Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



ЭРИУГЕНА

В IX столетии неоплатоновские идеи начали распространяться в Западной

Европе. Роль распространителей играли ирландские монастырские школы, которым

были известны тексты греческих "отцов церкви" (в другие страны Западной

Европы греческие тексты еще не проникли). К эмигрантам, которые пришли на

континент и оказали влияние в духе неоплатонизма на западноевропейское

образование, принадлежал Иоанн Скот Эриугена (ок 810-877), учитель при

королевском дворе Карла Голого в Париже. Он был большим ученым своего

времени, знал греческий язык (писал на нем стихи), переводил с латыни. Хотя

он был человеком светским, церковники обращались к нему по вопросам

теологии, прежде всего в большом споре IX столетия по проблеме

предопределения (предистинации). Его главное произведение "О

предопределении" ("De preedestinatione") появилось именно в связи с этим

религиозно этическим спором. Трактат "О разделении природы" ("De divisione

 

naturae") являлся по преимуществу трудом метафизическим.

Система Эриугены по типу неоплатоновская, по происхождению она

относится к ряду тех, которые были основаны Плотином. Хотя его трудов

Эриугена, непосредственно не знал, но он был знаком с ними через

христианские работы неоплатоников, в частности греческих "отцов

церкви"-Григория Нисского, Псевдо-Дионисия, Максима Исповедника. Обращение к

работам этих авторов было типичным для всей ранней схоластики. Переводами с

греческого Эриугена способствовал распространению на Западе знании об

александрийской философии.

Его называли "первым отцом схоластики", а также "Карлом Великим

схоластической философии". Если Карл Великий в начале средних веков

объединил светскую монархию и церковную иерархию, то Эриугена создал

всеобъемлющую, единую систематическую философскую систему, которая

разрабатывалась последующими поколениями.

Одним из первых он выдвигает тезис, относящийся ко всей схоластике:

подлинная религия является и подлинной философией и наоборот; сомнения,

выдвигаемые против религии, опровергают и философию. Он энергично защищал

тезис о том, что между откровением и разумом нет противоречия. Орудием



разума является диалектика, которую он понимает, подобно Платону, т. е. как

искусство сталкивать противоположные точки зрения в беседе, а затем

преодолевать различия с целью выделить истину. Решающую роль в познании, по

Эриугене, имеют общие понятия. В согласии с Платоном, он принимает

реальность понятий по степени их общности: чем выше степень общности, тем

больше проявляется их объективная реальность и независимость от познающего

человеческого разума. Единичные понятия, наоборот, существуют лишь благодаря

тому, что они относятся к видам, а виды - к роду. Это направление

философской рефлексии в ходе дальнейшего развития средневековой философии

было названо реализмом. Его позднейшее отвержение церковью имело два повода.

Первый повод: Эриугена в целом придавал большое значение разуму; он

становится одним из первых защитников рационализации теологии,

провозглашает, что авторитет основывается на истинности разума, но ни в коем

случае не наоборот. Вторым поводом были пантеистические выводы, которые у

Эриугены заметно проявляются прежде всего в трактате "О разделении природы".



Он отождествляет бога с природой (в абстрактном, но не в эмпирическом

смысле), причем исходит из платоновских формулировок, где бог представляет

начало, середину и конец (временами пантеистические элементы содержались уже

у ареопагитиков).

Процесс развития идет от бога к миру, и, наоборот, возврат всего

существующего к единичному богу раскрывает его характер, который проявляется

в четырех ступенях природы. Первая ступень - природа несотворенная и вместе

с тем творящая, вторая ступень - природа сотворенная и вместе с тем

творящая, третья - природа сотворенная и нетворящая и четвертая

ступень-природа несотворенная и нетворящая. Бог, таким образом, есть начало,

середина и конец всего космоса.

Эриугена говорит о двух путях познания бога. Он, как и Псевдо-Дионисий,

различает позитивную и негативную теологию. В негативной бог понимается как

непознаваемая сущность, теология в лучшем случае лишь определяет, чем бог не

является. Мы можем познать не сущность бога, но лишь его проявления. Бог

выше всех категорий, о нем нельзя сказать, что он субстанция, или материя.

Эриугена продвигает свою негативную теологию дальше, чем остальные

христианские авторы, а его концепция бога отличается от библейского учения.

Учение Эриугены несколько раз объявлялось церковью еретическим. Сначала была

запрещена его трактовка предопределения, позже и трактат "О разделении

природы", который был приговорен к сожжению. Несмотря на это, трактаты

Эриугены были широко известны. Его пантеизм вновь ожил в XII и XIII вв. В

1225 г. произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Учение Эриугены оказывало влияние как на ученых (школа в Шартре), так и на

некоторые еретические религиозные движения.

 


Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 23; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СХОЛАСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ | СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2017 год. (0.015 сек.) Главная страница Случайная страница Контакты