№
п/п
| Новое понятие
| Содержание
|
| Восточный путь возникновения государства
| процесс происхождения государств Древнего Востока и некоторых других в результате объединения племен под руководством родоплеменной знати для совместных трудоемких ирригационных работ в условиях сохранения общинной собственности на землю и основные средства производства
|
| Государство
| особая организация политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального аппарата управления и принуждения
|
| Демократическая доктрина сущности государства
| совокупность теоретических представлений о сущности государства, в соответствии с которой носителем и источником государственной власти и государственного суверенитета является только народ, а государственная власть должна быть подлинно народной и осуществляться в интересах и под контролем народа
|
| Демократия
| форма государственно-политического режима, которая характеризуется: 1) признанием воли большинства в качестве источника власти; 2) установлением и соблюдением прав и свобод человека и гражданина; 3) равноправием граждан; 4) возможностью граждан управлять процессами общественной жизни; 5) выборностью основных органов государственной власти; 6) верховенством права и закона над всеми сферами общественной жизни
|
| Законность
| общественно-политический режим, выражающийся в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями, обеспечении порядка и организованности в обществе
|
| Западный путь возникновения государства
| процесс происхождения первых европейских государств в результате разложения первобытнообщинной организации общества под влиянием развития орудий производства, разделения труда, появления частной собственности и разделения общества на экономически неравные классы
|
| Корпоративные нормы
| правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов, обеспечивающие функционирование сообщества
|
| Либеральная концепция соотношения государства и права
| совокупность научных представлений о соотношении государства и права, которая исходит из тезиса о том, что право выше и важнее государства
|
| Марксистская доктрина сущности государства
| совокупность теоретических представлений о сущности государства, в соответствии с которой власть принадлежит экономически господствующему классу и осуществляется в его интересах
|
| Нормы морали
| правила поведения, складывающиеся на основе имеющихся в ту или иную эпоху в сознании общества представлений о добре, зле, справедливости, чести, достоинстве и т.д.
|
| Нормы обычаев
| правила поведения, регулирующие поведение людей, вошедшие в привычку в результате многократного повторения
|
| Обратная связь государства и общества
| воздействие государства на общество
|
№
п/п
| Новое понятие
| Содержание
|
| Общество
| продукт взаимодействия людей, устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих друг с другом на основе общеобязательных норм в целях удовлетворения индивидуальных потребностей
|
| Политическая система общества
| система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю определенных социальных общностей, реализующих политическую власть или борющихся за нее в рамках права через государство
|
| Права и свободы человека и гражданина
| естественные, неотчуждаемые и гарантированные законодательст-вом возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни
|
| Право
| обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения
|
| Правовая культура
| обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека
|
| Правовое воспитание
| целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому
|
| Правовое государство
| тип современного демократического государства, в основе которого лежат: идея верховенства права и закона над всеми сферами жизни, идея обеспечения защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности общества
|
| Правовой нигилизм
| отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений
|
| Правопонимание
| научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающая в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целому социальному явлению
|
| Правосознание
| совокупность представлений, знаний, убеждений, оценок и чувств людей к праву и государственно-правовым явлениям, т.е. отражение права в сознании общества, социальной группы, конкретной личности
|
| Правотворчество
| деятельность органов государства или всего народа в сфере создания правовых актов
|
| Признаки государства
| сущностные характеристики государства, отличающие его от других социально-политических институтов и догосударственной организации общества
|
| Признаки права
| сущностные характеристики права, которые отличают его от других регуляторов общественных отношений и в своей совокупности образуют понятие права
|
| Прямая связь государства и общества
| воздействие общества на государство
|
| Религиозные нормы
| зафиксированные в религиозных источниках образцы поведения людей и запреты, которые, воздействуя на духовную сферу общества, формируют смысл жизни человека и способствуют его адаптации в жизни
|
№
п/п
| Новое понятие
| Содержание
|
| Синтезный путь возникновения государства
| процесс происхождения некоторых государств (Россия, Германия и др.), сочетающий в себе характерные признаки восточного и западного путей формирования государства
|
| Социальные нормы
| связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации
|
| Теории происхождения государства и права
| религиозные, философские и юридические научные теории, объясняющие причины появления государства и права
|
| Теория (доктрина) элит о сущности государства
| совокупность теоретических представлений о сущности государства, утверждавшая, что народные массы не способны осуществлять власть, управлять обществом; что государственная власть должна принадлежать элите – “верхушке” общества
|
| Технократическая доктрина сущности государства
| совокупность теоретических представлений о сущности государства, построенная на том, что управлять обществом, властвовать могут и должны только профессионалы-управленцы, специалисты-менеджеры, так как только они способны правильно определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути их удовлетворения и общественного развития в целом
|
| Тип государства
| совокупность устойчивых черт и свойств государства, присущих определенному этапу его исторического развития
|
| Узкий подход к пониманию государства
| исторически сложившееся направление в понимании государства как совокупности органов государства и его должностных лиц, выделяемых из общества
|
| Широкий подход к пониманию государства
| исторически сложившееся направление в понимании государства как совокупности граждан, фактически отождествляющее общество и государство
|
| Этатически-тоталитарная концепция соотношения государства и права
| совокупность научных представлений о соотношении государства и права, которая исходит из того, что государство выше и важнее права, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики
|