КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Он родствен и вампиловскому спектаклю. Режиссер продолжаетРазговор, который кажется ему важным сегодня. Его сатира Одухотворена высокими гражданскими принципами. ≪Литературная газета≫ опубликовала 28 июня 1972 года ≪Диалог о театре≫, который провели драматург В. Розов и Г. Товстоногов. ≪Я представляю себе вас перед премьерой,— говорит В. Розов,—ш у т к а ли, вокруг идет шум: ≪Товстоногов выпускает спектакль...≫ Ну, поставил пьесу Сидоров. Мы идем, говорим: ≪Ай да Сидоров!≫ Но выпускает Товстоногов —и начинается: ≪А-а... Да вы знаете... Нет, ≪Мещане≫ все-таки у него Были лучше... Э-э, знаете, есть какие-то элементы, но чисто нового Не так уж много... Большой, конечно, режиссер, но уже сработался...≫ Говорят так, верно?≫ ≪Да≫,—ответил Товстоногов, Понимая, что от театральных разговоров никуда не уйти. Нет театров без трудностей, нет людей без ошибок, никто, Никогда и нигде не шел дорогой сплошных успехов. Нет, видимо, И абсолютных мерок в искусстве —потому-то так опасны сравнения и так легки ≪разговоры≫. Однако есть реальность сегодняшнего Дня искусства, а в ней далеко не всякий может предложить за три года такой разнообразный список спектаклей: ≪Ханума≫, ≪Прошлым летом в Чулимске≫, ≪Энергичные люди≫, ≪Три мешка сорной пшеницы≫, ≪Протокол одного заседания≫, ≪История лошади≫. Товстоногов вновь показывает пример обдуманной и профессионально Точной работы —без спешки и суеты. Сила таланта, особое мужество художника сказываются еще И в способности противостоять моде, не поддаваться давлению Профессиональной среды. Для Товстоногова это чрезвычайно важный момент. Он скорее Пойдет на некоторый художественный аскетизм, нежели Изменит существу своих идейно-творческих взглядов. Он ищет Полного совпадения режиссерского содержания и внешних способов Его выражения. Этот принцип важен в его педагогике, Важен он и для его собственного творчества. Он много говорил И писал о нем в последнее время,—желая, видимо, не только Других предостеречь, но и самому себе объяснить, для себя осознать Опасность подчинения моде, бросков в стороны. ≪Если говорить о выразительных средствах,—замечал Товстоногов,— то они действительно сдвигаются, обновляются, но Когда они не сопрягаются с сущностью произведения, а привносятся Извне, придумываются из головы, тогда мы получаем ряд ≪модных произведений≫, какие, к сожалению, еще появляются На нашей сцене чаще, чем хотелось бы... новое возникает Только в сопряжении с сутью... Новое —на путях сопряжения Сегодняшнего содержания с выразительными средствами, которые
|