Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


В последней трети XIX — начале XX века




Буржуазные революции XIX в. ликви­дировали целый ряд препятствий, стояв­ших на пути развития капитализма в Испа­нии. Но буржуазные преобразования, про­водившиеся в интересах либерального дворянства и верхушки буржуазии, не были доведены до конца. В результате пяти революций не только не было уничто­жено, но, напротив, укрепилось крупное землевладение, питавшее множество феодальных пережитков в экономической и политической жизни страны. В сере­дине 70-х годов был достигнут полити­ческий компромисс между землевладель­ческой аристократией и крупной буржуа­зией, выразившийся в реставрации монар­хии и принятии Конституции 1876 г.

Сокрушительное поражение, которое Испания потерпела в войне с США в 1898 г., усилило недовольство широких кругов населения режимом Реставрации и дало толчок развитию республиканского движения. «Катастрофа 98 года», привед­шая к потере колониальных владений и обнажившая отсталость Испании, поро­дила общественное движение за всесто­роннее обновление страны.

В конце XIX — начале XX в. активи­зировалась борьба крестьян и батраков против латифундистов, крепло рабочее движение. Однако распространение марк­систских идей в Испании шло довольно медленно: марксизм пробивал себе дорогу в ожесточенной борьбе с анархизмом и анархо-синдикализмом.

Процессы социально-экономического и политического порядка в немалой мере определяли пути развития общественных наук, в том числе историографии.

Организация исторической науки.Этот период был весьма плодотворным для испанской исторической науки. Совершен­ствовалось архивное дело, в середине XIX в. были созданы два новых архива — Национальный исторический архив в Мадриде и Центральный Архив в Алькала-де-Энарес. Были предприняты многотомные публикации документов из архива Ка­стильской короны (г. Симанкас), архива Арагонской короны (г. Барселона), архива Индий (г. Севилья).

Важным центром исторических иссле­дований, объединившим главным образом консервативных ученых, являлась Коро­левская академия истории, основанная еще в 1738 г. Ее членами были многие видные историки — М. Лафуэнте, А. Кановас дель Кастильо, М. Менендес Пелайо. Академия осуществляла большую работу по сбору древних рукописей и публикации документов; под руководством Кановаса дель Кастильо, возглавлявшего Академию с 1885 по 1897 г., было осуществлено издание 18-томной «Всеобщей истории Испании». Либерально настроенные уче­ные тяготели к так называемому Свобод­ному институту просвещения, который был создан в 1876 г. и вел энергичную борьбу против политической реакции и клерикализма. Там читали лекции такие авторитетные историки, как Р. Альтамира-и-Кревеа, X. Коста. Свободный инсти­тут оказал большое влияние на формиро­вание передовой интеллигенции, деятелей республиканского движения. Важными центрами воспитания научных и педаго­гических кадров являлись университеты. Подготовка историков и архивистов ве­лась, как правило, на философско-литера-турных факультетах.

В 1867 г. в Мадриде был основан На­циональный археологический музей; вслед за ним подобные музеи были откры­ты во многих крупных городах страны. Хотя эти музеи в большинстве своем назы­вались археологическими, их коллекции отражали и другие области исторической науки.

Распространению исторических знаний способствовало издание 29-томной «Всеоб-

 

 

щей истории Испании с древнейших вре­мен до наших дней»1, написанной выдаю­щимся историком Модесто Лафуэнте(1806—1866). В трудах Лафуэнте, при­надлежавшего к лагерю умеренных либе­ралов, идея провиденциализма сочеталась с верой в неизбежность исторического прогресса.

Католическая школа.Церковь, активно выступавшая на стороне феодальной реакции и потерявшая в итоге буржуазных революций значительную часть своих земельных владений и политического влия­ния, в конце XIX — начале XX в. стреми­лась возродить господствующее положе­ние католицизма в духовной жизни стра­ны. Выразителем клерикальной тенденции в историографии был Марселино Менендес Пелайо(1856—1912). Литературовед, историк и философ, профессор Мадрид­ского университета, член Королевской академии истории с 1882 г. (а с 1910 г.— ее директор), человек широкой эрудиции, обладавший редкими способностями и литературным даром, Менендес Пелайо создал ряд полемически заостренных научных трудов, направленных на защиту католицизма. Наиболее важная истори­ческая работа Менендеса Пелайо — трех­томная «История испанских инакомысля­щих», содержащая анализ и резкую крити­ку всех доктрин, когда-либо противостояв­ших католицизму в Испании, от средневе­ковых ересей до идеологии Просвещения, философии Гегеля и позитивизма.

Менендес Пелайо так сформулировал суть своих исторических взглядов: «Я като­лик, и как католик утверждаю, что Прови­дение, откровение, свободная воля являют­ся основами всякой истории»2. По его мнению, католицизм являлся главной движущей силой испанской истории и ос­новой культуры, сыграл решающую роль в образовании испанской нации, привел к росту величия Испании; отход от като­лицизма повлек за собой всесторонний упадок страны. Для работ Менендеса Пе­лайо характерно отрицательное отношение к революциям, которые рассматривались им как чуждое национальному бытию явление 3. Менендес Пелайо осуждал дея­тельность буржуазных революционеров, обвиняя их в том, что они раскололи некогда единую нацию на два непримири­мых лагеря — на «старую» и «новую» Испанию.

Многие явления европейской истории Менендес Пелайо объяснял расовым фак­тором, противоборством романских и гер­манских народов 4.

Консервативная школа.Влияние, кото­рым пользовалось это направление в испанской историографии, объяснялось прежде всего консервативным настроем, господствовавшим в среде крупной бур­жуазии и обуржуазившегося дворянства в период Реставрации. Крупнейшим пред­ставителем консервативной школы являл­ся Антонио Кановас дель Кастильо(1828—1897), один из ведущих государ­ственных деятелей второй половины XIX в. Он участвовал в четвертой буржуазной революции (1854—1856), в конце 50-х — начале 60-х годов входил в состав прави­тельства, а в годы пятой буржуазной рево­люции (1868—1874) возглавлял одну из монархических группировок.

В середине 70-х годов Кановас вы­двинулся на первый план политической жизни, став одним из «архитекторов» конституционной монархии в Испании. Он был бессменным лидером консервативной партии, неоднократно занимал пост премь­ер-министра. Он подавлял выступления республиканцев, рабочее и крестьянское движение, национально-освободительную борьбу народов испанских колоний. В 1897 г. Кановас был убит анархистом.

Исторические взгляды Кановаса были во многом близки к воззрениям Ранке. Кановас считал, что деятельность людей, обладающих свободой воли и созидаю­щих историю, в конечном счете служит целям, определяемым Провидением 5. Его труды, проникнутые монархическими

1 Lafuente M. Historia general de Espafia desde los tiempos mвs remotos hasta nuestros dlas. Madrid, 1850—1867. T. 1—29.

2 Menйndez Pelayo M. Historia de los hetero-doxos espafioles. Madrid, 1880. T. 1. P. 22.

3 Menйndez Pelayo M. Historia de los hete-rodoxos espafioles. T. 3. P. 834—835.

4 Ibid. T. 2. P. 13.

5 См.: Canovas del Castillo A. Estudios literarios de D. A. Canovas del Castillo. Madrid, 1868. T. 2. P. 43, 61.

 

идеями, освещают политическую историю, прежде всего историю государства, остав­ляя в тени социально-экономические процессы и движения народных масс. Кановас был сторонником внешнеполити­ческой экспансии и колониальных захва­тов.

Перу Кановаса принадлежит ряд исторических работ, посвященных истории Испании XVI—XVII вв. В центре повест­вования стоит деятельность монархов и их окружения. В то же время Кановас под­черкивал, что творцом истории являются не выдающиеся личности, а поколение, нация, человеческий род в целом. Этот тезис он использовал для объяснения при­чин упадка Испании в XVII в., религиозных преследований и несправедливых войн: «Последние короли австрийской династии были плохи, но разве нация, которой они управляли, была лучше?.. Все классы в большей или меньшей степени участво­вали в общественных делах в течение описываемого периода и все совершали сходные ошибки» 6. Так Кановас пытался оправдать политику монархии, затушевать ее связь с интересами феодального дворян­ства и духовенства, возлагая вину за упадок страны на всю нацию.

Распространению исторических взгля­дов Кановаса способствовала его деятель­ность во главе Королевской академии истории (1885—1897). В XX в. крупней­шим историком консервативного направле­ния стал Г. Маура Гамасо.

Позитивизм. В конце XIX — начале XX в. господствующие позиции в буржуаз­но-либеральной историографии занял позитивизм, распространившийся в Испа­нии позднее, чем во Франции и Англии. Крупнейшим историком этого направления был Рафаэль Альтамира-и-Кревеа (1866— 1951), в течение многих лет преподавав­ший в университетах Овьедо и Мадрида. Альтамира был также известен как обще­ственный деятель, активно сотрудничав­ший в республиканской прессе.

Важной заслугой Альтамиры стала постановка вопроса о необходимости перестройки исторического образования. Большую роль сыграла его работа «Препо­давание истории» — цикл лекций, прочи­танных в 1890—1891 гг. в Педагогическом музее. Альтамира осуждал систему зуб­режки истории, выступал за развитие творческой работы студентов, за их ознакомление с источниками и истори­ческой литературой различных направ­лений 7.

Исторической концепции Альтамиры свойственно признание исторической зако­номерности и прогрессивного характера развития общества, стремление к рацио­нальному объяснению фактов. Он отверг идею провиденциализма, которая домини­ровала в трудах историков католического и консервативного направлений.

Вслед за Г. Спенсером Р. Альтамира уподоблял общество живому организму, все части которого взаимосвязаны и допол­няют, друг друга. Сторонник позитивист­ской теории фактов, Альтамира излагал свои взгляды на историю следующим обра­зом: «Наряду с политическими фактами не менее ценными считаются те факты, которые отражают остальные стороны деятельности человека; надо также пола­гать, что нельзя считать познанной глав­ную черту, характеризующую народ, а также его миссию и роль в жизни, пока не будут изучены во всем многообразии и хорошо известны его искусство, религия, наука, обычаи, экономическая структура, идеи необразованной массы (чью роль в истории нельзя отрицать) и т. д. ...Эти стремления обобщаются в одной фразе, может быть, не очень точной: „написать историю цивилизации"» 8.

Важнейшим трудом Альтамиры в этот период была «История Испании и испан­ской цивилизации»9. Альтамира ввел в научный оборот огромное количество фактов, относящихся к экономической истории страны, развитию социальной структуры, борьбе народных масс против

6 Canovas del Castillo A. Bosquejo his-tфrico de la Casa de Austria en Espana. Madrid, 1911. P. 425.

7 Altamira R. La ensenanza de la Historia. Madrid, 1891. P. 7, 8, 11.

8 Altamira R. La ensenanza de la Historia. P. 84.

9 Altamira R. Historia de Espana y de la civilizaciфn espanola. Barcelona, 1900—1902. V. 1—4.

 

 

эксплуатации. Он был одним из первых испанских историков, заявивших о необхо­димости изучать прежде всего историю народов, а не правителей. Альтамира рассмотрел историю всех областей, вхо­дящих в состав Испании, а также испан­ских колоний, не ограничиваясь изуче­нием истории Кастилии, как это было принято в современной ему историогра­фии.

Вместе с тем Альтамира был далек от материалистического понимания исто­рии; это особенно ярко проявилось в осве­щении им таких фундаментальных проб­лем, как крушение римского владычества на Пиренейском полуострове, генезис феодализма, выяснение сущности феодаль­ного строя. Альтамира, как и большин­ство его современников, сводил понятие «феодализм» к системе феодальной иерар­хии и сеньориальной юрисдикции, что привело его к ошибочному выводу об отсутствии феодализма в Леоне и Касти­лии.

Труды Альтамиры оказали сильное влияние не только на многих видных исто­риков XX в., но и на уровень истори­ческих представлений широких кругов испанской общественности. Этому способ­ствовал литературный талант Альтамиры, умение доступно и увлекательно излагать сложные вопросы.

Историография Каталонии.В конце XIX — начале XX в. на политической арене Испании появились новые силы — нацио­нальные движения Каталонии, Страны Басков, Галисии. Особого размаха нацио­нальное движение достигло в Катало­нии — крупнейшем промышленном районе страны. Рост влияния промышленной буржуазии Каталонии, формирование идеологии каталонского буржуазного национализма, «возрождение» каталон­ской литературы сопровождались повы­шением интереса историков-каталонцев к прошлому своего народа.

Во второй половине XIX в. появился целый ряд исследований, посвященных истории Каталонии. Почетное место среди них занимала опубликованная в 1876—1878 гг. 9-томная «Критическая история (гражданская и церковная) Каталонии», написанная известным исто­риком и архивистом Антонио Бофарулем(1821 — 1892) 10. В 1907 г. в Барселоне был создан Институт каталонских исследова­ний, ставший важным научным центром.

Ведущие каталонские историки этого времени (А. Бофаруль, В. Балагер, А. Ру-био-и-Льюч) принадлежали к разным историографическим школам и придер­живались различных взглядов по вопросам методологии и методики исторического исследования. Однако их объединяло стремление привлечь внимание обществен­ности к истории и богатому культурному наследию каталонского народа. Большин­ство каталонских ученых занимались средневековой историей. Это объяснялось тем, что в XIII—XV вв. Каталония играла значительную роль в экономической жизни Средиземноморья и пользовалась боль­шим политическим влиянием в составе арагоно-каталонского государства; ката­лонская культура переживала период расцвета. Исторические работы способ­ствовали формированию национального самосознания и создавали своеобразное историческое обоснование требований каталонских буржуазных националистов.

Демократические течения в испанской историографии.Одним из основателей испанской демократической историогра­фии по праву считается Франсиско Пи-и-Маргаль(1824—1901). На протяжении второй половины XIX в. Пи-и-Маргаль стоял на левом фланге республиканского движения. В 1873 г. он был избран пре­зидентом первой испанской Республики и выступил с программой углубления буржуазно-демократической революции. Ф. Энгельс высоко оценил революционную деятельность Пи-и-Маргаля: «Среди офи­циальных республиканцев Пи был единст­венным социалистом, единственным чело­веком, сознававшим, что республике необходимо опираться на рабочих»11. В период Реставрации он возглавил пар­тию республиканцев-федералистов, энер­гично вел борьбу за демократизацию общественно-политической жизни.

10 Bofaruil A. Historie critica (civil у ecclesiвstica) de Catalufia. Barcelona, 1876— 1878. T. 1—9.

11 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 18. С. 461.

 

 

Пи-и-Маргаль был широко известен как историк, философ, искусствовед. Среди наиболее значительных его работ — «Ре­акция и революция», «Национальности», «Всеобщая история Америки», «История республики 1873 г.», «История живописи в Испании». Кроме того, он совместно с сыном (Ф. Пи-и-Арсуага) работал над многотомной «Историей Испании в XIX веке» 12.

Взгляды Пи-и-Маргаля сформирова­лись под влиянием философии Гегеля и идей Прудона. Одной из основ мировоз­зрения Пи был тезис о том, что настоящая революция должна быть не только по­литической, но и социальной. Поэтому в своих работах он уделял особое внимание истории социальных отношений и классо­вой борьбы, республиканского движения, борьбы народов испанских колоний против угнетения. Он пришел к правильному вы­воду о том, что одной из причин поражения пятой буржуазной революции было не­внимание к насущным нуждам крестьян.

Аграрный вопрос, проблемы латифун-дизма и крестьянского малоземелья, ограбления крестьянской общины зани­мали центральное место в общественно-политической жизни страны. Именно этим вопросам была посвящена политическая и научная деятельность Хоакина Косты(1846—1911), активно выступавшего в за­щиту интересов крестьян.

Коста был убежденным сторонником «аграрного коллективизма», понимая его как сочетание общественной собственно­сти на землю и частной собственности на другие средства производства и на про­дукты земледелия 13. Социально-экономи­ческие взгляды Косты обусловили его ин­терес к истории крестьянской общины. Его главный исторический труд — «Аграрный коллективизм в Испании» — посвящен истории общинного землевладения, а так­же анализу «коллективистских» идей в Ис­пании. В другой программной работе — «Олигархия и касикизм как современная форма правления в Испании» — Коста сделал вывод о том, что революция 1868— 1874 гг. не освободила народ, и оценил политическую систему Реставрации как олигархический режим, обслуживаемый псевдопарламентскими учреждениями.

Важную роль в изучении испанского рабочего движения сыграла работа одного из руководителей испанских анархистов Ансельмо Лоренсо(1841 —1914). Лоренсо, рабочий-типограф, активно участвовал в рабочем движении 60-х годов, в деятель­ности испанских секций I Интернационала, присутствовал на Лондонской конферен­ции 1871 г. В книге «Воинствующий про­летариат» (первая ее часть вышла в 1901 г., вторая — в 1923 г.) Лоренсо с анархист­ских позиций осветил историю испанского рабочего движения 60-х — начала 80-х годов, деятельность испанских секций Международного Товарищества Рабочих и бакунистского Альянса социалисти­ческой демократии. Лоренсо подчеркивал влияние анархизма в пролетарской среде, замалчивая борьбу сторонников марксиз­ма. Важным достоинством книги было включение в текст многочисленных доку­ментов рабочих организаций.

Распространение марксизма.Распро­странение марксистских идей в Испании было связано с именами видных деятелей испанского рабочего и социалистического движения — X. Месы, П. Иглесиаса, X. Веры.

Хосе Меса(1840—1904) —участник социалистического движения в Испании и Франции, один из создателей Испанской социалистической рабочей партии

(ИСРП), перевел на испанский язык ряд работ К. Маркса и Ф. Энгельса. Среди них — «Манифест Коммунистической партии», «Нищета философии», «Граждан­ская война во Франции». Ф. Энгельс в 1872 г. писал, что Меса «...наиболее вы­дающийся из наших людей в Испании как по своему характеру, так и по таланту и, безусловно, один из лучших наших людей вообще» 14.

Распространению марксизма способ­ствовали статьи и речи признанного лидера ИСРП, бессменного председателя ИСРП

12 Pi у Margall F., Pi у Arsuaga F. His-toria de Espana en el siglo XIX. Madrid, 1902. V. 1—8.

13 Costa J. Colectivismo agrario en Espana. Buenos Aires, 1944. P. 11.

14 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 18. С. 180.

 

и профсоюза «Всеобщий союз трудя­щихся» П. Иглесиаса. Он был талантли­вым пропагандистом, однако его взгляды отличались непоследовательностью: в 80-е годы он" испытывал влияние гедизма, а в последние годы жизни перешел на рефор­мистские позиции.

Определенный вклад в дело пропа­ганды марксистских идей внесли статьи одного из идеологов ИСРП — X. Веры, публиковавшиеся на страницах газеты «Социалист» («El Socialista»). В своих статьях Вера обращался к опыту Париж­ской Коммуны, в годы первой мировой войны страстно выступал в защиту проле­тарского интернационализма.

Первая попытка осветить с позиций ИСРП историю испанского рабочего движения была предпринята социалистом Ф. Морой в книге,«История социалисти­ческого движения и рабочих обществ Испании в XIX веке», вышедшей в 1905 г.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты