КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наиболее авторитетным направлениемсовременной религиозной философии является неотомизм, базирующийся на учении Фомы Аквинского. Главный его принцип – гармония веры и разума. Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формами познания. Основными задачами философии неотомизма являются: · доказать истинность католицизма и католической философии; · приспособить католицизм к современным условиям; · приблизить католицизм к простым людям. Другим направлением современной религиозной философии является тейярдизм. Его основоположник – Пьер Тейяр де Шарден. Основной его целью было создание феноменологии – комплексной науки, которая соединила бы в себе достижения наук и теологическую философию и объяснила бы основы Вселенной. Важнейший принцип философии Тейяра де Шардена – эволюционизм, согласно которому всему в мире (живой и неживой природе) была присуща эволюция. По своей направленности тейярдизм был реформаторским течением в теологической философии, во много опирался на достижения естественных наук, критиковал многие формы католицизма.
Философская герменевтика – направление в философии, которое иссле - дует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени греческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми – истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Главная идея герменевтики: существовать – значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся: · «герменевтический треугольник» - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем; · «герменевтический круг» - циклический характер процесса понимания. Первыми герменевтиками были средневековые теологи – схоласты, которые занимались «расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии. К числу философов – герменевтиков можно отнести Ф. Шлейермахера, Г. Гадамера, П. Рикера. Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода – грамматический и психологический. С помощью первого выявляется «дух языка», с помощью второго – «дух автора». Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не остается скрытого смысла и он не будет нуждаться в толковании. Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью): · дивинации – искусственного «вживания» в душу автора текста; · сравнения – сопоставления фактов, других данных. Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу автора, текст будет полностью понят.
Термин «постмодернизм» (post – после) используется для обозначения как спе - цифики культуры второй половины ХХ в., так и философской мысли, представленной следующими именами: Жак Лакан, Исак Деррида, Жиль Делез, Мишель Фуко и другие. Основными чертами постмодерна являются следующие: · «потеря субъекта»; · игра со стилями и смыслами предшествующих эпох; · стирание любых границ между определенностями, структурами, институтами, формами. Данное направление претендует на создание «нового мышления», «новой идеологии», задача которой – размывание устоев, ценностей и границ традиционного философского европейского знания. Что же предлагают постмодернисты? 1. Прежде всего не создавать никаких новых идеалов вместо уже отвергнутых старых. Истина невозможна, ее поиск – это иллюзия старой философии. 2. Создавать новую жизнетворческую культуру, утверждающую полную свободу человека, свободу творчества и личности везде и во всем без границ. 3. «Хаос» должен заменить «порядок» в культуре и обществе. Должно быть множество культур, политических систем, между которыми должны быть стерты все грани. Так же и в оценках интеллекта и способностей людей следует стереть все грани между гением и посредственностью, героем и толпой. Многие постмодернисты выдвигают новый тип философствования – философствование без субъекта. Можно сказать, что постмодернизм представляет собой реакцию на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества. Постмодернизм настаивает на гуманитаризации, антропологизации философского знания.
Литература 1. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. – М., 1994. 2. История современной зарубежной философии: компаративный подход. – СПб.: Лань, 1997. 3. История философии в кратком изложении. – М., 1995. 4. Маритен Ж. Философ в мире. – М., 1994. 5. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. – СПб., 1994. 6. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2000. 7. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000. 8. Сумерки богов. – М., 1989. 9. Философия ХХ века: Учебное пособие. – М., 1997. 10. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990. 11. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992. 12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1999.
|