Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАЗОХИЗМА СО ВРЕМЕН ФРЕЙДА: ПРЕВРАЩЕНИЕ И ИДЕНТИЧНОСТЬ 29 страница




Эпизодическое гомосексуальное поведение

В данном случае гомосексуальное поведение является скорее результатом сознательного выбора, нежели бессознательного процесса и, как правило, прекращается при изменении ситуации.

Ситуативная гомосексуальность 5 имеет место в ситуациях, в которых невозможность установления гетеросексуальных контактов может побудить некоторых здоровых людей, например заключенных, к поиску оргазмической разрядки гомосексуальным путем. Но и гомосексуализм, практиковавшийся в древней Греции, по всей видимости, тоже принадлежит к ситуативному типу, хотя недавно установлено, что уже в древней Греции существовали строгие законы в отношении гомосексуальных действий (анальных сношений), включая лишение гражданских прав для мужчин, которые использовали в своих целях мальчиков-гомосексуалистов. И наоборот, разрешалось восхвалять гомосексуальные чувства к юношам до такой степени, что недалеко было уже и до настоящих гомосексуальных отношений (Lacey 1968). В Спарте гомосексуалист мог даже быть подвергнут смертной казни.

Относительно гомосексуализма в замкнутых группах, лишенных представителей противоположного пола, Бибер (Bieber 1972) сделал важное наблюдение, что мужчины, которые до службы в армии не были гомосексуальны, не проявляли гомосексуальной активности — за редкими исключениями во время Второй мировой войны — и во время службы. Эти данные заставляют пересмотреть устоявшееся мнение о ситуативном гомосексуализме. Так называемый ситуативный фактор у заключенных во многом следует рассматривать как результат борьбы за власть и, на мой взгляд, речь, по сути, идет о насилии.

Редкость соответствующих ситуаций, в которых гетеросексуалисты вступают в гомосексуальные отношения, свидетельствует, впрочем, о силе установившегося в человеческой психике паттерна мужское—женское. Этим объясняется и популяр-

ность фотографий красоток у солдат Второй мировой войны. Без сомнения, в тяжелых условиях сексуальная разрядка может быть достигнута с помощью мастурбации, при этом фантазия с помощью изображений пикантно позирующих, полуодетых женщин мистифицирует гетеросексуальные отношения.

Еще один вариант эпизодического гомосексуализма встречается у людей, желающих удовлетворить потребность в изменении способа достижения сексуального возбуждения. Существуют культуры, в которых такая дополнительная активность является составной частью установленного социального порядка, в других культурах она представляет собой исключительно личное отступление от общепринятых социальных норм. Многие из ставших известными вариантов группового секса относятся, пожалуй, к этому типу, хотя, с другой стороны, гомосексуальные контакты среди членов группы зачастую считаются предосудительными.

Институциональная форма эпизодического гомосексуализма встречается у некоторых примитивных племен в качестве составной части их самобытной культуры и может представлять собой символический ритуал культурного единения.

Мотивы, стоящие за разными вариантами эпизодического гомосексуализма различаются между собой точно так же, как мотивы, побуждающие мужчин и женщин стремиться к власти, искать защиту и безопасность, становиться зависимыми, осуществлять месть или испытывать другие особые чувства. В культурах, в которых гомосексуальный акт считается «нормой» и не порицается, мы можем ожидать возрастание «случайного» гомосексуализма. Подобное поведение наблюдается также у невротических социопатических личностей, то есть у людей, страдающих от алкоголизма, депрессии и иных патологических состояний. В этом типе гомосексуальности выбор поведения совершается сознательно, и, если индивид более к нему не мотивирован, оно прекращается 6.

Скрытый гомосексуализм

В использовании понятия «скрытый гомосексуализм» царит полная путаница. В правильном понимании оно означает наличие базисной психической структуры истинного открытого облигатного гомосексуализма, но без актуального стремления к сексуальным отношениям с лицами того же пола. Хотя причина этого состояния та же, что и при открытой облигатной гомосексуальности, эти лица, как правило, никогда не совершают гомосексуальных действий. Проявление конфликта в человеке и реальное обращение к гомосексуальному «решению» зависят от:

1) степени фиксации на доэдиповой стадии (количественный фактор), интенсивности страха и величины регрессии вследствие эдипова конфликта;

2) выраженности тенденции к признанию гомосексуализма со стороны Я, Сверх-Я и Я-идеала.

3) величины энергии влечений, то есть либидо и агрессии; скрытый гомосексуалист может сознавать, что для оргазмического удовлетворения он предпочитает лиц того же пола, но может и не осознавать. Это может вести к образованию гомосексуальных фантазий и гомосексуального материала сновидений; человек может провести всю жизнь, не реализовав своих гомосексуальных наклонностей и функционируя на краю сферы гетеросексуальных отношений; он может также вступить в брак и иметь детей.

Другой пример — лица, которые, полностью осознавая свои гомосексуальные предпочтения, воздерживаются от гомосексуальных действий. Другие вследствие тяжелого, невыносимого стресса эпизодически и на короткое время переходят к отрытому гомосексуальному поведению, однако булыную часть жизни проводят в

качестве скрытых гомосексуалистов. В латентной фазе они могут в ограниченной степени сохранять гетеросексуальную функцию, не получая при этом удовлетворения и зачастую опираясь на гомосексуальные фантазии. Или же они используют гомосексуальные фантазии при мастурбации, или вообще воздерживаются от какой бы то ни было сексуальной активности.

Эти люди, разумеется, являются истинными гомосексуалистами; переход от латентной формы к открытой формой и наоборот представляет собой альтернативный вариант облигатного гомосексуализма. Все типы этой скрытой гомосексуальности потенциально являются открытой гомосексуальностью7.

Обсуждение

Чтобы продвинуться в понимании мотивов, стоящих за поиском человеком сексуального объекта того же пола, следует упомянуть, что облигатная гомосексуальность может проистекать из конфликта в доэдиповой фазе и что страхи эдиповой фазы усиливают первоначальный конфликт. Конфликт в доэдиповой фазе фиксирует индивида на этой стадии и предрасполагает его к быстрой регрессии к этой первоначальной ступени развития, когда он сталкивается с различными ситуациями в последующих фазах, например со страхом кастрации или пенетрации (проникновения) женщин, чувствами вины, сопровождающими как негативный, так и позитивный эдипов комплекс.

Социальная нестабильность в некоторых пограничных и/или латентных случаях облигатной гомосексуальности имеет эффект катализатора, а именно там, где в силу общественного запрета возникает значительное несоответствие между жизненными потребностями человека и их адекватным удовлетворением. Подобная нестабильность может быть причиной избегания женщин со стороны мужчины, уклонения от определенных аспектов проявления мужской силы и возврата к менее ответственной роли (Kardiner 1954). Таково возможное объяснение более широкого в наше время распространения гомосексуализма, совпадающего с социальными волнениями, когда ставятся под сомнение традиционные роли, привилегии и ответственности.

Гомосексуальное поведение некоторых тяжелых больных шизофренией зачастую проявляется и не как облигатное, и не как эпизодическое. У шизофреника гомосексуализм может быть проявлением спутанной, хаотической и фрагментиро-ванной психической организации. Отчаянная потребность установить человеческие контакты на какой угодно основе вынуждает индивида предаваться любым формам сексуального поведения, включая гомосексуальные акты, вуайеризм, эксгибиционизм, зоофилию, педофилию и т.д. Все это может быть судорожной попыткой пережить хоть какие-то отношения, но эти эпизоды у психотика чаще всего не обладают ни постоянством, ни какими-либо специфическими качествами.

ПСИХОПАТОЛОГИЯ

Органически и физиологически болезнь определяется как нарушение функции, сопровождающееся болью и/или страданием. Значение и многообразные последствия этого нарушения, столь очевидные при облигатной гомосексуальности, в экстремальном случае привели бы к гибели вида. При этой дисфункции бросаются в глаза также скованность, печаль, страх, сознательные и бессознательные чувства вины, которые — как мы видим в своих врачебных кабинетах — властвуют над жизнью гомосексуалиста. Психиатру, занимающемуся психотерапией с такими

людьми, это прекрасно известно. Те же, кто не используют психотерапию, зачастую этого либо не видят, либо склонны недооценивать степень страдания, которое испытывает гомосексуалист, поскольку гомосексуализм дает ему лишь временное облегчение от тягостных страхов.

Кроме того, облигатный гомосексуализм может вызвать столь тяжелые расстройства душевного равновесия индивида, что все важные жизненные отношения с самого начала оказываются поврежденными и так или иначе обречены на гибель. Установка к противоположному полу зачастую столь полна недоверия, отвращения, отвержения и ненависти, что никакие отношения, кроме самых поверхностных и непрочных, становятся невозможны.

Хотя психозы и неврозы, разумеется, могут возникать у гетеросексуальных лиц, сама по себе гетеросексуальная ориентация не есть признак патологического состояния, тогда как облигатный гомосексуализм всегда является таковым. Неспособность мужчины к гетеросексуальному поведению и его крайняя враждебность к женщинам, возникающая из страха перед собственными враждебными и инце-стуозными побуждениями в отношении матери, вынуждают избегать всех женщин как таковых. Гомосексуальный симптом (как и другие сексуальные отклонения) нейтрализует страх и приводит в нормальное состояние, которое на самом деле является всего лишь маскарадом.

У облигатных гомосексуалистов в качестве признаков психического заболевания могут расцениваться различные моменты. Они не обязательно присутствуют в каждом случае и могут различаться у каждого индивида как количественно, так и качественно:

1) продолжающееся всю жизнь последействие первичной женской идентификации с матерью и как следствие чувство неполноценности в отношении собственной мужской идентичности; результатом является тотальное чувство женственности или недостаточное чувство мужественности (van der Leeuw 1958);

2) страх оказаться поглощенным и как следствие интенсивный страх, возникающий всякий раз, когда облигатный гомосексуалист пытается вступить в половые отношения с женщиной (Handelsman 1965, Бак 1946);

3) продолжающееся действие архаичных и примитивных психических механизмов, например инкорпорированных и спроецированных страхов (Freud 1905);

4) часто имеют место дефицит телесных границ Я, страх телесной дезинтеграции и чрезвычайная восприимчивость к повреждениям тела внешними объектами;

5) страх потерпеть поражение присутствует в сновидениях всех облигатных гомосексуалистов; обычно он переживается как боязнь оказаться заключенным в пещере, тоннеле или воронке, погрузиться глубоко в водные массы, а также в сочетании с угрозой уничтожения и утраты себя; эти сновидения также объясняются страхом оказаться поглощенным женским телом;

6) гомосексуалист может совершать сексуальные действия лишь вместе с лицом того же пола или в сочетании с иными извращенными действиями;

7) агрессивные импульсы, массированно прорывающиеся под рационализирующей поверхностью «любви и симпатии», угрожают разрушить как отношения, так и партнера;

8) гомосексуальные действия часто совершаются, чтобы избежать паранойяльного развития;

9) сам по себе гомосексуальный акт можно сравнить с действием опиумных алкалоидов, обладающих магической восстановительной силой: это лучший «наркотик», чтобы поддержать телесное Я и чувство собственного достоинства перед лицом угрозы предстоящей дезинтеграции личности; поэтому гомосексуальное поведение интенсивно, импульсивно и имеет непосредственное значение для «выживания» Я гомосексуалиста.

10) за очевидной склонностью гомосексуалиста-мужчины к мужчинам скрывается поиск отцовской любви или эрзац-отца и в то же время желание отомстить отцу за то, что тот его не любит; стремление сына к мужской идентификации было фрустрировано холодом, апатией, пренебрежением со стороны отца или же доминировавшим у ребенка страхом оказаться поперек дороги у матери; глубокое недоверие, ярость и обида на мужчин могут расцениваться как результат отцовского отказа защитить сына от властной матери;

11) все облигатные гомосексуалисты, поскольку они не способны исполнять нормальную роль, страдают от интенсивного чувства неполноценности; это чувство не обусловлено общественными установками, но может обостряться в связи с оскорблениями со стороны общества.

Доказательством этого утверждения служит тот факт, что, даже когда стыд и чувство вины, вызванные общественным неодобрением, устраняются, по-прежнему остаются глубоко засевшие чувства неосознанной вины, слабости и беспомощности, убеждение в своей бесполезности из-за, невозможности функционировать в соответствии с собственной биологической (анатомической) ролью. У большинства гомосексуалистов это приводит также к невозможности максимально реализовать свои способности в несексуальных сферах: в школе, на работе, в качестве члена группы, в соревновании, в интеллектуальном и творческом труде, в самоутверждении и в сфере общей производительной деятельности человека. Если гомосексуалисту удается добиться успеха в этих сферах, то лишь проявив невероятные внутренние усилия. Это поистине монументальный подвиг, достойный величайшего восхищения со стороны общества!

Большинство гомосексуалистов страдает от сильнейшего душевного мазохизма (Bergler 1951, Freud 1919, Sherman 1926). Агрессивные выпады против матери и во вторую очередь против отца обращаются на собственную личность. Все гомосексуалисты боятся признать, что их гомосексуальное поведение является эротизированной защитой от этого более опасного мазохистского состояния (Freud 1917). Мазохизм ищет разрядки через гомосексуальную активность.

У большинства гомосексуалистов происходит эротизация или либидинизация страха, возникшего вследствие доэдиповых или эдиповых конфликтов.

Существует большое число гомосексуалистов, страдающих одновременно тяжелыми нервными болезнями. Многие параноидные шизофреники, параноики и псевдоневротические шизофреники испытывают гомосексуальный конфликт, некоторые демонстрируют гомосексуальное поведение. Фрейд первым обнаружил вероятность того, что определенные невротические и психотические симптомы могут быть проявлением скрывающегося за ними гомосексуального конфликта.

Характерно, что при попытке прервать гомосексуальную деятельность, драматическим образом возникают тяжелые страхи, напряженность, депрессия и другие симптомы, указывая тем самым на функцию гомосексуального симптома, а именно защиты от глубоко укоренившихся страхов с помощью компромиссного образования. Это чуть ли не повсеместное явление отмечалось многочисленными исследователями в процессе психотерапевтического лечения гомосексуалистов.

Кроме того, у гомосексуалистов часто можно констатировать, что они одновременно страдают и другими сексуальными отклонениями, такими, как фетишизм, трансвестизм, так называемый транссексуализм, сексуальный мазохизм и сексуальный садизм.

Хотя внешне всякий раз сохраняется видимость адекватного поведения, неизменно присутствует экстремальный конфликт, грозящий разрушить это хрупкое равновесие. В клинической практике было показано, что все гомосексуалисты-мужчины парадоксальным образом томятся желанием стать мужчиной, а не — как полагали раньше — превратиться в женщину. Они надеются в гомосексуальном акте через идентификацию со своим партнером-мужчиной обрести «заряд» мужественности от его тела и его пениса.

Этиологические теории и психические механизмы

Гомосексуализм не является врожденным, он не определяется деятельностью желез и не обусловливается генетически хромосомами; он возникает в результате нарушения семейной констелляции, которое воздействует на ребенка таким образом, что вызывает интенсивные страхи. Как следствие этих страхов не может сформироваться адекватная половая идентификация, и эдипов конфликт (см. статью А. Холдера) остается непреодоленным. Это ведет к задержке психосексуального развития.

Эти выводы различным образом доказаны многочисленными клиническими наблюдениями в ходе психотерапевтического лечения гомосексуалистов. Мы не думаем, что гомосексуалисты, приходящие на лечение, представляют особую группу или нерепрезентативную часть. Утверждение, будто лечиться желают исключительно «больные» гомосексуалисты, в корне неверно, так как многие из наших пациентов принадлежат к числу тех, кто ранее вслух насмехался над предложением лечиться и отстаивал свое исконное право прокламировать «нормальность» гомосексуализма. К числу пациентов принадлежат и те, кто ранее был вполне доволен своей жизнью, пока она не была потрясена внутренним или внешним кризисом (Socarides 1973b).

Исследовательская комиссия «Общества медицинского психоанализа» показала, что основной паттерн сексуального поведения взрослых можно объяснить последствиями адаптации к жизненному опыту и, кроме того, биологически обусловленной диспозицией к гетеросексуальности. Результаты работы этой комиссии, опубликованные Бибером и др. в книге «Гомосексуализм: психоаналитическое исследование», подтверждают наши выводы. В этой связи мы хотели бы сослаться на работу Хаттерера (Härterer 1971), в которой использовались анкеты, магнитофонные записи и психотерапевтические интервью, на Сокаридеса, в деталях представившего восемь случаев мужского и женского гомосексуализма, и на клинические сообщения многих других опытных ученых.

Основной целью исследовательской группы Бибера было собрать информацию о выборке пациентов, достаточно большой, чтобы провести статистическую обработку данных и вместе с тем собрать как можно больше индивидуальной информации, чтобы в конечном счете можно было прийти к надежным клиническим заключениям относительно исследуемых случаев.

Эта работа, проведенная восемью психоаналитиками, одним социальным психологом и одним клиническим психологом, представляет собой систематическое исследование 106 мркчин-гомосексуалистов и ЮОмркчин-гетеросексуалистов, прошедших лечение у 82 членов «Общества медицинского психоанализа» (Нью-Йорк). Индивидуальные данные, полученные на этом этапе исследования, авторы подвергли сравнительному клиническому и статистическому анализу. Из пациентов-гомосексуалистов, подвергшихся терапии, 60 человек имели менее двухсот часов анализа, а 46 человек прошли 200-часовой курс. В контрольной группе пациентов-гетеросексуалистов 40 человек имели менее двухсот часов и 60 человек как минимум двести часов терапии.

Согласно этому отчету основной чертой в поведении матерей гомосексуалистов была необычная близость с сыновьями. Влияние этих матерей на сыновей выражалось в привязывании их к себе, с одной стороны, путем всяческого предпочтения и обольщения, с другой — путем чрезмерного контроля. Во многих случаях сын являлся самым важным человеком в жизни матери, становясь главным объектом для инвестиции либидо вместо мрка. Эти результаты согласуются с теми, что были получены другими психоаналитиками и психиатрами при психотерапевтическом лечении пациентов-гомосексуалистов. Поэтому мать гомосексуалиста представала чрезмерно обольстительной и подавляющей. Сын часто производил впечатление, что он узурпировал положение отца и поэтому чувствовал перед ним неловкость и стыд.

Результат исследования группы Бибера, а именно констатация серьезнейшего дефицита отношений между отцом и сыном, в точности совпадает с клиническими данными у наших членов «Task-Force», где были выявлены равнодушие, отвержение и враждебность со стороны отца, а также взаимные враждебные чувства между отцом и сыном. Эти отношения между отцом и сыном в основных чертах явно отличались от тех, что царили в отношениях между матерями и их сыновьями-гомосексуалистами, где на переднем плане выступала теснейшая близость. При явном равнодушии и враждебности как основной черты отношений между отцом и сыном-гомосексуалистом контакты отца с сыном были нерегулярными, что сигнализировало о страхе отца сблизиться с собственной семьей.

В формировании гомосексуальности чрезвычайную роль играет страх кастрации. Это, однако, является неспецифическим фактором, который встречается также у невротиков и у других типов людей с отклонениями в сексуальном развитии. В случае мужского гомосексуализма ненавистный соперник может трансформироваться в объект любви, в отличие от параноика, у которого мужской объект желания становится преследователем.

По мнению Анны Фрейд, стремление к мужской идентичности через идентификацию в сексуальном контакте с партнером того же пола является важным фактором гомосексуального поведения (А. Freud 1954).

Быховски, исследовавший многих гомосексуалистов и обнаруживший сходство психической структуры между ними и шизофрениками, в частности в «инфантилизме либидинозной организации и в некоторых примитивных чертах Я» (Bycrvowsld 1945), привел доказательства возникновения причин гомосексуальности в жизненном опыте. Границам Я гомосексуалиста не хватает прочности; это приводит к расплывчатости идентификаций. Выражаясь иначе, можно сказать: особая слабость гомосексуального Я основана на его нарциссической диспозиции. Оно фиксировано на ступени, предшествующей образованию разграниченного Я. Эта диспозиция порождает склонность цепляться за разных людей, которая опять-таки основывается на переживании отвержения в раннем детстве или, иначе говоря, на нарцис-сическом выборе объекта. Такая зависимость является выражением чувства слабости; нарциссический выбор объекта свидетельствует о гиперкатексисе себя самого вместо объектов. В результате нарциссического гиперкатексиса психического и физического Я возникает склонность к ипохондрии и переоценке фантазий. Этим, возможно, объясняется недостаточная толерантность к фрустрации у гомосексуалистов. То есть гомосексуалист зависит от инфантильных привязанностей, позволяющих сохранить собственные завышенные представления о себе.

Многие исследователи сообщают, что большинство случаев гомосексуализма основано на определенной психологической структуре. Тесная связь, страх и чувства вины в отношениях мальчика с матерью вызывают определенные психические изменения. Это является решением не через истинное отделение, а через вычленение некоторой части инфантильной сексуальности, в результате чего для Я становится важным догенитальное удовольствие, а остальная сексуальность подвергается вытеснению. В этом состоит основной механизм развития гомосексуальной перверсии, названный в честь известного аналитика механизмом Ганса Захса (Sachs 1923).

К другим механизмам, распространенным при гомосексуализме, относится, например, отождествление груди и пениса, когда гомосексуалист воспринимает пенис партнера как замену материнской груди. Тем самым он может уберечься от позитивного эдипова комплекса, что необходимо ему из-за его привязанности к матери и ненависти к отцу, и от карающих, агрессивно-деструктивных побуждений в отношении тела матери. Еще одним механизмом является психический мазохизм. Встречаются также эротизация страха и имеющая огромное значение идентификация с партнером-мужчиной в половом акте.

В моей книге «Открытый гомосексуалист» я подробно описывал свойственную всем гомосексуалистам неспособность осуществить переход от единства матери и ребенка в раннем детстве к индивидуации (теория доэдиповой этиологии, Socarides 1968b). В результате у гомосексуалистов происходит частичная фиксация и одновременно возникает тенденция к регрессии к ранним отношениям между матерью и ребенком. Это переживается гомосексуалистом как угроза собственного уничтожения и проявляется как утрата границ Я и чувство отсутствия целостности. Этот пункт был подтвержден многочисленными случаями облигатных гомосексуальных пациентов, проходивших у меня психоанализ.

Предположение, что гомосексуализм возникает в результате жизненных переживаний, означает, что гетеросексуальность и гетеросексуальная объектная любовь возможны, если благодаря соответствующим психологическим мерам устранен страх, приведший вначале к сдерживанию развития, а затем к появлению гомосексуальности. Это подтверждено примерно в 33— 50 % случаев, когда пациенты были мотивированы подвергнуться психотерапевтическому лечению и стремились измениться (Bieber et al. 1962; Ellis 1956; Klein 1946; Socarides 1969b).

ТЕРАПИЯ

В 1905 году Фрейд писал, что единственная возможность помочь гомосексуальному пациенту состоит в том, чтобы посредством гипнотической суггестии способствовать подавлению его симптомов. В 1920-м он полагал, что психоанализ можно использовать при лечении сексуальных отклонений, включая гомосексуализм.

В 1950 году Анна Фрейд заявила, что многие ее пациенты избавились от своей инверсии в результате психотерапии. Это касалось даже тех, кто настаивал на своем желании остаться гомосексуальным и подвергся терапии лишь для того, чтобы ослабить сопутствующие симптомы.

Является общепризнанным, что для успеха терапии необходимо интерпретировать пациенту его страх кастрации, страх оральной зависимости, отвращение к противоположному полу и страх перед собственной деструктивностью и садизмом. Однако интерпретация, вызывающая сильнейшее сопротивление пациента, — это интерпретация попытки стать мужественным через идентификацию с партнером и его пенисом в гомосексуальном акте (А. Freud 1950).

После того как эта интерпретация проработана, пациент оказывается способным функционировать гетеросексуально, при этом он проходит через нарциссичес-ки-фаллическую фазу, в которой женщины служат лишь «мерилом» его пениса. Бессознательные тревожные фантазии гомосексуалистов, что в кульминационный момент полового акта они растворятся в женщине (страх поглощения), является другой важной интерпретацией.

О многочисленных случаях успешно проведенного анализа сообщается из разных источников. Одним из первых сообщений было неопубликованное информативное сообщение «Центрального статистического комитета Американской психоаналитической ассоциации». В группе пациентов, прошедших полный курс терапии (всего 22 человека), 8 человек были описаны как излеченные, в 13 случаях отмечалось улучшение и только в одном было констатировано отсутствие каких-либо изменений. Это означает успех в трети из всех представленных случаев. В группе, где лечение не завершилось (всего 34 человека), у 16 человек отмечено улучшение, трое были определены как не поддающиеся лечению и пятеро «направлены к специалисту». Во всех указанных случаях излечения дальнейшие исследования подтвердили наличие полноценной гетеросексуальной роли и функции.

В 1962 году исследование Бибера и его сотрудников оказало значительный вклад в прояснение уровня развития терапевтических знаний и эффективности терапии, привело клинически и статистически обоснованные доказательства того, что гомосексуализм может эффективно излечиваться. Из 106 гомосексуалистов 29 (27 процентов) стали полностью гетеросексуальными.

Наряду с использованием раскрывающей техники аналитической психотерапии применялись методы вмешательства и модификации в обхождении с переносом, сопротивлением и регрессией.

В 1953 году исследование, проведенное в клинике г. Портмен (Англия) принесло следующие результаты: «Психотерапия, по-видимому, оказывается безуспешной лишь с небольшим числом пациентов в каждой возрастной группе, у которых с давних пор существующая установка сочетается с недостаточным желанием измениться». В этом исследовании, проведенном под руководством Э. Гловера, достигнутые улучшения были разделены на три категории: а) излечение, то есть исчезновение сознательных гомосексуальных импульсов и развитие полной гаммы гетеросексуальных импульсов; б) значительное улучшение, то есть исчезновение гомосексуальных импульсов без развития гетеросексуальных импульсов в полном объеме; в) улучшение, то есть усиление интеграции Я и способности контролировать гомосексуальные импульсы (Glover 1960).

При проведении фокального лечения (кратковременной терапии, нацеленной на облегчение гомосексуальных симптомов) Гловер полагает, что социальный страх, особенно отчетливо наблюдаемый у пациентов в личной жизни, базируется на проекции бессознательных чувств вины. Он придерживается мнения, что наказую-щая позиция закона и общества заставляет пациента проецировать скрытые реакции Сверх-Я на общество или закон.

Возможность исследовать свои бессознательные и сознательные фантазии и поступки на основании отношений между двумя лицами, которая предоставлена пациенту в индивидуальной терапии, в групповой терапии менее доступна. С другой стороны, здоровое и нездоровое взаимодействие между пациентом и семью или восемью людьми, оказавшимися в таком же положении, позволяет отчетливо увидеть основную проблему. Гершман (Gerschman 1967) в последние двенадцать лет проводил комбинированную программу одновременной групповой и индивидуальной терапии. Терапевт и члены группы помогали при этом осознать здоровые интеракции, невротическую защиту и конфликтные чувства по отношению к себе и другим. Группы состояли исключительно из гомосексуалистов, пяти мужчин и четырех-пяти женщин. При этом оказалось, что подобные гомогенные группы действительно хорошо развивались, благодаря чему удавалось преодолевать закрытость и чувство приниженности. В силу одинаковой сексуальной ориентации интересы и склонности совпадали, и иногда пациентам удавалось изживать свои гомосексуальные чувства даже помимо занятий.

Возникает атмосфера взаимопринятия, общая цель, а это, в свою очередь, ведет к попыткам понять причину, природу, динамику и стойкость гомосексуальных симптомов. Несмотря на общую основу группы, эмоциональные проблемы, от которых страдает в жизни каждый ее член, являются для этого человека уникальными. Поэтому материал, относящийся к случаю каждого из пациентов, рекомендуется тщательно исследовать в группе, чтобы устранить сопротивление — благодаря специальным знаниям терапевта о психодинамике — и чтобы все члены группы действительно смогли поделиться своими личными взглядами. Члены группы постепенно начинают понимать динамику своего бессознательного и взаимосвязь между нынешним образом жизни и обусловливающими факторами в своей ранней жизни. Более того, они научаются распознавать психодинамические силы, приводящие к возникновению облигатной сексуальности.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты