Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Татарникова Н.С.




Н.С. Татарникова

 

Психология личности

 

Краткий курс

 

Н.Новгород

ББК 88.5

Т 23

 

Татарникова Н.С.

Психология личности. Краткий курс. – Н.Новгород, 2010. – 147 с.

 

 

Рецензенты: Князева Т.Н. – доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии Нижегородского государственного педагогического университета Стоюхина Н.Ю. – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления Нижегородского государственного университета

 

 

Пособие «Психология личности» составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Пособие позволяет ознакомить студентов с основными направлениями современной психологии личности и с основными методологическими подходами к изучению структуры личности, познакомить с периодизацией развития индивида, личности и индивидуальности, показать роль индивидуальных свойств человека в развитии личности, проанализировать основные теории личности.

Данное пособие «Психология личности» построено с учетом необходимости решения как общеобразовательных, так и профессиональных специальных задач. В процессе подготовки целесообразно обращаться к учебной, справочной, научной литературе, список которой приводится в содержании курса. Самостоятельная работа студентов рассчитана на творческую работу со специальными текстами, на умение ориентироваться в литературе по изучаемой теме, на способность вырабатывать свое отношение к анализируемому материалу.

Краткий курс предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей.

 

ББК 88.5

 

 

© Татарникова Н.С., 2010

© ВГИПУ, 2010


ВВЕДЕНИЕ

 

Личность традиционно является предметом изучения общественных наук, которые раскрывают наиболее общие законы развития личности в процессе человеческой истории, изменение личности в процессе развития общества, в зависимости от условий общественной жизни человека. В психологии категория «личность» относится к числу базовых. Как объект исследования личность уникальна по своей сложности и многогранности. Она представляет собой тесно взаимосвязанные содержания бытия конкретного человека – от телесного до духовного. Личность рассматривается как всё множество психических систем, определяющих единство и непрерывность в поведении и переживаниях человека, в том виде, в каком это множество проявляется, и в том виде, в каком оно воспринимается другими людьми.

Психология личности изучает не отдельные аспекты психического функционирования (мотивация, эмоции, память, воля, способности и т.д.), а всё многообразие проявлений психического функционирования человека и исследует человека как целое. В связи с этим можно сказать, что объектом психологии личности является человек как целое.

Сложной исследовательской задачей является определение предмета психологии личности. Это обусловлено тем, что феномен личности очень многогранен. Он отражает многообразие проявлений жизни человека в истории развития общества и его собственной жизни. Поэтому вопрос об эмпирической сфере изучения личности – как исходный вопрос любого познания – является сложным и дискуссионным.

Личность имеет самые различные проявления, и создание целостной картины из мозаик различных феноменов представляет трудности. Каждый из этих феноменов, взятый сам по себе и отнесенный к изолированному существу человеку, не может быть квалифицирован как личность. По этой причине психология личности как предмет оказалась расчлененной на психологию мотивации, эмоций, воли, индивидуальных различий. Кроме того, разные проявления личности в зависимости от позиции исследователя принимаются за основной материал, из которого строится психология личности (деятельность – Леонтьев, установки – Узнадзе, влечения – Фрейд, черты личности – Олпорт, мотивы и ценности – Маслоу). Иными словами, позиция исследователя определяет выбор фактов, расцениваемых им как проявления личности, и методики исследования этих проявлений. В психологии личности представлена масса теоретических концепций. Одни имеют много общего, другие несовместимы. Тем не менее, в общем направлении предмет психологии личности может быть определен как исследование согласованности индивидуального функционирования и индивидуальных различий.

Известно, что в современной психологии нет единой картины человека, существуют различные концепции природы личности. В связи с этим в конце 30-х годов ХХ века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследования. В результате человек как единая психологическая реальность оказался как бы поделенным между различными психологическими направлениями, в ведении и компетенции которых находятся разные виды этой реальности. Поведение – у бихевиористов, ментальные образования – у когнитивистов, общечеловеческие ценности – у гуманистов, бессознательное – у психоаналитиков, бытие – у экзистенциалистов и т.д. В силу такого разнообразия взглядов на природу человека и вследствие уникальности и многогранности такого понятия, как личность, ко второй половине ХХ века сложилось множество различных подходов и теорий личности.

При построении данного курса по психологии личности мы исходим из того, что в настоящее время в научных теоретических и эмпирических исследованиях по психологии личности можно выделить два больших направления или блока, по которым и будет строиться логика изложения данного курса.

Первое направление – рассмотрение общетеоретических основ по проблеме психологии личности в целом как общенаучной и общеметодологической проблеме.

Второе направление – рассмотрение природы человека с точки зрения подходов и взглядов различных исследователей. Другими словами рассмотрение современных теорий личности, с точки зрения представлений конкретного персонолога о человеческой природе.

 

 

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ КАК РАЗДЕЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Тема 1.1. Психология личности: введение в дисциплину

1.1.1. Краткая история исследований личности

Личность традиционно является предметом изучения общественных наук, которые раскрывают наиболее общие законы развития личности в процессе человеческой истории, изменение личности в процессе развития общества, в зависимости от условий общественной жизни человека. К исследованию проблемы личности обращаются биологические, когнитивные, социальные науки, а также философия.

В психологии категория «личность» относится к числу базовых, и раздел психологии личности является узловым. Знание этого раздела психологии дает возможность специалисту любого профиля работать более эффективно.

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия ХХ века. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого.

В истории исследований личности можно выделить три основных периода:

- философско-литературный;

- клинический;

- собственно-экспериментальный.

Философско-литературный период. Изначально проблемы психологии личности находили своё отражение в трудах философов и писателей. Французский философ Этьен де Кондильяк в «Трактате об ощущениях» предпринял попытку собрать личность человека из осколков его проявлений и описать её. Ф.М. Достоевский писал о «подпольном человеке», который есть в каждой личности и пытается прорваться наружу, тем самым указывая, что у человека имеются «маски» и фасады, за которыми скрывается подлинная натура человека.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период её изучения стали вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широки и включали в себя то, что есть в человеке и что можно назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. В художественном творчестве, философии и других социальных науках такое расширительное понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии данное определение представляется слишком широким.

Клинический период.В первом десятилетии ХХ века проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом они делали общенаучные выводы о природе человеческой личности.

В клинический период представление о личности как об особом феномене было сужено. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности, умеренно выраженные у всех здоровых людей, у больных гипертрофированы. Определения личности врачами-психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную личность. Такое определение было правильным для решения психотерапевтических задач, но для целостного понимания психологии нормальной личности оно являлось слишком узким.

Экспериментальный период.В первые десятилетия ХХ века изучением личности стали заниматься профессиональные психологи, которые до этого обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний человека. В этой области исследований уже были достигнуты существенные успехи. Но в этот период наметился кризис психологической науки, одной из причин которого был атомистический подход к природе человека, который требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния. Этот подход привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых было трудно сложить его личность и понять комплексные формы его социального поведения.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А. Лазурским, а за рубежом – Г. Айзенком и Р. Кетттелом. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности. Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.

В конце 30-х годов ХХ века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследования. В результате во второй половине ХХ века сложилось множество различных подходов и теорий личности, которые изучаются в разделе психологии личности.

 

1.1.2. Личность как предмет психологического познания

В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения?

Как объект исследования личность уникальна по своей сложности и многогранности. Она представляет собой тесно взаимосвязанные содержания бытия конкретного человека – от телесного до духовного.

Личность рассматривается как всё множество психических систем, определяющих единство и непрерывность в поведении и переживаниях человека, в том виде, в каком это множество проявляется, и в том виде, в каком оно воспринимается другими людьми. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития.

В настоящее время имеется множество определений понятия «личность». Они, как правило, основаны на различных методологических основаниях, которых придерживаются те или иные авторы. Но дать однозначное всеобъемлющее определение понятия личности не представляется возможным. Г. Олпорт, проводя литературный обзор, выделил около пятидесяти определений понятия «личность». Каждое из этих определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и заслуживают того, чтобы их учитывать при рассмотрении понятия «личность».

Для систематизации этих определений К. Холл, Г. Линдсей выделяют ряд категорий или системообразующих критериев, по которым определения понятия «личность» могут быть распределены:

Биосоциальные определения – соотносят личность с «социальной стимульной ценностью» индивида. С данных позиций личность содержится только в «реагирующем другом». Индивид не обладает никакой личностью за исключением той, которая содержится в реакции окружающих.

Биофизические определения – соотносят личность с характеристиками или качествами субъекта. Личность связывается со специфическими качествами индивида, поддающимися объективному описанию и измерению.

Определения-омнибус – представляют личность через перечисление. Личность обозначается через перечисление важнейших качеств индивида.

Интегрирующие определения – личность выступает как организация в отношении различных отдельных реакций индивида. Эта организация является следствием активности личности. Личность – это то, что упорядочивает и согласует разные виды индивидуального поведения.

Определения, отождествляющие личность с уникальными, индивидуальными аспектами поведения.

В то же время нужно отметить, что никакое сущностное определение личности ни на каком уровне общности не применимо. Определения личности, дающиеся различными авторами, зависят от их индивидуальных теоретических предпочтений. В большинстве случаев личность определяется на основе частных эмпирических представлений, выступающих как часть используемой наблюдателем теории личности. Существует примерно столько определений личности, сколько исследователей работает над этой проблематикой.

Однако в каждом определении можно выделить общие тенденции, которые затрагивают или включают понятие «личность» (А. Ферхнем, П. Хейвен): каждый человек уникален, однако существуют различные базовые характеристики или специфические категории, которые можно использовать при описании всех людей; характеристиками личности являются поведенческие черты, в том смысле, что они коррелируют с мотивами и влияют на социальное поведение; характеристики личности относительно устойчивы во времени и стабильно и согласованно проявляются в различных социальных ситуациях; чтобы понять личность человека, её можно и нужно анализировать, выделив специфические и фундаментальные части, элементы и структурные составляющие, а также рассматривая как организованную целостную систему.

Несмотря на сложность и многогранность понятия личности, в трудах отечественных психологов делается попытка дать общее научное определение понятия «личность». Р.С. Немов определяет личность следующим образом: «Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих».

 

1.1.3. Психология личности как дисциплина

Психология личности изучает не отдельные аспекты психического функционирования (мотивация, эмоции, память, воля, способности и т.д.), а должна охватить всё многообразие проявлений психического функционирования человека и исследовать человека как целое.

В связи с этим можно указать, что объектом психологии личностиявляется человек как Целое.

Сложной исследовательской задачей является определение предмета психологии личности. Это обусловлено тем, что феномен личности очень многогранен. Он отражает многообразие проявлений жизни человека в истории развития общества и его собственной жизни. Поэтому вопрос об эмпирической сфере изучения личности – как исходный вопрос любого познания – является сложным и дискуссионным.

В исследованиях по психологии личности изучается широкий спектр проявлений личности: мотивы её деятельности, индивидуальные биохимические свойства, социальные роли, типы ВНД, внешность, способности, нравственный облик, самосознание, потребности, влечения, черты характера, настроение, чувства, манера общения, ценностные ориентации, одаренность, интеллект, поступки, воля и т. д.

Таким образом, личность имеет самые различные проявления, и создание целостной картины из мозаик различных феноменов представляет трудности. Каждый из этих феноменов, взятый сам по себе и отнесенный к изолированному существу человеку, не может быть квалифицирован как личность. По этой причине психология личности как предмет оказалась расчлененной на психологию мотивации, эмоций, воли, индивидуальных различий. Кроме того, разные проявления личности в зависимости от позиции исследователя принимаются за основной материал, из которого строится психология личности (деятельность – Леонтьев, отношения – Мясищев, установки – Узнадзе, влечения – Фрейд, мотивы и ценности – Маслоу). Иными словами, позиция исследователя определяет выбор фактов, расцениваемых им как проявления личности, и методики исследования этих проявлений. От методологической установки ученого вообще зависит признание того, существует некоторое явление как научный факт или оно плод воображения самого исследователя. В психологии личности разработана масса теоретических концепций. Одни имеют много общего, другие несовместимы.

Тем не менее, существует необходимость определить хотя бы в общем направлении и чертах предмет психологии личности. А.Г. Асмолов определяет содержание предмета психологии личностиследующим образом: взаимодействие биологических и средовых факторов, направляющих ход личностного развития; психические процессы и механизмы, которые в течение всей жизни человека взаимодействуют с биологическими и социальными процессами, поддерживая непрерывное ощущение личной идентичности и индивидуальности; межиндивидуальные различия, т.е. поведенческие тенденции и черты, характеризующие человека и отличающие его от других людей; внутриличностная согласованность, т.е. функционирование отдельных психических процессов как согласованных систем.

Предмет психологии личности – исследование согласованности индивидуального функционирования и индивидуальных различий.

Б.И. Додонов указывает, чтопсихология личности изучает: как формируется человеческая индивидуальность в данных конкретных условиях, как в этих условиях духовная жизнь ребенка превращается в духовную жизнь взрослого человека, как происходит дальнейшее развитие личности вместе с изменением человека в обществе и развитием его общественной практики.

В отечественной психологии человек рассматривается как субъект деятельности, играющий важную роль в формировании собственной личности. Отсюда личность рассматривается как саморегулирующаяся система, способная содействовать её развитию и совершенствованию.

А.Г. Асмолов указывает, что область психологии личностивключает: структуру личности, которая позволяет субъекту функционировать в качестве субъекта деятельности, а также формировать и поддерживать стабильное ощущение собственной идентичности; общие психические процессы, позволяющие человеку управлять личным и индивидуальным опытом; индивидуальные различия и индивидуальные качества, порождаемые этими процессами; способности к саморегулированию, к предвидению.

Несмотря на то, что существует множество концепций в психологии личности и теоретические разногласия авторов, многие исследователи придерживаются единых взглядов по ряду аспектов психологии личности относительно функционирования личности. Они представляют собой обобщенные теоретические допущения, из которых исходит большинство современных исследователей личности.

На основе этого можно выделить три общих принципа функционирования личности:

1. Личность – это сложная система психических структур и процессов, организованность которой – это результат синергического взаимодействия множества подсистем. Врожденные нейрофизиологические механизмы предопределяемы генетически. Но каким именно будет онтогенетическое развитие структур нервной системы, зависит не только от генетической программы, но и от внешнего воздействия на организм, т.е. развитие подразумевает взаимодействие организма и среды.

2. Личность как субъект деятельности и как конструкция развивается и функционирует при постоянном взаимодействии со средой. Взаимодействие с социальным миром закладывает основу для становления человека как субъекта деятельности.

3. Личность характеризуется согласованностью и непрерывностью, которые можно в полной мере оценить лишь в том случае, если рассматривать человека как нечто целое и анализировать структуру личности на протяжении всего жизненного пути.

Личностьможет быть определена как внутренний опыт человека и внутренние мотивы, лежащие в основе его поведения (С. Клонингер).

Таким образом, вследствие уникальности и многогранности такого понятия, как личность, в психологии не существует единого подхода при изучении психологии личности.

При построении и изложении данного курса по психологии личности мы будем исходить из следующей логики. В настоящее время в научных теоретических и эмпирических исследованиях по психологии личности можно выделить два больших направления или блока.

Первое направление – изложение общетеоретических основ по проблеме психологии личности в целом, как общенаучной и общеметодологической проблеме.

Второе направление – рассмотрение природы человека с точки зрения подходов и взглядов различных исследователей. Другими словами, рассмотрение современных теорий личности, основное содержание которых коренится в представлениях конкретного персонолога о человеческой природе. Термин персонолог ввел Генри Мюррей для обозначения экспериментаторов и теоретиков в области психологии личности.

А.Г. Асмолов в качестве отправной точки для изучения предмета психологии личности предлагает следующие основные направления построения предмета психологии личности.

Первое направление – это разведение понятий «индивид» и «личность». «Личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается… Иначе говоря: личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителями этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами» (Леонтьев А.Н., 1983, с. 385). Данное разграничение дает возможность подступиться к решению проблемы соотношения биологического и социального в личности.

Второе направление – выделение схемы детерминации развития личности.

Третье направление – это выделение предметной деятельности как системообразующего основания личности.

Ниже мы остановимся подробнее на каждой составляющей построения предмета психологии личности отдельно.

 

1.1.4. Методология экспериментальных исследований личности

В настоящее время принято выделять три основных метода сбора информации о личности.

Первый метод – это регистрация реального поведения человека в повседневной жизни. Этот способ строится на внешнем наблюдении и регистрации конкретных поступков и достижений личности. Данные, полученные с помощью этого способа, принято называть L-данными. Очень часто L-данные используют в качестве внешнего критерия, относительно которого измеряется валидность результатов другого метода. К числу основных недостатков этого метода следует отнести чрезмерную субъективность.

Второй метод – это метод использования опросников и других методик, основанных на основе самоотчетов. Результаты подобных исследований принято называть Q-данными.

Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации этот метод занимает центральное место в исследованиях личности. Этот метод также не лишен недостатков. Поскольку он построен на основе самоотчетов, то результаты обследования могут быть искажены. Эти искажения могут быть вызваны: низким культурным и интеллектуальным уровнем испытуемых; характером мотивации испытуемых, из-за которой результаты могут быть смещены в сторону социальной желательности или подчеркивания своих дефектов; использования неверных эталонов.

Третий способ – это метод, который основан на регистрации объективных данных. Данные, полученные с помощью подобных методов, называются Т-данными. Недостаток этого метода заключается в высокой трудоемкости, сложности формализации результатов и т.д.

Наибольшее распространение из вышеназванных методов получил метод использования опросников. Это вызвано не только его простотой, но и возможностью создавать различные личностные конструкты, поскольку в основе опросников лежат представления авторов о той или иной личностной характеристике. Еще одной причиной популярности опросников является возможность использования для разработки новых методик математических приемов.

Существует два основных направления исследования личности с помощью опросников: подход на выделение черт личности – предполагает существование конечного набора базисных качеств, и личностные различия определяются степенью их выраженности;

типологический подход – исходит из постулата, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов.

Рассмотрим суть данных подходов. Так, черты объединяют в группы тесно связанных признаков (психологические характеристики), которые выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, которая содержится в данной группе признаков.

Число черт определяет размерность личностного пространства. Типы объединяют группы похожих испытуемых и составляют иной набор объяснительных понятий, где в качестве имени понятия выступает название соответствующего типа, а содержание раскрывается описанием типичного (или усредненного) представителя.

Таким образом, подход на основе черт требует группировки личностных признаков, а подход на основе типов – группировки испытуемых. Для решения каждой из двух задач существуют специальные математические методы и модели. Наиболее часто для группировки признаков используют метод факторного анализа, а для группировки испытуемых – метод автоматической классификации. Эти методы являются двумя способами формирования обобщений на экспериментальном массиве данных. Они позволяют сжать информацию за счет выявления неоднородностей в структуре связей между признаками или испытуемыми.

Современные компьютерные средства в значительной степени облегчают как обработку данных тестов и опросников, так и использование методов моделирования в решении психологических задач, что и предоставляет психологам возможности для разработки новых экспериментальных подходов к исследованию личности.

 

Тема 1.2. Индивид, личность, индивидуальность

 

1.2.1. Общее представление о человеке как индивиде

При исследовании природы человека одной из актуальных проблем является социально-биологическая проблема. Говоря о человеке, мы имеем в виду три значения этого слова: человек как биологический вид Homo sapiens, человек как индивид и человек как социально организованное человечество. Поскольку предметом наших рассуждений является личность, для нас важен аспект понимания человека как индивида с точки зрения социально-биологических отношений. Проблема соотношения личности и индивида является одной из важных и интересных в психологии личности. Что такое индивид? Как соотносятся понятия «индивид» и «личность»? Попытаемся рассмотреть данные вопросы.

Понятие человека выражает общие родовые черты, присущие человеческому индивиду, указывает на его принадлежность к человеческому роду. В понятии «человек» фиксируются общие, родовые признаки – биологическая организация сознания, язык, труд. Оно, таким образом, дает самую общую и поэтому абстрактную характеристику индивида, лишенную объемного образа, и поэтому нуждается в дополнении со стороны других вышеуказанных понятий.

Понятие индивида обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, принадлежащего одновременно и природе и обществу, что фиксируется соответственно понятиями «организм» и «личность». Если первое из них выражает совокупность биологических свойств человека, то второе характеризует его социальный облик.

Б.Г. Ананьев в своей концепции личности для теоретического описания человеческого индивида выдвинул следующую систему понятий: индивид – личность (человек как субъект деятельности и познания) – индивидуальность. «Индивид – совокупность в основном биологических свойств человека; личность – социальная и психологическая характеристика человека: человек как субъект деятельности и познания – совокупность её познавательных и праксеологических особенностей; индивидуальность – синтез всех сторон индивида». Б.Г. Ананьев для целостного описания понятия индивида стремился отразить единство социальной и биологической природы человека.

Индивид есть обозначение отдельного человека независимо от того, желаем ли мы иметь в виду его как биологическое или как социальное существо. Для обозначения его биологической природы используется понятие «организм», которое должно охватить системное единство признаков, характеризующих человека как биологическое существо.

Согласно существующим определениям «индивид – единичный отдельно фиксированный, тем или иным способом выделенный ограниченный предмет, отдельная обособленная сущность или существо, особь, каждый самостоятельно существующий живой организм, отдельная человеческая личность в отличие от человеческих коллективов».

Понятие «человеческий индивид обозначает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик». Понятие индивид обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, принадлежащего природе, как некая совокупность биологических свойств человека. На уровне единичности мы имеем дело с понятием индивида, которое характеризует вещи как экземпляры рода. Индивиды – это просто «единицы» некоторой общности. В этом значении понятие индивида употребляется в различных науках. Так, говорят о «социальном индивиде», «биологическом индивиде» как о некоторых единицах реальности. Это понятие является абстрактным и не показывает, каким образом существуют конкретные индивиды. Безличность – это характеристика индивида, безразличного для других людей, человека, чье присутствие или отсутствие ничего не меняет в их жизни, не преобразует их поведение, не обогащает и не обездоливает их и тем самым лишает его самого личности.

Но человек появляется на свет полноправным членом человеческого общежития. И с этого момента он, в отличие от животного, которое именуется особью, приобретает наименование индивида, т.е. единичного природного существа, представителя рода Homo sapiens (человек разумный), продукта длительного развития, носителя индивидуально-своеобразных черт. Сказать о конкретном человеке «индивид», – явно недостаточно. По существу, это говорит лишь о том, что он потенциально человек.

Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Формирование индивида берет начало в филогенезе. Индивид как целостность – это продукт биологической эволюции вида, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также процесс их интеграции. Индивид – это, прежде всего, генотипическое (наследственное) образование, продукт филогенеза. Но индивид является не только образованием генотипическим; его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе прижизненно. Поэтому в характеристику индивида входят также свойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически.

Онтогенез – процесс развития индивидуального организма; весь цикл индивидуального развития человека от рождения до смерти. Онтогенез – формирование основных структур психики индивида в течение его индивидуального развития.

Филогенез – 1) процесс возникновения, исторического развития и эволюции психики и поведения животных и человека;2) процесс возникновения эволюции форм сознания в ходе истории человечества.

Но вместе с биологической сущностью, индивид есть и общественное существо. Как общественное существо, с одной стороны, он представляет скрещивание многообразных социальных компонентов, а с другой стороны – бытие своеобразного, уникального существа человеческой организации.

Таким образом, понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенность отдельного субъекта, единичного природного существа,продукта длительного развития, носителя индивидуально-своеобразных черт. Индивид представляет собой как биологическую, так и социальную сущность человека. В своем развитии он проходит филогенетический, онтогенетический и социальный этапы развития. Социальная программа развития индивида характеризует его как общественное существо и составляет личностный компонент развития индивида.

 

1.2.2. Общее представление о человеке как о личности

Личность – одно из самых многозначных понятий. Это многозначность не столько понятийная, сколько концептуальная. Проблему составляет вопрос, как совместить различные определения личности. В обыденном представлении часто выражена одна из трех односторонних трактовок:

первая – «каждый человек – личность» (эквивалентность личности по критерию Homo Sapiens);

вторая – «личность – человек с собственной позицией» (критерий субъективности);

третья – «личность – выдающийся человек» (критерий положения человека в обществе).

Стержневой проблемой, из которой собственно и вырастает проблема психологии личности, является психофизиологическая проблема, которая трансформируется в проблему соотношения личности и организма. Можно утверждать, что для обозначения человеческого индивида к какому-то времени установилось два понятия – организм и личность.

Организм означает совокупность всего того, что представляет биологическую природу человека и является предметом изучения биологических наук. Понятие личность обозначает такие стороны природы человека, которые по своему объективному характеру выступают в качестве высших его свойств и интегрирующих функций. Следовательно, «выражаясь языком Гегеля, организм «снят» в личности как в высшем единстве своего биологического и социального бытия».

Тот факт, что человек, будучи живым существом, подчинен законам биологических наук, ни у кого не может вызывать сомнений. Также никто не может подвергать сомнению, что человек – существо социальное.

Очевидно, что природные, органические стороны и черты индивида существуют в структуре личности, как её социально обусловленные элементы. Биологическое существует в личности в превращенной форме как социальное. Единство, но не тождество понятий «личность» и «индивид» порождает ряд вопросов. Среди них главный вопрос – это вопрос о том, что представляет собою системное качество индивида, которое обозначается понятием «личность».

А.Н. Леонтьев писал: «Личность не равна индивиду; это особое качество,которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается».

Различение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку анализа личности. Понятие «личность» употребляется нами по отношению к человеку, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Начало индивида – долгий и многофазный процесс эмбриогенеза. Младенец до того момента, пока он не вступил в общение с взрослыми и, следовательно, не включен в социальные связи, бесспорно, индивид, но далеко ещё не личность, он только на пути к её формированию. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т. д., то же можно сказать и о новорожденном). Мы не говорим всерьез о личности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения.

Понятие личности, так же, как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков, она представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не рождаются, личностью становятся. Поэтому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах.

А.Н. Леонтьев указывал, что «личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека». Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида. Влияние истории становления личности на онтогенетичекую эволюцию индивида возникает только на определенной стадии онтогенеза и постепенно возрастает по мере накопления жизненного опыта и социальной активности личности. Процесс формирования индивида продолжается в ходе онтогенетического развития, пока у человека не развернутся все его особенности, образующие относительно устойчивую структуру. Считается, что личность является результатом процесса вызревания генотипических черт под влиянием воздействий социальной среды. Именно эта интерпретация и свойственна в той или иной форме большинству современных концепций.

Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде. Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, своеобразным типом нервной системы, темпераментом, определенными динамическими силами биологических потребностей, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются, словом – многообразно изменяются. Однако личность порождают не изменения этих врожденных свойств человека. Личность есть специально человеческое образование. Особенности, характеризующие одно единство (индивида), не просто переходят в особенности другого единства, другого образования (личности) так, что первые уничтожаются. Несомненно, они сохраняются, но именно как особенности индивида. Например, особенности высшей нервной деятельности индивида не становятся особенностями его личности и не определяют её. А.Н. Леонтьев указывает, что «хотя функционирование нервной системы составляет и необходимую предпосылку развития личности, но это не является тем «скелетом», на котором личность «надстраивается».

Сообразно этому общее определение личности может быть следующим: личность есть единство психологической структуры и социальной индивидуальности человека.

По К. Обуховскому: «Личность – это общественно-исторически обусловленная организация психологических свойств человека, знание которой позволяет объяснить и прогнозировать его действия». Поэтому перед всякой теорией личности стоит обязательная задача соотношения её психологических и социальных контекстов.

Личность как система представляет собой единство психологической структуры и социального бытия.

Личность как общественная сущность человека. Понятие «личность» обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. Личность социальна, поскольку все её роли и её самосознание – продукт общественного развития.

Личность, как индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. А.Н. Леонтьев указывает, что существует, однако, фундаментальное отличие того образования, которое мы называем личностью – это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. Всё многообразие видов и форм предметной деятельности характеризуется общностью своего внутреннего строения и предполагает их сознательное регулирование, т.е. наличие сознания, а на известных этапах развития также и самосознания субъекта.

Сущность личности есть персонификация общественных отношений. Общественные отношения – часть, сторона, аспект личности как социального качества индивида. Если сущность человека, в отличие от всех других живых существ, составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного индивида как личности составляет совокупность конкретных социальных отношений, в которые он оказывается включен.

«Личность – это человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся в соответствии со своими внутренними качествами, определенными правами и свободами, вносящий своей деятельностью вклад в развитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи или класса».

С точки зрения концепции деятельностного опосредствования, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из ее участников. В межличностных отношениях личность как бы обретает своё бытие, отличающееся от телесного бытия индивида, посредством того, что два индивида (общность, группа) рассматриваются в качестве носителей личности.

 

1.2.3. Личность и индивидуальность

Индивидуальность как свойство личности. Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, со способностью его быть самим собой, выступать самостоятельным существом в рамках другого целого.

Индивидуальность человека состоит в том, что каждый индивид неповторим, но каждый индивид – это отдельный самобытный субъект, который, будучи включен в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет свою относительную самостоятельность.

Индивидуальная самобытность проявляется во всех признаках индивидуальности. Но истинный смысл индивидуальной неповторимости связан не столько с внешним обликом индивида, сколько со способом бытия в качестве самостоятельного субъекта деятельности.

Индивидуальность можно определить как особую форму бытия человека в обществе. Целесообразно сопоставить понятие индивидуальности с понятием личности, так как индивидуальность существует не наряду с личностью, а как одно из её свойств. Понятие личности фиксирует социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду.

Если сущность личности есть персонификация общественных отношений, то конкретная личность может выразить свою общественную сущность в форме индивидуальности. В качестве индивидуальности личность создает свой собственный образ, является «автором» своих поступков. «Если личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта деятельности». Личность, взятая вне связи с индивидуальностью, вне её собственного способа бытия, есть, конечно, абстракция и реально не существует. Если человеческий индивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став индивидуальностью.

Таким образом, личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования. Она представляет собой единство социального и индивидуального, сущности и существования. Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимно обусловливают друг друга. Формирование личностных качеств человека находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависят от его индивидуального сознания, уровня его развития, индивидуальных особенностей. Индивидуальность не только связана с личностью, но и образует её существенную черту, а потому должна органически войти в определение самого понятия личности.

Понятие индивидуальности не совпадает целиком с понятием личности. Если понятие личности характеризует человека со стороны его социальной обусловленности, его социального содержания, указывая на его социальные позиции и ориентации, то понятие индивидуальность раскрывает форму, способ его бытия. Природные особенности индивида сами по себе не формируют индивидуальности. Человеческий индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только «единицей», «экземпляром» рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия. Индивидуальность – это особое сформировавшееся качество конкретного человека, взятого в единстве его природных и социальных свойств, его сознания и деятельности. Так, «индивидуальность по-разному проявляется в предметном мире, органической природе и человеческом обществе, соответственно можно выделить три её формы: предметная, биологическая и социальная». Сущностное определение индивидуальности состоит в том, что она отражает самобытность конкретного индивида.

Если понятие личности характеризует человека со стороны его социального содержания, то понятие индивидуальности раскрывает форму, способ его бытия. Понятие индивидуальности неразрывно связано с процессом индивидуализации человека, с формированием и развитием своей самобытности и уникальности.

В целом индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, в других людях, в самом себе.

 

Тема 1.3. Движущие силы и условия формирования и развития личности

1.3.1. Биогенетический подход к формированию и развитию личности

К числу вечных вопросов в науке относится проблема соотношения биологического и социального в человеке. В психологии эта проблема фигурирует под разными названиями: соотношение наследственности и среды, субъективных и объективных факторов развития личности; степень «животности» и степень «человечности» в личности; роль «ситуации» и «диспозиции» (черт личности, прошлого опыта, задатков) в объяснении причин поведения личности; внутренняя и внешняя детерминация развития личности; соотношение общественного и индивидуального в поступках личности и её восприятии мира.

Эта проблема является одной из основных проблем в психологии личности. Концепции «среды» рассматривают человека с точки зрения того, что он представляет собой продукт воздействия на него обстоятельств, из анализа которых можно вывести общие закономерности жизни личности. Кто будет отрицать, что поведение личности ребенка изменяется в саду, школе, на спортплощадке, в семье. Под влиянием других людей ребенок начинает копировать их манеры, усваивает в обществе разные социальные роли. У людей разных культур разные обычаи, традиции и стереотипы поведения. Без анализа этих «внешних» факторов вряд ли удастся предсказать поведение человека. В сфере этих фактов и черпают свои аргументы сторонники различных теорий «среды».

Концепции «наследственности» объясняют поведение и развитие личности врожденными задатками, конституцией человека и его генотипом. Сторонники этого подхода утверждают, что какой бы пагубной ни была «среда», настоящие таланты пробивают себе дорогу, их задатки могут прорасти в любых, даже неблагоприятных внешних условиях.

Остановимся более подробно на биогенетическом подходе к проблеме формирования и развития личности. Представители биогенетического подхода отдают приоритет природекак источнику и движущей силе развития человека. Основной детерминантой развития они признают наследственность. Развитие понимается не как возникновение качественно нового, а как проявление уже предшествующих задатков. Сторонники этого подхода делают акцент на эндогенных (внутренних) причинах психического развития. Аргумент сторонников данного подхода – в родословной И.С. Баха было ещё несколько десятков музыкантов. По их мнению, это яркий пример передачи задатков музыкальных способностей из одного поколения в другое.

Одной из первых биогенетических теорий была концепциярекапитуляции С. Холла.Он считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Он сформулировал закон послеутробного развития – онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества. С. Холл опирался на закон, сформулированный в отношении эмбриона Э. Геккелем и И. Мюллером: в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет те стадии, которые проходит данный вид в онтогенезе.

С. Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры.

По Холлу, игра ребенка – это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и бесполезных функций; ребенок упражняется в них подобно головастику, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы он отвалился. С. Холл считал, что развитие рисунка ребенка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества.

А. Гезелл и Л. Термендля объяснения возрастных изменений основной упор делали также на роль наследственности. А. Гезелл рассматривал социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического развития, как приспособление ребенка к своей среде. Используя лонгитюдный метод (изучение психического развития одних и тех те детей от рождения до подросткового возраста), он ограничивался количественным изучением срезов психического развития. Он сводил развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественные преобразования при переходе от одной ступени развития к другой. Подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. Он рассматривал социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, приспособление ребенка к своей среде.

1.3.2. Социогенетический подход к формированию и развитию личности

Сторонники социогенетического подхода признают роль воспитания и факторов внешней среды (условий жизни, культурных факторов, поведения матери) в качестве главных факторов, лежащих в основе развития человека и формирования его поведения. Развитие есть процесс создания совершенно нового. Сторонники этого подхода делают акцент на экзогенных (внешних) причинах психического развития. Аргументы сторонников – феномен «маугли».

Ряд сторонников этого подхода исходят из представления о том, что психика человека на момент рождения представляет собой «чистую доску» и всё можно сформировать в результате воздействия окружающей среды. Этот подход отождествляет развитие и научение и связан с бихевиоризмом как направлением в психологии и его общими установками.

Теория классического обусловливания Дж. Уотсона – стимул вызывает реакцию. Теория оперантного научения Б. Скиннера – поведение формируется посредством позитивного и негативного подкрепления.

В этих двух теориях классического бихевиоризма проблема «развития ребенка» специально не акцентируется – там есть лишь проблема научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием воздействия среды.

Далее выдвигаются концепции социального научения, в которых уже показывается, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества.

Существует три поколения теорий социального научения.

Первое поколение – теория социального научения Н. Миллера и Дж. Долларда. Они считают, что наряду с классическим и оперантным научением, существует научение путем подражания и имитации, посредством которых формируется поведение. Они исследовали социальное научение в процессе воспитания ребенка. Именно социальному научению они отводили ведущую роль в социализации ребенка, под которой понимали продвижение новорожденного от асоциального «гуманоидного» состояния к жизни в качестве полноценного члена общества.

Второе поколение – теория социально-когнитивного научения А. Бандуры. Поведение формируется (научение происходит) посредством наблюдения за последствиями поведения других людей, что служит побуждением к повторению или отказу от такого поведения. Новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления. Человек много в поведении приобретает через наблюдение: мы наблюдаем, как делают другие, а затем повторяем. Или мы наблюдаем последствия поведения и повторяем подобное поведение или нет. А. Бандура в проблему научения включил когнитивный компонент. Так, в социально-когнитивной теории делается акцент на мышлении как части научения.

В третьем поколении теорий социального научения уделяется внимание анализу структуры семьи и других социальных институтов как важнейших факторов развития поведения ребенка. Развитие в социогенетических теориях рассматривается как процесс количественного накопления навыков, связей, приспособлений. Представители этого подхода полагают, что ребенок входит в общество, как «крыса в лабиринт», а взрослый должен провести его по нему, чтобы в результате он стал похож на него.

Вышеназванные концепции социального научения показывают, что ребенок развивается посредством приспособления к обществу, усваивая его привычки и нормы.

Представления о наследственной и средовой детерминации развития личности отличаются поразительной жизнестойкостью. Вместе с тем, лежащий в их основе линейный детерминизм уже в самом начале вызывал оппозицию. К концу ХХ века дискуссия о соотношении «средового» и «наследственного» факторов была переведена в плоскость экспериментальных исследований, в частности, исследований проблемы устойчивости и изменчивости свойств личности в изменяющихся ситуациях. Результаты экспериментальных исследований в этой области показали, что за реальную изменчивость поведения различия между ситуациями, взятыми сами по себе, и различия между людьми, взятые сами по себе, отвечают лишь в 10% случаев. Итог исследований лишний раз убедил ученых, что проблема изначально поставлена в некорректной форме. Это послужило толчком к созданию биосоциального подхода в трактовке факторов формирования и развития личности.

 

1.3.3. Биосоциальный подход к формированию и развитию личности

Представители данного подхода признают роль в развитии индивида как факторов внешней среды и воспитания, так и действие факторов наследственности.

А. Эткинд указывает, что результаты различных экспериментальных исследований показывают, что ни ситуация (среда) сама по себе, ни личность (наследственность) сама по себе не определяют психическое развитие индивида. Потому в последнее время в самых разных подходах к исследованию психического развития указывается, что оно определяется взаимодействием между личностью и ситуацией, между средой и наследственностью.

На основании этого были предложены двухфакторные концепции детерминации развития личности. Но как соотносится наследственность и среда? При попытке ответить на этот вопрос возникла теория конвергенции двух факторов.

Концепция В. Штерна – теория конвергенции (схождения) двух факторов – среды и наследственности.

Душевное развитие есть не простое проявление прирожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Психическое развитие – это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Влияние внутренних и внешних факторов на психическое развитие анализировалось У. Штерном на примере основных видов деятельности детей, главным образом, игры.

Он впервые выделил содержание и форму в игровой деятельности. И указал, что форма неизменна и связана с врожденными качествами, для упражнения этих качеств и создана игра. Содержание игры задается средой, которая помогает ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Анализируя игровую деятельность, У. Штерн считает, что личность выступает как продукт социальной среды, т.е. социального фактора, так и наследственных предиспозиций, которые даются человеку от рождения, т.е. биологического фактора.

Это самая распространенная концепция в современной психологии, она соответствует здравому смыслу, который отражен в двух общеизвестных поговорках: «Яблоко от яблони недалеко падает», «С кем поведешься, от того и наберешься».

Концепция З. Фрейда – теория конфронтации двух факторов – среды и наследственности – в основе её лежит конфликт в структурной организации личности, который разворачивается между инстинктивной сферой душевной жизни человека «Оно» и требованиями общества «Сверх-Я».

З. Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть понятны из изучения двух принципов душевной деятельности – принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. Биологическое начало человека, побуждаемое либидозной энергией, стремится к получению удовольствия, а социальная среда накладывает свои запреты, препятствующие достижению той или иной потребности. Конфронтация биологического и социального обозначается З. Фрейдом через конфликт между различными инстанциями личности – «Сверх-Я» и «Оно». «Сверх-Я» представляет в организации личности социальные нормы, усвоенные в ходе развития субъекта под давлением принципа реальности, а Оно в основном отражает спрятанное в глубинах организма природное начало, которое требует удовлетворения сиюминутных инстинктивных потребностей. Индивид вынужден ограничивать свои влечения, соотнося их с требованиями общества. В данной теории двухфакторного развития средовые влияния вытесняют природное начало. Они находятся в антагонистических, противоречивых отношениях.

Концепция взаимодействия двух факторов. Биологическое и социальное в человеке столь прочно соединено, что разделять эти две линии можно лишь теоретически. Несомненно, существует зависимость развития высших психических функций от структуры и функции нервной системы. Нейрофизиологи и нейропсихологи проводят исследования в этом направлении и изучают интегративные связи клеток головного мозга и проявлений психической активности человека.

В то же время в исследованиях Л.С. Выготского указывается то обстоятельство, что развитие высших психических функций составляет одну из сторон культурного развития поведения. С точки зрения Л.С. Выготского культурное развитие ребенка (развитие ребенка в социальной среде) соответствует психическому развитию, совершавшемуся в процессе исторического развития человечества.

В онтогенезе человека представлены оба типа психического развития: биологическое и историческое (культурное) развитие. Согласно Л.С. Выготскому, процессы биологического и культурного развития в филогенезе представлены в разделенном виде и связаны отношением преемственности и последовательности.

В онтогенезе они существуют в слитом виде и образуют единый процесс. Оба плана развития – естественный и культурный – совпадают и сливаются друг с другом. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка.

1.3.4. Схема системной детерминации развития личности (по А. Асмолову)

На смену метафизическим двухфакторным концепциям детерминации развития личности А. Асмолов (на основе работ П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, С.Н. Карпова) предложил новую схему системной детерминации развития личности, которая характеризуется тремя отправными пунктами:

- свойства индивида как органические предпосылки развития личности;

- социальная среда как условие и источник развития личности;

- совместная деятельность как движущая сила развития личности.

За каждым из этих пунктов стоят разные и пока недостаточно соотнесенные между собой области изучения личности. Органические предпосылки, будь то от природы унаследованные задатки или темперамент, сами по себе не предрешают развитие способностей и характера, точно так же, как социальные условия жизни сами по себе предопределяют, какая личность разовьется – приспособленец или альтруист. Рассмотрим каждый пункт в обозначенной схеме системной детерминации развития личности отдельно.

Индивидные свойства как органические предпосылки развития личности. Человек рождается как существо социально-генетическое и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни в обществе. Эти «индивидные свойства» (термин введен Б.Г. Ананьевым) на ранних этапах онтогенеза не представляют собой биологическую базу или фактор, который предопределяет развитие личности в ходе совместной деятельности, а выступает как «безличная предпосылка» развития личности, претерпевающая в процессе жизненного пути личности некоторые изменения. Безусловно, индивидные свойства человека, преобразуясь в ходе жизни в обществе, являются условием развития личности.

Вопросы изучения индивидных предпосылок развития личности в онтогенезе заключаются в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят своё выражение закономерности созревания индивида в жизненном пути индивидуальности. И, кроме того, как преобразуются индивидные свойства человека в зависимости от социального образа жизни, порой превращаясь из предпосылок развития личности в продукт этого развития.

Индивидные предпосылки, будь то от природы унаследованные задатки или темперамент, сами по себе не предрешают развитие способностей или характера, точно так же, как социальные условия жизни – хижины или дворцы, а так же усвоенные в процессе социализации роли, – сами по себе не предопределяют, вырастет ли в этих условиях приспособленец или борец, готовый вносить свой вклад в общественный прогресс. Индивидные предпосылки не представляют собой свойств личности и не являются основой личности. В действительности свойства индивида (строение тела, пол, биологический возраст, тип высшей нервной системы и т.д.) определяют формально-динамические аспекты поведения личности и, включаясь в деятельность, выражающую отношение человека к миру, к другим лицам и к самому себе, оказывают влияние на становление личности.

Индивидные свойства являются предметом исследований дифференциальной психофизиологии, психогенетики, нейропсихологии, психосоматики.

Индивидные свойства подразделяются на 2 класса:

1 класс – класс возрастно-половых свойств, расчленяется на две подгруппы:

- возрастные стадии онтогенетической эволюции индивида;

- онтогенез полового диморфизма;

2 класс – класс первичных индивидуально-типических свойств, расчленяется на подгруппы:

- конституциональные особенности индивида: телосложение и биохимические свойства индивида;

- нейродинамические свойства человека: особенности индивида, связанные с функциональной ассиметрией больших полушарий.

В школе Б.Г. Ананьева указанные два класса (класс возрастно-половых свойств и класс индивидуально-типических свойств) называют первичными индивидными свойствами. Иногда их в широком смысле слова характеризуют как нейродинамические индивидные свойства.

Наивысшей формой интеграции первичных индивидных свойств являются темперамент и задатки. Они составляют группу вторичных индивидных свойств.

Нейродинамические индивидные свойства изучались школой В.М. Теплова и В.Д. Небылицина. В исследованиях школы изучали общие и частные свойства нервной системы, в результате чего была выявлена тенденция, которая позволяет понимать индивидные свойства как возрастно-п


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение допускаемого крутящего момента. | Законы, закономерности и принципы управления производством в АПК.
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты