Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Онтологические проблемы социальной реальности




В ходе рассмотрения общностей, групп у нас неодно­кратно возникал вопрос: что именно представляет из се­бя социальная группа? Является ли она суммой состав­ляющих ее индивидов или же благодаря факту взаимо-

[189]

действий, возникновению отношений и связей между членами, образованию институтов появляется какой-то новый род реальности, существующий «между» индиви­дами или «над» ними? Этот философский вопрос: суще­ствует ли особый род социальной реальности, которая не является ни реистичной (reistyczną) реальностью, те есть сводящейся к системам материальных вещей, ни психической реальностью, сводящейся к актам и процес­сам, происходящим в сознании людей, — очень широко дискутировался, и ответы на него можно сгруппировать следующим образом:

1) Номиналистическая точка зрения гласит, что со­циальная группа — это лишь сумма свойств ее членов, что не существует какой-то особой социальной реальности, которая складывалась бы из чего-то большего, чем свой­ства ее членов. Если мы хотим выяснить какое-либо яв­ление, происходящее в группе, мы должны совершить ин­дивидуализирующую редукцию, то есть свести ее к свойст­вам ее членов[167].

2) Реалистическая точка зрения утверждает, что груп­па — это самостоятельный род реальности, принципиаль­но отличный от суммы черт членов; вместе с тем она утверждает также, что группа не является ни матери­альной, ни психической реальностью. Социальная реаль­ность — это реальность особого рода. Дюркгейм, который упорно отстаивал эту точку зрения, усматривал сущность этой специфической реальности в «коллективных пред­ставлениях», которые образуют специфические катего­рии социальных фактов, таких, как мода, язык, религия, а следовательно, фактов «внешних» по отношению к пси­хике индивида и оказывающих на нее объективное дав­ление. Эти социальные факты можно исследовать как ве­щи, хотя они и не являются материальными вещами. Су­ществовали также и другие концепции реальности груп­пы[168].

3) Психологистическая точка зрения, рассматривающая группу как целое, состоящее из психических актов и представлений ее членов. Социальная реальность — это не

[190]

более чем совокупность волевых актов, мыслей, эмоций, стремлений, импульсов, их взаимодействий и связей, об­разующих очень сложные механизмы. Именно эти психи­ческие механизмы обеспечивают функционирование груп­пы, деятельность ее членов, согласованность и антаго­низм — словом, все процессы, которые могут происходить между людьми. Общество существует, поскольку люди — это сознательные индивиды, испытывающие потребности, наделенные воображением и интуицией, умеющие предви­деть и действовать последовательно. А поэтому сущность социальной жизни, сущность общностей, в которых эта жизнь протекает, составляют психические явления и про­цессы[169].

4) Фикционистская точка зрения, представленная не­многими философами, рассматривает социальную группу как некоторую фикцию, существующую исключительно в представлениях людей. Бытие социальной группы осно­вывается только на том, что люди верят в ее существова­ние и ведут себя так, как будто она существует. Как только люди перестают верить в бытие группы и пере­стают вести себя так, как если бы она существовала, группа развеивается как туман[170].

Наше изложение опирается на материалистическую точку зрения, то есть на предположение, что группа — это определенного рода реальность, существующая неза­висимо от стремления и воли индивидов. Даже если бы все поляки однажды договорились, что станут вести себя так, как будто польской нации не существует, от этого она не перестанет существовать. Социальные группы и другие общности существуют объективно, доступны объ­ективному и опытному познанию, оказывают влияние на своих членов, вступают в отношения друг с другом и т. д. Очевидно, что особенности личностей членов отражаются на их организации и на жизненных процессах, что пси­хические явления и процессы, происходящие в сознании их членов, отражаются на их общественной жизни,— но мы утверждаем, что не они определяют существование общности. Члены общности и их психические черты —

[191]

это один из элементов общности, Охваченный рамками объективных экономических отношений и систем куль­турных ценностей. Их взаимодействия образуют реаль­ность социальной связи.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты