Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ГЛАВА 1. Трезвость как мировоззренческий феномен




С.С. АНИКИН

 

ТРЕЗВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

 

Учебное пособие

 

 

КРАСНОЯРСК 2013

ББК 74.200-55

А64

 

С.С. Аникин – кандидат педагогических наук

 

 

А64 Аникин С.С. Трезвенное воспитание в России и за рубежом: учебное пособие /. – Красноярск, 2013. – 118 с.

 

 

Трезвенное воспитание – традиционная для России форма педагогического воздействия на подрастающее поколение, благодаря которой Русь святая стала самой большой в мире страной. Народы, проживающие на её территории, живут в особых климатических условиях, что требует пристального внимания к своему здоровью. Религия, которую более 1000 лет исповедует русский народ, трезвость ставит во главу угла. И совсем не случайно в ней сохранились древнерусские слова с корнем «трезв» – трезвение, трезвенность и др., каждодневно звучащие в молитвенном правиле: «и даруй нам бодренным сердцем и трезвенную мыслию…», или как наставление строки из Евангелия: «Трезвитесь и бодрствуйте…».

В пособии показаны малоизученные страницы отечественной истории, добрым словом помянуты давно забытые имена русских педагогов, деятелей в борьбе со школьным, общественным, государственным алкоголизмом, строителей трезвого общества. Рассказывается о съездах, празднике Трезвости, других публичных мероприятиях. Даётся обзор некоторых программ профилактики наркотизма за рубежом.

Работа предназначена для специалистов по здоровому образу жизни, педагогов, психологов, социальных работников, студентов, всех, кто интересуется отечественной историей, трезвостью. Может служить пособием по курсу собриологии, валеологии, педагогики, отечественной истории.

 

ББК 74.200-55

Сергей Сергеевич Аникин, 2004

Сергей Сергеевич Аникин, 2013

  ОГЛАВЛЕНИЕ    
  ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. ТРЕЗВОСТЬ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Глава 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ ЗА ТРЕЗВОГО ЧЕЛОВЕКА
Глава 3. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ – ЦИТАДЕЛЬ ТРЕЗВЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Глава 4. АЛКОГОЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА КАК ФОРМА ПОРАБОЩЕНИЯ МАСС
Глава 5. РЕЛИГИОЗНЫЕ ФОРМЫ ТРЕЗВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Глава 6. ГРАЖДАНСКИЕ ФОРМЫ ТРЕЗВЕННИЧЕСТВА В РОССИИ
Глава 7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ТРЕЗВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Глава 8. ПУБЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ТРЕЗВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ
Глава 9. ТРЕЗВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
Глава 10. ТРЕЗВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
Глава 11. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОТИЗМА ЗА РУБЕЖОМ
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  ЛИТЕРАТУРА:

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дорогие друзья!

Данное пособие поможет вам углубиться в историю трезвенного воспитания. Вы узнаете, чем отличаются друг от друга слова «трезвость», «трезвение», «трезвенность», что это за явления и что между ними общего. Вы сможете сравнить методы и формы трезвенного воспитания в России конца XIX – начала ХХ веков и 100 лет спустя, проанализируете зарубежный опыт работы в этом направлении. Вне всякого сомнения, раскрываемая тема актуальна, а представленный содержательный материал будет полезен в процессе воспитания как педагогам, так и родителям.

В первой главе «Историческое развитие трезвенного воспитания и образования в России и за рубежом» даётся траектория и перспектива движения трезвости. Вторая глава рассматривает современные способы профилактики наркотизма. Заключительная часть раскрывает возможности трезвеннического движения в современном мире, показывает масштабы трезвости в России.

 

 

«... Нельзя прекращать борьбу за естественную, трезвую жизнь»

Г.А. Шичко.

 

ГЛАВА 1. Трезвость как мировоззренческий феномен

Современные условия динамического развития социальных, экономических, политических отношений предъявляют новые требования к личности россиянина. Социально-экономические преобразования, формируя новый тип гражданина, ожидая от каждого инициативы, чувства нового и смелости, готовности брать на себя ответственность, предполагают органически присущее человеку ещё одно качество – трезвость, о которой кое-кто предпочитает стыдливо умалчивать. Многими исследователями (Т.И. Авдонина, Н.А. Гринченко, П.И. Губочкин, В.Г. Жданов, А.Н. Маюров, В.А. Толкачев, Ф.Г. Углов, Л.К. Фортова, Г.А. Шичко, А.Н. Якушев, и др.) трезвость рассматривается как норма жизни человека, семьи, общества. Так, доктор исторических наук А.Н. Якушев, изучая данный вопрос, приходит к однозначному выводу: трезвость – это естественное биологическое состояние человека, т.е. это качество, которое от рождения присуще как отдельной личности, так и всем народам планеты Земля. Можно сказать, что трезвость – это закон жизни. Поэтому трезвый образ жизни учёный трактует как реально практикуемые нормы, правила и варианты поведения людей, способы их повседневной деятельности, характеризующиеся полным воздержанием от потребления алкоголя и активным участием в предупреждении и преодолении алкогольных предрассудков, трезвенных предубеждений, алкогольных обычаев, эпизодического пьянства. На взгляд историка, сущность трезвого образа жизни заключается в органическом единстве и взаимосвязи трезвенных знаний, трезвенных взглядов и убеждений, трезвенной деятельности по утверждению гуманного и демократического общества.

Во многих культурах мира трезвость понимается как ценностная категория. Мы попытались определить тезаурус этого явления, для чего вначале провели анализ литературы. Надо сказать, что обзор десяти словарей показал, что слово «трезвость» в большинстве из них отсутствует. Исключение составляет словарь Т.Ф. Ефремова, где термин раскрывается как «здоровая рассудительность, свободная от иллюзий, самообмана». Словарь С.И. Ожегова даёт более чем загадочное определение: «Трезвость – 1. см. трезвый; 2. Воздержание от спиртных напитков; 3. Состояние трезвого человека». Видимо, читателю следует иметь большую интуицию и богатое воображение, по крайней мере, опыт, чтобы понимать или чувствовать, а затем уяснить значение термина «трезвость». Авторами большинства словарей слово «трезвый» рассматривается в значениях: не пьяный, не хмельной, вообще воздержанный в напитках, непьющий и не упивающийся. Или: как человек, который отличается «здравой рассудительностью», свободой от иллюзий, самообмана, «руководствуется в своих поступках, суждениях требованиями рассудка», «здравого смысла», «чуждый мечтательности, фантазёрства», «здравомыслящий», «рассуждающий и поступающий здраво, разумно», «без хмеля в голове», как «трезвенный человек».

Словари энциклопедического характера о трезвости не сообщают ничего, зато трезвенников относят к членам религиозных групп, таких, как анпиловцы, колосковцы, чуриковцы, которые возникли в конце XIX – начале XX веков и были близки к духовным христианам, пропагандировали трезвость и религиозно-нравственное самосовершенствование. К сожалению, из этих словарей невозможно понять, есть ли трезвенники в современной России или их нет? Все ли трезвенники относятся к членам религиозным групп или только какая-то их часть? Вполне вероятно, что составители лексиконов усматривали в слове «трезвость» религиозно-мистический смысл и, возможно, поэтому изъяли его из словарного запаса русского языка советского периода.

Попытка отыскать слово «трезвость» в церковных словарях также не увенчалась успехом. Для Г. Дьяченко быть трезвым то же, что и быть бодрственным, т.е. бдительным, неусыпным, неустрашимым, храбрым, сильным. В его понимании быть трезвенным – значит быть воздержанным. Рассуждая о трезвости, он говорит о душевной трезвости, о таком состоянии духа, когда тот недоступен увлечениям, пристрастию и прочим склонностям. Трезвый человек руководствуется в суждениях и действиях здравым смыслом, правильными понятиями и взглядами на вещи, которые приобретаются опытом и продолжительною жизнью и есть украшение старости. Автор поясняет, что благодаря трезвенности пожилых людей, сберегается всё хорошее во всех отношениях, охраняются все благие порядки в жизни. Но он, так же, как и большинство авторов, не рискует дать определение трезвости и, видимо, трактует «трезвость» как умеренность, бодрствование и здравомыслие.

Очень часто религиозные писатели подразумевали под трезвением бодрствование. К примеру, христианский писатель Исихия (V век) употребляет слово «трезвение» как хранение «чистоты сердца», «чистоты ума» от «страстных помыслов и слов, и худых дел» и предлагает для «правой и богоугодной жизни» наблюдать за мечтаниями и помыслами, не пускать их до себя, помнить о неизбежной смерти и беспрестанно молиться. Он считает, что трезвение – это навык добродетели [155, с.202]. В литературных источниках мировой цивилизации, таких, как Библия, Коран и пр., трезвость рассматривается как мировоззренческий концепт, причём трезвость понимается авторами не только как неупотребление алкоголя, а значительно шире – как одна из духовных добродетелей. Так, в Новом Завете читаем слова апостола Петра: «Трезвитесь и бодрствуйте…». Смысл этих слов раскрывает пятикнижье «Добротолюбие», во вступлении к которому сказано, что под добротолюбием следует понимать любовь к прекрасному, возвышенному, доброму. В то же время «Добротолюбие» – это «словеса и главизны священного трезвения, т.е. и полные рассуждения, и краткие изречения о внутренней духовной жизни, со всеми свойственными ей проявлениями и деланиями» (Добротолюбие, т.1, с.5).

Изначально задано, что все произведения «Добротолюбия» проникнуты трезвенным мировоззрением. Так, Евагрий Понтянин (Евагрий Монах. Наставления о деятельной жизни/ Добротолюбие, т.1, с.569-638), живший в середине 4 в. н.э., учит читателя прилагать «трезвенное призывание» (с.606); Антоний Великий (Антоний Великий. Наставления / Добротолюбие, т.1, с.17-139) для сохранения себя в трезвости и в качестве защиты от любого вида опьянения советует соблюдать нравственные заповеди (с.26); Исихий Иерусалимский (Преподобный Исихий. О трезвении и молитве/ Добротолюбие, т.2, с.157-202), живший в начале 5 в. н.э., выводит способы (приёмы) трезвения (с.160), которые связываются с самонаблюдением. Благоразумием, справедливостью, мужеством (с.166); Филофей Синайский (Филофей Синайский. 40 глав о трезвении / Добротолюбие, т.3, с.401-420) придаёт трезвому уму нравственное начало (т. 3, с. 402); Феодор Студит (Феодор Студит. Наставления монахам/ Добротолюбие, т.4, с.19-634), живший в начале 9 века, рассуждает о «трезвенном настроении» (с.122), «трезвенной» жизни (с.543), призывает читателей к трезвенствованию (с.588); Никифор Уединенник (Никифор Уединенник. О трезвении и хранении сердца/ Добротолюбие, т. 5, с.239-251), живший в 14 в., обращает внимание на то, что трезвость, как «величайшее из великих делается достоянием многих или всех наипаче чрез научение» (с.249).

Во втором томе «Аксиомы религиозного опыта» И.А. Ильин пишет, что «в основе своей трезвение указует, конечно, на «трезвость», т. е. на свободу от псевдорелигиозного дурмана, от неистовства в вопросах веры, от исповеднического «головокружения», от всякого ожесточения и исступления. Эта духовная свобода поистине драгоценна: ибо в делах веры и религии важна не слишком человеческая страсть, а божественная озарённость. От неистового настаивания на привычном или традиционном – единение с Богом не возрастает и не совершенствуется; а совершенствуется оно и возрастает именно от божественного озарения, которое не добывается через буйство исповеднических страстей. Страсть разъединяет людей перед лицом Божиим, но отнюдь не творит единения с Богом. Неистовость души ведёт к ослеплению, а в слепоте единение с Богом неосуществимо. Ви́дение Бога даётся не ожесточённому фанатику, а ясному и цельному духу. Поэтому трезвение есть одна из главных основ в деле единения.

Трезвение не исключает трезво-разумного рассуждения, но находит в нём подсобный орган. Однако трезвение совсем не следует сводить к «рассудительности». Трезвение есть как бы проверка, удостоверение и суд; а потому в нём действует и критическое рассмотрение. Но самое важное в нём – это предметно-опытное обращение к Первоисточнику единения и ясность созерцающего духа. Человек, пребывающий в религиозном трезвении, культивирует не своё субъективное состояние фанатической уверенности, а испытываемое и удостоверяемое религиозное содержание; важна не моя «вера», которая может оказаться и слепой, а может и неистово прилепиться к ошибочному; – важно истинное содержание; и это содержание драгоценно – не как точка моей доселешней прилепленности, а как подлинно-верное отображение божественного Предмета.

Поэтому можно было бы сказать, что религиозное трезвение состоит в способности и готовности искать религиозную истину и самого Бога, а не у традиционно накопленных человеческих содержаний. Пребывающий в трезвении ставит предметную очевидность в религии выше личной или коллективной одержимости. И именно это даёт ему средство и открывает ему путь для преодоления начального соблазна.

…Смирение и трезвение выражают повышенное чувство ответственности; а вне чувства религиозной ответственности, вне этого трепетного благоговения религия утрачивает свой духовный характер и перестает быть религией.

Именно смирение и трезвение необходимы человеку для того, чтобы не впасть и в следующий, великий соблазн, ожидающий его на пути единения с Богом. Я разумею соблазн само-обожествления».

Таким образом, мы может предполагать, что термины «трезвость» и «трезвение» напрямую связаны с религиозным смыслом и применяется для сличения индивидом своей внутренней жизни, душевного состояния с Идеалом, духовным – божественным настроем.

Вместе с тем, психолог М.В. Осорина, анализируя термин «трезвение», понимает под ним отстранение от ситуации, которое позволяет отличить мир реальный от мира фантазий, что возможно, как она считает, при сформированных механизмах самопознания и зрелой психической саморегуляции.

В литературных источниках состояние трезвости описывается авторами по-разному, как трезвость, трезвение, трезвенность и т.д. Кроме того, было обнаружено, что в русском языке слово «трезвость» употребляется в разнообразных значениях. К примеру, «трезвость» может стать оценкой одобрения чего-то или отображением правильности действия («трезвый подход», «трезвый взгляд», «трезвое отношение»); отражением умения логически рассуждать, принимать верное решение («трезво мыслить», «трезво рассуждать», «трезвое мнение», «трезвое решение»); характеристикой отношения к чему-то («трезво смотреть на мир»); состоянием благоразумия («быть трезвым», «стать трезвым», «отрезветь, протрезветь»); описанием внешности («трезвый вид», «трезвый взгляд», «трезвое лицо», «трезвые глаза», «трезвая походка»). Также трезвость может выступать как морально-нравственный или этический критерий, как социальная норма, как закон, как биологическое состояние и многое другое. Синонимами слову «трезвый» служат слова разумный, благоразумный, умный, рассудительный, здравый, здравомыслящий, неглупый.

С целью узнать, как понимают «трезвость» трезвенники России, которые с 1989 г. ежегодно собираются в июле на Южном Урале под Челябинском, автором в 1996 г. был проведён опрос более 50 руководителей делегаций, прибывших на школу-слёт из стран СНГ. Это были большей частью пропагандисты трезвости. Всем им задавался один и тот же вопрос: «Что такое трезвость?». Полученные ответы удивляют разнообразием понимания термина и калейдоскопом смыслов. Всё это показывает, что единого мнения о предмете суждения даже среди трезвенников нет. Их определения были разнообразными, от банального «норма жизни» до «духовное состояние, которое...». Анализ ответов выявил, что единого определения термина «трезвость» не существует. Конгломерат различных мнений позволил свести ответы к трём позициям: 1) естественное биологическое состояние человека; 2) разумная, сознательная жизнь без мифов и иллюзий; 3) духовное, душевное, мистическое состояние.

Обзор литературы, собственные наблюдения, жизненный опыт и личная трезвость позволили автору выделить пять этапов становления трезвенного мировоззрения, через которые проходит взрослый человек, сознательно выбравший трезвый образ жизни (табл. 1).

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты