Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Эстетические потребности 2 страница

Читайте также:
  1. D. Қолқа доғасынан 1 страница
  2. D. Қолқа доғасынан 2 страница
  3. D. Қолқа доғасынан 3 страница
  4. D. Қолқа доғасынан 4 страница
  5. D. Қолқа доғасынан 5 страница
  6. D. Қолқа доғасынан 6 страница
  7. D. Қолқа доғасынан 7 страница
  8. D. Қолқа доғасынан 8 страница
  9. D. Қолқа доғасынан 9 страница
  10. E. M. Donaldson, P.Swanson, W.-K. Chan. 1 страница

 

Однако случается, что уравнения оптимального решения со временем становятся настолько сложными, что некоторыми динамиками приходится пренебрегать, чтобы остальные продолжали существовать. История моряка, отдающего жизнь за спасение своего корабля, отвечает требованиям третьей динамики. Такое действие - приемлемое решение проблемы, однако это не оптимальное решение проблемы, потому что здесь не принята во внимание первая динамика моряка, т.е. он сам.

 

Тот факт, что единственная цель человека - это выживание, не значит, что он сам является самым лучшим механизмом выживания, который был или когда-нибудь будет создан жизнью. Целью динозавра тоже было выживание, однако его давно нет. Подчинение команде «Выживай!» еще не значит, что все попытки выжить будут одинаково успешны. Набор характеристик для выживания одного вида организма не подходит для другого.

 

Методы выживания любого живого существа можно обобщить так: питание, безопасность (защита и нападение) и размножение. Основное оружие выживания человека - умственная деятельность, руководящая физическими действиями на разумном уровне.

 

Выживание отталкивается от смерти и направлено к бессмертию. Максимальная боль может быть представлена как существующая непосредственно перед смертью, а максимальное удовольствие — как бессмертие. С точки зрения каждого организма, бессмертие обладает притягательной силой, а смерть - отталкивающей. Стремление выжить направлено от смерти, которая обладает отталкивающей силой, к бессмертию, которое имеет притягательную силу, т.е. сила притяжения -это удовольствие, а сила отталкивания - это боль. Поиски и получение удовольствия не менее важны для выживания, чем возможность избежать боли. Удовольствия - это вознаграждение: приятные эмоции, умственные или физические наслаждения, мимолетная радость. Удовольствие можно найти в огромном количестве вещей и занятий. Боль - это «физические и душевные страдания , наказание ».

 

Физическое и психологическое состояние человека изменяется час от часу, от одного дня к другому, из года в год. Поэтому уровень выживания расположен на кривой жизни, составленной из часовых или годичных положений человека в зонах выживания. Существуют две кривые - психического и физического состояния. Понижение линии психического состояния всегда предшествует понижению линии физического состояния.



 

В диаграмме выживания можно выделить четыре зоны, которые могут быть названы зонами состояний существования. Когда человек счастлив, его уровень выживания находится в четвертой зоне.

 

Диаграмма выживания

Рис. 5.5 Диаграмма выживания

 

Если человек серьезно болен, его график разместится в первой зоне или близко от смерти - в зависимости от тяжести болезни. Третья зона - зона общего счастья и благоденствия. Вторая - зона сносного существования. Первая зона называется зоной гнева. Апатия расположена в нулевой зоне. Чуть выше нуля, которым обозначена смерть, находится низший уровень душевной апатии, низший уровень физической жизни - 0,1. Тон 1, когда организм борется с физической болью или болезнью или когда человек яростно борется, начинается от 1,0, что является зоной враждебности и возмущения, через тон 1,5 - клокочущая ярость - к 1,9, что соответствует готовности к ссоре. От тона 2,0 до 3,0 присутствует увеличивающийся интерес к существованию. Эти значения счастья, сносного существования, злости и апатии не взяты произвольно. Они - результат исследования поведения человека в различных эмоциональных состояниях. Нормальным в современном обществе для многих людей является скорее всего тон в 2,8.



 

Когда из списка того, что считается дозволенным, вычеркивается половина потенциала выживания, происходит значительный упадок выживаемости. Когда человек или нация опускается ниже второй зоны и общий тон простирается от первой зоны и почти не затрагивает третью, наступает состояние всеобщего сумасшествия. Сумасшествие - это отсутствие рациональности, разумности, это также состояние, при котором нация или организм подходят к опасной черте выживания настолько часто, что начинают искать самые дикие решения своих проблем.

 

Сапрессор выживания - это сочетание всего, что угрожает выживанию расы или организма. Угрозы возникают от других видов жизни, от времени и от других энергий. Человек своей нерациональной деятельностью нарушил экологию, и этот сапрессор уже грозит существованию всего человечества. Ничто человеком не управляет, кроме его врожденного импульса к выживанию. В себе человек несет силу, с помощью которой отталкивает боль. И в себе человек несет силу, с помощью которой привлекает удовольствие. Человек является самодетерминированным организмом, хотя и зависит от других форм жизни и среды обитания. Что же необходимо для выживания? Здесь работают два фактора:

 

1. Необходимость избежать боли - ведь маленькие боли, не очень сильные в отдельности, могут сложиться в большую боль, которая, нарастая в геометрической прогрессии, приводит к смерти. Боль - это недовольство начальника плохой работой, потому что она может привести к увольнению, потом к голоду, потом к смерти. Проследите любое уравнение, куда попала боль, и вы заметите, что такое уравнение ведет к возможному вымиранию.

 

2. Однако существует другая часть уравнения - удовольствие. Этот фактор более устойчивый, чем боль. Необходимость удовольствия настолько сильна, что человек готов вытерпеть сильную боль, лишь бы получить хоть маленькое удовольствие. Удовольствие - полезная вещь. Это наслаждение работой, воспоминания о прошлых заслугах, хорошая книга, хороший друг, голос ребенка, впервые произнесшего слово «папа», приключения и надежда, это хороший обед, поцелуй красивой девушки, занятие тем, что нравится. Человек выживает в тесной близости с другими людьми, и это выживание — удовольствие. Наградой за действия, способствующие выживанию, является удовольствие. Наказанием за разрушительные действия становится смерть или боль. Успехи повышают потенциал выживания по направлению к бесконечности. Неудачи понижают потенциал выживания по направлению к смерти. Человеческий ум занимается восприятием и хранением информации, составляя или рассчитывая выводы, формулируя или разрешая проблемы, имеющие отношение ко всем четырем динамикам выживания. Цель восприятия, хранения, составления выводов и разрешения проблем - направить свой организм по четырем динамикам к выживанию.

 

Интеллект человека - это способность постигать, ставить и разрешать проблемы. Динамика - это жизненная хватка, энергичность и настойчивость в выживании. И динамика, и интеллект необходимы, чтобы чего-то добиться. Но динамики могут подавляться инграммами (бессознательными записями, возникшими в момент физической боли, потери сознания, в ситуациях, сопровождавшихся неприятными переживаними, сильными эмоциями). И интеллект может подавляться инграммами, которые вводят в аналитический ум неверную или неправильно расцененную информацию. Аберрации, которые включают в себя ненормальное или нерациональное поведение, являются следствием инграмм.

 

Ошибки интеллекта, аберрации - нерациональное поведение, психосоматические болезни - все это приводит к ослаблению потенциала выживания, подталкивает человека к смерти. Инграммы являются единственным источником всех аберраций и психосоматических заболеваний, они физически нарушают потенциал выживания человека. Моменты «бессознательности», когда аналитический ум ослаблен в большей или меньшей степени, - единственное состояние, когда можно получить инграммы. Инграмма - это момент «бессознательности», который содержит физическую боль или болезненные эмоции или ощущения. Инграмма недоступна для осмысления аналитическим умом как жизненный опыт. Люди не подозревают зачастую о наличии в их бессознательной психике инграмм, которые подталкивают к аберригированным нелепым формам поведения, к снижению потенциала выживания или даже к самоуничтожению. Почему человек действует разрушительно, нерационально, ведя войны, уничтожая целые народы, нарушая экологию? Что является причиной всех неврозов, психозов, сумасшествий, извращений, жестоких преступлений? Что толкает нас на мелкие и крупные глупости, ошибки? Главным образом причиной всего этого негативного человеческого поведения являются инграммы, которые образуются в «моменты бессознательности» - того состояния, которое вызывается наркозом, наркотиками, травмами, шоком, эмоционально-болезненными ситуациями и психотравмами. Если с помощью специальных психологических методов найти и «стереть» эти инграммы, очистить сознание от искажающего влияния инграмм, то результатом будет возвращение сознания к действиям в оптимальном режиме выживания, возвращение физического и душевного здоровья. Так, достижения психологии могут способствовать существенному повышению потенциала выживания человека. В современной психологической литературе существует несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них - теория каузальной атрибуции.

 

Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные - внутренними факторами. Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Качество работы является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

 

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

 

Мотив достижения успеха - стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

Мотив избегания неудачи - относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

Локус контроля - характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей.

Интернальный (внутренний) локус контроля - поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем случае) - желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

 

Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это - мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям.

 

Аффилиация - стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные, добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми.

 

Мотив власти - стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм - стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод - эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп.

 

Агрессивность - стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действий как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мышление — процесс моделирования системных отношений окружающего мира на основе безусловных положений[1]. Однако в психологии существует множество других определений.

 

Например — высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.

 

В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность, имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

 

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии. С точки зрения физиологии и психологии, это определение является наиболее верным.

 

Содержание [убрать]

1 История изучения

2 Природа и основные виды

2.1 Основные характеристики

2.2 Физиология

2.2.1 Нейрофизиология

2.3 Классификация

3 Основные формы (критерии) мышления

4 Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию

4.1 Мышление и интеллект

4.2 Экспериментальные исследования

5 Основные стадии мышления

6 Основные операции мышления

6.1 Сравнение

6.2 Анализ и синтез

6.3 Абстракция и конкретизация

6.3.1 Виды абстракции

6.4 Индукция и дедукция

7 Решение сложных задач. Творческое мышление

8 Развитие

8.1 Направления исследований

8.2 Теория формирования и развития интеллектуальных операций П. Я. Гальперина

9 Нарушения при психических заболеваниях

9.1 Динамика мышления

9.2 Операциональная сторона

9.3 Мотивационный компонент

9.3.1 Разноплановость мышления

9.3.2 Резонёрство

9.3.3 Некритичность

9.3.4 Символическое мышление

9.3.5 Патологическая обстоятельность

10 См. также

11 Примечания

12 Литература

История изучения[править | править вики-текст]

Заготовка раздела

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

 

Парменид — древнегреческий философ и политический деятель, основатель научного подхода к мышлению.

Исследовать мышление начали ещё античные философы и учёные, однако делали они это с позиций не психологии, а других наук, в первую очередь — философии и логики. Первым из них был Парменид. В сочинении «Путь истины» (др.-греч. Αλήθεια) он представил первое в истории европейской философии сокращённое изложение основных положений дедуктивной метафизики[2]. При этом он рассматривает процесс мышления с точки зрения логики. C точки зрения философии он утверждает, что бытие аналогично мысли:

 

« ...одно и то же мышление и то, о чем мысль.

фр. В 8, 34 »

Позже жили и работали 2 других древнегреческих учёных: Протагор и Эпикур, представители сенсуализма, философского течения, сыгравшего существенную роль в научном подходе к мышлению значительно позже.

 

Крупнейшим теоретиком учения о мышлении в то время был Аристотель[3]. Он изучил его формы, обосновал и вывел законы мышления. Однако мышление для него было деятельностью «разумной души»[4]. Кроме того, он в основном занимался вопросами формальной логики.

 

 

Пифагор — древнегреческий философ и математик, основатель мозговой теории мышления.

Большую роль в изучении мышления сыграла медицина. Первыми предвозвестниками мозговой теории мышления были древнегреческий философ и математик Пифагор и его ученик, Алкмеон Кротонский — философ и медик[5]. Принявший их теорию великий врач Гиппократ утверждал:

 

« Надо знать, что, с одной стороны, наслаждения, радости, смех, игры, а, с другой стороны, огорчения, печаль, недовольства и жалобы — происходят от мозга... От него мы становимся безумными, бредим, нас охватывают тревога и страхи, либо ночью, либо с наступлением дня[5]. »

Александрийский медик Герофил помещал душу в головной мозг, а его соотечественник Эрасистрат утверждал, что этот орган — вместилище ума[5]. древнеримский медик Гален первым научно доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». При этом он выделял отдельную рассуждающую (лат. rationalis) душу, что было шагом назад в сравнении с предыдущими учёными[5].

 

В эпоху Средневековья изучение мышления носило исключительно эмпирический характер и чего-либо нового не дало[6].

 

Активные психологические исследования мышления ведутся с XVII века, однако и тогда они существенно зависели от логики. Согласно раннему учению о мышлении, принадлежащему к XVII веку, способность к мышлению врождённая, а само мышление рассматривалось отдельно от психики. Интеллектуальными способностями считали созерцание, логическое рассуждение и рефлексия[7]. С появлением ассоциативной психологии мышление сводилось к ассоциациям и рассматривалось как врождённая способность. В эпоху Ренессанса учёные вновь вернулись к постулату античности о том, что психика — следствие работы мозга[6]. Однако их рассуждения не были подкреплены экспериментом, поэтому являлись большей мерой абстрактными. Ощущение и восприятие они противопоставляли мышлению, а дискуссия велась только о том, что из этих двоих явлений важнее. Сенсуалисты на основе учения французского философа Э. Б. де Кондильяка утверждали: ««мыслить» — это значит чувствовать», а разум — «усложнённые ощущения», то есть решающее значение отдавали ощущению и восприятию[6]. Их оппонентами были рационалисты. Видным их представителем был Р. Декарт, предвозвестник рефлексологии. Они считали, что органы чувств дают примерную информацию, а познать её мы можем только с помощью разума. при этом мышление они считали автономным, рациональным актом, свободным от непосредственного чувствования. По Д. Дидро, ощущения:

 

« свидетели в судебном заседании, а разум, мышление — это судья, который сопоставляет показания свидетелей и выносит окончательное заключение[6]. »

В конце XIX века появилось новое учение — прагматизм. Его представитель У.Джеймс— американский философ и психолог в 1890 в книге «Принципы психологии» утверждает, что понятия — это не адекватное отражение объективного мира, а орудия, используемые при познавательной деятельности, планы действия. Мысли истинны не потому, что отражают материальный мир, а через полезность для человека[6]. Другой представитель этого течения, разрабатывающий прагматическую теорию познания — Дж. Дьюи.

 

В это же время наступает расцвет психологического течения — рефлексологии. Среди видных её деятелей можно назвать И. М. Сеченова, И. П. Павлова и В. М. Бехтерева[6].

 

В начале XX века в центр своих интересов поставила мышление Вюрцбургская школа психологии (О. Кюльпе и др.), работы представителей которой были основаны на феноменологии Э. Гуссерля и отвержении ассоцианизма. В экспериментах данной школы мышление изучалось методами систематической интроспекции с целью разложения процесса на основные этапы.

 

Гештальтпсихология в лице М. Вертгеймера и К.Дункера занималась исследованиями продуктивного мышления. Мышление в гештальтпсихологии понималось как переструктурирование проблемной ситуации с помощью инсайта.

 

В рамках бихевиоризма мышление — процесс формирования связей между стимулами и реакциями. Его заслуга — рассмотрение практического мышления, а именно — умений и навыков при решении задач[7].

 

Внёс вклад в изучение мышления и психоанализ[8], изучая бессознательные формы мышления, зависимость мышления от мотивов и потребностей.

 

В советской психологии изучение мышления связано с психологической теорией деятельности[8]. Её представители понимают мышление как прижизненную способность к решению задач и преображению действительности. По А. Н. Леонтьеву внутренняя (мышление) деятельность — не только производная от внешней (поведение), но и имеет то же строение. Во внутренней мыслительной деятельности можно выделить отдельные действия и операции. Внутренние и внешние элементы деятельности взаимозаменяемые. Можно сделать вывод: мышление сформировано в процессе деятельности. На основе теории деятельности были построены педагогические теории П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова.

 

Одна из наиболее новых — информационно-кибернетическая теория мышления[8]. Мышление человека моделируют с точки зрения кибернетики и искусственного интеллекта.

 

Природа и основные виды[править | править вики-текст]

Основные характеристики[править | править вики-текст]

Заготовка раздела

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Обобщение отражения действительности[9] — осуществление поиска отдельных предметов и явлений и переход к общему;

Опосредованное познание объективной реальности[9] — на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений;

Физиология[править | править вики-текст]

 

И. П. Павлов — академик, лауреат Нобелевской премии; он и его школа разработали свою теорию процесса мышления

Мышление является функцией головного мозга[10]. Существует несколько теорий физиологии мышления. Следуя работам И. П. Павлова мысль — следствие рефлекторной связи между человеком и реальностью[11]. Для его осуществления требуется работа нескольких систем мозга.

 

Первая из них — подкорковая область[12]. Её активизируют безусловные стимулы внешнего или внутреннего мира. Вторая система — полушария головного мозга без лобных долей (нем.)русск. и отделов речи. Принцип её работы: стимулы временной (условной) связью «подключаются» к безусловной реакции[12]. Это — первая сигнальная система.

 

Принцип 3 системы: отвлечение от конкретных качеств воспринятых объектов и обобщение сигналов из первых двух инстанций[4]. Это — вторая сигнальная система. На её уровне воспринимаются слова и приходящие сюда сигналы заменяются речью. Поэтому в её состав входят лобные доли и 3 анализатора: речедвигательный, речеслуховой и речезрительный[12]. Кроме того, вторая сигнальная система регулирует первую. Её условные связи могут формироваться без раздражителя и отражать не только прошлое и настоящее, но и будущее.

 

Физиологическая основа мышления — работа коры больших полушарий. Ей характерны процессы, общие для нервной системы, в основном сочетание доминирующего возбуждения с окружающим его торможением.

 

Нейрофизиология[править | править вики-текст]

В настоящее время нейрофизиологические основы мышления до конца не известны[13].

 

Определённые сведения были получены при помощи ЭЭГ. Так, при умственной деятельности в лобных отведениях возникает усиление пространственной синхронизации. Это в своих экспериментах впервые установил М. Н. Ливанов в 1972[14]. Сверхмедленные потенциалы усиливаются и учащаются при некоторых видах мыслительной деятельности[15], а именно, при умственном напряжении становятся короче дзета-волны. По временным характеристикам они показывают готовность к мыслительной деятельности. Однако метод ЭЭГ остаётся в плане исследования мышления крайне ограниченным[16].

 

Учёные пытаются понять, может ли деятельность совокупности нейронов характеризовать конкретный мыслительный процесс. Вероятно, это возможно, если учитывать, что мозг — материальный субстрат процессов мышления[16]. Здесь идёт речь о так называемых «констелляциях» по А. А. Ухтомскому или «паттернах». Трудность заключается в перекодировании информации нейрофизиологической в психологическую[17]. Изучать это начала ещё в 1977 Н. П. Бехтерева.

 

Процесс мышления часто связан с принятием решений. Исследования поиска выбора проводились при помощи регистрации ВП с помощью ЭЭГ. Наблюдалась кросс-корреляция потенциалов ЭЭГ между передними и задними отделами головного мозга, а именно: лобных, теменных и затылочных долей, то есть охват мозга очень широкий[18]. На параметры ВП влияло информационное содержание стимула. В принятии решений важна мотивация — взаимодействие восприятия и ассоциаций по П. С. Симонову[19]. Однако, из-за того, что в реальности мозг не имеет достаточной информации о всех альтернативах, используются качественные словесные понятия — лингвистические переменные.

 

Из более новых методов для исследования мышления используют методы нейровизуализации. Так, для распознавания мыслей можно использовать функциональную МРТ. В эксперименте с точностью 72%—90%[20] ФМРТ смогла установить, какой набор картинок смотрит испытуемый[21]. Скоро, по мнению авторов исследований, благодаря этой технологии можно будет установить, что именно видит перед собой испытуемый[21]. Эту технологию можно будет использовать для визуализации снов, раннего предупреждения болезней головного мозга, создания интерфейсов для парализованных людей для общения с окружающим миром, маркетинговые рекламные программы и борьба с терроризмом и преступностью[21]. Также в экспериментах используют ПЭТ.

 

Классификация[править | править вики-текст]

Наглядно-действенное мышление (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1,5 лет)

Конкретно-предметное мышление (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 — до 7 лет)

Наглядно-образное мышление (Осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти (доминирует от 3 летнего до младшего школьного возраста).

Абстрактно-логическое мышление (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)

Основные формы (критерии) мышления[править | править вики-текст]

1. Понятие[22] — отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам;

 

2. Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике;

 

3. Умозаключение[23] — вывод.

 

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию[править | править вики-текст]

Мышление и интеллект[править | править вики-текст]

Интеллект связан с мышлением, которое обрабатывает информацию из внешнего мира[24]. Интеллект связан с мышлением в области решения задач, это совокупность умственных способностей, обеспечивающих успех познания.

 

Мышление формирует понятия, понимание их взаимосвязей, анализирует их, а это, в свою очередь — основа поведения, а значит — адаптации. При этом выбор поведения зависит от критичности мышления[24]. Важно заметить, что поведение и мышление связаны только при решении определённой задачи, если её нет, поведение связано с другими механизмами. Например, поведение зависит от моральных ценностей.

 

Мышление связано с деятельностью, так как в её процессе сначала решается ряд задач, а потом умственный проект осуществляется на практике[24]. Кроме того, существует творческое мышление.

 

Можно сделать умозаключение, что поведение и деятельность человека связаны с мышлением, поэтому под понятием «ум» мы определяем процесс мышления и его особенности.

 

Объективными методами с помощью эксперимента можно выделить компоненты, связанные с решением умственных задач, на основе чего его считают отдельным психическим процессом[25]. Другие компоненты, участвующие в регуляции поведения, самостоятельно выделить нельзя. А понятие «интеллект» связано с попыткой психологическими тестами оценить умственные и творческие способности.


Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 26; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эстетические потребности 1 страница | Эстетические потребности 3 страница
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2018 год. (0.033 сек.) Главная страница Случайная страница Контакты