Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ. 1. Абсолют - Философское понятие (лат




1. Абсолют - Философское понятие (лат. absolutus - безусловный), используемое для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, который "самодостаточен ", не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его.

2. Абсолютная идея - Категория гегелевской философии, обозначающая основу всех явлений природы.

3. Абсолютный дух - В философии Гегеля - мировой разум

4. Абстрактная сущность - Сущность, выявляемая в процессе абстрагирования - мысленного отвлечения от ряда свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.

5. Агностик - Философ, разделяющий точку зрения агностицизма.

6. Агностицизм - Философская позиция, согласно которой мир частично или полностью непознаваем

7. Аксиология - Философское учение о природе ценностей. Ценностями могут служить различные явления действительности, имеющие большое значение для индивидов и общества. Ценности выступают ориентирами деятельности человека.

8. Альтернатива - В сильной версии - прямая противоположность чему-л. или кому-л. В слабой версии - один из вариантов (развития событий, трактовки проблемы и т.д.). В деятельном (деятельностном) смысле - выбор из двух или нескольких возможных решений.

9. Амбивалетность - Двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект одновременно вызывает у человека два противоположных чувства, например, удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию.

10. Анализ - Анализ и синтез (греч. analysis - разложение и synthesis - соединение) - в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. А. и с. играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях. В мыслительных операциях А. и с. выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанные с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением н т. д. Логический анализ заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части и является методом получения новых знаний. В зависимости от характера исследуемого объекта А. выступает в различных формах. Расчленение целого на составные части позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру; расчленение сложного явления на более простые элементы позволяет отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому. А. развивающегося процесса позволяет выделить в нем различные этапы и противоречивые тенденции.

11. Анимизм - От лат.anima - душа. Ранняя форма религии, основной чертой которой являлось одушевление всего окружающего мира.

12. Антиномия - Антиномия (греч. antinomia- противоречие в законе) - появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждений. Понятие "А." возникло в античности (Платон, Аристотель); в древнегреч. философии в смысле А. чаще употреблялся термин "апория". Много внимания формулировке и анализу А. уделяли схоластические логики. Кант использовал понятие "А." в попытках оправдания осн. тезиса своей философии, согласно которому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать "вещи в себе". По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, т. к. делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих "антиномий чистого разума": 1. Мир конечен - мир бесконечен. 2. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей - не существует ничего простого. 3. В мире существует свобода - в мире не существует свободы, но господствует только причинность. 4. Существует первопричина мира (бог) - не существует первопричины мира. Гегель отметил важное значение кантовских А. как диалектического элемента его взглядов. А., т.е. противоречия, утверждал он, существуют "во всех предметах всякого рода, во всех представлениях, понятиях и идеях". А. Канта не являются А. в смысле совр. формальной логики, т.к. обоснование и тезиса и антитезиса в них не поддается выражению в формально-логическом виде. В конце XIX - начале XX в. в логике и математике был обнаружен ряд А. в подлинном смысле слова, что явилось одной из причин активизации исследований по основаниям логики и математики. А. обычно подразделяют на собственно логические и семантические. Появление А. связано с диалектическим характером процесса познания, в частности с противоречием между формой и содержанием.

13. Античность - Античность (лат. antiquus - древний) - совокупность проявлений греческо-римской древности, в особенности в области литературы и искусства, которые принято считать классическими. Термин "античность " был принят в начале XVIII в. во французском языке и первоначально обозначал (что сохранилось до сих пор) особый вид искусства, относящийся к ранним историческим периодам.

14. Антропный - Относящийся к человеку, имеющий дело с человеком. Антропный принцип - один из принципов современной космологии, фиксирующий зависимость между устройством, свойствами Вселенной и существованием в ней человека: "то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей " (Б. Картер).

15. Антропогенный - Инициированный или вызванный человеком, его жизнью и деятельностью.

16. Антропология - (греч. antropos - человек). Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека

17. Аподиктический - Аподиктический (греч. аро deiktikos - убедительный) - термин для обозначения того, что доказуемо непререкаемым образом, для обозначения абсолютно достоверного знания. Этим термином Аристотель обозначает строго необходимое, дедуктивно выводимое доказательство из безусловно истинных посылок. Так, силлогизм он рассматривает как орудие аподиктического знания. Термин "А." обозначает суждения необходимости в отличие от суждений возможности (проблематических) и суждений действительности (ассерторических).

18. Апории - (греч. aporia - безвыходное положение) - понятие, означающее в древнегреч. философии трудноразрешимую проблему. А. возникает на основании того, что в самом предмете или в понятии о нем заложено противоречие. А. принято называть рассуждения Зенона Элейского (сам он не употребляет этот термин) о невозможности движения.

19. Априорная категория - В кантовской философии - категория, изначально присутствующая в рассудке, ее содержание не зависит от опыта, более того, она является средством, с помощью которого рассудок придает чувственному опыту формальное единство.

20. Архетип - Изначальный, исконный образ; архетипы - это универсальные структуры человеческой психики, имеющие формальный характер и проявляющиеся всегда в связи с конкретным культурным содержанием

21. Аскриптивный - (нем. askriptiver - предписанный). Статус, определяемый не личными способностями и достоинствами, успехами и достижениями индивида, а принадлежностью к социальной группе, к той или иной семье (статус, унаследованный от родителей).

22. Атеизм - Отказ от религиозных верований, безбожие (отрицание существования Бога). В гуманистическом варианте на место Бога ставится Человек.

23. Атрибут - (от лат. attribuo - придаю, наделяю). Необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Термин "атрибут" встречается уже у Аристотеля, отличавшего постоянный атрибут от случайных, преходящих состояний (акциденций).

24. Бивалентность - лат. bi… - дву(х) + valens (valentis) - сильный. Двухвалентный, объединяющий или сочетающий две силы, компетенции, характеристики, направленности.

25. Бог - Абсолютное существо, не зависящее ни от каких причин, но сам являющийся причиной всего существующего. В большинстве религий характеризуется как личность, имеющая абсолютную разум и волю. В других религиях понимается как безличное начало, имманентная вещам первопричина

26. Бытие - 1. Предельно широкая философская категория для обозначения всего существующего.
2. Бытие - наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование ч.-л. вообще.

27. Веды - Веды (санскр.- ведение, знание) - четыре гл. священные книги древн. индийцев: Ригведа, Атхарваведа, Самаведа и Яджурведа.

28. Век Просвещения - XVIII век в истории Европы, характеризующийся духом скептицизма и эмпиризма, стремлением к переустройству общественных отношений на началах разума, справедливости и других неотъемлемых естественных качеств - прав человека.

29. Верификация - Опытное подтверждение. В неопозитивизме процедура проверки научных высказываний. Только те высказывания могут претендовать на статус научных, которые подтверждаются опытом

30. Вестернизация - Процессы заимствования государствами, не относящимися к Западному миру (Западной Европе, США и т.д.) экономических, политических и культурных институтов и моделей развития у западных стран (прежде всего США) в целях приближения к их стандартам качества жизни, приводящие к потере национальных особенностей и традиций.

31. Вечные (проблемы) - Непреходящие, сохраняющие свою актуальность и ценность во все времена. Решение таких проблем состоит в никогда не прекращающемся процессе поиска его (окончательного решения).

32. Виртуальная реальность - Форма компьютерного моделирования, позволяющая пользователю погрузиться в искусственный мир и действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств. При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, которая генерируется компьютером

33. Властно-государственная структура - Политический институт, входящий в систему государственного управления и администрирования

34. Внеэлитный - Находящийся за пределами элиты (правящего политического слоя); контрэлита

35. Возрождение (эпоха Возрождения) Эпоха от XIV до XVI в. Возрождение или Ренессанс выразился в стремлении вернуться к античным идеалам, восстановить греко-римскую образованность. Появилось сначала в Италии, потом в Германии, Франции и других европейских странах

36. Воображение - 1. Мысленное представление, способность фантазировать, создавать совершенно новые образы (кентавр, например, - получеловек-полуконь).
2. Способность человека отражать явления действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях.

37. Гегельянство - Идеалистическая философия немецкого философа Гегеля и возникшие на ее основе течения: правое (старогегельянство) и левое (младогегельянство); правое гегельянство, отбрасывая диалектический метод Гегеля, выдвигало на первый план его философскую систему и сближало философию Гегеля с христианством; левое гегельянство подвергло критике религию, но оставалось в рамках идеализма Гегеля.

38. Гедонизм - 1. Этическое учение, провозглашающее наслаждение целью жизни и высшим благом. Впервые было развито древнегреческой киренской философской школой (IV в. до н.э.)
2. Нравственная позиция, при которой основной целью жизни является получение удовольствия, наслаждения.

39. Гедонистическая концепция смысла жизни - Концепция, в соответствии с которой цель и смысл жизни составляют удовольствия, которые можно получить от жизни, прежде всего чувственные, физические удовольствия.

40. Гендер - (характеристика) (английское gender, от лат. gens - род) Социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

41. Генезис - 1. Происхождение, возникновение, развитие
2. Генезис (греч. genesis) - происхождение, возникновение. Первоначально термин Г. был применен в древнегреч. мифологии. Впоследствии получил распространение в философии (Фалес, Гераклит, Кант, Гегель и др.), а также в естествознании (космогоническая гипотеза Канта-Лапласа, эволюционная теория Дарвина и т. д.).

42. Герменевтика - Герменевтика (греч. hermeneutike), в широком смысле - искусство истолкования и понимания. Первоначально герменевтика относилась к интерпретации религиозных текстов и смыслов. Сфера герменевтики очерчивалась, таким образом, экзегезой в широком смысле этого слова. Но от экзегетики герменевтику отличает то, что она занята не просто искусством истолкования, но прежде всего правилами такого искусства.

43. Гилозоизм - Учение о всеобщей оживленности мира

44. Глобализация - Процесс унификации экономических, социальных, политических, культурных и др. связей и отношений в планетарном масштабе

45. Гносеологический гуманизм - Гуманизм, утверждающий бесконечность человеческого познания мира, веру в то, что знание просвещает и служит благу человека

46. Гносеология (теория познания) - Раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.

47. Город-полис - Город-государство в античном, греко-римском мире, состоявшее из самого города и прилегающей к нему территории, особая форма социально-экономической и политической организации общества.

48. Государство - Основной управленческий институт политической системы цивилизованного общества

49. Гражданское общество - Сфера экономической, социальной, политической, культурной самодеятельности и самоуправления, противостоящая государству

50. Гуманизм - (от лат. homo - человек, humanus - человеческий, человечный). Воззрение, признающее человека высшей и абсолютной ценностью, утверждающее его свободу и достоинство, а также право на развитие и реализацию всех заложенных в нем способностей. С точки зрения гуманизма, благо человека является главным критерием общественного развития. Как европейское идейно-философское движение, гуманизм возник в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.), в Италии. Гуманисты (А. Данте, Фр. Петрарка, Л. Валла, Т. Мор, Т. Кампанелла, Пико делла Мирандола и др.) противопоставляли догматическому религиозному мировоззрению просвещенное светское мировоззрение, духовному господству и аскетическим идеалам церкви - культуру древних греков (пайдейю, или образованность-воспитанность) и любовь к простым земным радостям; теоцентризму - антропоцентризм и др.

51. Даосизм - философско-религиозное течение традиционного Китая, одно из его главных "трех учений", являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии. Впервые как целостное идейное формирование под именем "школа Пути и благодати", воспроизводящем название основополагающего даосского трактата Канон Пути и благодати (Дао дэ цзин), было определено в ряду шести философских школ Сыма Танем (II в. до н.э.).

52. Девиантное поведение - ( от лат. deviatio - отклонение). Поведение, не совпадающее с принятыми в обществе ценностями и нормами.

53. Деизм - Философский принцип, утверждающий Бога в качестве первопричины мира и при этом отрицающий его вмешательство в дальнейшее существование мироздания

54. Деконструкция - особая стратегия по отношению к тексту. Термин Д. предложил французский философ Жак Деррида.

55. Демассификация - Процесс, противоположный (лат. de…, означающее удаление, отмену) массификации, омассовлению всего и вся. Демассификация направлена на утверждение свободы и индивидуального выбора человека.

56. Демократия - "Власть народа" (др. греч.); форма власти (по Платону и Аристотелю), признающая народ первым и основным источником власти, право граждан участвовать в решении государственных дел, пользоваться широким кругом прав и свобод.

57. Деспотизм - Жестокое подавление прав и свобод; политический произвол; форма неограниченной самодержавной власти

58. Детерминанты - (от лат. determino - определяю). Определяющие начала; события или явления, оказывающие причинное или иное влияние на другие события или явления

59. Детерминизм - Онтологический принцип, утверждающий всеобщую обусловленность явлений и событий и всеобщий характер причинности

60. Дефиниция - Краткое определение какого либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; лингв. толкование слова

61. Диалектика - 1. (греч. dialegomai - веду беседу, рассуждаю). Первоначально этим термином (dialektike techne - "искусство диалектики") обозначались: А) способность вести спор посредством вопросов и ответов; Б) искусство классификации понятии, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем Д. Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить.
2. А) Искусство ведения спора. Б) Теория и метод познания и преобразования действительности, берущейся во всем многообразии ее форм и во всей ее противоречивости. Как способ мышления учитывает многообразие связей исследуемого явления, взаимодействие противоположных тенденций в процессе его развития.

62. Диалектический материализм Разновидность материализма, в котором материалистические принципы объединяются с диалектикой. Материя, которая понимается как любая вообще объективная реальность, развивается, взаимодействия в мире происходят в соответствии с законами диалектики. Основными системообразующими принципами Д. м. являются: принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности от объективной действительности (материя) до субъективной действительности (мышление); принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; принцип познаваемости мира; принцип развития, утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого - возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов.

63. Диверсификация общества - Нарастание его внутреннего разнообразия, умножение его различий.

64. Дискурс - (франц. discours, англ. discourse - речь; рассуждение). Организация речевой деятельности (письменной или устной), характерная для той или иной дисциплины ("философский дискурс", "научный дискурс") или присущая обсуждению той или иной проблемы ("дискурс глобализации").

65. Дисциплина - 1. Самостоятельная отрасль или раздел какой-н. науки, отдельная наука.
2. Обязательное подчинение твердо установленному порядку (правилам и нормам)

66. Добро - Моральное, этическое понятие для обозначения положительных ценностей личности или общества.

67. Догма - Положение, принимаемое за непреложную, непререкаемую истину, признаваемое бесспорным и неизменным без доказательства, некритически, без учета конкретных условий; догма права - формально-логическое истолкование действующего права.

68. Доксография - описание взглядов какого-либо философа (часто в терминах другой философской системы), в противоположность дословным цитатам из его сочинений. В истории античной философии доксография имеет важное значение для реконструкции учений тех философов, сочинения которых утрачены - в особенности это относится к философам-досократикам, а также к ряду представителей эллинистической философии. Доксографы - (от греч. doxa - мнение, и grapho - описываю) - античные историки философии, работавшие в жанре "описаний мнений" философов. Термин введен в употребление в сер. XIX в. Г. Узенером и Г.Дильсом.

69. Доктрина - (лат. doctrina) - учение, научная или философская теория, система представлений, руководящий теоретический принцип.

70. Долг - Моральное, этическое понятие, для обозначения приверженности человека моральным ценностям, осознания безусловной необходимости исполнения того, что следует из морального идеала.

71. Досократики - (нем. Vorsokratiker; франц. Presocratiques; англ. Presocratics) - новоевропейский термин для обозначения ранних греческих философов VI-V вв. до н.э. Сочинения досократиков известны только по фрагментам, сохранившимся в виде цитат у позднейших античных авторов

72. Достоинство - 1. Положительная ценность, совокупность высоких моральных качеств в единстве с уважительным отношением к ним.
2. Самоуважение, нравственное совершенство личности, осмысление себя и своего места в мире.

73. Дуализм - Философский принцип, утверждающий в качестве равноправных исходных начал мира две субстанции: материальную и духовную.

74. Европоцентризм - Исследовательская установка, признающая историческое развитие экономики, государственности и культуры Европы в качестве "нормы" или "Образца" и рассматривающая аналогичные исторические процессы в других регионах как "отклонения от нормы".

75. Естественное право - Философское и юридическое понятие, означающее совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идеи естественного права получили развитие в античном мире (Аристотель, Цицерон). Особое социальное значение концепция естественного права приобрела в XVII-XVIII вв. как идеология борьбы буржуазии против абсолютизма. Развивалось в произведениях Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, В.С. Соловьева и др.

76. Зло - Моральное, этическое понятие для обозначения отрицательных ценностей.

77. Зоологический индивидуализм - Жесткое и грубое противопоставление себя другим, непомерное возвышение своего "Я " в ущерб окружающим, интересам общества.

78. Идеализм - Философская теория, согласно которой Вселенная представляет собой выражение или воплощение Духа (разума). В истории мысли эта теория принимала две главные формы соответственно двум совершенно разным подходам - эпистемологический идеализм и метафизический идеализм.

79. Идеализм свободы - Идеализм, которому, в первую очередь, присуще этическое рассмотрение свободы и нравственной автономии личности.

80. Идеалист - Приверженец идеализма. Идеализм - философское направление, объединяющее учения, признающие первичным началом идею, мысль, сознание

81. Идеалистический монизм - Философская теория, предполагающая первичность идеального по отношению к материальному.

82. Идеация - Термин феноменорогии Э. Гуссерля, обозначающий направленность сознания непосредственно на "всеобщее" ("сущность", "эйдос", "априори"), а также метод созерцания всеобщего.

83. Идеология - Система взглядов-убеждений, выражающих самосознание какой-н. социальной группы, класса, политической партии, общества в целом.

84. Иллюзия - Искаженное восприятие действительности, нечто кажущееся.

85. Императивность - Категоричность.

86. Импликация - 1. Логическая операция, связывающая два высказывания в одно сложное высказывание с помощью логической связки, соответствующей союзу "если…, то…".
2. Сама логическая связка "если…, то".

87. Индифферентность - Равнодушие, безучастность, безразличие.

88. Индифферентность стоиков - Мужественное (с опорой на ресурсы внутреннего мира человека) противостояние неизбежности, судьбе, року.

89. Индустриальное общество - Общество, характеризующееся созданием крупного машинного производства на основе применения науки и техники. Ценностно-нормативная система таково общества всецело ориентирована на личную инициативу, свободу и творчество человека, на эффективность и рациональность всего его жизненного уклада.

90. Институционализация интересов - Представительство интересов личности, социальной группы или государства в правовых и организационных формах

91. Институционализм - Порядок, обеспечиваемый организационным закреплением сложившихся (складываемых и конструируемых) в обществе форм поведения, взаимосвязей, отношений и т.д.

92. Интенциональный - Имеющий отношение к интенциональности. Интенциональность (лат. intentio - стремление) - направленность (устремленность) сознания на предмет.

93. Интериоризация - (от лат. interior - внутренний). Превращение внешних "стимулов" (социальных форм общения, реальных действий, свойств предметов и т.д.) в устойчивые внутренние качества личности, ее ценности, верования, установки.

94. Интроверт - Интровертный человек. Интровертный - обращенный вовнутрь

95. Искусственный интеллект - раздел информатики, изучающий принципы действия интеллектуальных машин. Исследователи, работающие в этом направлении, надеются достичь такого понимания механизмов интеллекта, при котором можно будет составлять компьютерные программы с человеческим или более высоким уровнем интеллекта. Теоретические исследования направлены на изучение интеллектуальных процессов и создание соответствующих математических моделей. Экспериментальные работы ведутся путем составления компьютерных программ и создания машин, решающих частные интеллектуальные задачи или разумно ведущих себя в заданной ситуации. Систематические исследования в области искусственного интеллекта начались лишь с появлением цифрового компьютера. Первая научная статья по искусственному интеллекту была опубликована в 1950 г. А. Тьюрингом.

96. Искусство - Художественное творчество в целом, все формы человеческой деятельности по отражению действительности в образно-художественных формах.

97. Истина - 1. Особая характеристика знания, выражающая его соответствие действительности.
2. Соответствие мыслей действительности, понятия - своему предмету.

98. Историческая наука - 1. то же, что история.2. конкретная историческая дисциплина (напр., источниковедение)

99. Исторически-легитимный институт - институт, прошедший испытание временем, одобренный в качестве приемлемого или необходимого человеческим сообществом

100. История философии - 1. Процесс развития философии со времени ее возникновения до наших дней.
2. Особая философская дисциплина, занимающаяся описанием и теоретическим осмыслением данного процесса.

101. Иудаизм Монотеистическая ветхозаветная религия евреев, изложенная в Талмуде (н.в. до н.э.- V в. н.э.) и Торе (Пятикнижие Библии, оконч. вариант V в. до н.э.)

102. Кантианство - Философия И. Канта и его последователей.

103. Каста - Закрытая социальная группа, исключающая социальную мобильность (первоначально в индуизме).

104. Категории этики - Наиболее общие понятия этики.

105. Категорический императив - Безусловный, не ограниченный каким-либо условием, например целью, и не предписываемый как некое средство императив (повеление).
В философии И. Канта (1724-1804) - безусловное нравственное веление, вечное и неизменное, которое присуще каждому человеку как существу, обладающему разумом.
Категорический императив Канта имеет следующие формулировки: 1) "...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом "; 2) "...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству".

106. Киренаики - Представители древнегреческой гедонистической философской школы. Настаивали на том, что благо и цель жизни - "Жить с удовольствием ".

107. Клятва Гиппократа - Клятва, связанная с именем древнегреческого врача - Гиппократа, которую и по сей день произносят врачи. Основной смысл - не навреди

108. Когеретность - Согласованность

109. Коммуналистский - (лат. communis - общий; фр. commune - община).
1. Относящийся к комьюнити (community), т.е. к группе людей, объединившихся на началах общности (религии, расы, национальности, рода занятий, а также интересов, традиций, форм поведения) и сильного чувства солидарности.
2. Пронизанный духом общинности, личной зависимости, непосредственного ("лицом к лицу") общения.

110. Коммуникативная рациональность - Термин философии Ю. Хабермаса. Коммуникативная рациональность является альтернативой стратегической рациональности, направленной на использование и эксплуатацию других людей в своих интересах. Коммуникативная рациональность - рациональность сотрудничества, а не эксплуатации.

111. Конвергенция - Схождение, сближение

112. Констелляция - 1. Сочетание (группа) звезд, небесных тел.
2. Сочетание некоторой группы индивидуально существующих элементов.

113. Конструктивизм - (от лат. сonstructio - построение). Направление в советской художественной культуре в 20-е годы, выдвигавшее на передний план конструктивно-техническую сторону творчества.

114. Конфуцианство - Древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на рубеже VI-V вв. до н.э.

115. Критерий - Мерило, мера оценки, определения, сопоставления явления или процесса; признак, являющийся основой классификации

116. Критицизм - Критическое (направленное на выявление недостатков, ошибок, ограничений) отношение к чему-нибудь, например, к познавательной способности человека, к используемым субъектом методам и средствам.

117. Критическая рефлексия - Процесс самоосмысления, обращение сознания к собственным предпосылкам и одновременная критика этих предпосылок

118. Критическая философия - Философия И. Канта, разрабатываемая им в противовес догматической философии (точке зрения).

119. Культура - Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.

120. Латентный - Скрытый, непроявленный.

121. Легизм - В философии права легизмом называется гносеологический подход, в основе которого лежит принцип признания в качестве права лишь того, что является приказанием государственной власти. Тем самым отождествляется право и закон. См. также: Позитивисты.

122. Легистский - Относящийся к легизму (см. легизм)

123. Легитимность - Оправданность в глазах общественности, ориентированность на начала, или фундаментальные ценности, справедливости, правды, уважения личного достоинства человека и т.д. Не путать с легальностью как соответствием действующим в государстве законам. Легитимность не вытекает из какого-либо закона или постановления, а зависит от мнения граждан и является выражением общественного признания властных и иных полномочий различных социальных структур и институтов.

124. Либерализм - Рожденное в Европе (ХVII в.) идеологическое и политическое учение теоретиков и сторонников свободы торговли (рынка) и предпринимательства, конституционализма, правового государства, прав и свобод личности

125. Либеральная политика - Политический курс на реализацию принципов либерализма

126. Лингвистика - Наука о языке, языковедение, языкознание.

127. Лингвистический редукционизм - Сведение философских проблем к лингвистическим (проблемам смысла и значения соответствующих высказываний, которые выражают эти проблемы).

128. Линеарный - (англ. linear - линейный). Напоминающий по форме линию, вытянутый в линию, прямой, идущий в одном каком-то направлении. Используется вместо термина "линейный " с целью отсечь ассоциируемые с ним в русском языке прилагательные "узкий ", "негибкий ", "плоский" (в смысле лишенный оригинальности) и т.п.

129. Личность - Человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.

130. Логика - 1. Наука о законах и формах правильного мышления
2. Логика - нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка. Поскольку формы и приемы интеллектуальной познавательной деятельности исследуются не только в логике, но и в других науках (напр., психологии, эпистемологии, психолингвистике), то логику часто определяют более узко как теоретическую науку о правильных рассуждениях, когда основное внимание обращается на форму в отвлечении от содержания.

131. Логико-эпистемологический - Теоретико-познавательный и одновременно развернутый на законы и формы мышления.

132. Логический атомизм - Философская концепция Б.Рассела.

133. Логический позитивизм - Разновидность неопозитивизма. Возник в 20-х гг. ХХ в. в Венском кружке (Карнап, О. Нейрат и др.), с которым тесно сотрудничало берлинское Общество эмпирической философии (Рейхен-бах, К. Гемпель и др.). Подлинно научная философия, согласно Л. п., возможна только как логический анализ языка науки. Этот анализ должен быть направлен, с одной стороны, на устранение " метафизики " (т.е. традиционной философии), с др. - на исследование логического строения научного знания с целью выявления " непосредственно данного ", т.е. эмпирически проверяемого содержания научных понятий и утверждений.

134. Логос - В древнегреческой философии - всеобщая закономерность, в идеалистической философии - духовное первоначало, мировой разум.

135. Макромир - Видимый мир предметов и явлений, взаимодействия в котором подчиняются законам механики

136. Марксизм - 1. Философское учение, создателями которого были Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
2. Система философских, экономических, социальных и политических представлений о познании и революционном преобразовании мира, созданная в середине ХIХ в. (К. Марксом)

137. Массификация - Господство масс и массовости во всех сферах общественной жизни. Стандартные товары и услуги, но для большинства, для всех. Любовь к циклопически-большому, широко-масштабному, крупно-серийному.

138. Материализм - Философское направление, объединяющее учения, признающие в качестве первичного начала материю, природу.

139. Материалист - Приверженец материализма

140. Махизм - Махизм, или эмпириокритицизм (критика опыта) - течение, основанное Авенариусом и Махом, выступающее в качестве разновидности позитивизма ("второй позитивизм").

141. Метафизика - 1. Раздел философии, занимающийся исследованием природы и структуры мира. Термин М. возник как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает "то, что следует после физики".
2. Понятие, характеризующее область явлений, лежащих за пределами физического мира; буквально - это "то, что следует после физики". Термин ввел Андроник Родосский в I в. до н.э. для обозначения части философского наследия Аристотеля. Метафизика, или первая философия (как Аристотель сам обозначал эту часть своего учения), исследует недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего.

142. Метафизическая абстракция - Абстрактное понятие, принадлежащее метафизике (см. метафизика и абстрагирование)

143. Метафизический - умозрительный, спекулятивный, отвлеченный, философский взгляд на явления и предметы (в противоположность позитивному).

144. Механистический детерминизм - Разновидность детерминизма. Детерминизм - онтологический принцип, утверждающий всеобщую обусловленность явлений и событий и всеобщий характер причинности. Особенность механистического детерминизма в том, что он отрицает объективный характер случайности

145. Механистический материализм - Разновидность материализма. Механистический материализм сводит материю только к веществу и рассматривает законы механики как универсальные законы взаимодействия

146. Механицизм - То же самое, что и механистический материализм.

147. Меценатство - От имени Мецената - покровителя художников, богатого римлянина эпохи Августа - I в. до н.э. - покровительство и материальная поддержка деятелям искусства или каким-либо начинаниям в области творчества.

148. Микромир - Мир элементарных частиц, взаимодействия в котором происходят в соответствии с квантовыми закономерностями

149. Мировоззрение - 1. Система взглядов, верований и убеждений человека, выражающая его понимание мира и своего места (назначения) в нем, позволяющая ему выбирать жизненные цели, пути и средства их достижения.
2. Форма самосознания художника, совокупность его представлений о мире.

150. Мировые религии - К мировым религиям относят буддизм, ислам и христианство (религии, распространившиеся во всем мире).

151. Миросистема Особый способ структурализации мира (человечества), основанный на логике центра и периферии (и промежуточного звена или слоя - полупериферии).

152. Мистика - (мистицизм) Учение о таинственном, загадочном, сверхъестественном, трансцендентном. Форма духовной культуры, в которой допускается возможность непосредственного общения с божеством

153. Миф - 1. Исходная форма духовной культуры, из которой позже выделились религия, философия, искусство. Миф осваивает действительность в форме образа, в мифе неразрывно слиты эмоции и мышление, субъект и объект, индивид и род, социум и природа.
2. А) Древнее народное сказание о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях. Б) Вымысел, недостоверный рассказ.

154. Мифология - 1. Совокупность мифов.
2. Наука, изучающая мифы и сказания.
3. (от греч. mythos - сказание, предание и logos - рассказ, толкование) Изображение природы, в. созданных с помощью фантазии и воображения, сего окружающего мира в художественно-конкретных образах

155. Модерн - Комплекс экономических, политических, социальных, культурных, правовых и международно-правовых представлений, берущий начало в Европе ХVII в.

156. Модернизм - (от франц. moderne - новейший, современный). Общее обозначение направлений искусства конца XIX - начала XX вв. - кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, абстракционизм, и т.п.

157. Модус - 1. Способ чего-либо, норма.2. В философии XVII-XVIII вв. - преходящее свойство, присущее предмету лишь в некоторых состояниях, в отличие от постоянного свойства предмета (атрибута).

158. Монизм - Философский принцип, утверждающий в качестве исходного начала мира одну субстанцию: материальную или духовную

159. Мораль - Совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям.

160. Мораль корпоративности - Моральные ценности, принятые в той или иной группе.

161. Моральные нормы - Представления об одобряемом и порицаемом поведении личности.

162. Моральные ценности - Обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе (добро, честь, достоинство, счастье и т.п.)

163. Моральный императив - Требование, предъявляемое к человеку (индивиду) со стороны его духовной (быть Человеком) сущности. Норма поведения, обладающая всеобщей и обязательной силой.

164. Мудрец - человек достигший полноты знания и вершины жизненного опыта.

165. Мудрость - Знание, поверенное моралью, насыщенное нравственностью, развернутое на человека, его страхи и надежды

166. Мультикультурализм - Идеология мирное сосуществование различных этнических и религиозных сообществ, каждое из которых мыслится как носитель особой культуры

167. Мультикультурность - Наличие в обществе множества различных этнокультурных групп.

168. Мультинациональная корпорация - Одна из форм монополистического объединения, распространяющая свою деятельность на многие страны и народы.

169. Нарциссизм - Самовлюбленность, любование своей красотой. Нарцисс, согласно древнегреческой мифологии, - юноша-красавец, который влюбился в свое отражение в воде. Терзаемый неутолимой страстью, умер и был превращен богами в цветок, названный его именем.

170. Натурализм - 1. Направление в искусстве последней треть XIX в., сформировавшееся во Франции, требовало тщательного и бесстрастного воспроизведения потока жизни в сочетании со строгой социально-биологической детерминацией изображаемых явлений.
2. Внешнее правдоподобие, фотографическое копирование или изображение случайных. Нетипичных и нехарактерных явлений реальности, схватывающее чисто внешние стороны жизни.

171. Натуралистическая этика - (от лат. natura - природа). Теория, усматривающая причины поведения людей, а также источники их моральных установок преимущественно в сфере физиологии, либо во влиянии внешней среды, которое понимается механически.

172. Натурфилософия - Философия природы, совокупность философских идей об устройстве и происхождении мира, во многом носящих умозрительный или фантастический характер

173. Натурфилософская концепция - Концепция, относящаяся к натурфилософии.

174. Наука - 1. Форма духовной культуры, основной функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука - это деятельность по получению нового знания, и результат этой деятельности - сумма полученных знаний;
2. Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о действительности, включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства;
3. Система объективного знания о природе, обществе и мышлении, а также отдельная отрасль такого знания

175. Неевклидовая геометрия - Геометрические системы, отличные от геометрии Евклида. Особое значение имеют геометрия Лобачевского и геометрия Римана. В неевклидовых геометриях отрицается аксиома, согласно которой параллельные прямые не пересекаются и через одну точку можно провести только одну прямую, параллельную данной

176. Немецкая классическая философия - Философские учения И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля и Л.А. Фейербаха.

177. Неопифагореизм - То же самое, что и неоплатонизм. Философская система поздней античности, возникшая в III веке н.э. (родоначальник - Плотин) и опирающаяся на основные положения философии Платона.

178. Неопозитивизм - Современная форма позитивизма, одно из направлений философии XX в. Претендует на анализ и решение философско-методологических проблем научного знания. В рамках неопозитивизма была предложена верификационная концепция научного знания. Отрицает возможности философии как особого рода теоретического познания и мировоззрения, и рассматривает ее только в качестве методологии научного знания

179. Неофрейдизм - направление в философии, основывающееся на психоаналитических принципах исследования человека, его места и роли в структуре общественных институтов. Н. возник в конце 30-х гг. в результате пересмотра некоторых положений фрейдизма, обнаруживших свою ограниченность и бесперспективность. Неофрейдисты (К. Хорни, Г. Салливэн, Фромм) подвергли критике ряд исходных постулатов и конечных выводов классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, обусловливающих возникновение конфликтных ситуаций, понимании структурных уровней психики и механизмов функционирования бессознательного, гипотезы о сексуальной этиологии неврозов и об инстинкте смерти.

180. Неравенство социальное - Различия между людьми (группами, слоями, классами), выражающиеся в неодинаковых жизненных шансах и возможностях удовлетворения своих потребностей. Ситуация, при которой индивиды, группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной лестницы.

181. Ницшеанство - Философские теории, развивающие идеи философии Ф. Ницше.

182. Новое время - Эпоха от XVII до XIX вв. Основная тема философствования в это время - наука и ее возможности, построение методологии получения абсолютно достоверного знания. Основные направления - эмпиризм и рационализм. Представители Фр. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

183. Нормативизм - Одно из важнейших направлений в правовой науке XX в., представители которого считали основной задачей юридической науки формально-догматическое изучение действующих норм права в экономических, исторических и социальных условиях их развития и существования, в "чистом виде ". Крупнейший представитель нормативизма - австрийский юрист Х. Кельзен.

184. Нормы морали - Общеобязательные закрепленные в общественном мнении требования, предъявляемые к поведению людей по отношению друг к другу.

185. Ноумен - (греч. noumenon) - термин, означающий в противоположность феномену постигаемую только умом (умопостигаемую) сущность. Платон, впервые применивший этот термин (в диалоге "Тимей"), понимал под Н. реальность, как она существует сама по себе, и предмет умозрительного знания. У Канта Н. рассматривается в двух значениях. Как отрицательное, проблематическое понятие (в "Критике чистого разума") Н .- это предмет рассудка, интеллектуальной интуиции. В "Критике практического разума" Кант указывает на возможность положительного понятия о Н. как предмете внечувственного созерцания. Н. в этом смысле недоступен человеку, т.к. созерцания последнего, по Канту, могут быть только чувственными. Оба эти значения Н. соответствуют в его философии разным функциям "вещи в себе".

186. Нравственность - То же самое, что мораль.

187. Нравственный закон - Общеобязательное и непреложное правило поведения

188. Нравы - Обычаи, имеющие нравственное происхождение и значение, закрепленные в традиции, формы поведения, бытующие в обществе

189. Общественная мораль - Совокупность норм и правил поведения, принятых в обществе в целом, в отличие, например, от корпоративной морали

190. Общественно-экономическая формация - В марксизме - общество, находящееся на определенном этапе исторического развития (первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм)

191. Общественный институт - Организационно и юридически оформленная подструктура социальных отношений (в т.ч. гражданского общества)

192. Обществознание - Весь комплекс социальных и гуманитарных наук

193. Объект - То, что дано в познании, на что обращена наша познавательная деятельность. Противоположное объекту субъект - мыслящее, чувствующее, желающее "я"

194. Объективный идеализм - Объективный идеализм - категория философии, означающая одну из основных (наряду с субъективным идеализмом), форм идеализма. Исходя из признания первичности сознания и вторичности, производности материи, О. и. в отличие от субъективного идеализма за первооснову действительности принимает деперсонифицированное, над-личностное универсальное духовное образование (идея вообще, абсолютный дух, бог, мировой разум).

195. Олигархия - Власть немногих, но лучших (по Аристотелю); политический режим узкой группы лиц

196. Онтологический плюрализм - Философская позиция, состоящая в признании существования более чем одного начала бытия.

197. Онтология - Учение о бытии как таковом. Раздел философии, ориентированный на выявление наиболее общих сущностей, предельных оснований, фундаментальных принципов всего существующего (природы, общества и человеческого мышления).

198. Орфей - Мифический древнегреческий певец. Своим пением и игрой на кифаре он зачаровывал даже животных и растения. Когда его жена Эвридика погибла от укуса змеи, Орфей спустился в подземное царство и, растрогав царя подземного мира - Аида своей музыкой, упросил его отпустить умершую на землю. Аид обещает Орфею вернуть Эвридику на землю, если он исполнит его просьбу - не взглянет на свою жену, прежде чем войдет в свой дом. Однако Орфей вопреки запрету оглянулся на следовавшую за ним Эвридику, и она должна была навсегда вернуться в царство мертвых. Ставший ненавистником женщин, он впоследствии был растерзан вакханками - почитательницами бога Диониса (Вакха).

199. Ответственность - Обязанность индивида отвечать за совершаемые им действия.

200. Охлократия - (греч. ochlos - толпа, kratos - власть). Буквально - власть толпы. Власть общественно-политических групп, апеллирующих к популистским (примитивным и массовидным) настроениям, низменным побуждениям и действиям.

201. Панлогизм - (греч. pan - все и logos - учение, слово, мысль). Доктрина, согласно которой все развитие природы и общества является осуществлением логической деятельности мирового разума, абсолютной идеи. П. признает законы логики единственными движущими силами всякого развития. Наиболее полно П. развит в философии Гегеля.

202. Панпсихизм - Учение о всеобщей одушевленности мира

203. Пантеизм - Философское учение, утверждающее тождество природы и Бога

204. Парадигма - Признанные всеми достижения, которые определяют модели постановки научных проблем, способы их решения, являются источником методов, проблемных ситуаций; стиль мышления эпохи

205. Патристика - совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей II-VIII вв. (отцов церкви), имевших гл. целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.

206. Периодизация - Разбиение истории существования чего-либо на периоды, этапы.

207. Перманентно - Постоянно, непрерывно, долговременно.

208. Перформанс - Представление.

209. Платоник - Сторонник (последователь) философии Платона.

210. Плюрализм - 1. Философский принцип, утверждающий в качестве исходных начал мира множество равноправных субстанций.
2. Проявление различных мнений, ориентаций, оценок относительно значимых для индивидов ситуаций.
3. Наличие множества различных - самостоятельных и взаимозависимых - социальных и политических групп, партий, организаций.

211. Плюралистичный - Относящийся к плюрализму, характеризующий плюрализм.

212. Позитивизм - (франц. positivisme, от лат. positivus положительный). Философское направление, исходящее из тезиса о том, что подлинное, позитивное знание может быть получено только в результате научного познания, а философия не может претендовать на самостоятельный статус, поскольку должна обслуживать науку и выполнять функцию синтеза научного знания. Позитивизм появился в 30-е гг. XIX в., его создателем является О. Конт

213. Позитивист - В философии права позитивистами называют тех, кто под правом признает лишь позитивное право (закон), понимаемое как властный приказ. Они считают, что право порождается государственной властью. Все, что она приказывает, есть, по их мнению, право. См. также: Легизм.

214. Позитивная наука - Наука, производящая положительное (позитивное), достоверное опытное знание, в отличие от спекулятивной науки, порождающей умозрительное, априорное знание.

215. Позитивное право - Действующее право, понимаемое как совокупность правовых норм (законов), изданных государством.

216. Политеизм - (греч. poly - много, и theos - бог). Многобожие, поклонение нескольким богам.

217. Политика - Сфера деятельности, связанная с захватом, удержанием и использованием государственной власти; участие в делах государства

218. Политическая философия - Философская дисциплина, связанная с осмыслением и разработкой наиболее общих законов развития политической жизни

219. Политический режим - Государственный строй, метод правления (тоталитарный, авторитарный, демократический) со специфическим соотношением мягких и жестких форм правления, убеждения и принуждения

220. Политическое сознание - Мировоззренческие, философские, идеологические и научные представления о политике в целом

221. Понятие Мысль о наиболее общих и в то же время существенных признаках исследуемого предмета.

222. Постиндустриальное общество - Общество, в котором на основе информационных технологий происходит резкое увеличение выпуска продукции, осуществляется переход от товаропроизводящей к обслуживающей экономике.

223. Постиндустриальное развитие - Общественное развитие, расширяющее возможности для свободного выбора, развития индивидуального (индивидуальность) начала в человеке, умножающее различия как главный ресурс коммуникации (общения) с Другим.

224. Постмодерн - Эпоха новейших научных и идеологических представлений социально-гуманитарного свойства, наступившая после Эпохи Модерна (вторая половина ХХ в.)

225. Постмодернизм - (фр. postmodernisme - после модернизма).
1. Модернизм (иначе авангардизм) - общее понятие, охватывающее течения искусства и литературы первых десятилетий XX в., резко порывающие с классическими традициями художественного творчества. Постмодернизм расценивается как реакция на модернистский культ нового, а также как элитная реакция на массовую культуру, как полицентричное состояние этико-эстетической парадигмы. Постмодернизм также рассматривают как реакцию на тотальную коммерциализацию культуры, как противостояние официальной культуре.
2. Общекультурное (и философское) течение, утверждающее радикальный плюрализм во всех областях общественной жизни, подвергающее сомнению Целое, Единое, " большие идейные рассказы " о жизни, поощряющее личное и общественное экспериментаторство, желание или стремление быть другим.

226. Постпозитивизм - Ряд философских концепций, сформировавшихся в 1950-1970 гг. в процессе критики неопозитивизма. Постпозитивизм объединяет философские концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда и др. В постпозитивизме утверждается невозможность выработки однозначного, формально-логического критерия отграничения научного знания от ненаучного

227. Посюсторонний мир - Реальный мир, мир, в котором живет человек.

228. Правовая онтология - Учение о бытии права, поиски ответа на вопрос о том, что есть право

229. Правовое государство - Государство, важнейшими признаками которого являются господство правового закона во всех сферах общественной жизни, ответственность перед законом государства и его органов, судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство является неотъемлемым элементом демократии. Идея правового государства выдвигалась еще в древности античными мыслителями. Философская основа теории правового государства была впервые сформулирована И. Кантом.

230. Правовой закон - Закон, фиксирующий норму, согласующуюся с естественным правом, либо с основополагающими правовыми нормами.

231. Правоспособность - признанная государством способность физических лиц (граждан) и юридических лиц иметь права и нести обязанности, предусмотренные законом.

232. Правосубъектность - Способность физического или юридического лица быть субъектом права, то есть быть способным в соответствии с законом иметь права и принимать на себя юридические обязанности

233. Прагматизм - Философское учение, сформировавшееся в 70-х гг. XIX в. в США и получившее наибольшее распространение в XX в. в период до 2-й мировой войны. Основные представители прагматизма Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид. Эти философы выступили с программой "реконструкции в философии", в результате которой философия должна стать не размышлением о первоначалах бытия и познания, а общим методом решения жизненных проблем.

234. Практический разум - В философии Канта - разум, способный быть основой для действия

235. Предикат - Часть суждения - признак, который приписывается предмету суждения (субъекту), иначе говоря - логическое сказуемое.

236. Преформизм - (лат. praeformare - предобразовать). 1. Представления биологов XVII и XVIII вв. о предсуществовании якобы взрослого организма со всеми характерными чертами его организации в яйце или сперматозоиде.
2. Идея развития на базе детерминированных и достаточно консервативных наследственных структур.

237. Прикладная этика - Этика, занимающаяся исследованием прикладных проблем, напр., разработкой кодексов профессионального поведения.

238. Природа - 1. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку.
2. Основное свойство, сущность чего-либо.

239. Природа человека - Нечто предельное или последнее в сущностном углублении человека, совокупность его базовых потребностей.

240. Природно-генетическое неравенство - Неравное распределение задатков к свободе и творчеству ("генов" талантов и дарований) среди людей.

241. Природное дарование - Выдающееся врожденное качество, особая природная способность.

242. Проблема - Сложный вопрос, требующий или ждущий своего ответа. В философии - фундаментальный вопрос, ответ на который следует искать не в данной, сложившейся системе знаний, а вне ее (в новом, творчески прибавляемом знании).

243. Прогресс - Необратимое качественное изменение, сопровождающееся повышением уровня организации объекта

244. Профессиональная этика - Моральные нормы, складывающиеся в той или иной профессиональной деятельности.

245. Психограмма - перечень требований, которые данная профессиональная деятельность предъявляет к индивидуальным психологическим качествам и психофизиологическим функциям человека.

246. Рационализм - (лат. rationalis - разумный). В теории познания это учение согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки достоверного знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на их появление, но характер безусловной всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него, с точки зрения Р., не зависящие усмотрения ума или априорные формы. В этом смысле Р. противоположен эмпиризму. Представители Р. в XVII в. - Декарт, Спиноза, Лейбниц, в XVIII в. - Кант. Фихте, Шеллинг, Гегель.

247. Рациональность - (от лат. ratio - разум). Понятие, характеризующее различные формы жизненной активности человека, а также природные и социальные явления с точки зрения их целесообразности, эффективности, гармоничности, предсказуемости, экономии затраченных средств и др. В современной философии выделяют различные типы рациональности (например, классическая и неклассическая, научная и ненаучная) в зависимости от общих представлений о разуме, а также выбранных критериев оценки познавательной активности человека. Трактуемая в самом широком смысле как разумность, рациональность противостоит иррациональности (не- и внеразумности).

248. Регресс - Необратимое качественное изменение объекта, сопровождающееся понижением уровня его организации

249. Релевантный - Уместный, относящийся к делу, значимый в данной конкретной ситуации.

250. Религиозная метафизика - Метафизические учения, исходящие из признания истинности основоположений какой-либо религии.

251. Религиозное самосознание - Представления субъекта религии о собственной религиозности и о содержании религиозной деятельности.

252. Религия - Мировоззрение и поведение (отдельного человека, группы, общества в целом), основанные на вере в сверхъестественное и возможность той или иной коммуникации с ним.

253. Релятивизм - Относительность

254. Реляционная концепция пространства и времени - Согласно этой концепции, пространство и время не являются абсолютными и неизменными, их метрические свойства зависят от характера протекающих в них материальных процессов. Вблизи тяжелых объектов свойства пространства и времени отклоняются от предполагаемых геометрией Евклида

255. Рефлексия - (лат. reflexio - обращение назад) - термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта. В различных философских системах он имел различное содержание. Локк считал Р. источником особого знания, когда наблюдение направляется на внутренние действия сознания, тогда как ощущение имеет своим предметом внешние вещи. Для Лейбница Р. не что иное, как внимание к тому, что в нас происходит. По Юму идеи - это Р. над впечатлениями, получаемыми извне. Для Гегеля Р. - взаимное отображение одного в др., напр. в сущности - явления. Термин " рефлектировать " означает обращать сознание на самого себя, размышлять над своим психическим состоянием.

256. Ригоризм - Суровое, непреклонное соблюдение каких-либо принципов, правил, преимущественно в вопросах нравственности.

257. Риторика - (греч. rhetorike "ораторское искусство"), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

258. Сакрализация - Процесс придания некоторым объектам внешнего мира статуса священных.

259. Самореализация - Деятельное выявление и развитие личностных способностей и качеств индивида.

260. Самосознание - Способность человека одновременно отображать явления и события внешнего мира и иметь знание о самом процессе сознания на всех его уровнях

261. Сенсуализм - (лат. sensus - чувство, ощущение). Учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.

262. Сентенция - Мысль, изречение, приговор, как правило, нравоучительного характера

263. Символ - Условный чувственно-воспринимаемый объект, вещественный, письменный или звуковой знак, которым человек обозначает какое-либо понятие - (идею, мысль), предмет, действие или событие

264. Синкретизм - Нерасчлененность, слитность. Одна из характеристик мифа

265. Синкретический - (от греч. synkretismos - соединение). Нерасчлененный, характеризующийся неразвитым состоянием какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга).

266. Система - Множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой определенное целостное образование, единство.

267. Система стратификации - Социальная дифференциация (ранжирование) людей на основе таких критериев, как доход, участие во вла


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выбор способа приватизации и условий продажи. | Обработка результатов. Опросник Айзенка по определению темперамента
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты