Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Схема 3. выводы Сбор и анализ материала




 

  выводы    
  Сбор и анализ материала  
  Цель исследования

 

 

Напр., учёные-геологи на основании теоретических выкладок сделали предположение, что на территории Сибири в определённой точке должны находиться залежи каких-либо полезных минералов. Это и есть цель исследования. Чтобы выяснить, факт ли это, формируется экспедиция. В указанном месте снимается первый слой грунта – ничего. Второй – ничего. А в третьем исследователи обнаруживают что-то очень интересное, очень ценное, но совсем не то, что предполагалось. Т.о., собранные материалы по факту опровергли гипотезу учёных, и это не является знаком того, что исследование велось неверным курсом.

III. Раздел элокуция в классической риторике сливается с теорией словесности, стилистикой, культурой речи.

IV. Мемориа - раздел риторики, дающий рекомендации по запоминанию подготовленного к произнесению текста. Современная психология дополняет эти рекомендации выводами своих исследований памяти как психического процесса.

При произвольном запоминании происходит осмысливание информации, её отбор и обобщение главного в ней. Если необходимо, информация заучивается. При непроизвольном запоминании закрепление информации происходит само собой, без усилий со стороны человека. Эффективность произвольной памяти зависит от приёмов заучивания, основанных на законах памяти.

Классическая психология предлагает в рамках способностей образной памяти использовать следующие мнемотехнические (mnemonikon – от греч. искусство запоминания) приёмы:

1. образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Самый простой пример: детям помогает запомнить последовательность цветов в радуге стишок «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Этим методом рекомендовал пользоваться такой известный оратор, как Дейл Карнеги;

2. ритмизация – перевод информации в стихи и песни, связанные с определённым ритмом и рифмой;

3. создание ярких, необычных образов, картинок, которые по ассоциациям соединяют запоминаемую информацию с сознанием. На комбинации цветных картинок и текстовых фрагментов, иерархически объединённых линиями и стрелками, основана одна из самых эффективных мнемотехник – техники Хорста Мюллера и Тони Бьюзена «Майнд картинг», или «Карты памяти»;

4. классический, естественный приём запоминания – простое повторение. Многократное повторение без осмысливания, когда работает механическая память, требует затраты большего количества сил и времени и даёт, как считают психологи, низкие результаты: информация задерживается в памяти на короткий отрезок времени и такую информацию человек, как правило, оказывается не способен интерпретировать, воспроизводя в неизменном, формальном виде. Однако если повторение будет осмысленным и будет сочетаться с другими приёмами, эффективность запоминания может быть достаточно высокой.

V. Акцио- раздел классической риторики, в котором даются рекомендации по непосредственному произнесению подготовленной речи.

Правила общей риторики непременно касаются и такого понятия, как первое впечатление об ораторе.Собственно первое впечатление об ораторе – зрительное, составляется за считанные секунды, минуты, пока он подходит к месту выступления, пока произносит формальное приветствие в адрес присутствующих. Здесь важны такие факторы, как ваш внешний облик, поза, выражение лица, манеры. Первое впечатление может быть обманчивым, но в силу физиологических особенностей процессов восприятия, оно очень сильно и часто определяет оценку вашего выступления в целом.

Контакт с аудиторией легче установить, если вы учтёте следующее:

1. заранее ознакомьтесь с комнатой, в которой вам придётся выступать. Нужно обратить внимание на акустику, удалённость места вашего выступления от зрителей и проч.;

2. во время выступления стойте так, чтобы дыхание было не затруднено, будьте устойчивы и раскованы: предпочтительнее поза «вольно», чем «смирно», не переминайтесь с ноги на ногу;

3. мимика и жестикуляция (невербальные средства) должны быть обязательно, но их не должно быть много: они должны помогать вам расставлять особо важные логические акценты в тексте выступления, снимать напряжение аудитории перед шуткой и проч., но не должны отвлекать от содержания выступления. Навязчиво повторяющиеся механические жесты выдадут ваше волнение и скованность, которые недоброжелательный слушатель воспримет как страх за ваше плохое знание материала;

4. в процессе воспроизведения текста смотрите слушателям в глаза, а не в окно, не на потолок, не себе под ноги. Тогда вы сможете вовремя заметить малейшие признаки усталости и вовремя разрядить атмосферу шуточным примером по теме выступления; заметите признаки невнимания аудитории – сможете активизировать его, повысив тон голоса, сменив темп речи, задав вопрос в зал;

5. контакт с аудиторией в очень большой степени зависит от дикции оратора, однако на практике имеют место примеры, когда оратор, не обладая чёткой дикцией, так воодушевлённо излагал и защищал положения своей работы, что его выступление имело больший успех, чем эмоционально блёклые выступления ораторов с идеальной дикцией.

Процесс совершенствования ораторского мастерства – процесс длительный и глубокий. Однако углубляться в эти знания не имеет смысла, не освоив уверенно теоретическую базу.

 

Контрольные вопросы по теме 2.

1. общая и частная риторика

2. инвенция

3. диспозиция

4. элокуция

5. мемория

6. акцио

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты