Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


государственной службе




Традиционные методы Новые методы
Авторитарное управление Коллегиальное управление
Монополия по предоставлению услуг Конкуренция по предоставлению услуг
Человек – помеха в деятельности Человек – клиент, потребитель услуг
Механизм бюрократии Механизм рынка
Правила и процедуры Цели и миссии
Борьба с проблемами Предотвращение проблем
Измерение затрат Измерение результатов
Бюрократический контроль Общественный контроль

 

Можно обоснованно утверждать, что труд управляющего, руководителя — самая сложная область человеческой деятельнос­ти и одновременно самая ответственная. Специалист в области уп­равления обязан владеть теорией, практикой и искусством управ­ления, знать социальные, правовые, философские, "психологичес­кие, экономические аспекты управления, владеть техникой уп­равления и связи, от современного телефона, Интернета, элект­ронной почты и до компьютера, а также знать объект управле­ния, применяемую технологию и организацию производства. Низ­кое качество работ или серьезная ошибка в управлении может нанести непоправимый ущерб предприятию и даже привести к его банкротству.

 

Управление представляет собой сложный процесс взаимодействия людей — управляемого и управляющего, субъекта и объекта. Управление, рассматриваемое как особый род взаимоотношений человека к человеку, человека к миру, оказывается в рамках предмета философского поиска (система взаимоотношений «человек—мир»). Еще со времен Платона философия ищет основание таких управленческих взаимоотношений. В «Идеальном государстве» такой основой выступает идея справедливости; Ж-Ж. Руссо, Т. Мор и другие представители европейского просвещения, а вслед за ними и Г. Г. Гегель в качестве такой основы избирали разум; К. Маркс, Ф. Энгельс и многие их последователи, в том числе и в России, выводят отношения управления из экономики; фрейдисты (прежде всего Э. Фромм) — из социальных отношений; отечественная философская (скорее даже историософская) мысль XIX в., в частности, П. Чаадаев связывает возникновение того или иного типа управления с географическим фактором.

Поиск основания управленческих отношений к концу XIX в. приобретает прикладное значение — это связано с растущими потребностями в определении принципов управления не только на уровне государства, но и торговых монополий, организаций, фабрик, заводов, — профессиональных коллективов. Особенно успешно осваивают систему управления американские ученые. В организационной системе ценностей идеальность (совершенность во всех отношениях — этическом, эстетическом) сменяется эффективностью производства. И уже с позиции своего прикладного значения поиск основания прокладывает себе новые «дороги». В частности, с конца XIX в. в Америке сложилась классическая школа управления, опирающаяся на ряд идей, ведущими из которых являются принципы координации, иерархии и регламентации, а ключевым понятием — понятие «функция управления». «Функция» подменяла «сущность», ее объективность и общепринятость некоторое время не подвергалась сомнению, что позволило структуру управления сблизить со структурой функционирования (предпринимались попытки классификации и иерархии функций управления).

Такой подход к управлению обладал системностью, но при этом совершенно не учитывал особенностей психики человека. В 30-е гг. ХХ столетия (в Америке же) понимание управления находит прочную опору в психологии. Классическую школу сменяет школа человеческих отношений, изучающая поведение работников в малых группах, влияние стиля управления на работу организаций (Э. Майо, А. Маслоу, Р. Лайкерт, К. Арджирис и др.). В середине ХХ в. появляется эмпирическая школа (П. Дракер, А. Слоун, У. Беннис, Г. Миниберг и др.), сохраняющая человека в качестве главного звена управления, но учитывающая роль функции организации. Главная идея этой школы (в интерпретации отечественного исследователя Л. А. Бессоновой): «сила организации и управленческой деятельности в менеджерах. Предлагается осуществлять строгий отбор и тщательное обучение менеджеров, накопление и использование их опыта» [б]. Почти одновременно с этим заявляет о себе американская школа социальных систем, опирающаяся на идеи структурализма. Соответственно, ключевыми категориями выдвигаются «социальная система» и «системный подход». Опора на социальные системы постепенно оформляется в маркетинг. Цели, задачи и стратегия управления формируются с опорой на актуальную информацию о желаниях и потребностях общества (маркетинговую информацию). Одно из современных направлений науки об управлении, представленное Сен - те и Нонаком, соединяет системный подход и положительные моменты школы человеческих отношений. В соответствии с положениями этого направления (признанного, кстати, одним из ведущих на сегодня), знания, умения, навыки, интеллект, системное мышление менеджеров и специалистов составляют одновременно опору и приоритетную задачу управления, и полагаются в основу развития организации.

Последующее (с середины ХХ в.) развитие американской теории управления обнаруживает тенденцию все большего сближения с науками о человеке — психологией, экономикой, этикой. Последняя тенденция (ориентация на этику — М. Вебер, Д. Макгрегор, Р. Лайкерт, Э. Майо и другие), появившаяся в 1990-е гг., основана на положении о том, что этическая система ценностных координат и ориентиров представляет собой основу общественного порядка и положена в основу мотивации каждого члена общества. Соответственно, опора на этику может способствовать мотивации в организациях.

Американская культура, в том числе и ряд идей теории управления в процессе глобализации приобрели универсальный характер, применялись в других странах и организациях. Отечественная наука об управлении (менеджмент) во многом опирается на американские школы. Но это не означает, что проблема не исследовалась в России. Более того, если американские школы решали прикладные задачи, обращаясь то к психологии, то к экономике, то к этике, то в России в начале XIX в. управление рассматривается в качестве философской проблемы, требующей философского же решения в самом широком смысле. Как своеобразное учение об управлении можно рассматривать «тектологию» А. А. Богданова (всеобщая организационная наука). В рамках тектологии всякая деятельность человека рассматривается как организация или деорганизация (такое положение звучит симптоматично на фоне современного общества, часто рассматриваемого не как общество людей, а как общество организаций). И между стихийной организационной природой и сознательно-планомерной организационной деятельностью людей, по словам Богданова, нет разницы. Таким образом, принципы управления в природе представляются схожими с принципами управления в обществе.

Иную точку зрения защищает С. Н. Булгаков в «Философии хозяйства» [1]. Мир может быть представлен как хозяйство благодаря деятельности людей. При этом «... хозяйство, понятое достаточно широко, не есть подъяремная работа скота, но творческая деятельность разумных существ, необходимо осуществляющих в ней свои индивидуальные начала, индивидуальности же присуща свобода, даже более, следует сказать, что она и есть эта самая свобода, и если свобода есть творчество, то индивидуальность есть подлинно творческое в нас начало, которое неугасимо и неустранимо и в хозяйстве». Деятельность, связанная с организацией и управлением, таким образом выводится из специфической человеческой природы — интеллекта, что позволяет подвести под теорию управления антропологическую основу. Здесь же Булгаков ставит вопрос о правомерности и закономерности «философии управления», подобно философии права, философии истории, философии денег (Г. Зиммеля). Философичность науки об управлении обосновывается глубокими антропологическими и в то же время экзистенциальными проблемами, вытекающими из отношений хозяйства (или управления). Так, «человек в хозяйстве побеждает и покоряет природу, но вместе с тем побеждается этой победой и все больше чувствует себя невольником хозяйства. Вырастают крылья, но и тяжелеют оковы. И это противоречие, разъедающее душу человека, заставляет его сосредоточеннее задуматься над вопросом о природе хозяйства». Здесь же Булгаков формулирует, следуя антропологической природе знания, основной вопрос философии хозяйства: «Является ли хозяйство функцией человека или человек есть функция хозяйства?». В такой постановке теория управления становится наукой о человеке, о природе человеческой жизнедеятельности, что станет еще более актуальным на заре XXI в., когда информационная культура и технологии кардинальным образом трансформируют привычную картину мира.

На современном этапе меняются и стиль, и механизмы социального управления. Постепенно уходят на второй план жесткие, открытые принудительные механизмы управления, уступая место скрытым, мягким методам принуждения. Наиболее эффективным механизмом является «добровольная» подчиненность. Этот механизм предполагает формирование в каждом человеке личной заинтересованности в целях,например отремонтировать квартиры в Марксе, совпадающих с целями власти. Человек в современном обществе живет в информационной среде, которая формирует его поведение, жизненные ориентиры. Ги Дебор в произведении «Общество зрелищ» утверждает, что человек живет в новой реальности «самостоятельного псевдомира», сконструированного из фрагментов действительности, претендующих на целостное представление о мире. Человек, живущий во фрагментарном информационном мире, становится легкой добычей манипуляционных технологий, активно используемых в управлении. Вся жизнь становится спектаклем, разыгрываемым для человека с его добровольным участием и господством ложного сознания. Постепенно «Я» деформируется, стираются его границы. Ложь и правда становятся неразличимыми в буйстве видимостей. Человек становится идеальным объектом управления. Современное общество — это не только «общество зрелищ», но и общество потребления. Э. Фромм в сочинении «Здоровое общество» подчеркивает, что одним из главнейших принципов общества является принцип безотлагательного исполнения желаний. Вкупе с принципом «возможности человека не имеют границ» мы получаем разрушительное по силе стремление к ненасытному потреблению. Потребление становится одной из главнейших черт социального характера современного человека. Г. Маркузе раскрывает механизм связи потребления и общественного контроля, утверждая, что для развитой индустриальной цивилизации характерно «превращение потребности в неумеренное потребление» [2]. Как следствие, в сфере потребления все отчетливее проявляются признаки безудержного стремления к обладанию. И, как предвидел К. Маркс, потребности становятся подлинной слабостью человека [3]. Изменился, по словам Маркузе, «сам механизм, привязывающий индивида к обществу» и «общественный контроль теперь коренится в новых потребностях, производимых обществом».

Человек всегда стремился к комфорту, окружая себя тем, что облегчает его жизнь. Современное общество отличается стремлением к удобству в физической и экономической сферах, к легкости социальных отношений, к порядку в политике и других сферах. Хорхе Анхель Ливрага в лекции «Общество комфорта и философия риска» отмечал, что то, что «сегодня называется обществом комфорта, представляет собой скорее совокупность чрезмерно раздутых естественных человеческих потребностей» [4]. Индивидуальные стремления к комфорту, суммируясь, образуют общество комфорта, сложный механизм, который начинает давить на всех. В таком обществе уже не средства используются для

удобства человека, а наоборот, человек становится заложником этих средств. С каждым днем их становится все больше, они все сильнее давят на личность, подчиняя себе психологию масс. Общество комфорта затуманивает наш разум, навязывает ложные потребности, убеждая в том, что нам жизненно необходимы какие-то предметы, преувеличивая их ценность. Эти ложные потребности подавляют человека, лишают его возможности выбора, независимости; нас несет поток мнений, часто весьма сомнительного происхождения. У нас отнимают право на нашу долю внутренней свободы. Здесь имеется в виду не какая-то абстрактная свобода, а личная свобода пользоваться тем, чем люди предпочитают пользоваться, и жить так, как они хотят.

орхе Анхель Ливрага обратил внимание на то, что в случае излишнего стремления к комфорту всегда возникают парадоксы. Допустим, в жаркую погоду мне захотелось лимонада, но если в ресторане я его закажу, на меня посмотрят с недоумением. Поэтому я автоматически прошу виски со льдом, поскольку это престижно, это означает определенный статус. Но в результате мы теряем остатки свободы, той свободы, которая лежит в основе человеческого счастья. Пример показывает, что люди становятся пленниками собственных потребностей — вполне естественных, но доведенных до крайности. Следует учитывать, что тема комфорта имеет психологическую природу и является большой духовной проблемой, поскольку стремление к обеспеченности, удобству, уюту невозможно свести лишь к материальному аспекту жизни. Хотя более пристальный анализ выявляет, что научно более корректно рассматривать комфорт как психосоматическую природу. Трагедия современного человечества в том, что, стремясь к материальному и психологическому удобству, выстраивая свое счастье на материальных интересах и биологических потребностях тела, он отказывается от комфорта духовного, лишается того, что необходимо для души.

Список литературы:

1. Булгаков С. Философия хозяйства

2. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. С. 12.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Экономико-философские рукописи 1844 года. Соч. Т. 42. С. 133.

 

Талина Васильевна ПАТРАКОВА — руководитель филиала Тюменского государственного университета в г. Сургут patrakova@list.ru

http://21portal.com/article/47-obshhestvo-kak-obekt-upravleniya-vchera-i-segodnya-society-chast-1.html

 

Чиркин, 2003:

Понятие управления.Управление — универсальный и необходимый элемент окружающего нас мира. В предельно широком смысле слова — это различные способы воздействия субъекта (субъектов) на объект (объекты), изменяющие положение, поведение и свойства субъекта (субъектов). С этих позиций даже тяготение планет Солнечной системы можно в какой-то мере рассматривать как взаимное многостороннее управление. Однако под управлением чаще всего понимают не стихийное, а целенаправленное воздействие со стороны людей (созданных ими устройств) на те объекты, которые поддаются регулированию. Далеко не все объекты, события, состояния могут быть предметом управления людей (например, космос). Применять управленческие меры к недолжному объекту бесполезно. Не все цели могут быть достигнуты при управлении (например, в сфере управления погодой). Поэтому применяя управленческие меры, нужно ставить реальные цели.

Управлять можно естественными объектами (например, с помощью упорных тренировок человек может изменить свою фигуру), физическими процессами (управление ядерной реакцией с целью получения «мирной» энергии, а не взрыва), техническими системами (управление автомобилем). Дрессировщик управляет поведением животного, регулирует свое поведение человек, сдерживая гнев или раздражение, и т.д. .

Управление направлено на достижение какого-либо результата, оно должно быть результативным. Однако не всякое воздействие даже на должный объект и с реальной целью, дает результат, к которому стремился управляющий субъект. Иногда принимаемые им меры не дают никакого результата, а нередко приводят к обратным последствиям. Последнее не означает, что управление отсутствует, 'просто воздействие не достигло желаемой цели.

Чаще всего воздействие при управлении понимается как однолинейное: субъект — объект. Мы видим обычно лишь эти прямые связи, но есть и обратные связи: воздействие объекта на управляющий субъект. Эти связи очень важно учитывать особенно в публичном управлении: реакция населения на управленческие меры органов государственной власти и муниципального управления может изменить и часто изменяет управленческие решения. К тому же субъекты и объекты управления в этом процессе могут поменяться местами: объект становится субъектом (подчиненные требуют, чтобы начальник, который утратил доверие, ушел с занимаемой должности, и добиваются этого). Обратные воздействия тоже могут рассматриваться с точки зрения кибернетики как управление, в них может быть цель (в результате забастовки администрация предприятия повышает заработную плату), но в государственном и муниципальном управлении для характеристики обратных связей (в форме воздействий) термином «управление» не пользуются, под ним понимаются прямые связи волевого, «командного» характера.

Различные вопросы управления (часто без употребления этого слова, заменяемого другими) изучаются многими отраслями знания. В данном учебном пособии речь идет только об управлении в обществе на уровне страны и муниципального образования. В нем не рассматриваются способы управления в международном сообществе, которое тоже поддается различным способам управления (Организация Объединенных Наций, ее органы пресекают агрессивную войну или посылают миротворцев в «горячие точки» планеты): Не говорится об управлении и в тех странах, которые выступают лишь как географические понятия, а также управлении в местных племенных образованиях, которое не является муниципальным. В учебнике речь идет об управлении в государственно-организованном обществе. В любом обществе существует множество разновидностей управления, например управление техническими системами, железнодорожным движением, процессами в ядерных реакторах. Такое управление также осуществляется в государственно-организованном обществе, а не вне его. В учебнике речь идет об общественном, социальном, а не техническом управлении (например, работа авиадиспетчеров) и не о личном, персональном управлении (использование родительской власти в семье для управления поведением детей).

В свою очередь, социальное управление многолико. В учебном пособии рассматриваются не все разновидности социального управления, существующие в стране. В нем говорится только о публичном (государственном и муниципальном) управлении, т.е. об управлении при использовании публичной государственной власти (от имени всего общества) и об управлении в масштабах муниципального образования (села, города, района и т.д.), т.е. при использовании публичной власти от имени соответствующего территориального коллектива.

Социальное управление.Любой коллектив (а общество — наиболее всеобъемлющий коллектив в государственных границах) имеет общие интересы и, следовательно, общие цели (например, поддержание определенного порядка, недопущение анархии и распада общества). В связи с этим в обществе появляются «общие дела», их необходимо решать, управлять событиями (теми, которыми можно управлять). Для регулирования жизни в различных обществах-коллективах создаются особые органы (в племени — советы вождей, старейшины, в государственно-организованном обществе — парламенты, правительства и т.д.).

С другой стороны, общество всегда (если исключить самые ранние стадии первобытного существования человека) структурировано и асимметрично. Оно состоит из разных социальных групп (рабочие, крестьяне, предприниматели), национальных (этнических) общностей, множества объединений (партии, профсоюзы, женские организации). В обществе действует также множество институтов экономического и социального характера (хозяйственные монополии, акционерные общества, трехсторонние организации работников, работодателей и государства). Свою роль играют выдающиеся личности и др. Каждая из таких общностей, институтов, организаций, а нередко и личностей преследует определенные цели, отстаивает свои интересы, выдвигает определенные требования.

В результате в обществе возникают противоречия и конфликты. Их необходимо регулировать, иначе общество не сможет функционировать как целостный организм. Оно в самом себе должно искать и, как правило, находит средства для обеспечения его развития. В конечном счете это происходит в результате социального управления, путем применения социальных стимулов, средств, механизмов. Действуя во имя своих интересов и вместе с тем выполняя «общие дела», различные группы, организации, институты, личности участвуют в изменении и развитии общества, т.е. в управлении им, если слово «управление» понимать в широком общесоциологическом смысле.

Политическое управление обществом осуществляется в результате деятельности политической системы общества. Это политические институты, регулятивные нормы, имеющие политическое значение (прежде всего право), политический режим, политическая идеология. Политическая система в концентрированном виде отражает наиболее важные интересы различных социальных групп и возводит их на уровень политики. Суть функционирования политической системы —

упорядочение общественных процессов, введение их в определенные рамки на базе легальных (т.е. дозволенных законом) форм борьбы (состязательности) и сотрудничества (в том числе путем компромиссов). Политическая система обеспечивает одно из важнейших составляющих управления — регулирование общественных отношений политическими средствами, но она не может обеспечить целевую, заранее заданную деятельность. В ее составе слишком много противоборствующих объединений и институтов, и регулирование отношений объективно осуществляется в борьбе разных сил и тенденций, в поисках компромиссов, принимаемых различными социальными и политическими силами. Такие компромиссы выражают лишь самые общие цели всего общества — экономическое развитие, недопущение распада общества и т.д.

Задача конкретного целевого регулирования общественных процессов, т.е. ориентация экономического развития в определенном направлении, политических и духовных процессов, выполнение конкретных мероприятий — развитие транспорта, образования, здравоохранения, культуры и т.д. решается путем применения публичной власти, которая сосредоточена в руках определенных институтов политической системы. Прежде всего это государство, выступающее как представитель общества (государственно-организованного общества), хотя на практике обычно государство представляет прежде всего интересы доминирующих в обществе социальных слоев. Государство осуществляет государственное управление обществом. Действуя от имени народа, оно создает для управления свои органы: парламент, правительство, суды и др.

На местах, в территориальных единицах, складываются свои территориальные коллективы. Это муниципальные образования. В них создаются свои органы, отдаленно напоминающие по форме государственные органы (есть местный представительный орган, условно говоря, — местный «парламент», глава муниципального образования — местный «президент», его администрация — местное «правительство», департаменты — местные «министерства» и т.д., но в их системе нет третьей ветви известной триады — судебной власти, прокуратуры, органов конституционного контроля и др.).

Органы муниципального образования осуществляют управление от имени населения территориального коллектива. Поскольку его решающие органы избираются (и могут быть только выборными), такая форма управления на местах называется местным самоуправлением. Оно решает иные задачи, чем государственные органы. Вместе с тем на местах могут действовать и Другие органы и должностные лица, назначаемые государством (управления и отделы министерств, в некоторых зарубежных странах — губернаторы, префекты, руководители районов и др.). Они осуществляют полномочия государства на местax. В федеративных странах между государством и местным самоуправлением стоит особое звено — субъект федерации. Местное управление рассматривается как сфера регулирования субъекта федерации, федеративное государство устанавливает лишь основы местного само-управления.

Государственное и муниципальное управление, как оно охарактеризовано выше, это — широкая, политологическая трактовка управления. В нем участвуют все ветви власти: законодательная (нормо-творческая в местном самоуправлении), исполнительная, судебная (в муниципальных образованиях, как говорилось, этой ветви нет), Другие органы, которые многими исследователями считаются не входящими ни в одну ветвь (например, прокуратура, органы конституционного контроля, избирательные комиссии, уполномоченные парламента, в частности, по правам человека, и др.)1. В более узком, специальном смысле под государственным и муниципальным управлением понимается ограниченная сфера деятельности государственных и муниципальных органов: административная, исполнительно-распорядительная деятельность. Она осуществляется не всеми, а лишь исполнительно-распорядительными органами, относящимися к ветви исполнительной власти. Если применить такой подход, то это будет означать изучение лишь управленческой деятельности администрации муниципального образования. Остальные органы (в том числе представительный орган) и процедуры (например, непосредственная демократия) будут исключены.

В данном учебнике государственное и муниципальное управление рассматривается в широком значении. Это направляющая, организующая, упорядочивающая деятельность государства и органов муниципального образования (на местном уровне) с использованием всех ветвей власти, всех органов, всех государственных и муниципальных должностных лиц и служащих. В этом смысле назначение государственного и муниципального управления состоит в урегулировании и упорядочении жизнедеятельности общества (территориального коллектива), отношений личности, различных коллективов, государства и общества, установление их рациональных взаимосвязей путем применения государственной и муниципальной власти. Такой широкий

1 Иногда говорится о других ветвях государственной власти: учредительной, контрольной, президентской и др. Называют также «власть прессы», средств массовой информации («четвертая власть»), но это не государственная власть.

подход к управлению, на наш взгляд, более соответствует подготовке менеджеров, чем специализированный юридический подход.

В отличие от других возможных форм управления (в семье оно, например, осуществляется при использовании родительской, т.е. личной, власти, а во многих коллективах (например, в общественном объединении) — путем применения корпоративной власти организации, моральных установок, запретов и ограничений) государственное и муниципальное управление это публичное управление в обществе и территориальном коллективе на основе использования публичной государственной и муниципальной власти.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты