Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Реформы Петра I. Государственный аппарат и церковь.Огромная заслуга Петра I заключается в том, что он не только понял необходимость реформ для укрепления внешнего и




Государственный аппарат и церковь.Огромная заслуга Петра I заключается в том, что он не только понял необходимость реформ для укрепления внешнего и внутреннего положения государства, но и практически не останавливаясь ни перед какими трудностями, начал борьбу за создание военно-бюрократической монархии. В этом он видел необходимое условие для преодоления общей отсталости страны.

Петр I, хотя и был сторонником западного рационализма, но реформы проводил по- азиатски. Будучи за границей, он посетил Английский парламент, но тот не произвел на него никакого впечатления, к парламентской системе он остался равнодушен. Если наука, достижения техники в Европе интересовали Петра практически, с целью применения в своей стране, то европейская демократия и индивидуализм его оставили равнодушным. Петр сказал однажды: «Англинская вольность здесь не у места, как к стене горох. Надлежит знать народ, как оным управлять». Активно разрушая обособленность России от Европы, вводя светские порядки, Петр был и оставался продуктом русского общества. В европейском опыте он видел лишь орудие усиления России. «Европа, - писал он, - нужна нам только на несколько десятков лет. А после того мы можем обернуться к ней задом». Следует особо отметить, что это осознанный выбор Петра, так как он абсолютно не воспринимал европейское общественное устройство, где была предусмотрена автономия общества от власти.

Государство при Петре I модернизировалось в соответствии с новыми задачами, но не изменило своей деспотической сущности. В руках царя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной, духовной власти. Царь активно вмешивался во все сферы жизни общества, в повседневную жизнь людей. Власть царя никогда не была такой полной, абсолютной, систему власти, созданную Петром I, принято называть абсолютизмом. В чем же состоят особенности российского абсолютизма?

Абсолютизм является формой общеевропейской, но в каждой из стран имел свою специфику. В Европе, например, монархи стремились не только укрепить свою личную власть, но и государственность в целом. В России абсолютизм обладал рядом отличительных черт:

а) особой расстановкой сил в господствующем классе (боярство-дворянство);

б) сложной внешнеполитической обстановкой;

в) обострившейся социальной рознью (недовольство крестьян крепостничеством, недовольство купцов привилегиями дворян и т.д.);

г) опытом и примером развития Западной Европы (успехи в науке, экономике, военном деле);

д) сложность управления государством на обширных территориях России.

Созданные Петром I силовые структуры - армия, полиция - повсеместно применялись для достижения государственных целей.

Государственная машина была усовершенствована с помощью административных реформ. В 1711 г. был учрежден Сенат, который заменил боярскую думу и являлся теперь высшим государственным учреждением. Сенат ведал финансами, торговлей, заботился об увеличении доходов, следил за действиями высших чиновников и учреждений, наблюдал за судопроизводством, а также разрабатывал проекты новых законов, которые должны были поступать на утверждение царю. Члены Сената назначались государем. При назначении в расчет принимались исключительно деловые качества.

Создание верховного управления нового типа вызвало необходимость дальнейших преобразований. В 1718 г. устаревшая система приказов была отменена. Введены коллегии, каждая из которых занималась определенной отраслью государственного управления: иностранных дел, военная, мануфактурная и т.д. Коллегиальное управление привлекало Петра тем, что в «коллегиумах» все дела решаются сообща, так как «все лучшее устроение через советы бывает»,

Следующим этапом централизации власти была областная реформа. В конце 1708 г. вся страна была разделена на восемь губерний (затем их число было увеличено до 11. В руках губернаторов сосредоточивалась и гражданская и военная власть. Губернаторы обладали всей полнотой исполнительной и судебной власти на местах.

Создаваемый заново государственный аппарат, в основе которого имелись европейские образцы, был вписан в систему единоличной, ничем и никем не ограниченной власти и превратился в военно-бюрократический механизм реализации этой власти.

Видя недружелюбное отношение к своим преобразованиям со стороны духовенства, Петр превратил управление церковью в чиновничью канцелярию. Когда в 1700 г. умер патриарх Адреан, Петр запретил избирать ему преемника. Вскоре институт патриаршества был ликвидирован (в 1721 г). Для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод», или духовная коллегия, также подчинявшаяся Синоду. Фактическим главой Духовной коллегии являлся обер-прокурор, назначаемый императором из числа высокопоставленных светских чиновников. Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства.

Православная церковь не только не поддерживала реформы Петра, но и выступала категорически против. Бритье бород, курение табака воспринималось как крушение христианского мира. Любопытно, что Петр собственноручно обрезал бороды. Этот шаг при всей внешней анекдотичности имел глубокий смысл. Дело в том, что православная церковь на протяжении нескольких столетий создавала культ бороды. Борода считалась «Богом данным украшением для мужчины». «Русская Правда», правовой кодекс Киевской Руси, предусматривал наказание за лишение человека бороды. Это рассматривалось как преступление.

Православная церковь расценила эти новшества как удар по своим позициям. Патриарх Адреан объявил брадобритие смертным грехом, безбородых людей называл котами, псами и обезьянами. Однако Петр упорно менял образ и стиль жизни людей, разрушал религиозную регламентацию: одежда должна быть удобной для работы, распорядок дня определяется практическими делами, а не расписанием церковных служб. Замкнутый православный мир разрушался, уступал место европейской деловитости и новому типу жизни.

Некоторые священнослужители даже считали царя антихристом. В Москве распространилось мнение, что близко нашествие антихриста, что все жители столицы вскоре неизбежно погибнут. Однако Петра это не остановило. Так или иначе церковь была подчинена светской власти и была обязана работать на государственные интересы. Это отрицательно сказывалось на духовной жизни русского общества. Православная церковь была административно ограничена и законсервирована, смирилась со своим положением служителя режиму, в отличие от Запада, где католическая церковь играла самостоятельную политическую роль и, более того, диктовала свою волю политическим режимам. Например, католическая церковь оказывала решающее влияние на формирование политической власти. Русские священнослужители никогда не выступали в роли духовных вождей, которые вели бы общество вперед. Наоборот, церковь активно выступала против всех нововведений.

Проводя реформу государственного устройства России, Петр I счел нужным использовать западный опыт. Однако в его планы не входило насаждение в России западных демократических традиций. Следует обратить внимание на то, что демократия на Западе дала свободу личности и тем самым запустила механизм прогрессирующего саморазвития. А поскольку Петр не видел пользы в демократии, то он решил из государства сделать механизм, ускоряющий развитие. Государственная машина, созданная Петром I, рассчитана на подстегивание общества, выжимание максимальных сил и средств. Естественно, это означало, что государство применяет по отношению к обществу открытое насилие. Насилие, жестокость при Петре I имели колоссальные масштабы. Силовые элементы в государственной системе - армия, полиция, созданная Петром I, - играли важную роль в гражданской жизни.

Создание регулярной армии.С именем Петра связано также создание регулярной русской армии, основанной на началах рекрутской повинности. Теперь беспорядочный случайный набор солдат в полки был заменен периодическими рекрутскими наборами. Ежегодно с 20 тяглых дворов собирали по одному рекруту.

Армия Петра была крепостнической. Помещики часто пользовались «рекрутчиной» для того, чтобы сдавать в солдаты неугодных им «озоровавших» крестьян. Насилие и жестокость сопровождали каждый рекрутский набор. Плакали жены, матери, дети, провожая своих мужей, сыновей и отцов на «службу царскую». Плакали, как по покойникам. Создался даже особый вид народного эпоса - «рекрутские плачи», повествующие о том, как молодой рекрут «зубы рвет, в службу царскую нейдет». Шли служить «навечно», не рассчитывая вернуться домой. Солдатская служба была фактически пожизненной. За малейшую провинность наказывали солдат нещадно. Кормили зачастую плохо. Бегство из армии было распространенным явлением.

Для подготовки офицерского состава из русских людей было учреждено несколько специальных школ (навигацкая, артиллерийская, инженерная), но главной военно-практической школой для армейских полков служили гвардейские полки - Преображенский и Семеновский. Царский указ 26 февраля 1714 г. решительно запрещал производить в офицеры дворян, которые не служили солдатами в гвардейских полках и «с фундаменту солдатского дела не знают». В 1716 г. был издан подробный воинский устав, который также постановил, что «шляхетству российскому иной способ не остается в офицеры происходить, кроме что служить в гвардии».

В итоге военной реформы в России была создана первоклассная армия, ставшая в тот период одной из сильнейших в Европе.

Положение сословий.При Петре I шел процесс зарождения социально-классовой структуры европейского типа. Положения дворянства и крестьянства претерпело значительные изменения.

Социальная политика по отношению к крестьянству выражалась в установлении более суровых наказаний за бегство. Но главная мера в отношении крестьянства заключалась в проведении переписи 1718-1724 гг., по окончании которой в России налоговое подворное обложение было заменено подушной податью.

Для казны постоянно требовались деньги, а существовавшее подворное обложение не могло удовлетворять растущие государственные расходы. Подворное обложение давало возможность помещикам объединить ряд крестьянских семей в один двор, чтобы уменьшить число плательщиков. Кроме того, значительное число крестьян было в бегах, с них также невозможно было взимать налоги. Поэтому с 1718 г. началась поголовная перепись населения. С введением подушной подати число плательщиков прямых налогов значительно увеличилось. Значение этой финансовой меры трудно переоценить.

Во-первых, практически удвоилась сумма налоговых поступлений с населения.

Во-вторых, податная реформа стала важным этапом в развитии крепостного права в России, распространила его и на те слои населения, которые ранее были либо свободными («гулящие люди»), либо могли обрести свободу после смерти господина (кабальные холопы). И те, и другие в связи с реформой становились навечно крепостными. В процессе проведения податной реформы было образовано новое сословие государственных крестьян. Его составили черносошные крестьяне Севера, пашенные люди Сибири, ясачные люди Среднего Поволжья.

Одновременно шел процесс расширения прав дворян на землю. В русле укрепления дворянского класса в 1714 г. вышел указ о единонаследии. Две формы феодального землевладения: поместье (пожизненное владение землей за государственную службу) и вотчина (наследственная собственность) были по указу преобразованы в одну «недвижимую» собственность. По указу 1714 г. помещику запрещалось продавать и закладывать вотчину, делить ее на части между наследниками. Вся недвижимая собственность могла быть передана только одному из наследников, а движимое имущество получали остальные сыновья, дочери, вдова. Основная цель указа о единонаследии состояла в том, чтобы принудить молодых дворян «хлеба своего искать службою, ученьем, торгами и прочим».

В 1722 г. для дворян, согласно «Табели о рангах», был введен новый порядок прохождения службы. В предшествующее время основным критерием служебной годности и продвижения по службе было происхождение. «Табель о рангах» на первое место поставила не принадлежность к той или иной фамилии, а личные способности, образование и практические навыки дворянина. Служебная лестница теперь состояла из 14 ступеней или рангов, самым высшим чином был 1-й ранг, на военной службе это был генерал-фельдмаршал, на гражданской - канцлер, 14-й ранг был самым низким. Для военных это был прапорщик, для гражданских - коллежский регистратор. Все чины первых восьми рангов давали право потомственного дворянства. По словам Петра, чины должны жаловаться тем, кто служит, а не «нахалам и тунеядцам», кичащимся своей знатностью. Все дворяне определялись в различные полки, их дети отдавались в школы, посылались на учебу за границу. Царь запрещал жениться тем, кто не хотел учиться, а у тех, кто укрывался от службы, отбирал имения.

Преобразования в области культуры и быта. Особо следует сказать о преобразованиях в области культуры и быта. Бывая за границей, Петр острее, чем кто-либо из его современников, чувствовал отсталость России. Невежество в России сочеталось с нежеланием отходить от стародедовских обычаев как в большом, так и в мелом. Например, русская знать не только боялась «наук» и «латинства», но не хотела сбросить с себя длинное тяжелое старинное платье с рукавами до колен, остричь бороду и усы. Для Петра же старорусская одежда и борода были признаком «ревнителя» старины, которую он так ненавидел.

Особыми указами 1700-1701 гг. Петр установил ношение верхнего платья венгерского, саксонского и французского образца. Сапоги, башмаки и шапки вводились немецкие. Женщины же должны были носить все немецкое: платья, юбки, башмаки, шляпы.

Русские люди начали носить короткие камзолы и кафтаны, ботфорты, напудренные парики. С привычным платьем и бородой расставались неохотно. Но портным было запрещено шить одежду русского образца, купцам за торговлю русским платьем грозили кнутом и каторгой, а за ношение русского платья и бород штрафовали на улицах караульные. Был введен особый знак для тех, кто хотел носить бороду и заплатил налог: на железной дощечке изображена была борода и выбита надпись: «Деньги взяты». Только духовенство и крестьян не трогали - им бороды оставили.

Петр боролся со всем старым и вводил все новое. С 1700 г. Петр ввел в России принятое в европейских странах летоисчисление «от рождества Христова» вместо летосчисления «от сотворения мира», принятого в Древней Руси. Новый год начинался теперь с 1 января, как во всем мире, а не с 1 сентября, как это было на Руси до реформы.

С 1703 г. сперва в Москве, а затем в Петербурге стала издаваться первая русская газета «Ведомости», которую редактировал сам Петр. Неудобный старый церковно-славянский шрифт Петр заменил своего же изобретения латинизированным шрифтом, которым, с небольшими изменениями, мы пользуемся сейчас. В 1710 г. этот гражданский шрифт был введен повсеместно.

С 1704 г. были установлены определенные правила градостроительства в Москве, в Кремле и Китай-городе было разрешено строить только каменные дома. В Петербурге строились дома определенного образца. Введено было мощение улиц булыжником и уличное освещение.

26 ноября 1718 г. Петром был обнародован указ об ассамблеях. «Ассамблеи, - говорилось в указе, «вольное в котором доме собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела». Ассамблеи устраивали поочередно знатные люди. В одном зале танцевали, в других комнатах курили, пили, играли в шашки, шахматы, карты, вели деловые разговоры. Танцевали до упаду, пили тоже до упаду, особенно когда в дело вступал знаменитый «кубок большого орла» - огромный бокал, который должен был выпить провинившийся в нарушении ассамблейных правил.

С таким же рвением, с каким Петр заставлял стричь русских людей бороды, надевать камзолы, парики и танцевать на ассамблеях, он старался приобщить русское общество к просвещению европейских стран. Почти через 600 лет после Европы Россия активно вводила светское образование. Были открыты инженерная и медицинская школы в Москве, Морская академия в Петербурге, школа для подьячих, ремесленные школы при крупных предприятиях.

В школах наряду с детьми знатных людей, учились дети солдат и посадских, получавшие от государства жалование, размер которого зависел от успехов в учении. Существовала Славяно-греко-латинская академия в Москве, где обучались языкам, риторике, богословию.

Пытаясь ввести более широкое народное обучение, Петр открывал в провинциальных городах так называемые «циферные» школы, где обучали письму, арифметике и географии. Но заставить родителей отдавать своих детей в эти школы было не так легко. Учителя, бывшие питомцы московской математической школы, приезжая на место, не находили учеников. Воеводы отправляли воинские команды набирать учеников, но посадские всячески старались уклониться от «циферной» повинности, боясь, что их дети, попав в школу, отвлекутся от ремесла и торговли.

Таким настроениям потакало духовенство. Правда, епископов заставляли открывать свои, епархиальные школы, но духовенство не могло отрешиться от недоверия к светской науке.

Учеников, набранных в школу, держали, как в тюрьме, боясь побегов, которые случались неоднократно. Дисциплина была жестокая, палочная. Даже в дворянской Морской академии в каждом классе во время занятий стояли отставные солдаты с хлыстами в руках, готовые в любое мгновение «навести порядок».

Несмотря на сопротивление, которое оказывалось просветительной деятельности Петра, несмотря на косность и приверженность старине, школьное образование в России привилось и распространилось. Начало народному просвещению было положено.

Перед самой смертью Петр подписал указ о создании Академии наук, а при ней - университета и гимназии (открыты они были уже при Екатерине I). Заслуга Петра в деле развития русской науки и просвещения заключалась и в том, что он создал условия, при которых веками накопленные знания, опыт и народная мудрость могли дать большой эффект, так как были освобождены от опеки церкви и богословия.

Петр развивал светскую науку, полезную стране, и поощрял смелые мысли и действия. Он шире открыл дорогу к науке людям из «породы» ниже «шляхетства». И его преобразования послужили величайшим толчком в развитии русской науки.

Экономические преобразования.Экономические преобразования Петра в значительной степени определялись учением меркантилизма, поощрявшего развитие промышленности и накопление средств за счет активного баланса внешней торговли - преобладания вывоза товаров за границу над их ввозом в страну. Основной частью этой политики являлся протекционизм - экономическая политика государства, имеющая цель оградить национальную экономику от иностранной конкуренции посредством введения высоких пошлин на ввозимые в страну товары. В этой связи необходимо раскрыть суть таможенного тарифа 1724 г. (чем больше товаров выпускали русские мануфактуры, тем более высокая пошлина взималась при ввозе аналогичных товаров из-за границы). Развитие торговли при Петре I приобрело решающее значение. Торговле Петр уделял особое внимание. Реформы и завоевания Петра привели к расширению внутренней и внешней торговли России. Повсюду росли ярмарки, биржи, торговые пристани.

Для получения сведений о внешнем рынке и для развития внешней торговли в крупных городах Европы были открыты русские консульства. Ежегодно для изучения торгового дела и коммерческих наук в Италию и Голландию ездило за казенный счет по 12-15 молодых купцов из Архангельска и Москвы.

Для управления купцами и ремесленниками Петр I создал сначала Бурмистрскую палату, потом Главный магистрат, который должен был заботиться о росте и процветании не только крупного, но и мелкого производства. По указу 1722 г. мастера-ремесленники объединились в цехи. Введение цехов - свидетельство заботы об упорядочении и развитии мелкого производства, его регламентации и усилении опеки со стороны властей. Хотя следует отметить, что в Западной Европе цехи, как средневековый институт, давно ушли в прошлое. Цехи, гильдии тормозили личную инициативу, а следовательно, и сдерживали возникновение и развитие рыночных отношений.

Петр I проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Это имело огромное значение на начальном этапе ее становления, но стало тормозом на этапе вступления в конкуренцию на мировом рынке.

Бесспорно, политика протекционизма дала возможность более быстрому росту отечественной промышленности, тем не менее она в такой же степени и мешала складыванию единого мирового рынка и консервировала техническую отсталость страны.

Трудно не согласиться, что принятые Петром I меры по развитию промышленности, предпринимательства и торговли благоприятствовали формированию свободного российского рынка. Да, этот процесс шел, но очень медленно. Его естественному становлению мешало всесильное государство, которое к этому времени превратилось в корпоративного собственника, обладавшего преимущественными правами по отношению к другим участникам экономики.

Петровская экономическая политика преследовала цель - создание в России промышленности, без которой не могли обойтись русская армия и русский флот, нуждавшиеся в пушках и парусах, в сукне и железе, в лесе и меди. Слабое развитие промышленности в России обусловило ее зависимость от Запада. Покровительствуя развитию отечественной промышленности, Петр не останавливался перед тем, чтобы запретить ввоз в Россию таких товаров, которые стали производиться на русских заводах. Так, сенатским указом в 1721 г. был запрещен ввоз сахара, который стали производить на заводе Вестова.

Создание и рост многих предприятий были вызваны главным образом нуждами войны. В 1697 г. на Урале началась закладка огромного Невьянского завода - первенца уральской промышленности. Затем железоделательные заводы стали возникать один за другим. Всего к концу царствования Петра в России действовало 221 промышленное предприятие, из них только 21 предприятие было основано до Петра.

Быстро растущая промышленность предъявляла большой спрос на рабочую силу. Завод в петровские времена, в сущности, представлял собой род тюрьмы или в лучшем случае заведения для исправления «винных людей». Но такого рода «работный люд», конечно, не мог содействовать развитию производительности предприятий. Указом 1721 г. промышленникам и купцам разрешено было покупать для своих предприятий крепостных крестьян. Завод, а не купец был их хозяином, и их можно было продать только вместе с заводом.

Деятельность Петра дала мощный толчок росту промышленности и торговли. К концу царствования Петра промышленность и торговля выросли значительно. Подводя итоги своей деятельности, Петр говорил: «Не все ль неволей сделано, а уже за многое благодарение слышится, отчего уже плод произошел».


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты