Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Определенных как наследованием взглядов и приемов, так




И полемикой с привычными представлениями. Не удается заманчивая

попытка указать место товстоноговского ≪Ревизора≫

в ряду, скажем, ≪Ревизора≫ Вс. Мейерхольда или ≪Ревизора≫

М. Н. Кедрова, ибо в важных, принципиальных моментах Товстоногов

И солидарен с этими спектаклями, и находится с ними

в непримиримом споре. В ≪Ревизоре≫ Большого драматического

Театра отразилась диалектика движения советской режиссерской

Мысли.

К а к это бывало почти всегда, Товстоногов объявил о своем

намерении поставить ≪Ревизора≫ задолго до начала репетиций.

Между мыслью, произнесенной вслух, и началом репетиций

Прошли годы, а премьера была сыграна в мае 1972 года.

Видимо, это свойство его дарования, особенность творческого

процесса: путь к большому спектаклю обычно длителен,

Неторопливо и основательно совершается тайная работа художественной

Интуиции.

Режиссер охотно рассказывал о своем замысле, как бы проверяя

Его логичность и новизну. Замысел углублялся, обрастал

Подробностями. Товстоногов говорил, что видит дорожную коляску

С таинственным седоком, слышит теноровый гоголевский

Смех. Это вошло в будущий спектакль почти неизмененным.

В неуловимый момент почтенная классика становится вдруг

Близкой, сегодняшней пьесой, возникает душевное родство

1 ≪Театр≫, 1967, № 7, с. 21—2.

Пьесы и режиссера. Путь к этому моменту труден и длителен,

Но в нем-то самая суть, остальное —дело техники.

≪К ≪Ревизору≫,—писал Товстоногов,—я всегда относился

С огромным пиететом, как к шедевру мировой драматургии, но

Воспринимал эту гениальную пьесу как бы на расстоянии. Отделял

Ее от себя как режиссера. Не было личного отношения,

Личной заинтересованности, личной страсти. Личный интерес

к ≪Ревизору≫ пришел через Достоевского.

Достоевский дал общий ключ к атмосфере, подсказал, вернее

Сказать, подтолкнул на поиски особой, насыщенной психологически

Атмосфере действия, подвел к тому, чтобы страх городничего

Увидеть еще и как муку совести, страх как болезнь

Времени, которой охвачен не только взяточник-городничий, но

все общество, вся эпоха царствования Николая I≫.1

После спектакля стало понятно, что слова о Достоевском

Не нужно понимать впрямую, что тут мы имеем дело со своеобразным

режиссерским ≪остранением≫, приемом, который позволяет

Увидеть произведение одного автора в свете другого,

Интуитивно ощутить движение русской художественной мысли

от Гоголя к Достоевскому. Не Товстоногов сказал, что ≪все мы

вышли из гоголевской ≪Шинели≫, но Товстоногов режиссерски,


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты