Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Философские и методологические предпосылки социологии




Социология, как и всякая наука, опирается на некоторый комплекс основных предпосылок, касающихся исследуемой ею реальности. Это прежде всего предпосылки онтологические, то есть говорящие о том, какова сущность реальности, описываемой социологией[8]. Из этих онтологических предпосылок вытекают определенные общие методологические правила. Например, в прошлом в социологии выступало психологическое течение, которое утверждало, что сущность общественных явлений и процессов составляют психический опыт и переживания людей, взаимодействующих друг с другом. Отсюда вытекало общее методологическое правило: общественные явления необходимо изучать методами психологии, а основной единицей наблюдения, с которой должно начинаться это изучение, является индивидуальная психика[9]. Другой пример: течение бихевиоризма в своей крайней форме сводило все общественные явления и процессы к взаимодействию между стимулами, соответ-

[13]

ственно комплексами стимулов, воздействующих на человеческий организм, и реакциями этого организма. Поведение индивидов и общностей рассматривалось здесь как реакция на стимулы, причем в качестве основных механизмов, определяющих общественную жизнь, рассматривались физиологические механизмы условных рефлексов. Следовательно бихевиористская теория социальной реальности приводила к формулированию методологических правил, указывающих на наиболее приемлемые методы изучения именно так определяемой реальности[10].

Эти философские теории, касающиеся социальной реальности, формулировались не социологами и чаще всего принимались не совсем сознательно, а иногда даже совершенно бессознательно. Вместе с тем важно хорошо себе уяснить, какие онтологические предпосылки мы принимаем, так как из них вытекают общие методологические правила, лежащие в основе различных исследовательских методов. Большинство трудно разрешимых споров в прежней социологии возникло из-за различий между этими философскими позициями[11].

Например, французский социолог Дюркгейм, который развивал и применял в своих исследованиях предпосылки так называемого социологизма, то есть точки зрения, что социальная реальность — это своеобразный вид действительности, не сводимый ни к психическим, ни к материальным явлениям, видел сущность социальных явлений в «коллективных представлениях», создаваемых обществом как целым. Социальные факты — это такие факты, как язык, мода, религиозные догматы, обычаи и т.п., которые являются созданием психики не индивида, а целых групп. Из этих положений о природе реальности Дюркгейм делал вывод, что социологический метод основывается на исследовании только таких коллективных продуктов, а поэтому следует игнорировать всякие проявления поведения индивидов, их высказывания, установки и мнения[12].

[14]

Эти примеры ясно показывают, какова роль онтологических предпосылок в социологии и как из них вытекают общие методологические правила. Из последних в свою очередь выводятся предпосылки для конкретной техники сбора и обработки материалов. Очевидно, существуют определенные технические приемы исследований, проведения наблюдений, сбора материалов, которые можно применять независимо от принятых онтологических предпосылок, однако эти предпосылки оказываются решающими при выборе техники исследований, и в этом состоит их научное значение.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты