Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Этническая психология и политика

Читайте также:
  1. Ecirc; Экономическая политика царизма и ее итоги на рубеже веков
  2. III. История и психология естественного символа
  3. Quot;Военный коммунизм": политика и идеология
  4. Quot;Жесткая" и "мягкая" монетарная политика
  5. XIX и XX династии Египетских фараонов. Внутренняя и внешняя политика. Рамзес II и хетты. Причины упадка новоегипетской державы.
  6. Аграрная политика
  7. Аграрная политика
  8. Аграрная политика КПК
  9. Альтернативы развития московского государства в XVI в. : Иван Грозный и его политика в оценках историков.
  10. Амортизационная политика как элемент финансовой политики организации: сущность, способы начисления амортизации и влияние на финансовые результаты

Совокупность характерных особенностей общения и поведения, присущих тому или иному этносу принято называть этнической психологией.

Этническая психология представляет собой качественно специфическое образование, структурно более сложное и богатое, чем психология отдельного индивида, поскольку она является результатом длительной исторической эволюции и включает в себя опыт многих поколений своего этноса. Будучи порождением объ­единенных действий соответствующих общностей, синтезом вза­имодействия индивидов, она имеет в своей основе коллективное сознание. Так как синтез происходит вне конкретных индивидов, то он имеет своим следствием установление образцов поведения, ценностей, норм, способов действия, которые начинают существовать сами по себе, объективно.

Этническая история любого народа показывает, что в процес­се его этногенеза складывается определенный психический тип с устойчивыми чертами, как результат восприятия от прежних поколений обычаев, привычек, жизненного уклада, традиций общения с соседями и т.д. При этом обнаруживается, что психические переживания, историческая память этноса передаются новым поколениям не пассивно, стихийно, не сами по себе, а через духовную культуру, усваиваются каждым индивидом группы в процессе воспитания и совместного существования. Психические переживания, настроения отражаются в культуре этноса – его истории, поэзии, литературе, мифологии, музыке, народном твор­честве, дополняя и развивая историческую память, приобретая одновременно способность вызывать адекватные психические переживания у новых поколений.

В политике этническая психология особенно ярко проявляется в идентификации этносов. Исследования процесса идентификации, проведенные отечественными и зарубежными учеными, показывают, что возможны три основных варианта его развития: 1) на основе подражания, когда индивид осознанно или неосознанно копирует стереотипы поведения той этнической группы, в которой он живет; 2) на основе принуждения, причем в качестве механизма принуждения чаще всего выступают традиции и ценностные ориентации этнической группы; 3) на основе свободного и осознанного выбора, когда индивид может отказаться от своей этнической принадлежности и стать космополитом.



Этническая идентичность – это не только осознание индивидом своей тождественности с этнической группой, но и ее оценка, ко­торая может иметь позитивный или негативный характер. Пози­тивная этническая идентичность проявляется в удовлетворен­ности человека своим членством в этнической общности, в желании принадлежать ей, гордости за достижения своего этноса. Негативная этническая идентичность основывается на отрицательном отношении к своей этнической общности, что проявляется в чувстве униженности, стыда, предпочтении других групп и народов в качестве референтных. Этнологи выделяют семь основных типов этнической идентичности, различающихся устойчивыми чертами и признаками:

1. нормальная идентичность, когда образ своего народа воспри­нимается как положительный, наблюдается благоприятное от­ношение к его культуре, истории;

2. этноцентрическая идентичность, предполагающая некритическое предпочтение этнической группы самоидентификацию индивида с ней, элементов этноизоляционизма, замкнутости;

3. этнодоминирующая идентичность, когда этничность становится наиболее, предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, семейной, профессиональной и т.д.);



4. этнический фанатизм – крайне агрессивная форма идентичности, она сопровождается готовностью идти ради них на любые жертвы и действия;

5. этническая индифферентность характеризуется практическим равнодушием к проблеме собственной этничности и межэтни­ческих отношений;

6. этнонигилизм, более известный как космополитизм, – полное отрицание этничности, любых этнических и этнокультурных ценностей;

7. амбивалентная этничность – тип с невыраженной этнической идентичностью, который чаще всего распространен в смешан­ной этнической среде.

Этническая сегрегация– компактное расселение этносов в составе города или иной территории. Может складываться в соответствии с объективными историческими факторами. Так, в Самарканде в центре города проживают в основном таджики и узбеки. В Казани некоторые районы имеют более высокий процент татар.

В то же время сегрегация может иметь и другое значение: как вид дискриминации. Так, например, отделение негров и другого цветного населения от белых. Сегрегация может проявляться и в раздельном проживании, обучении и обслуживании цветного и белого населения.

Этничность – термин «этничность» в западной науке употребляется в качестве групповой идентичности, организации людей в определенную группу солидарности и принятия индивидуального членства в такой группе.[177] Э. Хобсбаум утверждал, что «этничность – это заготовленный способ выражения реального смысла групповой идентичности, который связывает членов группы».[178] Ф. Ригс видит в этничности свойство, принадлежащее тем, кто признается членом данного общества, обладающего культурными чертами, общими предками и историей.[179]

Этногенез(греч. Ethnos – народ и genesis – возникновение, происхождение) – процесс возникновения и развития этнических общностей от примитивного их состояния до формирования их самосознания. Иногда под термином «этногенез» понимают происхождение и после­дующую этническую историю уже сформировавшейся общности. В этнологии принято различать этногенез отдельной общности – этноса, субэтноса, группы родственных этносов и этногенез отдельных терри­торий, где представлены разнообразные по происхождению группы населения. Практически все известные этносы складывались сложным путем, из нескольких разнородных частей, пока не осознавали себя единством. Кроме того, в процессе этногенеза происходило сложное взаимодействие этносов, в ходе которого менялся этнический состав населения. В отечественной этнологии основателем теории этногенеза является Л.Н. Гумилев.

Этнократия – доминирование или беспредельное господство в органах власти или управления политической элиты определенной этнической группы и осуществление ею власти в интересах данного этноса.


Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 19; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эмиграция | Этнополитический фактор в развитии современных федераций
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2018 год. (0.008 сек.) Главная страница Случайная страница Контакты