Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Взрывается неистовым призывом к духовности, к внутренней




красоте≫.2

Цитируемая статья И. Вишневской и другая ее статья о ≪Ревизоре

≫, опубликованная в журнале ≪Театр≫ (1971, № 6),

вышли в свет до премьеры ≪Ревизора≫ в БДТ. (См. также кн.:

≪Гоголь и его комедии≫. М., 1976).

В личном письме к И. Л. Вишневской Товстоногов высоко

Оценил ее критический анализ гоголевских произведений.

Разумеется, было бы прямолинейно и безосновательно утверждать,

что решение ≪Ревизора≫, возникшее, как мы видели,

Задолго до выхода этих статей, было продиктовано Товстоногову

Театроведческими трудами. Важно отметить иное, а именно

—совпадение мыслей исследователя и режиссера.

Оставаясь на почве исторического подхода к классике, Товстоногов

Находит в нем новые точки соприкосновения вечной

Классики и современности. Сатира на чиновничество, представленная

В рамках бытового театра, сменяется в его трактовке

Призывом к нравственной красоте, к духовности, что, как мы

Видим, совпадает с глубинным, подчас глухо высказанным замыслом

Самого Гоголя.

В этом —этапный смысл товстоноговского ≪Ревизора≫,

Сопрягающего поиски советской режиссуры с демократическими,

Гуманистическими традициями русской литературы.

В финале —в момент, когда городничий направился к

Бобчинскому и Добчинскому с намерением учинить над ними

Расправу, слева на сцене появился тот, в черных очках и темном

Платье, и медленно пошел, обводя взглядом гостей, застывающих

При его приближении. Наконец его видит и городничий.

Наступает первая немая сцена. Призрак подходит к вошедшему

В средние двери огромному голубому, великолепному

Жандарму и тихо говорит ему на ухо последние слова

1 ≪Москва≫, 1972, № 2, с. 212.

Там же, с. 213.

≪Ревизора≫: ≪Приехавший по именному повелению из Петербурга

ч и н о в н и к . . . ≫ Неправдоподобно громким голосом жандарм

Повторяет слова призрака. Идет занавес. Когда сцена

Откроется, положение действующих лиц будет уже несколько

Иным.

Иннокентий Смоктуновский, начавший спектакль чтением

Эпиграфа, завершает его повторением народной пословицы.

Только теперь в его голосе слышится сначала смех, а затем — подавленное рыдание.

Для многих оказалось неожиданным, что вскоре после постановки

≪Ревизора≫ Товстоногов поставил в 1973 году в ≪Современнике

≫ инсценировку сатирического романа М. Е. Салтыкова-

Щедрина ≪Современная идиллия≫. Но было, очевидно,

Множество причин, определивших согласие Товстоногова поставить

этот спектакль. Причин самого различного свойства:

было, скажем, удобно по времени, хотелось встретиться с ≪Современником

≫: творческую близость к этому коллективу Товстоногов


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты