Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Раздвоенность единого




Всё на свете имеет две стороны.

В.И. Ленин [88,Т.6,с.331].

При объяснении первого закона диалектики господствует нелогичность, начиная с его обозначения. Создаётся впечатление о том, что пишущие по этому вопросу вообще не руководствуются логикой, особенно первым законом логики. Нелогичность обозначения первого закона диалектики ведёт к ошибке в его объяснении и тем самым препятствует его применению к пониманию объектов.

Самый фундаментальный и всеобщий закон любого состояния объекта может быть назван различно. Не все его обозначения рациональны в сложившейся структуре научного языка. При обозначении объектов, в том числе данного закона, необходимо пользоваться самым фундаментальным свойством обозначаемого объекта, которое показывает общее свойство всех проявлений закона. Сейчас же первый закон диалектики обозначают наоборот: самым развитым его проявлением. В результате такого обозначения первого закона затрудняется его трактовка в качестве всеобщего закона объектов.

обозначают надо обозначать

о о

┌───┴───┐ ┌──┴───┐

о ® о о ® о

┌──┴───┐ ┌───┴───┐

о ® о о ® о

Первая ошибка в обозначении первого закона диалектики состоит в том, что он обозначен не термином, указывающим на его фундаментальное свойство, а термином, указывающим на специфическое его свойство в наиболее сложной сфере его действия, характеризующей мышление. Вторая ошибка состоит в отождествлении форм действия этого закона посредством употребления обозначающих их терминов в качестве синонимов. Для преодоления этих недостатков трактовки закона необходимо объяснить его на основе диалектической логики, т. е. показать фундаментальное свойство закона и формы его проявления.

При объяснении первого закона диалектики вне диалектической логики рациональнее пользоваться эвристичностью синонимической неопределённости его обозначения. Именно она имеет место в работах классиков. Они широко использовали весь набор проявлений первого закона диалектики, а не сводили его к действию только противоречия. Употребляя различные обозначения первого закона диалектики, классики не отождествляли их, а с их помощью содержательнее отражали процесс развития. При этом можно увидеть и переходы одного в другое до полного противоречия [102,Т.47,с.548]. На основе этого положения можно видеть, что противоречие есть высшая форма противоположности интересов классов.

Ф. Энгельс отмечал противоположность и противоречие одного и того же явления [102,Т.21,с.69], а значит не отождествлял данные понятия и выражаемые ими свойства объектов.

противопоставления ┌───────┴──────┐ просто ® противоположности ┌───────┴──────┐ просто ® противоречия

«Только в том случае, если вместо противоречащих друг другу догм рассматривать противоречащие друг другу факты и действительные противоречия, являющиеся скрытой подоплёкой этих догм, только в этом случае политическую экономию можно превратить в положительную науку» [102,Т.32,с.145].

Резюмируя объяснение элементов диалектики, В.И. Ленин отметил следующее: «Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики, но это требует пояснений и развития» [88,Т.29,с.203]. Здесь можно видеть название Лениным не «противоречия», а «противоположности» в качестве всеобщей характеристики развития и обозначения первого закона диалектики. Тем самым наиболее широко распространённая трактовка сущности первого закона диалектики как противоречия не соответствуют данному положению Ленина. Конечно, у Ленина можно найти и другие положения, в том числе и рядом с этим - «противоречивость в самой вещи, противоречивые силы и тенденции во всяком явлении» [88,Т.29,с.202]. И не лучшим решением является объяснение в качестве синонимов этих понятий. Вместо этого надо системно объяснить сущность противоречий как некоторую дань гегелевской концепции идеализма в трактовке первого закона диалектики: обозначение именем более развитой формы объекта всех ей генетически предшествующих форм.

Обозначение объектов обычно вытекает из необходимости указания самых главных, сущностных свойств этих объектов. Установив же обозначение объекта, необходимо не «множить» его синонимию - не вводить других обозначений данного закона. Это опасно, так как ведёт к нелогичности: каждый синоним оказывается не тождественным своим содержанием другим и тогда нарушается первый закон логики (тождества). Именно это имеет место в обозначении первого закона диалектики, что привело к его неприятию и неиспользованию многими исследователями в качестве руководящей идеи в познании объектов.

Энгельс отмечал малую применимость категорий, выражающих действие закона диалектики в одной сфере действительности, к отображению их действия в другой сфере действительности [102,Т.20,с.526]. Если попытаться объяснить человеку со здравым рассудком противоречивость камня (скажем метеорита, неизменного миллионы лет), то вряд ли он поймёт это только потому, что в данном конкретном случае первый закон диалектики надо обозначать иначе.

В названии первого закона диалектики используют множество терминов: противоречие, противоположность, противоборство, противопоставление, полярности, поляризация, противодействие, раздвоение единого и т. п. Обычно молчаливо предполагают тождественность этих понятий - синонимичность этих терминов. Но если всё это синонимы, то почему и зачем их так много? Синонимия затрудняет объяснение первого закона диалектики. Более того, эти термины оказываются синонимами только потому, что не удалось обособить обозначаемые ими понятия, увидеть те атрибуты развития, которые ими обозначены.

Любой объективный процесс познаётся. Задача состоит в том, чтобы в основу познания объекта положить его развитие. Движение объекта и движение субъективных образов объекта представляют два процесса. В движении понятий проявляется движение объективного мира. Исходя из движения понятий надо увидеть движение объективного мира. Для более плодотворного характера познания необходимо повысить рациональность самих понятий таким образом, чтобы легко было видеть движение объектов и причины этого движения, изменения, состояния.

Если рассматривать анатомию противоречивости на основе диалектического мышления, то следует выделить такие «снятые» в противоречии свойства:

состояние ® сложность ® составность ® двоякость (раздвоенность) ® различность ® противоположность ®

противодействия ® противоречивость.

Это - «анатомия противоречия», отражённая на основе его становления. Исходя из нее, надо обозначать соответственно первый закон диалектики таким образом, чтобы он указывал данное свойство любого развивающегося объекта. Анатомию противоречия можно увидеть из следующего положения Маркса в отношении товара: «... Это двоякое неодинаковое существование должно развиться дальше в различие, различие - в противоположность и в противоречие» [102,Т.46,Ч.1,с.89].

двоякость ® различие® противоположность® противоречие

Состояние - атрибут любой субстанции, в том числе вымышленной. Его можно понять только на основе философской онтологии, т. е. самого общего объяснения всего существующего.

Сложность объекта познания означает его составность [8,Т.3,с.20]. Даже самый простой объект является единством различных элементов. Это свойство объектов является коренной причиной, ведущей к выходу объекта из одного состояния и переходов его в другое состояние. Это свойство объекта присуще и покоящимся формам объекта и изменяющимся и развивающимся объектам. Оно универсально, наиболее широко распространено. Это общий закон для любого состояния, не только для развивающихся объектов. Для развивающихся же состояний объектов, это их свойство является фундаментальным, «абстрактным», исходным и лежит в основе всех других, порождает их. По этой причине необходимо сначала объяснить это свойство любого объекта, а потом другие его свойства.

Двуначалие [37,Т.1,с.398], двусоставность, раздвоенность единого [88,Т.29,с.316], крайности [102,Т.1,с.321], антиподы, оппоненты и т. п. - более конкретное проявление сложности. Имеются и другие обозначения этого или близкого свойства объектов: двойственность [102,Т.4,с.144], двусторонность [102,Т.20,с.404] и др. Этими терминами конкретизируется понимание сложности, составности объектов. Объекты состоят из элементов. Эти элементы не только различны, но и взаимно дополняют друг друга и объект не может существовать вне каждого из них. «Раздвоение единого и познание противоречивых частей его ... есть суть ... диалектики» [88,Т.29,с.316]. «Все процессы природы двусторонни: они основываются на отношении между, по крайней мере, двумя действующими частями, на действии и противодействии» [102,Т.20,с.404]. Ф. Энгельс прямо определял этот процесс: «Первое, что нам бросается в глаза при рассмотрении движущейся материи, - это взаимная связь отдельных движений отдельных тел между собой, их обусловленность друг другом» [102,Т.20,с..544].

«Различие внутри единства» [102,Т.12,с.725] является причиной развития каждого объекта. Поэтому первый закон диалектики можно обозначать и названными терминами - раздвоенность объектов, двойственность, двусторонность, двусоставность и т. д. Раздвоенность единого целого и различие его элементов представляет общее свойство всех состояний и поэтому является их родовым свойством. Конкретно же оно проявляется и, соответственно, обозначается различно.

Гармоничность раздвоенного единого целого возможна только в том случае, если внутри объекта имеются не только центробежные, но и центростремительные силы, не только противодействие, но и взаимодействие. Одновременность двух разных типов действия, которые дополняют друг друга, обеспечивая одно «гармоническое целое» [102,Т.20,с.360; 48,с.80].

Состояние любого объекта есть единство, «нераздельность тождества и различия» [102,Т.38,с.176] как противоположностей.

«Тождество противоположностей ... есть признание ... противоречивых, взаимоисключающих противоположных тенденций во всех явлениях и процессах природы (и духа, и общества в том числе)» [88,Т.29,с.316-317].

«Единство (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение» [88,Т.29,с.317].

Энгельс использовал много слов для того, чтобы отразить действие первого закона в развитии семьи: «... двойственно, двулико, внутренне раздвоено, противоречиво...» [102,Т.21,с.69].

«Мыслящий разум (ум) заостривает притупившееся различие различного, простое разнообразие представлений, до существенного различия, до противоположности» [88,Т.29,с.128].

«Север и юг - противоположные определения одной, и той же сущности, различия одной сущности на высшей, ступени, её развития. Они представляют собой дифференцированную сущность» [102,Т.1,с.321].

В.И. Ленин так формулировал первый закон диалектики: тождество - различие (противоположность) - противоречие [88,Т.29,с.120].

Раздвоенность объективного мира осознается обществом постепенно: идёт развитие глубины осознания этого аспекта любого объекта. Можно выделить следующие основные уровни осознания раздвоенности. Исходной формой осознания раздвоенности объектов были некоторые их формы, например, «раздвоенность копыта в качестве религиозного символа проявления двойственности бытия» [42,с.232, примечание на стр. 515]. Такие частные проявления раздвоенности бытия сохраняют значение до настоящего времени. Более сложной формой осознания стали антонимы. Еще более развитой формой можно считать парные категории философии. Парность последних не исключает ошибок в их трактовке.

раздвоенность объекта

┌──────────────────┼───────────────────┐

полярности ® противоположности ® противоречия

вещественного идеального

Полярности (крайности) можно считать исходной конкретной формой раздвоенности любого объекта. Может быть уже имеются основания говорить о том, что природа света нуждается в более конкретной и простой форме раздвоенности. В таком случае свойство раздвоенности можно считать не абстрактным, а одновременно и конкретным проявлением более простого вида, чем полярности. Может быть «пустота» предложит явление для большей фундаментальности трактовки первого закона диалектики. Но этот вопрос остаётся открытым и ясно, что если нечто существует, то оно сложно, составно, раздвоено. Поэтому идёт ли речь о внутриядерных и т. п. формах объекта, всё это касается и их, но, как конкретно проявляется, это должны исследовать специалисты соответствующих наук.

Понятие «полярности» известно с прошлого века. Оно возникло на основе таких явлений как магнетизм, электрические заряды. Это понятие используют не только при объяснении естественных, но и общественных явлений. Например, при объяснении стоимости, Маркс, Энгельс говорили о полярности, полюсах выражения стоимости [102,Т.23,с.57-58 и др.]. Именно в раздвоенности объекта следует видеть причину изменений любого объекта и именно она выступает простейшим, конкретным проявлением первого закона диалектики. Полярность проявляется в чистом виде в различных формах полей и одновременно является фундаментальным свойством всех более сложных форм действия первого закона диалектики, в том числе социальных, экономических, интеллектуальных.

Полярность проявляется также в противоположности свойств вещественных частиц. В таком случае появляется «полярная противоположность притяжения и отталкивания» [102,Т.20,с.393], что и представляет движущую силу изменений этих форм объекта. На этом уровне объяснения первый закон диалектики проявляется как закон «единства противоположностей» [88,Т.29,с.317]. Именно к такой его трактовке чаще всего сводили классики объяснение первого закона диалектики. Любая противоположность является «полярной противоположностью» [102,Т.37,с.420; 102,Т.20,с.14].

Энгельс в наброске общего плана «Диалектики природы» называл законы диалектики - «взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности ...» [102,Т.20,с.343], а в очерке «Диалектика» данной работы называл - «закон взаимного проникновения противоположностей» [102,Т.20,с.384].

Полярности объектов обосновывают истинность высказывания взаимоисключающих положений. В результате равно истинными оказываются противоречивые положения: да и нет в отношении определённого свойства объекта.

«Если процессы, противостоящие друг другу в качестве совершенно самостоятельных, образуют известное единство, то это как раз и означает, что их внутреннее единство осуществляется в движении внешних противоположностей» [102,Т.23,с.124].

Взаимодействие является конечной причиной вещей [102,Т.20,с.546]. Для отражения особенности действия первого закона диалектики необходимо использовать понятие противоположности. Противоположность есть превращенная форма полярности и действует в чистом виде в материальной сфере природы. В настоящее время это обозначение первого закона диалектики наиболее широко распространено. Его широко использовали классики, соединяя понятия «полярности» и «противоположности» [102,Т.20,с.92].

«... Движущее начало всякого развития: разделение на противоположности, их борьба и разрешение ...» [102,Т.20,с.640]. В таком случае речь идёт о единстве противоположностей [88,Т.29,с.203], «тождестве противоположностей» [88,Т.29,с.98].

Единство противоположностей «... есть признание (открытие) противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций во всех явлениях и процессах природы, духа и общества в том числе» [88,Т.29,с.317]. «Раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними» [88,Т.29,с.317].

 

противоположности

┌──────────────────┼───────────────────┐

противосилы ® противодействия ® противоборство

(противостояние)

Противосилы есть проявление противоположности между элементарными частицами материи. Противодействие, являясь превращенной формой противосилы, действует на уровне макромира. Противоборство имеет место только в жизни и вероятнее всего на уровне развитых надорганизменных популяций. Именно на этом уровне природы проявляются, строго говоря, борьба, в том числе «борьба за жизнь». Никакого противоборства в собственном смысле слова нет в поле, элементарных частицах ядра, атоме и т. д. Противоборство есть форма соотнесений животных, людей. Указывая на то, что «развитие есть "борьба" противоположностей» [88,Т.29,с.317], Ленин взял в кавычки "борьбу" применительно к развитию вообще. Но даже если и не указано на это, то несомненно имеется в виду эта образность (метафоричность) применения терминов. Например, Энгельс писал: «... Разделение на противоположности, их борьба и разрешение...» [102,Т.20,с.640] Непосредственно это относится только к надорганизменному уровню природы, а для менее развитых форм природы это является образным выражением.

противостоять ® противопоставить ® противоположность

«В наше время всё как бы чревато своей противоположностью» [102,Т.12,с.4]. Это - одно из проявлений первого закона диалектики, «закона взаимного проникновения противоположностей» [102,Т.20,с.384].

Для понимания специфики действия закона диалектики в разных формах материи следует вдуматься в анализ Ф. Энгельсом борьбы за жизнь [102,Т.20,с.622-623]. Обратим внимание на некоторые элементы этого замечания. Он выделял взаимодействие мертвых тел и указывает на наличие в этом взаимодействии гармонии и коллизии. В таком случае коллизия есть проявление первого закона диалектики в мёртвых телах. Именно это можно назвать в качестве общего положения - противоположности элементов мёртвых тел. Что же касается взаимодействия живых существ, то одним из его проявлений Ф. Энгельс называл «борьбу за жизнь». Проявлением первого закона диалектики в обществе можно считать «борьбу за существование», не в смысле «войны всех против всех» Гоббса, а в качестве проявления только одной стороны жизни людей на основе частной собственности и обособленности интересов. Для понимания действия первого закона на уровне общественного развития необходимо учитывать специфику сознательного общественного развития.

Специфическим элементом общественной жизни является его духовность, идейность. Развитие этого элемента общественной жизни привело к появлению особой формы действия первого закона - противоречия.

Противоречие в узком (собственном) смысле слова есть характеристика духовного элемента общественной жизни. Противоречие выражает прежде всего «логическую противоречивость» [88,Т.30,с.91] полярность, противоположность идей и т.д. В трактовке этого смысла противоречия необходимо учитывать этимологию этого термина: речь - противуречие (А.С. Пушкин) - противоречие. Исходное значение термина состоит в том, что он показывает наличие в речи, в духовном отражении мира таких элементов, которые исключают друг друга, направлены друг против друга и т. д. Тем самым «противоречие» обозначает только логическую непоследовательность, несоблюдение законов логического мышления.

Развитие науки привело к тому, что высшую форму действия законов диалектики стали трактовать в широком смысле слова и признавать универсальным обозначением взаимоисключающих элементов объекта. Сейчас термином «противоречие» называют всеобщее свойство любого объекта, а не его проявление только в духовной жизни. Это затрудняют применение закона в исследованиях. Это следует признать догматическим восприятием мысли Гегеля о том, что мир есть инобытие идеи и противоречие идей есть основа (субстанция) всего мира. Современная философия не порвала дурной преемственности с философией Гегеля в трактовке противоречия. Истинное в системе объективного идеализма понятие «противоречия» стало абракадаброй в системе диалектического материализма.

Поскольку первый закон диалектики проявляется по-разному, и многие его формы имеют собственное обозначение, то нет необходимости обозначать термином «противоречие» проявление этого закона на уровне поля, атомов, мертвой природы и даже просто жизни. Такое обозначение не соответствует положениям классиков науки, применявших разные термины при обозначении данного закона.

«"Логической противоречивости", - при условии, конечно, правильного логического мышления - не должно быть ни в экономическом ни в политическом анализе» [88,Т.30,с.91]. Это требование первого закона логики. Оно незыблемо для мышления, и первый закон диалектики не может быть направлен против первого закона логики, как это фактически получается у многих исследователей. Первый закон логики требует исключения противоречивости в рассуждениях, в мышлении, а первый закон диалектики, получается на основе некоторых мнений исследователей, наоборот требует «противоречивости» объяснения любого объекта.

Неистребимая потребность человеческого духа - «преодолеть все противоречия» [102,Т.21,с.278]. Несмотря на потребность однозначного (монистического объяснения) каждого объекта и исключения противоречивых мнений, на практике мышление всегда содержит противоречия [88,Т.29,с.177]. Развитие науки ведёт к решению одних противоречий и тем самым происходит переход на более высокий уровень идейного отражения мира. Но на первый план выдвигаются другие противоречия, и появляются новые противоречия, которые необходимо решать.

Классики широко использовали понятие «противоречия». Чаще всего они его использовали строго, указывая на взаимоисключающие друг друга понятия или элементы мышления. Они боролись с противоречивостью науки своего времени и на этой основе решили много научных проблем. В последнем легко убедиться, обратив внимание на этот аспект их работ: для них термин «противоречие» чаще всего означает противоположности мнений, концепций, идей, как и действий на их основе.

Расширение смысла термина «противоречивость» и его превращение во всеобщую категорию соответствует одному из законов обозначения в науке, т. е. это не исключение в развитии науки, а правило. Утверждение первого закона диалектики произошло с учётом действия закона обозначения - все менее развитые формы объекта называют термином более развитой формы объекта. В результате термин «противоречие» был использован для обозначения не только противоположных мнений, мыслей, но и для обозначений всех иных форм полярностей действительности. Это имело место в гегелевской философии и в её системе оно было истинным, поскольку она является идеалистической. Для Гегеля идея - творец объектов и поэтому противоречия идей объективируются, превращаются в противоречия объектов. Очень важно понять гносеологическую основу такого развития понятия «противоречие», о чём будет сказано далее. Этот аспект гегелевского подхода стал исходным для современных затруднений в трактовке первого закона диалектики, нелогичности его обозначений и тем самым отражения его сущности.

В трактовке первого закона диалектики господствует гегелевский подход к его обозначению. Для Гегеля противоречие, «диалектическая душа» [33,Т.3,с.301], было универсальным ввиду его идеалистического видения мира. Всеобщность противоречивости у Гегеля вытекает из духовного единства всех форм реальности, из первопричинности идей, божественной природы мира. В системе объективного идеализма такое значение «противоречивости» адекватно. Поскольку же сам идеализм ошибочен, то и ложна всеобщность концепции противоречивости всего существующего. Единство мира в его материальности, а не в духовности, а материальному соответствует не противоречивость, а полярности и т. д. Отрицая идеализм, надо отрицать и присущие ему категории, в том числе и обозначение первого закона диалектики через термин «противоречие».

Идеалистическая природа гегелевской философии привела к заблуждению многих, в том числе и Е. Дюринга [102,Т.20,с.122]. Дюринг верно заметил, но не смог осознать обозначений и тем самым сделал ошибочные выводы. Современные исследователи сплошь и рядом повторяют ошибку Дюринга. Дюринг ополчился против этого закона и тем самым вызвал «огонь на себя». Он обоснованно заметил бессмыслицу гегелевского «противоречия» - обозначение противоречием противоположностей и т. п. в объектах, но исходя из этого выступил против противоположности в объектах вообще. Выступление Энгельса против Дюринга породило ряд положений, которые препятствуют пониманию первого закона диалектики.

Перенимая обозначение первого закона диалектики, классики не во всём следовали за Гегелем. Так они использовали для обозначения первого закона не один, а несколько терминов, преодолев недостаточность такого обозначения первого закона диалектики. Во многих случаях они использовали термин «противоречие» строго адекватно. Например, борьба с противоречивостью концепции Рикардо при объяснении теории стоимости привела к развитию Марксом политэкономии. Однако в работах классиков имеются факты обозначения термином «противоречие» простых противоположностей. Это пережиток гегелевского наследия, который должен быть преодолен.

Сравним использование категорий «противоречие» и «отражение». Если мышление есть форма отражения, то это не означает, что любое отражение является мышлением. "Материя мыслит" [88,Т.18,с.375] только достигнув высшей её формы развития - общественного человека. Когда Ленин анализировал отражение, то не стал обозначать термином "мышление" все формы отражения, а указал на отражение как на ту категорию, которая большего всего соответствует условию обозначения всеобщего свойства явлений, послужившего основой возникновения мышления как наиболее развитой формы. Когда же мышлением пытаются обозначать все формы отражения, то впадают в крайность солипсизма и тем самым порождают путаницу.

В развитии категорий «мышление» и «отражение» Ленин адекватно учел закон развития науки - недопустимость обозначения термином развитой формы объекта менее развитых форм объекта. В стихийном развитии термина «противоречие» этого не произошло, и в результате такое обозначение первого закона диалектики путает сплошь и рядом и не только недостаточно подготовленных людей, но даже тех, кто занят диалектикой. «Противоречие» явно указывает на нелогичность речи, а поэтому найти противоречие в молекуле или в камне, или в гайке оказывается непосильным делом, если не берёт верх тёмная схоластика, не доступная здравому рассудку.

 

относительность познания

┌─────────────┼──────────────┐

неизвестно® малоизвестно ® недостоверно

┌────────┼─────────┐

колебания ® сомнения® спорность

(полемичность)

┌────────┼─────────┐

мнений ® гипотез ® концепций

┌───────────┼───────────┐

проблем-® противо- ® противо-

ных положных речивых

┌──────────┼───────┐

апо ® анти- ® пара-

рии номии доксы

Противоречивость проявляет противоположность мнений, которые не являются истинами в последней инстанции. Они являются спорными положениями или в отношении их имеются сомнения, колебания в оценке их истинности и т. д. Это свидетельствует о становлении истинности, об относительности истин, о недостаточности некоторых идей, фактов, малоизвестности отражаемого объекта и точнее о существовании неизвестного в них свойства.

Закон обозначения - название генетически предшествующих форм термином более развитых форм объекта - есть закон познания. Он действует во многих случаях, а поэтому его нельзя игнорировать. Он нередко становится тормозом развития науки и тем самым практики, порождая путаницу. Необходимо учитывать действие этого закона и при объяснении первого закона диалектики. Необходимо исключить этот негативный элемент стихийного развития терминологии и не называть противоречием все менее развитые формы проявления первого закона диалектики.

В обозначении первого закона диалектики следует учитывать накопленную наследственность в теории. Если главное обозначение этого закона оказалось односторонним, а следовательно ложным, то его нельзя просто игнорировать. Ленин писал, что «... диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов ...» [88,Т.29,с.227]. Подобные положения имеются и у Маркса: «Сосуществование двух взаимно противоречащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения» [102,Т.4,с.136]. Единство «противоречивых, взаимоисключающих противоположных тенденций во всех явлениях и процессах природы (и духа, и общества в том числе)» [88,Т.29,с.317]. В приведённых положениях Маркс и Ленин использовали гегелевский смысл термина для обозначения понятия. И до определённой поры от такой трактовки терминов вред был минимальным. Сейчас такое понимание стало препятствием на пути практического применения диалектики даже исследователями.

Сложной проблемой истолкования «противоречия» является следующее. Противоречивость существует в различных формах, и их надо специально исследовать. Отметим только постановку этой проблемы и направление её возможного решения

противоречивость ┌───────────┼────────────┐ идей ® интересов ® отношений ┌─────────────┼─────────────┐ конфликты ® коллизии ® войны

Противоречивость идей в объяснении объектов лежит в основе противоположности интересов людей [88, Т.44, с.343], в различных позициях людей в жизни и т. д. Из противоречий идей вытекает противоречивость целей, планов, действий человека, в том числе и труда, продуктов труда, социальной практики, техники. Поэтому понятие «противоречивость» относится не только к «голым», «чистым» идеям, но и к их материализованной, овеществленной, объективированной форме ввиду превращения науки в практику, в технику. Поэтому истинным является употребление понятий противоречивости в более широкой сфере, чем просто духовный мир, идеология, идейность и т. п. Противоречива вся ноосфера.

«... В сфере мышления мы не можем избежать противоречий ...» [102,Т.20,с.124]. В результате противоречивыми оказываются продукты труда, вся практика общественной жизни. А поэтому необходимо исследовать эти противоречия и особенно в общественных отношениях.

Анализ товара на основе единства и противоречивости полезности и стоимости, затем анализ стоимости состоял в выявлении двух полюсов выражения стоимости товара - относительной и эквивалентной формы стоимости. Маркс объяснял их прежде всего как два полюса, полярные формы проявления стоимости. Они нераздельны и взаимно обусловливают друг друга и в то же время «... обе эти формы суть противоположные, друг друга исключающие крайности, то есть полюсы одного и того же выражения стоимости» [102,Т.49,с.140]. Маркс часто их называл «полярно противоположными формами», писал о «полярности относительной и эквивалентной формы стоимости» [102,Т.31,с.267 и 269].

«Относительная форма стоимости и эквивалентная форма - это соотносительные, взаимно друг друга обусловливающие, нераздельные моменты, но в то же время друг друга исключающие или противоположные крайности, т. е. полюсы одного и того же выражения стоимости ...» [102,Т.23,с.57]. В таком случае «полярность» показывает фундаментальное свойство всех более конкретных проявлений первого закона диалектики. Здесь важно отметить такие свойства объектов, составляющие содержание первого закона диалектики: соотносительность, взаимообусловленность, нераздельность, взаимное исключение, противоположную крайность, полярность. Все эти свойства единого целого и представляют наиболее общее выражение первого закона диалектики в его всеобщей и одновременно простейшей форме полярности.

отношения людей ┌────────────┼────────────┐ контакты ® коллизии® конфликты ┌─────────┼──────────┐ кризисы ® крушения ® крахи

Маркс анализировал эволюцию форм стоимости как различие по сложности проявления противоположности товаров, начиная с простой формы стоимости товара, как формы проявления содержащихся в товаре противоположностей - потребительной стоимости и меновой стоимости. «Полярная противоположность, или нераздельная взаимная связь и столь же постоянное взаимное исключение относительной формы стоимости и эквивалентной формы, ... эта полярная противоположность обоих моментов выражения стоимости развивается и закрепляется в той же самой мере, в какой развивается или совершенствуется форма стоимости вообще» [102,Т.49,с.160]. Двойственный характер труда порождает эту полярную противоположность свойств продукта труда всей общественно-экономической системы. «... Капиталистическое производство само себе противоречит ...» [102,Т.26,Ч.Ш,с.51]. «Продукт как потребительная стоимость находится в противоречии с самим собой как стоимостью ...» [102,Т.46,Ч.1.,с.382]. «... Деньги вступают в противоречие с самими собою ...» [102,Т.46,Ч.1,с.93]

отношения классов

┌──────────────────┼───────────────────┐

идейные ® классовые ® борьба: [102,Т.21,с.26]

противоречия противоположности противостояния [102,Т.19,с.259]

[102,Т.4.,с.445-447] интересов

┌─────────────┼──────────────┐

коллизии, ® антагонизмы, ® конфликты

ссоры кризисы

Разные формы коллизий, конфликтов, бойкотов, революций, войн, восстаний, забастовок, блокад, антагонизмов и т. п. проявляют противоречивость общественного устройства. Исследования их имеют громадное значение для понимания общества, особенно классовых отношений.

Конкретизация объяснений конфликтов предполагает анализ основных их форм, структуру наиболее сложных их форм и т. д. Конфликты предполагают попытки согласования интересов, протесты, переговоры и т. п. Несогласованность интересов обусловливает забастовки - открытые формы борьбы, стачки и т. п. Политическая борьба ведёт к восстаниям - вооруженной борьбе и, в конечном счёте, к революциям.

конфликты ┌───────────┼─────────┐ идей® интересов ® идеалов

«... Конфликт между материальным развитием производства и его общественной формой» [102,Т.25,Ч.II,с.456] или конфликт между производительными силами и производственными отношениями [102,Т.19,с.211] показывает действие первого закона диалектики. Что же касается войны, то она в большей мере проявляет противоречивость идей, лежащих в основе такой борьбы [102,Т.23,с.94-95].

Двойственность капиталистических производственных отношений [102,Т.4,с.144] выражает стихийность общественного развития и поэтому является формой противоположности, а не противоречия, поскольку последнее чаще всего выражает сознательную противоположность людей ввиду различного понимания ими мира, своих интересов и т. д.

общественные классы

┌──────────────────┼───────────────────┐

противоположность ® противостояние ® борьба

интересов [102,Т.3,с.441] [102,Т.3,с.33]

┌─────────────┼────────────┐

забастовки ® стачки ® революции

История мысли о противоположностях может быть показана следующим образом

противоречия

┌─────────────┼───────────────┐

не знали ® осознавали ® использовали

┌─────────────┼──────────────┐

И. Кант ® Гегель ® Маркс, Энгельс, Ленин

Противоречие как элемент мышления первоначально было неосознанно. О нём не знают в полной мере и многие современники, даже если фактически исходят из него. Затем его осознали. Гераклит и другие древние мыслители были знакомы с противоречиями. И первая их реакция состояла в том, чтобы исключить противоречивость в объяснении мира как бессмыслицу. Именно на это была направлена деятельность Аристотеля при разработке путей исключения «противоречивой противоположности» [8,Т.1,с.258]. С тех пор первый закон логики требует исключения противоречивых толкований одного и того же объекта. Однако этот закон не исключает противоречивости из мышления даже тех, кто сознательно его использует. Затем на противоречия посмотрели как на проявление относительности познания и на объективное явление, которое существует даже в том случае, если его пытаются исключить. Задача состояла в том, чтобы использовать противоречивость как элемент познания. Противоречивость проявляется посредством проблемности, а поэтому имеет важное значение в познании, мышлении, обучении.

Разработка первого закона логики означала одновременно и постановку проблемы первого закона диалектики. Первый закон логики (закон тождества) объясняет необходимость одинакового обозначения одних и тех же явлений. Первый закон диалектики объясняет причину развития объектов, т. е. отвечает на вопрос «почему?». Для познания объекта надо ответить на этот вопрос и тем самым показать причину развития объекта. «Но мы не знаем истины, не зная причины» [8,Т.1,с.95]. По Аристотелю, Эмпедокл первым назвал причиной развития единство противоположных элементов целого [8,Т.1,с.74], «Противоположности суть начала существующего» [8,Т.1,с.77]. Первый закон диалектики был открыт еще в древнем мире, что имело важное значение для развития истинности познания.

Логику развивали как средство преодоления противоречий в суждениях. Логика была основанием для оценки противоречий в качестве негативного свойства рассудка. Мыслители стремились с помощью логики избавиться от противоречий как негативных элементов сознания. Они объясняли противоречия как вредные бессмыслицы, препятствующие развитию духа. И таким образом они допускали существование абсолютно истинного в идейном отражении мира - истин в последней инстанции. На самом же деле познание людей всегда относительно, и в идеях всегда существуют ошибки, заблуждения, бессмыслицы и т. д. Как бы печально это не было, но подобные явления надо оценивать критически и использовать в качестве исходного для развития идейного отражения мира. Люди и общество страдают от многообразия противоречий в суждениях, но тем не менее сами противоречия выполняют позитивную функцию в развитии идей.

Оценивая факт противоречивости суждений, необходимо осознавать причину их существования. Она состоит в том, что мир развивается на основе противоположности и усложняется. Отражение противоположных элементов объекта требует высокоразвитой методологии познания. Однако её создание происходит не сразу, а постепенно. В связи с этим на каждом этапе всегда относительны методологические возможности науки и с их помощью можно решать только часть противоречий суждения.

 

 

противополож- ® противоречие ® методология как

ности объекта абсолютного средство разрешения

и относитель- противоречий

ного в духовном

Разработка диалектики призвана придать должное значение противоречиям и указать значение методологии для их решения.

Первый закон логики и первый закон диалектики оказались внешне противоречивыми. Первый закон логики требует исключения противоречий из мышления, а первый закон диалектики признаёт их существование. Первый закон диалектики действует во всех формах объектов, а первый закон логики действует только в идейном отражении всех созданных на его основе объектах. Первый закон логики является частным проявлением первого закона диалектики. В этой сфере имеет место их единство, но противоположность требований: логика предполагает исключение, а диалектика показывает фактическую невозможность полного исключения противоречий из мышления и, следовательно, необходимость их использования в качестве исходного в познании объектов.

Первый закон логики есть превращенная форма первого закона диалектики. Он показывает раздвоенность идей - их противостояние, противопоставление [102,Т.47,с.92] как движущую силу развития, познания.

Противоречивость идей - объективный закон их развития. Сколь бы не казался он противоестественным, нежелательным явлением мышления, но противоречие есть факт сознания.

«"Логической противоречивости", - при условии, конечно, правильного логического мышления - не должно быть ни в экономическом, ни в политическом анализе» [88,Т.30,с.91]. Однако это требование не осуществляется последовательно в мышлении. И поэтому возникают противоречия не только между представителями разных концепций, но и между разными элементами одной концепции. Это требование может быть реализовано только на высоком уровне развития методологической культуры, до которой еще далеко. Для этого надо все методологические требования сделать нормой мышления всех людей. Это идеал, но путь к нему весьма длителен и неизвестен, предполагает решение многих проблем практики.

Философия возникла «из непреходящей потребности человеческого духа: потребности преодолеть все противоречия» [102,Т.21,с.278].

В мышлении первый закон диалектики проявляется через противоречия - противоположные мысли. Диалектика признаёт противоречия мышления в качестве не только неизбежного зла, но и превращает их в верных помощников: на их основе разрабатывают приёмы познания мира, повышения истинности знаний и т. д. Диалектика не призывает к консервированию противоречий мышления, а настаивает на относительности познания и разрабатывает методы повышения абсолютного в знаниях. Она ориентирует на поиск ошибочных, противоречивых элементов сознания и на их преодоление посредством решения проблем. Диалектика, не отрицая логики, даёт более глубокое и содержательное представление о познании. Она требует не просто боязни ошибок, а их выявления с тем, чтобы осознать их как проблемы и искать методы их решения. К сожалению, эта сторона диалектики не получила должного развития, что и стало почвой для появления пустоцветов. Диалектика должна показать методологию использования проблем в качестве исходного момента для развития науки, практики. Но это особый разговор.

Средством преодоления противоречий является осознание их в качестве проблем и поиски методов их решения. В этом случае методология выступает как способ разрешения противоречий в мышлении и в практике жизни. По мере развития методологии оказывается возможным решать более сложные проблемы и исключать противоречия в мышлении. Поскольку же объект развивается, а мышление постоянно отстаёт от него, то возникает противоречие между относительностью знаний и свойствами объекта. Поэтому решение проблем не исключает противоречий вообще, а позволяет только поднять на более высокий уровень идейности отражение мира людьми и на этой основе повышать организованность общества и его гуманность.

Сознательное использование противоречивости в качестве исходного момента в совершенствовании познания объектов предполагает поиск бессмыслиц, ошибок в трактовке объекта. Когда противоречия осознаны и высказаны намерения их преодолеть, то они становятся проблемами. Решение проблем происходит на основе методологии и её развития для того, чтобы привести методологию в соответствие с решаемыми проблемами. Решения проблем могут быть

очевидными® гипотетическими® парадоксальными.

Очевидное решение проблемы имеет место в том случае, если оно происходит на основе общепринятых методов, которые ранее не применялись к данному объекту. Гипотетическое решение проблемы характерно большой относительностью, неуверенностью в истинности полученного результата, в необходимости дополнительных исследований, сбора фактов, аргументов и т. п. Парадоксальные решения проблем происходят чаще всего тогда, когда для решения проблемы необходимо найти новые методы. В таком случае решение проблемы выглядит неубедительно для других, неприемлемым с точки зрения «здравого рассудка», который имеет «значение в стенах дома» и порой вредит в исследовании [102,Т.20,с.21].

При исследовании причин состояний, в том числе изменений, нельзя искать только «внутренние» факторы в каждом конкретном случае. Не все собственные причины объясняют происходящие изменения с объектами. Часто такими причинами выступают противоположности, противодействия, борьба объекта и среды его существования: вода разрушает камень, ведёт к ржавлению металла. Что касается продуктов труда, то причинами могут быть степень их рациональности, целесообразности, соответствие условиям использования. Гайка не сама развивается (хотя ржавеет сама), а её совершенствуют люди исходя из потребностей в ней как в крепежной детали. У гайки нет «врождённого стремления к изменению» [8,Т.3,с.82]. «Врождённые стремления к изменению» гайки состоят в ржавлении металла (если она изготовлена из него), но не в появлении новой, более сложной формы гайки.

В процессе развития объекта возникают ситуации, когда нельзя однозначно или утверждать, или отрицать определённое его состояние, свойство. В таком случае будут ложными однозначные утверждения. Особенно это имеет место «при грубом» познании объекта, не способном показать перерастание одних его качеств в другие. В таком случае эвристическим средством становится признание истинности одновременно логически противоречивых утверждений об объекте с тем, чтобы показать переход одного качества в другое, сохранение преемственности нового со старым и одновременно специфику нового в сравнении со старым. Наглядно, такое происходит при диалектическом объяснении объекта. Например, «машина - это механизм» и, одновременно, «машина - это не механизм» ввиду того, что у неё имеется нечто новое. Соответственно, деньги - это товар и деньги - это не товар, капитал - это деньги и капитал - это не деньги; диалектика - это логика и диалектика - это не логика и т. д.

Для понимания первого закона диалектики необходимо учитывать гегелевское положение и его интерпретацию В.И. Лениным. Речь идёт о том, что восприятие первого закона человеком происходит на разных уровнях. Гегель, и соответственно В.И. Ленин, выделяют три уровня, начиная с простого:

обычное представление® остроумие®мыслящий разум

Люди неоднозначно воспринимают противоречие и, несомненно, степень глубины его восприятия зависит от степени развития интеллекта людей [88,Т.29,с.128].

Первый закон диалектики показывает причину развития, отвечает на вопрос «почему» происходит развитие объекта, его переходы, превращения и т. п. Это показывает, что он является отражением самого фундаментального свойства объекта. Понятие обстоятельств является наиболее широким и отражает все факторы [102,Т.3.,с2], в том числе косвенные. Условие - более узкое понятие, определяющее внешние факторы. Причины показывают непосредственные, прямые факторы процессов. (Прил., рис. 1).

причины развития ┌───────┴──────┐ внешние ® внутренние ┌───────┴──────┐ Спиноза ® противоречия ┌───────┴──────┐ Гегель ® раздвоение единого ┌───────┴──────┐ Маркс ® система Энгельс, полярностей Ленин

«... Противоречие ... есть корень всякого движения и жизненности; лишь постольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью»[88,Т.29,с. 125]

«... Задача науки заключается в том, чтобы видимое, лишь выступающее в явлении движение свести к действительному внутреннему движению ...» [102,Т.25,Ч.1,с.343]. Надо искать причины явлений в них самих [88,Т.18,с.162].

В графическом моделировании диалектической обработки понимания объектов, проявляются законы диалектики. В частности, первый закон диалектики предполагает противопоставление форм объектов. В тексте это проявляется посредством таких слов как «однако», «тем не менее». На графике это проявляется в обособлении объектов, разделённых стрелкой. Последняя отражает не только развитие, переход от одной формы объекта к другой, но и то, что последующая форма объекта разрешает противоречия первой, преодолевает некоторые из них, снимает и т. п.

3.4.2. ВТОРОЙ ЗАКОН ДИАЛЕКТИКИ:


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты