Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Темперамент. 4 страница




В определенном человеке-манипуляторе гипертрофирован, как правило, один из этих типов или его комбинация с другими. Если такой человек представляет собой наиболее выраженный вариант, то он проецирует противоположный вариант на окружающих людей, превращая их в свои цели. Например, жена-Тряпка нередко выбирает мужа-Диктатора, а затем управляет им с помощью всякого рода «подрывных» методов.

Основная причина манипуляции заключена в вечном конфликте человека с самим собой, поэтому он никогда не доверяет себе полностью, но другим не доверяет еще сильнее.

Фромм указывает вторую причину манипулирования: желая заполучить любовь, манипулятор стремится захватить полную власть над другой личностью, заставляющую ее делать, думать, чувствовать так, как он хочет.

Третью причину манипуляций можно обозначить так. Поскольку риск и неопределенность окружают людей со всех сторон, человек часто чувствует себя беспомощным, и пассивный манипулятор говорит: «Я не могу контролировать все, что со мной может случиться, поэтому я ничего не буду контролировать. Я сдаюсь, делайте со мной, что хотите!» Он добивается своих целей при помощи кажущейся внешней беспомощности. Активный манипулятор пользуется бессилием других людей, с удовольствием властвует над ними, стремясь сделать их максимально зависимыми от себя.

Четвертая причина манипуляций состоит в следующем: манипулятор – это личность, которая стремится избежать интимности в отношениях и затруднительного положения, поэтому относится к людям ритуально (Э. Берн).

Пятая причина: человек хочет получить одобрение всех и каждого, поэтому вынужден притворяться, скрывать свои чувства, мысли и желания, не может быть правдивым и честным с окружающими, но зато всеми правдами и неправдами старается всем угодить (А. Эллис).

Манипуляции – это стиль жизни, ее сценарий, регламентирующий всю систему взаимодействия человека с миром. Он направлен на то, чтобы контролировать как себя, так и других. Например, жена-Тряпка все свое существование посвящает тому, чтобы переложить на мужа-Диктатора ответственность за все ее жизненные невзгоды. Это не просто отдельная случайная игра, таков сценарий всей их совместной жизни.

Можно выделить четыре основные системы манипуляции.

Активный Манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, выдавая себя за человека, полного сил. Обычно привлекает к этому свое общественное окружение (родитель, старший брат, учитель, начальник). Исполняет роль попирающего и достигает удовлетворения, обретая контроль над другими людьми, но зависим в этом от их бессилия. Применяет технику учреждения прав и обязанностей, табелей рангов и т. д., управляя людьми, как марионетками.

Пассивный Манипулятор являет собой противоположность Активному. Будучи не в состоянии контролировать жизнь, он отказывается от всяческих усилий делать это и позволяет распоряжаться собой Активному Манипулятору. Прикидывается беспомощным и глупым и разыгрывает из себя попираемого. Выигрывает посредством поражения: позволяя попирающему – Активному Манипулятору – думать за него и работать на него, в определенном смысле побеждает последнего своей вялостью и пассивностью.

Соревнующийся Манипулятор рассматривает жизнь как состязание, требующее постоянной бдительности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиграть, третьего не дано. Для него жизнь – битва, в которой все остальные люди являются соперниками или врагами, реальными или потенциальными. Он колеблется между методами попирающего и попираемого и поэтому может рассматриваться как нечто среднее между Пассивным и Активным Манипуляторами.

Система безразличной манипуляции. Это основная форма манипуляции. Манипулятор играет роль безразличного ко всему человека, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть, устраниться от контакта с партнером. Его ключевая фраза: «Мне наплевать». Он относится к другому человеку, как к кукле. Его методы то пассивны, то активны, иногда он играет роль Скучающего, иногда Сварливого, Мученика или Беспомощного. Его секрет в том, что ему вовсе не наплевать, иначе бы он не продолжал свои манипуляции. Подобные отношения нередко существуют между мужьями и женами. Примером тому служит игра в «угрозу развода», когда Манипулятор надеется подчинить себе партнера, а вовсе не разойтись с ним. Поскольку он ведет себя с другим, как с неодушевленным предметом, такое безличное отношение исподволь взращивает «неодушевленность» в нем самом. Вот почему его отношение к окружающим называют самоуничтожающим.

Таким образом, философия Активного Манипулятора зиждется на том, чтобы главенствовать и властвовать во что бы то ни стало. Пассивного – никогда не вызывать раздражения. Соревнующегося – выигрывать любой ценой. Безразличного – отвергать заботу. Это очень важно понимать, поскольку манипулятор, как бы он ни был хитер, все равно предсказуем, и, если правильно «поставить ему диагноз», можно предвидеть, как он поведет себя в той или иной ситуации.

Задатки и способности

Понятие способностей. В учебных занятиях, труде, творчестве люди заметно отличаются друг от друга по темпу продвижения, значительности и своеобразию достигаемых результатов. Когда такого рода проявления выступают при равном запасе знаний, умений и навыков и одинаковом отношении к деятельности, они указывают на такие особенности психики человека, которые называют способностями.

Говоря о способностях, имеют в виду возможности человека в той или иной области. Основанием говорить о наличии у человека способностей служат два показателя: 1)быстрота овладения деятельностью (человек быстро и успешно овладевает деятельностью, легко приобретает соответствующие знания, умения и навыки. При этом надо помнить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение); 2) качество достижений (достижения человека значительно превосходят средний уровень).

Почему при прочих равных условиях одни люди быстрее и легче овладевают деятельностью и добиваются больших успехов, чем другие? Дело в том, что каждая деятельность (педагогическая, музыкальная, конструкторская, литературная и т. п.) предъявляет определенные требования к работе анализаторов человека, скорости его реакций, свойствам личности. Одни люди обладают необходимыми качествами, предъявляемыми той или иной деятельностью, другие – нет. Если человек обладает индивидуально-психологическими особенностями, которые в наибольшей мере отвечают требованиям соответствующей деятельности, то это значит, что они способны к ней.

Способности – это психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и общении и легкость овладения ею. Обратим внимание на важнейшие стороны этого определения. Это:

• индивидуальные особенности, т. е. то, что отличает одного человека от другого;

• не физиологические (высокий рост, длинные пальцы и т. п.), а именно психологические особенности;

• не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности, потому что не существует отвлеченного от вида деятельности понятия способностей.

Следовательно, оценивать способности надо всегда в связи с деятельностью, с процессом овладения ею и достигнутыми результатами.

Любая деятельность требует от человека не одной отдельной способности, а целого ряда взаимосвязанных способностей. Например, литературная деятельность включает в себя, помимо эстетической позиции, еще и впечатлительность, наблюдательность, творческое воображение, образную память, способность к точному и выразительному языку.

Слабое развитие какой-либо одной способности можно компенсировать за счет усиленного развития других. Это дает широкие возможности для овладения различными видами деятельности и выбора профессии.

Отсутствие частной способности можно возместить также упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил.

В структуре каждой способности можно выделить далеко не равноценные составляющие:ведущие и опорные (подчиненные) свойства. Например, в изобразительной деятельности ведущим свойством является художественное творческое воображение, а опорными – высокая природная чувствительность зрительного анализатора, чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма, а также сенсомоторные качества руки, образная память и др. В математических способностях ведущими свойствами являются умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость перехода от прямого к обратному ходу мысли, а опорными – математическая память, объем внимания. Для педагогических способностей ведущим свойством является любовь к детям, а опорными – педагогический такт, наблюдательность, потребность в передаче знаний и т. п.

Виды и уровни способностей. Виды способностей по их направленности, или специализации, можно разделить на общие и специальные, теоретические и практические, учебные, межличностные и предметно-деятельностные. Общие способности являются предпосылкой всестороннего развития личности.

Под общими способностями понимается система индивидуально-психологических особенностей личности, которая объясняет относительную легкость и продуктивность в овладении и осуществлении различных видов деятельности и общения. Это умственная активность, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенность внимания, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук, высокая обучаемость, работоспособность и т. п. В зарубежной психологии эти способности обозначаются как intelligens, что равнозначно выражению «умственные способности».

Под специальными способностями понимается система индивидуально-психологических особенностей личности, определяющая успехи человека в специальных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие. Это способности лингвистические, математические, технические, литературные, сценические, спортивные, музыкальные и т. п.

Теоретические способности определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению (ученые-теоретики, философы), а практические лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям.

Учебные способности влияют на успешность педагогических воздействий, формирования качеств личности, усвоение знаний, умений и навыков.

Межличностные способности – это способности к общению, взаимодействию с людьми, апредметно-деятельностные связаны с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковыми системами, художественными образами и т. п.

Структура способностей личности зависит от уровня ее развития. По продуктивности деятельности выделяют репродуктивный и творческий уровни способностей:репродуктивный уровень связан с высоким умением усваивать уже известные способы выполнения деятельности, приобретения знаний, умений, навыков, овладения сложившимися образцами деятельности и общения; творческий – с созданием нового, оригинального продукта, нахождением новых способов выполнения деятельности. Очевидно, что оба уровня тесно взаимосвязаны: репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

По уровню (степени) совершенства способностей выделяют способных, одаренных, талантливых и гениальных людей.

Способный человек обладает благоприятными возможностями развития особенностей психики, одинаково важных для многих видов деятельности. Одаренным называют человека, у которого с рождения имеется множество задатков к развитию самых разных способностей. Одаренность – это совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку. Одаренный человек выделяется в определенной области среди других людей, выполняющих деятельность на таких же условиях.

Одаренность – понятие многогранное. Она может рассматриваться как:

• качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности;

• общие способности, обусловливающие широту возможностей человека, уровень, а также своеобразие его деятельности;

• умственный потенциал человека, его интеллект;

• совокупность задатков, предпосылок способностей.

В настоящее время одаренность все чаще стали определять как «способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности» (Н.С. Лейтес, род. 1918).

В книге А.И. Савенкова «У колыбели гения» выделяется несколько видов одаренности.

• При общей интеллектуальной одаренности ребенка отличают:

– быстрота мышления;

– наблюдательность;

– исключительная память;

– умение легко и свободно излагать свои мысли;

– исключительная способность к решению любых задач;

– он хорошо схватывает абстрактные понятия.

• Академическая одаренность, проявляющаяся в сфере:

– чтения – у ребенка это основное занятие; у него богатый словарный запас, выраженный интерес к написанию букв, цифр, имен;

– математики – у ребенка большой интерес к измерениям, вычислениям, необыкновенное понимание математических отношений; эти дети часто применяют математические навыки в процессе занятий, не имеющих отношения к математике;

– естествознания – у ребенка проявляются интерес к классификации природных объектов, понимание причинно-следственных связей.

• Художественная одаренность (в области изобразительной деятельности) характеризуется тем, что ребенок:

– проявляет большой интерес к визуальной информации, легко запоминает увиденное во всех деталях;

– осознанно строит композицию рисунков, работы отмечены печатью индивидуальности;

– оригинален в выборе сюжетов, в рисунках нет однообразия. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций;

– становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь;

– способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.;

– любит использовать новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;

– охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых;

– обращается к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроения;

– любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;

– может дать собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести понравившееся в рисунке, скульптуре, самодельной игрушке.

• В сфере музыкальной деятельности ребенок:

– проявляет большой интерес к музыкальным занятиям;

– чутко реагирует на характер и настроение музыки, узнает мелодии по первым тактам;

– хорошо поет;

– в игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств;

– любит музыкальные записи;

– стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;

– хорошо играет на каком-нибудь инструменте; – > в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;

– сочиняет собственные оригинальные мелодии.

• В литературной деятельности:

– любит сочинять (писать) рассказы или стихи;

– может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;

– рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

– придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное;

– выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства;

– умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;

– склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;

– умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

• В артистической деятельности:

– легко входит в роль какого-либо персонажа; человека, животного и др.;

– интересуется актерской игрой;

– меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;

– разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;

– склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;

– стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;

– с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;

– любит игры-драматизации.

• Техническая одаренность характеризуется тем, что ребенок:

– интересуется механизмами и машинами;

– может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов;

– любит разбираться в причинах поломок и «капризах» механизмов, любит загадочные головоломки и вопросы на «поиск»;

– любит рисовать чертежи и схемы механизмов;

– читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;

– любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом;

– проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей);

– быстро и легко осваивает компьютер.

• Лидерская одаренность проявляется в том, что ребенок:

– легко приспосабливается к новым ситуациям;

– инициативен в общении со сверстниками, имеет тенденцию руководить другими;

– сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;

– легко общается с детьми и со взрослыми;

– улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное;

– часто руководит играми и занятиями других детей;

– склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста;

– другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;

– обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

• Психомоторная (двигательная, спортивная) одаренность проявляется в том, что ребенок:

– энергичен, нуждается в большом объеме движений;

– проявляет интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

– обладает хорошей зрительно-моторной координацией и широким диапазоном движений;

– прекрасно владеет телом при маневрировании, ловок, движется легко, грациозно;

– любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;

– часто выигрывает в разных спортивных соревнованиях;

– бегает быстрее всех в детском саду, в классе;

– любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;

– предпочитает проводить свободное время в подвижных играх;

– физически выносливее сверстников.

• Творческая одаренность (креативность) выражается в том, что ребенок:

– пытлив и любознателен;

– с головой уходит в интересующее его занятие;

– обладает высоким энергетическим уровнем;

– изобретателен во всем – в играх, занятиях и т. п.;

– высказывает оригинальные идеи;

– решает задачи нетрадиционным путем.

Признаки интеллектуальной и творческой одаренности разнообразны. Особенностями одаренных в этих сферах детей являются:

• опережение сверстников в развитии речи и мышления;

• обладание значительной памятью; раннее начало чтения; способность к длительной сосредоточенности;

• широкая любознательность; исследовательская активность;

• самостоятельный выбор занятий;

• ранняя увлеченность;

• преданность любимым занятиям.

У таких детей обычно позитивно думающие родители, особенно мать. Они часто обучаются сверх программы. Наиболее отличает одаренных детей от прочих стремление познать и преобразовать окружающий мир, доминирование познавательной потребности, ее «ненасыщаемость», проявление оригинальности, нестандартности, непохожести, неожиданности в решениях; способность к прогнозированию, предвосхищению.

К личностным коррелятам креативности относятся:

1) особенности восприятия ребенка – целостность, «свежесть», самостоятельность, способность видеть то, чего не видят другие;

2) внимание – длительное, устойчивое (часто это является причиной мнимой рассеянности);

3) мышление – понимание главного, существенного, беглость, гибкость, оригинальность, открытость. Наиболее привлекательны для ребенка неопределенные, беспорядочно-сложные объекты, из которых он самостоятельно выбирает необходимые ему (кубики, мозаика);

4) память – запоминание легкое, прочное, быстрое, если связано с интересом, но легкое забывание того, что считается второстепенным; богатство ассоциаций; воображение – яркое, образное, нестереотипное;

5) интеллект – самостоятельное нахождение задач и способов решения, инициативность, выдумка;

6) эмоции – высокая эмоциональная возбудимость, стремление к доминированию, риску, независимости, нарушению порядка, прилив стенических эмоций. Эмоциональные корреляты креативности наиболее показательны, без них собственно креативность не наблюдается;

7) воля – саморегуляция, целеустремленность, самоконтроль, упорство, осознанность действий;

8) личностные характеристики – отклонение от шаблона в поведении, оригинальность, энергичность, находчивость, непосредственность, чувство гордости;

9) мотивационные характеристики – стремление к самому процессу творчества, к сотрудничеству, развитость эстетических чувств, речевая активность и т. п.

Одаренный человек необязательно талантлив. Талант – это высший уровень развития способностей. Талантливыми считаются люди, которые обладают высокой степенью одаренности, реализованной в определенной области человеческой деятельности, те, кто уже достиг значительных успехов в деятельности и общении.

Высокий уровень развития какой-либо отдельной способности не составляет таланта: так, яркое воображение без гармонического развития других сторон таланта художника не принесет желаемого успеха. Неслучайно говорят: «Воображение – как огонь: хороший слуга, но плохой господин».

Отечественные психологи (Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий и др.) выделили некоторые общие черты, свойственные таланту:

• внимательность, собранность, готовность к напряженной работе;

• потребность в труде и ярко выраженное трудолюбие;

• быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, высокий уровень анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

Талантливость, или мастерство, – это не только квалифицированные знания, умения и навыки, главное для талантливого человека – психологическая готовность к поиску и принятию творческих решений, а также глубоко эмоциональное, вдохновенное отношение к деятельности, к избранной профессии.

Высшим проявлением таланта является гениальность. Гениальным называют человека, который благодаря своим способностям достиг выдающихся и признанных успехов в различных сторонах человеческой деятельности. Идеи, концепции, результаты труда гениев опережают время, открывают новые горизонты человечеству. Талантливых людей довольно много, гениальных – единицы (Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин). Талант, а тем более гениальность – величайшая общественная ценность, общечеловеческое достояние.

Природное и приобретенное в способностях. Существуют различные теории, объясняющие происхождение способностей. Теория наследственных способностейпровозглашает наследственность способностей и сводит их к задаткам. Теорияприобретенных способностей, напротив, полностью игнорирует природные предпосылки способностей и считает их обусловленными средой и воспитанием. Ни одна из этих теорий не отвечает реальности. В первом случае детерминация способностей сводится только к внутренним, во втором – только к внешним условиям, в то время как при формировании способностей (как и психического вообще) внешние причины действуют опосредованно через внутренние.

В отечественной психологии убедительно раскрыта проблема природных предпосылок способностей. Установлено, что способности – это прижизненные образования, их развитие при определенных условиях идет в процессе всей жизни, а среда и воспитание активно формируют их.

Б.М. Теплов показал, что предпосылками для развития способностей являются анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, называемые задатками. К ним относятся:

• некоторые анатомо-физиологические особенности организма – рост, вес, телосложение, состояние здоровья и т. п.;

• строение мозга;

• строение органов чувств (абсолютный слух);

• типологические особенности нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, сила реакции, темп работы);

• определенное соотношение в работе правого и левого полушарий головного мозга;

• соотношение первой и второй сигнальных систем;

• генофонд (особенности структуры генов) и т. п.

Задатки не следует отождествлять с наследственностью, так как они являются еще и продуктом внутриутробного развития. Иными словами, задатки – это возможности, с которыми человек появляется на свет. Без соответствующих задатков развитие способностей невозможно, но наличие задатков не всегда является гарантией того, что у человека проявятся способности. Задатки – не готовые способности, а лишь прирожденное предрасположение к их развитию, которое может проявиться только при соответствующих условиях, это только возможные будущие способности.

Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности, но они не заключают в себе способности и не гарантируют их развития, это только одно из условий формирования способностей.

Таким образом, под задатками следует понимать первичную, природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.

Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатка при соответствующих условиях могут выработаться разные способности. Например, при абсолютном музыкальном слухе человек может стать настройщиком музыкальных инструментов, композитором, дирижером и т. д. На основе такого задатка, как быстрота, тонкость и ловкость движений, могут выработаться способности гимнаста, скрипача, хирурга, а также вора-карманника.

При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности могут начать формироваться очень рано и развиваться очень быстро, что иногда создает иллюзию их врожденности. Так, В.А. Моцарт начал сочинять музыку с 3–4 лет, А.С. Пушкин в этом же возрасте сочинил первое поэтическое произведение, К.П. Брюллов в 9 лет поступил в Академию художеств, а московская школьница Надя Рушева – практически гений в изобразительном искусстве – к 17 годам (умерла в 1969 г.) создала 10 тысяч оригинальных рисунков.

Однако отсутствие ранних достижений не всегда свидетельствует об отсутствии способностей. Такие знаменитые люди, как Л. Пастер, К. Линней, В. Скотт, И.А. Гончаров, В.Я. Шишков и многие другие, проявили себя в относительно позднем возрасте. Например, С.А. Аксаков написал первую книгу в 56 лет, а лучшие свои произведения – «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» – в 65–67 лет.

Ни один человек, какими бы прекрасными задатками он ни обладал, не сможет стать выдающимся музыкантом, актером, спортсменом, ученым, если он не будет много и настойчиво заниматься соответствующей деятельностью. И наоборот, даже при отсутствии хороших задатков трудолюбивый и настойчивый человек с сильными и устойчивыми интересами и склонностями к какой-либо деятельности может добиться заметных успехов.

7 Как может отражаться темперамент на формировании черт личности

 

1. От темперамента зависят динамические особенности характера человека — стиль его поведения. Темперамент — «природная почва», на которой происходит процесс формирования отдельных свойств характера, развитие отдельных способностей человека. Люди достигают одинаковых успехов разными способами, замещая свои «слабые» стороны системой психических компенсаций. Под влиянием жизненных условий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика — энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявления его темперамента. Но при необычных сверхсильных воздействиях, в опасных ситуациях ранее сформированные тормозные реакции могут растормозиться. Холерики и меланхолики более расположены к нервно-психическому срыву. Наряду с этим научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям. В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные и социально приобретенные качества человека. Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы — экстраверсию и интроверсию. Эти понятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Юнгом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир. Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению). Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира, они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны. Среди качеств темперамента особо выделяются также ригидность и пластичность. Ригидность — инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности. Существуют несколько видов ригидности: сенсорная - пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула; моторная - трудность перестройки привычных движений; эмоциональная - продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия; памяти - пересерверация, навязчивость образов памяти; мышления - инерция суждений, установок, способов решения задач. Качество, противоположное ригидности, — пластичность, гибкость, подвижность, адекватность. К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как тревожность — напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих. Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы. Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации. Итак, темперамент человека обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания его психических процессов. Темперамент определяет способ видения, переживания человеком событий и их речевой ретрансляции. Анализируя поведение человека, нельзя не считаться с «биологическим фоном» человеческого поведения, воздействующим на степень интенсивности отдельных свойств личности. Темпераментные особенности человека выступают как психофизиологические возможности его поведения. Например, подвижность нервных процессов обусловливает динамические качества интеллекта, гибкость ассоциативных процессов; возбудимость — легкость возникновения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти. Однако темперамент не является ценностным критерием личности, он не определяет потребностей, интересов, взглядов личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возможностей. Не темперамент, а направленность личности, преобладание у нее высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообладание, подавление побуждений низшего уровня для достижения социально значимых целей определяют качество человеческого поведения.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты