Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Функции представлений в связи с деятельностью человека




Функция Что происходит в результате осуществления функции или одного из ее звеньев Содержание Пример
Программирующая Возникает идеальный образ Представление для человека выступает в качестве идеального, возникающего в сознании того реального действия, которым он должен овладеть, или того результата, которого он должен достигнуть Воспитание единства дела и слова. «Я хочу»
Регулирующая – составная часть саморегуляции человеком своих действий, поступков, поведения в целом Включается программа-представление Необходимая информация о выполнении конкретного действия, поступка Как следует поступать. «Я смогу»
Осуществляется контроль (самоконтроль) Сличение реального выполнения действия с представлением-программой на основе обратной информации «Так ли я делаю?»
Осуществляется оценка (самооценка) Мышечно-двигательные ощущения получают эмоциональное подкрепление - либо положительное, либо отрицательное Моральное удовлетворение. «Я молодец»
Осуществляется коррекция Исправление ошибок и совершенствование техники выполнения действия, поступка Что-то сделано не так. «Почему? Я буду делать это вот так»
Тренирующая Включаются механизмы идеомоторных реакций Многократное мысленное представление выполнения двигательного действия, поступка Получилось. «Надо делать это так»

 

При переходе от восприятия к представлению совершается преобразование сукцессивного перцептивного процесса в симультанный образ, то есть то, что человек воспринимал последовательно, трансформируется в одновременную целостную умственную картину, что имеет решающее значение при формировании образов-эталонов, «когнитивных карт», концептуальных моделей, наглядных схем, планов и других «когнитивных образований», необходимых для выполнения любой деятельности. Существенной особенностью представления служит его панорамность, дающая субъекту возможность абстрагироваться от него, как бы выходя за пределы актуальной ситуации.

По признаку происхождения выделяют представления зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные, вкусовые и другие, которые имеют определенные содержания. Совокупность представлений создает основу чувственных знаний человека о действительности и о себе самом, которые очень важны для ориентировки в разнообразных ситуациях, для регуляции собственных поступков и действий, а также поведения других людей. Нам кажется особенно интересной программирующая функция представлений, выражающаяся в том, что представления для человека выступают в качестве идеального действия, которым он должен овладеть, или того результата, которого он должен достичь.

Вербально-логическое мышление, речемыслительный процесс составляет третий уровень психического (понятийного) отражения, рационального познания, на котором субъект оперирует понятиями и логическими приемами. В процессе понятийного мышления индивид оперирует абстракциями и обобщениями, зафиксированными в знаках и знаковых системах, наиболее развитой и всеобщей из которых является язык. Обычно образная и понятийная формы психического отражения противопоставляются, как чувственное и рациональное познание, но в реальном когнитивном процессе они органично взаимосвязаны и непрестанно переходят одна в другую. Образ, регулирующий сознательную деятельность человека, так или иначе, включает все три уровня психического отражения.

Б.Ф. Ломов, Н.Д. Завалова, другие исследователи отмечают: для того, чтобы у человека сформировался образ, обеспечивающий возможность эффективно действовать в различных ситуациях, находить в каждом конкретном случае адекватное решение, недостаточно только чувственных данных, то есть сенсорно-перцептивной информации. Требуется раскрыть значение этих данных, выявить существенное, общее, закономерное. В противном случае образ, отражающий только то, что в данный момент непосредственно воздействует на органы чувств, не может обеспечить целенаправленности действий, и информационная часть окружающей среды полностью будет управлять поведением субъекта.

Именно это происходит с молодежной аудиторией, воспринимающей мир через призму медиа средств. Знакомство потребителя с информацией происходит в несколько стадий [62, 64, др.]. Он ее замечает, запоминает, понимает, интерпретирует, использует для решения задач. Информационные единицы – знаки, символы, фигуры и пр. - хранятся в памяти в виде энграмм, которые составляют программу. В основу программирования положен информационный прием – создание доминанты – временно господствующего очага возбуждения, который подавляет активность других сфер сознания, в первую очередь критичность, разумность, рассудочность. Взрослый человек способен критично воспринимать и ранжировать информационные потоки, исходящие на него из различных коммуникативных источников, тогда как дети этим умением не владеют и наряду с полезной информацией пассивно воспринимают информацию вредную и опасную.

Следует отметить, что информационное пространство не есть хаотичное или упорядоченное расположение знаков и символов вокруг реципиента. Скорее всего, это субъективное представление о мире, связанное рамками общего смысла, что позволяет реципиенту абсорбировать информацию согласно внутренним ориентирам, внутренней системе координат, «внутренней картине мира» [7, 76]. В этой парадигме информационное пространство целесообразно рассматривать как социопсихологическую модель [76], когда внутреннее информационное пространство индивида [33] служит отражением внешнего информационного пространства.

Внутреннее пространство не строго научный термин, поэтому никак не определено в словарях. Тем не менее, оно часто употребляется или подразумевается в научной и научно-популярной литературе. Авторы различных концептуальных моделей вкладывают в понятие собственный смысл (К. А. Абдульханова, 1981; Д.И. Фельдштейн, 1997; М.К. Мамардашвили, 1988; Л.М. Веккер, 1998; Н.А. Бернштейн, 1997; А.А. Бодалев, 1999; Л.П. Гримак, 1999; др.).

На наш взгляд, внутреннее пространство индивида – это форма существования психического вообще, а в более узком смысле, форма существования «внутренних образов» (Т.Н. Березина, 2001), «внутреннего человека» (Е.Г. Эткинд, 1999; А. Храповицкий, 2002; др.) и т.д. При этом мы понимаем внутреннее пространство не только как отражение пространства внешнего, но как более сложное личностное образование, зависящее и от биологических, если хотите, генетических параметров индивида, и от воспитанности, и от интеллектуального ресурса. Здесь, наряду с психически преобразованным объектом, в гораздо большей степени представлен сам субъект с его чувствами, эмоциями, образами, жизненным опытом, ценностными образованиями и духовно-нравственными ориентирами. Можно сказать, что дизайн внутреннего пространства личности во многом зависит от самого человека, от его информационной культуры.

Как показывает Т.Н. Березина, характеристики внутреннего пространства изменяются в зависимости от отношения человека к миру, к его информационным и смысловым единицам. В этом значении всякий человек – личность со своим, отличным от других, внутренним пространством, являющимся продуктом собственной жизнедеятельности, выступает центром активности, конструирующей мир собственного воображения. Внутреннее пространство каждого человека, в том числе потребителя психоактивных веществ, неповторимо. Мы полагаем, что во внутренних пространствах потребителей психоактивных веществ имеется много общего, вероятно, в виду того, что их внешнее информационное пространство насыщено однотипными информационными единицами, вызывающими сходные образы, эмоции и чувственные переживания, поведенческие реакции.

Таким образом, если внешнее информационное пространство – это знаки, символы, фигуры и другие информационные единицы, то пространство внутреннее - это образы, смыслы, представления, наделяющие информационное пространство значениями. В окружающем пространстве человек ищет знаки, а во внутреннем - смыслы, на которые он мог бы опереться, чтобы почувствовать себя личностью или представителем общности, носителем культуры, выразителем духовно-нравственных ценностей.

В современном мире, когда ведущую роль в управлении общественными процессами играют СМИ, недопустимо игнорировать их значение в формировании внутреннего пространства личности в угоду массовому сознанию. Если учесть, что эффективная реализация промышленного товара, каковой является, помимо прочих, алкогольная и табачная продукция, не возможна без информационной поддержки со стороны СМИ, то логично предположить, что внутренний мир индивида содержит достаточное или чрезмерное количество образов, связанных с началом и систематическим употреблением ПАВ. В связи с этим возникает необходимость рассматривать наркотизм не только как информационно-пространственное (внешнее), но и как информационно-психологическое (внутреннее) явление. Это позволяет строить мероприятия психолого-педагогической профилактики наркотизма исходя из принципов герменевтики, обучая потенциального потребителя наркогенной информации стоять на позиции интерпретатора с целью выявления интерполяции текстов, пропуская информацию через когнитивную призму рефлексии вопросов: «Что за этим стоит? Зачем это сообщают? Какую роль может сыграть эта информация? Согласуется ли она с имеющимися данными? Насколько она безопасна?».

Таким образом, из вышеизложенного следует, что наркотизм - это информационно-психологическое явление, отражающее влияние наркогенной информации на психологию реципиента с индивидуальными особенностями восприятия, в результате взаимодействия которых образуется новое представление об окружающем мире с включением элементов наркотизма. Систематическое контактирование реципиента с наркогенной информацией закрепляется позитивной либо негативной эмоцией, что может вызвать как положительное, так и отрицательное отношение к проявлениям наркотизма, его знакам, символам, фигурам, а также образцам аддиктивного поведения. Это служит достаточным условием для последующего развития наркогенной идеологии, вытеснения трезвости из внутреннего пространства индивида, склонения к наркогенной модели общежития и освоения аддиктивных форм поведения.

Анализ сущности и содержания наркотизма показал, что этот феномен следует рассматривать целостно, беря во внимание как внешние его проявления - систему знаков, символов, смыслов, так и внутреннее содержание субъекта, находящегося под их влиянием, - установки и ценностные ориентиры, отражающие их значение через аддиктивное поведение (рис.3).

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО НАРКОТИЗМА     ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

 
 


ВНЕШНЕЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

 

 

 


Рис.3. Трехуровневая модель наркотизма: информационное пространство наркотизма – внутреннее пространство реципиента – аддиктивное поведение

 

Во многом информационно-пространственное окружение субъекта формирует внутреннее пространство, его внутренний мир, так сказать, «внутреннего человека», который живет и мыслит категориями, усвоенными как через государственную систему образования и воспитания, так и стихийно - через восприятие социальной и массовой информации помимо семьи и учебного заведения.

Хаотичная, бесцельная молодежная социализация, к тому же без должного контроля со стороны государственных структур, без привития подросткам культурных норм и элементов воспитанности, делает молодое поколение зависимыми от противоправных и антигосударственных установок. Не учитывать этого нельзя, так как игнорирование влияния социума и СМИ на детей и молодежь, «свободное» их взросление, без ограничения и коррекции сфер жизнедеятельности и создания условий для ценностного развития, отражается на образованности и мировоззрении юношества, на их патриотизме и гражданской ответственности. Поэтому мы склонны считать, что в основу эффективной психолого-педагогической профилактики наркотизма учащихся должно быть положено развитие у них трезвенного мировоззрения, что возможно в условиях трезвенного воспитания, при практическом усвоении элементов собриологической культуры.

В виду того, что российское информационное пространство подвергнуто виктимизации со стороны СМИ, имеет признаки наркотизма и криминальной идеологии, общественность, в первую очередь педагоги и родители, вправе требовать от государства принятия мер в области информационной политики, которые бы ограничили трансляцию сцен насилия, жестокости, аддиктивных и противоправных форм поведения на массовую аудиторию. Одновременно с тем, с целью минимизации воздействия наркогенной информации на детей и молодежь, необходимо создавать в семье и учебном заведении условия для трезвенного воспитания, развития трезвенного мировоззрения. Вместе с тем, следует культивировать объединения граждан ведущих трезвый образ жизни, содействовать распространению детских и молодежных организаций, направленных на утверждение и распространение трезвенных обычаев и традиций, искусственно поддерживать и укреплять в обществе позиции собриологической культуры.

Как мы убедились, информационное пространство обладает великой силой воздействия: оно может образовывать, умственно развивать, задавать морально-этические нормы, либо наоборот, влиять на потребителя информации негативно, болезненно и разрушающе. В этой связи педагогу целесообразно изучать анатомию, структуру информационного пространства, уметь выделять его педагогические ресурсы и возможности. Мы полагаем, что умения такого рода способствуют моделированию и проектированию, как образовательного пространства, с его субъект-объектными взаимодействиями, отражающими знания о предмете, так и образовательной среды, с её субъект-субъектными отношениями, в результате которых возникает или дополняется представление о чём-либо.

Понимая наркотизм как информационно-пространственное состояние общества, которое индивид, как его член, выражает своим отношением к ПАВ, необходимо психолого-педагогическую профилактику наркотизма строить с учетом индивидуальных особенностей личности, а также его информационного окружения. Поэтому в задачи педагога должно входить обучение воспитанников критичному восприятию информации, умению выбора информационной среды, преобразованию информационного пространства. Это связано и с тем, что человек с низкой информационной культурой уязвим, а, попадая в информационную среду со знаками наркотизма, очаровывается его информационно-эмоциональным обаянием, склоняющим к употреблению ПАВ, к принятию суррогатных форм поведения. Напротив, информационно компетентный человек способен защитить себя и близких от пагубного воздействия информации. Кроме того, в его силах менять среду или преобразовывать информационное пространство, руководствуясь личностными ценностными установками, принципами человеколюбия, терпимости, добротоделания.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты