Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Рекомендации по подготовке к занятию. 1. Выполняя задание 1, обратите внимание на:




1. Выполняя задание 1, обратите внимание на:

1) Преодоление сентиментализмом классицистической эстетики

2) определение сентиментализма как художественного метода и литературного направления;

3) культивирование сентименталистами чувствительности, способности к душевному отклику;

4) абсолютизацию нравственного чувства как мерила человеческих поступков и признание внесословной ценности личности;

5) противопоставление «воспитания разумности» в человеке «воспитанию чувствительности».

2. Выполняя задание 2, приведите примеры эпических и лирических литературных жанров сентиментализма, несвойственных классицизму.

3. Выполняя задание 3, приведите примеры из текста повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

4. Выполняя задание 5.1), обратите внимание на выраженность в заглавии мира объекта повествования и мира повествователя; прокомментируйте репрезентацию в заглавии структуры повести.

5. Выполняя задание 5.2), проанализируйте место действия повести, выявив антитезу «город – естественная среда», компоненты которой восходят к представлениям о развращенности и невинности соответственно.

6. Выполняя задание 5.3)А), обратите внимание на то, что о семье Эраста повествования нет, как нет и сопоставления душевного переживания Эраста с явлениями природы.

7. Выполняя задание 5.3)Б), найдите в тексте объяснение причины интереса Эраста к Лизе, проанализируйте эпизоды повести, характеризующие Эраста как идущего на обман (в чем Карамзин видит причину такого поведения?).

8. Выполняя задание 5.3)В), помимо прочего, обратите внимание на вступление повести: какова роль рассказа о стенах Симонова монастыря? Каким образом этот рассказ утверждает ни с чем не сравнимый интерес повествователя к интимной, частной стороне человеческой личности?

9. Выполняя здание 5.4)В), проанализируйте эпизоды повести, где герои оказывались объектом действия собственного чувства. Например, эпизод, в котором Лиза увидела плывущего в лодке Эраста. Вспомните, например, риторические вопросы повествователя, заданные Эрасту: «знаешь ли ты свое сердце? <…> Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» и пр.

Литература

Основная литература:

Федоров В.И. История русской литературы: ХVIII век. – М., 2003.

Дополнительная литература:

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» // Русская проза XVIII века (Библиотека всемирной литературы, Т.63) / Сост. Макогоненко Г.П. – М., 1971.

И любое другое издание.

Вацуро В.Э. К истории эпиграмм Пушкина на Карамзина // Новое литературное обозрение, 1997. № 27.

Иванов М.В. Судьба русского сентиментализма. – СПб.,1996.

Карамзинский сборник: Творчество Н.М. Карамзина и историко-литературный процесс. –Ульяновск, 1996.

Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма: (Эстетические и художественные искания). – СПб., 1994.

Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. – М., 1987.

Лотман Ю.М. Карамзин. – СПб. – 1997.

Орлов П. А. Русский сентиментализм. – М., 1977.

Орлов П. А. Русская сентиментальная повесть. – М., 1979.

Павлович С. Е. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века. – Саратов, 1974.

Пурыскина Н. Г. Слово и жест в сентиментальной повести «Бед­ная Лиза» Н. М. Карамзина // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Метод и жанр. – Л., 1985. – С. 111—117.

Русская литература XVIII века: Словарь-справочник / Под ред. В. И. Фёдорова. – М., 1997.

Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. – М., 1995.

Успенский Б.А. Из истории русского литературного языка XVIII – нач. XIXв.: языковая программа Карамзина и ее исторические корни. – М., 1985.

Эйдельман Н.Я. Последний летописец. – М., 1983.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6–7 (4 ЧАСА)

ТЕМА: МИРООБРАЗ И ПОЭТИКА СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

СОДЕРЖАНИЕ: ЛИРИЧЕСКИЕ И ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ

И.Ф. БОГДАНОВИЧА, И.И. ХЕМНИЦЕРА, М.Н. МУРАВЬЕВА, Н.А. ЛЬВОВА

План занятия

1. «Легкая поэзия»: содержание понятия.

2. Роль львовско-державинского кружка и кружка М. М. Хе­раскова в становлении «легкой поэзии».

3. Тематика лирики М.Н. Муравьева, Н.А.Львова и И.Ф. Богдановича. Жанровая специфика.

1) «Пейзаж души» в лирике М. Н. Муравьева.

2) Философская и эстетическая основа ночного пейзажа.

3) Время в поэтической системе М. Н. Муравьева.

4) Поэтика произведений «легкой поэ­зии»

4. Версификационный анализ произведений легкой поэзии.

5. Шутливая «древняя повесть в вольных стихах» «Душенька» И.Ф. Богдановича

1) Отказ от ирои-комической обработки мифологических и литературных источников.

2) Элементы стиля рококо в поэме;

3) Образа автора в поэме.

4) Значение «Душеньки» для развития волшебной и бытовой стихотворных повестей в русской литературе.

5. Значение «легкой поэзии »для русской лирики XIX века.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты