Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


XVI – XVIII вв).




Подъём каменного зодчества проявился в создании больших дворцово-парковых комплексов. Почти целое столетие до этого в ВКЛ не строились новые шляхетские резиденции, а старые неоднократно разрушались в час войн. В результате местные традиции были утрачены, а местная элита стала копировать западноевропейские образцы.

Это способствовало распространению в регионе барочно – рокального типа дворцов. Барокко было представлено общим композиционным решением. Декор фасадов и интерьеры создавались под влиянием французского рококо. Появление рококо в начале 18 века было связано кризисом абсолютизма и господством в аристократической среде гедонистического мировосприятия. Соперничество между магнатами приводило к всё более декоративному украшению их резиденций. При этом широко использовался сложный абстрактный орнамент, который напоминал раковину, что и определило название нового стиля (в переводе с французского языка «rocaille» значит «небольшой дробленый камень» или «раковина»). Среди характерных черт рококо можно выделить чрезвычайную утончённость, элегантность, лёгкость сооружений, криволинейные контуры и волнистые поверхности стен, а также чрезмерность декору.

Именно в таком направлении происходило создание комплекса королевских резиденций в Гродно, которые возводились в 1730 – 1750 гг. для короля Августа III на месте старого и нового замков (архитекторы Д. Пёпельман, И. Кнёбель). Новый замок был перестроен в Королевский дворец. Он имел П-подобную форму, два основных и антресольный этажи. Въездом в комплекс стала Брама с изображением сфинкса. Парадный фасад дворца украшал ризалит (часть здания, выступающая за основную линию фасада) с удвоенными пилястрами (плоская вертикальная тяга, обработанная в форме того или другого ордера). Центральное место в планировке занимал большой Круглый зал, который выступал на тыльном фасаде полукруглым эркером, соединённым с каплицей. Во дворце проводились заседания сейма, поэтому здесь были и особые Сенаторский и Посольский залы. Старый замок так же получил новое барочное оформление, но выполнял только вспомогательную функцию. В дальнейшем этот комплекс был значительно перестроен и теперь приспособлен под краеведческий музей и библиотеку.

В 1770 – 1780 гг. по желанию короля Станислава Августа в окрестностях Гродно архитектором Дж. Сакко были возведены ещё три потешные усадьбы – Станиславово, Августово и Понемунь, которые выделялись насыщенным декором и шикарными интерьерами. До наших дней сохранились первая их них, которую поздней достроили до двух этажей и отдали под сельскохозяйственный инструмент и третья, в которой часть каменных стен заменили на деревянные.

Королевский комплекс в Гродно стал примером для местных магнатов и сформировал в Беларуси представление об идеальной резиденции того времени, которая имела полузамкнутую симметричную объёмно – пространственную композицию. При этом дворец размещался вокруг парадного двора, поэтому был или П-подобным или состоял с главного корпуса и двух боковых флигелей, связанных между собой арками или крытыми галереями. Большинство залов основных этажей отводилось под парадные апартаменты, а жилые и хозяйственные помещения располагались на цокольном уровне, а так же на антресольном этаже, который занимал бывший чердак, расширенный благодаря «ломанной крыше» и освещён круглыми окнами. Значительное внимание уделялось оформлению прилегающих к дворцу территорий. Перед ними создавался зеленый партер, а на остальной территории разбивался регулярный парк с аллеями, лабиринтами, беседками, оранжереями, скульптурами и водоёмами.

Одними из первых восприняли перемены в дворцово-парковом зодчестве Радзивиллы. Их замок в Несвиже во время Северной войны был значительно повреждён. Его восстанавливали в стиле барокко до 1780-х годов (архитекторы К. Жданович, М.26 Педети, К. Спампани). Дворцовый комплекс получил замкнутый вид с большим внутренним двором. Главный корпус был достроен до 4-х этажей. Его парадный фасад украшали пилястры и лепнина, а на треугольном фронтоне размещалось изображение родового герба. З тыльной стороны дворец имел террасу с четырьмя угловыми башнями. Анфилада (ряд залов, комнат, дворов, соединённых друг с другом дверями (входами), расположенными по одной оси.) парадных покоев состояла из 12 залов (Королевская, Гетмановская, Мраморная), украшенных утончённой резьбой, лепниной, росписями и обложенными кафлей каминами. Два старых боковых корпуса стали трёхэтажными и были соединены с дворцом. Главной доминантой комплекса стала пятиярусная башня с часами, которая возвышалась над зданием бывшей казармы. Ещё одна трехъярусная башня находилась над Брамой. Парк занимал площадь в 100 га и состоял из 5 ландшафтных композиций (Замковый, Старый, Японский, Английский и Новый парки), связанных между собой системой аллей, каналов и озёрами Замковое и Дикое. Сейчас Несвижский комплекс находится в стадии реставрации.

Несвижский дворец считался резиденцией Радзивилов, поэтому рядом с ним в пригороде Альба с середины 18 века начали строить новый комплекс для отдыха, который занимал площадь более за 200 га. (архитекторы Л. Лутницкий, К. Спампани, М. Педети). За основу композиции тут были взяты многоконцовые звёзды с лучами аллеями и площадями в центре. Вид восьмигранной звезды получила система каналов. В месте их пересечения был создан круглый водоем с искусственным островом. Вдоль аллей и каналов, а так же на площадях и острове были возведены многочисленные сооружения - двухэтажный дворец и эрмитаж, деревянный Троицкий костёл с 12 разными алтарями, центральная трехъярусная беседка с башнями, четыре экзотичные мельницы и т.д. Гости жили в 180 крытых соломой четырёхкомнатных хатках в народном стиле.

Среди других дворцово-парковых комплексов необходимо отметить резиденцию Валовичей в д. Святск под Гродно., которую возвели в 1779 г. по проекту Дж. Сака. Его главный двухэтажный корпус был соединён с боковыми флигелями выгнутыми крытыми галереями. Центром внутренней планировки являлась большой восьмигранный зал, выступающий на парковом фасаде застеклённым эркером. Дворец был расположен в глубине парка, который по периметру окружал каскад из 4-х искусственных водоёмов и сад. Сейчас здесь расположен санаторий.

В Пинске до наших дней сохранился барочный дворец М. Бутримовича (1784 – 1790 гг., архитектор К. Шильдгауз). В плане П-подобный, он имел основной и цокольный этажи, его парадный фасад был ориентирован на берег реки, а эркер главного зала выходил на улицу. В советское время здесь размещался Дворец пионеров.

В то время возводились и барочные резиденции духовных феодалов. В 1762 – 1785 гг. архитектором И Глаубицем для православного архиепископа Г. Каниского в Могилёве был построен трёхэтажный архиерейский дворец со сложной конструкцией крыши. Сейчас он полностью отреставрирован и отдан общественным организациям города.

К сожалению, большинство остальных дворцов XVIII века находится сегодня в полуразрушенном состоянии (резиденция Сапег в Ружанах, Хрептовичей в Щорсах) или значительно перестроены (дворец М. Радзивилла в Дятлово (1751 г) был лишён оригинальных угловых башен и перестроен под больницу)

Возводились в то время и относительно небольшие барочные усадьбы. Они имели лаконичный декор, «ломанную крышу» и анфиладу парадных покоев. Подобный комплекс, приспособленный сейчас под школу-интернат, был построен в 1770-я гг. под Брестом в д. Скоки – родовом имении известного писателя Ю. Немцевича. Ещё одна знаменитая усадьба находилась в д. Мерочовщина (Ивацевичский район). В 1746 г. Тут родился Т. Костюшко. К сожалению, здание было сожжено в 1944 г., но уже идут работы по его восстановлению.

Т.о. в 18 веке в Беларуси появились первые величественные дворцово-парковые комплексы, которые вобрали в себя все лучшие достижения европейского зодчества и искусства того времени 27

 

13. Культовая архитектура Беларуси (XVI – XVIII вв). Школа “Виленского барокко”

28 Первым памятником барокко в храмовом зодчестве стал иезуицкий костёл Эль Джезу в Риме (1568 – 1584). Его дублирование иезуитами в разных странах мира привело к быстрому распространению нового стиля. Наиболее ранним в Восточной Европе культовым памятником барокко стал иезуицкий костёл в Несвиже, строительство которого осуществлялось по инициативе М.К. Радзивилла Сиротки (архитектор Я.М. Бернардони). Композиция храма: трохнефовая крестово-купольная базилика с полукруглой апсидой и двумя гранёными каплицами по бокам. В сравнении с костёлом Эль Джезу он имел меньшие размеры, более лаконичный декор (пилястры, ниши с скульптурами), а так же две цилиндрические башни с бойницами на главном фасаде, которые позднее были разрушены.

Несвижский костёл заложил основы барокко в отечественной архитектуре. Однако, барокко долгое время переплеталось с готико-ренессансовыми традициями, что нашло своё воплощение в Михайловском костёле в Мире.(1599 – 1605). В соответствии с композицией – это трёхнефовая базилика. Её главный фасад был выделен большой четырехъярусной башней, к которой примыкали две цилиндрические башенки. Фасады храма украшали глубокие арочные ниши и аналогичные им оконные проёмы.

На протяжении 17 – 18 вв. эволюция барокко определила 2 основных направления в развития этого стиля на Беларуси.

· в массовом порядке возводились относительно небольшие безбашенные или двухбашенные базилики, наружный вид которых сохранял монументально-суровый характер. Это костёл Михаила Архангела в Михалишках (1653 – 1662, Островецкий район), Михайловский костёл в Новогрудке (1724),

· в Беларуси строились и большие крестово-купольные соборы с двухбашенным главным фасадом, которые считались наиболее представительными храмами провинций или епархий. Настоящие шедевры храмового зодчества были возведены в Гродно (иезуицки костёл Св. Франциска Ксаверия (1678 – 1705), Жировичах (Успенский унияцкий собор (1613 – 1667), Могилёве (Николаевская церковь, 1669 – 1672)

Активное барочное строительство привело к появлению в крупных городах целых культовых ансамблей. В Минске он был создан на современной пл. Свободы и состоял из монастырей доминиканцев (1622, взорван в 1951), бернардинцев (1644 – 1652), бернардинок (1642 - 1687), иезуитов (1700 – 1710), унияцкого монастыря и церкви Святого духа (1636, разрушена в 1936). Композиционно с ними были связаны монастыри бенедиктианок (вторая половина 17 в, уничтожен в 1960-е г), францисканцев (начало 18 в., уничтожен в 19 веке) и Петропавловская церковь (1611 – 1613).

Уникальный барочный ансамбль сформировался в Гродно. Кроме иезуицкого комплекса на Рыночной площади в него входили костёлы и монастыри бернардинцев,(1602 – 1618), бернардинок (1621, уничтожен в 1940-е г.), брыгиток (1634 – 1642), францисканцев ((1635), доминиканцев (1630-е, костёл разрушен в 1874), а так же унияцкий монастырь базильянок (1720 – 1751). В отличие от Минска храмы Гродно были расположены на большой территории и служили оборонительными форпостами города – монастырь бригиток окружали каменные стены с Брамой и угловыми шестигранными башнями.

В 18 веке культовые сооружения получили, подчёркнуто декоративную отделку и разнообразие скульптур. В это время на Беларуси ощущалось влияние северо-итальянской и польской культурных традиций. Возведённые под их влиянием храмы сочетали насыщенный внешний декор с монументальностью композиционного решения - Пинский костёл францисканцев (1712 – 1730), Мстиславский костёл иезуитов (1730 – 1738), Могилёвский костёл кармелитов (1738 – 1752), Лучайский костёл иезуитов

( 1766 – 1776, Поставский район), Будславский костёл бернардинцев (1767 – 1783, Мядельский район). В это же время из Италии был заимствован тип храма-ротонды – Троицкий костёлв д. Волчин (1733, Каменецкий район), Мядельский костёл кармелитов (1754).

В Беларуси сформировалась самобытная школа «виленского барокко», характерной особенностью которой было переплетение стилей – барокко и рококо. Инициатором её создания был архитектор И.К. Глаубиц, который в 1730-е гг. перестроил костёл кармелитов в Глубоком (1639 – 1654) и восстановил взорванный в 1710 г. Софийский Собор в Полоцке.

Характерные чертвы «виленского барокко»:

· утончённость и вертикализм пропорций;

· пластичность фасадов, которая достигалась вогнутыми или выгнутыми простенками, слоистыми карнизами, поставленными под углом башнями, что вместе создавало впечатление волнистой и будто текучей поверхности.

Наиболее ярко «виленское барокко» проявилось в униятских храмах, каждый из которых имел индивидуальное архитектурное решение – Явленская церковь в д. Боруны (1747 – 1770, Ошмянский р-н), Троицкая церковь в д. Вольно (1768, Барановичский район), Явленская и Крестовоздвиженская церкви Жировичского монастыря (1769). У католиков влияние «виленского барокко» ощущалось в Михайловсих костёлах в д. Лужки (1744 – 1756, Шарковщинского района) и в Ивянце (1745), костеле кармелитов в Мстиславле (1746 – 1750), в костеле Св. Андрея в Слониме (1775)

Монастыри того времени представляли собой сложные комплексы сооружений различного предназначения. В 1709 году иезуиты возле своего костёла в Гродно возвели небольшое здание аптеки, которое в 1763 году надстроили до двух этажей и украсили сложным пятиугольным фронтоном. Среди монашеских школ для светской молодёжи выделялся Пинский иезуицкий коллегиум (1651 – 1675). Это трёхэтажное Г-подобное в плане сооружение, накрытое двухскатной ломаной крышей с барочными фигурными торцами. Внешний декор здания включает пилястры и лиштвы окон. Костел иезуитов в Пинске взорвали в 1950-егг., а в коллегиуме сейчас работает музей Белорусского Полесья.

В 17 – 18 веках значительное развитие получило строительство деревянных храмов. Традиционно они имели срубную конструкцию с четырёхскатной крышей и крестом наверху. Усложнение этой конструкции привело к появлению храмов, состоящих из нескольких срубов, расположенных вдоль одной оси или в виде креста с башней – звонницей над входом и куполом над молитвенным залом – Георгиевская церковь в Давыд – Городке (1724 – 1726, Столинский район), Михайловская церковь в Слуцке (вторая половина 18 века), Ильинская церковь в Гомеле (1793 – 1794). Под влиянием барокко в деревянных храмах появились декоративные башни на главном фасаде, а порой и трёхнефовые базиликальные композиции.

Сильное влияние барокко ощущалось и в храмах других конфессий – синагога в Слониме (1642) получила облик безвежевой базилики с пилястрами и волютами на главном фасаде.

Т.о., в 17 – 18 вв. в Беларуси началось массовое культовое строительство, которое свидетельствовало о прочных культурных связях с Западной Европой и значительно обогатило городскую, а так же сельскую застройку.29

 

14. Влияние барокко на развитие искусства Беларуси (XVI – XVIII вв)

30 Стилевые особенности барокко, его пышность и декоративность стали определяющим фактором, обусловившим подъём отечественного искусства в 17 – 18 вв. Преобладание светского начала содействовало дальнейшему развитию портрета. При этом главным стала передача индивидуальных черт персонажей с сохранением определённой идеализации образа, а так же ориентация на героические и психологические аспекты. Портреты К. Веселовского (1636), А.С. Радзивилла (1640), К. и М. Радзивилл. В дальнейшем под влиянием Франции портреты стали более манерными, а предшествующий психологизм образов сменила внешняя театральность и бутафорность. Большое внимание придавалось отображению богатства одежды, пышности окружающей обстановки – портреты Г.и М. Радзивилл, М.К. Огинского (после 1954), Станислава Августа (К.Гески, 1783)

Более активно начинают использовать картины и для украшения интерьеров дворцов. Небольшие круглые или овальные панно вставлялись в рамы стенных панелей и использовались для украшения. Панно были в основном развлекательного характера, основной темой была любовь. В подобном направлении развивалась и фресковая живопись – «Богиня Леда в окружении шести амуров» (Несвиж, 18 век). Так же были распространены пейзажи и натюрморты.

Значительные изменения произошли в украшении храмов. Для фресок были характерны пространственность, яркость и динамизм композиции, а так же натурализм особых элементов. С целью иллюзорного расширения пространства купол храма расписывался под небесный свод с облаками и ангелами. В 1750-1760 гг. художником К. Гески были заново созданы фрески Несвижского костёла иезуитов. Они сохранились до наших дней и состоят из крупных сцен аллегоричного содержания, изображения святых и декоративно-орнаментальных композиций. Особое место среди них занимает алтарная картина «Тайная вечерня», выполненная под влиянием итальянского Возрождения. Аналогичная по содержанию роспись украшала и алтарь Полоцкого Софийского собора. Однако, тут её дополнили ещё и фреской «Спас нерукотворный». Очень интересные настенные росписи сохранились в Могилёвском кармелитском костёле, где они сочетались с лепным орнаментом, который как будто прорастал из стены. В 1760 – 1780 гг. здесь был создан значительный фресковый библейский цикл, центральное место в котором занимали евангельские композиции «Преображение», «Вручение ключей апостолу Петру» и «Вознесение Марии». Проникает в храмовую роспись 18 в. и светская тематика. В Мстиславльском кармелитском костёле среди сохранившихся 20 фресковых композиций ряд посвящен трагической истории города – «Взятие Мстиславля московскими войсками в 1654 г.», «Убийство ксендзов» и др. Кроме этого, тут изображены музыкальные инструменты (орган, барабан, виолончель), которые украшали хоры храма.

Значительный подъём в период барокко ощущался и в декоративном украшении храмов. Их фасады получили более светское оформление. Для богатства декора использовали скульптуры евангелистов, вазы, гирлянды (Волчин), а так же рельефные панно с доспехами и гербами (Вольно, Могилёв). В украшении интерьеров стали использовать сложные композиции из лепного декора: сочетания колонн и пилястр, волнистых карнизов, изготовленных из дерева. Значительно возросло количество алтарей, которые кроме центральной апсиды располагались в завершении боковых нефов. Оригинальным элементом декора стали рельефные изображения херувимов, которые символизировали земную любовь (Полоцк, Вольно). Яркие и утончённые формы приобрели исповедальни (Слоним, Боруны). Подобные барочно – рокальные интерьеры имело большинство отечественных храмов. В качестве примера можно привести гродненский иезуицкий костёл. Его главный деревянный алтарь (1736) в высоту достигал 21 м и полностью заполнял пространство центральной апсиды. Он был украшен 22 скульптурами, а так же многочисленными колоннами, пилястрами, вазами, растительным орнаментом. Кроме того, костёл имел 12 боковых алтарей и 14 фресковых композиций.

В православных храмах барочные традиции проявились в утончённой и пластичной отделке иконостасов и царских ворот (Давид-Городоцкая Георгиевская и Туровская Всесвятская церкви). Выполненные из дерева они отличались объёмной резьбой с цветками и завитками. Украшались декором и оклады икон, которые продолжали писаться с учётом византийских кононов. Это хорошо прослеживается в образах с Житковичей «Христос Вседержатель» и «Матерь Божья Адигитрия». (1640). В середине 18 века в Беларуси сложилась отечественная школа иконописи, где ощущались европейские реалистичные тенденции – икона «Рождение Матери Божьей» (1649). Поздней произошёл частичный упадок иконописи, связанный с расширением светской культуры и заимствованием традиций парадного портрета.

Настоящими предметами роскоши становятся книги. Их титульные листы напоминали пышные фасады барочных храмов, а текст был насыщен геральдикой, изображениями барочных сооружений и другими гравюрами. В иллюстрациях книг с кирилличным шрифтом был выработан самобытный стиль с простонародным типажом, сдержанностью форм и приближенностью к народным традициям, что в наибольшей степени ощущалось в произведениях могилёвских мастеров М. и В. Ващенков. В это время зародилась и бытовая гравюра со сценами сельской жизни и городских пейзажей.

Возросшие потребности в средствах роскоши способствовали открытию в Беларуси первых мануфактур, самая известная из которых находилась в Несвиже и специализировалась на производстве поясов – обязательного атрибута шляхетского гардероба. Оригинальные гобелены и обои на историческую тематику изготавливала Кореличская мануфактура. Крупные фаянсовые мануфактуры действовали в Свержне и Гродно. Среди их продукции выделялась столовая посуда, вазы и мелкая пластика. Широкую известность приобрели стеклянные мануфактуры в Налибоках и Уречьи, которые выпускали зеркала, хрустальные гравированные бокалы и графины оригинальной формы.

«Низовое» барокко развивалось в кругах простого народа. Местные самоучки создавали произведения живописи и скульптуры, которые параллельно с копированием европейских аналогов учитывали местные традиции и были выполнены из более дешёвых материалов. В свою очередь магнаты для придания своим резиденциям оригинального колорита обращались к фольклору и достижениям народной культуры, что ощущалось в постановках частных театров (Несвиж, Слоним), а так же при оформлении загородных потешных комплексов (Альба)

Т.о., культурная жизнь в Беларуси в 17 – 18 вв. полностью соответствовала общеевропейскому направлению, в котором переплетение маньеризма, барокко, рококо и классицизма положило начало дальнейшей стилевой пестроте. Созданные в это время отечественные шедевры архитектуры и искусства выделялись оригинальностью решений, утончёнными, пластичными формами, что сделало их неотъемлемым элементом большинства из современных экскурсионных программ по нашей стране31

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты