Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Религиозные инстинкты.




Поскольку, в общем, теория инстинктивного поведения в современных психологических исследованиях считается дискуссионной, то утверждение, что генезис религиозности начинается с религиозного инстинкта воспринимается настороженно. Позитивно оценивая основную интуицию, принадлежащую к концепции инстинктивных зародышей религии, то есть убеждение, что существует какой-то фактор или комплекс факторов, присущих человеку, которые допускают его религиозное поведение, в наше время указывают на категорию нужд. Религиозные стремления выражаются в поисках счастья и истины, в стремлении к совершенной жизни, ощущении зависимости от Творца. Исходя из этого, нужно отметить, что религиозные и моральные концепции должны иметь первобытный источник в глубоких, часто неосознанных стремлениях, находящихся вне наших убеждений и опыта. Юнг утверждал, что истоки религиозности находятся в коллективном бессознательном, где открываются сверхчеловеческие истины. В. Франкл в своей книге "Неосознанный Бог" описал так называемую неосознанную религиозность и духовность. Э. Кант, говоря о моральности как об одном из средств определения религиозности, писал: "достижение наивысшего блага-это необходимая цель воли, которая определяется моральным законом…(который)…предписывает нам сделать наивысшее возможное благо в мире конечной целью всех наших поступков" . Но ученый идет еще дальше, когда утверждает, что человек не просто желает того, что согласуется с моральным законом, но ожидает заслуженной похвалы через счастье тем, кто добивается морального совершенства. И хотя эмпирическая психология не может опровергнуть или подтвердить существование религиозного инстинкта, однако возможность его существования не должна спорить с особенностями человеческого познания. В поведении людей заметна устремленность к какой-то цели (как видно у Канта), что называют интенционностью, что должно иметь конкретную причину. Отбросивши концепцию биологической наследственности религиозности, некоторые ученые утверждают, что религиозность, как готовность переступить через себя в направлении трансцендентной действительности, в своей сути связана с природой человека. Это означает, что в человеке присутствует склонность к религиозности, которая не является следствием подчинения природе. В самой глубокой своей сути религиозность-это индивидуальный контакт, который образуется в результате решения, принятого человеком. Ссылаясь на нейропсихологические исследования, можно сказать, что особенности мира, окружающего человека и он сам требуют религии. Она имеет особенное значение в переживании стрессовых ситуаций, будучи как бы естественным способом их преодоления. На подобие этого выглядит дело и с ритуальными актами, источник которых находится в глубине психики, связанными с высшими мозговыми отделами, отвечающими за эмоциональную жизнь. Открытие того, что левое полушарие отвечает за поведение логического, рационального происхождения, а правое-за интуитивное познание, дало возможность объяснить содержание ритуальных действий. Физиологическим коррелятором религиозного поведения является, прежде всего, правое полушарие-оно создает возможности религиозному поведению, но само его не осознает. А осмысление религиозного поведения происходит благодаря левому полушарию. Исходя из этого, исследователи делают вывод, что религия является частью того, что присуще человеческой природе, и ее нельзя полностью осмыслить рационально. Кроме этого, она служит интеграции обоих полушарий мозга.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты