Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Краткий словарь психологических терминов и понятий 5 страница




Тактильная чувствительность разновидность кожной чувствительности, которая связана с механическими раздражителями. С Т. ч. связаны ощущения прикосновения (см. Тангорецепторы), давления и частично вибрации (см. Вибрационная чувствительность). Т. ч. образует сенсорную основу для осязания. См. Ощущения тактильные.

Тангорецепторы разновидность тактильных ''рецепторов, раздражение которых вызывает 'ощущение прикосновения '(но не давления и нажатия). Функции Т. выполняют различные образования в толще кожи. Типичные Т. — сетевидные свободные нервные окончания, оплетающие волосяные окончания в коже, причем тело волоса при этом служит механическим усилителем внешнего раздражения по принципу плеча рычага. Т. имеются у всех высших животных и у человека. См. Ощущения тактильные, Тактильная чувствительность.

Тахистоскоп прибор, позволяющий предъявлять зрительные стимулы на строго определенное, в т. ч. очень короткое время. Одна из первых конструкций Т., в которой время предъявления регулировалось с помощью механического затвора, была разработана В. Вундтом. Наряду с подобными механическими Т. существуют электронные Т., работающие по принципу электронной модуляции уровня освещенности. В последние годы для тахистоскопического предъявления информации все шире используются индикаторы и дисплеи, управляемые ЭВМ. Для проведения коллективных экспериментов применяются проекционные Т., представляющие собой специально оборудованные диапроекторы. Т. различаются количеством независимо работающих каналов предъявления информации. Т. находит широкое применение в исследованиях восприятия (напр., опознания), памяти и др. познавательных процессов. (Г. Н. Ильина.)

Тембр —'' воспринимаемое качество («окраска») звука, связанное с распределением энергии его спектра вдоль частотной оси.

Температурная чувствительность афферентное звено рефлекторных реакций сохранения теплового баланса организма и среды, таких как озноб, изменение скорости кровотока, потоотделение и т. д. Син. термическое чувство. Информация о температуре поступает в ц. н. с. от специализированных рецепторов.

Температурные ощущения ощущения тепла и холода; разновидность кожных ощущений. Т. ощ. весьма подвержены адаптационным эффектам. Еще Дж. Локк описал след. опыт: если левая рука помещена в сосуд с горячей водой (напр., 40 °C) и адаптируется к нему, в то время как др. рука адаптируется к холодной воде (20 °C), то когда обе руки одновременно помещаются в один сосуд с водой (30 °C), левой рукой будет ощущаться холод, а правой — тепло. Следовательно, в зависимости от предшествующей температурной адаптации один и тот же стимул может вызывать либо ощущение холода, либо тепла, либо казаться нейтральным. Продолжительное действие температурных стимулов в диапазоне примерно от 16 до 42 °C благодаря адаптации может приводить к уменьшению или исчезновению первоначального ощущения. (Б. М.)

Теории цветового зрения Множество разнообразных Т. ц. з. характеризуются 3 видами.

Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий разработана А. В. Запорожцем и его сотрудниками (Л. А. Венгером, В. П. Зинченко, А. Г. Рузской и др.). Рассматривает развитие восприятия как овладение все более сложными видами перцептивных действий, состоящих в сопоставлении свойств воспринимаемых объектов с усвоенными ребенком системами сенсорных эталонов. Овладение перцептивными действиями осуществляется путем усвоения внешнедвигательных форм обследования свойств объектов с применением материальных эталонов и последующей их интериоризацией, в процессе которой реальные манипуляции с объектами замещаются все более свернутыми движениями рецепторных органов анализаторов, а материальные эталоны уступают место эталонным представлениям. Формирование перцептивных действий происходит в контексте развивающейся деятельности ребенка, выдвигающей перед восприятием новые задачи и создающей условия для усвоения исходных внешнедвигательных форм обследования свойств объектов. Наиболее существенное значение для их формирования имеют на 1-м г. жизни хватание и локомоция, на 2-3-м г. жизни — предметная деятельность, в дошкольном возрасте — продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка и др.). Проведение с детьми раннего и дошкольного возраста целенаправленного сенсорного воспитания, обеспечивающего оптимальные условия формирования перцептивных действий, приводит к существенным сдвигам в точности, полноте и расчлененности восприятия ребенка.

Торсионные движения вращательные движения глаз вокруг зрительных осей. Примером Т. д. м. б. компенсаторный поворот глаз при боковых наклонах головы.

Тремор глазной один из видов микродвижений глаз. Т. г. представляет собой мелкие быстрые движения с частотой 30-90 Гц и амплитудой в среднем 20-40 угл. с. Амплитуда Т. г. сравнима с угловым размером рецептивных элементов сетчатки глаза. Его частота превышает критическую частоту слияния мельканий; поэтому Т. г. субъективно не ощущается. Тремор обоих глаз осуществляется независимо. (Т. П. Зинченко.)

Тританопия крайне редкая форма наследственной цветоаномалии, при которой не функционируют фоторецепторы, преимущественно чувствительные к коротковолновому (синему) участку спектра. Ср. Дейтеранопия, Протанопия. См. также Первичные (единичные) цвета, Цветовое зрение.

Ухо среднее соединяется с внешней средой через наружный слуховой проход, затянутый барабанной перепонкой, и евстахиеву трубу, открывающуюся в полость глотки. Евстахиева труба служит для выравнивания давления воздуха в полости У. с. Система косточек (молоточек, наковальня, стремечко), идущих от барабанной перепонки к овальному окну, передает звуковые колебания барабанной перепонки на улитку (см. Слуховой анализатор, Ухо внутреннее). При этом звуковое давление значительно возрастает, т. к. площадь овального окна примерно в 20 раз меньше площади барабанной перепонки. С помощью специальных мышц, одна из которых прикреплена к рукоятке молоточка, а др. — к стремечку, осуществляется центральная регуляция амплитуды колебания звукопроводящего аппарата У. с. При чрезмерном звуковом давлении мышцы сокращаются, что приводит к уменьшению амплитуды колебаний косточек У. с. и соответственно — к уменьшению звукового давления, передаваемого улитке.

Фехнера парадокс зрительный феномен, который возникает при различных уровнях освещенности сетчаток левого и правого глаза: если перед одним глазом поместить нейтральный светофильтр, то светлота объектов при бинокулярном наблюдении будет меньше, чем при монокулярном наблюдении без светофильтра. Ф. п. объясняется особенностями бинокулярного зрения, вследствие которых воспринимаемая бинокулярно светлота объектов соответствует скорее среднему арифметическому уровню освещенности левого и правого глаза, нежели их сумме.

Фехнеровские цвета иллюзорные цвета, которые можно наблюдать при вращении (5-20 об/с) черно-белого диска (диск Бэнхема) с концентрическими черными дугами на белой половине круга. Цвет, в который окрашиваются дуги, определяется их расстоянием до центра вращения диска (см. Иллюзии восприятия).

Фотопсии, фотизмы субъективные световые явления (ощущения), не имеющие характера определенных фигур или объектов. Обычно это мелькающие пятна, искры, световые зигзаги и др. Ф. обусловлены действием либо механических, либо токсических раздражений зрительного анализатора. См. Образ, Психосенсорные расстройства.

Фоторецепторы рецепторы, которые производят трансформацию световой энергии в нервные сигналы (см. Рецепция); у человека это палочки (П.) и колбочки (К.), находящиеся в сетчатке глаза. Ф. составляют 1-й периферический нейрон оптического афферентного пути. Ф. поглощают световые раздражения с помощью фотохимических процессов в зрительных пигментах, находящихся в их наружных члениках. П. тоньше К. (диаметр их наружных члеников ок. 2 мкм), но длиннее их (ок. 60 мкм). П. более многочисленны (в сетчатке глаза человека их ок. 120 млн), расположены они наиболее плотно в периферических отделах сетчатки. П. являются аппаратом сумеречного (мезопического) и ночного (скотопического) зрения.

Хроматические цвета все цвета, за исключением белого, черного и всех оттенков серого. Наряду со светлотой (см. Ахроматическое зрение), эти цвета характеризуются также цветовым тономи насыщенностью.Цветовой тон — качество, обозначаемое названием цвета. Воспринимаемый цветовой тон зависит от спектрального состава действующего на глаз света. В наилучших условиях наблюдения человек может различать более 500 различных цветовых тонов. Насыщенность — это степень выраженности данного цветового тона, т. е. степень его отличия от серого, одинакового с ним по светлоте. Ненасыщенные Х. ц. выглядят бледными (напр., розовый, голубой). См. Цвет, Цветовое зрение. (Т. П. Зинченко.)

Хроматопсия извращение цветовых ощущений. Виды Х.: эритропсия — видение всего в красном свете, встречается при отравлении йодом, иногда при снежном ослеплении; ксантопсия— видение всего в желтом свете, проявляется при желтухе и отравлении сантанином; цианопсия — видение всего в синем свете, наблюдается при отравлении некоторыми грибами.

Цвет Термин «Ц.» используется во многих областях знаний и в каждой из них определяется по-разному. Напр., физики используют слово «Ц.» для обозначения монохроматического (или узкополосного) излучения. (Ср.: «Призма разлагает белый свет на цветные лучи», — писал С. И. Вавилов в книге «Глаз и солнце». — М., 1976.) В лако-красочной промышленности «Ц.» называется образец (обычно, бумажный) красителя из цветового атласа, для которого задана определенная процедура изготовления.

Цвета дополнительные любые 2 цвета, которые при аддитивном смешении вызывают ощущение ахроматического цвета (белого или серого). Ц. д., напр., являются красный и голубовато-зеленый, синий и желтый и др. На цветовом круге Ц. д. располагаются на против. концах любого диаметра (см. Законы смешения цветов, Смешение цветов, Цветовое зрение).

Цветовое восприятие зрительное восприятие предметных цветов, т. е. хроматичности объектов, характеризующихся не просто спектральным составом и интенсивностью излучения, а целым комплексом физических характеристик, связанных с конфигурацией, формой, пространственной ориентацией, движением, фигуро-фоновыми отношениями и многими др. перцептивными качествами. В отличие от цветоощущения, которое характеризует зрительный образ, порождаемый в специальных лабораторных условиях (т. н. аппертурный цвет), Ц. в. характеризует цвет реального предмета, напр. цвет лимона, лежащего на тарелке. Восприятие цвета в этом случае зависит не только от излучения, попадающего в глаз от поверхности лимона, но и от излучения, отражающегося от поверхности тарелки, на которой находится лимон, от формы лимона, от фактуры его поверхности, и от знания, что это — реальный плод или муляж из папье-маше или воска и т. д. Син. цветовая перцепция, восприятие цвета. См. также Константность восприятия, Цветовое зрение. (Ч. А. Измайлов.)

Цветовое зрение зрительная способность, связанная с анализом электромагнитного излучения (в спектральном диапазоне 400-700 нм) специализированным сенсорным механизмом — цветовым анализатором. У большинства живых организмов зрение анализирует только 2 физические характеристики излучения: спектральный состав и интенсивность, но зрение некоторых животных может анализировать и др. характеристики излучения (напр., поляризацию света). Спектральный состав излучения преобразуется Ц. з. в цветоощущение, а интенсивность — в ощущение светлоты (субъективной яркости).

Цветовое тело пространственная модель (с соответствующим математическим представлением) всех цветов, которые можно получить по законам смешения цветов, причем мерность пространства обычно бывает равна 3 — числу субъективных характеристик цвета (тон, светлота, насыщенность). Известны самые различные Ц. т. — от простого круга до ромбоэдрического тетраэдра. За стандартное Ц. т. в системе МКО-31 принято векторное пространство, заключенное между 3 косоугольными осями координат (X, Y, Z) и ограниченное конической поверхностью, образованной векторами, исходящими из точки пересечения координат (в этой точке представлен черный цвет). Эти векторы соответствуют спектральным цветам и пурпурным, полученным при смешении красного цвета с синим. Все остальные цвета заключены внутри этой поверхности. Смешение цветов подчиняется принципу сложения векторов, причем длина вектора определяет яркость данного цвета. См. также Аддитивное смешение цветов, Цветоощущение. (Ч. А. Измайлов.)

Цветоощущение способность зрительной системы преобразовывать спектральный состав светового излучения в целостное субъективное качество — хроматичность(или «цветность»). Син. цветовое ощущение, ощущение цвета. Целостность Ц. определяется законом цветового смешения, смысл которого в том, что какой бы ни был физический состав светового излучения (простой, монохроматический, или сложный, составленный из многих длин волн) Ц. будет качественно однородным так, что в общем случае невозможно по цвету определить состав электромагнитных волн излучения. Хроматичность каждого цвета характеризуется 2 цветовыми качествами — цветовым тоном и насыщенностью.

Целостность восприятия свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы (напр., тыльная часть предмета).

Центральное зрение зрение с помощью фовеальной и парафовеальной части сетчатки глаза. Син. фовеальное зрение. Участок сетчатки, расположенный в центре желтого пятна, называется центральной ямкой (fovea centralis); его диаметр составляет ок. 1,7°. Ц. з. обеспечивает максимальную остроту зрения и цветоразличительную чувствительность. Поэтому при рассматривании к.-л. предмета глаза человека рефлекторно устанавливаются т. о., что изображение этого предмета (или его часть) проецируется на фовеа. См. Движения глаз, Зрение, Периферическое зрение. (Т. П. Зинченко.)

Циркулярные реакции термин Д. Болдуина, означающий повторение ребенком реакций, результат которых открыт им случайно. Син. круговые реакции. Ж. Пиаже использовал этот термин для характеристики действий ребенка с сенсомоторным уровнем развития интеллекта. Существуют первичные, вторичные и третичные Ц. р.

Чувствительность 1. В сравнительной психологии и зоопсихологии, под Ч. понимается способность к элементарной форме психического отражения — ощущению. Именно с Ч., согласно гипотезе А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, начинается развитие психики в филогенезе. В отличие от раздражимости в понятии «Ч.» используется критерий сигнальности: Ч. — отражение организмом таких воздействий, которые непосредственно не являются биологически значимыми (напр., в силу своей энергетической слабости), но могут сигнализировать о наличии (изменении) др. условий среды, которые являются жизненно важными (необходимыми или опасными). Ч. позволяет направить (вести) организм к жизненно необходимым компонентам среды или от неблагоприятных и опасных компонентов окружающей среды. Для обеспечения Ч. требуются специальные органы (рецепторы), которые реагируют на биологически незначимые воздействия; существо, лишенное таких органов, должно утрачивать всякие реакции (в т. ч. метаболические) на сигнальные раздражители. Благодаря Ч. возникают такие поведенческие эффекты, как опережающая реакция (реакция на событие, которое еще не наступило) и непропорциональность энергии реакции по сравнению со слабой мощностью сигнальных, биологически нейтральных раздражителей. (Б. М.) 2. В классической психофизике, Ч. — это величина, обратная порогу. Как и пороги, Ч. м. б. абсолютной,разностной (дифференциальной) и т. д. Психофизические теории, отрицающие пороговый принцип работы сенсорных систем (см. Классическая теория непрерывности сенсорного ряда), используют в качестве меры Ч. не порог, а некоторые др. показатели (см. Коэффициент d', Порог сенсорный, Психофизическая модель теории обнаружения сигнала). 3. Ч. (в биологическом смысле) — способность живого организма «воспринимать» адекватные и неадекватные раздражения, отвечая на них к.-л. образом: движением, осознанным ощущением, вегетативной реакцией и т. п.; в узком смысле — способность органов чувств и анализаторов реагировать на появление раздражителя или его изменение. Различают абсолютнуюи дифференциальнуюЧ. 1-ю понимают как способность к «восприятию» раздражителей минимальной величины (обнаружение); 2-ю — как способность к «восприятию» изменений раздражителя или различению близких раздражителей. (К. В. Бардин.)

Шаг Геффдинга процесс обработки информации о стимуле, предшествующий его опознанию; назван по имени датского философа Г. Геффдинга, подчеркнувшего, что объект вызывает ассоциации не сам по себе, а только через контакт его образа со следами памяти. (А. И. Назаров.)

Эбнея закон экспериментально установленное правило: яркости отдельных спектральных цветов при их комбинации, дающей новый цвет, суммируются. См. Аддитивное смешение цветов, Законы смешения цветов, Смешение цветов. Не путать с эффектом Эбнея (см. Эбнея эффект).

Эбнея эффект кажущаяся динамика пространственного распределения яркости при резком включении и выключении освещения однородного поля достаточно большого размера (несколько угл. град по длине и ширине). При включении освещения кажется, что свет сначала появляется в центре поля, а затем перемещается к его краям. При выключении переживается обратная динамика (сначала исчезает ощущение на краях, затем в центре). Не путать с законом Эбнея (см. Эбнея закон). (Б. М.)

Экстеро(ре)цепторы рецепторы зрения, слуха, вкуса, обоняния, тактильные и др., получающие раздражения из внешнего мира, в отличие от интеро- и проприорецепторов, реагирующих на изменения, происходящие внутри организма. Делятся на контактные и дистантные. См. Классификации ощущений, Контактные рецепторы, Рецепторы.

Экстероцептивное поле совокупность рецепторов и органов чувств, расположенных на наружной поверхности тела. Э. п. включает зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильные рецепторы.

Энтасис небольшое утолщение в середине ствола колонны (дорического ордера), создаваемое с целью усилить впечатление напряженности, устойчивости и устранить оптическую иллюзию вогнутости колонны. На Парфеноне Э. составлял 1,75 см.

Энтопические явления видение структур глаза, в частности слепого пятна (точнее, оптического диска) или дерева Пуркинье (см. Пуркинье дерево).

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты