КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Только Нил разрушает мир Бессеменовых, не этот отдельныйГерой, который может и не обладать идеальным характером, А социальная, историческая реальность, движение истории, ее Объективная логика крушит мир мещанства. Как и следовало ожидать, такая трактовка не всем показалась Убедительной и основательной. Против нее, в частности, Выступил признанный знаток творчества М. Горького Б. Бялик. Он высоко оценил многие стороны этого спектакля, был ≪пленен ≫ им, однако высказал и ряд возражений, связанных с трактовкой Образа Нила. Позволю себе привести пространную выдержку из его выступления на обсуждении ≪Мещан≫, тем более что стенограмма Не опубликована, а спор Б. Бялика со спектаклем имеет прин101 Ципиальный характер, касается общих методологических проблем Сценического воплощения драматургии А. М. Горького. Б. Бялик говорил: ≪Прочитав пьесу, А. П. Чехов назвал Роль Нила героической и был очень огорчен тем, что не все Это понимают. Я напомнил о словах А. П. Чехова потому, что его имя Исключает понимание героической роли как роли, требующей Котурнов, декламационного пафоса и т. п... Мы видели немало ≪простых≫, подчеркнуто заземленных Нилов, которые больше всего на свете боялись выглядеть ораторами: они что-то жевали, Когда произносили свои монологи, и всячески демонстрировали Усталость Нила, то, что ему не до словесных баталий. Но снять Нила с котурнов, на которые его иногда действительно с т а в я т ,—это еще далеко не все. Пусть он прост, ≪обычен≫, лишен Всякого искусственного ореола,—каков он все-таки как человек? Какова его жизненная позиция? Какие душевные качества скрываются в этом простом рабочем парне? Прав он или Неправ в своем поведении, в своем отношении к Татьяне, Петру, к старикам Бессеменовым? Ответы могут быть простыми Или сложными, но они должны быть определенными —без этого нельзя понять, раскрыть, оценить пьесу ≪Мещане≫. Бессеменовы Считают Нила и его товарищей черствыми, жесткими, даже жестокими, Считают их виновниками своих страданий, обвиняют их В недостатке уважения к личности, в отсутствии гуманизма. Вы согласны с этим или нет? Находите вы какую-то правду в этих обвинениях или не находите? Я не нахожу. Не нахожу, хотя и не считаю Нила ≪идеальным героем≫. А спектакль говорит о том, Что вы какую-то долю истины в бессеменовских упреках увидели. Вот в чем существо спора≫. Продолжая, Б. Бялик приходит к следующему выводу: ≪От того Нила, которого изобразил Горький, идет прямая линия к горьковскому Павлу Власову и к горьковскому Рябинину в пьесе ≪Достигаев и другие≫, к революционным
|