Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вступление. 6 страница




Архетипами являются коллективные модели (паттерны) поведения, исходящие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием сказок, мифологий, легенд, и проч. Архетипов существует очень много. Архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым. (К.Г.Юнг, 1997).

Если человек теряет мысль, забывая, что хотел сказать, то такая мысль не перестает существовать, а исчезает в подсознании. Подсознание бывает занято множеством временно угасших образов, впечатлений, мыслей, которые продолжают влиять на сознательное мышление, хотя и являются потерянными. Забытые идеи не прекращают своего существования. Хотя их нельзя воспроизвести по собственному желанию, они пребывают под порогом сознания, ниже порога памяти, откуда могут всплыть в любой момент, иногда после многих лет полного забвения. В данном случае имеется в виду ситуация, когда мы видим и слышим что-то вполне осознанно, а впоследствии забываем. Наряду с этим мы видим, слышим, чувствуем запах и вкус множества вещей, не замечая этого либо потому, что наше внимание отвлечено, либо потому, что раздражитель, воздействующий на наши органы чувств, слишком слаб для осознанного восприятия. Тем не менее, эту информацию впитывает подсознание, и подобное подпороговое восприятие играет значительную роль в нашей повседневной жизни. Хотя мы не осознаем этого, оно влияет на наше восприятие событий и людей. (К.Г.Юнг, 1997).

Феномен толпы возникает в результате двух типов условий: долговременного и ситуативного характера. К первым относятся любые экономические, социальные, политические и другие факторы относительно длительного действия, которые создают высокий уровень напряженности в обществе, формируют и нагнетают чувства беспомощности и отчаяния. В условиях тоталитарного режима эти чувства не могут найти выхода в форме массовых действий и поэтому трансформируются в состояние общественной апатии. Однако при первой же возможности назревают ситуации социального взрыва.

Существуют и естественные причины образования масс. К таковым можно отнести:

-- стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары),

-- общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.),

-- массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т. п.),

-- политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста),

-- места массовых празднований и отдыха (стадионы, площади и улицы городов, помещения и площадки для крупных дискотек и т.д.) и др. (С.К.Рощин, 1990).

Толпы делятся на активные и пассивные[9]. Одним из видов активной толпы является агрессивная толпа. Это толпа, которая вымещает свою бессознательную агрессию на внешнем объекте. Также различают спасающуюся толпу, паническую, стяжательную (массовый грабеж) и демонстрирующую (демонстрация, протест). Спасающаяся толпа превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным. (С.К.Рощин, 1990).

Типы толпы:

Окказиональная толпа – случайная толпа, собравшаяся, например, посмотреть на какое-либо происшествие.

Конвенциональная толпа – заранее обусловленное каким-либо событием скопление людей (например, концерт, или боксерский матч).

Экспрессивная толпа – толпа, члены которой ритмично выражают одну эмоцию (например, радость, возмущение и т.п., проявляющиеся на митингах, футбольных трибунах и проч.)

Экстатическая толпа – толпа, доводящая себя до экстаза выполнением каких-либо действий (например, шаманские пляски и проч.)

Подвиды толпы:

--агрессивная (доминанта – агрессия),

--паническая (доминанта – паника),

--стяжательная (доминанта – жадность),

--повстанческая. (А.П.Назаретян, 2003).

Поведение индивида в толпе характеризуется следующими категориями:

-- Снижение самоконтроля. (У человека усиливается зависимость от толпы, и снижаются функции самоконтроля.)

-- Деиндивидуализация поведения. (Попадая в толпу, человек легко утрачивает свою индивидуальность. Становится «как все».)

--Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте. (Является следствием общего снижения интеллектуального уровня каждого отдельного индивида при попадании в толпу.)

-- Характерные особенности переработки информации. (Информация в толпе подвергается постоянному искажению, распространяясь по коммуникативным контактам внутри толпы, от одного индивида другому. Каждый участник толпы бессознательно стремится адаптировать подобную информацию «под себя». Вследствие этого наблюдается искажение информации и резкое отличие ее от первоначальной.)

-- Повышенная внушаемость. (Человек в толпе способен поверить в самую необычную информацию или заведомо невыполнимые обещания, а также следовать абсолютно абсурдным лозунгам).

-- Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. (В толпе происходит мобилизация всех ресурсов индивида, поэтому в толпе человек может проявить такие физические и психологические качества, которые становятся ему недоступными вне толпы, например: поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть и т. п.)

--Нетипичность, необычность поведения. (Находясь в толпе человек способен на нетипичные для него формы поведения, порой заметно отличающиеся от того его психоэмоционального состояния, когда он находится наедине с собой, или вне толпы.)

Следует обратить внимание на такую особенность, как управление толпой (массами). Можно предположить, что если существует какая-либо толпа (масса), то рано или поздно найдется кто-то, кто захочет такую массу подчинить для реализации собственных интересов.

А.П.Назаретян (2003) обращает внимание, что толпа имеет ядро, и более разрозненно на периферии.

Воздействие на толпу может быть различным.

Если воздействовать на периферию, тогда начнет играть роль такой механизм психики масс как заражение (циркулярная реакция), появляющееся в том, что если кто-то, находясь в толпе, начнет выполнять какие-либо действия, то через время остальные подхватят, и в этом случае толпа переключит свое внимание с недавнего объекта – на новый.

Можно воздействовать на центр толпы (на ядро), например через агентов, внедрившихся в толпу.

Если ситуация начинает выходить из под контроля, рекомендуется жертвовать чем-то малым для того, чтобы спасти целое. Например, если толпа идет устраивать массовые погромы, рекомендуется переключить внимание толпы на какой-либо попавшийся на пути крупный и пустой супермаркет, начав громить который толпа успокоится, переключившись на удовлетворение такого архаичного инстинкта в психике индивида как жажда обогащения.

Толпа подчиняется ритму.

 

Э. Канетти (1997) выделял четыре черты массы:

1. Масса хочет постоянно расти.

2. Внутри массы господствует равенство.

3. Масса любит плотность.

4. Массе нужно направление.

Э. Канетти (1997) обращал внимание на такую характеристику массы, как разрядка.

Под разрядкой он понимал такое состояние, когда индивиды, находящиеся в массе, отбрасывают все различия, отделяющие их друг от друга в обычной жизни, и становятся все как один. С равными условиями и правами. В обычной жизни, вне массы, люди отличаются друг от друга по должностным, социальным, имущественным и прочим различиям. Жизнь человека основана на чувстве дистанции: дом, которым он владеет и в котором запирается, должность, которую он занимает, положение, к которому он стремится, все служит тому, чтобы укрепить и увеличить расстояние между ним и другим. Освободиться от этого сознания дистанции можно только в массе. Разрядка позволяет отбросить все различия и почувствовать себя равными. В тесноте между людьми каждый ощущает другого как самого себя и испытывает от этого облегчение. Ради этого счастливого мгновения, по мнению Канетти (1997), люди соединяются в массу.

Способом противодействия толпе является исключение анонимности. В толпе любой индивид безличностен. Поэтому если вычертить его индивидуальность (например, проверкой паспортов или фотографированием на камеру), то в этом случае толпа распадется. (А.П.Назаретян, 2003).

Для создания массы необходим повод. В этом случае будет соблюдено главное условие -- накал социального беспокойства. Вожди массы и провокаторы, сознательно создавая у массы бессознательное чувство вины и страх, формируют невротические установки, снятие которых возможно только при выполнении условий, выдвигаемых вождем массы (манипулятором). Невроз в толпе передается посредством нарастания коллективного возбуждения. Далее происходит какое-либо волнующее массу событие. Это событие приковывает внимание толпы. Тем самым вызывая у толпы интерес. Удовлетворение интереса вследствие поглощенности событием склоняет толпу к утрате самоконтроля. А значит приводит к подчинению. Толчея порождает коллективное возбуждение. Коллективное возбуждение способствует тому, что индивиды становятся менее устойчивы к воздействиям на их психику манипуляторов, и в своих поступках руководствуются эмоциями и сиюминутными желаниями (т.е. правое, животное, полушарие преобладает над левым, логическим). Повышенное эмоциональное возбуждение отдельных индивидов по цепочке захватывает толпу в целом. В результате нарастает коллективное возбуждение. У отдельных индивидов коллективное возбуждение подавляет индивидуальные поведенческие механизмы и служит образованию новых, раннее не свойственных форм поведения, что говорит о снижении роли цензуры психики и устранении критичности в отношении принимаемой информации, и в целом повышает подверженность массы к внушению.

Любое внушение в толпе заразительно. Толпа всегда находится в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает внушение. Внушение передастся вследствие заразительности другим участникам толпы. У всех, кто находится под влиянием внушения, идея, овладевшая умом, стремится выразиться в действии. Блуждая на границе бессознательного толпа чрезвычайно легковерна. Невероятное для ее не существует; этим объясняется та легкость, с которой создаются и распространяются легенды и самые неправдоподобные рассказы. (Г.Лебон, 1996).

Агрессию толпы можно использовать в направлении социальных изменений, что приводит к возникновению нового политического строя. Эти убеждения напоминают религиозное чувство: обожание предполагаемого верховного существа, боязнь приписываемой ему магической силы, слепое подчинение его велениям, невозможность оспаривать его догматы, желание распространять их, стремление смотреть как на врагов на всех тех, кто не признает их. Относится ли это чувство к Богу, к деревянному идолу, или к политической идее, — с момента, как в нем обнаруживаются вышеуказанные черты, оно уже имеет религиозную сущность. Сверхъестественное и чудесное встречаются в нем в одинаковой степени. Толпа бессознательно награждает таинственной силой вождя, возбуждающего в данный момент ее фанатизм. (Г.Лебон, 1996).

Лебон (1996) отмечал, что толпа обладает незаурядным воображением. Истинным источником мотивации толпы являются чувства. Поэтому рациональная аргументация на толпу не действует; т. к. рассуждения толпы основываются на свободных ассоциациях, лидер толпы должен мыслить исключительно образами, и помимо применения трех методов воздействия – убеждения, повторения и внушения, использовать внутреннюю убежденность в собственной правоте.

Для поведения индивида в массе характерно:

--сознательная личность утеряна;

--воля отсутствуют;

--чувства и мысли ориентированы в направлении, указанным вождем.

Законы толпы:

--толпа спонтанна и живет только настоящим;

--толпа непостоянна, безответственна, и легко подвергается различного рода внушениям;

--толпа руководствуется инстинктами и сиюминутными желаниями, и действует на основании единого порыва, направляющего ее.

--толпа легко поддается манипуляциям.

--в толпе может происходить накопление только глупости, а не ума.

--толпа руководствуется только бессознательным.

--в толпе человек живет по принципу несдерживаемого желания -- будучи уверен в своей безнаказанности. Эта безнаказанность порождает новую безнаказанность.

В.Райх (2004) проводил параллель между развитием авторитаризма в обществе – и авторитаризма в семье, доказывая, что именно семья формируют в последующем послушных членов общества, которые психологически готовы к восприятию вождя, потому что до этого точно также идентифицировались с отцом, а отец теперь идентифицируется с вождем.

В результате морального сдерживания естественной сексуальности, у ребенка развивается пугливость, робость, страх перед авторитетом, покорность, «доброта» и «послушание». Такое сдерживание парализует развития протеста в ребенке, а значит превращает ребенка в будущего послушного члена любого тоталитарного общества. «…задача морали,-- писал В.Райх[10],--заключается в формировании покорных личностей, которые, несмотря на нищету и унижение, должны соответствовать требованиям авторитарного строя. Таким образом, семья представляет собой авторитарное государство в миниатюре, в котором ребенок должен научиться приспосабливаться к социальным условиям». В лице отца авторитарное государство имеет своего представителя в каждой семье, и поэтому семья превращается в важнейший инструмент его власти. Авторитарное положение отца отражает его политическую роль и раскрывает связь семьи с авторитарным государством. Отец занимает в семье такое же положение, какое занимает по отношению к нему начальник. В своих детях, особенно в сыновьях, он воспроизводит свое раболепное отношение к авторитету. Это приводит к подавлению женской и детской сексуальности. Если под влиянием среды у женщин развивается покорность, усиленная вытесненной сексуальной непокорностью, то у сыновей, наряду с раболепным отношением к авторитету, формируется глубокая идентификация с отцом, которая служит основой эмоциональной идентификации с любой формой авторитета. (В.Райх, 2004).

Точку зрения В.Райха разделяет С.Московичи (1996), отмечая, что источником и прототипом любого авторитета является отец. Любой человек в какой-то момент пассивно подчиняется решениям своих начальников или вышестоящих лиц. Он без размышления принимает мнения друзей, соседей или своей партии. Он принимает установки, манеру говорить и вкусы своего окружения. Он становится способным на крайние формы насилия или паники, энтузиазма или жестокости. Он совершает действия, которые осуждает его совесть и которые противоречат его интересам. В этих условиях все происходит так, как если бы человек совершенно переменился и стал другим.

Когда люди попадают в массу, то начинают демонстрировать свои худшие качества. В этом случае они образуют толпу. В толпе люди преображаются, приобретают общую сущность, которая подавляет их собственную. Вместо личной воли, такие индивиды проявляют волю коллективную. Следствием погружения в толпу является обезличивание умов, паралич инициативы, порабощение индивидуальной души. Массы живут под влиянием сильных эмоций и аффективных порывов. У индивида, находящегося в массе изменяется личность. Внушение или влияние - это в коллективном плане то, что в индивидуальном плане является неврозом. Наблюдается утрата связи с реальностью и потеря веры в себя. Человек с готовностью подчиняется авторитету группы или вождя, и становится податливым к приказам. Невроз подтачивает сознательный слой личности до такой степени, что его слова и действия становятся не более, чем живым повторением травмирующих воспоминаний его детства. Люди впадают в состояние внушаемости, сходное с гипнотическим. И пока они пребывают в этом состоянии, они верят всему, что им скажут, и сделают все, что им прикажут. Они будут подчиняться каждому призыву, каким бы бессмысленным он ни был. При нахождении в толпе реакции людей обостряются. (С.Московичи, 1996).

Находясь в толпе, людьми начинает руководить воображение. Они возбуждены эмоциями, обладают предрасположенностью верить тому, что им говорят, они идентифицируют себя с персоной, которая избавляет их от одиночества, и поклоняются ей. Единственный язык, который они понимают, это язык обращенный к чувству. Человек-индивид и человек-масса - это две разные вещи. Разница между ними проста: индивида убеждают, а массе внушают. Желая влиять на людей необходимо обращаться к самым древним слоям их психики. Если массы сформировались, замечает Московичи (1996), необходимо выявить среди них вожака, и управлять массами, взывая к их страстям, верованиям и фантазии.

В теме массового поведения рассмотрим такое проявление массового поведения, как массовая паника.

А.П.Назаретян (1999) приводит четыре комплекса факторов превращения организованной группы в паническую толпу.

1. Социальные факторы - общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями (землетрясение, наводнение, государственный переворот, и т. д.)

2. Физиологические факторы -- усталость, голод, алкогольное и наркотическое опьянение и т.п. снижают контроль сознанием индивида действительности, а значит при массовом скоплении людей могут нести в себе тяжелые последствиями для попавших в панику людей.

3. Общепсихологические факторы - неожиданность, удивление, испуг, и т.п., вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах спасения.

4. Социально-психологические и идеологические факторы -- отсутствие общей цели, пользующихся доверием лидеров, низкий уровень групповой сплоченности.

Рассмотрим механизмы развития паники.

Шокирующий стимул вызывает испуг сначала у одного или нескольких человек. В толпе минимальный порог возбудимости обычно имеют женщины или дети. Их испуг проявляется криками, выражением лиц и суетливыми телодвижениями. Такие люди становятся источником, от которого страх передается остальным. Происходит взаимная индукция и нагнетание эмоционального напряжения через механизм циркулярной реакции. Далее, если не приняты меры, люди теряют самоконтроль и начинается паника.

Присутствие в толпе женщин и детей плохо еще и потому, что звук высокой частоты - женские или детские крики - в стрессовой ситуации оказывает разрушительное влияние на психику. Сразу после шокирующего стимула обычно наступает т. н. психологический момент. Люди оказываются во взвешенном состоянии и готовы следовать первой реакции.

Три правила безопасности в толпе: (А.П.Назаретян, 1999).

1. Держись от толпы подальше.

2. Проникая в толпу, думай, как будешь из нее выбираться.

3. Оказавшись в толпе случайно, не подавайся эмоциям.

 

 

Тема 5: Основы власти и властных отношений

 

«Страх лежит в основе этого мира. Страх правит миром. Власть по природе своей пользуется страхом».

Н.А.Бердяев

 

1. Власть и лидеры.

-- Стили лидерства.

-- Определение власти.

-- Основные характеристики власти.

-- Основные подходы к проблеме лидерства.

2. Типологии лидерства.

-- Ранние типологии лидерства.

-- Современные типологии лидерства.

-- Отечественные типологии лидерства.

 

Существуют различные типы руководителей – авторитарный, демократический, либеральный, бюрократический, лидер мнений, номинальный, харизматический, и проч.

Выделяют три основных стиля лидерства: авторитарный, демократический и либеральный. Встречаются: комбинированный и гибкий.

Кратко рассмотрим перечисленные стили управления.

1) Авторитарный: властность, стремление единолично принимать решения, навязывать другим свое мнение; игнорирование других как личностей, избегание личных взаимоотношений с зависимыми людьми, использование приказов -- как основных методов работы.

2) Демократический лидер: преобладание уважение к подчиненным, признание права других на свое мнение, общение с подчиненными как с равными, обращение к другим – с просьбами и советами, а не с приказами и распоряжениями.

3) Либеральный: предоставление подчиненным полной свободы действий.

4) Бюрократический: власть и авторитет поддерживается бюрократическими методами.

5) Лидер мнений: к его мнению прислушиваются остальные.

6) Номинальный лидер: возглавляет группу формально, к его мнению не прислушиваются.

7) Лидер, ориентированный на людей: главным в деятельности является благополучие составляющих группу людей.

8) Лидер, ориентированный на работу: главным в руководстве является решение стоящей перед группой задачи.

9) Харизматический лидер: наделенный от природы лидерскими качествами.

10) Ситуационный лидер: становящийся лидером на время, в зависимости от сложившихся обстоятельств.

Комбинированный лидер: использует в руководстве элементы трех основных стилей лидерства (авторитарный, демократический, либеральный).

Гибкий лидер: использует комбинацию трех основных стилей руководства, но все время – в зависимости от обстоятельств – преобладает какой-то один.

Власть над другими людьми предполагает наделенность определенными полномочиями.

Власть -- это ответственность. Обладание властью способен выдержать не каждый из-за наличия дополнительного рода обязанностей, которые присутствуют в психике индивида после наделения его властными полномочиями. Кроме того, природе психики большинства индивидов свойственно подчинение.

Что такое подчинение? Подчинение это избавление от ответственности. Принятие решений предполагает брать на себя различные обязательства, что предполагает ответственность. Большинство индивидов стремятся уйти от ответственности. Ответственность вызывает в их психике тревогу, обеспокоенность, чувство вины, и т.п. симптоматику невроза. Поэтому для большинства предпочтительным является выполнение приказов других. Тех, кто за все и будут нести ответственность.

Проявление власти или подчинения начинается с первых лет жизни индивида. Ребенок подчиняется старшим, но может реализовать властные амбиции в общении со сверстниками. При этом делает попытки достижения подобного результата и в общении с более старшими: родителями, воспитателями, учителями, и т.п.

Наделенность властными полномочиями может быть в семье (одного члена семьи в отношении другого), в общении с друзьями (тот, кто наделен стремлением к власти, подбирает зависимых в отношении него подруг или друзей, и наоборот), простирается в плоскости иных форм межличностных взаимоотношений.

В рабочем или учебном коллективе играет роль дополнительный фактор, выражающийся, например, в официальных властных полномочиях (в рабочем коллективе), или обладание большими знаниями, большей приспособляемостью к обучению и т.п. (в учебном коллективе).

Стремление к власти различно: кому-то достаточно стать бригадиром над несколькими рабочими, и он уже реализует свои властные амбиции, а кому-то мало и поста министра.

Существует временная власть в рамках одной группы. Например, при выполнении какого-либо задания, из нескольких человек, обладающим равным статусом, выделяется один, который как бы «за главного». Скажем, на выполнение задания по разноске праздничных подарков от магазина посылается несколько посыльных, и одному из них говорится, что он «за старшего», потому что, например, дольше работает на этом предприятии, магазине. Властные полномочия в данном случае носят кратковременный характер.

Также следует помнить, что для некоторых индивидов власть, это спасение от невроза.

Д.В.Ольшанский (2002) выделяет семь основных подходов к проблеме лидерства.

1) Теории «героев» и «теории черт».

2) Теории среды.

3) Личностно-ситуационные теории.

4) Теории взаимодействия-ожидания.

5) «Гуманистические» теории лидерства.

6) Теории обмена.

7) Мотивационные теории лидерства.

 

Перечислим их в кратком варианте.

1) Теории «героев» и «теории черт».

Основные качества, которые инициируют сторонники подобной теории следующие:

-- сильное стремление к ответственности и завершению дела;

-- энергия и упорство в достижении цели, рискованность и оригинальность в решении проблем;

-- инициативность;

-- самоуверенность;

-- способность влиять на поведение окружающих, структурировать социальные взаимоотношения;

-- желание принять на себя все последствия действий и решений;

-- способность противостоять фрустрации и распаду группы.

2) Теории среды.

Подобная теория объясняет функцию лидерства средой обитания. Например, согласно Е.Богардусу, тип лидерства в группе зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать. В.Хоккинг считает, что лидерство — функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе. X.Персон полагает: а) каждая ситуация определяет как качества лидера, так и самого лидера; б) качества индивида, которые определяются ситуацией как лидерские качества, являются результатом предыдущих лидерских ситуаций. Дж.Шнейдер приводит данные, что количество генералов в Англии в разные времена было прямо пропорционально количеству военных конфликтов, в которых участвовала страна. А.Мэрфи делает вывод: ситуация вызывает лидера, который и должен стать инструментом разрешения проблемы.

3) Личностно-ситуационные теории.

Данная теория является неким симбиозом первых двух, и согласно различным исследователям (С.Казе, Р.Стогдилл, С.Шартл, X.Герт, С.Миллз, и др.) рассматривает как психологические черты лидера, условия среды обитания, которая выдвинула подобного лидера, и, соответственно, сторонников лидера, той группой, которая его поддержала и готова ему подчиняться для выполнения совместных целей и задач.

4) Теории взаимодействия-ожидания.

Согласно данной теории (Дж.Хоманс, Дж.Хемфилд), теория лидерства должна рассматривать три основные переменные: действие, взаимодействие и настроения. Усиление взаимодействия и участие в совместной деятельности связано с усилением чувства взаимной симпатии. Лидер определяется как инициатор взаимодействия.

5) «Гуманистические» теории лидерства.

Данная теория на первый план выдвигает развитие организации. Согласно этой теории, человек всегда мотивирован на работу во взаимодействии с другими, а организация -- структурирована и контролируема. Чертой лидерства в данном случае будет являться модификация организации с целью обеспечения свободы индивидов для реализации их мотивационного потенциала и удовлетворения своих нужд — при одновременном достижении целей организации.

Ряд ученых (Д.Мак-Грегор, С.Аргирис, Р.Ликерт) предполагают, что участников организации необходимо контролировать, мотивировать, и давать возможность реализации собственных амбиций, самореализовываться.

6) Теории обмена.

Представители данной теории (Дж.Хоманс, Дж.Марч, X.Саймон, X.Келли и др.) считают, что общественные отношения представляют собой форму особого обмена, в ходе которого члены группы вносят производительный и психологический вклад, за что получают некий психологический «доход». Взаимодействие продолжается до тех пор, пока все участники находят такой обмен взаимовыгодным. Т.Джакобс сформулировал этот вариант теории обмена следующим образом: группа предоставляет лидеру статус и уважение в обмен на его способности к достижению цели.

7) Мотивационные теории лидерства.

Согласно этой теории, для лидерства важен мотив плюс возможность его реализации (так как мотив без возможности его реализации равен движению в никуда).

А.Маслоу считал, что корни лидерства возникают в процессе трансформации человеческих желаний (мотивы, исходящие из чувств) в потребности, социальные стремления, коллективные ожидания и политические требования.

А.Маслоу выделял два типа властных потребностей:

а) потребность в силе, достижениях, автономности и свободе; и

б) потребность в доминировании, репутации, престиже, успехе, статусе и т. д.

 

Типологии лидерства.

Ранние типологии лидерства[11].

Е.Богардус выделял четыре типа лидеров:

-- Автократический (в сильной организации),

-- Демократический (представитель интересов группы),

-- Исполнительный (в состоянии выполнить какую-либо работу),

-- Рефлексивно-интеллектуальный (неспособный руководить масштабной группой).

Ф.Бартлетт выделял три типа лидеров:

-- Институциональный тип (лидер вследствие престижа занимаемой позиции);

-- Доминирующий (поддерживает свою позицию с помощью силы и влияния);

-- Убеждающий (оказывает влияние на настроения подчиненных и побуждает их к действиям).

С.Кичело выделял тип «лидера без офиса» и назвал его «пророком», полагая что «пророки выходят на авансцену истории в смутные времена и, вызывая поддержку ведомых, становятся символами инициированного ими самими движения».

Ф.Редл считал, что групповые процессы могут происходить только вокруг девяти типов личности («патриарх», «лидер», «тиран», «объект любви», «объект агрессии», «организатор», «искуситель», «герой» и «пример для подражания» (как позитивный, так и негативный).

Дж.Гетцель и Е.Губа выделяли три типа лидерства:

-- «законодательное лидерство» (роли и ожидания определяют нормативные измерения деятельности в общественных системах);

-- «идеографическое лидерство» (потребности и предрасположенности индивидов определяют личностные измерения групповой деятельности); и

-- «синтетическое лидерство» (примиряющее конфликтующие стороны).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты