Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Ситуативно-личностное общение, характерное для младенчества 21 страница




может проявить себя в неожиданной ситуа­ции, однако проведенный курс психотера­пии обеспечивает пациента необходимыми навыками совладания с возможными реци­дивами.

Интерперсональная психотерапия депрессии

Этот метод психотерапии депрессии сфокусирован на анализе межличностных проблем пациента как наиболее значимого источника депрессий. Первоначально ин­терперсональный психотерапевтический под­ход к лечению депрессии предназначался для терапии молодых людей (102), но позд­нее был адаптирован для работы с пожилы­ми людьми (112).

Центральным моментом этого метода психотерапии в работе с пожилыми людьми является установление характера взаимоот­ношений, которые складываются у пациен­та с его ближайшим социальным окружением: с супругом (супругой), детьми, внуками, друзьями, соседями. Определяются возмож­ные трудности знакомства с новыми людь­ми и проблемы построения взаимоотноше­ний. Некоторые пожилые люди жалуются на одиночество, но при этом действуют в ситуации общения таким образом, что ок­ружающие начинают их избегать.

Психотерапия начинается с попытки идентифицировать депрессивный синдром и его источники. При этом психологичес­кая экспертиза включает анализ прошлых и

настоящих (текущих) взаимоотношений с окружающими. Психотерапевт определяет наиболее значимые для пациента личности в его окружении, конфликтные или про­блемные взаимоотношения в прошлом и настоящем и, наконец, конкретные эпизо­ды текущих взаимоотношений, связанные с актуальными депрессивными переживаниями.

Этот анализ предваряет беседа психоте­рапевта с пациентом, в которой раскрыва­ется содержание и рациональность данного психотерапевтического метода и устанавли­ваются доверительные отношения сотруд­ничества.

Авторы интерперсонального подхода к психотерапии депрессии у пожилых людей (112) придерживаются предположения, что в развитии этого состояния критическими являются следующие четыре фактора: горе, вызванное утратой близкого человека; сме­на социальной роли (в связи с выходом на пенсию); дефицит общения; межличност­ные споры. В ходе психологической экс­пертизы психотерапевт определяет, какие именно из этих четырех факторов реально вовлечены в развитие депрессии у его паци­ента. Обсуждая вклад каждого из факторов, психотерапевт побуждает пациента к разви­тию более адаптивного поведения для раз­решения этих проблем и в условиях приня­тия этой стратегии пациентом обучает его необходимым механизмам совладания и при­емам адаптивного поведения. В случае пере­живания утраты психотерапевт раскрывает смысл и значение процесса скорби («работы скорби»), по окончании «работы скор­би» помогает адаптироваться к реальности несчастья и наметить новые смысложизненные ориентиры. В процессе работы с пожилыми пациентами психотерапевт по­стоянно остается активным, обеспечивая пациенту поддержку и укрепляя его уверен­ность в себе.

Цель этого метода психотерапии заклю­чается в помощи пациенту в улучшении его взаимоотношений с окружающими. Основ­ной акцент ставится на текущие проблемы во взаимоотношениях, однако в работе с пожилыми людьми необходимо осознавать значение всего жизненного пути для акту­альных проблем и влияние опыта прошлых лет на взаимоотношения в настоящем вре­мени. Также следует учитывать, что пожи­лые люди имеют крайне ограниченные воз­можности замещения проблемных взаимо­отношений, в связи с чем психотерапевт скорее должен побуждать их к решению проблем, чем к прерыванию не удовлетво­ряющих его взаимоотношений. При этом психотерапевт в работе с пожилыми людь­ми может использовать метод обыгрывания ролей в целях развития навыков общения.

Описанные выше методы психотерапии депрессии (бихевиоральной, когнитивно-бихевиоральной и интерперсональной) яв­ляются достаточно эффективными для ра­боты с пожилыми людьми (76). Учитывая возраст пациентов, психотерапевт в каждом из этих методов должен сократить время психотерапевтического сеанса, ограничить

весь период психотерапии в среднем 12—20-недельной сессией (112). Все три метода содержат скрытый психотерапевтический компонент — обучение клиента адаптивному поведению, выработку у него рациональ­ных установок и механизмов управления собственным состоянием. Пациентам по­могают разорвать порочный круг депрессии путем изменения поведения и характера мышления, путем построения более благо­получной внутренней картины окружающе­го мира.

Специфический характер работы с по­жилыми людьми предполагает несколько более медленный темп терапии, обязатель­ную запись всех назначений и заданий (компенсирующую проблемы памяти), под­держание доверительного, коллаборативного характера общения с пациентом, выражение уважения к его жизненному опыту и здра­вому смыслу. Также в работе с пожилыми эффектно дополнять бихевиоральную и когнитивно-бихевиоральную терапию библио­терапией и аутогенной тренировкой (149).

Как уже отмечалось выше, депрессивные переживания являются не единственными негативными эмоциональными пережива­ниями пожилых людей, и психотерапевту приходится учитывать в своей работе це­лостную картину эмоциональной жизни па­циента во всем ее многообразии. По нашему мнению, наиболее эффективным методом регуляции самых разнообразных негатив­ных эмоциональных переживаний пожилых людей является метод «управляемого воображения» (в более точном переводе метод «управляемого порождения образов» — «Guided Imagery»). В настоящее время этот метод широко распространен в Соединенных Шта­тах Америки, Канаде и Швеции (114, 118, 137, 140). В целом метод адресован самому широкому контингенту лиц, он помогает ни­велировать неблагоприятные психические состояния (сильную тревогу, стресс, фру­страцию, депрессию), способствует повыше­нию уровня бодрствования, позитивному настроению на предстоящую деятельность. По мнению авторов метода, его системати­ческое использование влияет на структури­рование опыта пациентов, выработку у них полезных навыков и привычек, способству­ет повышению самооценки, когнитивной реконструкции и даже излечению от многих хронических заболеваний (114). В наших исследованиях метод использовался только в целях регуляции эмоциональных пережи­ваний.

Метод «управляемого воображения», помимо средств активации самого процесса целенаправленного порождения образов, побуждения механизмов воссоздающего во­ображения, включает упражнения на рас­слабление, концентрацию внимания, а также дыхательные упражнения. В наших иссле­дованиях были использованы известные в США тексты Б. Напарстек (114), которые были переведены, адаптированы и полнос­тью переработаны («пересказаны») нами для поздних возрастов. По мнению Б. На­парстек, метод «управляемого воображения»

оказывает сильное психотерапевтическое дей­ствие, помогая пациенту контролировать себя, снимая страхи и депрессии, облегчая психические последствия терапевтических воздействий и психические последствия ряда соматических заболеваний. Аргументируя действенность метода, автор утверждает, что центральным моментом психотерапев­тического эффекта является формирование у пациента особого («измененного») состо­яния, в котором релаксация, способствую­щая повышению способности к внушению и самовнушению, сочетается с высоким уровнем концентрации на самом процессе порождения образов (114).

Выбор нами этого метода в качестве наи­более эффективного средства регуляции эмо­циональных переживаний людей пожилого возраста обусловлен изначальной адресо-ванностью метода «управляемого воображе­ния» людям, характеризуемым дефицитар-ностью и искаженностью сферы эмоцио­нальных переживании. Так, по мнению Б. Напарстек, метод эффективно помогает людям: 1) движимым паттерном самозащит­ного поведения; 2) отношения которых с окружающими являются источниками хро­нического стресса; 3) которые, несмотря на постоянное одиночество, отказываются от духовной близости с другими людьми; 4) ко­торые страдают хроническим беспокойст­вом; 5) которые не способны на сочувствие, сопереживание, переживание прекрасного; 6) которые духовно и физически ослаблены хроническим соматическим недугом; 7) ко-

торые не удовлетворены качеством своей жизни, ищут новые источники радости, вдох­новения, новые жизненные ориентиры (114).

Использование метода «управляемого во­ображения» способствует, по нашему мне­нию, решению многих задач психорегуля­ции эмоциональных переживаний старых людей, важнейшими из которых является компенсация сенсорной депривации, обо­гащение ощущениями о внутреннем состоя­нии организма, формирование положитель­ных эмоциональных переживаний, связанных с телесными ощущениями, энергетизация организма (дозированное повышение уров­ня бодрствования), оживление, обновление «красок окружающего мира». Указанные задачи являются актуальными и оператив­ными, в их решении психорегуляция может добиться достаточно быстрых результатов, а в дальнейшей перспективе достигнутый эф­фект может проявиться в частичном ниве­лировании специфической старческой ок­раски приспособительных механизмов в ходе адаптации к возрастному фактору. В то же время указанный метод способен участво­вать в решении более сложных и долго­срочных задач, связанных с обновлением Я-концепции, обусловленной психологи­ческими и социальными возрастными из­менениями, частичной компенсацией стар­ческого эгоцентризма, облегчением бремени старческого одиночества, потерь, характер­ных для этого возраста.

Ниже мы подробно опишем некоторые технологии метода «управляемого вообра-

жения» и приведем отрывки тех текстов, которые оказались наиболее эффективными для решения перечисленных задач. Отме­тим, что метод очень сложен в применении, требует специального обучения и длитель­ной практики, а также соблюдения специ­альных условий проведения сеансов психо­регуляции, многих правил и ограничений. Названия используемых текстов мы приво­дим в подстрочном переводе, в то время как сами тексты нами были существенно адап­тированы и изменены по сравнению с ори­гиналом автора. Все тексты можно условно разделить на две группы. Тексты первой группы способствуют обогащению внутрен­них, телесных ощущений и переживаний, обусловленных отражением окружающего мира. Практика показала, что использова­ние этих текстов дает быстрый эффект, ме­ханизмом которого, возможно, является некоторая компенсация сенсорной депри­вации. Тексты второй группы направлены на регуляцию эмоциональных пережива­ний, обусловленных отношениями старого человека с другими людьми (одиночества, отчуждения, горя, связанного с потерями), а также его самооценки и уровня притяза­ний. Эти тексты вызывают у старых людей искренний интерес, глубоко трогают их и вдохновляют, но в силу сложности постав­ленных задач дают отсроченный результат. Среди первой группы текстов наиболее эффективными и быстродействующими яв­ляются тексты: «Воображение движения энер­гии», «Воображение в процессе ходьбы» и «Кардиоваскулярной визуализации». Они открывают новые источники энергии, что оказывается очень важным в связи с асте-низацией, характерной для старческого воз­раста, способствует повышению аффектив­ной живости, эмоционально «окрашивают» окружающую действительность. Подобно всем текстам метода «управляемого вообра­жения» они длятся 15—20 минут и начина­ются с дыхательных упражнений. Приведем наиболее выразительные отрывки из этих текстов, позволяющие уловить механизмы воздействия и семантику используемых об­разов.

«Вообразите, что на вдохе вы вбираете в себя необходимый запас исцеляющей энер­гии... возможно, вы даже видите сверкающие микрочастицы света... или цвет энергии... или, возможно, вы слышите легкий шум по мере того, как энергия свободно распростра­няется в вашем теле... или переживаете внут­реннее ощущение проходящего сквозь вас энер­гетического потока... А теперь ощутите, как на выдохе энергия проходит по всему ва­шему телу, заряжая каждую клетку, каждое уплотненное место, которое кажется забло­кированным».

«Сосредоточьтесь на ваших ощущениях в процессе ходьбы. Каждый шаг тесно соприкасает вас с землей... это вам приятно... при­ятно ощущать, как земля поддерживает вас... А теперь... осознайте возрастающую обостренность своего восприятия... почувст­вуйте, как краски вокруг вас становятся все более яркими и отчетливыми... как чувства

ваши оживают и обновляются благодаря этому мудрому осознанию».

«А теперь мягко обратите свое внимание внутрь себя... настройтесь на мгновенье... почувствуйте, что ощущает ваше тело... на­стройтесь на неуловимые ощущения вашей крови, струящейся по сосудам... возможно, вы ощутите устойчивое тепло, циркулирую­щее внутри вас... может быть, вы уловите вибрацию и гудение по ходу циркуляции кро­ви... или вообразите уникальный запутанный узор артерий и вен... широко и мощно распро­страняющийся от центра тела...»

Следующие три текста («Воображение для снижения болевых ощущений в теле», «Воображение для уменьшения головной боли», «Воображение для укрепления по­тенциала здоровья»), также принадлежащие к первой группе текстов, эффективны с точки зрения ослабления ипохондрической фиксации, снижения тревоги и озабочен­ности собственным здоровьем, перестрой­ки системы эмоциональных переживаний, отображающих характерное для некоторых старых людей купирование интенсивности жизненных проявлений и «уход в себя». Интересным является тот факт, что автор не рекомендует текст, предназначенный для снижения телесной боли, применять в слу­чаях головной боли, при этом общая эмо­циональная атмосфера и семантика образов в обоих текстах абсолютно различны. Во втором случае воображение сопровождает­ся несложными физическими упражнения­ми, задействующими мышцы воротниковой области. Во всех трех методах основной ак­цент делается на дыхательные упражнения, которые не просто сопровождают порожде­ния образов, но создают необходимые ощу­щения, участвующие в процессе воображе­ния. Ниже представлены фрагменты этих текстов.

«Позвольте своему сознанию углубиться в вашем теле... заполнить все его внутреннее пространство... распространиться вдоль все­го тела до кончиков пальцев рук и ног... Про­должайте дышать легко и глубоко... полно обживая свое тело... все более и более ощущая радость обладания и управления своим те­лом.... А теперь, если можете... переместите фокус своего сознания и ощутите воздух во­круг вас... ощутите, как он касается вашей кожи.... Ощутите вибрирующую массу энер­гий вокруг вас... окружающую и защищаю­щую вас...»

«Теперь проследите все свои ощущения в области головы... отметьте любое напряже­ние в голове... может быть, вы отметите смешение мыслей и тревогу.... Освободитесь от всего этого на выдохе... легко и полно... и снова... как бы со стороны осознайте любое напряжение в голове... на поверхности или внутри... ощутите, как это напряжение на­чинает смягчаться и исчезать с выдохом... отметьте, как с каждым выдохом тяжелые мысли покидают вас... смягчаются напря­женные мышцы... открываются кровеносные сосуды».

«Продолжайте дышать глубоко и легко... почувствуйте внутри себя добрую и нежную

мягкость... сострадание к любой и всякой бо­ли, которая таится в вашем теле... почувст­вуйте любовь к себе... и благодарность за свое твердое мужество... и глубокое удовлетворе­ние от того, что вы спокойны и уверены в себе даже в этих непростых условиях... со­средоточенны и контролируете свои ощуще­ния...».

Следует отметить, что все вариации ме­тода «управляемого воображения» характе­ризуются выраженным суггестивным эф­фектом. Этому способствует и сама проце­дура использования метода: дыхательные упражнения обеспечивали релаксацию, ко­торую мы иногда усиливали, используя при­емы психорегулирующей тренировки перед озвучиванием текста для усиления суггес­тивного эффекта. Однако в полной мере этот эффект проявлял себя при использова­нии текстов второй группы, направленных на регуляцию эмоциональных пережива­ний, обусловленных социальными связями и отношениями старых людей. Дело в том, что указанный эффект был предусмотрен особой структурой этих текстов — все они начинались с приема, условно названного «заветное место». Каждый из указанных текстов начинался с дыхательных упражне­ний, а далее следовал фрагмент, смысл ко­торого заключался в том, что пациенту предлагалось представить себя в приятном, «заветном» месте, где ему легко и приятно, где исчезают и растворяются в прошлом все заботы; предлагаются различные варианты «заветного места»: лесная чаща, берег моря,

уступ скалы, близость пылающего камина. При этом предлагалось воспроизвести в своем воображении не только зрительный ряд образов, но услышать звуки, почувство­вать запахи, температуру, влажность или сухость воздуха, текстуру почвы или опоры. По мнению автора, прием «заветного места» формирует у пациента особое состо­яние, сочетающее релаксацию и концент­рацию внимания на своих ощущениях, т.е. состояние, в котором процесс порождения образов может быть пережит и прочувство­ван с наибольшей полнотой.

В эту вторую группу вошли очень разно­родные по смыслу и направленности текс­ты. Текст «Воображение для увеличения эмпатии» способствует некоторому нивели­рованию старческого эгоцентризма, посколь­ку помогает почувствовать себя на месте другого человека, пережить всю гамму его ощущений и чувств, понять и простить это­го человека. Текст «Воображение духовного руководства» направлен на облегчение пере­живания одиночества, когда старый чело­век (даже в том случае, если он живет в семье) чувствует себя обделенным внима­нием, интересом к его личности. Интерес­но, что практика использования этого текста обнаружила облегчение переживания бес­помощности и безнадежности у старых лю­дей. Текст «Воображение в депрессивном состоянии» отражает характерные для этого состояния переживания тоски, «тяжести на сердце», «холода в груди», «утомленности чувств» и обращает сознание старого чело-

века к тому позитивному социальному опы­ту, который дает жизнь и останется с ним навсегда. Наконец, наиболее сложный (с некоторым философским контекстом) и литературно оформленный текст «Вообра­жения для облегчения горя» призван по­мочь старому человек справиться с тяжес­тью утраты близкого человека. Ненавязчиво и красиво в нем прослеживается мысль о том, что на самом деле близкого человека потерять нельзя — он остается в памяти, в душе, в желаниях и поступках близких. Все тексты этой группы чрезвычайно образны и выразительны, но смысл их передается не сразу (не при первом чтении). Ниже мы приводим краткие отрывки этих текстов в указанной последовательности.

«Почувствуйте, что творится в душе этого человека... как бьется его сердце... как напряжены мускулы его спины и шеи... от­кройте для себя всю его внутреннюю жизнь...

А теперь посмотрите кругом его глаза­ми... удивитесь тому, как видится ему этот мир, открывается по мере того, как вы ды­шите его дыханием... чувствуйте его чувст­вами...».

«Ощутите, как ваше сердце открывается теплому прикосновению близкой души... как оно проникает в вашу грудь... мягко и легко... пронизывает все ваше тело... достигает самых отдаленных уголков вашей памяти... памяти о том, кем вы являетесь на самом деле... и кем вы были всегда ...и всегда буде­те... Оно достигает вашей уникальной веч­ной души... Вы открываетесь навстречу этому сладкому прикосновению... окунаетесь в этот мягкий свет... растекающийся и пере­ливающийся внутри вас...»

«И внезапно... всем своим сердцем... всем своим существом вы понимаете, что исцеля­етесь... что тяжесть, затаившаяся в груди, будет легчать... и туман, в котором вы блуж­дали, будет рассеиваться в ярком, живитель­ном свете... Вы запоминаете это чудесное ощущение жизни... которую ощущаете глубо­ко внутри... Вы чувствуете, как скука и от­чаяние покидают вас... Вы ощущаете, что свершилось что-то необыкновенное... произо­шли большие изменения... и продолжают про­исходить в силу вашей мудрости... вашего ак­тивного сознания... вашего уникального опы­та...»

«А теперь ощутите... все свое тело цели­ком... наполненное исцеляющей энергией... пусть слезы растопят броню вокруг вашего сердца. ... Осознайте, как много вы страда­ли... пусть слезы растопят холодный камень одиночества в вашей груди... безмолвную, бес­конечно тянущуюся боль... горькие сожале­ния.... Пусть слезы растопят разочарование обманутых надежд... несбывшейся мечты... Сейчас вы понимаете... что в этом месте... вашем заветном месте... ничего не потеря­но... здесь все ваши надежды... ваша любовь... жива и живет в свободном пространстве ва­шего открытого сердца... безграничная... и всегда готовая поддержать вас...»

Эмпирические данные, а также резуль­таты экспериментальных исследований под-

твердили эффективность метода «управляе­мого воображения» для психологической регуляции эмоциональных переживаний по­жилых людей. В курсовых и дипломных ра­ботах, выполненных под нашим руководст­вом на базе Московского психолого-соци­ального института, были получены данные о снижении уровня тревожности, повыше­нии эмоционального тонуса, уменьшении количества жалоб на здоровье, а также на покинутость всеми, ненужность и одиноче­ство у старых людей, повышении их само­оценки и уровня притязаний. Наши паци­енты сразу после проведения сеансов пси­хорегуляции утверждали, что улучшилось их самочувствие, появился интерес к улуч­шению здоровья за счет соблюдения правил здорового образа жизни. В некоторых слу­чаях близкие люди наших пациентов отме­чали все те же позитивные изменения со­стояния их пожилых родственников, но также и увеличение их толерантности к из­менениям условий жизни (что обычно ост­ро переживается в указанном возрасте), по­явление ощутимых признаков терпимости с их стороны, большего интереса к вечным истинам.

Психотерапевтическая работа и психо­логическая поддержка необходима людям не только при патологическом и нормальном, но при оптимальном старении. Раскрытие сущности стратегии адаптации к старости в плане сохранения себя как личности обу­славливает новые перспективы психологи-

ческой помощи старым людям. Можно со­гласиться с Н..С. Пряжниковым (44), пола­гающим, что центральным моментом пси­хологической поддержки пожилых и старых людей является помощь им в личностном самоопределении, сущность которого за­ключается в поиске смысла в определенной деятельности (шире — всей жизнедеятель­ности). По мнению автора, на разных ста­диях старческого возраста пожилые, а затем старые люди должны осознать себя в новой роли пенсионера и в новом психофункцио­нальном статусе, в результате осмысления своих возможностей и перспектив сформи­ровать у себя чувство целостности и гармо­ничности своей настоящей и будущей жиз­ни, найти подходящую социально значимую деятельность, насытить ее личностными смыслами, а в дальнейшем черпать в ней основания для укрепления чувства собст­венного достоинства, чувства своей «вос­требованности» и «нужности» и чувство своей сопричастности миру, культуре, об­ществу, человечеству, когда человек, понимая конечность своего существования, хочет хоть в чем-то приобщиться к бесконечному. Психологическую помощь автор видит в созданий в обществе особой атмосферы ува­жения к старикам, к их опыту, к их стара­ниям в поиске своего счастья и в постро­ении счастья окружающих людей (44).

Многие специалисты в области психо­логической помощи пожилым и старым лю­дям сходятся во мнении о том, что целью

психорегуляции и психотерапии в указан­ном возрасте является стимуляция активных творческих процессов, расширение опыта и масштабов работы старого человека после выхода на пенсию, что в свою очередь тре­нирует его волю к труду и укрепляет чувст­во собственного достоинства (3,20). Пос­леднее нам представляется особенно важ­ным. Использование различных средств и приемов укрепления чувства собственного достоинства, повышения самооценки с опо­рой на реальные достижения является не­обходимым условием переструктурирова­ния системы жизненных смыслов, поиска жизненных ориентиров и сохранения соци­альных связей стариков с обществом, по­скольку старые люди, не видящие перспек­тивы своей дальнейшей производственной деятельности, не видящие в целом альтер­нативы унылому угасанию, слабеют духом и допускают (и даже оправдывают) духовное обнищание с перспективой деградации лич­ности. По нашему мнению, неизбывной, до конца не разработанной ценностью в плане насыщения жизни новыми смыслами, перестройки системы жизненных ориенти­ров остается учение В. Франкла о стремле­нии к смыслу (56). Оно позволяет обобщить возможные пути, посредством которых ста­рый человек может сделать свою жизнь ос­мысленной: во-первых, с ориентацией на то, что он может дать жизни (в смысле твор­ческой работы); во-вторых, с ориентацией на то, что он способен взять от жизни (в

смысле переживания ценностей), и, в-тре­тьих, посредством позиции, которую он за­нимает по отношению к старости как объ­ективной данности, как закономерному итогу жизни. Не следует забывать, что лич­ностное самоопределение — это трудное решение, требующее огромного напряже­ния воли, всех сущностных сил старого че­ловека. Момент выбора стратегии старения и дальнейший процесс насыщения смыслами избранной социально значимой деятель­ности предполагают необходимость психо­логической поддержки, оказываемой старо­му человеку со стороны общества, посколь­ку старый человек может потерпеть фиаско в своей новой деятельности, новой соци­альной жизни. Такая психологическая под­держка должна быть постоянной и вклю­чать различные средства укрепления у старых людей чувства собственной значимости, уверенности в себе и в своем завтрашнем дне. Эффективным средством укрепления уверенности в себе, в своей способности к активной деятельности является модифика­ция метода «управляемого воображения», разработанная американскими психолога­ми для развития таких значимых качеств пожилых людей, как целеполагание, уве­ренность в себе, смелость, настойчивость, терпение, а также некоторых познаватель­ных функций (внимание и мышление) (78).

Ниже приведены фрагменты из текстов «Целеполагание» и «Уверенность в себе».

«А теперь, в свете своего решения... как

итог своих размышлений ощутите силу внут­ри себя.... Ощутите, что вы движетесь впе­ред и ничто не может остановить вас. Нич­то не может вывести вас из себя. ... Ваша цель генерирует энергию внутри вас... Ваши желания, ваши стремления генерируют энер­гию. Вы стремитесь к цели с энтузиазмом и силой... Ваша цель подтверждена вашим опы­том и вашей мудростью...»

«Вы ощущаете огромную уверенность в себе... чувство безусловного доверия к себе... ощущаете это как радость... Повторите себе: «Я знаю, что я многое могу»... Окуни­тесь в переживание смысла этих слов. «Я мо­гу не все, но многое из того, что я могу, не­доступно молодости... Утвердитесь в этом чувстве.... Позвольте этим словам прорасти в вас...» (78)

Помощь пожилым людям в личностном самоопределении является сложной и ком­плексной работой. Некоторые психотера­певты считают важным формирование у па­циента возможности избежать «экзистенци­альной неуверенности», которая могла у него сформироваться в течение раннего периода жизни рядом со стареющими род­ственниками (47). Средствами снятия «эк­зистенциальной неуверенности» считается приобщение к урегулированной, соответст­вующей образованному уровню и состоянию здоровья деятельности или к вере. Глубокая и искренняя вера дает пожилому человеку беспрецедентную возможность, которую он не в состоянии найти где-либо еще: возможность укрепиться, утвердиться в транс­цендентном, в абсолютном. По мнению К. Юнга и других психоаналитиков, это яв­ляется необходимым условием благополуч­ного старения, спокойной подготовки к инобытию. В любом возрасте (и особенно в старости) человеческое бытие стремится за пределы самого себя, устремляется к выс­шему смыслу. Психотерапия рассматривает феномен веры как феномен поиска и на­хождения этого смысла (47).

Заключение

О старости много написано, но мало из­вестно. Осталась нераскрытой величайшая тайна старости, которая заключается в том, что хронологические ровесники этого возрас­та могут относиться к различным психоло­гическим возрастам: один пожилой человек переживает любовь — он вернулся в период юности; другой продолжает свою творчес­кую профессиональную деятельность — он пребывает в зрелом возрасте; третий посвя­тил свою жизнь заботам о собственном уга­сающем здоровье (его удел — разговоры о докторах и лекарствах) — это действитель­но старость.

Анализ литературы о психологии ста­рости и старения, анализ биографий и авто­биографий творческих людей, доживших до преклонных лет, показал, что старость как психологический возраст может и не насту­пить в жизни человека. Условием длящейся или нарастающей зрелости является твор­чество во всех его проявлениях, включая творчество собственной жизни, каждого его дня. Замена старения нарастающей зрелос­тью — нравственный долг перед собой (58). Переживание продления собственной жиз­ни в детях, незавершенных делах, пережи­вание социального бессмертия — это уело-

вия преодоления старения как увядания и деградации. Порыв к жизни и творческие силы побеждают старость как психологи­ческий возраст и «снимают» его с траекто­рии жизненного пути. Доказательства это­му известны, некоторые из них приведены в книге А.Н. Рубакина.

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ, скульптор, живописец (1475-1564 гг.), — 89 лет.

ТИЦИАН, живописец (1477-1576 гг.), — 99 лет.

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ, писатель (1749-1832 гг.), — 83 года.

ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ, композитор (1813-1901 гг.), — 88 лет.

И. П. ПАВЛОВ, физиолог (1849-1936 гг.), —- 87лет.

БЕРНАРД ШОУ, писатель (1856-1950 гг.), — 94 года.

ЭТЕЛЬ ВОЙНИЧ, писательница (1864-1960 гг.), - 96лет.

А. А. ЯБЛОЧКИНА, актриса (1866-1964 гг.), — 98 лет.

БЕРТРАН РАССЕЛ, математик, философ (1872-1970 гг.), - 98лет.

СОМЕРСЕТ МОЭМ, писатель (1874-1965 гг.), — 91 год.

С. Т. КОНЕНКОВ, скульптор (1874-1971 гг.), — 97лет.

АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР, мыслитель, врач, музыкант (1875-1965 гг.),— 90 лет.

МАРТИРОС САРЬЯН, художник (1880-1972 гг.), — 92 года.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты