Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Деятельностный подход к исследованию восприятия.




Был предложен в середине 30 годов А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Эти два подхода тесно связаны, но вместе с тем содержат принципиальные различия. Подход Рубинштейна выражен в принципе единства сознания и деятельности. Восприятие возникает, формируется, развивается и проявляется в деятельности. Иными словами, то что мы видим, слышим, ощущаем определяется тем, что и как мы делаем. Сама деятельность имеет устойчивую структуру. Деятельность начинается всегда с потребности – нужды в чем-то. Сама по себе Потребность не вызывает деятельность. Потребность опредмечивается т.е. находит предмет на который она будет направлена и вследствие этого возникает мотив или то ради чего эта деятельность совершается. Мотив еще обозначают как опредмеченную потребность. Мотив вызывает постановку цели, которая представляет собой результат будущего действия. Одной цели недостаточно, необходимо актуализировать еще средства и способы ее достижения. Средства это с помощью чего, способы это как. Средства это инструменты, орудия, тогда как способы это конкретные операции, позволяющие достичь того или иного результата деятельности.

Эта цепочка влияет на процесс восприятия, более того, восприятие выступает функцией от потребности, мотива, цели…Иными словами, каково влияние элементов этой цепочки на процесс восприятия. Было показано следующее: Регулярная деятельность раскрывает способности человека, направляя их в определенное русло. Примеры с окраской ткани и различение большего количества оттенков цветов у профи.

Таким образом связь воздействий среды и перцептивного образа всегда опосредована деятельностью. Для того чтобы что-то воспринять надо что-то сделать. Влияя на предмет восприятия, человек получает возможность воспринимать этот предмет. Эта идея воплотилась в гипотезе уподобления. Движение органов чувств, их деятельность уподобляется характеристикам предмета, который воспринимается. Пример с ощупыванием стола или его осматриванием глазами. Человек как бы проходит по контуру предмета. Гипотеза уподобления базируется на идеях Сеченова, Гельмгольца, Ланге.

 

 

Вопросы к экзамену по курсу «Психология ощущений и восприятий».

1. Основная проблема психологии восприятия

2. Развитие психологии восприятия

3. Понятие чувствительности и порогов восприятия

4. Ощущения и их свойства

5. Виды образных явлений

6. Объектная и субъектная психофизика

7. Соотношение ощущений и восприятия

8. Восприятие и его свойства

9. Восприятие и базовые отношения действительности

10. Методы, использующиеся в исследованиях по психологии восприятия

11. Структура психологии восприятия

12. Практические приложения исследований восприятия

13. Восприятие реального и иллюзорного движения

14. Восприятие времени

15. Эмпирическая концепция восприятия

16. Закон специфических энергий органов чувств И.Мюллера

17. Теория локальных знаков Р.Лотце

18. Гештальт-теория восприятия

19. Актуалгенез формы

20. Поведенческая концепция восприятия

21. Понятие клеточных ансамблей (Хебб)

22. Восприятие как категоризация (Дж.Брунер)

23. Теория восприятия «Нового взгляда»

24. Субъектная теория восприятия (Д.Н. Узнадзе)

25. Теория восприятия в трансактном анализе

26. Теория восприятия в когнитивной психологии (Ж.Пиаже)

27. Информационный подход (Д.Марр)

28. Экологический подход к зрительному восприятию

29. Теория перцептивного цикла (У.Найссер)

30. Общественно-историческая обусловленность восприятия

31. Деятельностный подход к исследованию восприятия

32. Нативизм и эмпиризм в психологии восприятия

33. Восприятие и событие (В.А.Барабанщиков)

 

4 Темы эссе:

1. Роль установки в восприятии;

2. Интермодальное взаимодействие;

3. Виды образных явлений;

4. История развития психологии восприятия;

5. Современные иллюзии в психологии восприятия;

6. Объясните две-три оптико-геометрические иллюзии с точки зрения гештальт-психологии;

7. Основные методологические схемы к исследованию восприятия;

8. Эксперименты школы А.Н. Леонтьева по формированию сенсорной чувствительности;

9. Пороги чувствительности и пороговая проблема;

10. Эффекты перцептивной маскировки;

11. Эффекты адаптации в различных сенсорных модальностях;

12. ;Исследование восприятия движения в гештальт психологии;

13. Эмпирические исследования константности восприятия;

14. Эмпирические исследования трансформации зрительного образа (псевдоскопия, инвертоскопия и т.д.);

15. Традиции нативизма и эмпиризма в изучении проблемы восприятия мира;

16. Двигательная активность и развитие восприятия;

17. Восприятие и культура;

18. Восприятие реального и кажущегося движения;

19. Восприятие цвета;

20. Восприятие в других модальностях.

 

5 Темы рефератов:

1. Исследование установки в школе Д.Н.Узнадзе;

2. Предмет и методы объектной и субъектной психофизики;

3. Структуралистическая концепция восприятия;

4. Концепция восприятия в гештальт-психологии;

5. Экологический подход к зрительному восприятию;

6. Информационный подход к зрительному восприятию;

7. Деятельностный подход к зрительному восприятию;

8. Сравнительный анализ объект- и субъект- ориентированных теорий восприятия.

9. Эмпирические исследования подпорогового восприятия;

10. Методы психологических измерений;

11. Бинауральные и бинокулярные признаки пространственного восприятия;

12. Теории восприятия времени;

13. Феномен стабильности видимого мира;

14. Проблемы и перспективы создания искусственных органов чувств;

15. Влияние химических веществ на формирование образов ощущений и восприятия.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты