Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Методы развития трезвенного сознания и самосознания




 

В связи с активизацией наркотизма, что привело к расширению сфер его влияния и проникновению в различные слои общества, в первую очередь в среду детей и молодежи, потребовались альтернативные инициативы. Среди них выделяются научные разработки, направленные на воспитание человека, для которого ценностным ориентиром служит здоровый образ жизни и безопасное поведение (Э.Я. Егорова, 2004; Е.В. Ишухина, 2000; Л.П. Пикалова, 2000; О.В. Рихтер, 2004; Ю.Н. Синицин, 1999; др.). Положительно зарекомендовали себя уроки валеологии (И.И. Брехман, 1990; Л.Б. Дыхан, 2001; Г.К. Зайцев, 1994; Е.М. Минина, 2000; В.О. Морозов, 1998; Т.Ю. Никифорова, 2002; др.), на которых доводятся до учащихся знания о способах сохранения здоровья. Обратили на себя внимание деятельностные подходы, устремленные на здравотворчество и здравосбережение (Л.П. Василаева, 2003; Д.Е. Глушко, 2003; И.П. Мавротова, 2003; И.П. Невраева, 2002; Н.А. Пастушенко, 2001; А.Т. Тутатчиков, 2004; др.). Дали о себе знать методы, закрепляющие практические навыки здорового стиля (С.О. Авчинников, 2002;А.А. Кокшаров, 2003; др.) и образа жизни (В.А. Толкачев, 2001; др.). Осуществляются мероприятия в области развития культуры здоровья (Л.М. Аллакаева, 2004; Т.Ю. Никифорова, 2002; Е.Г. Новопадская, 2003; О.В. Рихтер, 2004; А. Н. Маюрова, 1994; др.). В последние годы для повышения грамотности преподавателя, учащихся разных возрастов и учебных заведений, студентов в вопросах здорового образа жизни, проведены научные исследования, разработаны соответствующие образовательные программы, даны рекомендации (Н.П. Абаскалова, 2000; Н.Б. Гребенникова, 2003; Е.В. Ишухина, 2000; Е.В. Купавцева, 2002; И.П. Невраева, 2002; Е.Г. Новопадская, 2003; Хухлаева, 2001; Л.П. Пикалова, 2000; И.П. Мавротова, 2003; Л.П. Василаева, 2003; С.А. Чайников, 2004; др.).

Но из всех направлений, обращают на себя внимание работы [4, 66, 67, 71, 84, 91, 100, 109, 130, 240, 281, др.], базирующиеся на концепции физиолога Г.А. Шичко, который считал, что потребитель ПАВ имеет наркогенное убеждение. Своей научной и практической деятельностью ученые доказали, что выработка у индивида трезвенного убеждения прекращает зависимость от ПАВ. По мнению Г.А. Шичко, потребность, настроенность (установка) и убеждение - взаимосвязанные звенья, соединенные в психологической запрограммированностью. «Психологическая запрограммированность включает в себя настроенность или установку на совершение каких-то действий и соответствующее убеждение. Установка - это решение периодически совершать определенные действия и программа реализации его (Что делать? В какой ситуации? и др.). Убеждение – уверенность в том, что эти действия правомерны, оправданны и даже необходимы» [268, с.22].

Философ Г.Е. Залесский замечает, что убеждение (как и убежденность), выступая, как высшая форма обобщенной мотивационной направленности, само по себе не включается в конкретные акты поведения как их элемент, а выступает как надстройка, реализующая применение знаний и приемов в качестве личного способа социальной ориентировки [88]. В философской литературе под убеждением чаще всего понимают определенное состояние сознания личности, уверенность человека в правоте своих взглядов, принципов, идеалов, предполагающую их действенную реализацию. В педагогической литературе подчеркивается заключенное в убеждениях единство знания и личного отношения к нему, переживания его истинности, тогда как в психологии убеждения связаны с мотивационной сферой личности.

В своей диссертации Н.Л. Пономарев обращает внимание на убеждение как на инструмент успешного формирования у подростка «барьера» к отрицательным влияниям среды и нормализации проявления дистантности в коллективе, что влияет на адаптацию подростка в социуме. Большое внимание в работе уделено приемам внушения [180].

Традиционно под убеждениями понимается система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрениями. Когда содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, образует упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений (философских, эстетических, этических, естественно-научных и др.), то они могут рассматриваться как мировоззрение человека. Мысли и идеи, принципы, которые высказывает человек в публичных дискуссиях, спорах, отражают определенное содержание его знаний, они входят в систему его взглядов как их необходимая составная часть и приобретают для человека устойчивую значимость. Убежденный человек испытывает настоящую потребность утвердить эти мысли и принципы, защитить их, добиться того, чтобы их разделяли другие. Об огромной силе убеждений как мотивов поведения человека говорит стойкость борцов за права человека, которые не поступались своими принципами и взглядами даже перед угрозой смерти и мучений. Убеждения не поддаются физическому, экономическому или фармакологическому воздействию.

Однако, исходя из личных наблюдений, опираясь на результаты ученых, работающих в рамках парадигмы Г.А. Шичко, можно сказать, что убеждение подвластно гортоновическим методам, базирующихся на разных видах речевых воздействий [268, 269].

Доктор исторических наук А.Н. Якушев указывает на необходимость формирования трезвенного убеждения, под которым понимается субъективная уверенность в несостоятельности наркогенного (алкогольного) поведения. Ученый подчеркивает, что трезвенное убеждение формируется за счет активной жизненной позиции, воспитания и самовоспитания и основано на научных знаниях и личном опыте, объективной, социальной необходимости осознанного полного воздержания людей от употребления ПАВ, активного участия в трезвеннической деятельности [281, c. 346 – 347].

Доктор медицинских и педагогических наук Г.Н. Сытин обращает внимание, что метод самоубеждения базируется на самовнушении и убеждении. Ученый категоричен: «Мы не имеем права воспитывать внушаемых людей, которые становятся игрушкой в руках других людей, иногда преступников. Нам надо воспитывать людей убежденных – самостоятельных. Убеждение есть высшая форма сознания личности. Только убеждением можно формировать самоубеждение. Прочно усвоенные идеи становятся убеждениями. Только в процессе собственной деятельности и общения с людьми формируются самоубеждения» [221, c.8-9].

На наш взгляд, трезвенное убеждение, как и самоубеждение, в меньшей степени базируется на научной информации о влиянии ПАВ на организм человека. Скорее всего, здесь базисом служат духовно-нравственные ориентиры личности, где критерии оценки из горизонтальной плоскости: «вредно-полезно» переместились в плоскость вертикальную: «плохо-хорошо». Поэтому нравственными ориентирами для трезвенного человека служат Божьи Заповеди, а духовным мерилом вечность бытия, в смысле бессмертия души, которое достигается через развитие таких совершенств как добротолюбие, сострадание, патриотизм, гражданственность, самодостаточность, здоровый образ жизни (без употребления ПАВ); и т.п.

В истории имеется не мало примеров, когда субъект, внешне ведущий трезвый образ жизни, не употребляющий психоактивных веществ, на поверку оказывался преступником, садистом или попросту аморальным типом. Вполне возможно, что в качестве духовно-нравственного ориентира в трезвенном убеждении могут быть положены основы традиционных религий. В частности, в России это могут быть православие, ислам, буддизм, которые культивируются россиянами в зависимости от места их проживания и вероисповедания.

Доктор медицинских наук, иеромонах Анатолий Берестов - руководитель Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадского (г. Москва), имеющий богатый опыт возвращения наркоманов к нормальной жизни, отмечает, что наркомания – результат определенного (греховного) образа жизни. «Как вере соответствует определенный образ жизни, так и жизни вне веры соответствует свой образ жизни, который создает психический стереотип, программируя соответствующее поведение и создавая психотип человека, как бы запрограммировавший его на вполне определенный – греховный, образ жизни. Таким образом, в психику или в душу человека вложена грехом программа, и эту программу создал сам человек, конечно, при участии внешних воздействий: семейного поведения, улицы, средств массовой информации, научения средой обитания, то есть улицей, школой, друзьями.

И эта программа работает, заставляя жить именно так, как она составлена. Наша задача – изменить программу, вложенную в душу, то есть изменить образ жизни, «начинку» души, изменить психотип наркомана, его мировоззрение. Этого нельзя достичь лечением, ибо грех не лечится» [37, с. 33].

В 60-х гг. ХХ в. Г.А. Шичко были изучены физиологические механизмы второй сигнальной системы. Результаты исследования показали, что «слово может быть использовано и для выработки у человека, особенно у ребенка, психоиммунитета, т.е. отрицательной настройки по отношению к раздражителям, применение которых приводит к появлению вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), а также по отношению к аморальным поступкам, к вере в сверхъестественное и т.п.» [269, c.212].

Кандидат педагогических наук В.А. Толкачев (из Минска), в течение 15 лет проверял эту мысль, доказывая, что сие утверждение верно [223]. Применяя рекомендации Г.А. Шичко [268] на практике, в том числе о написании дневника перед сном по определенному плану и графику, систематически отслеживая последствия, белорусский ученый продемонстрировал высокую эффективность «метода Шичко», благодаря которому десятки тысяч соотечественников обрели сознательную трезвость и стали жить трезвой здоровой жизнью. Как показал обзор литературы, данные рекомендации успешно используются также при профилактике девиантного поведения учащихся школы, которым рекомендуется освоить метод самовоспитания через ведение дневника [251].

Опираясь, в том числе, на работы Г.А. Шичко, педагог А.С. Новоселова предложила использовать в качестве эффективного средства перевоспитания трудных подростков методы словесного педагогического воздействия: внушение (прямое и косвенное), самовнушение, релаксопедию. Исследователь отмечает, что зачастую нравственная сфера подростков изобилует искаженными моральными понятиями, которые не позволяют адекватно оценить свое поведение, осознать, что оно асоциальное, недостойное, вредное как для себя, так и для окружающих. Поэтому только педагогическое внушение, которое не имеет никаких медицинских и педагогических противопоказаний, а является психорегулирующей тренировкой, стимулирующей побудительные силы человека на преодоление нравственных недостатков, содействует образованию нравственных установок, мотивирующих на правильное поведение [157, 158].

Исправляющей силе внушения посвящены специальные работы В.М. Бехтерева, В.М. Кандыбы, В.Н. Култкова, А.П. Слободняк, А.А. Токарского и др. Широко известен метод НЛП (нейролингвистическое программирование), используемый в педагогических и в терапевтических практиках. Соискатель ученой степени кандидата педагогических наук С.В. Тимофеев исследовал неявное использование речи в качестве косвенного внушения, представив, что смысловые элементы языка (скрытые в тексте) объединены в единую замкнутую иерархическую структуру общей концепцией или замыслом и оказывают друг на друга влияние. По наблюдениям исследователя, скрытость истинного смысла открывает для педагога широкие возможности влияния на учащихся [234].

Кандидат психологических наук П.И. Губочкин (2001), проанализировав феномен «метода Шичко», установил, что тот обладает признаками экзистенциальной психотерапии и является вариантом гуманистической психотерапии. Методу свойственны особенности психосинтеза Р. Ассаджоли и психоанализа. Он перекликается с терапией творческого самовыражения и имеет много общего с рациональной психотерапией (П. Дюбуа), также его можно отнести к методам групповой психотерапии (В. Франкл). Вдобавок, метод имеет признаки интегративных психотехнологий (В.В. Козлов), предполагает самоанализ и покаяние (Н.А. Бердяев), соответствует принципам краткосрочной позитивной психотерапии (Т. Ахола, Б. Фурман), свойствам саногенного мышления (Ю.А. Орлов), самоубеждения (Г.Н. Сытин). В настоящее время «метод Г.А. Шичко» используется в социальных и образовательных практиках, при проведении психолого-педагогической профилактики наркотизма в учебном заведении [21, 67, 68, 240, др.].

От себя заметим, что анализируемый метод отличается от иных тем, что в нем любая зависимость рассматривается не как болезнь, а как психологическое страдание, устраняемое не фармакологическими препаратами, а речевым воздействием, в основе которого лежат строго научная информация, предполагающая осмысление социокультурной действительности. Можно сказать, что данный метод построен на принципах гортоновического моделирования сенсорного восприятия на уровне нейронных процессов головного мозга, что позволяет субъекту в течение короткого времени перепрограммировать самого себя с ошибочного на правильный стиль поведения, изменить образ жизни, преобразовать мировоззрение, наполнив его ценностно-ориентированными смыслами.

Таким образом, анализ литературы показал, что целая плеяда ученых видит в добровольном употреблении ПАВ искаженность сознания - психологическое расстройство, основным признаком которого считается наркогенная запрограммированность, рассматриваемая как целенаправленное психологическое воздействие, формирующее автоматическую, стереотипную реакцию на определенные стимулы и поэтому определенным образом изменяющая поведение индивида или группы людей. Потребители ПАВ имеют наркогенное убеждение, которое, в отличие от трезвенного, абсурдно, антинаучно, алогично, базируется на мифах и вымыслах относительно аддиктивного образа жизни. Вместе с тем было установлено, что потребители ПАВ - внушаемые субъекты, которых следует считать жертвами наркогенной пропаганды, а не больными людьми. Под влиянием последовательной, доступной для понимания контраргументации и привлечения к альтернативной деятельности, их мировоззрение изменяется, вследствие чего подвергаются перестройке стиль поведения и образ жизни.

Данный взгляд вселяет оптимизм и дает повод обратить внимание на работы, в основу которых положены декларации о трезвенном воспитании, развивающем трезвенное мировоззрение учащихся, фиксирующем и закрепляющем в сознании воспитанников трезвенные обычаи и традиции, умение и навыки правильного поведения и жизни без опьяняющих средств. Это актуально, как для учащихся общеобразовательных учебных заведений, так и для воспитанников школ коррекционного вида. Злободневным такой подход остается для студентов профессиональных учебных заведений, рабочей молодежи, военнослужащих российской армии и правоохранительных органов.

Безусловно, трезвенное воспитание - альтернатива наркотизму. Однако, несмотря на широкое распространение среди российских детей и молодежи форм аддиктивного и противоправного поведения, в реальной современной образовательной практике трезвенному воспитанию не уделяется внимание, тогда как почти во всех водкопотребляющих странах Евразии существует государственная система трезвеннического обучения в общеобразовательной школе [67].

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты