Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


I. Цикл как сверхжанровое единство;




II. Поэтика «маленькой трилогии»:

1. Какие рассказы составляют цикл?

2. Какие композиционные особенности и принципы организации системы рассказчиков каждого из текстов позволяют объединить их в единый цикл?

(1) Обратите внимание на «рамочность» композиции каждого из текстов; какую функцию выполняет «рамка»?

(2) Как сюжетно и идейно связана каждая последующая история с предыдущей?

(3) Как выстроена система субъектов повествования? В чем ее сложность? Охарактеризуйте отношения, в которых находят рассказчик с главным героем в каждой из историй;

(4) Что такое «футляр»? Является ли «футляр» символом, знаком или аллегорией?

3. «Футлярные» люди «маленькой трилогии»:

(1) Гротесковый характер каждого из образов (Беликов, Чимша-Гималайский); можно ли говорить о нисходящей градации по основанию «гротеск» в расположении историй и, соответственно, главных героев?

(2) Образ Беликова и мотивный комплекс, связанный с ним (страх, власть, смерть); образ Беликова и город, в котором он живет (антиподы или двойники); гоголевский прием «овеществление» живого в рассказе «Человек в футляре»;

(3) Образ Чимши-Гималайского и мотивный комплекс, связанный с ним (ограниченность, собственничество, равнодушие); прием зоологизации в рассказе «Крыжовник»; образ Чимши-Гималайского и аллегорический образ «человека с молоточком»;

(4) Образ Алехина и мотивный комплекс, связанный с ним (счастье, любовь, душевная лень);

4. Специфика чеховской «детали»;

5. Социально-философская проблематика рассказов «маленькой трилогии».

III. Близость жанра «рассказ» к новелле в творчестве Чехова:

Вспомните жанрово-стилистические признаки новеллы; можно ли найти их в проанализированных рассказа Чехова? Являются ли эти признаки регулярными?

 

Литература

Основная литература

1) История русской литературы XIX в.70-90-е годы :Учебник/Под ред. В.Н.Аношкиной — М., 2006.

Дополнительная литература

1) Бердников Г.П. А.П.Чехов. Идейные и творческие искания. М., 1970.

2) Гурвич И.А. Проза Чехова. М.,1970.

3) Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.,1971.

4) Линков В.Я. Художественный мир прозы Чехова. Изд-во МГУ, 1982

5) Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П.Чехова. Л., 1987.


Контрольные вопросы

1. Реализм как художественное направление второй половины 19 века.

2. «История одного города» Салтыкова-Щедрина: пародирование летописного и стиля и способы создания комического.

3. М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»: социально-философская проблематика и стилистические средства ее репрезентации.

4. Жанровая и композиционная специфика романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

5. Тематика и поэтика сказок Е.Салтыкова-Щедрина

6. Поэтический мир А.А. Фета

7. Философская лирика Ф.И. Тютчева

8. Любовная лирика Ф.И. Тютчева

9. «Мороз-Красный нос»: символизм и фольклорный характер поэмы Н.А. Некрасова

10. «Кому на Руси жить хорошо»: эпическая проблематика; система образов

11. Любовная лирика Некрасова

12. Образ «музы» в лирике Некрасова

13. Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова

14. Полифонический принцип организации романов Ф.М. Достоевского

15. Поэтика и проблематика романа Достоевского «Преступление и наказание»

16. Система образов в романе Достоевского «преступление и наказание»

17. Христианские мотивы в романе Достоевского «Преступление и наказание»

18. Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

19. Проблематика романа Достоевского «Идиот» и средства ее реализации.

20. Система персонажей в романе Достоевского «Идиот»

21. Роман Достоевского «Братья Карамазова»: древнерусские мотивы

22. Мотив бунта против Бога в романе Достоевского «Братья Карамазовы»

23. Символические образы в романе Достоевского «Братья карамазовы»

24. Роль «вставных элементов» в романе Достоевского «Братья Карамазовы»

25. «Бесы» Достоевского как антинигилистический и символический роман

26. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: поэтика заглавия Л.Н. Толстого и первоначальный замысел

27. Система образов в романе Толстого «Война и мир»: принципы организации

28. Эволюция взглядов А.Болконского (роман Толстого «Война и мир»)

29. Эволюция взглядов Пьера Безухова (роман Толстого «Война и мир»)

30. Роль образа Платона Каратаева в романе Толстого «Война и мир»

31. Женские образы в романе Толстого «Война и мир»

32. Концепция истории в романе Толстого «Война и мир»

33. Концепция народа в романе Толстого «Война и мир»

34. Роман Толстого «Анна Каренина»: специфика композиции

35. Символическое наполнение романа Толстого «Анна Каренина»

36. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: проблематика и поэтика

37. Система персонажей в романе Тургенева «Отцы и дети»

38. Повести Тургенева: «тайный психологизм» как основа поэтики

39. Принципы повествования в романе И.А.Гончарова «Обломов»

40. Социальная и философская проблематика в романе Гончарова «Обломов»

41. «Запад» и «Восток» в романе Гончарова «Обломов»

42. Роль внесюжетных элементов в романе Гочарова «Обломов»

43. А.П.Чехов: роль детали в прозе

44. «Маленькая трилогия» Чехова: соотношения сюжета и метасюжета

45. «Футляр» из «маленькой трилогии» Чехова как метафора

46. Любовная тема в эпических произведениях Чехова

47. Мотив пошлости в эпических произведениях Чехова

48. Принципы чеховской иронии (на примерах из эпических произведений Чехова)

49. «Очарованный странник» Н.С. Лескова: тип русского праведника

50. Жанровая специфика произведения Лескова «Очарованный странник»

51. Композиционные и стилистические особенности «Очарованного странника» Н.С. Лескова

52. Сказ в творчестве Н.С. Лескова

 

На основе предложенных вопросов создается итоговое зачетное задание. Мы предлагаем фрагмент такого задания:

1. Эстетика реализма (2-3 предложения).

2. Средства создания комического в «Истории одного города» (не менее трех приемов с примерами).

3. Символика в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» (не менее четырех позиций с примерами).

4. Жанровые составляющие романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».

5. Тематика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (перечислите с примерами).

6. Почему лирику А.А. Фета связывают с живописью импрессионистов?

7. В каких стихотворениях Ф.И. Тютчева звучит мотив молчания как средства сохранить душевную гармонию? (не менее двух примеров)

8. Охарактеризуйте аспекты «любовного переживания», характерные для лирики Тютчева (с примерами, не менее трех стихотворений).

9. Поэма Н.А. Некрасова, носящий фольклорно-символический характер.

10. Признаки эпопеи в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (не менее трех, с примерами).

11. Охарактеризуйте аспекты «любовного переживания», характерные для лирики Н.А. Некрасова (с примерами, не менее трех стихотворений).

12. Перечислите признаки некрасовской музы (в качестве примеров приведите стихотворения с соответствующей тематикой, не менее трех).

13. В чем заключается представление Н.А. Некрасова о назначении поэзии? (1-2 предложения; в качестве примеров приведите 1-2 стихотворения).

14. Что такое полифонический роман применительно к творчеству Ф.М. Достоевского?

15. Автор термина «полифонический роман».

16. Напишите основные тезисы теории Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (не менее 3).

17. Проинтерпретируйте финал романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (не менее трех).

18. Особенности системы персонажей в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (в 2-3 предложениях, с примерами).

19. Функции упоминания картины Гольбейна «Мертвый Христос» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» (2-3 предложения).

20. Что такое «карамазовщина» («Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского)? (2-3 предложения)

21. Функции притчи о луковке, рассказанной Грушенькой (1-2 предложения).

22. Основной мотив «Поэмы о Великом Инквизиторе» (1-2 предложения).

23. Почему Митя пренебрегает советом Ивана бежать в Америку? (1-2 предложения).

24. Символическое значение рождения Смердякова «от праведницы и грешника».

25. Мотивы агиографического жанра в истории об Алеше Карамазове (2-3 предложения).

26. В каком раннем романе Ф.М. Достоевского наметились все типы героев, полусившие развитие в дальнейших творческих периодах.

27. Роман Достоевского, задумывавшийся как сугубо антинигилистический, но приобретший символику-мифологическую и философскую проблематику.

28. Поэтика заглавия романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (2-3 предложения).

29. Из замысла о чем вырос этот роман?

30. Кого из героев романа Толстой сравнивает с античной статуей?

 

План анализа художественного текста


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты