Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Ситуативно-личностное общение, характерное для младенчества 24 страница




Кроме атрибутивных и суждений об отношениях в качестве специальных видов простых суждений выделяют суждения существования (типа “Инопланетяне существуют”) и суждения тождества (равенства) (типа “a=fe>).

Описанные суждения, а также образованные из них сложные суждения называются ассерторическими. Они являются (просто) утверждениями или отрицаниями. Наряду с утверждениями и отрицаниями выделяют так называемые сильные и слабые утверждения и отрицания. Напр., усилением ассерторических суждений “Человеку присуще свойство общения с себе подобными”, “Человек не живет вечно”, “Человек имеет мягкие мочки ушей” являются соответственно суждения “Человеку по необходимости присуще свойство общения с себе подобными”, “Человек не может жить вечно”, “Человек случайно имеет мягкие мочки ушей”. Сильные и слабые утверждения и отрицания являются алетическими модальными суждениями. Среди них выделяют суждения необходимости (аподиктические), возможности и случайности.

Среди сложных суждений выделяют несколько видов. Соединительные суждения — это суждения, в которых утверждается наличие двух или более ситуаций. В естественном языке они образуются из других суждений чаще всего посредством союза “и”. Этот союз обозначается символом л, называемым знаком (коммутативной) конъюнкции. Суждение с этим союзом называется (коммутативно) конъюнктивным. Определением знака конъюнкции является таблица, показывающая зависимость значения конъюнктивного суждения от значений составляющих его суждений. В ней “и” и “л” — это сокращения для значений “истина” и “ложь”.

Суждения, в которых утверждается последовательное возникновение или существование двух или более ситуаций, называются некоммутативно-конъюнктивными. Они образуются из двух или более суждений при помощи союзов, обозначаемых символами T-t, 7з и т. д. в зависимости от числа суждений, из которых они образуются. Эти символы называются знаками некоммутативной конъюнкции и соответственно читаются “..., а затем...”, *..., затем..., а затем...” и т. д. Индексы 2,3 и т. д. указывают на местность союза.

Разделительные суждения — это суждения, в которых утверждается наличие одной из двух, трех и т. д. ситуаций. Если утверждается наличие по крайней мере одной из двух ситуаций, суждение называется (нестрого) разделительным, или дизъюнктивным. Если утверждается наличие ровно одной из двух или более ситуаций, суждение называется строго-разделительным, или строго-дизъюнктивным. Союз “или”, посредством которого выражается утверждение первого типа, обозначается символом ν (читается “или”), называемым знаком нестрогой дизъюнкции (или просто знаком дизъюнкции), а союз “или..., или...”, посредством которого выражается утверждение второго типа, — символом у (читается “или..., или...”), называемым знаком строгой дизъюнкции. Табличные определения знаков нестрогой и строгой дизъюнкции:

Суждение, в котором утверждается, что наличие одной ситуации обусловливает наличие другой, называется условным. Условные суждения чаще всего выражаются предложениями с союзом “если..., то...”. Условный союз “если..., то...” обозначается стрелкой “->”.

 

В языках современной логики находит широкое распространение союз “если..., то...”, обозначаемый символом “э”. Этот символ называется знаком (материальной) импликации, а суждение с этим союзом — импликативным. Часть импликативного суждения, находящуюся между словами “если” и “то”, называют антецедентом, а часть, находящуюся после слова “то”, — консеквентом. Знак импликации определяется таблицей истинности:

Суждение эквивалентности — это суждение, в котором утверждается взаимная обусловленность двух ситуаций. Союз “если и только если..., то...” употребляется еще в одном смысле. В этом случае он обозначается символом “=”, называемым знаком материальной эквивалентности, который определяется таблицей истинности:

Суждения с этим союзом называются суждениями материальной эквивалентности.

Выше охарактеризованы простые алогические модальные суждения. Сложные суждения, образованные из других суждений посредством выражений “необходимо, что”, “случайно, что”, возможно, что” тоже называются алетическими модальными суждениями. Алетическими модальными суждениями являются также сложные суждения, отдельные составные части которых являются алетическими модальными суждениями. Алетические модальные понятия (“необходимо”, “случайно”, “возможно”) делятся на логические и фактические (физические). Положение дел может быть логически возможно или фактически возможно, логически необходимо или фактически необходимо, логически случайно или фактически случайно. Логически возможно то, что не противоречит законам логики. Фактически возможно то, что не противоречит законам природы и общественной жизни.

Логически необходимо то, что является законом логики. Фактически необходимы законы природы и общественной жизни и логические следствия из них. Лит.: Доймви/мо Е. К., Дегтярев М. Г. Логика. М., 1998; Ивлев Ю. В. Логика. М., 1998.

Ю. В. Ивлев

Механизмы воображения

схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств

Схематизация принятия решения

 

 

Первый шаг заключается в осознании того, что, собственно говоря, нужно решить. Рабочий лист начинается с краткого и четкого выражения самой задачи, что одновременно помогает сузить ее. Таким образом, для Эвана проблема состоит в следующем: «Чем мне заняться после окончания колледжа, чтобы сделать успешную карьеру?» Если он формулирует задачу таким образом, то он уже определил, что его решение должно иметь в виду долговременные, а не ближайшие цели и задачи. Важно видеть это различие, так как чаще всего решение, нацеленное на долговременное исполнение, будет отличаться от ориентированного на ближайшее будущее. И, следовательно, варианты окончания школы бизнеса или юридического института фактически являются вариантами работы в бизнесе или в должности адвоката, а не решениями относительно получения высшего образования как такового.

 

Важность этого первого шага невозможно переоценить. Весь процесс принятия решения зависит от способа определения самой задачи. Если Эван сформулирует проблему так: «Как мне лучше всего заработать на приличную жизнь?», то он обнаружит, что весь процесс принятия решения будет фокусироваться на оценке финансовых перспектив. Если же он сформулирует вопрос иначе, к примеру: «Должен ли я получать высшее образование?», то, соответственно, изменится и процесс принятия решения. Исследование, в котором велось наблюдение за работой менеджеров разного уровня, показало, что способность пересмотреть задачу и определить ее по-новому является очень важной для принятия правильного решения в области менеджмента (Merron, Fisher Torberg, 1987). То, как сформулирована задача, будет определять выработку вариантов ее решения и способ их оценки. Это очень важный момент Если вы ставите задачу помощи голодающим в мире, то вы можете определить ее несколькими способами: «Как мы можем производить такое количество продуктов, чтобы его хватало на всех людей в мире? Как можно регулировать численность народонаселения, чтобы она не превышала возможности обеспечения продовольствием? Как можно перемещать продовольствие из богатых стран в нуждающиеся? Как можно перерабатывать несъедобные продукты в съедобные?» Каждое из этих определений проблемы будет предлагать различные варианты ее решения.

 

Формирование рабочего листа может иметь важное значение и при решении социальных проблем. Возьмем, например, насущную проблему современности – проблему насилия, к решению которой также можно подойти с разных сторон По-видимому, тут очень полезно будет учить агрессивных детей и взрослых рассматривать возникающие проблемы таким способом, чтобы они вели к мирным, а не насильственным способам разрешения конфликта. Так, необходимо, чтобы ребенок спрашивал себя: «Как мне исправить трудную ситуацию?», а не: «Как мне одолеть одноклассника?» Возможно, вдумчивый, творческий читатель не поленится и придумает специальную программу для детей, а быть может, даже и для политических деятелей, обучающую их формулировать задачи по-новому – так, чтобы ее определение влекло за собой выработку неагрессивных способов решения.

Талант (англ. talent)

 

Высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих видах деятельности (см. Креативность, Одаренность общая, Одаренные дети).

Социальная характеристика человека, внесшего значительный вклад в развитие культуры, промышленности, науки и пр. См. Творчество.

«Талант» - понятие не столько научное, сколько житейское, поскольку не существует ни теории, ни методов его диагностики. Об уровне таланта обычно судят по продуктам деятельности человека. Однако оценка новизны, совершенства и значимости продукта с течением времени меняются. Соответственно меняется и социальная характеристика личности (см. Гениальность).

 

В музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике Т. проявляется нередко в детском возрасте. Литературные, научные, организаторские Т. обнаруживаются в более позднем возрасте. Неравномерна и продуктивность талантливых людей. Замечены 6-7-летние периоды изменения творческой продуктивности и определенные возрастные ее максимумы: в науке максимум приходится на период 35-40 лет, в поэзии 24-30. Формирование и развитие Таланта зависит от собственной активности и условий жизни человека. Проявлению таланта способствуют: демократический стиль отношений в семье, отсутствие жесткой регламентации поведения, наличие творческого образца для подражания. (В.Н. Дружинин)

Талант — определённые или выдающиеся[2] врождённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта[3], одарённость[4].

 

Широко распространено мнение, что талант является следствием только врождённых, генетически обусловленных особенностей человека или даром, полученным от Бога[3]. Многолетние экспериментально-педагогические исследования, проведённые в СССР в 50-е 60-е годы А. И. Мещеряковым и И. А. Соколянским, привели к версии, что каждый нормальный человек обладает задатками каких-либо талантов от рождения, а степень их развития полностью обуславливается воспитанием человека[3].

 

Содержание [убрать]

1 Этимология

2 Классификация

3 См. также

4 Литература

5 Примечания

Этимология[править | править вики-текст]

Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал (зарыл), разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.

 

 

Декадрахма (десятидрахмовая монета) из Сиракуз, ок. 400 г. до н. э. Талант равнялся 600 таким декадрахмам

Классификация[править | править вики-текст]

Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил девять типов таланта, интеллекта:

 

Вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам, лингвистам).

Цифровой (характерен для математиков, программистов).

Слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды).

Пространственный (присущ дизайнерам и художникам).

Физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике).

Личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе).

Межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актёрами).

Талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).

Предпринимательский — талант (мышление нового поколения, навязанное временем и деньгами).

талант, его происхождение

 

Общественно-историческая природа таланта. Высшую ступень развития способностей называют и структура талантом. Талант это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.

 

Так же как и способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. В конечном счете творческие достижения зависят от общественно-исторических условий существования людей.

 

Нельзя ставить знак равенства между талантом как потенциальной возможностью создания значительных ценностей в науке, искусстве и социальной жизни и реализацией этих вoзмoжностей в продуктах материальной и духовной культуры общества. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед государством. В период войн бурно развиваются полководческие таланты, в мирное время инженерные, конструкторские и т.д.

 

Структура таланта. Талант это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена. Об этом, в частности, свидетельствуют обследования людей, обладавших феноменальной

 

 

Новейшие спортивные сверхпрочные часы со скидкой 51%!

 

Обычный огородный овощ выводит САХАР из крови МОМЕНТАЛЬНО!

 

БЕСПЛАТНЫЙ лифтинг лица!

 

Мозоли и огрубевшая кожа "сползут" мгновенно!

памятью. Между тем, именно в памяти, ее прочности и емкости многие готовы видеть эквивалент таланта. С середины 20-х до конца 50-х годов группа московских психологов проводила эксперименты с уже упомянутым испытуемым С.Ш. (см. гл. 6), обладавшим феноменальной памятью. Удивительные мнемические способности С.Ш. не вызывали ни у кого сомнений. Однако они не нашли в конечном счете никакого применения (кроме демонстрирования на эстраде). В созидательной деятельности человека память это лишь один из факторов, от которого зависят успешность и продуктивность творчества. Не в меньшей степени они зависят от гибкости ума, наличия богатой фантазии, сильной воли, глубоких интересов и других психологических качеств. С.Ш. не развил у себя других способностей, кроме способности запоминать, и поэтому не достиг успехов в творчестве, которые соответствовали бы его удивительному дарованию.

Конечно, хорошо развитая память важная способность, отвечающая требованиям многих видов деятельности. Число замечательных писателей, художников, композиторов, политических деятелей, обладавших редкой памятью, весьма велико:

 

А.С. Пушкин, А.Н. Толстой, И.И. Левитан, Н.Н. Ге, С.В. Рахманинов, М.А. Балакирев, А.В. Суворов, Г. Доре, В. Моцарт и др. Но можно назвать во много раз большее число людей не менее известных и талантливых, которые не обладали сколько-нибудь выдающейся памятью. Самых обычных объемов и прочности памяти достаточно для того, чтобы творчески, успешно и оригинально (т.е. талантливо) выполнять какую-нибудь общественно полезную деятельность.

 

Итак, талант настолько сложное сочетание психических качеств личности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью, пусть это даже будет такая ценная способность, как высокая продуктивность памяти. Скорее, наоборот, отсутствие или, точнее, слабое развитие какой-либо даже важной способности, как об этом свидетельствуют психологические исследования, может быть с успехом компенсировано интенсивным развитием других способностей, входящих в сложный' ансамбль качеств таланта.

 

Структура таланта определяется в конечном счете характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность (политическая, научная, художественная, производственная, спортивная, военная и т.д.). Поэтому составляющие талант способности будут далеко не идентичны, если сравнивать, например, между собой талантливого композитора и талантливого авиаконструктора. I

 

Как известно, психологический анализ выделяет в способностях более общие и более специальные качества. Психологический анализ таланта, в свою очередь, позволяет выделить общие структуры способностей. Они выступают как наиболее характерные группировки психических качеств, обеспечивающие возможность осуществления на самом высоком уровне многих видов деятельности. Этот анализ был осуществлен при изучении детей с ярко выраженной,одаренностью к различным видам умственной деятельности. (Понятие «одаренность» употребляется здесь как тождественное понятию «талант», но более удобное именно для характеристики детей. Деятельность ребенка, принимая во внимание его возраст, отличается весьма относительной успешностью, самостоятельностью, оригинальностью.) Среди таких детей был и ученик V класса Саша К., который в возрасте семи лет поступил в IV класс, где не только блестяще учился, но создал своего рода труд, содержащий систематическое описание птиц, живущих в СССР; в работе было 314 страниц и огромное количество рисунков (исследования Н.С. Лейтеса).

 

В результате изучения ряда одаренных детей удалось выявить некоторые существенно важные способности, которые в совокупности образуют структуру умственной одаренности. Первая особенность личности, которая может быть выделена таким образом, это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. На уроке ученик не отвлекается, ничего не пропускает, постоянно готов к ответу. Он отдает себя целиком тому, что его заинтересовало. Вторая особенность личности высокоодаренного ребенка, неразрывно связанная с первой, заключается в том, что готовность к труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться. Третья группа особенностей связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

 

Указанные способности, которые в целом образуют структуру умственной одаренности, по свидетельству многочисленных психологических наблюдений над одаренными детьми, проявляются у подавляющего большинства таких ребят и отличаются лишь степенью выраженности каждой из этих способностей, взятой отдельности. Если же говорить о специфических различиях в одаренности, то они обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Один ребенок после какого-либо периода исканий (останавливается на математике, другой на биологии, третий увлекается художественно-литературным творчеством, четвертый историей и археологией и т.п. Дальнейшее развитие способностей каждого из этих детей происходит в конкретной деятельности, которая не может осуществляться без наличия данных способностей.

 

Поэтому структура специальной одаренности включает ансамбль приведенных выше качеств личности и дополняется рядом способностей, отвечающих требованиям конкретной деятельности. Так, установлено, что математическая одаренность характеризуется наличием специфических способностей, среди которых могут быть выделены следующие: формализованное восприятие математического материала, которое принимает характер быстрого схватывания условий данной задачи и выражения их формальной структуры (при этом конкретное содержание задачи как бы выпадает и остаются голые математические соотношения, своего рода очищенный от всех конкретных значений «скелет»); способности к выявлению сути задачи; к обобщению математических объектов, отношений и действий нахождение за различными частными деталями общих принципов; способность к свертыванию систематических рассуждении и действий, когда вся многозначная структура рассуждения при решении задачи заменяется конкретным указанием на последовательность математических действий (исследования В.А. Крутецкого}.

 

Талант и мастерство. Талант в совокупности его общих и специальных качеств это, как было сказано, не более чем возможность творческих успехов, это лишь предпосылка мастерства, но далеко еще не само мастерство. Для того, чтобы стать мастером (т.е. добиться совершенства в осуществлении конкретной деятельности профессии педагога, врача, монтажника, летчика, писателя, гимнаста, шахматиста и т.п.), надо много трудиться. Талант не освобождает от труда, а предполагает большой, творческий, напряженный труд. Люди, чья талантливость в глазах всего человечества была бесспорной, всегда без исключения титаны труда. Только благодаря труду они могли достигнуть высочайшего уровня мастерства, всемирной известности.

 

В процессе труда накапливается жизненный опыт, необходимый комплекс умений и навыков, без которого никакое творчество невозможно.

 

В процессе творческой деятельности важную роль играют моменты особого подъема сил, психическое состояние вдохновения.

 

Оно издавна считается неотделимой принадлежностью талаДта. Нет никаких оснований противопоставлять вдохновение в творческой деятельности труду, составляющему его основу. Вдохновение это не наитие, не откровение, а момент в творчестве, возможный только в том случае, если он подготовлен трудом. Вдохновение предполагает колоссальную сосредоточенность! внимания, мобилизацию памяти, воображения и мышления на решении какой-то капитальной проблемы в научном, художественном или техническом творчестве.

 

Если талант это возможность, то мастерство это возможность, ставшая действительностью. Подлинное мастерство это проявление талантливости человека в деятельности. Мастерство раскрывается не только в сумме соответствующих готовых умений и навыков, но и в психической готовности к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникшей задачи. Справедливо говорят: «Мастерство это когда что и как приходят одновременно», тем самым подчеркивая, что мастерство устраняет разрыв между осознанием существа творческой задачи и нахождением способов ее решения.

Творчество (англ. creativity)

 

В узком смысле, Творчество - человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. Комментируя подобную т. зр., Л.С. Выготский писал, что в таком случае «Творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели к.-н. усовершенствования в области техники».

В более широком (и весьма распространенном в психологии) смысле, Творчество (или творческая деятельность) - это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты). По словам Выготского, «как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает ч.-л. новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев» (Выготский. Воображение и Творчество в детском возрасте). См. Креативность, Психология творчества, Творческий процесс, Эвристика.

Существует также т. зр., что Творчество - это не только феномен человеческой деятельности, но и, напр., поведения животных, и даже атрибут материи (Пономарев Я.А.). Вообще говоря, любой процесс развития можно рассматривать как Т., что, конечно, не следует отождествлять с творческой деятельностью в психологическом смысле. (Б. М.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

 

Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению, инсайту и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов Т.: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение - интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в предметной деятельности, доступной объективному анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса Т., К.С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении продукта Т.

 

С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на ЭВМ (эвристическое программирование). Вместе с тем передача техническим устройствам доступных формализации умственных операций резко повысила интерес к процессам Т., которые не могут быть формализованы. Зависимость от них научно-технического прогресса (открытий, изобретений и т.д.) направила усилия психологов на разработку методов диагностики творческих способностей и стимуляции Т. Обусловленность Т. той сферой культуры, в которой оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и др.), требует выявить своеобразие психологии Т. в каждой из них, а также характер отношений между ними. М.Г. Ярошевский

 

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Творчество (creativity)

 

способность приходить к новым, нетривиальным и при этом обоснованным решениям; способность создавать вещи с явственной печатью продуктивного воображения, оригинальные, неотразимые, значительные, убедительные и т.д.;

классический психоанализ, напротив, рассматривает отмеченную творческим воображением деятельность как примитивную, инфантильную и как функцию Ид, или как результат психологической регрессии. Наиболее простой пример этого подхода – показать, что содержание романов и произведений живописи можно интерпретировать как Эдипову фантазию и затем сделать заключение, что творческая активность – это форма невротических мечтаний (Фрейд, 1908). В конце своей жизни З.Фрейд отверг вывод о том, что психоанализ внёс какой-либо вклад в эстетику. В других направлениях психоанализа предпринимались попытки показать, что творческая деятельность является депрессивной или шизоидной, то есть она или представляет попытку репарации деструктивных фантазий (Klein, 1948; и др.) или каким-то образом аналогична бредовому симптомообразованию. Существуют расхождения во мнениях о том, является ли творчество способностью, свойственной всем людям (Kubie, 1958), либо творческие люди являются с самого начала жизни «другими», что они активно ищут тех, кто признал бы их отличие и их дарования, и что при проведении аналитической терапии им требуется иная техника, нежели другим (Gretnacre, 1957);

в психопатологии – имеется в виду патологическое творчество, патография, которую характеризуют плоды болезненного воображения, обычно являющиеся прямым порождением и выражением психического расстройства. Вообще говоря, психопатология творчества разработана недостаточно, обычно имеются в виду пациенты с явными, манифестными психическими расстройствами и плоды их болезненного воображения (бред изобретательства, патологическое фантазирование и др.), но большее социальное значение, безусловно, имеет патография, авторы которой лишены очевидных признаков душевного заболевания или расстройства личности;

с позиций теории В.П. Симонова, вступающей в открытое противостояние с психоанализом по ряду принципиальных позиций, творчество связано с активностью «сверхсознания», некоей неосознаваемой ментальный структуры, в которой подспудно, скрыто от самого индивида создаются новые алгоритмы решения возникающих проблем, к чему структуры сознания, по мнению В.П. Симонова, не способны, последние могут лишь воспроизводить прежний опыт, не создавая ничего оригинального. См. Бессознательное.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

 

Творчество — это:

 

деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты