашизм применяет террор против своих врагов, да, ни один фашистский режим без него не обходится, но в мире и истории террор использовался и используется разными формами власти. Скажем, за весь фашистский период в Италии были посажены в тюрьмы 4675 антифашистов и ещё около 10 тысяч сосланы. А Великобритании с началом войны были посажены в лагеря 20 тысяч сторонников тогдашнего лидера британских фашистов сэра Освальда Мосли – и ещё более 70 тысяч граждан иностранного происхождения, подозрительных по сочувствию противнику. А в США после начала войны с Японией в 1942 году были отправлены в лагеря 102 тысячи граждан с японской кровью.

Говорить о каких то особых общественных идеях фашизма не приходится, поскольку для вождей фашизма важны их личные цели, а программы их партий имеют декоративное значение. Лучше всего ситуацию с программой выразил Муссолини при создании своей партии: «Мы позволяем себе роскошь быть аристократами и демократами, консерваторами и прогрессистами, реакционерами и революционерами, сторонниками легальности и нелегальщины в зависимости от обстоятельств времени, места и окружающей среды». (Ну, чем не Жириновский? Я имею в виду в данном случае, не ум и трудоспособность.) Но опять-таки подобный подход фашизм унаследовал от своего родителя – либерализма.

А вот с вождизмом дело сложнее. И нацисты, и итальянские фашисты – это изначально партии вождей. Поскольку тут же напрашивается аналогия со Сталиным, то нужно понять тонкую, но принципиальную разницу между ним и Гитлером с Муссолини. В СССР большевистская партия, ввиду нависшей над страной смертельной опасности, практически насильно заставила Сталина стать вождём её и народа (Сталин трижды до 1927 года и ещё раз в 1952 году официально подавал в отставку). А фашистские партии Муссолини и Гитлера практически с самого начала строились только под них, как вождей. ВКП(б) была построена как партия с исключительно коллективным управлением и не предусматривала должности вождя, а Гитлер, к примеру, вписал эту должность в Устав нацистов. Муссолини этого не сделал, но был в вопросе о вожде ещё более решительно настроен: едва минуло два года после учреждения фашистской партии Италии, как Муссолини на первое же несогласие с ним съезда партии заявил: «Если фашизм не следует за мной, никто не может меня заставить следовать за фашизмом», - и добился, чтобы партия исполняла не коллективные решения, а его, дуче, указания. Гитлер говорил: « Создавать партию без вождя – это глупость. Сначала вождь, а потом те, кто хотят видеть данного человека вождём».

Ещё очень характерный нюанс. Сталин стал признанным вождём партии коммунистов-большивиков в 1927 году после оглушительной идейной победы на общепартийном референдуме на Троцким. С 1934 года уже большинство советского народа считало Сталина своим вождём (Геббельс завистливо записал в дневнике: «Я не Сталин, но я им стану!»). между тем Сталин не стремился занять должность вождя – должность главы советского правительства. Он занял её по требованию ЦК партии только накануне войны – в мае 1941 года. …Обязательный для фашизма вождизм может служить внешним, хорошо видимым признаком фашизма хотя бы для оценки того, имеет ли та или иная партия склонность скатится к фашизму, когда доберётся до власти. Раз нет внятной программы, но есть вождь, и партия толкает своего вождя во главу страны – значит, эта партия больна фашизмом. Но вождизм мог бы быть признаком только фашизма как такового, если бы вождизм не был также и признаком либералов. Либералы не могут без вождя, им тяжело думать самим над политическими идеями (кроме идеи полной свободы от всего), им нужен тот, кто всё за них решит, кто всё за них продумает и, придя к власти, даст им их долю или позволит её украсть.

Почему я делаю акцент на либералах, хотя члены и аппараты остальных партий – это тоже далеко не «быстрые разумом Невтоны»? Дело в том, что иные партии, скажем, коммунисты или социалисты, ещё пытаются соблазнить избирателя своей программой, и только партиям либерального плана программа не нужна, поскольку либеральные партии избирают себе вождя и навязывают избирателям его харизму. Пример – США, где никто толком не знает и никогда не знал, какая между республиканцами и демократами разница. Свободолюбивым либералам достаточно, что у кандидатов в президенты от этих партий харизмы разные. А кто может сказать, какая разница в идеях «Единой России», «Свободной России», ЛДПР или КПРФ? Харизмы у вождей разные – это да! А разница-то в чём? Кстати, харизма – это довольно точное слово, однако в СССР оно было неизвестно, что даже отсутствовало в словарях иностранных слов до момента, когда и в СССР появились либералы. Поэтому я, исследуя исключительно негативную сторону фашизма – ту, за которую у людей есть основания его ненавидеть, пришёл к выводу, что корректнее всего дать ему такое определение:

«ФАШИЗМ –форма государственной власти, являющаяся продуктом деградации демократического государства и создающаяся для удовлетворения честолюбивых и (или) материальных амбиций правящей верхушки, но формально опирающаяся на институты демократии с помощью:

- выделения политических противников в группы по идеологическим, социальным, расовым, национальным или религиозным причинам и лишения их прав, в первую очередь, свободы слова, тем самым не давая им распространять в информационном пространстве государства истинные сведения, необходимые избирателям для принятия верных политических решений,

- подмены в информационном пространстве государства необходимых для мышления истинных сведений ложью, тем самым лишая избирателей свободы мысли и вынуждая их этим принимать выгодные фашистам, но губительные или убыточные для народа политические решения».

Упреждая тех, кто будет применять это определение КСССР, скажу, что в период до Горбачёва это определение к СССР не подходит. Не только при Сталине, но и после него удовлетворить алчность в руководящих органах КПСС можно было в столь смехотворно малых масштабах, особенно по сравнению с сегодняшним днём, что об этом и говорить не приходится. А идеологи партии были настолько серыми и парализованные марксизмом фигурами, что выдвинуть какую-либо революционную идею для реализации своих шкурных амбиций на её основе руководители КПСС были просто неспособны. Да, партийно-государственный аппарат в СССР глушил критику, давил идейных конкурентов – это было. Но при этом вожди СССР, пусть тупо и бездумно, часто не то чтобы неэффективно, а просто убыточно, но действовали в интересах всего советского народа. И пока Горбачёв не ввёл в СССР гниль либерализма, для фашизма в СССР не было почвы.

Повторю то, о чём писал ранее. Фашизм – это форма вырождения либерализма в тиранию после прихода свободолюбивого либерала к власти. Это дегенеративный либерализм. Иными словами, ФАШИЗМ – это способ осуществления своей власти либералами, оставшимися по каким-то причинам без конкурентов. Как только конкуренты становятся беспомощными, либералы немедленно скатываются к фашизму. Отсюда родственная любовь либералов к фашистским режимам, причём не только к недавним пиночетам, но и к тем, старинным диктаторам.

…Рекомендую вспомнить, что ни одна руководимая либералами держава перед войной не пригласила к себе с визитом не только Сталина, но даже Молотова. А Муссолини приглашали все, но особенно тепло в «свободолюбивую» Великобританию. До 1941 года не только премьер-министр Великобритании Чемберлен, но даже министр иностранных дел Галифакс ни разу не были в СССР, а у Муссолини они были неоднократно, к Гитлеру Чемберлен летал дважды, личный договор о дружбе с ним подписал. Да что премьеры! Королевская чета Великобритании посетила Муссолини, наградив его орденом Бани.

Подытожим теорию. Что можно сказать о фашизме? Только то, что это не идея и не партия – это мерзость власти партии, пришедшей к власти как бы законным выборным или парламентским процессом. Определить по идеям партию, которая установит в стране фашизм, очень сложно, поскольку никакие идеи сами по себе не обязательно ведут к ущербу для данного народа или для большинства народа данной страны. Однако есть и не обязательно присущие одному фашизму, но обязательные для фашизма признаки:

- фашистская партия создаётся под вождя;

- партия проталкивает вождя к должности главы государства.

Вот такие партии, приходя к власти, могут и натворить дел. Посему возникает вопрос, а сколько у нас в России тех, кто потенциально опасен как фашисты? В какой степени оправдано появление закона «О противодействии экстремистской деятельности» по версии его сторонников и инициаторов принятия?

Ю. Мухин «НЕсвобода слова. Как нам затыкают рот».

 

«РУССКАЯ МАФИЯ». РУССКАЯ ЛИ?…

«Из-за рубежа постоянно доносятся вопли, а наш [«наш»] телеэкран и газеты, обслуживающие интересы «банкиров» определённого окраса, их охотно у нас тиражируют, про злодейские деяния так называемой «русской мафии». Поймают где-нибудь в Голландии таджикского наркодельца, в Германии – грузинского «вора в законе», на Кипре – шайку азеров, торгующих «живым товаром», всё это непременно называют «русской мафией», и никак иначе.

Особенно любопытные вещи происходят в этой связи в Соединённых Штатах. Уже почти два года гремит, то затихая, то возрастая до предела, воровской скандал вокруг «Бэнк оф Нью-Йорк». Мошенничество там грандиозное и до изумления наглое. Заголовки в материалах по делу самые разнообразные, но прилагательное «русский» в них присутствует неизбывно. Кто же главный фигурант расследования? Могилевич, Раппопорт, Кагальский, Берлин, Прицкер, Булах, Гурфинкель… В этом списке мы никак не упустили ивановых и Петровых, таковых там не возникало. Добавим, что последняя в перечне – дама средних лет, близкая подруга ещё по Нижнему Новгороду вождя «правых» Немцова. Таков вот списочек подозреваемых по громкому воровскому делу. Все они почему-то именуются русскими, включая Немцова. Не странно ли?!

…Среди бандюг, орудующих в странах Запада, поименованы литовцы, грузин, немец из Казахстана, чудная парочка латышей, целая шайка украинских мафиози в Италии. В причастности к «русским» может быть отнесён только один эпизод, весьма, впрочем, сомнительный. В Испании задержали бандита по кличке Ося, якобы из ореховской преступной группировки. К нему приложен эпитет «знаменитый», но фамилия почему-то не названа. Странно. Заметим попутно, что среди современных великороссов имя Ося (то есть Осип или Остап) не встречается, и у бандюг тоже. Однако в Испании встречались истинно знаменитые нарушители законов. Для полной объективности процитируем ту же «Панораму» от октября 2000 года. Эйтан Филькенштейн из Мюнхена пишет: «Средства массовой информации сообщали, что г-н Гусинский в обмен на обещание отдать за долги свой «Медиа-МОСТ» получил разрешение покинуть камеру Бутырской тюрьмы и отбыть на Гибралтар. Там он получил право на постоянное жительство и занимается тем, что возводит дворец, роскошь и великолепие которого должны затмит всё, что было до сих пор там построено».

Давно обращал я внимание: русский еврей, прибыв на «историческую родину», если даже здесь он злился на Россию и русских, там, у себя, делается зачастую куда мягче к покинутой стране и людям. А подчас даже становиться кем-то вроде русского патриота. Так ли, не так, но на страницах израильской «Панорамы» почти не присутствует русофобия, которая в изобилии хлещет из средств массовой информации российской столицы, хозяева которых на «историческую родину» пока ещё не перебрались. Такая вот странная закономерность.

…А мы в заключение краткого сюжета вернёмся к делам отечественным. Напомним на всякий случай, что в наших словарях итальянское слово mafia толкуется как тайное преступное сообщество, ставящее своей целью прежде всего незаконное обогащение. Запомним это, а теперь процитируем относительно недавние сообщения нашей печати о не слишком известных деяниях двух весьма известных лиц. Цитируем: «Давний интерес коллекционеров вызывает автомотопарк министра по делам СМИ господина Лесина. По состоянию на 2000 год, на имя Михаила Юрьевича были приобретены «Мерседес-600», джип «Тойота-Лэндкрузер» и ещё два «Мерседеса» представительского класса. Но самую потрясающую покупку сделал 43-летний министр Лесин 6 мая 2000 года – он приобрёл новый супернавороченный мотоцикл «Харлей- Дэвисон». Как говорится, конец цитаты.

А теперь цитата вторая:»А ещё один член нашего правительства, вице-премьер Виктор Христенко, подарил своему сыну Володе на восемнадцатилетие годовалый (то есть новейшего выпуска.- С. С.) «Мерседес-600». О стоимости такого подарка даже подумать страшно».

Нет-нет, это не бедные демонстранты, протестующие перед думой против распродажи земли, пишут так в своих листовках! Это уверенно публикует журналист Олег Лурье в сугубо либеральной «Новой газете» от 4-6 июня 2001 года. Журналисту «даже подумать страшно» о расходах наших министров на себя любимых и деток. Нам тоже.

Так, не правда ли, приходится поневоле вспомнить относительно нынешнего правительства России короткое итальянское слово. Нам всем «страшно», а им?…».

Сергей Семанов «Русские для России».

 

 

«…Почему русские пьют как свиньи? Жиды спаивают? Неправда! Я знаю много людей, включая соседей, где зарабатывают много, машины новые у подъезда, а пьют много, мешки с мусором у дверей кидают! Кто должен за ними убирать? Быдло. Вот вам и русские, не с горя пьют, не от жидов, а от сути своей….»

Комова просит: «вы, как русский человек, покопались бы в наших проблемах».

Не очень это интересно, но раз вы уж просите, то придётся «покопаться» и в ваших проблемах.

Начнём с того, что всех людей вообще уважают за ум, честность и волевые качества. Тупых и безвольных подонков не любят нигде.

Помню, ещё во времена СССР, мы шли по улице, по-моему, во

Франкфурте-на Майне, и разговаривали. Вдруг минувшая нас было встречная стайка девушек, лет 18-20, вернулась, остановила нас, и из их лопотанья мы поняли, что эти немки нас спрашивают, русские ли мы? Затем у нас начали просить сувениры, а у нас ничего такого не было, и мы отдали им мелочь из карманов. Помню, с каким восторгом рыжая белолицая девчушка, получившая от меня в подарок 20-копеечную монету, трясла мне руку. А в Южной Африке, в магазине сувениров негритянка-продавец, узнав, что я настоящий русский, то есть, из СССР, начала созывать всех и масса оказавшегося в магазине народу восторженно пожимала мне руку особым способом – с захватом большого пальца. Но были и случаи нескрываемой ненависти, скажем, в Праге или Любляне. Единственно, чего не было, это презрения6 русских – или любили, или ненавидели, но не презирали.

Положение быстро изменилось, когда за границу хлынули потоки «новых русских», то есть, демократов-рыночников и борцов с «русским фашизмом». Презрение становилось всё очевиднее, и я начал избегать поездок за границу, так что, как к русским относятся за границей сейчас, не знаю, но знаю, что по заслугам.

Пьянство – это, безусловно, проблема, но чтобы несколько поубавилось в этом вопросе тупой патетики и подлых спекуляций, нужно посидеть вечерок в шведском ресторане из недорогих, а ещё лучше – проехаться вечерком в токийском метро. Между прочим, у японцев и теория есть, что они по-чёрному жрут сакэ потому, что трудоголики, и им после работы нужно снять стресс и расслабиться.

Да, чисто немецкие районы Германии очень чистенькие, а немецкая часть Швейцарии вообще, как операционная. Но уже Франция в этом вопросе мало чем отличалась от СССР, а Япония и подавно. Я не был в США, но все, кто в те времена были там, отмечали, что улицы американских городов – это помойки по сравнению с советскими, а нью-йоркское метро – клоака по сравнению с московским. Кроме этого, ведь мусорили и пили мы, русские, в своём доме и иностранцы этого не видели, в связи с чем же они нас за это не любили бы? Иностранцы посмотрели на русскую грязь и русскую подлость только тогда, когда русские массово хлынули за границу на постоянное место жительства. Такие факты, конечно, есть и от них никуда не денешься. Вот, скажем, бывший советский журналист Пологонкин Ю.Р., выехавший на постоянное место жительства за границу, в своей книге (М. Гала Пресс, 2003) описывает жизнь русской диаспоры.

«За двумя столами расположились любители домино и сразу же над ними повисли клубы дыма, мата и ядовитых реплик… Сидеть на каменных скамейках было неудобно – жёстко, а зимой ещё и холодно. Поэтому и доминошники, и шахматисты приносили с собой картонные листы, которые смягчали соприкосновение с камнем и, главное они уравновешивали тепловой баланс. Постоянные игроки свои картонки забирали домой, а те, кто приходил от случая к случаю, бросали где попало. Постепенно земля в скверике покрылась обрывками картона, окурками, мятыми банками из-под пива, а пространство между кустами – даже экскрементами. Дворник – старый марокканец, отдыхавший раньше тут после своих трудов, убирать «русский» мусор отказался наотрез. Администрация района тоже махнула на сквер рукой. Мусор накапливался, но его никто не хотел замечать».

Как правильно замечает Комова, быдло. Что с него возьмёшь? Вокруг района, в котором жила русская диаспора, были фермерские поля, причём фермеры, по доброте душевной, разрешали русским после уборки основного урожая собрать достаточно большие его остатки бесплатно. Но! Будет тебе быдло ждать, когда урожай поспеет!

«Узнав, что…не дожидаясь полного созревания, можно уже через пару месяцев потихонечку подкапывать молодую картошечку, мы стали готовиться к ночным набегам на соседние сельскохозяйственные угодья. Жизнь открывала перед нами богатые перспективы». И эти русские, совершенно не испытывая никакой нужды в продуктах, никак не голодая, совершали эти набеги, набивая сумки и рюкзаки картошкой, «не больше грецкого ореха, но с укропом и сметаной…объедение», и этим не давая фермерам на каждый украденный килограмм получить осенью десять. Так чего удивляться, что, как пишет Пологонкин, даже духовенство поддержало «демонстрантов, вышедших на улицу с транспарантами «Русские, убирайтесь в свою Россию!»». Надо сказать, что в этих воровских экспедициях участвовал и сам автор книги Пологонкин, он гордится ими и охотно называет поимённый состав всей шайки.

«Шли гуськом, друг за другом. Впереди – бывший дантист из Гомеля Соломон Хаскин, отдавший всю свою предыдущую добычу семье тридцатилетнего сына. Тот, не найдя работы в конструкторских бюро Тель-Авива, пребывал в душевной депрессии, не хотел больше бороться с временными трудностями и отказался даже пойти с отцом за картошкой. Вторым шёл доктор биологии, бывший лауреат Государственной премии Исаак Гроссфогель, обладавший, видимо, очень обширными знаниями, ибо пробиться в СССР с такой фамилией на самую вершину карьерной пирамиды мог лишь настоящий гений. Всё случившиеся с ним здесь, в Израиле, он воспринимал как истинный учёный, видя причину не в человеческой глупости, а в действии объективных законов развития общества. Набег на картофельное поле был для него игрой, весёлым приключением, о котором он собирался рассказать в письме своему старому другу академику Скрябину. Жена Исаака Гроссфогеля Мария Аркадьевна, наоборот, не хотела рассказывать об этом мероприятии. Для неё эта ночная вылазка была отнюдь не игрой и имела сугубо прагматическое значение. Четырёх, запланированных ею, авосек картошки должно было хватить на три недели, что даст возможность сэкономить не менее тридцати шекелей, или десяти долларов. Волновал лишь тот факт, что эту молодую картошку придётся выкапывать прямо из земли. А Мария Аркадьевна была пианисткой и до самого отъезда выступала с сольным номером в концертах с известными артистами… Четвёртым шёл бывший майор алма-атинской Госавтоинспекции Михаил Танчин, позже всех нас приехавший в Израиль, всего лишь три месяца назад, и всё ещё не утративший надежды устроиться если не «по специальности», то хотя бы ночным сторожем… За Танчиным семенила, никак не попадая «в ногу», Клара – одинокая сорокалетняя женщина, давно уже махнувшая рукой на личную жизнь и все свои силы бросившая на изучение иврита… В отличие от многих из нас, она могла бегло поговорить с любым израильтянином и на собеседованиях с хозяевами фирм удивляла их знанием языка. Однако должности до сих пор не получила. Ей вежливо на изысканном иврите объясняли, что в Израиле сейчас переизбыток фармацевтов и вряд ли в ближайшее время появится вакансия…

Шестой шла Иришка – моя жена. Окончив институт киноинженеров, она участвовала в разработке аппаратуры, с помощью которой снимались многое отечественные фильмы… Замыкал шествие ночного десанта автор этой повести, в недавнем прошлом корреспондент газеты ЦК КПСС «Советская культура»».

Так что проблема с русским быдлом за границей, конечно, есть. Тут Комова, безусловно, права. (Кстати, книга Пологонкина называется «Такие разные евреи»).

…В своё время, планируя, как заселять Палестину, отец сионизма Теодор Герцль мечтал: «За эмигрантами, стоящими на самой низкой ступени общественной лестницы, последуют те, кто стоит повыше. Их поведут посредственные интеллигенты, которых мы производим в таком изобилии».

Есть подозрение, что Герцль ошибся, и посредственные еврейские интеллигенты, которых действительно изобилие, подались не в Палестину, а в выдающиеся русскоязычные писатели и поэты, которых ныне невозможно стащить с экранов российского телевидения и со страниц печатных изданий. Вот они-то и шутят о евреях, причём, непрерывно. Возьмём, к примеру, газету «Российская неделя» (№47, 02. 03. 06). Вот четверостишие того же Игоря Губермана: Сомненья мне душу изранили

И печень до почек проели.

Как славно жилось бы в Израиле,

Когда б не жара и евреи.

Юрий Мухин «Дуэль с нечистой силой».

 

 

«При сравнении русского исторического процесса с развитием Запада высказывались два противоположных мнения. Первое, что все народности проходят одинаковую «лестницу» общественного развития и всё отличие русской истории от западной заключается-де в том, что Россия не пошла пока дальше первых ступеней этой лестницы, но в дальнейшем будет продолжать свою эволюцию и пройдёт те же ступени, какие уже пройдены или проходятся Западом.

А второе мнение, что русская история исключительно своеобразна и ничего подобного мы не найдём ни в каком другом историческом процессе. Сторонники этого мнения утверждают, что между Россией и Европой так же нет ничего общего, как между двумя различными зоологическими видами, например между китом и коровой, хотя оба они – млекопитающие. Мол, в основе исторического развития России и Европы лежат совершенно различные, цельные и неразложимые на составные элементы национальные типы, несравнимые и несоизмеримые между собою.

Приверженцев первого взгляда принято называть западниками, а второго – славянофилами.

Естественно, что природа задаёт сообществам разных территорий разные начальные и рамочные условия. Поэтому в каждой стране, у любой нации есть доля своеобразия, чего-то индивидуального, свойственного только одному данному случаю. Но вместе с тем есть и общие закономерности, которые должны также иметь то или иное проявление. Если сравнить между собой одни только готовые результаты, забывая об условиях, благодаря которым они возникли, конечно, сравнение окажется затруднительным.

Задача историка и заключается в анализе исторического явления и в выявлении причин. Конечно, бесцельно обсуждать анатомию кита и коровы вне учёта их зависимости от условий жизни в воде и на суше. Но если воспользоваться методами сравнительной анатомии, провести сравнение одинаковых органов не в их готовом виде, а в их связи с происхождением, с учётом эволюции органов животных под влиянием условий среды, тогда мы поймём их сходство и различие. Историку тоже необходимо уметь расчленять исторические явления и устанавливать сравнение не между готовыми результатами, а между причинами их происхождения.

Существует диалектическое соотношение общего, специфического и единичного. Первая закономерность сообщает различным историческим процессам характер сходства в основном виде развития. Вторая придаёт им характер разнообразия. Третья, наиболее ограниченная в своём действии, вносит в исторические явления характер случайности.

Из этого видна ложность поиска того, что является основным в развитии России, - поиска, характерного для спора западников и славянофилов. Наша эволюция шла своим ходом, может быть, более медленным, но непрерывным. Наша страна пережила моменты развития, пережитые и Европой, - но по-своему. Так что были не правы, например П.Я. Чаадаев и В.С. Соловьёв, советовавшие России пережить сначала все стадии европейской жизни, чтобы прийти к европейским результатам. Во всех областях жизни историческое развитие совершается у нас в том же направлении, в каком совершалось и везде в Европе. Это не значит, что оно приведёт в частностях к тождественным результатам. Но ведь тождественности нет и между отдельными государствами Запада! Разве Великобритания, Франция, Германия так уж сильно похожи друг на друга, даже в организации своей государственности? Одна - конституционная монархия, вторая – президентская республика, а третья – парламентская республика. А есть и много других различий.

Так является ли Россия Европой? Около 150 лет назад этим вопросом задался российский учёный Н.Я. Данилевский. Ответ его был следующим. Европа (а сегодня можно говорить более общо – Запад – понятие не географическое, а культурно-историческое, и в вопросе о принадлежности или не принадлежности к Европе или «Западу» география не имеет ни малейшего значения.

Что же такое Европа в культурно-историческом смысле? Это место эволюции и жизни германо-романской цивилизации. Европа сама и есть романо-германская цивилизация, эти слова – синонимы. Сегодня, когда говорят о мировой цивилизации, общечеловеческих ценностях, имеют в виду всё ту же романо-германскую цивилизацию. Так принадлежит ли Россия к Европе? Нет, отвечает Н.Я. Данилевский. Россия принадлежит к русской цивилизации и никакой другой.

И всё же споры, является ли Россия Европой и когда она в неё «войдёт», продолжаются. Хотя всегда считалось неприличным уничижать себя, свою принадлежность к собственному кругу. Ведь не умеющий ценить своё, вряд ли поймёт чужое. Достойным было бы облагородить своё так, чтобы некому и нечему было завидовать.

Очень сходную с мыслями Данилевского идею выдвинул французский историк Фернан Бродель, занимавшийся проблемой развития капитализма в Европе XV-XVIII веков. Он ввёл представление о мир-экономике. Вот признак этого понятия:

- мир-экономика занимает своё географическое пространство, границы которого хоть и довольно медленно, перемещаются;

- мир-экономика всегда имеет центр, представленный господствующим городом, который в прошлом был городом-государством, а ныне – экономической столицей (в США, например, это Нью-Йорк, а не Вашингтон). Впрочем, в пределах одной и той же мир-экономики возможно одновременное и даже весьма длительное существование двух центров. Например, Венеция и Генуя в XIV веке, или Лондон и Амстердам в XVIII веке до окончательного устранения господства Голландии. Один из этих двух центров всегда, в конечном счёте, бывает устранён, так, в 1929 году после некоторых колебаний центр мира вполне определённо переместился из Лондона в Нью-Йорк;

- любая мир-экономика состоит из ряда зон, всегда имея при этом обширную периферию, которая в разделении труда, характеризующим мир-экономику, оказывается не участницей, а подчинённой и зависимой территорией. В таких периферийных зонах жизнь людей напоминает чистилище или даже Ад. Достаточным же условием для этого является просто их географическое положение.

И вот к какому выводу пришёл Бродель. По его представлениям, по крайней мере, Россия до Петра I представляла собой мир-экономику, живущую своей жизнью, и была замкнутой в себе. Огромная Оттоманская империя до концаXVIII века также представляла собой мир-экономику. А вот на территории Западной Европы в это же время никакие отдельные государства не составляли мир-экономику, - таковой была вся Европа, и лишь её центр смещался с юга на север: он был в Антверпене, а затем в Амстердаме и никогда не попадал в центры Испанской или Португальской империй – Севилью и Лиссабон. Каждый раз при утрате прежнего центра происходит возвышение нового, так как мир-экономика не может существовать без центра.

Естественно, Европа как мир-экономика всегда стремилась сделать Россию своей периферией, такой же, какой была для неё Индия, Латинская Америка, Африка. Стремится она к этому и сейчас.

А нас пытаются убедить, что Россия легла бревном на пути к развитию и распространению настоящей общечеловеческой, европейской – читай, романо-германской цивилизации. Понятно, когда этот взгляд высказывают западные «спецы». Но он очень распространён и в среде нашей [«нашей»] «интеллигенции», как прежней, так и сегодняшней. Ещё бы: на Западе всё так хорошо, и так плохо у себя на Родине. Но не вредно бы помнить, чтовыразителей таких взглядов привечали, когда они приезжали в Европу тратить деньги, а вот когда они после революции приехали искать прибежища, то за счастье почитали найти работу таксиста или официанта. А ведь эти люди считали себя цветом нации. Вот пример, каково действительное место России в этом «общечеловеческом доме».

Запад стоит на позиции превосходства своего перед чужим, в том числе и русским, и непоколебимо верует в спасительную роль западной цивилизации. Также и наши западники, рассуждая о преимуществах романо-германской цивилизации над российской, ставят и решают вопрос только в социально-политическом плане. Не учитывая условий, в которых развивалась Россия, они даже не замечают нелепости своих выводов, ведь у них любое «отставание» от Запада в сфере экономики, быта и всего прочего культурного комплекса оказывается результатом какой-то частной социально-политической причины: феодальной раздробленности или, позже, самодержавия, крепостничества, имперских амбиций, социалистического тоталитаризма.

Западничество, если угодно, есть разновидность веры в некие зловещие силы, прочно угнездившиеся с самого начала в российской истории на верхах государства и общества, которые подавляли или уродовали созидательные потенции страны.

Ещё одна модная для осуждения России тема – отношения между русскими и другими народами страны. Десятилетиями формировалось мнение, что нерусские, живущие в составе России, - колониальные народы, что их подавляют и безжалостно эксплуатируют русские. А русских естественно призывали прекратить такую политику. Здесь применяется принцип «разделяй и властвуй». То есть нас «разделяют», чтобы властвовать и над русскими, и над прочими.

Однако неплохо бы помнить судьбу коренных народов Европы, оказавшихся менее сильными перед лицом романо-германцев. Великобритания – страна бриттов, но сей народ был стёрт с лица земли англами; та же судьба постигла пруссов, занимавших значительную часть будущей Германии (Пруссию), и многие другие западноевропейские народы. А куда., спрашивается, подевались индейцы Северной Америки?

Шовинист, говорят, исходит из того, что лучшим народом в мире является именно его народ. А космополит, напротив, отрицает различие между национальностями. И если такие различия есть, их надо убрать. Он считает, что цивилизованное человечество должно быть единым, иметь единую культуру. И вот оказывается, что под цивилизацией космополит имеет в виду культуру, выработанную совокупно романскими и германскими народпми Европы! То есть культура, которая, по мнению космополитов, должна господствовать в мире, есть культура такой же определённой этнографически-антропологической единицы, как и та единица, о господстве которой мечтает шовинист!

Таким образом, между космополитическим глобалистом, патриотом европоцентристского толка, и общегерманским шовинистом разницы нет никакой.

Известный историк князь Н.С. Трубецкой в статье «Об истинном и ложном национализме» выделяет две формы проявления европоцентризма: «…Романо-германцы, будучи насквозь пропитаны этой психологией, всю свою оценку культур земного шара строят именно на ней. Поэтому для них возможны два вида отношения к культуре: либо признание, что высшей и совершеннейшей культурой в мире является та, …к которой принадлежит «оценивающий» субъект, либо признание, что венцом совершенства является не только эта частная разновидность, но и вся сумма…родственных культур, созданных всеми романо-германскими народами. Первый вид называется в Европе узким шовинизмом, а второй – общий романо-германский шовинизм – наивно именуется «космополитизмом».

Этот шовинизм, а по-другому европоцентризм, не так уж безобиден, как можно подумать. Знаменитый французский этнограф К. Леви-Стросс писал: «Трудно представить себе, как одна цивилизация могла бы воспользоваться образом жизни другой, кроме как отказаться быть самой собою. На деле попытки такого переустройства могут привести лишь к двум результатам: либо дезорганизация и крах одной системы, либо оригинальный синтез, который ведёт, однако, к возникновению третьей системы, не сводимей к двум другим». Он же отмечал: « Мировая цивилизация не могла бы быть ничем иным, кроме как коалицией в мировом масштабе культур, каждая из которых сохраняла бы свою оригинальность… Священная обязанность человечества – охранять себя от слепого партикуляризма, склонного приписывать статус человечества одной расе, культуре или обществу, и никогда не забывать, что никакая часть человечества не обладает формулами, приложимыми к целому, и что человечество, погружённое в единый образ жизни, немыслимо».

Немыслимо, добавим мы, как немыслим «одноклеточный» слон.

Запад явно превосходит своим прагматизмом другие цивилизации. Кроме того, у человека романо-германской культуры чрезмерно развито чувство личности, индивидуальности; он ставит свой образ мыслей, свой интерес так высоко, что всякий иной образ мыслей воспринимается как неравноправный ему. А это приводит к общей всем народам романо-германской культуры агрессивности.

Вот возьмём религиозную сферу. Само христианское учение не содержит никаких зародышей нетерпимости, следовательно, нельзя сказать, что оно придало насильственность характеру народов, его исповедующих.

Религиозные ордена, Тевтонский и меченосцев, несли насильственную проповедь в Литву, к латышам и эстам, перерезав немалое их количество, а заодно прибрали к рукам их имущество и закрепостили сами эти народы. Борьба с альбигойцами, резня в ночь святого Варфоломея – так распространяли и защищали свою веру европейцы, и с тонким насилием иезуитов, и с грубым насилием инквизиции. Тот факт, что эта агрессивность идёт не от религии, а от людей, следует из агрессивности европейского протестантизма. Это направление христианства заявляет о себе как об учении свободном, но за всю свою историю протестанты не проявляли большой терпимости. Со своими еретиками они расправлялись не менее жестоко, чем католики – со своими. Кальвин не брезговал сжигать своих «идейных» противников, не уступая в этом инквизиции. Англикане преследовали одинаково и католиков, и пресвитериан; пуритане представляют собой вообще образец религиозной нетерпимости.

А колониальная политика романо-германцев? Земной шар оказался тесным для честолюбия Испании и Португалии; они разделили его демаркационной линией по португало-кастильскому договору от 1479 года. «Подвиги» конкистадоров известны всем: вырезание индейцев, торговля неграми, тяжёлое рабство!

Даже свободу и равенство европейцы насаждали с огромным насилием. Французская революция подарила миру гильотину, достаточно поработавшую сначала над аристократами, а потом и над «товарищами» (тогда было обезглавлено публично более 16 тысяч человек). В то же время во имя «свободы» применили пушки с картечью для разгона народа. При восстании крестьян Вандеи (северо-западная часть Франции), которые выступили против более жестокого, по сравнению со старыми порядками деспотизма революции, погибло около полумиллиона человек. Во Франции было тогда примерно 20 миллионов крестьян, значит, только в Вандее их погибло около 2,5%.

Куда ни посмотри, всюду жестокость и нетерпимость. Что, этому мы должны следовать? Кстати, и следовали. Свою Октябрьскую революцию мы делали по французским лекалам.

Даже торговля, которую считают мирной проводницей цивилизации, даёт пример агрессивности. Например, в начале 1840-х годов Англия и Франция прокладывали пушками путь наркотикам в Китай. Они убивали китайцев за то, что те противились контрабанде опиума! В это же время Америка силой оружия заставила Японию открыть свои порты для американцев. Чем же лучше «цивилизованные» купцы по сравнению с конкистадорами, инквизиторами и прочими «цивилизаторами»? А ведь те же идеи лежат в обосновании нынешних бомбёжек Югославии, Афганистана, Ирака.

Русский народ также имел период обширных территориальных приобретений. Однако народы, попавшие под эгиду России, не только не были уничтожены, но даже не были лишены своей свободы и собственности, не были обращены победителями в рабское состояние.

Нам могут возразить, что в истории России была такая фигура, как Иван Грозный. В общественном мнении он – патологический тиран, деспот, палач. Да, чего спорить, царь не был ангелом. Но вот историк Р.Г. Скрынников, посвятивший изучению его эпохи несколько десятилетий, со всей непреложностью доказал, что при «массовом терроре» времён Ивана Грозного в России было казнено около 3-4 тысяч человек, причём по решениям суда, в соответствии с действовавшими законами. Но ведь всё познаётся в сравнении. Другой российский учёный, В.В. Кожинов, обратил внимание на то, что современники Ивана Грозного – испанские короли Карл V и Филипп II, король Англии Генрих VIII и французский король Карл IX самым жестоким образом казнили каждый до сотни тысяч людей. Как говорится, почувствуйте разницу. Именно за время правления Ивана Грозного, с 1547 по 1584 год, в одних только Нидерландах, находившихся под властью Карла V и Филиппа II, число жертв доходило до 100 тысяч – причём речь идёт, прежде всего, о казнённых или умерших под пытками «еретиках». Французский король Карл IX 23 августа 1572 года принимал личное участие в Варфоломеевской ночи, во время которой католиками было убито более 3 тысяч гугенотов – только за то, что они были протестантами. Таким образом, за одну ночь было уничтожено примерно столько же людей, сколько за всё время террора Ивана Грозного! И это только одна ночь. А всего за две недели по всей Франции погибло около 30 тысяч протестантов.

В Англии Генриха VIII только за бродяжничество (речь шла в основном о согнанных с превращаемых в овечьи пастбища земель крестьянах) вдоль дорог было повешено 72 тысячи бродяг и нищих.

Почему же именно наш Иван Грозный возведён в ранг ультратирана и сверхпалача? А потому, что западная церковь всячески одобряла и благословляла казни еретиков. А вот в России митрополит Московский Филипп в Успенском соборе прилюдно отказался благословить Ивана Грозного, хоть тот трижды просил об этом, за пролитую кровь христианскую.

Иначе говоря, мы обвинены в жестокости из-за того, что в России приняты более высокие моральные критерии. Раз уж мы сами называем Грозного злодеем, которого не знала история, то неужели Запад будет спорить? Но ведь есть люди, которые должны знать правду. Это профессиональные историки. А что говорят они? Берём работу историка В.Б. Кобрина, который пишет, что-де эпохе Ивана Грозного присущ невероятный масштаб репрессий. И откуда он это узнал? Оказывается, В.И. Ленин подчёркивал, что русское самодержавие «азиатски дико», что «много в нём допотопного варварства». Более того, Кобрин, оспаривая количество жертв эпохи, выясненное Р.Г. Скрынниковым, насчитывает их до 10-15 тысяч человек. Но в Европе-то всё равно на порядок больше! И Кобрин не мог этого не знать, если он профессионал. Так создаются искажённые представления о действительности. Ведь иначе – как навязать мнение, что у России только один путь, - путь культурного и гуманного Запада, вступив на который она сможет, наконец, стать его счастливой периферией.

А ведь террор Грозного – это цена, которую уплатила Россия за ликвидацию политической раздробленности. Первые шаги абсолютной монархии в странах Европы сопровождались, как мы видим, большими потоками крови подданных. Но для наших «западников» важно создать впечатление об уникальной жестокости и неправильности истории России.

В.В.Кожинов приводит такой пример. В 1847 году Александр Герцен (западник) эмигрировал из России, поскольку считал свою родину средоточием зла из-за казни пяти декабристов. И это при том, что с 1773 года, когда при подавлении Пугачёвского бунта были казнены шесть его главарей, и до 1847-го – то есть почти за 75 лет, - казнь декабристов была единственной казнью в России. Однако не прошло и полутора лет после


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты