Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Раздел 28. На социальном дне: Восток или Запад?




 

С возникновением и развитием цивилизации общество ста­ло усложняться и дифференцироваться - появились высшие и низшие слои, образовалось социальное дно. В сфе­ре последнего существовали такие колоритные фигуры мар­гиналов, как куртизанки, воры, нищие, мошенники, плуты, бродяги и пр. И хотя социальное дно представляет собою почти универсальный феномен (исключение составляют от­дельные цивилизации, например, империя инков, где не было только что перечисленных маргиналов), оно приобретает впол­не определенную окраску в зависимости от социокультурной среды. Поэтому представляет особый интерес выявить инва­риантные и переменные характеристики этого феномена в его восточной и западной версиях, что позволит более рельефно увидеть картину его отечественного варианта.

Достаточно разнообразен мир социального дна в арабо-мусульманской цивилизации, несмотря на устремленность исла­ма к справедливому устройству общества. Следует заметить, что представители социального дна характерны, преимущес­твенно, для городской жизни с ее резкими контрастами между богачами и бедняками. Исследования средневекового арабско­го города показывают эту язву во всей ее «красоте»: «Очень многие в городах не находили никакого жилья и селились в шалашах на пустырях и окраинах города, устраивались на ночлег в мечетях (в первые века ислама это не возбранялось), ночевали в развалинах и даже в банях, где, как хорошо было известно, после захода солнца обитает нечистая сила. Армия поденщиков и бродяг, профессиональных нищих, карманни­ков и просто опустившихся безработных составляла дно боль­ших городов, любой из обитателей которого с удовольствием поменялся бы судьбой с домашними рабами, которые были каждый день сыты и имели крышу над головой» (194, 197).

Нравы социального дна арабо-мусульманской цивилизации привлекали внимание и интерес богатой и влиятельной вер­хушки горожан; поэтому данный социальный заказ нашел свое воплощение в таком специфическом жанре арабской литерату­ры, как макамы. По мнению отечественных исследователей В.М.Борисова и А.А.Долинина, они не имеют аналога в евро­пейской литературе и представляют собой сочетание свойств стихов и прозы, изысканной украшенной литературы и живой речи. В них ученый спор соседствует с рассказом о ловкой плутовской проделке, душеспасительная проповедь - с фри­вольным анекдотом, назидательные рассуждения - со злой сатирой, откровенно условная композиция - с достоверным отражением черт реальной жизни (3, 1987). Персонаж макам, Абу Зейд, относится к низам общества; через его похождения раскрывается мир большого арабского города, где процветала не только торговля, но и самое разнообразное мошенничество.

Абу Зейд, подобно прочим плутам и мошенникам, ненави­дит богачей и власть имущих, поэтому он обманывает и обира­ет прежде всего богатых купцов, судей и правителей. Иногда он не только обманывает, но прямо обличает их жестокость, несправедливость и сластолюбие, заступается за обиженных; однако Абу Зейд обманывает любого, кто подвернется ему под руку, даже своего друга. Он понимает, что его поведение дале­ко не безукоризненно, но оправдывает его необходимостью приспособиться к жестоким условиям своего времени:

 

«Ведь рок, человеку слывущий отцом,

Нередко прикинется жалким глупцом:

Незрячим родясь, беззаконья творит -

Так сыну грешно ль притворяться слепцом?» (3, 44).

 

Макамы отражают свое время в художественной форме, позво­ляя наглядно и вместе с тем обобщенно представить жизненные сцены. Соответственно и Абу Зейд не является некой схемой или маской сотесНа с!е1 агЬе, а личностью, чей характер неоднозна­чен: он не «плох» и не «хорош» - ему присущи человечность, ему свойственны и злые, и добрые поступки и нравы.

Красочный мир преступников и мошенников изображен в арабском средневековом плутовском романе «Жизнеописания Али-з-Зибака», частично вошедшем в знаменитые сказки «Тысяча и одной ночи». В центре его находятся проделки мошенницы Далилы, ее дочери Зайнаб, плутов Ахмада ад- Данафа, Али-з-Зибака и других (253). Перед нами повествование о «войне плутов», о хитростях, которые устраивают друг другу различные «партии плутов». Однако не следует забывать, что повествования такого рода отражают действи­тельное положение восточных городов, где действовали «братства» плутов, или «молодцов». Обычно глава этих «молод­цов» зачастую исполнял обязанности начальника городской стражи или был тесно с ним связан, выплачивая ему опреде­ленную сумму. Правитель, как правило, тоже пользовался услугами предводителя «молодцов», так как тот, прекрасно зная всех представителей преступного мира и все их уловки, мог легко раскрывать преступления и ловить воров и грабите­лей. И как бы нам это ни казалось фантастическим и неверо­ятным, в действительности существовали такие ловкие и про­нырливые предводители различного рода «братств» плутов, шаек воров и банд грабителей, о чем свидетельствуют многие арабские средневековые исторические хроники. В этом нет ничего удивительного - все это вполне вписывается в мента­литет средневекового арабского горожанина «среднего клас­са»: будь хитер, ловок, смел, не будь разиней и не доверяйся слишком людям, и тогда, может быть, судьба будет к тебе благосклонна. Ну, как здесь не вспомнить нашего знаменито­го Ваньку-Каина, порожденного нравами русской действитель­ности эпохи Петровских реформ.

Свой колорит присущи нравам социального дна Японии про­шлых столетий, элементы которых до сих пор существуют в современной жизни. Именно в XVII столетие своими корнями уходят, например, нынешние гангстерские банды - якудза. Если воспользоваться набором образов-штампов, привычных для вос­приятия Японии иностранцами, то можно «выписать» следую­щую картину: японский пейзаж невозможно представить без горы Фудзи, японскую культуру - без икебаны, японскую промыш­ленность без электроники, так и японское общество - без якудзы. Последние своим появлением обязаны бурно развиваю­щемуся Эдо XVII века, куда устремились тысячи крестьян, ре­месленников и самураев, не имеющие средств для своего сущес­твования. «Бурно строившийся Эдо действительно давал кресть­янам и самураям возможность заработать на существование, а особенно удачливым - разбогатеть. Крестьяне полагались на свои руки. Самураи, которых не до конца развратило тунеядст­во при княжеских замках, выбирали науки, изучение западных языков. Среди воинского сословия оказались, однако, и такие, кто сообразил: в кишащем пришлым людом Эдо не обязательно жить своим умом, можно жить и чужой глупостью. Бандзуин Тёбей был из их числа» (301, 5-6). Он не мог усвоить ни одной буквы и прежде всего букву закона, требовавшую честности в азартных играх, что дало ему возможность, открыв игорный дом, сколотить приличное состояние. Этот Тёбей и стал первым описанным в японской истории якудза, означающее самое пло­хое число 27 в японских картах. Ему принадлежит идея органи­зации принудительного труда, которая приносит неплохой до­ход. Однажды власти предложили Тёбею нанять рабочих для прокладки дорог в городе и его окрестностях и ремонта камен­ных стен Эдосского замка. Не обладая для этого хоть какими-нибудь навыками, он прибегнул к картам: обыгранные им неза­дачливые картежники на стройке отрабатывали долги и процен­ты на них. С тех пор посредничество при найме на работу вместе с азартными играми и букмекерством стало неотъемлемой частью доходов преступного мира Японии.

В середине XIX века развернулась первая гангстерская вой­на, причиной которой явился дележ территорий, на которых якудза в игорных притонах обирали рабочих-поденщиков. Дзи-ротё из города Симидзу, предводительствуя бандой гангсте­ров численностью в 600 человек, беспощадно вырезал группу соперников из соседней префектуры. Нынешние якудза испо­ведуют философско-людоедскую сентенцию Дзиротё: «Пис­толет холоден. Пистолет - это механизм. В нем нет персо­нификации, - так передают гангстеры слова Дзиротё, - а меч - продолжение человеческой руки, человеческой плоти, и я могу, - цитируют якудза изречение своего прародителя, - передать всю глубину ненависти к противнику, когда клинок моего меча пронзает его тело. Погружая руку-меч в тело врага, - в этом месте пересказа слов Дзиротё якудза обычно закатывают в эк­стазе глаза, - нет большего наслаждения произнести: «Синдэ мораимасу», то есть «прошу вас умереть» (301, 6). Не случай­но, что японская организованная преступность пришла к своему 300-летнему юбилею с результатами, вызывающими жгучую за­висть американской «Коза ностра» и сицилийской мафии.

Немалое место в мире социального дна Японии занимали куртизанки, причем следует иметь в виду тот существенный факт, что долгое время профессия куртизанки отнюдь не счи­талась позорной. Ведь проституция рассматривалась как нечто необходимое для нормального функционирования общества. Ее особенностью является подчеркивание эстетической стороны человеческой экзистенции - она до такой степени насыщена артистическими элементами, как ни в какой другой стране мира. Уже шведский путешественник Кемпфер Энгельберт (1651 - 1716 гг.) сообщает, что публичные дома посещаются в Японии немногим меньше, чем храмы, что бордельный квартал города Нагасаки состоял из самых красивых домов, в которых жили только куртизанки. «Девушки покупаются еще в детстве за приличную сумму на известное число лет (от 10 до 20), - замечает Кемпфер, - и живут на иждивении богатого хозяи­на дома, по 7-30 человек взрослых и детей в одном доме.

Они все имеют очень удобные комнаты и ежедневно обучаются танцам, игре на разных музыкальных инструментах, писанию писем и другим подобающим их полу и способствующим раз­витию сладострастия искусствам. Младшие из них являются служанками и в то же время ученицами старших и более опыт­ных. По мере того как они приобретают известную ловкость и обходительность в обращении, как на них увеличивается спрос и они приносят больший доход, их повышают рангом, вводят в лучший круг клиентов, и цена их возрастает, но деньги полу­чает только хозяин» (23, 115).

Мечтой самого лучшего мужчины было испытать любовь «тауи», самой знатной из всех куртизанок. Не лишне заме­тить, что в японском обществе куртизанка в зависимости от своих талантов могла занимать и высокое место. Вся обста­новка квартала куртизанок настолько художественна, произ­водит такое эстетическое впечатление, что скрывает закулис­ную, темную сторону представительниц социального дна. Внешняя форма проявления японской проституции так же далека от европейской, как небо - от земли. Достаточно при­вести описание «Иошивары» Брунхубером, относящееся к 1907 году: «Нигде в мире расточительная, легкомысленная богиня чувственного наслаждения не воздвигла себе роскошного и более чувственного храма, чем в Иошиваре... В дрожащем потоке света и красок сидят, отдаленные от публики узкими решетками из палочек, самые красивые японские женщины. Волосы их уложены в прелестные прически, лицо, согласно обычаю страны, сильно накрашено и напудрено, и они одеты в лучшие произведения японской шелковой индустрии. Ки­моно из материи темного, насыщенного цвета, вокруг строй­ной талии - «оби», пикантно оттеняющий по цвету кимоно... Молча сидят эти прекрасные изображения пагоды. Изредка только обмениваются они словами между собой, еще реже - с внешним миром. Ничто не оскорбляет взгляда непристойностью, ничто не шокирует изумленного иностранца, которого часто приветствуют ласковым кивком головы или дружеским жестом узкой руки. Женская честь не пятнается здесь в пошлой, безо­бразной форме. От этой современной женщины веет на нас дыханием того эллинского, античного воззрения на любовь и чувственные наслаждения, которое видело благородство поло­вого инстинкта не в шаткой благопристойности, а в сочетанном с красотой достоинстве личности. Здесь этот идеал осу­ществлен» (23, 117-119).

С веселыми кварталами японских городов издавна тесно связаны гейши - японские гетеры, которые чаще всего не продают своего тела, а развлекают гостя в соответствии со строгими правилами. Пребывание у гейши, в течение шести лет обучавшейся манерам поведения, пению, танцам, церемо­нии приготовления чая и составлению букетов цветов, позво­ляет мужчине расслабиться, освободиться от стального корсе­та вечного самообладания на некоторое время (208, 60). По­нятно, что общение с гейшей могли позволить себе только состоятельные японцы. Таким образом, нравы японского со­циального дна отличаются от распространенных на Западе нравов своей эстетичностью и философичностью, будь это нравы якудза или куртизанок.

Многообразен и мир социального дна Западной Европы прошлых веков господства абсолютистских монархий и бур­жуазных правительств: здесь и нищие, и воры, и проститут­ки, и преступники разного рода и калибра. Например, в XVIII в. Неаполь представлял собой удивительную смесь красоты и грязи, богатства и нищеты. Ему были присущи живость и веселость, достаточно вспомнить район бедноты, где происходили шутовские потасовки во время бесплатных раздач продовольствия и где наблюдалась чрезмерная ску­ченность бедняков и нищих. «Большая часть нищих не имеет крова, на ночь они находят приют в каких-нибудь пещерах или конюшнях, разрушенных домах или в ночлежках, кото­рые, пожалуй, не лучше и хозяева которых, предоставляя в виде всей обстановки фонарь и немного соломы, за один грано (мелкая неаполитанская монета) или за чуть большую сумму впускают их на ночь... Их видишь там, - продолжает князь Строители (1783) , - спящими вповалку, подобно грязным жи­вотным, без различия возраста и пола. Можно ли представить себе все мерзости, какие из сего воспоследуют, и прекрасных отпрысков, зачатых там» (33, 565). Этих бедняков в 400-ты­сячном Неаполе насчитывалось самое малое 100000 человек; среди них господствуют нравы висельников и неунывающих бродяг.

На социальном дне общества оказывались и те, кто по раз­ным причинам оказывался на каторге. Известно, что абсолю­тизм выражался в многочисленных институтах, одним из ко­торых является каторга на галерах. Здесь отбывали наказа­ние контрабандисты, дезертиры, нищие и др. Французский министр времен Людовика XIV Кольбер давал специальные распоряжения для судей, чтобы формировать команды для флота, причем осужденных держали на нем и после отбыва­ния срока наказания. Для каторжной работы на галерах ис­панский король выкрадывал подданных у своих соседей, а Людовик XIV имел договор с Савойским герцогом, у которо­го не было флота, чтобы он отдавал своих каторжан Фран­ции; с 1685 года на галеры отправляли массу протестантов (146, 102). Протестанты сидели среди дезертиров, у которых были обрезаны уши и носы. Все были прикованы к скамьям длинными цепями, гребли каждый день 10 - 12 часов, корми­ли их хлебом и водой. Чтобы они не кричали в случае ране­ния во время морского боя, им затыкали рот специальной затычкой из пробкового дерева, висевшей у них все время на шее. Надсмотрщики методично били их по спине батогами из воловьих жил.

В этом кусочке социального дна, как в фокусе, отража­лось общество с его отношением к человеку. Народ отбывал каторгу по всей Франции - большой галере; о его нравах уже тала речь выше. Нас интересуют в данном случае нравы социального дна французского общества, где концентрирова­лись люди, питавшие отвращение к труду и в силу этого имевшие распущенные нравы. Все эти нравы прекрасно описаны в книге Э.-Ф.Видока, бывшего каторжанина, который впослед­ствии стал начальником Парижской тайной полиции. В своих знаменитых «Записках» он пишет: «Как только ворам стало известно, что я буду возведен в должность главного агента охранительной полиции, они сочли себя погибшими. Более всего их беспокоило то, что я был окружен людьми, живши­ми и работавшими вместе с ними в течение многих лет и пото­му знавшими их наперечет» (44, 65). И действительно, им были раскрыты многие преступления, совершенные дерзкими ворами парижского дна. Как все это похоже на случаи Вань­ки-Каина и арабских главарей «молодцов». О нравах люмпе­нов (нищих, воров и прочих представителей социального дна) с тонким психологизмом рассказывается в «Дневнике вора» Жана Жене: «Человек остается падшим, пока несет в себе знаки падения, и умение прибегать к уловкам мало что даёт. Лишь с помощью гордости, необходимой нищете, мы вызыва­ли жалость, бередя самые омерзительные язвы. Мы станови­лись укором вашему благополучию» (86, 52).

Проституция в западноевропейских странах носила отвра­тительный характер, в отличие от японской - она поистине является язвой общества. Когда-то Наполеон пытался вести с ней решительную борьбу, однако успехом она не увенчалась. И тогда была высказана мысль о том, что общество подобно прекрасному дворцу, который не может жить .нормальной жизнью без отхожего места, каковым и является проститу­ция. Понятно, что мир куртизанок был дифференцирован на профессионалок высшего и низшего разрядов, хотя по сущее-. тву никакого различия между ними не было.

Типичной фигурой, неотделимой от проститутки (как пра­вило уличной), является сутенер, который нужен ей как лю­бовник (не следует забывать, что проститутка отдается клиен­ту как автомат, бесчувственное существо). Именно этим объ­ясняется то, «что проститутка не только содержит сутенера - если бы его главная функция состояла в том, чтобы доставлять ей клиентов и охранять ее, было бы естественнее, если бы они делили доход пополам, - но и положительно осыпает его порою деньгами и что между проститутками существует настоящее соревнование, кто лучше содержит своего альфон­са» (285, 337). Сам сутенер считается отбросом общества, са­мым низким человеческим существом, являясь, по сути, пара­зитом, и связывая проститутку с уголовным миром. Без него невозможно понять феномен западноевропейской проститу­ции и нравы обитателей социального дна.

 

Литература

 

1. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры. Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М., 1991.

2. Аксаков СТ. Детские годы Багрова-внука. Минск, 1982.

3. Аль-Харири Абу Мухаммед Аль-Касим. Макамы. Арабские средне­вековые плутовские новеллы. М., 1987.

4. Анисимов Е.В. Петр Первый: Рождение империи // История Оте­чества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. М., 1991.

5. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века: борьба за наследие Петра. М., 1986.

6. Анан Комн. Кн. XIV. 4.

7. Антипов А. Бригадный подряд XVII века // Дорогами тысячеле­тий: сборник исторических статей и очерков. М., 1989.

8. Антоний, митрополит. О Пушкине. М., 1991.

9. Антонович В. Коротка iстория Коззаччини. Киiв, 1991.

10. Архив истории труда в России. Пг., 1922.

11. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М., 1982.

12. Афанасьев А.Н. Образцы литературной полемики прошлого столе­тия. Библиографические записки. 1859. Т.2.

13. Бантыш-Каменский Дм. Биография российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. М., 1991. 4.2.

14. Барышников М.Н. История делового мира России. М., 1994.

15. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура сред­невековья и Ренессанса. М., 1990.

16. Безвременье и временщики: Воспоминания об «эпохе дворцовых переворотов» (1720-1760-е годы). Л., 1991.

17. Беньяш Р. Катерина Семенова. Л., 1987.

18. Бердяев Н. Судьба России. М., 1918.

19. Бернштам Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX - начало XX века). Этнические стереоти­пы поведения. М., 1985.

20. Библиотека Флоренция Павленкова. Библиграфическая серия. Че­лябинск, 1994. Т.т. 1, 4.

21. Биркин К. Временщики и фаворитки XVI, XVII, XVIII столетий. М., 1992. Кн. 3.

22. Блон Ж. Великий час океанов... Средиземное море. М., 1982.

23. Блох И. История проституции. СПб., 1994.

24. Боборыкин П.Д. Письма о Москве. // Вестник Европы. 1881. №1.

25. Богословский М. Быт и нравы русского дворянства в первой по­ловине XVIII века. // Научное слово. 1904. Кн.V и VI.

26. Богославский М.М. Историография, мемуаристика, эпнстолярий. М., 1987.

27. Болотов А.Т. Записки. СПб., 1875. Т.1.

28. Болотов А.Т. Любопытные деяния и анекдоты. М., 1875.

29. Боплан Г.Л. Опис Украiни. Мерiме П. Украiнскi козаки на ихнi останнi гетьмани. Богдан Хмельницкий. Львiв, 1990.

30. Бретон Ги. Истории любви в истории Франции. М.,1995. Т. 3-4.

31. Брешко-Брешковский Н. Жуткая сила. Ростов-на-Дону, 1991.

32. Брикнер А. История Екатерины Второй. М., 1991.

33. Бродель Ф. Игры обмена. М., 1988.

34. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986.

35. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1991.

36. Бутовский А. Опыт о народном богатстве. СПб., 1847.

37. Валишевский К. Вокруг трона. М., 1990.

38. Валлотон А. Александр I. М., 1991.

39. Василевский И.М. Романовы. От Михаила до Николая: История в лицах и анекдотах. Ростов-на-Дону, 1993.

40. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

41. Вениамин, митрополит (Федченков). Божий люди. М., 1991.

42. Верн Ж. История великих путешествий. В 3-х книгах. М., 1993. Кн. 1.

43. Вехи. Интеллигенция в России: Сб. Ст. 1909-1910. М., 1991.

44. Видок Э.-Ф. Записки Видока, начальника Парижской тайной поли­ции. Киев, 1991. Т. 2-3.

45. Виппер Р. Психология театра. // Мир Божий. 1902. .N62.

46. Вишняков Н.П. Сведения о купеческом роде Вишняковых. М., 1911. Ч. III.

47. Власов Ю.П. Огненный крест. Историческая исповедь. М., 1991. 4.1.

48. Волгин И. Родиться в России... «Достоевский и современники: жизнь в документах». М., 1991

49. Волошин М. Лики творчества. Л., 1988.

50. Вольтер. История Карла XII, короля шведов. СПб., 1909. Т. 2.

51. Вольф А.И. Хроника петербургских театров. СПб., 1877. Ч. 1.

52. Восток -Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1985.

53. Вострышев М. Божий избранник: Крестный путь Святителя Тихо­на, Патриарха Московского и всея России. М., 1991.

54. Время. 1862. №8. Отд. 2.

55. Всеволодский (Гернгросс) В. История русского театра. В 2-х т. Л.-М., 1929.

56. Гачев Г. Русский Эрос. // Опыты. Сб. М., 1990.

57. Гейрот А. Описание Петергофа. СПб., 1868.

57а. Геопоники. ,

58. Герберштейн С. Записки о московитских делах. СПб., 1908.

59. Гермес. Торговля и реклама. Сборник. СПб., 1994.

60. Герцен А.И. Собр. соч.: В 30-ти т. М., 1954-1964. Т. 7.

61. Гершензон М. Литературное обозрение. // Научное слово. 1904\Кн. IV.

62. Гиляровский Вл. Москва и москвичи. М., 1981.

63. Гиляровский В.А. Трущобные люди. М., 1984.

64. Глинский Б.Б. Царские дети и их наставники. СПб. М., 1912.

65. Гоголь Н.В. Арабески. М., 1990.

66. Гордеев А.А. История казаков. М., 1991. 4.1.

67. Горевалов И.И. Боевые искусства мира. Йошкар-Ола. 1994.

68. Горький М. На дне. Мать. В.И.Ленин. М., 1981.

69. Гребельский П.Х. Пираты. СПб., 1992.

70. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. М., 1986.

71. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.

72. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего боль­шинства. М., 1990.

73. Гуревич П. Философия изысканного сладострастия. // «Соперни­ца собственной дочери» и др. истории. М., 1994.

74. Давыдова Л. Ричард Остлер, король фабричных детей. //Мир Божий. 1895. Март.

75. Даль В. Картины из русского быта. СПб., 1861. Т. I.

76. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

77. Диль Ш. Византийские портреты. М., 1994. ,

78. «Дневник» и воспоминания Анны Вырубовой. М., 1991.

78а. Дикселиус М., Константинов А. Преступный мир России. СПб., 1995.

79. Домострой по списку Общества истории и древностей российских. / подгот. к печати И.Е.Забелин. М., 1882.

80. Достоевский Ф. Братья Карамазовы. М., 1977.

81. Достоевский Ф. Дневник писателя. М., 1982,1984.

82. Евгеньева М. История династии Романовых. М., 1991.

83. Екатерина II. Записки. СПб., 1907.

84. Ерофеев Н.А. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских. 1825-1853. М., 1982.

85. Ефремова Н. Как любили наши предки. // Эрос. М., 1990. № I.

86. Жене Ж. Дневник вора. М., 1994.

87. Жильяр П. Император Николай II и его семья. Л., 1990.

88. Житие Аввакума и другие его сочинения. М., 1991.

89. Жихарев СП. Записки современника. Воспоминание старого теат­рала. В 2-х т. Л., 1989. Т. I.

90. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столе­тиях. М., 1918.

91. Забелин И.Е. Как жили в старину русские цари-государи. М., 1991.

92. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеве­рия и поэзия. М., 1990.

93. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. Л., 1991.

94. Замысловский Е. Царствование Феодора Алексеевича. СПб., 1871. 4.1.

95. Записки А.М.Тургенева. // Былое. Пг., 1919. №14.

96. Записки графа Сегюра о пребывании его в России в царствование Екатерины II. СПб., 1865.

97. Записки императрицы Екатерины Второй. СПб., 1907: Записки и воспоминания русских женщин XVIII - первой половины XIX ве­ков. М., 1990.

98. Записки княгини Дашковой. Письма сестер Вильмот из России. М., 1991.

99. Записки сенатора И.В.Лопухина. М., 1990.

100. Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х го­дов. Записки очевидцев. Л., 1991.

101. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М., 1991.

102. Зомбарт В. Буржуа. Этюды но истории духовного развития совре­менного экономического человека. М., 1994.

103. Из воспоминаний баронессы М.П.Фредерике. // Исторический вестник. 1898. № 1-5.

104. Из записок князя П.В.Долгорукова. М., 1909.

105. Изречения египетских отцов. СПб., 1993. .

106. Искендеров А.А. Тоетоми Хидзеси. М., 1984.

107. История Дона (с древнейших времен до падения крепостного пра­ва). Ростов-на-Дону, 1973.

108. История Франции. М, 1972. Т. I.

109. Калачев Б.Ф. Взгляд на проблему через... столетие // Проститу­ция и преступность. М., 1991.

110. Кантемир А. Собрание стихотворений. Л., 1956.

111. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сер­гиев Посад, 1909. Т. I.

112. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.

113. Карлейль Т. История Французской революции. М., 1991.

114. Карнович Е. Родовые прозвания и титулы в России и слияние ино­земцев с русскими. М., 1991.

115. Касвинов М.К. Двадцать три ступени вниз. Кишинев, 1988.

116. Киевская старина. Киев, 1887. Т. XIX. Октябрь.

117. Киевская старина. Киев, 1889. № I.

118. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М., 1978.

118а. Кирквуд К. Ренессанс в Японии. М, 1988.

119. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990.

120. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1937. Ч. V.

121. Ключевский В.О. Курс русской истории: В 9-ти томах. М., 1987-1990.

122. Ключевский В.О. Литературные портреты. М., 1991.

123. Ключевский В.О. Очерки и речи. Пг., 1918.

124. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М., 1990.

125. Кодзики. Записки о деяниях древности. СПб., 1994.

126. Кондаков Н.П. Очерки и заметки по истории средневекового искус­ства и культуры. Прага, 1929.

127. Конрад Н.И. Японская литература в образцах и очерках. Л., 1927. Т. I.

128. Корнилова А.В. Картинные книги. М., 1982.

129. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей. М., 1991.

130. Костомаров Н. Русские нравы. М., 1995.

131. Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1859.

132. Кранобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII -начала XIX в. М., 1983.

133. Крестовников Н.К. Семейная хроника Крестовниковых. М., 1908. Кн. 1.

134. Крестовский В.В. Петербургские трущобы. В 2-х кн. М., 1990. Кн. I.

135. Крутикова Т. Что мы знаем о стыде. // Эрос. М., 1991. № I.

136. Кропоткин П. А. Великая французская революция 1789-1793. М., 1979.

137. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1992.

138. Крылов А.И. Басни. Сатирические произведения. Воспоминания современников. М., 1988.

139. Кузнецова А. Табель о рангах. // Глагол. Литературно-художес­твенный альманах. М., 1990.

140. Куликова К. Российского театра первые актеры. Л., 1991.

141. Кулиш П.А. Записки и Южной Руси. СПб., 1856. Т. I.

142. Культура Византии. Вторая половина VII -XII в. М., 1989.

143. Купер В. История розги. Харьков, 1991.

144. Кюстин А. Николаевская Россия. М., 1990.

145. Лабрюйер Ж. де. Характеры. М., 1974.

146. Лависс Э., Рамбо А. Всеобщая история с VI столетия до нашего времени. М., 1899. Т.6.

147. Лапип В.В. Семеновская история 16-18 октября 1820 года. Л., 1991.

148. Левандовский А.А. Время Грановского: У истоков формирования русской интеллигенции. М., 1990.

149. Левшин Б.В. Начало Академии наук в России. // История СССР. № 2.

150. Ливан. Речи. XI. 212.

151. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.

152. Лозинский С.Г. История панства. М., 1986.

153. Лорер Н.И. Записки декабриста. М., 1931.

154. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.

155. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

156. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основание этики. Характер русского народа. М., 1991.

157. Любарский Л.Н. Историограф Михаил Пселл. // Пселл М. Хронография. М., 1978.

158. Манн Т. Собр. соч. М., 1961. Т. 10.

159. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. Сухуми, 1989.

160. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

161. Масонство в его прошлом и настоящем. М., 1991. Т. 11.

162. Маховский Я. История морского пиратства. Киев, 1992.

163. Меликсетян А.С. Краткий очерк истории проституции. // Пре­подавание истории в школе. 1990. № 3.

164. Мельгунов С.П. Последний самодержец. М., 1990.

165. Менделеев Д.И. Собр. соч. М., 1950. Т. XX.

166. Меньшиков М.О. Из писем к ближним. М., 1991.

167. Миненко Н.А. Живая старина: Будни и праздники сибирской де­ревни в XVIII - первой половине XIX в. Новосибирск, 1989.

168. Минцлов СР. За мертвыми душами. М., 1991.

169. Миронов Б.Н. Русский город в 1740 - 1860-е годы: демографичес­кое, социальное и экономическое развитие. Л., 1990.

170. Михневич Вл. Русская женщина XVIII столетия. Киев, 1895.

171. Монтень М. Опыты. Книга первая и вторая. М., 1979.

172. Мордовцев Д.Л. За чьи грехи? Великий раскол. М., 1990.

173. Моров А.В. Три века русской сцены. М., 1978. Кн. 1.

174. Морозова М.К. Мои воспоминания. // Наше Наследие. 1991. № VI.

175. Муравьев А.Н. Путешествия по святым местам русским. М., 1990.

176. Мэмфорд Л. Миф машины. // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. М., 1991.

177. На изломе социальных структур. / Рук. авт. коллектива А.А.Гал­кин. М., 1987.

177а. Народы мира в нравах и обычаях. Пг., 1916.

178. Некрасов Н.А. Собр. соч. в 8-ти т. М., 1965-1967. Т. 1.

179. Нестеров Ф. Связь времен. М., 1987.

180. Нечкина М.Д. Движение декабристов. М., 1957. Т. 1.

181. Николаева Н. Японские сады. М. 1975.

182. Никольский Н.М. История русское церкви. М., 1988.

183. Новиков Н.И. Опыт исторического словаря о российских писате­лях. СПб., 1772.

184. Нойкирхен X. Пираты. Киев, 1992.

185. О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материа­лов, документов и статей. / Под ред. В.Н.Лобова. М., 1988.

186. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1982.

187. Оларт Е. Петр I и женщины. Киев, 1991.

188. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906.

189. О повреждении нравов в России князя М.Щербатова и путешест­вии А.Радищева. М., 1984.

190. О приватной жизни.

191. Островский А.Н. Вся жизнь театру. М., 1989.

192. Островский А.Н. Записки замоскворецкого жителя. М., 1987.

193. Охлябин С.Д. Честь мундира. М., 1994.

194. Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982.

195. Пави Л. Словарь театра. М., 1991.

196. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1988.

197. Паламарчук П. Москва или Третий Рим? Восемнадцать очерков о русской истории и словесности. М., 1991.

198. Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 1991.

199. Памятные записки А.З.Храповницкого, статс-секретаря императри­цы Екатерины Второй. М., 1990.

200. Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модесто­вичем Гомозейкой. СПб., 1833.

201. Петров П.Н. Составитель «Замечаний на заметки Майнштейна о России». // Русская старина. 1876. Т. 26.

202. Пикуль В. Сын «пиковой дамы».// Перспективы. М., 1991. № 8.

203. Пиндар. Вакхилид: Оды, Фрагменты. М., 1980.

204. Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. М., 1991.

205. Платонов О. Русский труд. М., 1991.

206. Покровский М.Н. Русская история с древнейших времен. М.-Л., 1933. Т. И.

207. Поликарпов В.С. Лекцii з iсторii свiтовоi культури. Харкiв, 1990.

208. Поликарпов В.С. Любовь и эротика в истории мировой культуры. Ростов-на-Дону, 1993.

209. Полное собрание законов Российской империи. Т. I - XVII. СПб., 1830.

210. Поляковская М.А., Чекалова А.А. Византия: быт и нравы. Свер­дловск, 1989.

211. Поулсен Ч. Английские бунтари. М., 1987.

212. Персняков А.Е. Российские самодержцы. М., 1990.

213. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963.

214. Прыжов И.Г. История кабаков в России в связи с историей русско­го народа. Казань, 1913.

215. Прыжов И.Г. Очерки. Статьи. Письма. М.-Л., 1934.

216. Пушкарева Н. Какими были древнерусские женщины. // Наука и жизнь. 1991. № 8.

217. Пушкин А.С. Собр. соч. в 10-ти томах. М., 1974-1978.

218. Пушкин А.С. Собр. соч. в одном томе. М., 1984.

219. Пыляев М.И. Замечательные чудаки и оргиналы. М., 1990.

220. Пыляев М.И. Старый Петербург. СПб., 1889.

221. Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодаль­ного города. М., 1988.

222. Разумовский Ф. Матвей Казаков - архитектор «дворянской рес­публики». // Наше наследие. 1991. .М» VI.

223. Рейснер. Идеология Востока. М.-Л., 1027.

224. Розанов В.В. Люди лунного света. СПб., 1913.

225. Романов В. Под покровом тайны. // Русская старина. М., 1990 Вып. 1.

226. Ропшин В. / Савинков Б. / Конь бледный. М., 1991.

227. Россия и Испания: Документы и материалы. Т.1. 1667-1799 гг М., 1991.

228. Русская художественная культура второй половины XIX века: Кар­тина мира.. М., 1991.

229. Русские мемуары. Избранные страницы. 1800-1825 гг. М., 1989.

230. Русский архив. 1875. № 11.

231. Русский очерк. 20-50-е годы XIX века. М., 1986.

232. Русский провинциальный театр. Воспоминания. Л.-М., 1937.

233. Русское общество 30-х годов XIX века. Люди и идеи. Мемуары современников. М., 1989.

234. Русское общество 40-50-х годов XIX века. Часть I. Записки А.И.Ко-шелева. М., 1991.

235. Рывкина Р.В. Советская социология и теория социальной страти­фикации. // Постижение. М., 1989.

236. Савельев Е.П. История казачества. Новочеркасск, 1812-1916 Ч. 1-3.

237. Салтыков А.С. Стержень российской духовности. / / Русь много­ликая. М., 1990.

238. Сахаров И.П. Русское народное чернокнижие. М., 1991.

239. Свет Я. В страну Офир. М., 1967.

240. Светрзарская С. Светский человек, изучивший свод законов общес­твенных и светских приличий. СПб., 1880.

241. Семанов В.И. Из жизни императрицы Цыси. М., 1976.

242. Семевский М. Царица Катерина Алексеевна, Анна и Биллем Монс. 1692-1724. Л., 1990.

242а. Семевский М. Царица Прасковья. 1664-1723. М., 1989.

243. Сен-Симон. Мемуары. М., 1991. Т. 2.

244. Сердюк Е.А. Японская театральная гравюра 17-19 веков. М., 1990.

245. Серегин А. Была ли пьяной Русь. // Глагол. Художественно-ли­тературный альманах. М., 1990.

246. Сидихменов В.Я. Маньчжурские правители Китая. М., 1985.

247. Сироткин В.Г. Вехи отечественной истории. Очерки и публицисти­ка. М„ 1991.

248. Сказание о венчании на царство русских царей и императоров. М., 1990.

249. Слобожанин М. Историческое развитие идей артельного движения. Боровичи, 1919.

250. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1991. Т. 12.

250а. Солоневич И. Народная монархия. М., 1991.

251. Сочинения Екатерины II. М., 1990.

252. Спиридович А. Записки жандарма. М., 1991.

253. Средневековые арабские повести и новеллы. М., 1982.

254. Станиславский К.С. Мое гражданское служение России. М.,1990.

255. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 1962.

256. Статистическое описание Земли донских казаков, составленное в 1822-1833 гг. Новочеркасск, 1891.

257. Стендаль. Жизнь Наполеона. // Собр. соч. в 15-ти томах. М., 1959. Т. II.

258. Стендаль. Воспоминание о Наполеоне. Собр. соч. в 15-ти томах. М., 1959. Т. II.

259. Стихотворная комедия, комическая опера, водевиль конца XVIII - начала XX века. Л., 1990. Т. 1.

260. Стрепетова А. Записки. М., 1934.

261. Сумароков А.П. Драматические сочинения. Л., 1990.

262. Сумароков П.И. Прогулка за границей. СПб.,1821.

263. Сэй-сенагон. Записки у изголовья. М., 1975.

264. Тарле Е.Ф. Наполеон. М., 1991.

265. Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: Исторический порт­рет М.М.Сперанского. М., 1991.

266. Тот дивный мир: XVIII-XIX вв. М., 1991.

267. Три века. М., 1991. Т 1.

268. Тримингэм Дж.С. Суфийские ордена в исламе. М., 1989.

269. Троицкий СМ. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. М., 1974.

270. Трубецкой В. Записки кирасира. // Наше наследие. 1991. МНУ.

271. Труды комиссии, учрежденной для пересмотра «Уставов фабрично­го и ремесленного». СПб., 1883. 4.2. Приложение VIII.

272. Туган-Барановский М. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Харьков, 1926.

273. Тхоржевский Ив. Последний Петербург. // Нева. 1991. № 7.

274. Тюлар Ж. Мюрат, или пробуждение нации. М., 1993.

275. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. М., 1990.

276. Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.

277. Уоллас И., Уоллас С, Уоласс Э., Валлечински Д. Интимная сексу­альная жизнь знаменитых людей. Минск, 1993.

278. Урланис В.Ц. История военных потерь. СПб., 1994.

279. Устное повествование Никиты Коржа. Одесса, 1842.

280. Фавье Ж.-Л. Записки секретаря французского посольства в С.-Петербурге. // Исторический вестник. 1887. Т. 29.

281. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

282. Феоктистов Е. За кулисами политики и литературы. М., 1991.

283. Физиология Петербурга. М., 1984.

284. Философия в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера. М., 1994.

285. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М., 1994.

286. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. М., 1994.

287. Фукс Э. Иллюстрированная история эротического искусства. М., 1995.

287а. Хань У. Жизнеописание Чжу-Юаньчжана. М., 1980.

288. Хара-Даван Э. Чинхис-хан. Элиста, 1991.

289. Ходачевич В. Державин. М., 1988.

290. Цареубийство 11 марта 1801 года: Записки участников и современ­ников. СПб., 1907.

291. Цветов В. Мафия по-японски. М., 1985.

292. Церковно-народный месяцеслов И.П.Калинского. М., 1990.

293. Чайковская О. «Как любопытный скиф...» М., 1990.

294. Чемберлен В. Вся Япония. СПб., 1905.

295. Чериковер С. Петербург. М., 1909.

296. Черная Л.А. Русская мысль второй половины XVII - начала XVIII в. о природе человека. // Человек и культура. М., 1990.

297. Чулков Н.П. Московское купечество XVIII и XIX веков. //Рус­ский архив. 1907. № 12.

298. Шепелев Л.Е. Отмененные историей чины, звания и титулы Рос­сийской империи. Л., 1977.

299. Шильдер Н.К. Император Александр Первый, его жизнь и цар­ствование. СПб., 1897. Т. 1.

300. Шильдер Н.К. Император Николай I, его жизнь и царствование. СПб., 1903. Т. 1.

301. Шиман Г., Брикнер А. Смерть Павла Первого. М., 1910.

302. Шишко Л. Рассказы из русской истории. М., 1991.

303. Шолохов М.А. Тихий Дои. Книга 1 и 2. М., 1980.

304. Штейнер Е.С. Икю Содзюн. М., 1987.

305. Шульце-Певерниц Г. Очерки общественного хозяйства и экономи­ческой политики. Россия. СПб., 1901.

306. Шеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина. М.-Л., 1928.

307. Эксквемелин А.О. Пираты Америки. М., 1994.

308. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

309. Юности честное зерцало. // Семья: книга для чтения. Кн. 1. М., 1990.

310. Яворницкий Д.1. Iстория запорозских Козаков. Т. 1. Киiв. 1990.

311. Язвы Петербурга. / Столичное дно глазами газетных репортеров рубежа веков. / Л., 1990.

312. Baynes N.H. Moss H.S. Bizancjum w step do cywilizacjoi wschodnior-zymskiej. W., 1964.

312a. Berard V. La Revolte de 1, Asie. P.,

313. Chopin M. Russie. P., 1838. T. 1.

314. De Broc V. La France sous I Ancien Regime. Le gouverment et les institutions. P., 1887.

315. Dunn Ch. Everyday Life in Traditional Japan. Tokyo, 1982.

316. Edwards O. Japanese Play and Playfellows. L., 1901.

317. Elias N.B. A milestone in hist. psycho-Sociology: The making of the social person //. F. of Hist. Sc. - Oxford 1989. Vol. 2. N 2.

317a. Elias N. Prizemiany obyczoyow w cywilizacji zachodu. W., 1980.

318. Fabiani B. Niziolki, lokietki, karlikowie. W., 1980.

319. Frederic L.Zycie codzienne w Jponii u progu nowoczenosci. W.,1988.

320. Hall J.W. Jponia od szasow najdawnejszych do dzisiaj. W., 1979.

321. Hansen W. Pawi tron. W., 1980.

322. Histoire de cosacs. P., T. 1.

323. Historia Kosciola. W.,1984.

324. Inalcik H.Capital formation in the Ottoman Empire // Journal of Economic History. 1969, March.

325. Kaempfer E. History of Japan. Tokyo. 1923.

326. Kaluzynski 3. Imperium mongolskie. W., 1970.

327. Kinkaid Z. (Penlington). Kabuki: the Popular Stage of Japan, L., 1925.

328. Kosseckij. Cybernetyka spleszna. W., 1975.

329. Kurowski S. Wstep do demografii historycznej // Studia Ekonomic-zne. 1971. Z.23.

330. Lewis R. Zycie codzienne w Turcji Osmanskij. W., 1984.

331. Marzak A. Zycie codzienne w podzozoch po Europie w XVI u XVII wieku. W., 1978.

332. Opis obycifoajow i zwyczajow. Poznan. 1840. T. II.

333. Rambaud A. Histoire de la civilisaton transaise. P., 18... T. II.

334. Redesdale. A tragedy in Stone. L., 1912.

335. Sansom G.N. Japan: A Short Cultural History. Stanford., 1978.

336. Sen-Simon. Memoires. M., 1976. T. 1.

337. Serczyk W.A., Piotr 1. Wielki. Wroslaw-Warszawa-Krakow-Gdansk, 1977.

338. Sourdel J., Sourdel D. La civilisation de I, islam classique P., 1968.

339. Takekoshi Yosaburo. The Economic Aspects of the History of the Civilisation of Japan. L., Vol. 2.

341. Walter G. La vie quotidienne a Byzance au Siecle des Comnenes. P., 1966.

342. Weber M. Essays in Sociology. L., 1947.

343. Weulersee G. Le Japon L'ayjourd, ui. P..., 1905.

344. Young J.Z. Programy mozgu. W., 1984.


[1] Известно, что в октябре 1721 г. Петром Великим был принят импе­раторский титул, а Российское государство стало именоваться импе­рией. Однако вплоть до конца века в России не существовало специ­ального законоположения об императорском доме или об импера­торской фамилии - его разработали лишь в 1797 г. Согласно ему, императорскую фамилию составляли: император, императрица (жена), вдовствующая императрица (мать), наследник цесаревич (обычно старший сын императора), великие князья (сыновья, доче­ри, внуки, правнуки и праправнуки царствующего или умершего императора) и князья императорской крови (лица дальнего родст­ва). Императорская фамилия (семья самодержца) при Николае I насчитывала 28 человек, в 1881 году - 43, в 1894 - 46, в начале века - 53 и к 1914 году - более 60 человек. Императорская семья составляла вершину феодальной пирамиды, состоящей из дворян­ского сословия (308, 102). Семья Петра Великого отнюдь не была малочисленной - помимо двух жен и детей от них, в нее входила царица Прасковья со своими дочерьми и сестры императора.

[2] При императоре существовала Свита, чьи звания не находились вне «петровской «Табели о рангах», причем ее численность все вре­мя разрасталась. Генерал-адъютанты появились у Петра Великого в 1711 году. Если у Павла Свита насчитывала 93 человека, то у Алек­сандра I - 176, у Николая I - 540, а у Александра II - уже 939 человек. В 1914 г. в Свите состояли 51 генерал-адъютант, 64 генерал-майора и контр-адмирала, 56 флигель-адъютанта. Еще больше было придворных чинов - в 1881 году их насчитывалось более 1300 человек, в 1914 - более 1600 человек, сюда нужно добавить соответственно придворных дам 203 и 280 (138, 164 - 165).

[3] Понятно, что при этом дворе процветали интриги и прочие явления, свойственные придворной жизни (лесть, низкопоклонство, взяточни­чество и пр.). Так, в историческом романе Г.Самарова «Адъютант императрицы» показывается интрига князя Г.Потемкина, в результа­те которой всесильный фаворит Г.Орлов потерял свое влияние.

[4] Императорский двор продолжал жить своей жизнью: балы, празд­нества, приемы с их пышностью. В одном из писем сестер Вильмот описывается бал в Петергофе: «Прибыли император, императрица екс, и бал открылся «длинным» полонезом... Вообрази это обилие драгоценных камней! Однако часто они не выглядят как украше­ния, подобранные со вкусом, а подобны витрине ювелирной лав­ки... Итак.дорогие украшения оставим тем, у кого они есть, а сами продолжим прогулку по парку... фонтаны и водометы разбрасыва­ли искрящиеся алмазные брызги, дворец был иллюминирован - словом, волшебное зрелище» (98, 258).

[5] Согласно Ф.Броделю, мода -«возникает из желания привилегиро­ванных любой ценой отличаться от стоящей ниже их массы, воз­двигнуть преграду...» (34, 346). Мода - это образец, на который ориентируется цивилизация, она касается не только одежды, но и поведения, манер, чтобы придать больше приятности и изящества.

[6] Развлечение, по мнению М.Вебера, а именно: встреча на балу или игра в карты на праздничном вечере являются для индивида единственным фактом, подтверждающим его сословные привиле­гии, а состав партнеров по развлечению свидетельствует о соблю­дении кодекса приличий (352, 186). К тому же бал дает забвение действительности, что и объясняет многие нравы высшего света.

[7] Следует иметь в виду, что Павел I в силу инстинкта порядка, дис­циплины и равенства начал борьбу с сословными привилегиями. Он отменил свободу от телесных наказаний - привилегию, данную дво­рянам (и высшим городским слоям) жалованной грамотой. Равенст­во прав превратилось в общее бесправие, в произвол.

[8] В домах высшего света покои, предназначенные для приема гос­тей, поражали своей поистине азиатской роскошью, хотя они и были обставлены в английском стиле.

[9] В.Ключевский следующим образом отзывается об этом: «Чтобы лучше запомнить значение губернских учреждений в истории дво­рянского сословия, можно так обозначить момент в развитии мест­ного правительственного значения дворянства. В Московском госу­дарстве дворянство не правило, а было лишь орудием управления - обязательно служило, и притом служило как в центре, так и в про­винции. В первой половине XVIII в., делая центральное правитель­ство, оно продолжало обязательно служить в центре и едва начина­ло править в провинции; во второй половине века, в последний раз сделавши правительство 1762 т., это сословие перестало обязатель­но служить в центре и с 1775 г., окончательно взяв в свои руки местное управление, начало править в провинции» (121, т. V, 117). Эти учреждения, «скроенные по французским идеям», закрепляли старые факты нашей истории, что влияло и на нравы.

[10] Известный философ В.В.Розанов в своей книге «Люди лунного света»- пишет о нравах в отношениях между полами в допетров­скую эпоху: «... у нас в старо-московскую пору новобрачных, даже незнакомых друг другу, укладывали в постель и они «делали»... и затем - засыпают, без поэзии, без религии, без единого поцелуя часто, без единого даже друг другу слова!» (224, 84).

[11] Интересно признание жандармского генерала А.Спиридовича о том, что, благодаря культивировавшемуся в среде русского офи­церства кодексу чести, из нее невозможно было получить инфор­мацию ни филерам, ни революционерам (245, 51, 198).

[12] Следует подчеркнуть, что М.Сперанский был одаренной лич­ностью, что он стремился остаться непобежденным обстоятельства­ми. Для этого он фактически пользовался китайской мудростью: «Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий - она течет; плотина - она остановится; прорвется плотина - она снова потечет; в четырехугольном сосуде она четырехугольна, в круглом - кругла. Оттого, что она так уступчива, она нужнее всего и сильнее всего».

[13] Хорошо знавший правящую среду России XIX века Е.Феоктис­тов в своих «Воспоминаниях» пишет о безнравственности, царя­щей в высших сферах: «Действительно, безнравственность была поразительная, она сделалась таким обычным явлением, что мно­гие, даже весьма порядочные люди перестали возмущаться ею, от­носились к ней как к чему-то такому, с чем нужно поневоле прими­риться» (292, 293). Эту безнравственность культивировали само­держцы призывом: «Обогащайтесь!», считая это естественным (речь идет об Александре II).

[14] Е.Феоктистов в своих «Воспоминаниях» пишет о значимости дея­тельности Герцена, который даже для стариков сделался авторитетом, не говоря уже о молодежи: «Таким образом, подготовлялось то необы­чайное явление, что люди вроде Чернышевского, Добролюбова, Писа­рева, какого-то Зайцева и других выступили вершителями судеб Рус­ского государства, не останавливаясь даже перед самыми преступными замыслами» (292, 111). В определенном смысле это верно, ибо эти лица идеологически подготовили революционное насилие.

[15] Шутов и карлов имела Анна Иоанновна (причем в шуты как на­казание за переход в католичество были обращены князь М.Голи­цын и граф А.Апраксин) Елизавета Петровна и ее преемницы и преемники. До самого конца существования династии Романовых сохранился- обычай держать при дворе и в семьях вельмож шутов и карлов. В одном из своих писем М.Вильмот пишет, что «во многих лучших домах держат шутов - таков обычай» (98, 265). Об этом же сообщает и Б.Фабиани, рассматривая эпоху Николая II (38).

[16] Физиологические исследования с применением такой техники, как спектрометрия, введение в кровь потенциометрических доз гор­монов и лактатов, электроэнцефалограммы и измерения электри­ческого сопротивления кожи, показывают, что эти выработанные на основе тысячелетней практики ритуальные позы действительно влияют на состояние организма. При созерцании ускоряется секре­ция определенных веществ, модифицируются процессы окисления и т. д., и все это происходит в условиях, которые, по-видимому, может воспроизвести экспериментальным путем нейрофизиология.

[17] Приведем тогдашние цены: пуд говядины стоил 28 коп., пуд коровь­его масла - 1 руб., пуд белой муки - 1 руб., бочка пива - 2 руб.

[18] В разговоре с Феофаном Прокоповичем Петр говорит: «Вот я и думаю, не все обретается в Библии. Надо бы к десяти заповедям прибавить еще одну - против лицемерия и ханжества. Сей грех, коим так щедро наделил господь пастырей наших, наипаче мона­шеский чин, все иные грехи в себе содержит. Посуди сам. Прелю­бодей и разбойник могут и не ханжить, а вот ханжа может быть и тайным разбойником и прелюбодеем. Таковы ханжи и все монахи наши: льстят, о божественном рассуждают, а сами бездельники. Воистину, как в старой пословице: ни богу, ни людям. (93, 190).

[19] Не случайно, что в конце XIX - начале XX века для России характерен Ренессанс религиозной философии, представленной именами Вл.Соловьева, С.Булгакова, П.Флоренского, Н.Бердяе­ва и др. и оказавшей влияние на культуру Запада XX столетия.

[20] Митрополит Антоний говорит: «Есть одно, мало замеченное кри­тиками стихотворение («В начале жизни школу помню я... - В.П.), в котором Пушкин описывает те два царящие в нашей обществен­ной жизни греховные начала, что служили причиной его перво­начального отступления от детской чистоты и от детской веры. Это - демон гордыни и демон разврата» (8, 6-7).

[21] В этом смысле весьма характерен Пушкин, который, по Достоев­скому, вмещал в себе в высшей яешаш совершенства широту рус­ской души, позволявшей ему перевоплощаться в умы и сердца всех народностей, обнимать собою лучшие стремления всяком культуры.

[22] «В самых типичных артелях Древней Руси, - отмечает О.Плато­нов, - могли участвовать все без исключения при одном условии - признании ими артельных основ. В складочные пиры, в пустын­ные монастыри, в братства и в вольные дружины могли входить и «лучшие» и «молодшие» люди, смерды, и бояре, и духовные лица, и даже князья» (205, 57).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты