Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ




Арабская философия развивалась параллельно развитию ранней схоластики.

Однако ее развитие происходило иначе. Вначале арабы перенимали у греков

преимущественно идеи Платона и неоплатоников, но постепенно они начали

уделять все больше внимания идеям Аристотеля, произведения которого (в

частности, метафизические, логические и физические трактаты) внимательно

изучались и комментировались. При этом особый упор делался на метафизику и

формальную логику.

Аристотелизм здесь не культивировался в чистом виде, он переплетался с

элементами неоплатонизма, поскольку платонизм больше, чем идеи Аристотеля,

отвечал интересам теологии.

Основным смыслом арабской философии было защитить ислам и его церковные

догматы, поэтому в основных чертах и исходных положениях она совпадает со

схоластической философией.

У начал исламской философии стоят два великих мыслителя. Первым из них

является арабский приверженец идей Аристотеля аль-Кинди (800 - ок. 870),

современник Эриугены, переводчик и комментатор Аристотеля. Впоследствии,

однако, он отходит от чистого аристотелизма и переходит к неоплатонизму.

Стойким последователем Аристотеля в Х столетии был аль-Фараби (870-950),

который жил и творил в Багдаде, Алеппо и Дамаске в 900-950 гг. Однако он

также начинает интерпретировать систему Аристотеля в духе неоплатоников,

взяв от Аристотеля четкое и логическое разделение действительности на

отдельные области научных интересов. Картину духовного мира этого периода

дают так называемые "Трактаты чистых братьев" - около пятидесяти сочинений о

религии, философии и естественных науках, написанных представителями секты

"Братья чистоты и искренности", которая возникла в Х столетии и помимо

прочего стремилась к соединению ислама с эллинистической философией. Здесь

также главенствовала неоплатоновская идея: мир исходит из бога и

возвращается к нему.

По отношению к христианской схоластике важное значение имеет творчество

великих аристотеликов арабской философии: на Востоке это был Авиценна, на

Западе - Аверроэс.

Авиценна (араб. Ибн Сина, 980-1037) происходил из туркестанской Бухары.

Имел энциклопедическое образование. Главным философским трудом Авиценны был

трактат энциклопедического характера "Книга исцеления", содержащий основы

логики, физики, математики и метафизики; кроме этого он написал комментарии

к Аристотелю и много других книг, из которых большое признание приобрел

трактат "Канон медицины".

Философия Авиценны была теоцентрической, однако в ином смысле, чем

христианская. Мир он понимал как произведение божественного разума, но ни в

коем случае не божьей воли. Мир был сотворен из материи, а не из ничего;

материя же является вечной. Материальный мир имеет характер конкретной

возможности и существует во времени. Как и у Аристотеля, у Авиценны бог

является неподвижным двигателем, формой всех форм, вечным творческим

условием. Мир в своей реальной множественности не создан однажды и

непосредственно богом, но возник постепенно. О параллельности развития

арабской и христианской философии свидетельствует и понимание универсалий.

Авиценна приходит к аналогичным результатам, что и Абеляр, но по времени

раньше. В согласии с другими арабскими философами, он учит, что об

универсалиях можно говорить трояким способом:

- они существуют до единичных вещей в божественном разуме (ante res);

- они существуют в реальных вещах как их воплощенная сущность (in

rebus);

- они существуют после вещей в головах людей как образованные ими

понятия (post res).

Для философии Авиценны был характерен рационализм с материалистическими

тенденциями, которые вытекают из его естественнонаучной ориентации. Он

является основателем арабского перипатетизма, его учение соединяет в себе

элементы философии Аристотеля с религией ислама.

Если Авиценна был королем арабской философии на Востоке, то королем

арабского Запада, существенно повлиявшим на европейскую философию, был

Аверроэс (араб. Ибн Рушд, 1126-1196). Происходил он из испанской Кордовы.

Известен как теолог, юрист, врач математик и прежде всего философ. Является

автором известных комментариев к Аристотелю, которого он считал величайшим

из людей, подлинным философом. Он занимал высокие должности, выполнял важные

государственные функции, однако в эпоху правления халифа аль-Мансура был

отправлен в изгнание. Его трактаты, которые были отвергнуты исламскими

теологами, сохранились лишь благодаря испанским евреям

По Аверроэсу, материальный мир вечен, бесконечен, но в пространстве

ограничен. Бог так же вечен, как и природа, однако он не сотворил мир из

ничего, как это провозглашает религия.

Аристотелевское истолкование возникновения природы, согласно которому

материя как таковая является не действительностью, а возможностью, что на

нее должна воздействовать форма, чтобы природа возникла, Аверроэс

интерпретировал так, что формы не приходят к материи извне, но в вечной

материи все формы потенциально содержатся и постепенно в процессе развития

выкристаллизовываются. Концепцию всеобщей градации и иерархии сущего между

богом и человеком он перенял у Авиценны. Такая концепция, естественно была

значительно более удалена от веры в божественное сотворение природы из

ничего, которую проповедовав христианство и иудаизм.

Однако это не единственная проблема, по которой Аверроэс полемизировал

с исламской догматикой. Он отрицал и бессмертность индивидуальной души; при

этом он исходил из идеи Аристотеля, согласно которой душа соединена с телом,

как форма с материей, в каждом конкретном существе. Индивидуальная душа

умирает вместе с телом, ибо с гибелью тела распадаются конкретные

чувственные представления и память, присущие каждому отдельному человеку.

Аверроэс различает пассивный и активный разум. Пассивный разум связан с

индивидуальными чувственными представлениями человека, активный - имеет

характер всеобщего, единичного интеллекта, который вечен. Только общий разум

всего человеческого рода в его историческом развитии является бессмертным.

Единичные души (разум индивида) участвуют в нем, содержат его, сам он,

однако, является надличностным и по своей сути подобен божественному разуму.

Это всеобщий активный интеллект земной сферы. Таким образом, Аверроэс

онтологизировал высшую теоретическую способность человеческого духа.

Религиозное представление о бессмертии индивидуальной души

бессмысленно. Высшую нравственную ценность Аверроэс видит в учении, которое

воспитывает человека, чтобы он сам творил добро, а не в том, которое

обусловливает поведение человека ожиданием вознаграждения и наказания на том

свете. Его этика резко контрастирует с учением Мухаммеда, которое, с одной

стороны, в живых красках описывает адские муки, а с другой - обещает

небесные радости и блаженство в виде мягкого ложа, вина и черноволосых

девушек с большими глазами, ожидающие верующих.

Отношение между религией и философией Аверроэс понимал следующим

образом: высшая и чистая правда, которую познает философ, в религии

проявляется в чувственных образах, что может быть полезным для интеллекта

простых, необразованных людей. Религиозные же представления в интерпретации

философов простые люди понимают иначе, что и является содержанием исходного

пункта учения о так называемой двойственной истине, одним из создателей

которого был Аверроэс. Однако полная истина лишь одна - это истина

философская. Смысл теории "двойственной истины" заключался в стремлении

сделать науку и философию самостоятельными, избавить их от церковной опеки.

Неудивительно, что философия Аверроэса (впрочем, как и философия

Авиценны) была резко осуждена исламской ортодоксией, а его трактаты было

предписано сжечь, что, однако, никоим образом не ослабило их влияния и не

воспрепятствовало их дальнейшему воздействию, как происходило и в других

подобных случаях.

Скептическая мистика. Развитие арабской философии сравнимо с развитием

христианской схоластики и в том, что как реакция на интеллектуализирование

религии под влиянием аристотелизма здесь тоже образуется мистическое

направление. Его представителем был интеллектуальный скептик, последователь

суфитского мистицизма и аскетизма аль-Газали (лат. Альгазель, 1059-1111),

современник Ансельма, на поколений старше Бернара из Клерво, имевшего схожие

с аль-Газали взгляды. Главный интерес аль-Газали сосредоточивался на вере,

которую он резко противопоставлял науке и философии. Свой скептический

подход он демонстрировал в трактате "Опровержение философов", против

которого энергично выступал Аверроэс. В этом трактате аль-Газали показывает

вредное для веры влияние аристотелевских воззрении на науку и философию. Он

отверг и принцип причинности, проявляющийся в мире естественным образом.

Огонь не может быть причиной пожара, ибо является мертвым телом, которое

ничего не может сделать; пожар вызвал бог, а огонь был лишь временным

средством, но не причиной. Философия должна способствовать религии.

Ориентация на мистику проходит через все его произведения. В познании,

согласно его представлениям, позитивным является мистическое слияние с богом

и откровение. Самыми худшими заблуждениями философов он считал отрицание

сотворения мира богом, его всемогущества и справедливости, божественного

провидения.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты